рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Реферат: Право социального обеспечения рефераты

-      полустационарное соц.обслуживание, когда пожилые инвалиды часть суток проводят дома, а часть в центре соц.обслуживания (досуг, отдых, мед.помощь)

-      полное стационарное обслуживание (содержание пожилых, инвалидов, детей в соответствующих учреждениях – дома для инвалидов, дома ребенка)

-      медико-консультативная помощь пожилым и инвалидам

-      срочная разовая соц.помощь

2.    Федеральный закон от 24.11.95г. «О соц.защите инвалидов» в дополнение к тем видам соц.обслуживания которые указаны выше предусматривает:

-      проф.обучение инвалидов (бесплатно) либо в специальных, либо в общих учреждениях профес.образования

-      трудоустройство инвалидов (обязательно квотирование рабочих мест всеми работодателями независимо от формы собственности)

-      протезно-ортопедическая бесплатная помощь инвалидам

-      предоставление инвалидам бесплатно транспортные средства («Ока», «Таврия» либо мотоколяски), а также средств передвижения (велоколяски, креслоколяски).

Правительством РФ в ноябре 95г. утвержден федеральный перечень гарантированных государством соц.услуг. Таким образом, система социального обслуживания в основном сформировалась и закреплена законодательно.

Организационно правовые формы СО

            Организационно-правовые формы СО – это организационно-правовые способы предоставления СО.

            Раскрыть форму СО, значит раскрыть следующие элементы:

1.      указать финансовый источник, за счет средств которого предоставляется СО

2.      указать круг лиц, получающих СО за счет данного источника

3.      перечислить виды СО данному кругу лиц из этого финансового источника

4.      указать систему органов, предоставляющих СО этому кругу лиц за счет данного источника.

Формы СО делятся на:

-      централизованные             

-      региональные   

-      локальные

 

Централизованные

Централизованные делятся на:

-      обязательное социальное страхование

-      социальное обеспечение за счет прямых ассигнований из гос.бюджета.

Обязательное соц.страхование.

            Это организационно-правовая форма, применяемая гос-вом для СО настоящего (прошлого) работника, а также его семьи в случае смерти работника.           Финансовым источником СО в рамках данной формы является обособленные внебюджетные кредитно-финансовые системы (это фонды соц.страхования).

            На данный момент нет единого фонда соц.страхования. И в качестве самостоятельных существуют:

-      пенсионный фонд (ПФ)

-      фонд социального страхования (ФСС)

-      фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС)

-      фонд занятости населения

Они образуются за счет обязательных страховых платежей работодателя, а ПФ также и за счет страховых платежей самих работающих.

В связи с принятым налоговым кодексом с 01.01.00г. эти фонды будут формироваться за счет единого соц.налога – на работодателя. Страховые платежи для самих работающих отменяются, однако размер подоходного налога, который составляет 12% увеличивается до 13%, имея ввиду, что 1% от среднего заработка, который сегодня платят работники в ПФ будут включатся в подоходный налог. Налоговый кодекс ч.2 предусматривает также новый механизм контроля за своевременным поступлением страховых платежей в ФСС. Вся работа по обеспечению поступления в эти фонды возлагается на налоговую службу.

Круг лиц обеспечиваемых в порядке обязательного соц.страхования – это все работающие по найму (труд.договору), в силу закона о труде они подлежат обязательного соц.страхованию и поэтому имеют право на СО в порядке соц.страхования независимо от того фактически уплачивал за них работодатель или нет страховые взносы. Если в силу недобросовестности работодателя он взносы не уплачивал или уплачивал не полностью, то к нему применяются санкции, обеспечивающие полное возмещение в ФСС страховых платежей.

  К кругу лиц, обеспечиваемых в порядке соц.страхования относятся те граждане, которые наемными работниками не являются, но для них предусмотрены специальными законами обязательное соц.страхование. К этим лицам относятся адвокаты, старатели, члены крестьянско-фермерского хозяйства. У них право на СО в порядке соц.страхования возникает, если они докажут, что у них страховые платежи были внесены полностью и в срок.

К кругу лиц, обеспечивающих в порядке соц.страхования относятся также категории лиц, для которых добровольное соц.страхование (частные охранники, частные детективы, частные аудиторы). Они приобретают право на СО если были зарегистрированы в качестве плательщиков страховых взносов и уплачивали их.

Виды обеспечения в порядке соц.страхования. Основным видом является пенсионное обеспечение. Все застрахованные обеспечиваются трудовыми пенсиями:

-      по старости       

-      по инвалидности          

-      по случаю потери кормильца 

-      за выслугу лет.

Наряду с пенсиями застрахованные обеспечиваются пособиями:

-      по временной нетрудоспособности в случае болезни работника

-      женщины-работницы по беременности и родам

-      по безработице (кто имел работу и ее потерял)

-      на погребение (в случае смерти работника или несовершеннолетнего члена его семьи)

-      матери, отцу, другому лицу за период отпуска по уходу за ребенком до 1,5 лет

-      при рождении ребенка.

            Наряду с денежными выплатами по соц.страхованию, застрахованные получают иные виды СО:

-      санаторно-курортное лечение (когда путевка предоставляется бесплатно или со скидкой)

-      медицинское лечение в порядке соц.страхования (бесплатно)

-      отдых детей застрахованных в оздоровительных лагерях.

Органы, осуществляющие соц.страхование это территориальные органы ПФ, ФСС, ФОМС, фонда службы занятости населения. Это органы соц.защиты населения, которые назначают и выплачивают трудовые пенсии.

В настоящее время в связи с ведением единого соц.налога во все фонды соц.страхования создается единая пенсионная служба России, согласно Указа Президента от 27.09.00г. Он предусматривает, что функции о назначении и выплаты пенсий передается от органов соц.защиты населения территориальным органам ПФ одновременно с передачей численности штатов органов соц.защиты территориальным органам ПФ. Данный Указ Президента является нелегитивным. поскольку ныне действующий закон от 20.11.90г. «О гос.пенсиях в РФ» прямо закрепляет, что пенсии назначаются и выплачиваются органом соц.защиты населения.

К числу органов, осуществляющих СО в порядке соц.страхования относятся также работодатели, которые по действующим ныне правилам назначают данные выше пособия и выплачивают их. К органам относятся и профсоюзные органы, которые распоряжаются средствами соц.страхования в части расходов на санитарно-курортное лечение и на организацию оздоровительного отдыха детей застрахованных. Органы здравоохранения предоставляют мед.помощь и лечение в порядке обязательного мед.страхования.

В 1999г. ФЗ «Об основах обязательного соц.страхования» закрепил положения:

1.    закрепил основы единой системы соц.страхования в России, предусмотрев, что элементами этой системы будут отдельные виды соц.страхования:

-      соц.страхование в случае временной нетрудоспособности работника

-      страхование в связи с отпуском по беременности и родам среди женщин из числа застрахованных

-      соц.страхование от несчастных случаях на производстве и профес.заболевания

-      пенсионное страхование

-      страхование на случаи безработицы

-      обязательное мед.страхование

В соответствии с этими видами соц.страхования предполагается принять ряд федеральных законов по каждому виду соц.страхования.

2.    закон закрепил принципы соц.страхования:

-      принцип адекватности размеров обеспечения по каждому из видов соц.страхования с размерами страховых платежей, уплачиваемых страхователем и самими застрахованными

-      второй принцип - участие в управлении соц.страхованием и соответствующими источниками представителей самих застрахованных и страхователей

3.    закон дает понятие соц.рисков, а также перечисляет те страховые случаи при наступлении которых у каждого застрахованного есть юридическое право требовать, а у гос-ва обязанность предоставить тот или иной вид СО в порядке соц.страхования.

 

Социальное обеспечение за счет прямых ассигнований из гос.бюджета.

            Если в порядке обязательного соц.страхования человек получает СО как работник, то за счет прямых ассигнований каждый человек получает СО как член общества, т.е. независимо и без учета его труд.оклада.

            Финансовым источником данной формы является средства бюджета: федерального, субъекта федерации, муниципального бюджета.

            Круг обеспечения – все население страны, включая и застрахованных.

Виды обеспечения:

1.    соц.пенсии тем, кто не трудился

2.    пособия гражданам, имеющим детей

3.    пособия по безработице (кто никогда не работал, но зарегистрировался для поиска работы)

4.    пособия переселенцам и беженцам

5.    денежные компенсации

6.    СО в натуральной форме:

-      соц.помощь на дому инвалидам и пожилым

-      содержание в домах для инвалидов

-      содержание детей в домах ребенка

-      профес.обучение трудоустройству инвалидов

-      протезирование

-      обеспечение инвалидов транспортными средствами.

Органы, осуществляющие СО в рамках данной формы:

-      различные гос.органы    

-      здравоохранение       

-      образование 

-      соц.защита населения  

-      служба занятости

-      миграционная служба 

-      органы опеки и попечительства.

Региональные

            Экономической основой для региональных форм СО является разграничение собственности на федеральную, субъектов федерации и муниципальную.  При отсутствии собственности он  не могут функционировать (т.к. являются распределительными).

            Правовой основой для региональных форм СО является разграничение компетенции. Ст.72 Конституции относит регулирование отношения к совместной компетенции федерации и субъектов федерации.

            Финансовым источником являются средства бюджета субъекта федерации.

            Круг обеспечиваемых в рамках региональных форм определяется самим субъектом федерации. Он же устанавливает виды обеспечения за счет собственного бюджета; определяет органы, предоставляющие СО.

Например, региональной формой является СО, установленное Москвой:

-      за счет собственного бюджета Москва всем неработающим пенсионерам выплачивает к федеральным пенсиям суммы, установив размер Московской пенсии 950 рублей.

-      за счет средств бюджета Москва доплачивает пособия на погребение почти 50% по сравнению с федеральным размером.

-      Москва платит пособия родителям, имеющим детей на ребенка дошкольного возраста, если ребенок по мед.справке не может самостоятельно обучаться в учебном заведении.

-      Москва за счет собственных средств выплачивает компенсацию инвалидам на транспортные средства.

-      Москве предоставила бесплатный проезд инвалидам.

            Таким образом, региональная форма позволяет реализовать дополнительно к федеральным программы СО за счет средств субъекта федерации.

                        Локальные

            Могут иметь место в конкретной организации, либо на муниципальной территории.

            Финансовый источник – средства данной организации (на муниципальной территории – средства муниципального бюджета).

            Круг обеспечиваемых определяется коллективным договором, либо органом МСУ. Они же устанавливают дополнительные виды СО (например, в коллективных договоров многих организаций содержатся условия о единовременных выплатах работникам, уходящих на пенсию; льгот работающей молодежи.

            Органы: в рамках организации – работодатель, профсоюзный орган; Муниципальная территория – орган МСУ.

ПЕНСИОННЫЙ ФОНД (ПФ) И ЕГО ПРАВОВОЙ СТАТУС.

            ПФ – первый фонд пенсионного страхования. Создан в связи с принятием закона от 20.11.90г. «О гос.пенсиях в РФ».

            Статус ПФ закрепляется в соответствующем Положении ПФ. В момент создания ПФ это было временное Положение, а затем 24.12.90г. утверждается постоянное Положение.

            ПФ создавался как абсолютно самостоятельная внебюджетная кредитно-финансовая система.

            ПФ в соответствии с Положением отчитывался о своей деятельности перед законодательным органом и не подчинялся Правительству.

            Орган управления ПФ – правление ПФ, в состав которого входили министры, представители страхователей и застрахованных.

            После роспуска парламента в 93г. одним из указов Президента № 1400 от 04.10.93г. ПФ лишается самостоятельности и подчиняется Правительству.

            ПФ формируется за счет источников:

1.    обязательные страховые платежи каждого работодателя независимо от формы собственности в размере 28% от общей суммы расходов на оплату труда; для предприятий и организаций, производящих сельскохозяйственную  продукцию – 20,6%. Сами застрахованные платят в ПФ 1% от заработка. С 01.01.00г. в связи с введением единого соц.налога страховые платежи в ПФ станут составной частью этого соц.налога. Страховые платежи застрахованных включаются в их подоходный налог. Работодатель в ПФ страховой платеж в размере 28% будет уплачивать с суммы израсходованной из з/платы, которая составит 100 тыс.рублей, а по мере увеличения суммы расходов на оплату труда страховой платеж в ПФ будет понижатся.

2.    средства гос.бюджета. Правительство РФ по действующим правилам обязано ежемесячно перечислять в ПФ средства гос.бюджета для возмещения расходов этого фонда на выплату страховых пенсий:

-      пенсий военнослужащим, служащим МВД и их семьям

-      соц.пенсий

-      расходы на доставку пенсий, оплачиваемых из бюджета.

По действующим правилам ПФ авансирует эти выплаты и пенсии. Как показывает практика Правительство не возвращает фонду эти средства или возвращает без учета индексации выплаченных сумм.

3.    добровольные страховые платежи граждан в ПФ (в настоящее время функции ПФ по аккумуляции страховых платежей передаются налоговой службе, а на основе ПФ создается единая пенсионная служба России).

ФОНД СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ (ФСС) И ЕГО СТАТУС.

            Статус закреплен в соответствующем Положении, утвержденным Правительством в 1996 году.

            В советский период ФСС как самостоятельная внебюджетная кредитно-финансовая система не существовала.

            Средства соц.страхования выделялись в качестве составной части в государственном бюджете.

            В соответствии с Положением 1996г. ФСС образуется за счет обязательных страховых платежей работодателя в размере 5,4% от общей суммы расходов на оплату труда.

Однако в отличие от ПФ:

-      сумма расходов на оплату труда не включается вознаграждения, выплаченные работодателем по гражданско-правовым договорам (договор  подряда, хранения, оказания услуг и т.д.).

-      сами застрахованные никаких платежей не вносят.

            Управляет ФСС Правительство (так как ФСС подчинен Правительству с 1994г.), а с 1934-1994гг. средствами социального страхования управляли профсоюзы.

            За счет ФСС производятся следующие выплаты:

-      пособия по временной нетрудоспособности

-      пособия по беременности и родам

-      пособия на погребение

-      пособия на рождение ребенка

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9