Реферат: Теория, практика и перспективы гендерологии и феминологии
7.5. Реклама как инструмент гендерных технологий
Современная общественная ситуация характеризуется
тотальной визуализацией социального пространства, а новые поколения все более
социализируются в контексте аудиовизуальной культуры. Поэтому на смену базовым
(язык, религия, традиционное обучение и воспитание) приходят более зрелищные и
более эффективные, с этой точки, зрения гендерные технологии, которые можно
обобщить термином "гендерный дизайн". Это прежде всего экранные
технологии - кино и телевидение (где распределение образов примерно
соответствует положению в литературе) мода, весь поток массовой культуры и,
конечно, реклама. На последней остановимся подробнее.
Нельзя не согласиться с тем, что реклама даже в ряду
весьма разнообразных "видеократических" практик воздействия является
наиболее агрессивно-дискурсивной гендерной технологией. Она тотальна,
незаметна, празднична и заботлива. Она моделирует наши желания, тем самым
глубоко укореняя современные гендерные роли. Особенно активно разрабатывается
"женская" составляющая рекламы.
Прежде всего следует отметить, что сама реклама в
большинстве своем обращена к женщине. В потребительском обществе женщина едва
ли не главный объект бизнеса, а, следовательно, и рекламы. Кроме того, реклама
весьма интенсивно использует женщину как "материал". В рейтинге
"айстопперов" (останавливающих глаз) женщины занимают первое место,
затем следуют дети и животные. Реклама эксплуатирует женскую телесность и
сексуальность в самых немыслимых комбинациях, вплоть до рекламы КАМАЗов через
женское тело (вообще аналогия "женщина-машина" наиболее
репрезентативна в "мужской" рекламе).
Как известно, постоянное повторение рекламы приводит к
закреплению в памяти человека транслируемой информации. Средние 18-летние
девушки и юноши просматривают за свою жизнь около 300 тысяч рекламных сюжетов,
большая часть которых изображает женщин абсолютно стройными, красивыми и всегда
молодыми, а мужчин - умными, щедрыми, сильными. Несоответствие этим образцам
ведет в лучшем случае к снижению и неадекватности самооценки, в худшем - к
внутри- и межличностным конфликтам. Кроме того, тот, кто размещает рекламу,
контролирует также и содержание программ на телевидении и статей в периодике.
Например, если вы продаете диетический продукт для снижения веса, то вы не
захотите, чтобы ваша реклама находилась по соседству с рекламой других
продуктов этой серии (может быть, лучшими), статьями о здоровом образе жизни и
спорте.
Примерно такая же ситуация сохраняется и в других
странах, но в то же время в них существуют организации типа "Media
Watch" - национальной независимой феминистской организации, основанной
потребителями и отслеживающей то, как женщины представлены в средствах массовой
информации Канады.
Не стоит думать, что гендерные технологии столь
интенсивны лишь в отношении женщин. Современные "man's studies"
(исследования мужских гендерных конструктов) активно исследуют формы и
механизмы создания "настоящего мужчины". Наибольший интерес
представляют материалы, посвященные таким институтам мужественности, как спорт
и армия. Скажем, в анализе традиций мужского воспитания в Америке хорошо
показано значение национально-приоритетного развития футбола и бейсбола,
создания организаций бойскаутов, оформления образов и символических фигур,
репрезентирующих мужественность, - Ковбой, Терминатор и т.п..
Наиболее важным в системе мужского воспитания и,
соответственно, в создании мужественного образа, оказывается испытание.
Богатейший материал антропологов показывает матрицы мужского воспитания в
различных вариантах инициации, где "мужественность пишется на телах",
и результат которых дошел до наших дней в формуле "Шрамы украшают
мужчину".
Однако в последнее время наблюдается некоторое
снижение жесткости требований полоролевых стереотипов в средствах массовой
информации, что проявилось, с одной стороны, в появлении большего количества
женщин-дикторов и ведущих программ на телевидении, женщин-аналитиков в сфере
экономики и политики, литературных образов женщин, занимающихся бизнесом,
женщин-киногероинь, выполняющих обязанности полицейского и военного (кстати,
пример названий профессий, не имеющих женского рода) и т.п., с другой стороны -
в появлении образов мужчин, которые стремятся к семье, к выполнению роли отца и
мужа, помогающих жене как в домашних хлопотах, так и ее реализации в
профессиональной сфере, и даже, пусть в фантастической и юмористической форме,
пытающихся выполнить функцию деторождения (в популярной комедии "Младший"
с Арнольдом Шварцнегером в главной роли - еще совсем недавно символом
традиционной мужественности, воплощенном в Терминаторе).
Вышеприведенные данные описывают сложность и
противоречивость социальной ситуации развития как для девушек, так и для юношей.
Девушки, как было показано выше, обладают высокой чувствительностью к ожиданиям
окружающих, и в процессе гендерной социализации у них развивается выраженная
способность к адаптации к существующим в обществе нормам. Юноши же (впрочем как
и девушки) получают достаточно одностороннюю информацию как о направлениях
своего развития, так и об отношениях между мужчинами и женщинами, воспроизводя
в последующем традиционные стереотипы.
Сексистскому влиянию трудно не поддаться прежде всего
потому, что оно оказывается преимущественно косвенно: никто прямо, официально
не выражает сомнений в способностях, личных качествах, праве на выбор (хотя и
такое не редкость в обыденной жизни, средствах массовой информации, на работе и
т.д.) современных женщин и способности мужчин быть мягкими, понимающими,
чуткими, а иногда и слабыми. Однако имплицитно, вербально и невербально, через
книги, учебники и газеты, рекламу, кинофильмы и телепередачи на людей идет
поток информации об "истинном" предназначении женщины и мужчины.
Таким образом, гендер как технология конструирует
определенные половые идентичности, во-первых, через политику их репрезентации в
идейно-значимых и ценностно-контролирующих сферах посредством резкой гендерной
асимметрии образов в средствах массовой информации; во-вторых, через
закрепление иерархии в отношениях между полами в языке, формируя
стандартизированные представления о моделях поведения и чертах характера,
соответствующих понятиям "мужское" и "женское".
Ограничительная функция гендерных технологий проявляется
в создании и трансляции строго определенных гендерных образов с целью
закодирования их в качестве гендерных стереотипов и через показ, научение,
повторение и контроль их усвоения в процессе социализации личности, задавая
стандарты образа жизни, таким образом ограничивая развитие, самоактуализацию и
самореализацию человека как личности. И хотя незыблемость традиционных идеалов
и стереотипов в последнее время пошатнулась, образы "настоящего
мужчины" и "настоящей женщины" с небольшими вариантами
сохраняются как идеологические конструкты. Следует отметить, что в силу
разнообразия форм и сфер репрезентации гендерные технологии являются значимым и
перспективным объектом исследований.
7.6. Развитие гендерных подходов в образовании
Институт образования наряду с остальными агентами
социализации определяет гендерные идентичности, а в связи с этим - имеющиеся у
людей возможности личного, гражданского и профессионального выбора. Этот
процесс не является явной или намеренной целью, и тем не менее, образовательные
учреждения преподносят влиятельные уроки гендерных отношений. Скрытый учебный
план, или скрытая повестка (калька с английского термина hidden curriculum
или hidden agenda) - это, во-первых, организация самого учреждения,
включая гендерные отношения на работе, гендерную стратификацию учительской
профессии. Во-вторых, сюда относится содержание предметов, а в-третьих, стиль
преподавания. Эти три измерения скрытого учебного плана не просто отражают
гендерные стереотипы в процессе социализации, но поддерживают гендерное
неравенство, отдавая преимущество мужскому и доминантному и недооценивая
женское и нетипичное.
I. Особенности социального устройства
образовательного учреждения. Образовательные учреждения отражают гендерную
стратификацию общества и культуры в целом, демонстрируя на своем примере
неравный статус женщин и мужчин: как правило, преподаватели, секретари и
обслуживающий персонал - женщины, а директор школы или ректор университета -
мужчина. Педагогический состав учреждений начального и среднего образования на
90% состоит из женщин, а с повышением статуса образовательного учреждения от
детского сада к университету число женщин-педагогов уменьшается. Хотя для
современной России в целом характерна феминизация высшего образования и науки,
все же среди преподавателей вузов мужчины сегодня представляют две трети
кадрового состава, а менее оплачиваемый состав научных лабораторий почти
наполовину состоит из женщин. При этом базовый средний оклад
преподавателей-мужчин на 35% выше, чем средний оклад преподавателей-женщин
(Горшкова, Беляева; Шереги, Харчева, Сериков).
Те учебные заведения, руководителями которых являются
женщины, предоставляют чрезвычайно важный источник идентификации. Российскими
исследователями было отмечено, что наши соотечественники среди школьных
предметов важнейшими для мальчиков считают математику, физику, физкультуру,
компьютерные знания, а для девочек - домоводство, литературу и историю, этику и
психологию семейной жизни, половое воспитание (Воронина). Тем самым
программируется и выбор профессии в зависимости от пола. Кроме того, в школах и
училищах на уроках труда закрепляются стереотипы женской и мужской домашней
работы. Соответственные роли усваиваются будущими учителями не только в их
семьях, но и в педагогических вузах.
II. Содержание предметов. Стереотипное
изображение мужчин как нормы, активных и успешных, а женщин как невидимок (их
просто нет, они отсутствуют в репрезентации) или маргинальных, пассивных и
зависимых - продолжает воспроизводиться в учебных материалах и
специализированных источниках, применяемых в обучении на уровне среднего
специального и высшего образования (Барчунова). Последствия такой неадекватной
репрезентации женщин в учебных материалах следующие. Во-первых, учащиеся могут
незаметно для самих себя прийти к выводу, что именно мужчины являются
стандартом и именно они играют наиболее значимую роль в обществе и культуре.
Во-вторых, тем самым ограничиваются знания учащихся о том, какой вклад внесли
женщины в культуру, а также о тех сферах нашей жизни, которые по традиции считаются
женскими. В-третьих, на индивидуальном уровне стереотипы, содержащиеся в
образовательных программах, в большей степени поощряют на достижения мужчин,
тогда как женщины выучивают модели поведения, в меньшей степени соотносящиеся с
лидерством и управлением.
III. Коммуникационные процессы. Стиль
преподавания, формы отношений в учебной аудитории влияют на гендерную
социализацию учащихся, часто недооценивают женщин, их способ учиться и выражать
знания. В 1982 г. в США Р. Холл и Б. Сэндлер провели первое исследование
вербальных и невербальных коммуникационных практик в образовании (Hall,
Sandler). Это исследование стало классическим образцом подобных проектов,
которые проводились в школах и колледжах, на образовательных сессиях для
взрослых и в университетах. Скрытый учебный план, таким образом,
отождествляется с метакоммуникацией как языком, посредством которого
осуществляется социальный контроль (Stubbs). Прежде всего, это выражается в
том, что педагоги поощряют мальчиков к самовыражению и активности, а девочек -
к послушанию и прилежанию, опрятному внешнему виду; с мальчиками проводится
больше индивидуальных занятий, им посвящается больше времени, чем девочкам
(Wood). Кроме того, господствующие формы преподавания опираются на маскулинные
способы общения. Например, экзамены в форме тестов, индивидуальные доклады,
соревнование за оценки поощряют пресловутую "мужественность". От
этого страдают как девочки, так и мальчики, хотя бы потому, что у тех и у
других не развиваются навыки критического мышления, умения задавать вопросы,
коллективно обсуждать и решать проблему.
На существующее положение вещей, например, на
стойкость гендерных стереотипов о способностях и образовательных
предпочтениях женщин и мужчин влияет и популяризация выводов научных
исследований (критику таких работ см.: Ходырева; Попова). Новые возможности для
женщин и мужчин, принципы гендерного равенства в образовании могут
осуществляться в пространстве рефлексивной игры и свободы, где отказываются от
муштры, агрессии и дрессировки в пользу мягкости, деликатности и уважения.
Учащийся и преподаватель выступают партнерами, которые совместно и активно
планируют изменения, контролируют успехи и оценивают качество достигнутого,
открыто обсуждают конфликты и находят способы их разрешения. Поэтому сама
организация учебного процесса предполагает открытость и гибкость, возможность
экспериментов и альтернативных решений наряду с традиционными. Малый размер
групп обеспечивает индивидуальный контакт и сокращает властную дистанцию. Таким
образом, оказывается возможным дифференцировать задачи в зависимости от уровня
подготовленности, при этом как со стороны учителя, так и учеников важны
терпимость и понимание другого, возможно, более слабого или нетипичного. Скрытый
учебный план в этом случае "работает" на формирование
толерантности, способствует критическому мышлению, творчеству и уважению
человеческого достоинства.
7.7. Школьные учебники как предмет гендерного анализа
На определенных этапах развития личности школа
является одним из основных институтов социализации, и хотя учителя - важнейшие
источники влияния на учащихся в школе, не следует забывать, что школьные
учебники - непременный атрибут учебного процесса и в период школьного обучения
-средство массовой информации. Учащиеся постоянно ими пользуются, изучают и
рассматривают то, что в них включено.
Анализ этого материала показывает, что учебники и
учебные пособия полны проявлениями сексизма: в большинстве случаев мальчики
изображаются главными действующими лицами - смелыми, независимыми, способными
на риск, а девочки - пассивными, второстепенными персонажами, ожидающими помощи
и поддержки. Л.В.Поповой и Н.А.Орешкиной был проанализирован ряд учебников для
начальной и средней школы и обнаружено, что в них в качестве главных
действующих лиц также преобладают мальчики.
На иллюстрациях в 66 % изображены только мальчики и
мужчины, тогда как девочки и женщины присутствуют только на 13,6 % картинок.
Еще больший дисбаланс характерен для рассказов, упражнений и задач - в 81,2 %
присутствуют только мальчики и мужчины и лишь в 17,9 % - девочки и женщины. В
подавляющем числе иллюстраций, рассказов, упражнений женские персонажи наделены
стереотипными характеристиками - их спасают, защищают, поучают.
Однако известно, что количество может и не быть самым
значимым показателем. Каково же содержание иллюстраций, рассказов, в которых
фигурируют девочки и мальчики? Какие роли им отводятся, какими характеристиками
они наделяются? Содержательный анализ помогает раскрыть доминирование обыденных
стереотипов относительно места мужчин и женщин в жизни и обществе. В тех редких
случаях, когда женщины и девочки появляются на страницах учебников, они, в
большинстве случаев, представлены пассивными, зависимыми, несамостоятельными:
они болеют, заблудились, им помогают, их спасают. Они показаны в ситуациях,
закрепляющих стереотипные представления о полах: в математических задачах, в
которых действуют лица женского пола (они составляют лишь 1/4 всех задач), они
занимаются преимущественно покупками и кухней. Мужчины и мальчики на
иллюстрациях в учебниках изображены активными, занятыми работой, своим хобби:
играют в шахматы, во что-то играют все вместе, работают или же в традиционном
виде (мальчик лежит на тахте в задумчивости).
А вот упражнение для закрепления порядковых
числительных с таким примером для подстановки: "Я родился в ...
году". Такой пример ставит, по крайней мере, половину класса в положение
людей, которых не стоит замечать. Еще одно упражнение из учебника русского
языка "Чем пахнут ремесла": на сопровождающей картинке и в самом
упражнении, посвященном профессиям, представлены только мужчины. Скрытое
"послание" очевидно: мир профессий существует, в первую очередь, для
мужчин, для женщин - это второстепенно.
Стереотипные представления могут проявляться весьма
тонко через неосознаваемый подбор лексики. Л.ВЛопова отмечает, что " в
пробном учебнике математики для 1-ого класса в тех случаях, когда речь идет о
девочке, используется глагол "отдала", то есть
"поделилась", проявила женское качество заботы о других. Когда речь
идет о мальчике, мужчине, чаще употребляется выражение "он дал",
которое имеет несколько другой смысловой оттенок".
Скрытый и явный сексизм присутствует и в учебниках для
старших классов, давая веские основания для предположения о некоторой доле
влияния на профессиональный выбор девушек и юношей. Например, в учебниках по
алгебре и началам анализа приведен ряд портретов ученых со времен древней
истории до наших дней. Он состоит только из мужчин, несмотря на то, что в
истории человечества существовали выдающиеся женщины-математики, и им пришлось
преодолеть исключительные препятствия (то есть проявить исключительные качества
личности) для того, чтобы реализовать свои способности.
Обращаясь к учебникам истории, мы также очень мало
можем узнать о женщинах. Даже если известны их имена, то это имена жен и
дочерей (по отношению к мужьям и их деятельности), а не самостоятельные
личности. Например, княгиня Ольга известна как жена князя Игоря, отомстившая за
убийство мужа. Однако ее по праву можно назвать родоначальницей древнерусской государственности:
она отказалась от практики взимания дани "въсхыщая и грабя",
установила фиксированные размеры дани согласно размерам и благополучию каждого
племени, построила защитные "крепостицы". Княгиня продемонстрировала
триумф средневековой дипломатии: за время ее правления (945-964 гг.) Русь
практически не воевала, решая конфликты посольствами и переговорами
(примечательно, что в составе ее посольств были женщины), а ее крещение, как
показывает Н.Л.Пушкарева, было продуманным и далеко рассчитанным политическим
шагом.
Почему же мы почти ничего не знаем об Ольге как о
выдающейся государственной деятельнице? Причин, скорее всего, две. Одна из них
связана с домирующей концепцией истории, безусловно, маскулинной, так как
учебники истории рассказывают нам преимущественно о войнах, сражениях,
завоеваниях и немного - об искусстве и науке. Княгиня Ольга не вела войн - с
точки зрения военной истории это не триумф, а поражение. Кроме того, история, с
которой мы знакомы, - история военная, экономическая, политическая, но не
социальная. В ней нет места повседневности и приватной сфере, а следовательно,
и женщинам. И только в последние годы стал актуальным вопрос не только о
реальном вкладе женщин в историю цивилизации, но и том, как влияет
односторонняя историческая интерпретация на статус женщин в современном
обществе. Вторая причина, вероятно, в существующих гендерных стереотипах, в
частности, когда деятельность женщин интерпретируется как личная, семейная, а
не общественно значимая.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30
|
|