Реферат: Теория, практика и перспективы гендерологии и феминологии
Реферат: Теория, практика и перспективы гендерологии и феминологии
ПРЕДИСЛОВИЕ
Актуальность проблемы определяется тем, что
затянувшийся кризис во всех сферах жизни российского общества обостряет
взаимоотношения мужчин и женщин в связи с изменением традиционного полоролевого
баланса, просуществовавшего в России значительно дольше, чем во многих западных
странах.
Данное учебное пособие ставит своей целью ознакомить
студентов с эволюцией социального статуса и функциональных ролей женщины.
Предполагается раскрыть сущность теоретических, и идеологических концепций о
предназначении женщины и мужчины в обществе и путях решения проблем гендерного
неравенства. В процессе изучения и обсуждения данного учебного курса студенты
будут приобретать навыки анализа социальной политики через призму гендерных
отношений, получат представление о состоянии отечественных и зарубежных
исследований. Освоение курса способствует формированию у молодежи гендерной
чувствительности при анализе социальных проблем. Читатель получит ответы на
такие вопросы: «Почему существуют женские и мужские сферы занятости?», «Почему
женщине платят, как правило, меньше, чем мужчине?», «Почему мужчины должны
гораздо больше участвовать в выполнении семейных обязанностей и воспитании
детей?», «Каковы ограничения, накладываемые традиционными половыми ролями?».
Пособие дает общий обзор узловых моментов проблемы
гендерных отношений – занятости, образования, насилия, доступа к принятию
решений, прав человека и возможностей для реализации своих прав. Также
рассматриваются методические вопросы анализа гендерных проблем и поиска решений
– гендерная статистика, гендерный анализ. В конце каждой главы даются задания
для проверки усвоения материала и повышения гендерной чувствительности
слушателей, путем самостоятельного выполнения задания, а не только пассивного
восприятия текста. К каждой главе прилагается список рекомендуемой
литературы для тех, кто заинтересован в дополнительной информации по этой теме.
В конце книги помещен краткий понятийный словарь.
Книга может быть полезной не только для специалистов,
но и для всех тех, кто заинтересован в улучшении качества своей собственной и
общественной жизни
ГЛАВА I. ТЕОРИЯ, ПРАКТИКА И ПЕРСПЕКТИВЫ ГЕНДЕРОЛОГИИ И
ФЕМИНОЛОГИИ
§ 1. Понятие о гендерологии и феминологии как научной
и учебной дисциплине
Прежде всего, возникает вопрос о соотношении объектов
исследования таких научных направлений, как “феминология” и “гендерология”.
Феминология
– наука о положении и социальных ролях женщины. Она рассматривает совокупность
социально-экономических, политических, правовых, социо-культурных условий, сложившихся
в обществе для реализации общих с мужчинами и специфических интересов женщин,
обеспечения их жизнедеятельности во всех сферах общественной жизни. Отсюда
следует. Что главным объектом феминологии являются женщины. Но этот объект
понимается по-разному различными исследователями. Известный социолог
Г.Г.Силласте подчеркивает, что феминология не может ограничиться рассмотрением
женщин как социально-демографической группы. При таком подходе на первый план
выступают проблемы соотношения полов в определенных поколениях, динамика
рождаемости и смертности, продолжительности жизни в зависимости от пола. В
лучшем случае сюда присоединяется характеристика женщины как рабочей силы,
участницы общественного производства.
Силласте придерживается другого подхода. Она
определяет женщин как “реально существующую и эмпирически фиксируемую,
относительно целостную и устойчивую социальную общность. Конечно, эта общность
вплетена в стратификационную сеть общественных отношений, других социальных
групп и общностей и их взаимоотношений. Но Силласте считает, что женщин можно
определить как относительно автономное социальное образование – социум.
При таком подходе большое значение приобретает анализ
социо-психологических и социо-культурных факторов личностного становления женщины,
более глубокое исследование женской психологии и женского общественного
сознания в их динамике. Конечно, при этом экономические и политические аспекты
положения женщины в обществе и ее роли в семье не должны игнорироваться.
Исследование социальной обусловленности мужского
доминирования и женской дискриминации пока еще остается главным и в построении
гендерных теорий. Но в перспективе гендерный подход должен включать не только
этот аспект, но и постановку и решение андрологических проблем, понимание социальной
обусловленности мужского образа, содержания этого образа и социальных ролей
мужчины в прошлом и в настоящем, анализ мужской психологии и общественного
сознания. Приближенно можно определить предмет гендерологии как предмет
феминологии плюс предмет андрологии.
Но гендерология – не простая сумма двух научных
дисциплин и двух подходов. В конечном счете, целью гендерологии, как и
феминологии, является не замена патриархатного общества матриархатным, а
ликвидация антагонизма полов и обеспечение звучания обеих струн – мужской и
женской – в гармонии социального развития.
Для достижения этой цели необходимо более глубокое
понимание не только женщины, но и мужчины. Лариса Васильева обвинила в своей
работе “Заговорившая с миром” женщин-писательниц и поэтесс в том, что, получив
трибуну, они стали самовыражаться, раскрывая особенности женской психологии, но
не пытаясь понять мужчину. К сожалению, этот недостаток присущ рождающейся еще
только на белый свет гендерологии. Поэтому в дальнейшем, говоря о гендерологии
и гендерных исследованиях мы вынуждены раскрывать в основном их женский аспект.
О.А.Воронина считает новой фазой в развитии женских
исследований 80х годов ХХ века переход от анализа патриархата и специфического
женского опыта к анализу гендерной системы. Она пишет: “Наблюдается постепенное
смещение акцентов: от анализа женского фактора и констатации мужского
доминирования к анализу того, как гендер присутствует, конструируется и
воспроизводится во всех социальных процессах и как это влияет на женщин и мужчин”.
“Женские исследования” как вызов традиционной науке
возникли, когда стало очевидным, что, в сущности, социальные и гуманитарные
науки под видом изучения человека вообще, т.е. homo sapiens, изучают
исключительно мужчин. Женские исследования как раз и были ориентированы на
изучение женского культурного зазеркалья, причем здесь использовались самые
разные методы: исповедь, групповые дискуссии, глубинные интервью, вторичный
анализ материалов этнографических исследований. Такие исследования велись в
США, начиная с 70-х г.г. ХХ века, в университетах и в женских объединениях. Параллельно
с этим развивалась феминистская критика традиционной западной науки,
андроцентризма и маскулинизма, характерных для нее, и социальных последствий
этого. В чем это проявляется?
1. Сама наука определяется через использование
маскулинных атрибутов: объективности, рациональности, строгости,
имперсональности, свободы от ценностного влияния.
2. Характер производства знаний в ней также “мужской”.
“Отвергая те способы познания, которые традиционно ассоциируются с феминными
(интуицию, чувственное познание) или те виды опыта, которые обычно определяются
как не мужские, наука отворачивается от многих иных способов познания мира”, -
пишет О.А.Воронина.
3. Объектами научного изучения традиционно остаются
мужчины и маскулинное. Это относится, например, к биологии, антропологии,
медицине и психологии. Традиционные исторические исследования касаются, как
правило, событий “большой” (мужской) истории – войн, битв, революций, смены
династий, а повседневная жизнь людей, считающаяся сферой деятельности женщин,
редко оказывается в поле зрения исследователей. Женщины, таким образом,
оказываются “спрятанными” от Истории, но и сама История оказывается достаточно
односторонней. Даже “иерархия наук” носит маскулинный характер: наиболее
престижными и уважаемыми считаются “строгие” науки, вроде математики или
физики, менее уважаемыми и “солидными” – “феминные”, вроде литературоведения.
Эта феминистская критика современной науки как
практически полностью маскулинизированной сферы совпадает с некоторыми
концепциями науки, разрабатываемыми эпистемологами стран Азии и Африки, которые
обнаруживают в современной европейской науке следы расизма, буржуазности,
евроцентризма”. Например, Р.Минз считает беспочвенными притязания европейской
науки выступать от имени науки как таковой. Он утверждает, что “идеология,
свойственная европейской науке и состоящая в оценке успешности познания по
степени овладения природными силами и ресурсами, в настоящее время обнаруживает
свое явное банкротство, тогда как культуры американских индейцев и некоторых
других народов нацелены на гармонизацию отношений человека и природы, на
процессы воспроизводства земных ресурсов во имя жизни будущих поколений”.
Дж.Нидэм пишет о преимуществах восточной медицины.
несводимой к уровню примитивных физиологических обобщений и основанных на них
технических приемов. О.Воронина утверждает: “Феминистки отнюдь не собираются
создавать “женскую” науку или философию. Речь идет о разработке феминистской
перспективы в системе научного и теоретического знания”.
В нашей стране недостаточно уделяется внимания в этом
отношении. И изучение, и преподавание гендерологии и феминологии у нас только
начинаются. Во многих европейских странах, особенно в скандинавских, а также в
Канаде и США феминология давно преподается, в этой области ведутся научные
исследования. Многие ученые считают, что становление гендерологических ифеминологических
научных направлений очень важно для всей системы наук о человеке и обществе,
так как они знаменует выход на новый виток изучения возможностей человека с
учетом его психофизиологической полоролевой специфики.
Одной из фундаментальных особенностей современной
эпохи является переход от патриархальной системы социополовых отношений к
эгалитарной. Концепция гендерных отношений вводит различие между понятием sex – биологический
пол и gender – социальный пол. Гендерология является
наукой, исследующей взаимоотношения женщин и мужчин в социальном аспекте.
Из всего сказанного можно сделать некоторые выводы о
сущности гендерологии как науки и перспективах ее становления:
1. Если феминология – наука молодая и не завершившая
процесс своего становления, то еще более младенческим выглядит возраст
гендерологии.
2. Гендерология пока не может похвастаться сколько-нибудь
солидными андрологическими исследованиями. Она не только включает в себя все
основные феминологические проблемы и методы, но пока еще не сделала
существенных добавлений к последним.
3. В перспективе сфера внимания гендерологов неизбежно
не только распространится на андрологические проблемы, но включит и проблемы
восстановления андрогинности в обществе – ликвидации антагонизма полов при
сохранении различий между ними
Основными задачами курса “Гендерология и феминология”
на факультете, готовящем специалистов по социальной работе, являются следующие:
* изучение социальных факторов, обусловливающих общее
и особенное в жизнедеятельности мужчин и женщин, специфических условий,
влияющих на положение женщины в обществе;
* выработка цельного научного мировоззрения,
основанного на принципах международных концепций ООН, других нормативных актов,
ориентированных на повышение роли и статуса женщины в обществе;
* реализация основных направлений государственной
социальной политики, изучение социальной технологии деятельности
государственных и общественных организаций по оказанию поддержки и помощи женщинам
и мужчинам;
* изучение комплекса форм и методов социальной работы
с различными категориями женского и мужского населения.
§ 2. Методы гендерологии и феминологии
Гендерология и феминология – междисциплинарные науки.
Они развиваются в тесной связи с такими науками, как история, социальная
философия, социальная и общая психология, социология, и используют следующие
основные методы исследования: социологический, определяющий социальную
обусловленность мужского и женского бытия; аксиологический, утверждающий
равную самоценность личности мужчины и женщины; функциональный,
раскрывающий по всем направлениям связь между женщиной/мужчиной и обществом; институциональный,
ориентирующийся на изучение социальных институтов, влияющих на
жизнедеятельность женщин и мужчин.
В данном параграфе мы не ставим задачу дать подробную
характеристику названных методов, а хотим подробнее остановиться на комплексных
методах гендерного анализа, ибо их значение для гендерологии и феминологии на
современном этапе их развития очень велико.
Гендерные отношения пронизывают все сферы жизни, что
обуславливает необходимость гендерного анализа во всех развивающих программах,
как в культуре, экономике, так и в политике. Социально-гендерный анализ
является попыткой скомбинировать техники социального и гендерного анализа с
использованием интерактивных методов (участия людей). Участие понимается как
активное вовлечение наиболее уязвимой, слабо защищенной категории людей в
процесс анализа проблемы, принятия решений, контроля над ресурсами, усиление их
значимости, веры в себя как активных субъектов в обществе.
Гендерный анализ включает:
·
определение проблемных групп;
·
разграничение внутри группы по
степени вовлеченности в проблему;
·
анализ и определение факторов
управления проблемной ситуацией в разрезе опыта различных социальных групп;
·
определение наличия ресурсов и
институциональных изменений и стратегий, необходимых для решения проблемы.
Для гендерного анализа разработан ряд методов:
Картирование (Mapping). Этот метод заключается в том, что жители одной и той
же местности (села, микрорайона и т.п.) рисуют карту своей местности, где они
живут. Обычно объекты, более важные для рисующего, получаются на карте крупнее,
а менее значимые - мельче или вообще отсутствуют. К примеру, на рисунках мужчин
хорошо обозначены чайханы или пивные, где они проводят свободное время, дороги,
обозначающие связь с внешним миром, спортивные объекты и т.п. На картах,
нарисованных женщинами, в первую очередь заметны магазины, рынки, детские сады,
больницы и т.п. Сравнение карт дает возможность зримо выявить разные приоритеты
мужчин и женщин, отражающие различия их рабочей нагрузки и образа жизни, и
учитывать эти различия в развивающейся деятельности.
Гарвардский метод анализа (Harvard Analytical
Framework) состоит из трех основных
элементов:
·
обзор видов деятельности, базирующийся на гендерном разделении труда. Этот
список работ, выполняемых мужчинами и женщинами, который позволяет осуществить
разделение (дисагрегацию) по возрасту, национальной и классовой принадлежности,
а также по месту и времени выполнения работы. Деятельность делиться на три
группы: продуктивная репродуктивная и общественная;
·
обзор доступа и контроля, включающий перечисление ресурсов, необходимых для
выполнения этих работ, и оценку их практической пользы. Ресурсы могут быть
материальными, экономическими, политическими или общественными. В качестве
ресурса может выступать и время. Доступ к этим ресурсам и практической выгоде,
а также контроль над ними рассматриваются отдельно по полу;
·
обзор факторов, влияющих на разделение труда, доступ и контроль в
местном сообществе.
Планирование, ориентированное на людей (People Oriented Planning in Refugee
Situation). Данный метод разработан и широко используется
Управлением Верховного Комиссара ООН по делам беженцев (УВКБ ООН). Здесь
описанные выше обзоры делаются дважды: до переселения и в настоящей ситуации.
При заполнении части «доступ и контроль» указывается не только, что имеет или
не имеет группа беженцев, но и кто и что потерял и приобрел. Этот метод
позволяет обнаружить очень важную для женщины проблему - необходимость в
защите. Кроме того, эта схема анализа включает следующие ключевые моменты:
·
дифференциация доступа к ресурсам
и контроля над ними, а также практических преимуществ мужских/женских
обязанностей;
·
понимание значения ресурсов - не
только материальных, но и менее очевидных, таких как умения и навыки,
социальные организации и, что наиболее важно для женщины, время.
Люди и группы со временем теряют некоторые ресурсы,
сохраняя одни и приобретая другие (навыки, знания, подходы, жизненные ценности
и способы организации и др.), что помогает им решать собственные проблемы.
Анализ возможностей и уязвимых моментов (Capacities
and Vulnerabilities Analyses - CVA).
Центральный вопрос, который ставит данный метод, как планировать и выполнять
деятельность по удовлетворению текущих нужд людей, находящихся в чрезвычайной
ситуации, и в то же время способствовать долгосрочному развитию? Схема
позволяет выявить уязвимые точки в жизни женщин, мужчин и детей в чрезвычайной
ситуации и их возможности преодолеть ситуацию. Она основана на матрице, которая
описывает различные категории факторов, которые влияют на жизнь людей, и отношения
между этими факторами. Имеются в виду следующие категории:
·
физические и материальные
ресурсы, которые требуются людям для
жизни: земля, климат, здоровье, навыки, технологии;
·
социальные и организационные: социальные связи, политические организации, системы
распределения продуктов и услуг, социальные ресурсы (например, образование);
·
психология и подходы: комплекс убеждений и верований, подходов и ожиданий
или зависимости, который обуславливает реакцию людей на ситуации.
Матрица позволяет различать данные категории по полу,
классу, национальной принадлежности и другим социальным факторам, или может
быть использована для повторного анализа через какое-то время.
Иерархия нужд Лонгве (The Longwe Hierarchy of Needs). Этот метод
может быть применен в любой ситуации, чтобы выяснить основную направленность
предполагаемой деятельности.
Положение мужчин и женщин рассматривается в отношении
к следующим ключевым индикаторам развития:
1. контроль над ресурсами,
2. участие в принятии решений,
3. справедливость/равенство мужчин и женщин,
4. доступ к ресурсам,
5. материальное благополучие.
Эти индикаторы расположены в иерархическом порядке,
начиная с самого важного. Метод предполагает, что равный контроль над ресурсами
не может быть достигнут раньше, чем будет достигнуто равенство в четырех других
сферах. Данная прогрессия позволяет оценить существующие достижения и
определить, что остается сделать.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30
|
|