Реферат: Теория, практика и перспективы гендерологии и феминологии
Женщины активны в политических партиях и, отчасти, в
профсоюзах. Государство кооптирует женщин и женские вопросы в политику даже без
специального давления со стороны движения. Схожая ситуация государственного
феминизма существует и в Финляндии.
Движение одной проблемы. Приведем еще один пример движения, которое
развивалось в иной структуре политических возможностей - там, где особое
значение оказывала культурная составляющая. В Италии протестные действия
приняли широкий размах; но женское движение, сражаясь с католической церковью и
правящей Христианско-Демократической партией было движением «одной проблемы» -
права на аборт. В Италии всегда существовало две влиятельные политические силы:
левые, с одной стороны, и католическая церковь, с другой. Традиции протестной
деятельности в Италии сильны, политическая система конфликтна, гендерные
ценности достаточно консервативны. Женское движение не могло рассчитывать на
доступ в политические институты, одновременно оно не доверяло традиционной
политике и могло получить поддержку только с одной, левой, стороны
политического спектра. Поэтому движение имело возможность воздействовать на
политику, только мобилизовав серьезную поддержку и организуя крупномасштабные
манифестации. Тесные связи с левым движением, с Коммунистической партией,
профсоюзами послужили базой для развития итальянского женского движения в общем
протестном цикле 70-х годов (Beccalli, 1994).
Массовым женское движение в Италии стало, когда был
поднят вопрос об абортах: была развернута дискуссия, в которую включились
католическая церковь, законодатели, теологи, левые партии. Демонстрации
принимали все более массовые масштабы, число участников выросло с 30 тысяч в
1975 году до 50 тысяч в 1977. После проведения референдумов в 1978 году был
принят новый закон. Практически все партии оказались вовлеченными в проблему
абортов, однако дебаты по этому поводу не стали феминистскими, движение не было
абсорбировано парламентом, после чего многие женщины отказались участвовать в
невоcпримчивой к их требованиям политике, и движение пошло на спад. (Pisciotta,
1986). В целом феминизм в Италии не завоевал таких позиций, как в Северной
Европе, однако сильно повлиял на изменения культурного контекста.
Если четыре изложенные выше модели сконструированы в
«классической» традиции теории политического процесса, то несколько иной подход
предложен немецким исследователем общественных движений D.Rucht (1995).
Он расширяет понятие структуры политических
возможностей до понятия «структуры контекста», в которую включает 1) культурный
контекст (соотношение индивидуальных и публичных ценностей с ценностями
движения), 2) социальный контекст (социальные сети, социальные среды,
социальная стратификация), 3) политический контекст (доступ к политике,
способности осуществлять политику, структура альянсов, структура конфликтов и
оппонентов). Данное понятие применяется в основном к стабильным условиям и
учитывает среду как объективно данную, а не социально сконструированную.
Понятие структуры контекста позволяет выделить
различные структуры движения: партийно-ориентированную, grass-root`s (дословно:
корни травы – используется для обозначения слабоструктурированных,
децентрализованных, неформальных общественных движений, взаимодействующих через
гибкие сети коммуникаций) и группу интересов. Rucht объясняет структуру
женского движения в США, Германии и Франции следующим образом:
·
во-первых, в женском движении этих
стран есть сходство. Во всех трех странах движение воплощает только маргинальные
элементы в партийной системе, нигде не существует значительных женских партий.
За некоторым исключением (главным образом, связанным с проблемой абортов)
вопросы женского движения не являлись важными в периоды выборов. Женское
движение опирается как на децентрализованные структуры, так и на формально
иерархичные (в США): существуют организации и на национальном уровне.
Подчеркивая необходимость личных изменений, роста сознания и самопомощи,
женские группы действуют по принципу прямых интеракций, стараясь избегать
бюрократизации. Женское движение организовано по принципу автономии, исключения
мужчин и независимости от официальных организаций. Организации связаны между
собой неформальными сетями;
·
во-вторых, существуют различия в
структуре движения, и эти различия зависят от структуры контекста. Опишем три
основные модели: 1) Франция: партийно-ориентированная модель женского движения.
Акценты - на избирательный процесс, партийную политику и доверие к формальным
организациям. Во Франции женское движение - дисперсное и слабое, у него
существует тенденция опираться на левые партии (Социалистическую партию).
Движение наиболее активно действует на выборах и в партийной политике. В
результате оно имеет структуру, сходную со структурой партии. Движение ослабло
с 70-х к 80-м годам ХХ в., хотя оно никогда не было столь сильным, как в США.
Причины такой ситуации: закрытые партийная система и система принятия решений,
лоббирование не приносит результатов, поэтому движение пытается оказать влияние
на партии. Кроме того, государство ограничивает возможности движений, в том
числе репрессивными мерами, тем самым выполняя роль контр-движений. 2) Германия:
сочетание трех моделей: партийно-ориентированной, grass-root`s и группы
интересов. В Германии существует сильное движение с развитой инфраструктурой.
Первоначально преобладали grass-root`s организации, потом сформировались
более структурированные организации. Появились и группы интересов,
занимающиеся лоббированием. Немецкое женское движение имеет децентрализованную
структуру, профессиональные женские организации и секции в партиях и
профсоюзах, которые не являются интегрированными в единое движение, но
сотрудничают с grass-root`s организациями. В Германии степень
способности государственных структур к осуществлению политики можно
охарактеризовать как среднюю (в отличие от сильной степени во Франции и слабой
в США). Доступ к принятию решений также характеризуется как средний (уже, чем в
США, но шире, чем во Франции). Контрдвижения слабы, функциональным субститутом
контрдвижения служат консервативные партии. Общественное движение не может
полагаться только на внепарламентскую политику, оно способно действовать во
всех сферах, и потому образует многоструктурную модель. 3) США: модель группы
интересов: движение, влияющее в первую очередь на политику (лоббирование) и
институциональные структуры. В США существуют разнообразные организационные
формы движения, преобладают профессиональные организации, похожие на группы
давления. Национальная организация женщин имеет большое количество членов. В
движениях существует разделение труда и профессиональный штат. В США структура
контекста определяется существованием относительно сильных движений. Открытость
системы принятия решений способствует развитию профессиональных движений, но не
способствует развитию grass-root`s. Партийная система не оставляет
возможности для возникновения третьей партии, однако существующие партии
относительно открыты для новых проблем и групп (это отмечала и Gelb). В США нет
жесткого разделения между партиями и движениями. Сила контрдвижения
антифеминистской направленности, ограничивающего возможности женского
движения, связана с силой фундаменталистских религиозных групп. В результате в
США преобладает модель движения, напоминающего лоббирующие группы.
4.5. Всемирные конференции по положению женщин
На момент основания ООН в 1945 году из 51 страны -
первых членов Организации - только в 30 странах женщинам обеспечивались равные
с мужчинами избирательные права. В Уставе ООН специально предусмотрены равные
права мужчин и женщин, продемонстрирована вера в фундаментальные права
человека, достоинство и ценность человеческой личности. До этого ни в одном
международном документе специально не акцентировалась принадлежность к одному
из полов как основание для дискриминации.
В течение первых трех десятилетий работа ООН по
решению проблем женщин сосредоточивалась, в первую очередь, на определении
юридических и гражданских прав женщин и на сборе информации о положении женщин
во всем мире. Но со временем становилось все более очевидным, что одних законов
не достаточно для обеспечения женщинам равных прав.
Стратегии и планы действий по улучшению положения
женщин, разрабатываемые на Всемирных конференциях, прошли в своем развитии
несколько этапов - от взгляда на женщин почти исключительно с точки зрения их
потребностей в развитии до признания их существенного вклада в процесс развития
в целом, стремления к расширению их прав и возможностей полноценного участия во
всех сферах деятельности на всех уровнях.
Первая Всемирная конференция по положению женщин была созвана в Мехико в 1975 году, объявленном
Международным годом женщин с целью напомнить мировому сообществу о том, что
дискриминация в отношении женщин оставалась нерешенной проблемой во многих
странах мира. Период 1976-1985 годы по требованию конференции и при поддержке
ООН был объявлен Десятилетием женщин ООН. Эти события положили начало
всемирному диалогу с целью улучшения положения женщин.
Конференция в Мехико должна была привлечь внимание
международного сообщества к необходимости разработки целей, эффективных
стратегий и планов действий по улучшению положения женщин. Для этого участники
Генеральной Ассамблеи определили три ключевые задачи, ставшие впоследствии
основными направлениями работы ООН по решению проблем женщин: полное гендерное
равенство и ликвидация дискриминации по признаку пола; вовлечение
женщин в процесс развития и их полноправное участие в этом процессе; увеличение
вклада женщин в укрепление мира во всем мире.
Участники конференции приняли Всемирный план действий
- документ, намечающий основные направления деятельности правительств и
мирового сообщества на следующие десять лет по решению этих ключевых задач.
Планом действий была определена программа-минимум до 1980 года, основной
задачей которой было обеспечение равного доступа женщин к таким сферам, как
образование, занятость, политическая деятельность, здравоохранение, обеспечение
жильем, питание, планирование семьи.
Такой подход обозначил перемену в отношении к
женщинам, начавшуюся в начале 70-х годов. Если раньше женщины воспринимались
как пассивные получатели поддержки и помощи, то в тот период к ним стали
относиться как к полноценным и равным партнерам наравне с мужчинами, с равным
доступом к ресурсам и возможностям. Такая же перемена происходила и в подходе к
процессу развития: от бытовавшего ранее мнения о том, что развитие служит
прогрессу женщин - к новому пониманию того, что само развитие невозможно без
полноправного участия женщин.
Участники конференции призвали правительства
разработать национальные стратегии и определить цели и приоритеты для
обеспечения равноправного участия женщин в процессе развития. В дополнение к
уже существующему Отделению (в настоящее время Департаменту) по улучшению
положения женщин, в ходе конференции в Мехико было инициировано создание в
системе ООН Международного учебного и научно-исследовательского института по
улучшению положения женщин и Фонда ООН для развития в интересах женщин
(ЮНИФЕМ). Женщинами также был организован параллельный Форум
неправительственных организаций. Между собравшимися на Форуме женщинами
возникли острые разногласия, отразившие политические и экономические реалии
того времени. Так, женщины из стран социалистического блока проявили наибольшую
заинтересованность в вопросах мира, в то время как женщины из стран Запада
делали акцент на равенстве, а женщины из развивающихся стран отдали приоритет
проблемам развития. Тем не менее, форум инициировал процесс, который
впоследствии помог консолидировать женское движение, ставшее к концу
Десятилетия женщин ООН подлинно интернациональным, а также помог НПО открыть
пути сотрудничества с ООН и обеспечить участие женщин в процессе выработки
политики ООН.
Вторая Всемирная конференция по положению женщин была созвана в Копенгагене в 1980 году для анализа и
оценки выполнения Всемирного плана действий, принятого на предыдущей
конференции в Мехико в 1975 году. В конференции принимали участие представители
145 стран-членов ООН.
Важной вехой в период между этими конференциями было
принятие Генеральной Ассамблеей в декабре 1979 года Конвенции о ликвидации всех
форм дискриминации в отношении женщин, получившей название Женская конвенция
или Билль о правах женщин. В ходе Копенгагенской конференции было
признано несоответствие между гарантированными правами и умением женщин пользоваться
ими. Для решения этой проблемы участники конференции выделили три проблемные
области, где были необходимы специальные меры: равный доступ к образованию,
возможность трудоустройства и надлежащее медицинское обслуживание.
На конференции, хотя и не единогласно, была принята
Программа действий, в которой назван ряд различных факторов, определяющих
несоответствие между юридическими правами и умением женщин ими пользоваться,
включая: недостаточное участие мужчин в повышении роли женщин в обществе; недостаток
(отсутствие) политической воли; недостаточное признание ценности вклада женщин
в развитие общества; недостаточный учет особых потребностей женщин при
планировании; недостаточное число женщин на руководящих постах; недостаточное
количество услуг, способствующих участию женщин в жизни страны: кооперативы,
детские ясли и сады, учреждения кредитования; всеобщий недостаток финансовых
ресурсов; недостаточное осознание женщинами доступных им возможностей.
Третья Всемирная конференция по положению женщин под названием "Всемирная конференция для обзора
и оценки достижений Десятилетия женщин ООН: равенство, развитие и мир"
состоялась в Найроби в 1985 году. Параллельно проходил Форум НПО, участники
которого оценили конференцию как акт "рождения мирового феминизма".
Женское движение, еще разделенное политическими и экономическими реалиями во
время конференции в Мехико, теперь стало международной силой, объединенной под
лозунгами равенства, развития и мира.
Данные представленных отчетов показали, что реально повышение
статуса и усилия по снижению дискриминации затрагивали лишь незначительное
меньшинство женщин. Улучшение положения женщин в развивающихся странах было, в
лучшем случае, незначительным. Таким образом, цели второй половины Десятилетия
женщин под эгидой ООН достигнуты не были. Поэтому делегаты Всемирной
конференции по положению женщин в Найроби были уполномочены начать поиск новых
путей по преодолению препятствий к достижению целей.
Перспективные стратегии на период до 2000 года,
разработанные и единогласно принятые 157 странами-участницами ООН, явились
усовершенствованным проектом плана по улучшению положения женщин до конца
столетия и новым этапом в борьбе за гендерное равенство. Участие женщин
в принятии решений и доступ к управлению всеми сферами человеческой
деятельности были признаны не только их законным правом, но и
общественно-политической необходимостью.
В основе документа - ряд мероприятий, направленных на
достижение гендерного равенства на национальных (государственных) уровнях.
Правительства должны были определить свои собственные приоритеты, основываясь
на национальных стратегиях развития и ресурсных возможностях. Были намечены три
основные группы мероприятий: меры по усовершенствованию конституций и
законодательств; равное участие в социальных программах; равное участие в
политической жизни и принятии решений.
Рекомендованные перспективными стратегиями, принятыми
в Найроби, меры распространялись на широкий спектр областей: от
трудоустройства, здравоохранения, образования и социальных услуг до
промышленности, науки, коммуникаций и окружающей среды. Кроме того, были
предложены основные направления национальных мер по поддержке участия женщин в
деятельности по укреплению мира, а также оказанию им помощи в особо трудных
ситуациях. В соответствии с вышесказанным, конференцией было настоятельно
рекомендовано правительствам всех стран делегировать полномочия по решению
проблем женщин всем государственным учреждениям и программам. Вслед за
конференцией делегаты Генеральной Ассамблеи обратились с просьбой к ООН об
интеграции основных вопросов по проблемам женщин во все сферы ее деятельности.
В рамках принятого на конференции более широкого
подхода к проблеме улучшения положения женщин наконец было признано, что
равенство женщин не является изолированной проблемой, а непосредственно
касается всех сфер человеческой деятельности. Поэтому для достижения целей
Десятилетия женщин ООН жизненно важными признавались перспективы улучшения
положения женщин и их активное вовлечение в решение всех проблем общества, а не
только тех, которые касаются непосредственно женщин.
Четвертая Всемирная конференция по положению женщин состоялась в Пекине в 1995 году. Несмотря на то, что
усилия, которые предпринимались начиная с конференции в Мехико в 1975 году,
помогли улучшить положение женщин и расширить их доступ к ресурсам, они не
коснулись структурной основы неравенства в отношениях между мужчинами и
женщинами.
Главным изменением, которое имело место в Пекине,
явилось осознание необходимости перенести основное внимание с самих женщин на
концепцию гендера, признав потребность переоценки всей структуры общества и
всех отношений между мужчинами и женщинами внутри него. Только путем такой
фундаментальной перестройки (реструктуризации) общества и его институтов
женщины смогут получить полную возможность занять принадлежащее им по праву
место в качестве равных партнеров мужчин во всех сферах жизни. Эта перемена еще
раз ярко подчеркнула тот факт, что права женщин - это права человека и что гендерное
равенство - это всеобщая проблема, от решения которой выигрывают все.
Назрела необходимость поиска путей расширения прав и возможностей женщин для
того, чтобы они могли выдвинуть свои собственные приоритеты и ценности в
качестве равноправных партнеров мужчин в процессе принятия решений на всех
уровнях.
Признание необходимости вовлечения женщин в процесс
принятия решений нашло отражение в ходе ряда всемирных конференций, проведенных
ООН в начале 90-х годов по различным аспектам развития - окружающей среде,
правам человека, народонаселению и социальному развитию. На всех конференциях
была подчеркнута важность полноценного участия женщин в принятии решений, и
проблемы женщин были включены в планы дискуссий и принятые документы.
Конференция единогласно приняла Пекинскую декларацию и
Платформу действий, представлявшую собой, по существу, повестку дня по
расширению прав и возможностей женщин. В Платформе действий выделены 12
важнейших проблемных областей, в которых сосредоточены основные препятствия на
пути прогресса женщин, требующие принятия конкретных мер со стороны
правительств и гражданского общества: женщины и нищета; образование и
профессиональная подготовка женщин; женщины и здравоохранение; насилие в
отношении женщин; женщины в период вооруженных конфликтов; женщины и экономика;
участие женщин в работе директивных органов и в процессе принятия решений;
институциональные механизмы улучшения положения женщин; женщины и права
человека; женщины и средства массовой информации; женщины и окружающая среда;
девочки.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30
|
|