Реферат: Право социального обеспечения
c)
право на охрану здоровья
пожилых граждан (включает право на
получение мед.помощи а дому. Имеют право на стационарное обслуживание и
получение санитарно-курортного лечения от органа соц.защиты населения)
d)
подростки (право на бесплатное ежегодное диспансерное
обследование до совершеннолетия. В основах впервые закреплено, что в случае
необходимости оперативного вмешательства согласие на такое вмешательство после
подробной информации о последствиях дает подросток при возрасте 14 лет и выше
e)
инвалиды (право включает санаторно-курортное лечение;
предоставление протезно-ортопедической помощи; обеспечение транспортными
средствами)
f)
право на охрану здоровья лиц,
проходящих военную службу
g)
в специальной статье Основ
закреплено право на охрану здоровья лиц, оказавшихся на территории с
неблагоприятными экологическими ситуациями
h)
лица, отбывающие наказание
В основах
следующие виды медико-санитарной помощи, предоставляемые гражданам бесплатно:
1.
первичная медико-санитарная
помощь (представляется гражданам при
распространенных заболеваниях)
2.
неотложная мед.помощь (нуждающимся в экстренной мед.помощи – право на эту
помощь имеет любой человек)
3.
специализированная мед.помощь (бесплатно/частично, когда необходимо применение
сложных мед.технологий. Предоставляется специализированными мед.учреждениями с
соответствующими лицензиями)
К числу других
законов как источников права относятся:
1.
Закон «О гос.пенсиях РФ от
20.11.90г.
2.
Закон «О пенсионном обеспечении
лиц, проходивших военслужбу, службу в ОВД, в органах и учреждениях
уг.-испольнительной системы и их семей (см. лекцию № 1) от 12.02.93г.
Федеральные
законы, регулирующие обеспечение граждан пособиями:
1.
«О гос.пособиях граждан» (кодифиционный закон. В связи с его принятием был
отменен ряд актов, регулирующих обеспечение граждан пособиями. В соответствии с
этим законом гражданам, имеющих детей назначаются следующие виды пособий:
a)
пособия женщинам-работницам
по беременности и родам
(выплачиваются в размере 100% з/п за период до родового и после родового
отпуска. Продолжительность – 70 календарных дней, а если многодетная
беременность – 84 календ.дня; для женщин, проживающих на территории,
подвергшейся радиактивному заражению дородовой отпуск – 90 календ. дней;
послеродовой отпуск при нормальных родах – 90 календ. дней, при осложненных –
86 дней, при рождении 2-х или более детей – 110 дней. По закону от 19.05.95г.
женщинам, ставшим на учет в ранние сроки беременности (до 12 недель) выдаются
единовременное пособие.
b)
после рождения ребенка выплачивается единовременное пособие, которое
составляет до 01.01.01г. – 15 мрот (мрот – 83,49 руб), а с 01.01.01 – 100
рублей.
c)
по закону от 19.05.95г. за
период отпуска по уходу за ребенком до 1,5 лет работающим матерям (отцам и
т.д.) выплачивается пособие в порядке соц.страхования в размере 2-х
мрот (83,49 руб. – до 01.01.01.), а с 01.01.01. – 200 рублей. По этому закону
выплачивается пособие (ежемесячное) на каждого ребенка с первого дня его
рождения и до достижения 16 лет, а если ребенок учится – до 18 лет (размер
пособия до 01.01.01. – 70% от мрот, а с 01.01.01. – 70 рублей ежемесячно). Если
пособие назначается на ребенка одинокой матери (не регистрируемый брак), размер
увеличивается в 2-ое – с 01.01.01. – 140 рублей ежемесячно. На детей, родители
которых проходят службу по призыву размер пособия увеличивается на 50% и до
01.01.01. – 105% от мрот, а с 01.01.01. – 105 рублей.
До 01.01.00 право на
данное пособие имела любая семья, а с 01.01.00 – право на пособие имеют семьи,
в которых средний душевой доход не превышает прожиточного минимума в данном
регионе
2.
закон «О занятости населения», который предусматривает обеспечение каждого
безработного состоящего на учете в органах службы занятости пособием по
безработице. Это пособие зависит от того:
-
относится ли безработный к лицам,
имевших работу и потерявших ее – в этом случае пособие определяется на основе
среднемесячного заработка за последние 3 месяца работы;
-
либо лицо впервые ищет работу,
либо после длительного пререрыва в ней (более 1 года) – в этом случае пособие
устанавливается в твердом размере, который не может быть меньше до 01.01.01. –
1 мрот, а с 01.01.01 – меньше 100 рублей.
3.
Закон «О погребении и
похоронном деле» 1996г. – впервые
ввел бесплатные ритуальные услуги, к числу бесплатных услуг относятся:
-
оформление документов, необходимых
на погребение
-
предоставление гроба с
соответствующими принадлежностями
-
доставка гроба к телу умершего
-
доставка к месту захоронения, либо
кремации
-
захоронение и кремация
Лица, которые не
воспользовались бесплатными ритуальными услугами и осуществили похороны за свой
счет, возмещаются расходы на погребение в размере стоимости этих услуг в данном
регионе (до 01.01.01 – не более 10 мрот, а с 01.01.01. – 1000 рублей).
Закон о погребении
предусматривает, что субъекты федерации за счет бюджета могут увеличивать
пособие (пример Москва в 2 раза)
4.
Закон «Об
иммунно-профилактических инфекционных болезней» – введено пособие для граждан у которых возникли
поствакциональные осложнения
5.
Закон «О предупреждении,
распространении ВИЧинфекций» –
введено пособие мед.работника, заразившимися ВИЧинфекцией в связи с выполнением
обязанностей.
Законы о социальном обслуживании.
1.
закон «О социальном обеспечении
пожилых граждан и инвалидов» –
предусматривает следующие виды соц.обслуживания, гарантированные государством:
-
соц.помощь на дому одиноким,
пожилым гражданам, инвалидам I, II группы, которые не могут себя самостоятельно
обслуживать
-
полустационарное и полное
стационарное обслуживание инвалидов, пожилых граждан в учреждениях
соц.обслуживания (дома для инвалидов)
-
медико-социальная помощь пожилым и
инвалидам
-
срочная социальная помощь
(разовая)
2.
закон от 24.11.95г. «О
соц.защите инвалидов» – дает
понятие инвалида; предусматривает целый комплекс соц.услуг инвалидам:
-
санаторно-курортное лечение
-
протезно-ортопедическая помощь
-
проф.обучение и трудоустройство.
Впервые в этом законе предусмотрена гарантия в трудоустройстве
инвалидов – обязательное квотирование рабочих мест для организаций всех форм
собственности с числом работающих более 30 человек. Размер квоты не может быть
меньше 3% от общего числа работающих.
Указы Президента:
Принимаются по вопросам отнесенным к компетенции
законодателя, поскольку Конституция четко не отчерчивает нормотворческую
деятельность президента. В связи с этим постоянно дублируется нормотворчество,
ибо после принятия Указа по вопросам, отнесенным к компетенции законодателя он
вынужден вносить изменения и дополнения.
1.
Указ «Об ограничении размера
пособий по временной нетрудоспособности» – размер не может превышать 85 кратного размера мрот. Поскольку
закона, регулирующего назначения данного пособия нет, то следует исходить из
норм КЗоТ, в котором в главе 17 «Государственные социальные страхования»
предусмотрено, что пособие по временной нетрудоспособности не ограничивается
размер.
2.
Указ от 27.09.00г. – функция назначения пенсий передается
органам ПФ России. В то время как закон от 20.10.90г. «О гос.пенсиях в РФ» содержит
спец.статью в соответствии с которой гос.пенсии назначаются органами соц.защиты
населения.
3.
Указ от 16.08.95г. «О дополнительных
соц.гарантиях лицам, занимающих должность гос.служащих» (нелегитивный) – введена обособленная система пенсионного обеспечения гос.служащих,
несмотря на то, что Президент подписал закон от 30.07.95г. «Об основах
гос.службы РФ», где в спец.статье предусмотрено, что пенсионное
обеспеение гос.служащих регулируется федеральным законом.
4.
Указ от 92г. «О
дополнительных мерах соц.защиты многодетных семей» – предусмотрены
меры по соц.поддержки многодетных семей, которые включают в себя следующее:
-
каждой многодетной семье
предоставляются льготы по оплате жилья, соц.услуг (скидка не менее 30%)
-
в течении всего периода обучения
дети многодетных семей пользуются бесплатным проездом на городском транспорте
-
детям из многодетных семей в
течении всего обучения предоставляется бесплатно горячее питание, одежду
заменяющую школьную форму, спортивную одежду
-
другие льготы не по системе СО:
a)
процентные ссуды на приобретение
жилья
b)
преимущество в земельных участках
c)
оказание помощи в организации предпринимательской
деятельности
Данный указ, предусмотрев все указанные выше меры, не дает
понятие многодетной семьи, а предусматривает, что данное понятие дают сами
субъекты федерации (в Москве многодетная семья – 3 и более
несовершеннолетних детей)
Постановления Правительства.
В отличие от советского периода, когда постановления
правительства были основными источниками. В настоящее время
Постановлениями Правительства устанавливается правовой механизм реализации норм
законов, в которых закреплены права граждан в сфере СО.
Постановления Правительства – один из многочисленных групп источников права СО.
Правительство утверждает:
1.
списки и перечни профессий,
должностей, видов работ с учетом которых пенсии назначаются на льготных
основаниях указанных в законе, либо назначаются пенсии за выслугу лет
2.
положения о порядке применения
того или иного закона (пример: порядок применения закона о гос.пособиях
гражданам имеющих детей; положения о порядке определения и учета дохода семьи
при назначении пособий с учетом прожиточного минимума)
3.
ежеквартально Правительство
утверждает з/плату и прожиточный минимум в РФ
В последнее время
четко прослеживается тенденция делегирования законодательным органом высшим
органом исполнительной власти.
Акты министерств и ведомств.
К числу этой группы следует отнести акты Министерства труда
и соц.развития. Это министерство поглотило Федеральную службу занятости. Акты
принимаются в виде официальных разъяснений и постановлений. Постановление
данное министерство принимает в тех случаях, когда Правительство делегирует в
решениях компетенции Правительства.
Акты Министерства образования, МВД, и Министерства обороны
(Миноборона в июле 2000 года утвердила инструкцию «О порядке предоставления
санитарно-курортного лечения военнослужащим)
Локальные акты.
Принимаются на уровне территории органом МСУ.
Такие акты орган МСУ может принимать в соответствии с ФЗ «Об основных принципах
МСУ» от 95г. Этот закон относит к компетенции МСУ решение вопросов о соц.защите
населения и решение вопросов по безработице.
Локальные акты принимаются на уровне организации (коллективные
договора, но могут быть и спец.соглашения, заключенные трудовым коллективом с
работодателем).
В актах
организации предусматриваются:
-
выплаты уходящих на пенсию
-
меры соц.поддержки работающих
женщин с детьми подростков
-
нормы о предоставлении
санаторно-курортного лечения
-
о выплате пособий на время
нетрудоспособности
Особое место
занимают акты, принимаемые субъектом федерации. Ст.72 Конституции
РФ относит регулирование СО к совместной компетенции федеральных органов и
органов субъектов федерации. Субъекты федерации принимают в виде законов,
которые занимают место после законов федерации. Субъекты федерации по мере
стабилизации могут существенно повышать уровень сощ.защиты населения (за счет
бюджета субъекта федерации (пример: Москва – пенсия до 950 рублей).
ТРУДОВОЙ СТАЖ (ТС)
Понятие трудового стажа и его классификация.
Все международные акты исходят из того, что каждый
человек имеет право на СО как член общества. Это право принадлежит ему от
рождения и реализация этого права не связывает его с трудовым вкладом.
В то же время международные акты закрепляют право на СО
каждого не только как члена общества, но и как работника, т.е. право на СО обусловлено трудовым вкладом человека.
Трудовой вклад человека имеет как количественные
так и качественные характеристики.
Количественная характеристика связана с
учетом проработанных лет, а качественная – отражается в размере
заработка работника и в размере страховых платежей по соц.страхованию.
Количественные характеристики включат в себя
и условия труда (нормальные, вредные, неблагоприятные, климатические условия).
Как количественные, так и качественные влекут
определенные правовые последствия и влияют на объем правомочий в сфере СО.
Количественная сторона трудового вклада каждого
отражается в элементе СО как трудовой стаж (либо страховой стаж).
Трудовой стаж – суммарная продолжительность
трудовой деятельности, иное его общественно полезной деятельности, а также
других периодов, указанных в законе с которой связаны определенные последствия
в сфере СО.
В зависимости от юридического значения того
или иного вида трудового стажа он классифицируется:
1.
на общий трудовой стаж
2.
на специальный трудовой
стаж
3.
на непрерывный трудовой
стаж
4.
на страховой трудовой стаж
Общий трудовой стаж.
- Это суммарная продолжительность трудовой деятельности
в период которой лицо подлежало обязательному соц.страхованию, а также иной
общественно полезной деятельности, указанной в законе (как правило, в период
этой деятельности лицо не подлежит соц.страхованию), а также других периодов,
приравненных по правовым последствиям к самой трудовой деятельности независимо
от того, где и когда они имели место, были ли перерывы или нет, а в некоторых
случаях – оплачивалась ли та или иная деятельность или нет.
В общий трудовой стаж с учетом данного его
определения включаются:
1.
сама трудовая деятельность в
период которой лицо подлежало соц.страхованию. К такой деятельности относятся:
-
работа по трудовому договору, а
также иная работа не по трудовому договору если в период ее выполнения лицо
подлежало соц.страхованию – работа на основании гражданско-правовых договоров,
т.е. договоров подряда, поручения и т.д.). С вознаграждений, получаемых по этим
договорам граждане обязаны уплачивать страховые платежи в ПФ, в связи с чем эти
периоды и включаются в общий трудовой стаж.
-
работа в качестве члена колхоза
кооператива, поскольку в силу закона «О кооперации» все члены кооператива
подлежать обязательному соц.страхованию.
-
в общий стаж может быть включена
работа адвоката, старателя, члена крестьянского хозяйства, поскольку они
также подлежат социальному страхованию
-
в общий стаж может быть включена
частным нотариусам, аудиторам, охранникам, детективам, если они на
добровольных началах были зарегистрированы в качестве плательщиков страховых
взносов в ПФ и уплачивали эти взносы
2.
иная общественная полезная
деятельность. Эта деятельность в
период которой лицо не подлежит соц.страхованию, но законодатель связывает с
этой деятельностью такие правовые последствия как с трудовой. К иной
общественно полезной деятельности относятся:
-
служба в органах ФСБ, ФАПСИ,
-
в горноспасательных частях
-
фельдъегерская служба
-
учеба в учебном заведении
начального, среднего и высшего проф.образования по дневной стационарной форме
-
периоды ухода неработающей матери
за ребенком до 3-х лет
-
период ухода за инвалидом I
группы
-
период ухода за ребенком-инвалидом
до 18 лет лицом достигшим 80 лет
3.
другие периоды, когда лицо не
занималось ни трудовой деятельностью, ни иной общественно полезной
деятельностью:
-
период нахождения на
оккупированной территории во время войны (кто достиг 16 лет)
-
период проживания в блокадном
Ленинграде (в т.ч. в детдоме)
-
период нахождения в концлагерях
-
период нахождения в местах лишения
свободы, ссылке, высылке, тех кто был необоснованно привлечен к уголовной
ответственности и в последствии реабилитирован
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
|