Реферат: Теория, практика и перспективы гендерологии и феминологии
Исследователи пришли к выводу, что такая когнитивная
социальная категория, как гендер, «преимущественно направляет предчувствия и
ожидания по какой-то одной дорожке... Вера в то, что ребенок является
мальчиком, настраивает на одни ожидания, а вера в то, что девочкой,— на
совершенно другие».
Почему будущие родители хотят знать, кто у них будет —
мальчик или девочка? Почему окружающие тоже хотят быть в курсе? (Отчего
беременную женщину все постоянно спрашивают, кто у нее будет и кого она хочет —
мальчика или девочку?) Эти пытливые умы интересуются полом ребенка только
потому, что, в зависимости от гендера, представляют себе детей по-разному.
Родители хотят знать пол ребенка, поскольку от этого будет зависеть, как они
его назовут, какую одежду, игрушки и украшения будут покупать, чем будут с ним
заниматься. Исследование, проведенное в пригородных универмагах, показало, что
одежда 90% детей была типична для их пола по стилю или цвету. В Мексике
родители прокалывают уши и вешают серьги своим маленьким дочерям, чтобы
окружающие не ошибались относительно пола ребенка. В американской культуре
наших дней для новорожденных девочек очень популярны эластичные ленты с
бантами.
С детства мы в первую очередь классифицируем людей, их
поведение и характерные особенности с точки зрения их принадлежности к
«мужской» или «женской» категории (схема своей группы и схема чужой группы).
Когда объект (или его поведение) классифицируется как принадлежащий противоположному
полу, обычно он уже не привлекает большого внимания ребенка. Результаты многих
исследований подтвердили правильность идеи о том, что дети чаще проявляют
интерес и желание моделировать действия, характерные для их собственного
гендера.
Такая классификация людей на мужчин и женщин
способствует развитию схемы собственного пола. Эта схема состоит из сценариев и
планов действий, необходимых для реализации поведения, соответствующего
гендеру. Как только дети оказываются в состоянии идентифицировать свой пол, у
них появляется мотивация быть похожими на других членов своей группы, они
начинают более внимательно наблюдать за принятыми в их группе моделями
поведения.
Уже в 3 года дети с уверенностью относят себя к
мужскому или женскому полу (это называется гендерной идентификацией)). В это
время дети начинают замечать, что мужчины и женщины стараются по-разному
выглядеть, заниматься разной деятельностью и интересоваться разными вещами.
Часто взрослые непреднамеренно стимулируют тендерную идентификацию, регулярно
упоминая тендер ребенка («какой(ая) хороший(ая) мальчик/ девочка») или говоря
детям: «мальчик/девочка так делать не должен(а)». Этот механизм называют
дифференциальное усиление (процесс социализации, в ходе которого приемлемое для
данного общества поведение поощряется, а неприемлемое наказывается социальным
неодобрением.)
Например, в ряде исследований было показано, что
мальчики, которые, вопреки нормам, играют не только с детьми одного с собой
пола, больше подвергаются насмешкам со стороны сверстников и менее популярны в
их среде, чем те, кто подчиняется поло-ролевым стереотипам, наблюдая за
школьниками с 4-го по 7-й класс, обнаружили, что мальчики ожидают меньшего
порицания от родителей за агрессивное поведение, чем девочки.
К 7 годам, а часто даже в 3—4 года, дети достигают
гендерной константности — понимания, что гендер постоянен и изменить его
невозможно. Еще до того, как пойти в начальную школу, дети проявляют достаточно
серьезные знания о тендерных различиях в игрушках, одежде, действиях, объектах
и занятиях.
Как только завершается гендерная идентификация и
ребенок начинает замечать различия, существующие между мужчинами и женщинами, у
него обычно проявляется повышенное внимание к ролевым моделям, обладающим тем
же полом, что и он сам. В ходе этого процесса мальчики обычно подражают
поведению мужчин, а девочки — поведению женщин. Описанное явление называется
дифференциальным подражанием - процесс социализации, в ходе которого человек
выбирает ролевые модели в соответствующей ему с точки зрения общепринятых норм
группе и начинает подражать их наведению.
Дифференциальным подражанием объясняется, почему
женщинам, как правило, нравится ходить по магазинам и заниматься, подготовкой к
праздникам, а мужчины этого избегают. Пока ребенок растет, он видит, что именно
женщина занимается такими делами, и если ребенок — девочка, то это будет
интересовать ее гораздо больше, чем если бы на ее месте был мальчик. То же
самое относится и к остальной работе по дому, например к стирке. При помощи
дифференциального подражания можно объяснить и тот факт, что мужчины чаще
женщин смотрят по телевизору спортивные передачи.
Важнейшим этапом вторичной социализации является
возраст между 17-25 годами, когда, по словам К.Мангейма, формируется
мировоззрение личности и ее представления о собственном предназначении и смысле
жизни. Это период юности, в течение которого усваивается опыт поколения.
События, пережитые и осмысленные в этом возрасте, становятся базовыми
детерминантами ценностной доминанты.
Значимость агентов социализации на различных этапах
жизненного пути различна. В период младенчества и детства (первичной
социализации) главную роль играют семья, группы сверстников, соответствующие
средства массовой информации, школа, "значимые другие". В дальнейшем,
в период вторичной социализации, когда "уже социализированный индивид
входит в новые сектора объективного мира своего общества", особенно
значимы образовательные институты (учебные заведения), сообщества, средства
массовой информации. Именно здесь формируется среда, которую воспринимает
индивид, с которой он себя идентифицирует и существование которой он
поддерживает.
Попова Л.В. выделяет основные проявления гендерной
(полоролевой) социализации, оказывающие то или иное влияние на самоактуализацию
личности на разных этапах жизненного пути через формирование «Я-образа»:
· половая идентификация в детстве;
· стереотипы общества относительно мужчин и женщин;
· собственные ожидания мужчин и женщин;
· представления и ожидания родителей;
· мать и отец как ролевые модели;
· опыт, полученный в образовании;
· влияние сверстников.
Следует отметить, что это лишь общие характеристики
без учета индивидуальных особенностей: например, ряд исследователей отмечает,
что формирование полоролевого стереотипа зависит от общего интеллектуального
развития. Сформированный в ходе гендерной социализации «Я-образ» входит
составной частью в общую Я-концепцию, которая также формируется под
воздействием гендерных представлений в обществе.
Для гендерного подхода чрезвычайно значимо понятие
ресоциализации. Это процесс, в результате которого происходит разрушение ранее
усвоенных норм и образцов поведения, вслед за которым идет процесс усвоения или
выработки иных норм. Как правило, ресоциализация происходит в связи с
попаданием в критическую и нерелевантную прежним нормам ситуацию. Такая
ситуация может быть связана с вхождением в соответствующую среду в юношеском
возрасте.
Особенно важно понимать, что ресоциализация, в том
числе в отношении гендера, наиболее вероятна в период современной трансформации
в России и во всем мире. В процессе ресоциализации возникают новые нормы
(эмержентные нормы), которые регулируют социальное взаимодействие в новых
условиях.
Как уже отмечалось, процесс возникновения жесткой
дифференциации по половому признаку философы традиционно связывают с разделением
труда. Вполне очевидно, что на ранних стадиях развития человечества разделение
труда было неизбежно и прогрессивно: использование физической силы мужчин было
важно для выживания в суровых условиях, а необходимость кормления младенцев и
ухода за ними больше привязывало женщин к месту обитания. Такое разделение
сыграло положительную роль в сохранении человека как вида.
С развитием технологии это разделение стало постепенно
утрачивать свое положительное значение, но было закреплено и приобрело
оценочную маркировку. В большинстве культур все, что относится к женскому,
стало расцениваться как нечто более низкое по уровню развития, как
отрицательный полюс по отношению к мужскому. Девальвация социальной роли
женщины - реальность, давно утратившая временные пределы, ставшая вечной,
имманентной практически во всех социокультурах, у большинства народов мира.
Жизнь в обществе способствует стандартизации нашего
восприятия: оно формируется под воздействием его ценностных установок и
верований. Мы склонны думать и действовать, как члены определенной культуры, к
которой принадлежим. Так появляются полоролевые стереотипы - готовые
представления, которыми часто пользуются без достаточно объективного основания,
которые удовлетворяют потребности человека в неком обобщении и классификации
того, что он/она воспринимает, думает и чувствует, и которые играют ведущую
роль в гендерной социализации.
§ 2. Половые стереотипы: содержание, функции
В последние годы в зарубежной и отечественной
психологии и социологии резко усилился интерес к социальным стереотипам вообще
и к полоролевым стереотипам, в частности. Изучение широкого круга вопросов,
связанных с различными аспектами полоролевых стереотипов, имеет несомненно, не
только теоретическое, но и огромное практическое значение: достаточно назвать в
этой связи лишь две сферы - семейные отношения и воспитание подрастающего
поколения. Мы постараемся показать основные полоролевые стереотипы,
доминирующие в современном обществе, а также их социальные и психологические
функции.
Первые исследования полоролевой стереотипизации были
связаны с попытками вычленить типичные различия, относящиеся к представлениям
женщин и мужчин друг о друге и о себе. Подытоживая эти исследования, в 1957
году Дж. Мак Ки и А.Шеррифс заключили, во-первых, что типично мужской образ -
это набор черт, связанный с социально неограниченным стилем поведения,
компетенцией и рациональными способностями, активностью и эффективностью.
Типично женский образ, напротив, включает социальные и коммуникативные умения,
теплоту и эмоциональную поддержку.
При этом чрезмерная акцентуация как типично
маскулинных, так и типично феминных черт приобретает уже негативную оценочную
окраску: типично отрицательными качествами мужчины признаются грубость,
авторитаризм, излишний рационализм и т.п., женщин - формализм, пассивность,
излишняя эмоциональность и т.п. Во-вторых, авторы пришли к выводу, что в целом
мужчинам приписывается болыпе положительный качеств, чем женщинам. И наконец,
эти авторы обнаружили, что мужчины демонстрируют гораздо большую согласованность
в отношении типично мужских качеств, чем женщины - женских.
Начиная с 60-х гг. большую популярность приобретают
исследования стереотипных представлений о способностях мужчин и женщин, их
компетентности в различных сферах деятельности и причинах их профессиональных
успехов. Так, П.Голдберг обнаружила известную долю предубежденности женщин
против самих себя в научной деятельности: студентки колледжей более высоко
оценивают статьи, написанные мужчинами, чем женщинами. Приблизительно такие же
данные были получены и в эксперименте, где испытуемые обоего пола должны были
оценить предлагаемые им на обозрение картины, одни из которых якобы были
написаны женщинами, а другие - мужчинами. Здесь также имела место переоценка
картин, написанных мужчинами.
Получив сходные с предыдущими результаты, К.Доу
попыталась интерпретировать их с помощью теории каузальной атрибуции, в
соответствии с которой успех или неудача в какой-либо деятельности объясняются
по-разному в зависимости от того, являются ли они неожиданными или, напротив,
ожидаемыми, вероятными. Ожидаемому поведению обычно приписываются так
называемые стабильные причины, а неожиданному - нестабильные. Поэтому в
соответствии с полоролевыми стереотипами хорошее выполнение задачи и высокий
результат в чем-либо, достигнутый мужчиной, чаще всего объясняются его
способностями (пример стабильной причины), а точно такой же результат,
достигнутый женщиной, объясняется ее усилиями, случайной удачей или другими
нестабильными причинами.
Более того, сама типология стабильных и нестабильных
причин оказывается неодинаковой в зависимости от того, чье поведение
объясняется -женщин или мужчин. В частности, С.Кислер установила, что и
"способности", и "усилия" могут иметь различные оценки при
объяснении поведения мужчин и женщин. Так, например, при объяснении успеха
женщины фактор усилий рассматривается чаще всего как нестабильный и в целом
имеет некоторую отрицательную окраску, а применительно к профессиональным
успехам мужчины этот фактор интерпретируется как стабильный и имеющий
положительную оценочную валентность, как необходимое условие "естественной
мужской потребности в достижении", как средства преодоления барьеров и
трудностей, возникающих на пути к цели.
В реальном межличностном взаимодействии и в чисто
личностном плане компетентность оказывается для женщин скорее отрицательным,
чем положительным фактором: высококомпетентные женщины не пользуются
расположением ни мужчин, ни женщин. Такой вывод логически следует из
экспериментального исследования, в котором было показано, что в целом и
мужчины, и женщины стремятся исключить из своей группы компетентных женщин,
причем эта тенденция наблюдается в условиях и кооперативного, и
соревновательного взаимодействия.
Авторы интерпретируют полученные ими данные так:
высокая компетентность женщины опровергает соответствующие стереотипы. При этом
возникает несколько способов отреагировать на это противоречие:
·
изменить стереотип;
·
опровергнуть факт наличия
компетентности;
·
вообще устранить противоречие
путем фактического исключения компетентной женщины из группы.
Два последних используются чаще всего, причем не
только в экспериментальной ситуации, но и в реальной жизни. Проигрыш женщине в
соревновании, особенно для мужчины с консервативными традиционными установками
на взаимоотношения полов, почти всегда означает снижение самооценки, поскольку
в соответствии с неписаными нормами, существующими в традиционной западной
культуре, «настоящий мужчина превосходит женщину и всегда должен ее обыгрывать».
Подобные исследований - пример попыток объяснить
существующие полоролевые стереотипы, апеллируя к более широкому социальному
контексту. Исследования этого рода ставят своей задачей не просто описание
содержания полоролевых стереотипов, но и выяснив их функций. Наиболее важными
из таких функций большинство исследователей считает оправдание и защиту
существующего положения вещей, в том числе фактического неравенства между
полами.
Так, например, О.Лири прямо пишет о существовании в
американском обществе норм предубежденности против женщин, имеющих какой-либо
приоритет над мужчинами того же возраста и социального положения. Она
исследовала связь между полоролевыми стереотипами и оправданием задержки
продвижения женщин по служебной лестнице в промышленности. По мнению автора,
без каких бы то ни было объективных оснований женщинам приписываются следующие
установки на работу: они работают только ради "булавочных" денег, в
работе их больше интересуют эмоциональные и коммуникативные моменты, женщинам
больше нравится работа, не требующая интеллектуальных усилий, они ценят
самоактуализацию и продвижение по службе меньше, чем мужчины. Основа всех этих,
по мнению автора, абсолютно необоснованных взглядов - расхожие полоролевые
стереотипы, согласно которым у женщин отсутствуют черты, связанные с
компетенцией, независимостью, соревновательностью, логикой, притязанием и т.д.,
и которые, напротив, постулируют у них подчеркнутую выраженность эмоциональных
и коммуникативных характеристик.
Нередко для обоснования оправдательных функций
полоролевых стереотипов обращаются к далекому прошлому, пытаясь понять
существующую асимметрию на основе культурно-исторического опыта. Так, например,
анализируя образ женщины в истории, Дж.Хантер пришла к выводу, что в целом -
это образ неполноценности, а процесс женской эмансипации с глубокой античности
однозначно и прямо связывался с деструктивными социальными последствиями, с
распадом морали и разрушением семьи. Например, одна из главных причин падения
Римской империи связывалась именно с далеко зашедшим процессом женской
эмансипации. Дж.Хантер считает также, что большое влияние на содержание
современных полоролевых стереотипов оказала христианская традиция,
рассматривающая женщину как источник зла. Не случайно именно женщины и
составили основной контингент жертв инквизиции.
Эти и другие факторы культурно-исторического порядка,
по мнению ряда исследователей, повлияли на то, что С.Бем и Д.Бем назвали «бессознательной
идеологией» о естественном месте женщины в обществе, а также на связанные с
этой идеологией тонкие, закамуфлированные формы неравенства и дискриминации.
Полоролевые стереотипы призваны оправдать и эту идеологию, и эту практику, что
и определяет их смысловое и оценочное содержание.
Специальная область исследований, где, по убеждению
специалистов, с особой наглядностью демонстрируется защитная и оправдательная
функция полоролевых стереотипов, - это исследования изнасилований. Широкое
изучение этой проблемы началось с середины 70-х гг., за очень короткое время
проведено более трехсот исследований, расширился и спектр изучаемых аспектов.
Так, например, Г.Филд установила, что в целом мужчины, по сравнению с
женщинами, приписывают гораздо большую ответственность за случившееся самой
жертве. При этом мужчины с консервативными взглядами склонны интерпретировать
изнасилование как, прежде всего, промах самой жертвы и при этом считают, что
изнасилованная женщина теряет свою привлекательность. Мужчины с более
либеральными взглядами приписывают жертве приблизительно такую же степень
ответственности, но не отказывают ей в известной привлекательности.
Однако в ряде других работ было показано, что женщины
приписывают жертве большую ответственность, чем мужчины; хотя в большей
степени, чем мужчины, склонны считать жертву заслуживающей уважения,
снисхождения и сострадания. Фактор привлекательности жертвы также оказался
далеко не однозначным. Разноречивость таких данных объясняется различной
модальностью понятия ответственности, которое нередко обозначает два различных
аспекта: вероятность самого факта насилия (каузальный аспект) и вину за
случившееся (моральный аспект).
Результаты исследования показали следующее:
·
соблазнительность жертвы (в одежде
и манере поведения) увеличивает приписываемую ей вину и воспринимаемую
вероятность изнасилования (то есть и моральную, и каузальную ответственность
жертвы);
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30
|
|