Реферат: Теория, практика и перспективы гендерологии и феминологии
Существует несколько социально-психологических
механизмов социализации:
1) идентификация - это отождествление индивида
с некоторыми людьми или группами. Примером идентификации может являться полоролевая
типизация - процесс приобретения индивидом психических особенностей и
поведения, характерных для представителей определенного пола;
2) подражание является сознательным или
бессознательным воспроизведением индивидом модели поведения, опыта других людей
(в частности, манер, движений, поступков и т.д.);
3) внушение - процесс неосознанного
воспроизведения индивидом внутреннего опыта, мыслей, чувств и психических
состояний тех людей, с которыми он общается;
4) социальная фасилитация - стимулирующее
влияние поведения одних людей на деятельность других, в результате которого их
деятельность протекает свободнее и интенсивнее ("фасилитация"
означает "облегчение");
5) конформность - осознание расхождения во
мнениях с окружающим и людьми и внешнее согласие с ними, реализуемое в
поведении.
Основные направления социализации соответствуют
ключевым сферам жизнедеятельности человека: поведенческой, эмоциональной,
познавательной, бытийной, морально-нравственной, межличностной.
§ 2. Феминизм — новая парадигма в исследовании
социализации
Несмотря на всю разработанность и структурированность
концепций социализации, в настоящее время довольно большая часть исследователей
осознает, что современные науки о человеке, за небольшим исключением, - это
науки о мужчине как о норме, стандарте, с которым сопоставляется женщина, в том
числе и различные теории социализации.
Данная ситуация аналогична той, которая первоначально
сложилась при описании психологии детей: для их изучения использовали как точку
отсчета взрослого человека (опять же мужчину). С таких позиций ребенок
воспринимался как взрослый, у которого отсутствуют те или иные уровни
психических процессов, свойств, у которого нет ничего своеобразного и
положительного. Только переход к другой парадигме действительно позволил увидеть
проблемы психического развития ребенка и понять его механизмы. Ниже мы приведем
примеры того, насколько продуктивен такой подход - использование психических
особенностей женщины как продукта существующей полоролевой социализации - для
толкования широко известных результатов, полученных в традиционных
исследованиях мужчин.
Обращение к отечественной/советской возрастной и
социальной психологии приводит нас к парадоксальному выводу (сделанному
И.С.Коном еще в 1980-е гг.): это "бесполая" наука, в ней практически
отсутствуют такие слова, как «мальчик», «девочка», не говоря уже об
особенностях их психического развития. Отношение общественной мысли к вопросу
развития и взаимоотношений полов чрезвычайно неоднородно. Если, скажем,
философия марксизма стоит за равноправие полов, то иррационалистические
направления имеют, как правило, противоположную точку зрения. Значительный
вклад в изучение положения женщин и мужчин внесла философия феминизма, которая
является одним из направлений современного постструктурализма и базируется на
идеях и теоретическом аппарате философских концепции Ж.Лакана, М.Фуко,
Ж.Деррида.
М.Фуко в своей концепции микрофизики власти показал,
что, начиная с середины XVII века, была установлена четкая взаимосвязь между
понятиями «личность», «пол» и «сексуальность», то есть личность стала
восприниматься и пониматься через призму дискурсивно оформленной сексуальности,
а сексуальность, в свою очередь, стала одним из элементов властных отношении, с
помощью которого стали возможны разнообразные формы контроля и подчинения.
Философ-психоаналитик Ж.Лакан связывал интерпретацию
мужского и женского с символическим порядком культуры, а именно с проблемами
структурирования идентичности, следовательно, источник сексизма кроется не
только в социальном или культурном устройстве общества, но и во внутренних
структурах языка и мышления. А теория различий Ж.Деррида предлагает
пересмотреть дихотомию мужского и женского в культуре как одну из основных
оппозиций классического мышления и вместо нее применять методологию
множественности.
История взаимоотношений феминизма и психоанализа
весьма неоднозначна. С одной стороны, феминистские исследователи очень много
почерпнули из методологии этого направления, например, модель психосексуального
развития человека, с другой стороны - исходные идеологические установки были
подвержены решительной критике. Например, К.Миллет сделала попытку критического
осмысления биологичских детерминант в объяснении З.Фрейдом структур феминности
и маскулинности.
В современной науке традиционно различают пол
биологический - как совокупность генетически обусловленных признаков индивида -
и пол социальный - как комплекс социокультурных характеристик. Хотя в основе
половой дифференциации лежит половой диморфизм, она никоим образом не сводится
к нему и зависит от множества исторических и социальных факторов. Хотелось бы
подчеркуть, что множество индивидуальных вариаций человеческого развития
показывает невозможность однозначного выведения такой дифференциации ни из
наследственных свойств, ни из особенностей воспитания.
Главными терминами, предложенными феминистскими
исследователями и направленными на выявление особенностей социализации и
объяснение поведения, умственных способностей, личностных особенностей
представителей разных полов, а также анализ условий их развития и социального
воспроизводства, являются "гендер", "гендерная система" и
"гендерный контракт", которые появились в феминистской философии в
70-е годы ХХ в. Термин "гендер" первоначально был заимствован из
лингвистики и использован для того, чтобы обозначить различие между
биологическим (совокупность физиологических и морфологических особенностей) и
социальным в развитии, ориентированном с самого начала на пол индивида,
поскольку традиционные взгляды на роли мужчины и женщины в обществе сопровождают
весь процесс социализации индивида.
Этот термин дает понимание того, что в дополнение к
биологической основе существуют социально детерминированные представления о
женщине и мужчине, которые оказывают мощнейшее влияние на культурный контекст
развития мальчика и девочки, женщины и мужчины. В этом контексте понимается,
что пол индивида влияет:
· на ее/его общественное положение и статус;
· на то, какое поведение считается нормальным или явно
отклоняющимся для мужчин и женщин;
· на то, какие психологические качества присущи тому или
иному полу.
Современные ученые говорят даже не о гендере, а о
гендерах, подчеркивая употреблением множественной формы тот факт, что эта
категория исторически и культурно изменяющаяся. То, что вкладывается в
содержание выражения "быть женщиной" или "быть мужчиной",
изменяется от поколения к поколению, различно для разных расовых, этнических,
религиозных групп так же, как и для разных социальных слоев.
Условия для эмансипации женщин начинают складываться в
связи с использованием машин, поскольку их использование не требует большой
физической силы, однако еще долго будет сохраняться неравенство в оплате труда,
в условиях получения образования и т.п., что практически продолжается и
сегодня. Очевидно, что "консервирование" и воспроизводство
традиционных мужских и женских ролей основано на устойчивых феноменах
социализации.
В данном параграфе, не ставя перед собой задачи
рассмотрения истории развития феминизма, отметим, что критическая
направленность этого течения на практике привела к постоянно увеличивающемуся
разнообразию его видов. В 90-е годы ХХ в. речь идет уже о десятке
разновидностей феминизма: либеральном, радикальном, марксистском,
социалистическом, психоаналитическом, экзистенциальном, постмодернистском,
культурном и пр. Говорят также о мужском (интересующемся изменением мужских
ролей, мужественности и отцовства, повседневной жизни мужчин), лесбийском
феминизме, феминизме цветных, рабочего класса, среднего класса, имея в виду те
социальные группы, которые формируют понимание положения полов в обществе с
учетом своих особых проблем. Необходимо учитывать и то, что существуют
региональные различия движений и идеологий, например, в протестантской
(северной) части Европы феминизм развивается более интенсивно, чем в
католической (южной). Индивидуализм, преобладающий в культуре, ставит одни
акценты, коллективизм - другие.
Следовательно, достаточно важно понимать, какие
культуры воздействуют на формирование феминистского дискурса и осознавать
проблемы гендерной социализации в современной России. Наибольшее влияние на
развитие гендеристики, как нам кажется, оказывает американская литература и
терминология, так как именно в Америке женское движение 60-х годов ХХ в. было
одним из первых, наиболее развитым, в определенном смысле
-"классическим". Интерпретация положения женщины в терминах
"патриархат", "дискриминация", "угнетение и
подавление" была связана с особенностями статуса неработающей обеспеченной
американки. Нетрудно увидеть, насколько сильно данные условия отличаются от
современных российских, где не стоят вопросы права на труд, участие в политике,
на свободу абортов, разводов, однако сильны патриархальные традиции наряду с
образом "сильной женщины". Нельзя оставить без внимания и
распространенность негативного отношения к феминизму в России. Кроме того,
положение женщины в постсоциалистическом обществе таково, что тематика
дискриминации и подавления по признаку пола часто диссонирует с
действительностью. Во многих российских исследованиях образ "сильной
женщины и сильной матери" оказывался едва ли не важнейшим для становления
полоролевого самоопределения, а образ мужчины откровенно слаб, о чем
свидетельствуют следующие высказывания участников международной
научно-практической конференции «Феминистская теория и практика»
(Санкт-Петербург,1995): "У женщин в руках бюджет, мужчина у нее деньги
выпрашивает на обед, женщины выполняет ту работу, которая ей, в общем-то, не
свойственна, а мужчина теряет ответственность за семью. И мужчины становятся
мягкими, слабовольными, неустойчивыми, получая женское воспитание... "; "Проблема
матери - очень болезненная, существует сильная зависимость от матери, идет
ориентация на мать, жену... В нашей культуре мать - управляющая, сильная,
фаллическая, мужчины очень зависимы, сильные, мощные женщины хотят быть главой
семьи".
Скандинавская теория и терминология, например, может
быть более созвучной российскому контексту, чем американская. Ибо в Скандинавии
речь идет о "сильной северной женщине" с традициями участия в
общественном производстве; как женщины, так и мужчины принимают активное
участие в движении за равенство полов; проблемы пола артикулируются в терминах
"гендерного контракта" (порядок взаимодействия полов, включая
символические и культурные значения, формальные и неформальные правила и нормы
отношения мужчины-женщины), "гендерной системы" (совокупность
гендерных контрактов).
Однако и здесь аналогии должны быть очень осторожными,
так как Скандинавия проделала долгий путь изменения "гендерных
контрактов", о феминизме речь идет на государственном уровне, а традиции
отношения к государству и закону в России скорее сопоставимы с Южной Европой,
чем со Скандинавией.
Показательно, что в современной России многие
исследователи отмечают наличие весьма своеобразной смеси традиционных
представлений о предназначении мужчины и женщины и даже рост патриархальных
настроений и их реализации в действительности, что создает дополнительные
трудности социализации и для мужчин, и для женщин.
Итак, философия феминизма имеет огромное значение для
исследования проблем социализации мужчин и женщин:
·
во-первых, вопрос о резкой
гендерной асимметрии был поставлен не только в сфере производства и политики,
но и в широком контексте культуры и ее стереотипов;
·
во-вторых, в методологию анализа
социализации мужчин и женщин было введено изучение феномена бессознательного в
культуре, так как в бессознательных ориентациях общества гендерная асимметрия
проявляется наиболее мощно;
·
в-третьих, были остро поставлены
проблемы соотношения власти и феноменов мужского и женского в культуре;
·
в-четвертых, использование
гендерного подхода привело к изучению социального статуса мужчины и женщины в
различных сферах жизнедеятельности и его влияния на развитие и самореализацию
личности.
Представляется чрезвычайно важным, что постепенная
легализация феминизма на государственном уровне и одновременный рост
антифеминизма, ратующего за интерпретацию половых ролей как заданных природой,
развитие мужского феминизма и усиление внимания к сексуальности, телу, к
специфике различий женщин и мужчин, идея формирования альтернативной женской
субкультуры могут свидетельствовать о новом этапе переосмысления положения
полов в современном обществе, а значит - и о новых подходах к проблеме
социализации вообще и гендерной социализации, в частности.
§ 3. Теории половой социализации
Проблема полоролевой социализации, включающая в себя
вопросы формирования психического пола ребенка, психических половых различий и
полоролевой дифференциации и лежащая на стыке ряда наук (философии, социологии,
психологии, медицины и др.), - одна из актуальнейших. Долгое время в силу ряда
объективных и субъективных причин эта проблема оставалась вне сферы
исследования отечественных ученых, в то время как за рубежом со времени
выделения психосексуальных стадий развития личности в теории З.Фрейда практически
во всех психологических подходах были разработаны концепции полоролевой
идентичности.
Психоаналитическая концепция, как известно,
приписывает основную роль в половой дифференциации биологическим факторам и
считает ее основным механизмом процесс идентификации ребенка с родителями.
Традиционный психоанализ признает, что мужская и женская модели диаметрально
противоположны по своим качествам, и если для типично мужского поведения
характерны активность, агрессивность, решительность, рассудочность, то для женского
- пассивность, нерешительность, зависимость, конформность, отсутствие
логического мышления, большая эмоциональность и социальная уравновешенность.
Фрейд предполагал, что личность тогда развивается гармонично, полноценно, когда
она следует этим моделям, и не нарушается процесс половой идентификации.
Как отмечают многие исследователи, современный
психоанализ очень неоднороден: существует целый комплекс теорий, касающихся
природы женственности и мужественности. Наиболее распространенные среди них - фаллоцентрическая
и гиноцентрическая; первая признает на начальной стадии половой идентификации
мужскую ориентацию для детей обоего пола, вторая считает ранней и основной
идентификацией как для девочек, так и для мальчиков - женскую.
Многие авторы, справедливо возражая психоаналитикам,
склоняются к тому, что в половой социализации девочек в современном обществе,
как и у мальчиков, свой набор трудностей. Так, если для мальчиков мужская
модель выступает менее отчетливо: повсеместная феминизация воспитания в семье и
при обучении в школе не представляет им наглядных конструктивных мужских
моделей, но у них более сильная мотивация постигнуть эту роль (данный тип
мотивации зарубежные ученые оценивают более высоко, чем женскую), то у девочек,
хотя они имеют более доступную модель, не столь сильная мотивация ей подражать.
Теория социального научения и близкая ей теория
моделирования, рассматривая механизмы формирования психического пола и
полоролевых стереотипов, модифицировали основной принцип бихевиоризма - принцип
обусловливания. Представители данных теорий считают, что в развитии
полоролевого поведения все зависит от родительских моделей, которым ребенок
старается подражать, и от подкреплений, которые дают поведению ребенка родители
(положительное - за поведение, соответствующее полу, и отрицательное - за
противоположное).
Однако в данном ракурсе возникает вопрос о содержании
половых представлений и стереотипов самих родителей и соответствия их
общепринятым нормам. Главный принцип научения полоролевому поведению - это дифференциация
половых ролей посредством наблюдения, вознаграждения, наказания, прямого и
косвенного обусловливания. Теория когнитивного развития утверждает, что
положительное и отрицательное подкрепления, идущие от взрослого, и
идентификация с ним действительно играют определенную роль в половой
социализации ребенка, но главное в ней - это познавательная информация, которую
ребенок получает от взрослого, а также понимание им своей половой
принадлежности и того, что это свойство необратимо.
Л.Колберг полагает, что формирование полового
стереотипа, в частности в дошкольные годы, зависит от общего интеллектуального
развития ребенка, и что этот процесс не является пассивным, возникающим под
влиянием социально подкрепляемых упражнений, а связан с проявлением самокатегоризации,
то есть причислением себя к определенному полу. Подкрепление же и моделирование
начинают оказывать существенное влияние на формирование психического пола, по
мнению Л.Колберга, только после того, когда половая типизация уже произошла.
Представители «новой» психологии пола считают, что
основную роль в формировании психического пола и половой роли играют социальные
ожидания общества, которые возникают в соответствии с конкретной
социально-культурной матрицей и находят свое отражение в процессе воспитания.
Дж.Стоккард и М.Джонсон, опираясь на основные
положения теории социальных ожиданий, выдвигают важное утверждение о том, что
пол биологический (хромосомный и гормональный), то есть пол врожденный, может
лишь помочь определить потенциальное поведение человека, а главное - пол
психологический, социальный, который усваивается прижизненно и на формирование
которого оказывает большое влияние расовые, классовые, этнические вариации
половых ролей и соответствующие им социальные ожидания.
В качестве одного из доказательств правильности своей
теории они приводят данные исследования М.Мид, проведенного ею в Новой Гвинеи
еще в 1935 году в трех разных племенах, в двух из которых преобладал феминный
либо маскулинный тип воспитания для детей обоего пола, в третьем же племени
роли мужчин и женщин были противоположны традиционным европейским ролям.
Критикуя фрейдистов за идеализацию традиционных
половых ролей и, в частности, за их положение о трагичности развивающейся
личности при отклонениях в ее формировании от традиционных стандартов
феминности или маскулинности, Дж.Стоккард и М.Джонсон утверждают, что эти
стандарты не являются идеальной моделью современного мужчины и женщины.
Например, воспитание девочки, основанное на традиционном понимании
женственности, может сделать ее плохой матерью - беспомощной, пассивной и
зависимой.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30
|
|