рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Реферат: Социокультурная динамика межпоколенных взаимодействий рефераты

 Целью пятого урока было изучение процесса формирования стереотипов и применение ярлыков к пожилым людям сторонниками дискриминации по возрастному признаку.

Студенты перечислили следующие стереотипы: все пожилые критикуют молодых, любят посплетничать, бабушки в транспорте агрессивно настроены, все пожилые люди больные и бедные, пожилому человеку ничего не надо: ни модной одежды, ни косметики, с возрастом возникает старческое слабоумие, большинство пожилых людей одиноки, у пожилого человека уже все в прошлом, ему не к чему стремиться, в старости жизнь становится неинтересной.

На вопрос - почему мы воспринимаем пожилых людей через призму негативных стереотипов?, студенты ответили так: мы сами не хотим быть старыми, боимся потерять привлекательность, физические и умственные способности, независимость, возможность зарабатывать деньги. Из этого можно сделать вывод: изображение пожилых людей как непохожих на других, маргиналов, позволяет людям дистанцироваться от того, что они подсознательно воспринимают как возможное будущее. Люди избегают реальности путем сегрегации пожилых людей.

Реальное восприятие возраста означает, что нам приходится осознавать собственную уязвимость и смертность.

Однако общество наносит вред самому себе тем, что оно отгораживается от пожилых людей и дискриминирует их. Создавая стереотипы по отношению к пожилым людям, общество уклоняется и пренебрегает ответственностью за них, заставляет пожилых людей поверить в стереотипы, приспособиться к ним и ограничить свой потенциал. Благодаря всему этому общество лишается возможности пользоваться вкладом, который могут внести пожилые люди, их жизненным опытом. Стереотипному восприятию может противодействовать любой способ подачи точной информации о разнообразном мире пожилых людей, информации, которая изображает пожилых людей в достоверном и позитивном свете. Поэтому студентам была зачитана соответствующая информация.

 Во второй части этого урока были разданы списки с описанием состояний молодости и старости (см. приложение). Студенты должны были отметить те состояния, которые они считают подходящими для описания молодости и старости и добавить слова, которых, по их мнению, не хватает. Большинство группы отметило для молодости:

свежесть, расцвет, незрелость, юношество, молодое поколение, источник проблем, а для старости: седина, дряхлость, старческое слабоумие, годы упадка, у которого все в прошлом, "старый болтун".

Студенты указали на то, что к описанию молодости можно добавить слова - деятельность, активность, а к старости - опыт, мудрость.

 На шестом уроке используется ролевая игра, суть которой заключается в следующем: в общественную палату неожиданно приходит объявление о том, что выделяются дополнительные сто миллионов рублей и они будут направлены только в один отдел.

В игре принимают участие: министры по вопросам детства, по делам молодежи, по вопросам пожилых людей, министр труда и министр культуры. Тот министр, который наилучшим образом обоснует необходимость получения этих средств, получит их в свой отдел.

Были предложены различные проекты.

Задачей группы было обсуждение:

1) реалистичности данных проектов,

2) того, будут ли выгоды от проектов долгосрочными или кратковременными,

3) что может выиграть от этого общество.

 Группа так и не смогла прийти к единому решению, но проекты, предложенные студентами, были достаточно реалистичными и интересными. После окончания игры группе была зачитана информация, указанная в приложении.

 На второй части урока была раздана информация относительно увеличения числа пожилых людей в мире ( см. приложение), которую нужно было обсудить. Целью являлось осознание того, что мир стареет и изучение значения данной проблемы для социальной политики.

 Седьмое занятие предоставляет студентам возможность представить себе будущее и рассмотреть состояние мира в 2043 году, когда им будет 60 лет, подумать о возможном личном участии, необходимом для создания благоприятного будущего.

 Дискуссия проводилась по таким вопросам, как: сохраниться ли семья в ее нынешнем виде, в каких домах мы будем жить, как будем одеваться, какими будут профессии в будущем, средства связи (телевидение, радио, телефон, Интернет), каково будет состояние окружающей среды, сохраняться ли религии. Также были обсуждены вопросы относительно того, что мы можем сделать для создания лучшей обстановки в завтрашнем дне, для изменения негативного отношения к пожилым людям, для пожилых людей, которым требуется помощь. Студенты говорили о том, что для создания лучшей обстановки в завтрашнем дне нужно задумываться о будущем сегодня, укреплять семейные связи, изменять отношение к старшему поколению, быть добрее и терпимее к людям, а также учиться, получать новые знания, чтобы в дальнейшем иметь возможность работать на благо общества. Что же касается изменения негативного отношения к пожилым людям, то группа считает необходимым быть к ним внимательнее, милосерднее, как можно больше общаться, разговаривать об их прошлом, о насущных проблемах, интересоваться их мнением, а также студенты отметили сильное влияние средств массовой информации, воспитания в семье и школе на формирование отношения к старшему поколению. Все студенты согласились с мнением, что пожилым людям обязательно нужно помогать, особенно в сегодняшней ситуации, сложившейся в стране, когда поддержка социальных служб и государственных органов очень ограничена.

 Заключительный урок (восьмой) был проведен в Городском Центре помощи женщинам, семье и детям, при котором есть клубы по интересам как для молодых, так и для пожилых людей. Этот урок был адаптирован и применен в виде сценария, указанного в приложении. На этом занятии присутствовали представители старшего и младшего поколений. Целью было размышление над тем, что значит быть молодым и пожилым, и изучение взглядов поколений относительно друг друга.

 Старшее поколение было немного агрессивно настроено по отношению к молодым. Оно утверждало, что прошлые ценности совсем исчезли и появились иные, что главные ценности сегодняшней молодежи - богатство и престиж, что деньги сегодня решают все. Одна из бабушек, у которой внук, занявшийся бизнесом, погиб, процитировала следующие строки: "За деньги можно купить кровать, но не сон; еду, но не аппетит; лекарства, но не здоровье; дом, но не домашний очаг; книги, но не ум; украшения, но не красоту; роскошь, но не культуру; развлечения, но не счастье; религию, но не спасение." Пожилые люди говорили о том, что такие личностные качества как порядочность и доброта вытеснили наглость, хамство, неуважение, что потеряна правда, стыд, нравственность ("правду превратили в подножный коврик").

Старшее поколение считает, что молодежь сегодня сексуально распущена, и этому во многом способствует телевидение, например реклама презервативов, а также пожилые считают, что СМИ стремиться оторвать молодежь от старшего поколения, внушить, что пожилые люди - это вчерашний день. Это мешает взаимодействию поколений, а если молодежь не будет знать свое прошлое, свои основы, перенимать опыт предыдущих поколений, то не будет и будущего, потому что нельзя построить жизнь на пустом месте. Поэтому самое главное - преемственность поколений. Пожилые считают, что в школе сейчас дают неточную и неполную информацию о нашей истории. Они утверждают, что к их мнению не прислушиваются, поступают по-своему, значит их не уважают. Еще один аспект, который раскритиковали пожилые люди - мода сегодняшней молодежи. Они полагают, что форма одежды сейчас безнравственная. особенно у эстрадных исполнителей. Также старшее поколение считает, что сегодняшняя мода не позволяет молодежи быть здоровой, а если молодое поколение будет больным, то не будет потомства, а значит и будущего.

 Пожилые люди приводили много интересных и поучительных примеров из собственной жизни. Они утверждали, что от молодежи зависит то, каким будет общество, что она должна строить жизнь и для себя, и для своих детей.

 Молодые люди, в свою очередь, высказали следующие ассоциации, связанные у них с пожилыми людьми:

Пожилые люди - это...

- прежде всего жизненный опыт и мудрость;

- заслуженный отдых ( конечно, пожилой человек может продолжать трудовую деятельность, если он этого хочет и ему позволяет здоровье);

- возрастные особенности ( болезни, склонность к забывчивости, определенные черты характера, изменения во внешности );

- особые нужды ( пожилые люди нуждаются в особом уходе, внимании, понимании и уважении ).

 Что же касается проблем молодежи, то молодые люди говорили о следующем. В настоящее время из-за значительных сокращений материальной базы не каждый молодой человек имеет возможность проведения культурного досуга, получения образования, реализации в жизни. Поэтому многие получают "образование" на улице. Не имея возможности устроиться на работу, так как сейчас не только пенсионеры, но и молодые специалисты без опыта работы сталкиваются с проблемой трудоустройства, молодые люди вынуждены расширять поле самореализации и могут быть вовлечены в сомнительные предприятия, различные криминальные группировки. Многие сейчас вынуждены торговать на базаре, потому что не видят других перспектив.

 На вопрос: чему старшее поколение может научиться у младшего? , пожилые люди ответили, что сейчас идет научно-технический прогресс, появляется множество нововведений, например, компьютер, поэтому освоению различного рода инноваций молодежь и должна учить пожилых людей.

 Молодые же, в свою очередь, хотели бы научиться у старшего поколения хозяйственным делам, таким как рукоделие, кулинария и другим. Также они хотели бы научиться быть более чувствительными, так как люди сегодня стали довольно "черствыми", взаимоуважению. Молодые люди придерживались и такого мнения, что пожилые должны учить их строить отношения в семье, то есть культуре семьи, потому что сегодня сильно увеличилось число разводов, неполных семей, все меньше становится многопоколенных семей, бабушки и дедушки практически не принимают участия в воспитании внуков, а родители в силу своей занятости зарабатыванием денег мало уделяют времени своим детям. Поэтому все чаще встречаются беспризорные дети.

 В целом, на данном мероприятии молодое поколение и старшее смогли достичь взаимопонимания и признали, что им было интересно общаться друг с другом, услышать мнение противоположного поколения о себе, и теперь им есть над чем задуматься, а также оба поколения пожелали, чтобы таких мероприятий проводилось больше.

 В результате проведения данной программы молодые люди узнали многое о жизни пожилых людей и их возрастных особенностях, узнали о том, какая им необходима помощь и кто ее должен осуществлять, задумались о старении, о будущем. Также студенты попытались разобраться, почему мы воспринимаем пожилых людей через призму негативных стереотипов. Эта программа помогла понять, что старость не всегда связана с болезнью, бедностью и одиночеством, что важно не то, как ты выглядишь, а то, как ты себя чувствуешь. Значимым является то, что студенты считают необходимым укрепление семейных связей, тесное общение со старшим поколением, так как у него многому можно научиться, а также согласны с тем, что пожилым людям обязательна нужна помощь со стороны детей и внуков.

 Важным выводом нашего исследования является то, что стереотипное восприятие пожилых людей и старости подвергается коррекции. Этому способствует любой способ подачи точной информации о разнообразном мире пожилых людей, об их особенностях, о возрастных этапах человеческой жизни, а также личный контакт с представителями старшего поколения.

 

 Подведем итоги данного параграфа.

Развивающиеся в современном обществе межпоколенные практики предлагают механизм, с помощью которого люди различных поколений целеустремленно сотрудничают для того, чтобы поддерживать и оберегать друг друга. Межпоколенные практики позволяют удовлетворить потребности в контактах между поколениями, разрушая барьеры, которые современное общество установило между возрастными группами. Для успешного развития нашего общества необходимо объединить опыт, знания и мудрость пожилых людей с жизнерадостностью, активностью и оптимизмом молодых, необходимо взаимодействие, взаимопомощь поколений.

Использование ресурсов социальной политики, средств массовой информации и социального окружения необходимо для формирования позитивного отношения к пожилым людям. Устранение дискриминации по возрастному признаку, сокращение социальных дистанций между поколениями должно стать приоритетными направлениями социальной политики и социальной структуры российского государства.


Заключение.

 

Проблема поколений относится к числу вечных, и проблема эта не биологическая (на таком уровне она существует и у животных ) и даже не демографическая, а социокультурная или культурно-историческая. В этом смысле сам термин поколение неопределен. Он передает прежде всего сопричастность людей к тем или иным общественным событиям (процессам), существенно влияющим на жизнь общества, и связанную с этим общность целей, социально-психологических установок, ценностных ориентаций, характеризующих специфику их менталитета. Речь идет об изменениях способов и типов преемственности, культурно-исторический смысл которых высвечивается отношением к традиции.

 В условиях резких социальных переломов, разумеется четче обнаруживается конфликт поколений, поскольку возрастные особенности сказываются на способности адаптироваться к изменениям, так что социокультурные характеристики как бы переплетаются с демографическими. Но это не означает их отождествление.

Такое отождествление чревато нигилизмом, то есть подменой изменения типов и способов преемственности, уничтожением традиции, а значит и разрушением культуры (пример тому - возникновение "контркультуры" на базе молодежных движений 60-70-х годов), потому что культура может развиваться опираясь только на традиции.[41]

 Поколение - категория временная. Смена поколений - это тот поток, который идет в истории, обеспечивая передачу социальной информации, культуры, накопленного опыта от одного поколения к другому. Но конкретный характер взаимосвязи зависит от исторических условий. Поэтому исторический подход к проблеме чрезвычайно важен. Каждое общество, каждая эпоха вырабатывает определенный тип взаимосвязи поколений и определенные механизмы передачи культуры во времени.

 В традиционных обществах место каждого человека было определено с момента рождения, проблема личности там не стоит как самостоятельная, способы взаимосвязи поколений, передачи опыта определены и неизменяемы. Иная картина в современном динамичном обществе, которое постоянно ставит перед каждым новом поколением проблемы и задачи самоутверждения, выбора путей своего развития. В таком обществе опыт предыдущих поколений не может полностью отвечать задачам настоящего и будущего. Не остаются неизменными и сами механизмы трансляции опыта, соответственно формируется "образ" каждого поколения.

Поскольку поколение - категория временная, неизбежна проблема, связанная с отношением каждого поколения к прошлому, настоящему и будущему. Для России это проблема особой остроты. Отказ от идеологии прошлого привел к распаду "связи времен", чувства сопричастности к истории своей страны, своей родины.[42]

Анализ ценностных аспектов взаимосвязей и взаимоотношений поколений тоже очень важен, так как изменилась система ценностей. Меняются и механизмы "социального наследования", и способы самоутверждения новых поколений. Сейчас молодежь обрела большую самостоятельность, в том числе и в выборе того, что она воспринимает из прошлого, и, вместе с тем, усилилось в детерминации ее поведения влияние материальных соображений и экономических факторов. Ломается прежний, преимущественный традиционалистский механизм социального наследования, а новый механизм, способный ограждать молодежь от антиобщественных влияний, настроений, поступков, еще не сформировался.

 Таким образом, сфера взаимоотношений поколений в современном государственном обществе является сложной для анализа и здесь необходим комплексный подход: она должна рассматриваться с философской, психологической, культурологической и конкретно-социологической точек зрения. Основной круг современных проблем взаимоотношений поколений в нашем обществе задается российской историей и переходным состоянием самого общества. Перемены в России, полностью отвергающие опыт предыдущих поколений, ведут к конфликту и разрыву между поколениями. В настоящее время идет процесс освоения идеи индивидуальности как важнейшего социального достояния. Этот процесс идет в двух направлениях: с одной стороны экономическая предприимчивость, с другой - сфера частной жизни, персональных связей и отношений. Молодежь при этом имеет некоторые стартовые преимущества - пластичность, свободу от стереотипов, реальный запас дружественных форм общения. Наибольшие же социальные, культурные, эмоциональные дефициты испытывают на себе старшие. Существуют различия в ценностных ориентациях и предпочтениях молодых и пожилых, которые проявляются в предпочтениях частной и государственной сферы производства и потребления. Разделению поколений способствует тот факт, что молодое поколение использовало предоставленные шансы на восходящую мобильность, а старшее поколение скатилось по статусной лестнице вниз.

Итак, реформы, произошедшие в России, не внесли в жизнь пожилых людей каких-либо улучшений.

 Дистанцированность поколений повлияла на изменение отношения молодежи к пожилым людям. Так как молодое поколение не имеет ясного представления о жизни пожилых, оно склонно драматизировать их социальное положение. Так рождаются стереотипы, когда вероятностный характер сведений о реальности трансформируется в категорическое суждение детерминистического характера. Пожилых людей воспринимают как больных, бедных, одиноких, не имеющих социальной значимости, не способных воспринимать новое.

В.Д. Альперович делает вывод о том, что ненависть к старикам никогда не была характерной чертой массового сознания в России. Однако дестабилизация социальной ситуации в нашей стране, фрустрированность сознания людей, живущих в режиме выживания, влияют на то, как молодежь воспринимает пожилых людей.[43]

В современной российском обществе, хотя и в меньшей степени, чем в западных странах, вступивших в эпоху модернизации, формируется отношение к пожилым людям, как ненужным обществу. Наш европейский менталитет смягчает это утилитарное отношение к пожилым людям как отработавшим свой ресурс и место которым - на свалке. Правда, и на Западе культура полезности людей с ограниченными возможностями, к каким относится и большинство стариков, эволюционирует в сторону культуры достоинства.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12