рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Реферат: Социокультурная динамика межпоколенных взаимодействий рефераты

 Для эффективного взаимодействия поколений необходимо сделать попытку изменить негативные представления о старости и о пожилых людях в лучшую сторону. Одним из способов изменения стереотипов является повышение уровня осведомленности о геронтологических проблемах других возрастных групп, в частности молодежи. Частые контакты между поколениями также стимулируют положительное отношение к старости и старым людям, и чем раньше дети начинают взаимодействовать с пожилыми людьми, тем лучше отношения между ними.

 Современные социальные проблемы обременительны не только для молодых и пожилых, но и для среднего поколения, часто ответственного за заботу и поддержку других возрастных групп. Очевидно, что недостаток межпоколенных контактов воздействует на все возрастные группы.

 В сегодняшней ситуации всеобщего разобщения и непримиримости возобновление межпоколенных контактов могло бы стать стабилизирующим фактором в современном обществе.


Библиография

1.   Авдеева Н., Ашмарин И., Степанов Г. Человеческий потенциал //Человек №1,1997. С29-34.

2.   Актуальные проблемы социальной геронтологии. Самара,1997.

3.   Альперович В.Д. Социальная геронтология. Серия « Учебники и учебные пособия». Ростов н/Д: Феникс,1997.576 с.

4.   Альперович В.Д. Старость. Социально философский анализ.Ростов н/Д: изд-во СКНЦ ВШ, 1998.

5.   Александрова Т. Годы и заботы. М.: издательство политической литературы.1990.

6.   Ариес Ф. Возрасты жизни // Философия и методология истории. М.:Прогресс,1977.

7.   Афанасьева А.Н. Исторический процесс и смена поколений. -В кн.: Преемственность поколений как социальная проблема. М. 1973. С.20-24.

8.   Белова Е.А. Институт социальной работы. Саратов.1997.

9.   Беликова М.Г. Клуб пожилых людей: опыт работы отделения дневного пребывания Октябрьского ЦСОН г.Саратова //Международный Год Пожилых Людей: социальные исключения по полу и возрасту/ Материалы межрегиональной конференции. Саратов: «Параход», 2000. С.59.

10.       Бернштам А. Молодежь в обрядовой жизни русской общины Х!Х- начала ХХ века.: Половозрастной аспект традиционной кул-ры /АН СССР, Ин-т этнографии им. Н.Н. Миклухо-Маклая. Л.: Наука. Ленингр. отд-ие, 1988.

11.       Бобахо В.А., Левикова С.И. Современные тенденции молодежной культуры: конфликт или преемственность// Общественные науки и современность. 1996.№3 С.61-69.

12.       Борзикова Л., Семенов А. Аттитюды и их связь с поведением // Социальная психология за рубежом. М.:1974.

13.       Бреев Б.Д. К вопросу о постарении населения // Социс №2, 1998.

14.       Васильев В.А. Общность интересов-основа общественного согласия // Социально-гуманитарные знания. 1999.№1. С.48-61.

15.       Виктор К. Старость в современном обществе: руководство по социальной геронтологии //современные исслед-я: Реферативный сборник. М.:РАН ИНИ по общ-м наукам, 1994.С.51.

16.       Волков А..Г., Почему изменилась российская семья.// Семья в России.№1-2, 1999.С.40-53.

17.       Гаман. О. Преемственность поколений.// Человек.№ 5,1996.

18.       Геронтология социальная// Росс-я энц-я соц. раб. М.: Ин-т соц. работы, 1997.

19.       Глинка Т.В. Дом или место жительства? М.1989.

20.       Гордин В.Э. Чем старость обеспечим.,М.,1998.

21.       Громыко М.М. Традиционные нормы поведения и формы общения русских крестьян Х1Х века. М.: Наука,1986. С.276.

22.       Дубин Б. Старшие и младшие: Три поколения на переходе (По материалам вопросов Всерос. центра изуч. общ. мнение ВЦИОМ) //Дружба народов.1994. №2.С.159-170.

23.       Егоров В.К. История есть смена поколений. М.: Молодая гвардия,1986.С.255.

24.       Егорова Е.А. Эволюция процесса постарения России // Проблемы социального и демографического развития. М.1995.

25.       Елютина М.Э. Социальная геронтология в структуре профессиональной подготовки социальных работников // Российский журнал социальной работы №2/4,1996.С.86-95.

26.       Елютина М.Э. Старость в пространстве культурно-исторического бытия//Актуальные проблемы социальной геронтологии: Материалы междисциплинарной научной конференции /Под ред.М.Э. Елютиной.-Саратов: Сарат. гос. техн. ун-т, 1998. С.3-15.

27.       Елютина М.Э. Социокультурный колорит старости// Социокультурные проблемы нетипичности / Под ред. Е.С. Смирновой. Саратов: Сарат. гос. ун-т,1997.С.58-63.

28.       Елютина М.Э. Социогеронтологические теории // Российский журнал социальной работы. 1997.№2/6.С.9-15.

29.       Елютина М.Э. Геронтологическое направление в структуре человеческого бытия. Саратов: Сарат. гос. тех. ун-т, 1999.

30.       Елютина М.Э. Мир старости как форма социокультурного текста. Автореферат. Саратов: Сарат. гос. тех. ун-т.1999.

31.       Елизаров В.В. Демографическая ситуация и проблемы семейной политики // Социс №2, 1998.

32.       Ерасов Б.С. Социальная культурология. Часть 1.М.: АО « Аспект Пресс»,1994. 384с.

33.       Жизненное пространство человека и общества. Саратов:СГУ.1996.

34.       Жукова С.А. Культура межпоколенных взаимоотношений // Культура, власть, идентичность: новые подходы в социальных науках. Под ред. Е.Р. Ярской-Смирновой.. Саратов: Издательско-комерческое предприятие «Волжский сад», 1999.С.313-317.

35.       Жукова С.А. Технология межпоколенных коммуникаций // Международный Год Пожилых Людей : социальные исключения по полу и возрасту / Материалы межрегиональной конференции. Саратов: «Параход»,2000. С.48-51.

36.       К международному году пожилых людей //Работник соц. службы.1998.№1.

37.       Колосов А.В., Альтшулер Е.А. Наука о долголетии.М.: Искусство,1984.

38.       Коринфский А.А. Народная Русь: Круглый стол сказаний, поверий, обычаев и пословиц русского народа. М.: Моск. Рабочий, 1994.560с.

39.       Кон И.С. Социология личности. М., 1967.

40.       Корнеев П.В. О понятии жизненного опыта// Философские науки. 1980.№1.

41.       Краснова. О. В. Бабушки в семье. // Социс.2000.№ 11.С.108-116.

42.       Молевич Е.Ф. К анализу сущности и формы социальной старости.//Социс.2001.№4.С.61-64.

43.       Мид. М. Культура и мир детства.М.: «Наука», 1988. С.429.

44.       О. Грегер. Жить не старея. М.:Физ-ра и спорт.1991.

45.       Патрушев В.Д. Пенсионер: его труд, быт и отдых //Социс.1998.№10. С.108.

46.       Популярная медицинская энц-я.М.: «Советская энц-я».1992.

47.       Преемственность поколений: круглый стол //Человек. 1996.№ 5. Российская социологическая энциклопедия. Под ред. Г.В. Осипова. М.: Изд-во «Норма-инфо», 1998.

48.       Саралиева З.М. Балабанов С.С. Пожилой человек в центральной России //Социс.1999.№12.

49.       Симонова Н.Н. Пожилые в семье: взаимоотношения между поколениями.//Социально-экономические проблемы нетрудоспособных. М., 1991.С79-87.

50.       Сонин М.Я., Дыскин А..А.. Пожилой человек в семье и обществе// Социальная защита. 1996.№ 2.

51.       Солник С. Истоки и следствия нового конфликта « отцов и детей» //Социс.1992.№6. С54-63. Соловьева Л. Пожилые люди и общество // Полис.1991.№6.С.144-148.

52.       Спасибенко С.Г. Поколения как субъекты общественной жизни// Социально-политический журнал. 1995.№4. С.101-122; №5. С.101-121.

53.       Старшее поколение в России: Современная ситуация.//Россия и современный мир. 2000.№2(27). С.36-38.

54.       Старость: популярный справочник под редакцией Яцинина-М.:Большая Российская Энциклопедия.1996.

55.       Торнстон Л. Геронтол-я в динамич-м общ-ве //Соц-я гер-я: современные исследования: Реферативный сборник. М.: РАН ИНИ по общ-м наукам,1994. С.68.

56.       Толстых А.В. Возрасты жизни.М.1988.

57.       Условия жизни и пожилой человек/ Под. ред. Д.Ф. Чеботарева. М.: Медицина, 1978.С.312.

58.       Чеботарев Д.Ф. Слово о старости. М. 1992. 1996. №2.С.123.

59.       Шапиро В.Д. Социальная активность пожилых людей в СССР. М.: Наука,1983.

60.       Фиглин Л. Трудовой потенциал: проблема старения.// Человеческие ресурсы.2000.№3. С29-31.

61.       Франкл В. Человек в поисках смысла. М.,1990.

62.       Фролькис В.В. Старение и биологические возможности организма. М.:1975.

63.       Элизабет Паркер Барш. Семь возрастов женщины. Москва. «ННН»1994.


Приложения

Урок 1.

Наступления возраста

Этот урок вводит понятие возраста и взросления.

Цели:

1. Определить плюсы и минусы возрастов.

2. Обнаружить общие связи между молодыми и пожилыми людьми.

Упражнение №1 (10 минут)

Написать на доске цифры 18-19 и 65 (возраст) и попросить группу охарактеризовать данные возраста с помощью различных слов.

Записать на доску ответы и обсудить их.

Упражнение №2 (20 минут)

Разделить студентов на 4 группы.

1-я группа должна написать 5 позитивных сторон молодости, а 2-я группа - 5 отрицательных сторон молодости.

3-я группа пишет 5 позитивных сторон старости, а 4-я группа - 5 негативных сторон старости.

Один человек от каждой группы должен зачитать высказывания группы. Затем обсудить услышанное.

 Зачитать студентам следующую информацию.

 

 -Сейчас, когда люди уходят на пенсию 55-60 лет впереди у них есть еще треть жизни.

 -Проживание в одиночестве не обязательно является проблемой, и большинство пожилых людей независимы и дееспособны.

-Некоторые пожилые одиноки и многие были бы рады, если бы их посещали члены их семьи друзья соседи всех возрастов.

-Исследования показывают, что многие пожилые люди старше 60 лет поддерживают отношения со своей семьей по крайне мере раз в неделю.

Упражнение №3 (15 минут)

Раздать группе опросники и дать каждому студенту 5 минут для их заполнения.

Затем зачитать правильные ответы и обсудить их.

Опросник.

 "Возраст, когда ты имеешь право".

1. В каком возрасте ты по закону имеешь право.

А) голосовать.

В) окончить школу.

С) начать работать.

Д) водить машину.

2. В каком возрасте ты имеешь право на уважение?

3. В каком возрасте ты уже достаточно зрелый (ая) чтобы целиком отвечать за свою жизнь?

4. В каком возрасте ты достаточно ответственен, чтобы заботиться о других?

5. В каком возрасте ты по закону имеете право:

А) Употреблять спиртные напитки.

В) жениться (выходить замуж ).

С) стать донором.

Д) стать членом партии.

6. В каком возрасте ты перестаешь представлять ценность для общества?


Ответы:

1. По закону ты имеешь право:

А) голосовать в 18 лет.

Б) окончить школу в 14 лет.

С) начать работать в 14 лет.

Д) водить машину в 18 лет.

2. Ты имеешь право на уважение с младенчества до конца жизни.

3. Приобретение необходимой зрелости, нужной для ответственности за свою жизнь, является постепенным процессом, который начинается в детстве и продолжается всю жизнь.

Многие 16 -18 летние принимают большинство собственных решений. К 25 годам многие люди считают себя полностью взрослыми.

4. Обладание достаточной ответственностью для заботы о других не связано с возрастом. Для этого необходимы такие качества как надежность, верное суждение и сочувствие. Можно быть достаточно ответственным в 15 лет и недостаточно - в 35.

5. По закону ты имеешь право:

А) употреблять алкоголь - в 18 лет.

Б) жениться - 18 лет (в 16 лет - с согласия родителей).

С) стать членом политической партии - в 18 лет.

Д) стать донором - в 18 лет.

6. Не существует возраста, когда люди перестают быть ценными для общества.


Урок 2.

Новое о старости

Данный раздел изучает старение и предлагает свой взгляд относительно пожилых людей .

Цели:

1. Обсудить то, почему существует старение и что оно значит для нас.

2. Изучить ценности, которые подкрепляют понятие "старение" и решить, нужно ли нам придерживаться их.

3. Дать информацию относительно пожилых людей.

Упражнение №1.(15 мин)

Провести дискуссию по следующим вопросам:

1) Когда начинается пожилой возраст?

2) Как живут пожилые люди?

3) Чем пожилые отличаются от молодежи?

4) Когда ты являешься пожилым в глазах общества?

5) Что означает для пожилого, для общества?

 Информация для участников упражнения.

1. Мы становимся старше все время.

- наши тела постоянно стареют и развиваются;

- наш ум постоянно становится более зрелым и развивается;

- наши мысли и воззрения постоянно формируются, изменяются, и развиваются. Происходит переход от детства к юношеству, далее к зрелости, от зрелости к среднему возрасту, а затем к пожилому возрасту.

2. В обществе укоренилось мнение о том, люди вступают в пожилой возраст с того момента, как им "перевалило" за 60 лет.

3. Однако процесс зрелости, изучения и развития не заканчивается в тот момент, когда мы достигаем определенной даты по календарю.

4. Весь жизненный цикл может рассматриваться как время, за которое необходимо выполнить различные задания на различных жизненных стадиях.

5. Многие люди в возрасте 60 лет все еще заняты на производстве.

6. Многие в возрасте 60 лет и старше хорошо проводят время, получают удовольствие от досуга, осваивают новые увлечения, радуются внукам, имеют время остановиться и оглядеться вокруг.

7.Многие и возрасте 60 лет работают на добровольной основе в церквях, ухаживают за детьми и более старшими пожилыми людьми, передают знания и опыт.

8. Многие находят, что возраст 60 лет и старше является чрезвычайно творчески продуктивным. Писатели, авторы книг, художники, актеры, музыканты часто достигают наивысшего расцвета именно в это время.

9. Многие находят, что в возрасте 60 лет и старше наступает момент духовного и психологического познания и проницательности.

10. Людям, которым 60 лет и более, влюбляются и продолжают любить.

11. Большинство, кому за 60, действительно нуждаются в уходе различной степени, однако их жизнь все еще представляет ценность, нужность, является радостной изначально.

12. У каждого человека своя история жизни и чем дольше его жизнь, больше опыт, тем более разносторонним и индивидуальным он становится.

 

Урок 3.

 

Видение сквозь призму.

В данном разделе изучаются типы образов, которые формируют средства массовой информации у молодых людей относительно пожилых .

 


Цели:

1. Изучение представлений молодежи о старых людях, сформировавшихся под влиянием средств массовой информации.

2. Рассмотрение вопроса формирования восприятия.

 

Упражнение №1 (15 мин).

Написать на доске вопрос: откуда вам это известно?

Каждый участник упражнения должен отметить среди перечисленных на доске те источники получения знаний о пожилых людях, благодаря которым складывается отношение к ним, и проранжировать их по степени важности.

 Список источников информации:

- родители;

- братья, сестры;

- бабушки, дедушки;

- пожилые соседи;

- школа;

- религия;

- телевидение ( в частности реклама )

- радио, газеты, книги, журналы;

 Обсудить ответы группы.

 Упражнение №2 (30 мин).

Раздать опросник, в котором изучается то, каким образом пожилые люди изображены в СМИ- по телевидению, в газетах, рекламе, музыке, книгах, фильмах, журналах. Уделить 10 минут для заполнения опросника каждым студентом ( студенты должны написать ответы на отдельном листке).

 Опросник.

Телевидение:

1. Назовите пожилых людей, которых вы видите в:

- вашей любимой телепрограмме;

- программе, которую вы смотрите регулярно;

- телевизионных "мыльных операх".

2. Что наилучшим образом их характеризует?

Радио: Назовите радиостанцию, которую вы наиболее часто слушаете.

2. Назовите кого-нибудь в возрасте 60 лет и старше, кто работает в роли ди-джея, репортера, ведущего.

Новости:

1. Назовите людей 60-ти лет и старше, о которых вы:

- недавно прочитали в газете;

- недавно видели в теленовостях.

( о чем шла речь?)

2. Что вы думаете о содержание сказанного ими:

- интересно;

- скучно;

- не знаю.

Фильм:

1. Назовите фильмы, которые вы недавно смотрели, где играли актеры в возрасте 60 лет и старше.

2. Какую роль они играли?

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12