рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Реферат: Социокультурная динамика межпоколенных взаимодействий рефераты

Старшее поколение осуществляет важную социальную функцию связи поколений, являясь необходимым звеном цепи, уходящей в далекое прошлое. Но память о прошлом сегодня больше накоплена в книгах, кинофотодокументах, на компакт дисках, нежели в ненадежной памяти стариков. Даже в семейном кругу передача семейных традиций от старшего поколения к младшим, память о предках, как правило, не реализуется. Сегодня при опросах старшекластников становится нормой, когда многие молодые люди не могут назвать места работы и должности отца или матери, не говоря уже о биографии родителей, тем более - бабушек и дедушек. Что касается более дальних предков, то они должны быть совершенно выдающимися людьми, чтобы правнуки могли что-то знать о их жизнедеятельности (и не просто из семейных преданий, а из книг и СМИ).

 Причины наиболее частых конфликтов в семьях из трех поколений - распределение ролей, борьба за главенство. У старших опыт, молодым бы слушаться, а они почему-то не хотят.

 Распад, дробление большой семьи - процесс объективный. На Западе он начался раньше, у нас позже. Нуклеарная семья, родители - дети, становится преобладающей. Это связано со многими сложными процессами - индустриализацией, урбанизацией, научно-технической революцией. Но нельзя тут, наверное, недооценивать и факторов субъективных, психологических. Легко ли жилось детям, где командовали старшие, порой довольно деспотично? Уход из под диктата можно считать явлением общественно-прогрессивным и необходимым. Молодых людей уводили из дому тяга к самоутверждению, поиск возможностей для этого. И сегодня, хотя от прежней родительской власти почти ничего не осталось, они жаждут автономии, особенно после вступления в брак. Мудрые родители понимают это желание и идут ему на встречу, если могут пойти. Но, увы, не каждые родители могут обеспечить молодоженов отдельным жильем, а совместное проживание бывает очень сложным, даже при обоюдном стремлении понять друг друга и чем-то поступиться. Родителям кажется, что они творят благое дело, учат уму-разуму, а молодые иногда из-за этого "блага" разводятся. Излишне опекая взрослых детей, освобождая от решения многих жизненных проблем, родители в то же время жалуются на их несамостоятельность. Особенно трудно складываются отношения в семьях, где у старших нет своих интересов, личных целей и они полностью отождествляют свою жизненную перспективу с жизнью детей.

Зачастую конфликты возникают из-за того, что молодым легко все в доме менять, перестраивать, обновлять, спешить за модой, а пожилые люди больше ценят то, к чему привыкли. В этом скорее не старомодность вкусов, а особая мудрость.

 Сейчас изменились пожилые люди. Чем выше уровень образования, чем шире интересы, тем больше дорожат они своей суверенностью. Да и с жильем стало полегче: хоть все еще остра эта проблема, но уже не так, как двадцать-тридцать лет назад. "Помогать взрослым детям, заботиться о внуках надо, но жить лучше отдельно, пока себя обслуживаешь" - вот точка зрения многих пенсионеров, особенно "молодых". Но что не говори, трудно одиноко живущим старикам, особенно когда дети в другом городе.

 Невольно вспоминаются слова А.С. Пушкина: "... семья должна быть одна под одной кровлей: муж, жена, дети - покамест малы; родители, когда уже престарелы". Многие сегодня разделяют взгляды Александра Сергеевича, но как их воплотить в жизнь?

 Одни требуют строгих правовых, административных, общественных мер. Считают, что закон должен "обязать отъявленных эгоистов жить вместе с пожилыми родителями", что детей, "спихнувших" мать или отца в дом для престарелых, надо судить. Но не сократим ли мы при этом жизнь пожилым родителям? Нечасто встретишь мать, желающую публичного позора своим детям, даже если она льет из-за них слезы.[29]

 Конституцией определена обязанность детей "заботиться о родителях и оказывать им помощь". Можно взыскать алименты с забывших о своих святых долгах, но только большинство стариков нуждаются не в материальной поддержке, а в моральной. Поэтому у многих сама мысль о строгой регламентации отношений вызывает протест: "Жить вместе по обязанности? Какой же климат будет в такой семье?"

Дети привыкли видеть в родителях опору и не всегда вовремя замечают, что наступил новый этап отношений, новое распределение ролей, когда они должны заботиться о своих родителях.

 Некоторые видят причину всех бед в "разрушении" больших семей и вспоминают о прежнем патриархальном укладе семьи, где не было одинокой старости.

 В самом деле, никакой закон не сможет учесть все разнообразие семейных сложностей, конфликтов.

 Квартирные обмены в пределах одного города - жить вместе, поближе - тоже не просты. И, конечно, пожилым родителям и взрослым детям нужна здесь помощь общества, исполнительных органов власти, которые, обеспечивая жильем, должны и учитывать вопросы расселения. Близость проживания способствует контактам.

Проживая вместе или неподалеку друг от друга и поддерживая достаточно частые контакты, родители и их взрослые дети могут оказывать взаимные жизненно важные услуги и помощь. Для родителей это имеет значение не только в материальном отношении, но и в эмоциональном, как выражение памяти и близости, уважения и сердечности. Услуги и помощь со стороны взрослых детей имеют для родителей тем большую ценность, что во многих случаях они являются единственными значимыми для них контактами с людьми.

А пожилые родители, в свою очередь, могут помогать вести домашнее хозяйство, присматривать за внуками. Обмен услугами и помощью несравнимо выше между родителями и взрослыми детьми, живущими вместе или недалеко друг от друга.

 Но если старые люди по тем или иным причинам - географическим, психологическим - не могут жить вместе с детьми, то государство должно о них заботиться так же, как и об одиноких.

 Хотя эпитет "счастливая" и не годиться для старости, но разве любовь и забота детей - не из области счастья?

 Хорошо приходить в дом, где вместе со взрослыми детьми и внуками живут бабушка с дедушкой. Особый уют в этих домах. Здесь тихие, спокойные вечера, когда молодой хозяйке, прибежавшей с работы, не надо «разрываться» между плитой и детьми. У бабушки уже готов ужин, и вся семья садится за стол. Старый добрый порядок, который не так просто сохранить при нынешних ритмах жизни, особенно в больших городах. Мы привыкаем есть на ходу, а накрытый стол - это разговоры, которые маленьких детей приобщают к заботам взрослых, а бабушке с дедушкой дают ощущение наполненности жизни. Они в курсе дел своих детей и внуков. Все, что с ними происходит, их непосредственно касается. А если могут дать совет - счастливы.

 В семье, где складываются подобные отношения, не услышишь от старших ворчливого: "Вот мы в дни нашей молодости..." Они и от сегодняшних дней не отстают, знают, что нынче читают, и даже к музыкальным вкусам внуков относятся с пониманием. В таких домах нередко собираются родственники. Как важно, особенно при малочисленности нынешних семей, чувство родства, рода, корней.

Это каждому и в себе помогает разобраться, случайном и неслучайном в своей жизни. Однако мало и все меньше таких домов.

 Дети необыкновенно чутки и улавливают все оттенки взаимоотношений в семье. Опыт многих семей показывает, что дети повторяют своих родителей. Если родители хорошо относятся ко своим старикам, то они могут быть спокойны: у них будет счастливая старость.

 Подведем итоги данного параграфа.

Пожилые люди долгое время являлись трансляторами культурных традиций и занимали влиятельную и авторитарную позицию в обществе, таким образом, они служили молодежи положительными образцами для подражания. Такие отношения между поколениями были закономерны, так как они удовлетворяли основные потребности как детей и подростков, так и пожилых людей. Пожилые люди выполняли наставнические функции, передавая свои знания и опыт молодым, для которых такая информация была необходима. Таким образом пожилые люди получали возможность адаптироваться к новым социальным ролям и найти механизмы самореализации, а молодежь приобретала жизненно важные навыки.

Сегодня же эти знания и профессиональные навыки в массе приобретаются через социальные институты и устаревают несколько раз в течение жизни одного поколения. Таким образом старики превращаются в "носителей прошлого" - отживших ценностей, устаревших профессиональных знаний, ненужных эталонов поведения, только мешающих адаптации активного населения. Трудовой опыт старшего поколения в большинстве случаев остается невостребованным, а попытки использовать хорошо работающие в прошлом методы организации труда, стимулирования работников, продвижения по службе могут оказаться даже вредными. Это трижды справедливо для России, переходящей от плановой к рыночной экономике.

Представители поколения, рожденного в 60-е годы, говорят о том, в их жизни бабушки и дедушки имели большое значение: они ухаживали за внуками, когда те болели; рассказывали сказки; служили защитой и источником сочувствия; были наиболее близким и доверенным другом; никогда их не наказывали; всегда были добры к ним и прощали ошибки.

Сейчас же некоторые пожилые люди избегают общества молодых, ворчат на них, критикуют их поведение и взгляды. Им кажется, что теперешние молодые люди - грубые, в целом - иные.[30]

В настоящее время, в связи с увеличением числа нуклеарных семей, общение старшего поколения с младшим затруднено, хотя конечно имеет место. С физическим удалением поколения дедов и бабушек из мира, в котором воспитывается ребенок, его жизненный опыт "сокращается на поколение, а его связи с прошлым ослабевают". С распадом многопоколенных семей появились проблемы одиночества в старости, детской беспризорности. Вот почему так важны многопоколенные семьи.

 В экономически развитых странах люди старше 60-ти лет составляют 20-25%. Это отразилось на программе действий ООН и ВОЗ. 1993 год был объявлен годом пожилых людей и солидарности между поколениями, а 1994 год - годом семьи. И такая постановка вопроса не случайна, ведь совместное проживание пожилых людей с семьей - это проблема и для семьи, и для пожилого человека.[31]


2.2. Практики межпоколенных взаимодействий

Пожилой человек в конкретном обществе может выступать в качестве субъекта средовой активности, то есть действовать на благо этого общества или просто участвовать в его жизни. Он может также быть объектом средовой активности, что означает, что местные организации или социальные учреждения занимаются помощью пожилым людям. Но, независимо от того, в какой роли (объекта или субъекта) выступает пожилой человек в конкретном обществе, каждая из этих ролей способствует уменьшению чувства его одиночества и изолированности от общества. И чем глубже и живее будет связь с общественностью, тем больше и сильнее будет чувство общности с ней.[32]

Существует большое разнообразие контактов и сфер деятельности для пожилого человека, который желает заняться полезной для окружающих деятельностью. Контакты устанавливаются в первую очередь через формальные учреждения, общественные организации и группы, имеющиеся в данном районе. Кроме того, пожилые люди могут поддерживать связи с коллегами по работе, знакомыми, соседями. Наиболее простая и распространенная форма общения существует в группах, состоящих из бабушек и внуков, за которыми они присматривают. Бабушки заняты беседами, внуки - совместными играми.

Это убеждает нас в том, что согласие между пожилыми людьми и молодежью не только существует, но и имеет возможности для своего развития.

 Пожилой человек контактирует с названными социальными группами в относительно узкой сфере: в магазине, парке, библиотеке, клубе и других культурных учреждениях. Ограничение пространства, в котором происходят эти контакты, наступает одновременно с убыванием физических сил стареющего человека, вплоть до полного "замыкания" в собственном жилище. В этом случае старый человек перестает быть участником общественной и культурной жизни и часто становится объектом активности местной общественности. Разумеется, это относится не ко всем старым людям, социальные контакты которых ограничены квартирным пространством. Многие из них не только сохраняют культурную активность: читают, слушают радио, смотрят телепередачи, имеют хобби, но и организуют дружеские встречи, осуществляют опеку над внуками. Если же пожилой человек находится в хорошей физической форме, то он может реализовать себя в таких, наиболее характерных для нашего общества, направлениях деятельности в его микросоциальном окружении, как опекунско-воспитательная, административно-организационная и культурно-просветительская.

 Чтобы помочь пожилым людям активно включиться в общественную жизнь, необходимо выделить такие интересы старшего поколения, которые сближают его с другими возрастными группами. Именно интересы активизируют жизнь людей, выступают побудительным мотивом, который направляет деятельность субъектов на удовлетворение потребностей. Общность интересов рождает единство целей и единство действий, вследствие чего возникает общественное согласие, проявляющееся в поддержке.[33]

Симбиотичности поколений и стабильности общества способствуют практики межпоколенных взаимодействий.

 В современном обществе развиваются различные межпоколенные практики, предусматривающие систематическое и преднамеренное взаимодействие между пожилыми и молодыми людьми в обществе.

Такие практики предлагают механизм, с помощью которого люди различных поколений сотрудничают для того, чтобы поддерживать и оберегать друг друга. Межпоколенные практики позволяют удовлетворить потребности в контактах между поколениями, разрушая барьеры, которые современное общество установило между возрастными группами.

Практики взаимодействия поколений затрагивают множество социальных, экономических и политических факторов, влияющих как на молодых, так и пожилых людей. Например, в США межпоколенные практики успешно используются с 1963 года, их применение эффективно в решение таких проблем как социальная изоляция, дистанцированность поколений друг от друга и от общества, дискриминация по возрасту как при приеме на работу, так и при увольнении и множестве других.

 Первоначально межпоколенные практики были созданы с целью преодолеть негативные последствия географического разделения поколений, так как 30-40% американских семей жили вдалеке от родителей. Недостаток межпоколенных контактов в семье способствовал возникновению чувства одиночества и ненужности среди пожилых, так как они теряли значимые роли в семье, а дети и подростки теряли положительные образцы для подражания, ласку и заботу бабушек и дедушек. Начали появляться стереотипы в отношении обоих поколений.

 В дальнейшем (1980-1990-е годы) межпоколенные практики сосредоточились на решении определенных социальных проблем, воздействующих на молодежь и людей пожилого возраста.

 Детям и подросткам эти практики помогают в решении таких проблем как: заниженная самооценка, исключение из школы, злоупотребление алкоголем и наркомания, вовлечение в банды, ранняя беременность.

Для пожилых людей участие в межпоколенных практиках помогает избавиться от ощущения своей бесполезности и чувства одиночества, алкоголизма, а также решить проблему занятости. Практики межпоколенного взаимодействия способствуют восстановлению связей с семьей и обществом.

 Первоначально к работе в межпоколенных практиках привлекались волонтеры. С развитием и расширением этих практик стало увеличиваться число профессионалов, работающих в этой области. В начале 1980-х годов в США возникают академические курсы для специалистов, работающих в области межпоколенных взаимоотношений.

 Существует множество различных практик межпоколенного взаимодействия. Одна из первых практик предполагала еженедельное посещение детьми младших классов выздоравливающих пожилых людей, которые жили по соседству. Другая практика предоставляла людям старше 60-ти лет волонтерскую работу: они посещали детей младшего возраста с задержкой умственного развития. Обычно такие практики обеспечивают уход за детьми в рабочее время, а также предоставляют услуги пожилым людям, которые больны, но все еще живут в собственных домах.

 "Бабушки и дедушки" - одна из самых крупных программ-практик, призванная привлечь пожилых людей к общению с детьми, нуждающимися в особом внимании и уходе в неблагополучных семьях, домах для детей с умственными, физическими и эмоциональными расстройствами. Пожилые люди обслуживают обычно двух детей, постоянно общаются с ними, становятся для них любящими бабушками и дедушками.[34]

 Межпоколенные практики можно разделить на три основных группы:

1. Пожилые люди, предоставляющие услуги детям и подросткам.

2. Дети и подростки, предоставляющие услуги пожилым людям.

3. Дети, подростки и пожилые люди, обслуживающие людей других возрастов.

Успех программ взаимодействия поколений непосредственно связан с уровнем поддержки таких программ преподавателями и родителями.

 Практики первого типа применяются, как правило, в детских садах, школах, колледжах. Пожилые люди делятся своими знаниями и опытом с детьми, тем самым обеспечивая ценную помощь преподавателям, воспитателям, родителям и обществу в целом. Пожилой человек может быть наставником, воспитателем, няней, взрослым другом или тренером. Во всех случаях он служит положительным образцом для подражания.

 Наставники поддерживают детей и подростков, могут быть их адвокатами, мотиваторами и, конечно, должны быть их друзьями. Часто наставник и его подопечный разделяют общие интересы. Подбирает пожилых людей, которые хотят быть наставниками, обучает их и оценивает работу координатор от школы или агентства. Результатом таких программ для детей и подростков является повышение успеваемости в школе, повышение самооценки, а также дети получают ценный жизненный опыт, пожилые же, в свою очередь, получают возможность разделить свой жизненный опыт и передать навыки молодому поколению, а также возможность конструирования новых, полезных социальных ролей.

 Практики, где пожилые люди выполняют функции воспитателя или няни, привлекают пожилых людей в хорошей физической форме. Центры охраны детства, детские сады и школы - типичные места работы для работы воспитателей. Няни могут работать в больницах, клиниках, центрах поддержки семьи, библиотеках и детских домах.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12