Реферат: Социокультурная динамика межпоколенных взаимодействий
Для
эффективного взаимодействия поколений необходимо сделать попытку изменить
негативные представления о старости и о пожилых людях в лучшую сторону. Одним
из способов изменения стереотипов является повышение уровня осведомленности о геронтологических
проблемах других возрастных групп, в частности молодежи. Частые контакты между
поколениями также стимулируют положительное отношение к старости и старым
людям, и чем раньше дети начинают взаимодействовать с пожилыми людьми, тем
лучше отношения между ними.
Современные
социальные проблемы обременительны не только для молодых и пожилых, но и для
среднего поколения, часто ответственного за заботу и поддержку других возрастных
групп. Очевидно, что недостаток межпоколенных контактов воздействует на все
возрастные группы.
В
сегодняшней ситуации всеобщего разобщения и непримиримости возобновление
межпоколенных контактов могло бы стать стабилизирующим фактором в современном
обществе.
Библиография
1. Авдеева
Н., Ашмарин И., Степанов Г. Человеческий потенциал //Человек №1,1997. С29-34.
2. Актуальные
проблемы социальной геронтологии. Самара,1997.
3. Альперович
В.Д. Социальная геронтология. Серия « Учебники и учебные пособия». Ростов н/Д:
Феникс,1997.576 с.
4. Альперович
В.Д. Старость. Социально философский анализ.Ростов н/Д: изд-во СКНЦ ВШ, 1998.
5. Александрова
Т. Годы и заботы. М.: издательство политической литературы.1990.
6. Ариес Ф.
Возрасты жизни // Философия и методология истории. М.:Прогресс,1977.
7. Афанасьева
А.Н. Исторический процесс и смена поколений. -В кн.: Преемственность поколений
как социальная проблема. М. 1973. С.20-24.
8. Белова
Е.А. Институт социальной работы. Саратов.1997.
9. Беликова
М.Г. Клуб пожилых людей: опыт работы отделения дневного пребывания Октябрьского
ЦСОН г.Саратова //Международный Год Пожилых Людей: социальные исключения по
полу и возрасту/ Материалы межрегиональной конференции. Саратов: «Параход»,
2000. С.59.
10.
Бернштам А. Молодежь в обрядовой жизни русской общины Х!Х- начала ХХ
века.: Половозрастной аспект традиционной кул-ры /АН СССР, Ин-т этнографии им.
Н.Н. Миклухо-Маклая. Л.: Наука. Ленингр. отд-ие, 1988.
11.
Бобахо В.А., Левикова С.И. Современные тенденции молодежной культуры: конфликт
или преемственность// Общественные науки и современность. 1996.№3 С.61-69.
12.
Борзикова Л., Семенов А. Аттитюды и их связь с поведением // Социальная
психология за рубежом. М.:1974.
13.
Бреев Б.Д. К вопросу о постарении населения // Социс №2, 1998.
14.
Васильев В.А. Общность интересов-основа общественного согласия // Социально-гуманитарные
знания. 1999.№1. С.48-61.
15.
Виктор К. Старость в современном обществе: руководство по социальной
геронтологии //современные исслед-я: Реферативный сборник. М.:РАН ИНИ по общ-м
наукам, 1994.С.51.
16.
Волков А..Г., Почему изменилась российская семья.// Семья в России.№1-2,
1999.С.40-53.
17.
Гаман. О. Преемственность поколений.// Человек.№ 5,1996.
18.
Геронтология социальная// Росс-я энц-я соц. раб. М.: Ин-т соц. работы,
1997.
19.
Глинка Т.В. Дом или место жительства? М.1989.
20.
Гордин В.Э. Чем старость обеспечим.,М.,1998.
21.
Громыко М.М. Традиционные нормы поведения и формы общения русских крестьян
Х1Х века. М.: Наука,1986. С.276.
22.
Дубин Б. Старшие и младшие: Три поколения на переходе (По материалам
вопросов Всерос. центра изуч. общ. мнение ВЦИОМ) //Дружба народов.1994.
№2.С.159-170.
23.
Егоров В.К. История есть смена поколений. М.: Молодая гвардия,1986.С.255.
24.
Егорова Е.А. Эволюция процесса постарения России // Проблемы социального
и демографического развития. М.1995.
25.
Елютина М.Э. Социальная геронтология в структуре профессиональной
подготовки социальных работников // Российский журнал социальной работы
№2/4,1996.С.86-95.
26.
Елютина М.Э. Старость в пространстве культурно-исторического бытия//Актуальные
проблемы социальной геронтологии: Материалы междисциплинарной научной
конференции /Под ред.М.Э. Елютиной.-Саратов: Сарат. гос. техн. ун-т, 1998.
С.3-15.
27.
Елютина М.Э. Социокультурный колорит старости// Социокультурные проблемы
нетипичности / Под ред. Е.С. Смирновой. Саратов: Сарат. гос. ун-т,1997.С.58-63.
28.
Елютина М.Э. Социогеронтологические теории // Российский журнал социальной
работы. 1997.№2/6.С.9-15.
29.
Елютина М.Э. Геронтологическое направление в структуре человеческого
бытия. Саратов: Сарат. гос. тех. ун-т, 1999.
30.
Елютина М.Э. Мир старости как форма социокультурного текста. Автореферат.
Саратов: Сарат. гос. тех. ун-т.1999.
31.
Елизаров В.В. Демографическая ситуация и проблемы семейной политики //
Социс №2, 1998.
32.
Ерасов Б.С. Социальная культурология. Часть 1.М.: АО « Аспект
Пресс»,1994. 384с.
33.
Жизненное пространство человека и общества. Саратов:СГУ.1996.
34.
Жукова С.А. Культура межпоколенных взаимоотношений // Культура, власть,
идентичность: новые подходы в социальных науках. Под ред. Е.Р.
Ярской-Смирновой.. Саратов: Издательско-комерческое предприятие «Волжский сад»,
1999.С.313-317.
35.
Жукова С.А. Технология межпоколенных коммуникаций // Международный Год
Пожилых Людей : социальные исключения по полу и возрасту / Материалы межрегиональной
конференции. Саратов: «Параход»,2000. С.48-51.
36.
К международному году пожилых людей //Работник соц. службы.1998.№1.
37.
Колосов А.В., Альтшулер Е.А. Наука о долголетии.М.: Искусство,1984.
38.
Коринфский А.А. Народная Русь: Круглый стол сказаний, поверий, обычаев и
пословиц русского народа. М.: Моск. Рабочий, 1994.560с.
39.
Кон И.С. Социология личности. М., 1967.
40.
Корнеев П.В. О понятии жизненного опыта// Философские науки. 1980.№1.
41.
Краснова. О. В. Бабушки в семье. // Социс.2000.№ 11.С.108-116.
42.
Молевич Е.Ф. К анализу сущности и формы социальной старости.//Социс.2001.№4.С.61-64.
43.
Мид. М. Культура и мир детства.М.: «Наука», 1988. С.429.
44.
О. Грегер. Жить не старея. М.:Физ-ра и спорт.1991.
45.
Патрушев В.Д. Пенсионер: его труд, быт и отдых //Социс.1998.№10. С.108.
46.
Популярная медицинская энц-я.М.: «Советская энц-я».1992.
47.
Преемственность поколений: круглый стол //Человек. 1996.№ 5. Российская
социологическая энциклопедия. Под ред. Г.В. Осипова. М.: Изд-во «Норма-инфо»,
1998.
48.
Саралиева З.М. Балабанов С.С. Пожилой человек в центральной России //Социс.1999.№12.
49.
Симонова Н.Н. Пожилые в семье: взаимоотношения между поколениями.//Социально-экономические
проблемы нетрудоспособных. М., 1991.С79-87.
50.
Сонин М.Я., Дыскин А..А.. Пожилой человек в семье и обществе// Социальная
защита. 1996.№ 2.
51.
Солник С. Истоки и следствия нового конфликта « отцов и детей» //Социс.1992.№6.
С54-63. Соловьева Л. Пожилые люди и общество // Полис.1991.№6.С.144-148.
52.
Спасибенко С.Г. Поколения как субъекты общественной жизни// Социально-политический
журнал. 1995.№4. С.101-122; №5. С.101-121.
53.
Старшее поколение в России: Современная ситуация.//Россия и современный
мир. 2000.№2(27). С.36-38.
54.
Старость: популярный справочник под редакцией Яцинина-М.:Большая Российская
Энциклопедия.1996.
55.
Торнстон Л. Геронтол-я в динамич-м общ-ве //Соц-я гер-я: современные исследования:
Реферативный сборник. М.: РАН ИНИ по общ-м наукам,1994. С.68.
56.
Толстых А.В. Возрасты жизни.М.1988.
57.
Условия жизни и пожилой человек/ Под. ред. Д.Ф. Чеботарева. М.: Медицина,
1978.С.312.
58.
Чеботарев Д.Ф. Слово о старости. М. 1992. 1996. №2.С.123.
59.
Шапиро В.Д. Социальная активность пожилых людей в СССР. М.: Наука,1983.
60.
Фиглин Л. Трудовой потенциал: проблема старения.// Человеческие ресурсы.2000.№3.
С29-31.
61.
Франкл В. Человек в поисках смысла. М.,1990.
62.
Фролькис В.В. Старение и биологические возможности организма. М.:1975.
63.
Элизабет Паркер Барш. Семь возрастов женщины. Москва. «ННН»1994.
Приложения
Урок 1.
Наступления возраста
Этот
урок вводит понятие возраста и взросления.
Цели:
1.
Определить плюсы и минусы возрастов.
2.
Обнаружить общие связи между молодыми и пожилыми людьми.
Упражнение №1 (10 минут)
Написать
на доске цифры 18-19 и 65 (возраст) и попросить группу охарактеризовать данные
возраста с помощью различных слов.
Записать
на доску ответы и обсудить их.
Упражнение №2 (20 минут)
Разделить
студентов на 4 группы.
1-я
группа должна написать 5 позитивных сторон молодости, а 2-я группа - 5 отрицательных
сторон молодости.
3-я
группа пишет 5 позитивных сторон старости, а 4-я группа - 5 негативных сторон
старости.
Один
человек от каждой группы должен зачитать высказывания группы. Затем обсудить
услышанное.
Зачитать
студентам следующую информацию.
-Сейчас,
когда люди уходят на пенсию 55-60 лет впереди у них есть еще треть жизни.
-Проживание
в одиночестве не обязательно является проблемой, и большинство пожилых людей
независимы и дееспособны.
-Некоторые пожилые одиноки
и многие были бы рады, если бы их посещали члены их семьи друзья соседи всех
возрастов.
-Исследования показывают,
что многие пожилые люди старше 60 лет поддерживают отношения со своей семьей по
крайне мере раз в неделю.
Упражнение №3 (15 минут)
Раздать
группе опросники и дать каждому студенту 5 минут для их заполнения.
Затем
зачитать правильные ответы и обсудить их.
Опросник.
"Возраст, когда ты имеешь право".
1.
В каком возрасте ты по закону имеешь право.
А)
голосовать.
В)
окончить школу.
С)
начать работать.
Д)
водить машину.
2.
В каком возрасте ты имеешь право на уважение?
3.
В каком возрасте ты уже достаточно зрелый (ая) чтобы целиком отвечать за свою
жизнь?
4.
В каком возрасте ты достаточно ответственен, чтобы заботиться о других?
5.
В каком возрасте ты по закону имеете право:
А)
Употреблять спиртные напитки.
В)
жениться (выходить замуж ).
С)
стать донором.
Д)
стать членом партии.
6.
В каком возрасте ты перестаешь представлять ценность для общества?
Ответы:
1.
По закону ты имеешь право:
А)
голосовать в 18 лет.
Б)
окончить школу в 14 лет.
С)
начать работать в 14 лет.
Д)
водить машину в 18 лет.
2.
Ты имеешь право на уважение с младенчества до конца жизни.
3.
Приобретение необходимой зрелости, нужной для ответственности за свою жизнь,
является постепенным процессом, который начинается в детстве и продолжается всю
жизнь.
Многие
16 -18 летние принимают большинство собственных решений. К 25 годам многие люди
считают себя полностью взрослыми.
4.
Обладание достаточной ответственностью для заботы о других не связано с возрастом.
Для этого необходимы такие качества как надежность, верное суждение и сочувствие.
Можно быть достаточно ответственным в 15 лет и недостаточно - в 35.
5.
По закону ты имеешь право:
А)
употреблять алкоголь - в 18 лет.
Б)
жениться - 18 лет (в 16 лет - с согласия родителей).
С)
стать членом политической партии - в 18 лет.
Д)
стать донором - в 18 лет.
6.
Не существует возраста, когда люди перестают быть ценными для общества.
Урок 2.
Новое о старости
Данный
раздел изучает старение и предлагает свой взгляд относительно пожилых людей .
Цели:
1.
Обсудить то, почему существует старение и что оно значит для нас.
2.
Изучить ценности, которые подкрепляют понятие "старение" и решить,
нужно ли нам придерживаться их.
3.
Дать информацию относительно пожилых людей.
Упражнение №1.(15 мин)
Провести
дискуссию по следующим вопросам:
1)
Когда начинается пожилой возраст?
2)
Как живут пожилые люди?
3)
Чем пожилые отличаются от молодежи?
4)
Когда ты являешься пожилым в глазах общества?
5)
Что означает для пожилого, для общества?
Информация
для участников упражнения.
1.
Мы становимся старше все время.
-
наши тела постоянно стареют и развиваются;
-
наш ум постоянно становится более зрелым и развивается;
-
наши мысли и воззрения постоянно формируются, изменяются, и развиваются.
Происходит переход от детства к юношеству, далее к зрелости, от зрелости к
среднему возрасту, а затем к пожилому возрасту.
2.
В обществе укоренилось мнение о том, люди вступают в пожилой возраст с того
момента, как им "перевалило" за 60 лет.
3.
Однако процесс зрелости, изучения и развития не заканчивается в тот момент, когда
мы достигаем определенной даты по календарю.
4.
Весь жизненный цикл может рассматриваться как время, за которое необходимо
выполнить различные задания на различных жизненных стадиях.
5.
Многие люди в возрасте 60 лет все еще заняты на производстве.
6.
Многие в возрасте 60 лет и старше хорошо проводят время, получают удовольствие
от досуга, осваивают новые увлечения, радуются внукам, имеют время остановиться
и оглядеться вокруг.
7.Многие
и возрасте 60 лет работают на добровольной основе в церквях, ухаживают за
детьми и более старшими пожилыми людьми, передают знания и опыт.
8.
Многие находят, что возраст 60 лет и старше является чрезвычайно творчески
продуктивным. Писатели, авторы книг, художники, актеры, музыканты часто
достигают наивысшего расцвета именно в это время.
9.
Многие находят, что в возрасте 60 лет и старше наступает момент духовного и
психологического познания и проницательности.
10.
Людям, которым 60 лет и более, влюбляются и продолжают любить.
11.
Большинство, кому за 60, действительно нуждаются в уходе различной степени,
однако их жизнь все еще представляет ценность, нужность, является радостной
изначально.
12.
У каждого человека своя история жизни и чем дольше его жизнь, больше опыт, тем
более разносторонним и индивидуальным он становится.
Урок 3.
Видение сквозь призму.
В
данном разделе изучаются типы образов, которые формируют средства массовой
информации у молодых людей относительно пожилых .
Цели:
1.
Изучение представлений молодежи о старых людях, сформировавшихся под влиянием
средств массовой информации.
2.
Рассмотрение вопроса формирования восприятия.
Упражнение №1 (15 мин).
Написать
на доске вопрос: откуда вам это известно?
Каждый
участник упражнения должен отметить среди перечисленных на доске те источники
получения знаний о пожилых людях, благодаря которым складывается отношение к
ним, и проранжировать их по степени важности.
Список
источников информации:
-
родители;
-
братья, сестры;
-
бабушки, дедушки;
-
пожилые соседи;
-
школа;
-
религия;
-
телевидение ( в частности реклама )
-
радио, газеты, книги, журналы;
Обсудить
ответы группы.
Упражнение №2 (30 мин).
Раздать
опросник, в котором изучается то, каким образом пожилые люди изображены в СМИ-
по телевидению, в газетах, рекламе, музыке, книгах, фильмах, журналах. Уделить
10 минут для заполнения опросника каждым студентом ( студенты должны написать
ответы на отдельном листке).
Опросник.
Телевидение:
1.
Назовите пожилых людей, которых вы видите в:
-
вашей любимой телепрограмме;
-
программе, которую вы смотрите регулярно;
-
телевизионных "мыльных операх".
2.
Что наилучшим образом их характеризует?
Радио: Назовите
радиостанцию, которую вы наиболее часто слушаете.
2.
Назовите кого-нибудь в возрасте 60 лет и старше, кто работает в роли ди-джея,
репортера, ведущего.
Новости:
1.
Назовите людей 60-ти лет и старше, о которых вы:
-
недавно прочитали в газете;
-
недавно видели в теленовостях.
(
о чем шла речь?)
2.
Что вы думаете о содержание сказанного ими:
-
интересно;
-
скучно;
-
не знаю.
Фильм:
1.
Назовите фильмы, которые вы недавно смотрели, где играли актеры в возрасте 60
лет и старше.
2.
Какую роль они играли?
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12
|