Реферат: Теория, практика и перспективы гендерологии и феминологии
Своеобразной революции, происшедшей в психологии
половых ролей и приведшей к возникновению "новой психологии пола",
способствовали, как считает ряд авторов, три фундаментальных исследования, выводы
которых опровергают основные положения традиционной теории. Это работы
Е.Маккоби и К.Джеклин, Дж.Мани и А.Эрхарда, показавших могущество социализации,
и исследование С.Бем, доказавшей несостоятельность противопоставления
традиционной психологией маскулинности и феминности.
Проанализировав 1600 исследований психологических
половых различий, проведенных за семь лет, Е.Маккоби и К.Джеклин пришли к
выводу, что, по существу, нет фундаментальных врожденных различий в
психологических особенностях мужчин и женщин во многих областях, где раньше эти
различия признавались; те же различия, которые имеются у маленьких детей, по
крайней мере, недостаточны, чтобы обосновать традиционное неравенство половых
социальных ролей, существующее в современном обществе.
Исследования Дж.Мани и А.Эрхарда, где изучались, с
одной стороны, анатомо-физиологические индикаторы (хромосомный набор, баланс
мужских и женских гормонов и др.), а с другой - фактор приписывания индивидом
себя к тому или другому полу, показали, что если у большинства детей этот
фактор и анатомо-физиологические индикаторы имели прямую корреляцию, то даже
для детей, имеющих анатомо-физиологические задатки обоих полов, решающим в
полоролевом развитии являлось отнесение себя к мужскому или женскому полу.
С.Бем и ее коллеги в противоположность взгляду
традиционной психологии о том, что мужчины и женщины, чтобы быть
приспособленными в жизни, должны иметь традиционно установленные,
соответствующие полу характеристики, показали малую приспособленность
индивидов, обладающих только такими характеристиками; наиболее приспособленным
к жизни оказался андрогенный тип, имеющий черты того и другого пола и самый
распространенный.
Оценивая в целом положительно «новую» (теперь уже
достаточно признанную и подкрепленную многочисленными современными
исследованиями) как прогрессивную теорию и отмечая, что она остро и обоснованно
критикует биологизаторские концепции и справедливо заостряет проблему
социального неравенства полов в современном обществе, нельзя не остановиться и
на некоторых ее слабых местах.
Так, хотя социальные ожидания и социальная норма
поведения для мужчин и женщин в обществе играют огромную роль в процессе
половой социализации, но вместе с тем немалое значение имеет и сама активность
индивида, его личные мотивы, цели и наклонности, так как принятие индивидом
социальных ценностей - процесс активный: индивид может варьировать роли,
уклоняясь от стандартов. Кроме того, социальные ожидания окружающих человека
людей могут существенно отличаться по своему содержанию, что, безусловно,
отражается на его полоролевом поведении. И наконец, существует ряд других
объективных и субъективных причин, в силу которых ожидаемое поведение может не
осуществиться, например, высокий профессиональный статус женщины может
существенно повлиять на выполнение ролей матери и жены.
Таким образом, психология пола опять стоит перед
выбором, что же принять за доминирующую парадигм: традиционно
противопоставленные мужскую и женскую модели или уже реально существующую
андрогинию.
Глава 3. ПОЛ VERSUS ГЕНДЕР
§ 1. Гендер как социальный феномен и объект
феминистской критики
Дифференциация понятий «пол» и «гендер» в русле работ
феминистских ученых 70-х годов ХХ в. вывела исследования на новый теоретический
уровень.
В 1972 году появляется довольно быстро ставшая
знаменитой книга «Женщина, культура и общество», вышедшая под редакцией
Розальдо и Ламфере. Напечатанная в ней статья Шерри Ортнер «Соотносится ли
женское с мужским также, как природное с культурным» вызвала бурные дискуссии.
В этой работе отмечается тот факт, что репродуктивная роль женщины не
учитывается при определении ее социального статуса в обществе и что женщины
вытеснены из сферы социального в сферу приватного, потому что женщины
ассоциируются с природным, а не с культурным.
Одной из первых работ, где появилось достаточно четко
проговоренное различие понятий пол и гендер, является работа Гейл Рабин «Обмен
женщинами», вышедшая в 1974 году. Используя методы психоанализа и структурной
антропологии, Рабин изучала символическое значение факта обмена женщин между
мужчинами. В результате этого она пришла к выводу, что именно этот обмен женщин
между племенами воспроизводит мужскую власть и структуры гендерной
идентичности, при которой женщины оцениваются только как биологические существа
и относятся исключительно к семейной сфере. На основе этого конструируется «пологендерная
система как набор соглашений, которыми общество трансформирует биологическую
сексуальность в продукт человеческой активности».
Другими словами, гендерная система, которая
конструирует два пола как различные, неравные и взаимодополняющие, является
фактически системой власти и доминирования, цель которой - концентрация
экономического и символического капитала в руках мужчин. Семья является
властным союзом, который обеспечивает благополучие и превосходство одного пола
и утверждает гетеросексуальность как доминанту для обоих полов. Как таковая,
гетеросексуальность - это институт, который поддерживает гендерную систему.
Впервые четкое определение понятия «гендер» появилось
в работе психолога Роды Унтер «О редефиниции понятий пол и гендер», в которой
она предложила использовать слово «секс» (sex) только когда говорят о
специальных биологических аспектах человека и использовать термин «гендер»
(gender), когда обсуждают социальные, культурные и психологические аспекты, то
есть черты, нормы, стереотипы, роли, считающиеся типичными и желаемыми для тех,
кого общество определяет как женщин или мужчин.
Следующей важной работой была книга Андриенны Рич «Рожденная
женщиной: материнство как опыт и институт». Хотелось бы выделить в целях нашего
анализа только одну из идей, почерпнутую ею из работ «черных феминисток»: идею
о том, что гендер не является монолитной категорией, которая делает всех женщин
одними и теми же, но что гендер скорее является знаком позиции субординации,
который сопровождается и уточняется рядом властных вариаций.
Кроме того, анализируя механизмы контроля
сексуальности и расовые проблемы, А.Рич приходит к утверждению о том, что
гендер является своеобразной системой, продуцирующей различия и вписывающей эти
различия в отношения власти и подчинения. Таким образом, понятие гендера у нее
отличается от бинарной модели ранних версий и становится частью сложной сети
властных структур.
В настоящее время гендер, который часто называют
социальным полом в отличие от биологического, рассматривается как одно из
базовых измерений социальной структуры общества наряду с классовой
принадлежностью, возрастом и другими характеристиками, организующими социальную
систему. «Гендер» - это социальная роль и статус, которые определяют
индивидуальные возможности в образовании, профессиональной деятельности,
доступе к власти, сексуальности, семейной роли и репродуктивном поведении.
Социальные статусы действуют в рамках культурного пространства данного
общества. Это означает, что гендеру соответствует гендерная культура.
Именно поэтому современные ученые говорят даже не о
гендере, а о гендерах, подчеркивая употреблением множественной формы тот факт,
что эта категория исторически и культурно изменяющаяся. То, что вкладывается в
содержание выражения "быть женщиной" или "быть мужчиной",
изменяется от поколения к поколению, различно для разных расовых, этнических,
религиозных групп так же, как и для разных социальных слоев. Об этом
свидетельствуют исторические и этнографические изыскания.
Так, И.С.Кон пишет о книге французской
исследовательницы Элизабет Балинтер, в которой собраны свидетельства о том, что
материнский инстинкт (одно из, казалось бы, врожденных свойств женщины) - это
миф, возникший лишь на определенном этапе развития общества: «Мы не обнаружили
никакого всеобщего и необходимого поведения матери. Напротив, мы констатировали
чрезвычайную изменчивость ее чувств в зависимости от ее культуры, амбиций или
фрустраций. Материнская любовь может существовать или не существовать,
появляться или исчезать, быть сильной или слабой, избирательной или всеобщей.
Все зависит от матери, ее истории и от Истории...».
Исторический экскурс подтверждает, что для
первобытного общества характерна принадлежность ребенка не родителям, а всей
родственной группе. В раннеклассовом же обществе широко был распространен
институт воспитательства, то есть дети, иногда сразу после рождения,
передавались в чужую семью и порой даже не знали до определенного возраста, кто
их биологические родители. Все это говорит о культурно-историческом
конструировании представлений о женственности и мужественности.
Продолжая рассмотрение термина «гендер», следует
отметить, что он имеет скорее описательный, чем объяснительный характер, тогда
как понятия «гендерная система» и «гендерный контракт» больше подходят для
объяснения сложившегося положения вещей. Гендерная система подразумевает
методологическое понимание гендера как одной из стратифицирующих функций
общества и организующего окружающий мир начала.
Идея стратификации предполагает, что гендер существует
одновременно в структурном делении общества, в его символических значениях и в
индивидуальных идентичностях. Другими словами, женщины и мужчины вместе и по
отдельности производят и воспроизводят целостную человеческую жизнь, социальные
и культурные структуры так же, как самих себя и друг друга как существ
определенного пола. В свою очередь система представляет собой функциональное
целое, которое необязательно однородно или организовано, но содержит внутренние
противоречия, несообразности и хронологические разрывы.
Достоинство понятия гендерной системы состоит в том,
что оно применимо как к анализу содержания деятельности, так и ее условий.
Недостатком же является деперсонифицированный подход к человеку, который воспринимается
сквозь призму всего общества и как его часть. Понятие «гендерный контракт»
применяется к анализу активности и проявления субъективности человека на его/ее
собственных условиях с учетом индивидуальных особенностей.
Конструкция гендера/ов есть одновременно продукт и
процесс представления как о других, так и о самих себе. Стадии обретения пола -
это стадии оформления гендера в движении от биологического к социальному. Одна
из схем такого движения представлена Д.Ломбер. Она показывает предпосылки и компоненты
гендера, но нам представляется, что они могут быть рассмотрены и как этапы
становления гендера в качестве статуса и структуры:
·
пол (sex) как биологическая
категория, непосредственно данное сочетание генов, определенный гормональный
набор;
·
пол (sex) как социальная категория
- предназначение от рождения;
·
половая (sex - gender)
идентичность - осознание себя как представителя данного пола, ощущение своего
мужского или женского тела, осознание своей принадлежности к полу в социальном
контексте;
·
пол (gender) как процесс —
обучение, научение, принятие роли, овладение поведенческими действиями, уже
усвоенных в качестве соответствующих определенному гендерному статусу;
·
пол (gender) как статус и
структура - завершение оформления гендерного статуса индивида как части
общественной структуры предписанных отношений между полами, особенно структуры
господства и подчинения.
Образование гендера идет через несколько процессов,
причем формирование половых различий является только одним из них. Джоан Экер
выделяет пять взаимодействующих гендерных программ. Они таковы:
·
построение разделения труда, места
пребывания, физического пространства, дозволенного поведения, власти, в
зависимости от половой принадлежности.
·
создание символов и образов,
которые объясняют, выражают, закрепляют или противостоят этому разделению;
·
различия во взаимодействиях
женщина/мужчина, женщина/женщина, мужчина/мужчина, проявляющиеся в речи, ее
прерывании, в очередности ведения диалога, в предложении тем для обсуждения, в
невербальных компонентах поведения;
·
формирование гендерных компонент
индивидуальной идентичности или иначе гендерных личностных структур;
·
вовлечение гендера в
фундаментальные продолжающиеся процессы создания и концептуализации социальных
структур.
Анализируя каждую из приведенных программ, мы приходим
к выводу, что четыре из них тесно соприкасаются с социальной, возрастной,
педагогической психологией, с психологией личности, а пятая (предыдущие
частично тоже) - входит в перечень фундаментальных проблем общество- и
человековедения.
Гендер не исчерпывается понятием роли или
совокупностью ролей, предписанных обществом по признаку пола. Именно поэтому
И.Гофман ввел понятие «гендерного дисплея», то есть множество проявлений
культурных составляющих пола: «Множественные размытые, зачастую незамечаемые
культурные коды, проявляющиеся в социальном взаимодействии – суть гендерный
дисплей».
В конце 80-х годов ХХ в. началась новая фаза в
развитии гендерных исследований, отмеченная переходом от анализа патриархата и
специфического женского опыта к анализу гендерной системы. Женские исследования
постепенно перерастают в гендерные, где на первый план выдвигаются подходы,
согласно которым большинство аспектов человеческого общества, культуры и
взаимоотношений являются гендерными.
В 90-е годы ХХ в. гендерные исследования стали
достаточно распространенными. Однако как понимание и использование самого
понятия гендера, так и применяемые в ходе исследования методы весьма различны.
О.А.Воронина выделяет три направления в понимании гендера и проведении гендерных
исследований:
А. Гендер как инструмент социально-философского
анализа.
Б. Понимание гендера в рамках женских исследований.
В. Гендер как культурологическая интерпретация.
А. Гендер как инструмент социально-философского
анализа. В свою очередь, внутри этого типа исследований можно
выделить, во-первых, тех авторов, кто просто использует гендер как
социально-демографическую категорию, и, во-вторых, тех, кто анализирует процесс
социального конструирования гендера.
А.1. Гендер как социально-демографическая категория. Восприятие гендера как социополовой роли, как
правило, характерно для социально-экономических исследований, авторы которых не
хотят отставать от современных идей. В рамках этого подхода, с одной стороны,
различаются пол как биологический факт и гендер как социальная конструкция, с
другой - наличие двух биологических полов и двух полов как социальных
конструкций (то есть двух "гендеров") принимается как данность.
Одно из допущений при таком подходе состоит в том, что
мужчины и женщины различны настолько, что их можно отнести к разным социальным
категориям. Исследователи обычно изучают воздействие пола как биологической и
социальной категории на предмет исследования (установки или поведение
избирателей, воспитание, труд и т.д.).
А.2. Гендер как социальная конструкция. В рамках этого подхода гендер понимается как
организованная модель социальных отношений между мужчинами и женщинами,
характеризующая не только их межличностное общение и взаимодействие в семье, но
и определяющая их социальные отношения в основных институтах общества (а также
и определяемая, и конструируемая ими).
В данном направлении подчеркивается, что социальное
воспроизводство гендерного сознания на уровне индивидов поддерживает основанную
на признаке пола социальную структуру, воплощая в своих действиях ожидания,
связанные с их гендерным статусом, индивиды конституируют гендерные различия и
одновременно обусловливаемые ими системы господства и властвования. Во многих
обществах женщин и мужчин не только воспринимают, но и оценивают по-разному,
обосновывая гендерными особенностями и разницей в их способностях различия в
распределении власти между ними.
Основные темы исследований при данном подходе - это
социальное конструирование гендера через институты социализации, через
разделение труда, через культуру (гендерные роли и стереотипы, роль
масс-медиа); немаловажное место занимают проблемы гендерной стратификации и
неравенства.
Б. Понимание гендера в рамках женских исследований.
Б.1. Гендер как субъективность. Один из способов изучения гендера состоит в принятии
точки зрения субъекта. Такие исследования сегодня проводят большей частью
женщины применительно к женщинам, хотя имеются и исследования жизни мужчин. Изучаются
проблемы женской идентичности (субъективности). Исследования с точки зрения субъекта
дают возможность достичь более полного понимания иных взглядов, описать
реальное содержание гендера. Однако при этом возникает проблема, которая
заключается в том, что разные женщины и мужчины принадлежат к разным расам,
этническим группам, социальным классам и т.д.
Б.2. Гендер как идеологический конструкт. В частности, это относится к позиции Моники Виттинг,
которая в своей работе «Никто не рождается женщиной» (1981) определяет гендер
как инстанцию мужского доминирования, которая организует сексуальность через
властную систему, контроль над/в которой принадлежит мужчинам. Контроль
происходит через объективацию женщин и, кроме того, - через эротизацию акта
контроля как такового. Подвергнув критике понятие мужской и женской
идентичности, созданные патриархальной системой, М.Виттинг открыла эру
дискуссий об истинном смысле понятия "женщина", которое она считает
идеологическим конструктом в гендерной системе мужского доминирования. Виттинг
утверждала, что женщина как понятие - это не отражение неких биологических
реальностей или "сущностей", но - продукт мужских проекций и
фантазий.
Б.З. Гендер как набор отношений (сеть). Джоан Скотт выступила инициатором идеи рассматривать
гендер как набор отношений. Пол, класс, раса и возраст являются
фундаментальными переменными, которые определяют гендерную систему. Скотт
дистанцировалась от идеи Виттиг о том, что гендер является идеологической
системой, и утверждала, что гендер - это сеть (network) властных отношений. Центральной
для ее подхода является идея о слиянии власти и дискурса. По ее мнению,
«осознание гендерной принадлежности - конституирующий элемент социальных
отношений, основанный на воспринимаемых различиях между полами, а пол - это
приоритетный способ выражения властных отношений».
Б.4. Гендер как технология (процесс). Например, Тереза де Лауретис конструирует женскую
идентичность как материальный и символический процесс. Гендер является
комплексным механизмом - технологией, которая определяет субъект как мужской
или женский в процессе нормативности и регулирования того, кем должен стать
человек в соответствии с требованиями. Иначе говоря, Лауретис считает гендер
процессом, который конструирует социально-нормативного субъекта через
построение различий по полу, связанных, в свою очередь, с расовыми, этническими,
социальными различиями.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30
|
|