рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Реферат: Психология рефераты

   Частным случаем комбинирования является агглютинация - создание новых образов на основе "склеивания" представлений. На основе агглютинации были созданы мифологические образы: кентавр, Минотавр (чудовище с туловищем человека и головой быка). Пегас; сказочные образы - русалки, драконы и т.п. Агглютинации проявляются не только в искусстве, но и в технике: троллейбус, аэросани, танк-амфибия созданы этим способом.

   Другим приемом воображения является акцентирование - подчеркивание тех или иных черт (например, образ великана). Это достигается на основе выделения, абстрагирования и преобразования существенных особенностей предмета или явления.

   Но и при акцентировании преобразуется не только выделенное качество или свойство, но и все остальные. При этом одни из них опускаются вовсе, другие упрощаются, освобождаются от ряда частностей, деталей. В результате преобразуется весь образ, он приобретает обобщенный характер, становится обобщенным образом.

6. Психология внимания

   В предисловии к "Хрестоматии по вниманию" ее редакторы А. А. Пузырей и В.Я Романов пишут: "Трудно, по-видимому, найти другое понятие, столь же привычное для обыденного сознания и вместе с тем имеющее столь же сложную и драматическую судьбу в психологии, как понятие внимания".

   Можно указать на еще один момент, связанный с понятием внимания, но относящийся уже к юридической практике. Трудно найти другое психологическое понятие, столь же часто используемое юристами для объяснения особенностей показания свидетелей. Пожалуй, лишь понятие "интерес" употребляется так же часто, как и понятие "внимание". Нередко они понимаются как синонимы, что психологически вполне объяснимо.

   В чем причина такого отношения психологов к проблеме внимания и к самому понятию "внимание"? Анализ трудностей проблемы внимания привел психологов к заключению, что "в основе самых разных взглядов на природу внимания лежат два кардинальных факта:

1. Внимание нигде не выступает как самостоятельный процесс. И для себя, и внешнему наблюдению оно открывается как направленность, настроенность и сосредоточенность любой психической деятельности, следовательно, только как сторона или свойство этой деятельности.

2. Внимание не имеет своего отдельного, специфического продукта. Его результатом является улучшение всякой деятельности, к которой оно присоединяется. Между тем именно наличие характерного продукта служит главным доказательством наличия соответствующей функции... У внимания такого продукта нет, и это более всего говорит против оценки внимания как отдельной формы психической деятельности". То, что внимание не выступает как самостоятельный процесс и не имеет отдельного продукта, легко проиллюстрировать на примере исследованных выше познавательных процессов.

   Все известные нам процессы познания - восприятие, мышление, воображение - направлены на тот или иной объект, который в них воспроизводится: мы воспринимаем что-то, думаем о чем-то, что-то воображаем. Когда же мы хотим подчеркнуть особое качество каждого из этих процессов, то мы говорим о внимательном восприятии (слушании, смотрении, всматривании и т.п.), о сосредоточенном размышлении, о напряженной мысли и т.п. Действительно, внимание не имеет своего особого содержания; оно оказывается внутренним свойством восприятия, мышления, воображения. Внимание - это внутренний акцент познавательных процессов, особое свойство сознания.

   Внимание - это, в первую очередь, энерго-динамическая характеристика протекания познавательной деятельности. Внимание - это направленность и сосредоточенность сознания на определенном объекте. Объектами внимания могут быть предметы, явления, их свойства и отношения, действия, мысли и чувства других людей, а также свой собственный внутренний мир во всей его полноте.

   Вместе с тем внимание нельзя ограничивать лишь рамками познавательной деятельности. Субъект может внимательно - сосредоточенно и напряженно - осуществлять практическую деятельность; он может быть внимательным к собеседнику и т.п. Поэтому внимание определяется как избирательная направленность и сосредоточенность субъекта на самых разных явлениях внутреннего и внешнего мира.

   За вниманием всегда стоят потребности, мотивы, цели, установки субъекта. В желаниях, эмоциях и чувствах проявляется определенное отношение человека к миру, к другому человеку. Это отношение находит свое выражение во внимании. Предметы и явления действительности, отвечающие потребностям и интересам субъекта, вызывают его внимание. Изменение отношения субъекта к объекту вызывает изменение внимания, выражается в изменении ясности и отчетливости содержания, на котором сосредоточено сознание субъекта.

   Следовательно, внимание выражает взаимоотношения субъекта и объекта (человека и мира). С одной стороны, внимание направляется субъектом на объект, с другой - объект привлекает внимание субъекта. "Причины внимания к этому, а не другому объекту, - писал С. Л. Рубинштейн, - не только в субъекте, они и в объекте, и даже прежде всего в нем, в его свойствах и качествах; но они не в объекте самом по себе, так же как они тем более не в субъекте самом по себе, - они в объекте, взятом в его отношении к субъекту, и в субъекте, взятом в его отношении к объекту". Из этого положения становится понятным распространенность среди педагогов понятий "внимание" и "интерес" - они родственны по психологическому происхождению. В сфере желаний и чувств лежат истоки направленности в сосредоточенности сознания на тех или иных объектах.

   Направленность в психологии понимается как поиск, выбор определенного объекта. Выделение в сознании каких-либо объектов обусловлено их объективными характеристиками или субъективными особенностями их восприятия. Направленность внимания проявляется в готовности к действию.

   Сосредоточенность внимания предполагает такую его организацию, которая обеспечивает глубину, полноту и ясность отображения в сознании объектов, с которыми субъект взаимодействует. Это - состояние поглощенности субъекта определенным предметом, отвлечение от побочных, не относящихся к предмету условий и объектов.

   Внимание является необходимым условием качественного выполнения любой деятельности. В деятельности человека оно выполняет функцию контроля. Действие контроля также не представляет собой отдельного процесса: оно как бы включено в протекание других процессов либо надстроено над ними. Экспериментальные исследования внимания показали возможность его целенаправленного формирования.

   Непроизвольное внимание возникает в зависимости от характера самого объекта. К причинам, вызывающим пассивное внимание, относят интенсивность и экстенсивность раздражителя, длительность и прерывистость, зримые изменения объекта. Громкий звук, яркий свет, начало и прекращение движения привлекают внимание помимо нашей воли.

   Однако решающую роль в возникновении внимания имеет не абсолютная, а относительная сила раздражителя. Начинающий педагог нередко повышает голос, стараясь привлечь внимание курса, но эта мера вскоре перестает оказывать действие. В то же время уже легкое повышение голоса более опытного его коллеги обостряет внимание учеников. Непроизвольное внимание вызывают динамические особенности - мерцающий свет, прерывистые звуки и т.п. Из студенческой практики известно, как трудно слушать однообразную, монотонную речь; выразительную речь можно слушать, не уставая.

   Сильным побудителем непроизвольного внимания является необычность, новизна предметов и явлений. Пока не исчерпан элемент новизны, внимание можно удерживать достаточно долго. Однако самое необычное, оригинальное, новое становится со временем обыденным и привычным.

   Произвольное внимание связано с сознательно поставленными целями, с волевыми усилиями. Мы заставляем себя направить наше внимание на то, что нам надо, на то, что мы должны выполнить. Произвольное внимание есть акт нашей воли; оно предполагает сознание цели и планирование наших действий.

   Произвольное внимание есть результат сознательной активности субъекта. Оно вызывается и определяется особенностями потребностей, интересов, желаний и чувств субъекта. Иерархия мотивов и целей во многом объясняет и особенности произвольного внимания. Описанные выше приемы волевого регулирования поведения являются также приемами управления произвольным вниманием.

   К свойствам внимания, к его характеристикам, относят концентрацию, объем, распределение, переключение, устойчивость.

   Концентрация внимания - это сосредоточенность субъекта на объекте, сила поглощенности его этим объектом. Концентрированность внимания означает, что имеется фокус, в котором собрана сознательная деятельность человека. Концентрация составляет центральную характеристику внимания, его интенсивность.

   Объем внимания - количество однородных предметов (как правило, не превышающее 7-9), которое охватывает внимание одномоментно. Однако количество находящихся в поле нашего внимания связанных между собой элементов, объединенных в осмысленное целое, может быть много больше. Объем внимания является поэтому изменчивой величиной, зависящей от того, насколько связано между собой то содержание, на котором сосредоточивается внимание, и от умения осмысленно его связывать и структурировать.

   Распределение внимания - это возможность одновременного выполнения нескольких видов действий; способность контролировать несколько независимых процессов, не теряя ни одного из них из поля своего внимания. Распределение внимания зависит от ряда условий, прежде всего от того, насколько связаны друг с другом различные объекты и насколько автоматизированы действия, между которыми должно распределяться внимание. Чем теснее связаны объекты и чем значительнее автоматизация, тем легче совершается распределение. Распределение внимания очень важно для педагога, которому по сути деятельности необходимо одновременно излагать материал, контролировать ход его усвоения студентами, следить за индивидуальными особенностями восприятия учебного материала.

   Переключаемость внимания заключается в способности намеренного переноса внимания с одного объекта на другой. Быстрая или медленная переключаемость зависит от целого ряда условий. Она зависит от содержания предшествующей и последующей деятельности: если последняя более интересна, то переключение осуществляется легко. Огромную роль здесь играет темперамент индивида: существуют различия в динамике переключения у представителей различных темпераментов. У утомленного человека переключение внимания замедлено.

   Устойчивость внимания определяется длительностью, в течение которой сохраняется концентрация внимания. Устойчивость внимания зависит от особенностей материала, степени его трудности, понятности, отношения к нему субъекта. Важным условием поддержания устойчивости внимания являются чередования напряжения и расслабления, а также возможность снятия чрезмерного напряжения.

7. Способности человека - деятельное выражение субъектности

   Основным определением человека как субъекта являются его способности. Внутреннее родство понятий "субъект" и "способности" состоит в их общей отнесенности к деятельности человека, к способам ее осуществления. Способности квалифицируют личность как субъекта деятельности.

   Всякая способность является способностью к чему-либо, к какой-нибудь деятельности. Под способностями понимают свойства или качества человека, делающими его пригодным к успешному выполнению определенной деятельности. При объяснении природы способностей необходимо рассматривать их в связи с "родовыми" свойствами человека, которые не сводятся к природным свойствам, а имеют общественно-историческую сущность.

   Способности несут в себе природные предпосылки развития в виде задатков. Задатки - это врожденные анатомо-физиологические особенности мозга, нервной системы, органов чувств и движения, функциональные особенности организма человека, составляющие природную основу развития его способностей. Люди от рождения бывают наделены различными задатками.

   Задатки как природные особенности человека неспецифичны по отношению к конкретному содержанию и конкретным формам деятельности, они многозначны и могут реализовываться в различных типах способностей. Задатки - лишь предпосылки развития способностей. Включаясь в развитие человеческой субъективности, задатки преобразуются и изменяются; они обусловливают развитие способностей человека, но не предопределяют одаренности человека и возможностей его становления именно как человеческого существа. Об этом со всей очевидностью свидетельствуют случаи, когда дети вырастали вне человеческого общества; собственно человеческая психология, специфически человеческие способности у них так и не складывались.

   Однако и вне органической природы человека, его телесности становление человеческой реальности невозможно. Хорошо известны многолетние эксперименты, в ходе которых младенец и детеныш обезьяны с рождения воспитывались людьми во внешне одинаковых для них условиях. При этом психическое развитие человека и обезьяны происходило принципиально по-разному и привело к совершенно разным результатам. Это и понятно, поскольку у них были разными исходные органические предпосылки развития.

   Природа индивидуальных и родовых способностей человека - общая. Их единой нейрофизиологической основой являются, по А. А. Ухтомскому, функциональные органы, складывающиеся прижизненно. Способности - наиболее явно выраженные функциональные органы человека, сформированные на основе органических предпосылок. К родовым характеристикам человека относят его способность к труду, к рефлексии, к общению с помощью языка, к саморазвитию, т.е. те характеристики, которые присущи специфически человеческому способу жизни.

   Способности в строгом понимании родственны способам деятельности, точнее жизнедеятельности, есть производное от способа взаимосвязи человека и мира. "Все специальные способности человека, - писал С. Л. Рубинштейн, - это в конце концов различные проявления, стороны общей его способности к освоению достижений человеческой культуры и ее дальнейшему продвижению. Способности человека - это проявления, стороны его способности к обучению и к труду". Это так называемые общие или родовые способности человека.

   Из единой природы способностей и родовых характеристик человека вытекает определение структуры способностей. В состав каждой способности, делающей человека пригодным к выполнению определенной деятельности, всегда входят некоторые операции или способы действия, посредством которых эта деятельность осуществляется. Поэтому "ни одна способность не является актуальной, реальной способностью, пока она не вобрала в себя систему соответствующих общественно выработанных операций". С этой точки зрения определенная способность всегда представляет собой сложную систему способов действий или операций.

   "Человеческие способности, отличающие человека от других живых существ, составляют его природу, но сама природа человека - продукт истории. Природа человека формируется и изменяется в процессе исторического развития в результате трудовой деятельности человека. Интеллектуальные способности формировались по мере того, как, изменяя природу, человек познавал ее; художественные, музыкальные и т.п. формировались вместе с развитием различных видов искусства".

8. Характер как стержень душевной жизни

   Выдающийся философ И. Кант о характере человека написал следующее: "Сказать о человеке просто, что у него характер - значит не только сказать о нем очень много, но и сказать это многое в похвалу ему, ибо это редкость, которая вызывает у других уважение и удивление... Иметь характер - значит обладать тем свойством воли, благодаря которому субъект делает для себя обязательными определенные практические принципы, которые он собственным разумом предписывает себе как нечто неизменное... Здесь главное не то, что делает из человека природа, а то, что он сам делает из себя; ибо - первое относится к темпераменту (причем субъект большей частью бывает пассивным) и только второе свидетельствует о том, что у него характер". В этих высказываниях И. Канта выражена целая программа изучения характера человека: его значение, суть и природа, соотношение с другими психологическими образованиями (волей, разумом, темпераментом). В них указаны ориентиры понимания психологии характера субъекта.

   В переводе с греческого "характер" означает "печать", "чеканка". В выражении "это характерно для него" - содержится смысл, что определенные действия, поступки человека являются для него типичными, закономерными. Характер человека как бы накладывает определенный отпечаток на его поведение, на его взаимоотношения с другими людьми. Отпечаток может оставить "тяжелый" след - в случае, если у человека тяжелый характер; этот след может быть "легким", "приятным", "веселым" и т.п. Характер человека имеет оценочное значение. Это значит, что он затрагивает интересы других людей, существенно сказывается на их настроении, самочувствии и потому ценится в другом.                                  

    Существует выражение "бесхарактерный человек", употребляемое в житейско-психологическом смысле по отношению к человеку, лишенному внутренней определенности, поведение которого больше зависит от внешних обстоятельств, чем от внутренних принципов, действия которого не несут на себе печати их хозяина. Человек с характером, напротив, выделяется прежде всего устойчивостью своего отношения к окружающему, проявляющейся в определенности его действий и поступков, образе мыслей и отношений.

   В психологии характер определяется как совокупность устойчивых индивидуальных свойств человека, складывающихся и проявляющихся в деятельности и общении, обусловливающая типичные для него способы поведения. "Характер, - писал С. Л. Рубинштейн, - обусловливает определенность человека как субъекта деятельности, который, выделяясь из окружающего, конкретным образом относится к нему. Знать характер человека - это знать те существенные для него черты, из которых вытекает, которыми определяется весь образ его действий. Черты характера - это те существенные свойства человека, из которых с определенной логикой и внутренней последовательностью вытекает одна линия поведения, одни поступки и которыми исключаются как не совместимые с ними, им противоречащие другие".

   Характер - это общий строй человека, это своего рода каркас, остов, стержень человека. В характере, как в фокусе, сосредоточиваются самые выраженные, самые существенные особенности человека как субъекта деятельности, общения, познания.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26