рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Реферат: Психология рефераты

   В психологии было установлено, что эффект ореола наиболее явно проявляется тогда, когда воспринимающий имеет минимальную информацию об объекте восприятия, а также когда суждения касаются моральных качеств.

   С этим эффектом тесно связаны и эффекты первичности и новизны. Оба они касаются значимости определенного порядка предъявления информации о человеке для составления представления о нем. Эффект первичности проявляется в том, что при восприятии незнакомого человека преобладает та информация о нем, которая предъявлялась раньше. Напротив, в ситуациях восприятия знакомого человека действует эффект новизны, который заключается в том, что последняя, т.е. более новая, информация оказывается наиболее значимой.

   В более широком плане все эти эффекты можно рассматривать как проявления особого процесса, сопровождающего восприятие человека человеком, - явления стереотипизации. Стереотип - это некоторый устойчивый образ какого-либо явления или человека, которым пользуются в общении как средством "сокращения" процесса узнавания. Стереотипы в общении имеют специфические происхождение и смысл. Как правило, они возникают в условиях ограниченного прошлого опыта, при стремлении строить выводы на основе ограниченной информации.

   Стереотипизация в процессе познания людьми друг друга может привести к двум различным следствиям. В первом случае, это приводит к определенному упрощению процесса познания другого человека. В этом случае стереотип не обязательно несет на себе оценочную нагрузку: в восприятии другого человека не происходит "сдвига" в сторону его эмоционального принятия или непринятия. Остается просто упрощенный подход, который, хотя и не способствует точности построения образа другого, заставляет заменить его часто штампом, но тем не менее в определенном смысле необходим, поскольку помогает сокращать процесс познания.

   Во втором случае стереотипизация приводит к возникновению предубеждения. Если суждение строится на основе прошлого опыта, а опыт этот был негативным, всякое новое восприятие представителя той же самой группы окрашивается неприязнью.

   Предубеждения особенно отрицательно проявляются в жизни, когда могут нанести серьезный вред взаимоотношению людей между собой. Особенно распространенными являются этнические стереотипы, когда на основе ограниченной информации об отдельных представителях каких-либо этнических групп строятся предвзятые выводы относительно всей группы.

   Общение включает в себя определенные способы воздействия индивидов друг на друга; основные из них - это заражение, внушение, подражание.

   Заражение - это бессознательная, невольная подверженность индивида определенным психическим состояниям. Заражение выступает как форма спонтанно проявляющегося внутреннего механизма поведения человека. Механизм социально-психологического заражения сводится к эффекту многократного взаимного усиления эмоциональных воздействий общающихся между собой людей.

   Особой ситуацией, в которой усиливается воздействие через заражение, является ситуация паники. Паника возникает в массе людей как определенное эмоциональное состояние. Непосредственной причиной паники является появление какого-либо известия, способного вызвать своеобразный шок.

   Внушение есть целенаправленное, неаргументированное воздействие одного человека на другого или на группу. При внушении осуществляется воздействие на другого, основанное на некритическом восприятии сообщения или информации.

   В отличие от заражения, которое носит, как правило, невербальный характер (музыка, эмоции и т.п.), внушение носит, напротив, вербальный характер, т.е. осуществляется посредством речевого сообщения. С особой силой внушение действует на лиц впечатлительных и вместе с тем не обладающих достаточно развитой способностью к самостоятельному логическому мышлению, не имеющих твердых жизненных принципов и убеждений, неуверенных в себе.

   Подражание как способ воздействия проявляется в следовании какому-либо примеру, образцу посредством его воспроизведения. Особое значение подражание имеет в процессе психического развития человека.


КОНСПЕКТ ЛЕКЦИИ "ЧЕЛОВЕК СРЕДИ ЛЮДЕЙ. КОЛЛЕКТИВ И МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ"

 

   План

1. Типы и формы социальных объединений.

2. Малая группа - форма социальной организованности.

1. Типы и формы социальных объединений

   Становление субъективности человека прямо связано с историческими формами социальных объединений, принципами их организации, динамикой их изменения и развития. Проблема состоит в необходимости признания сущностного и родового характера связей и отношений между людьми, без которых немыслимо никакое общество и, соответственно, субъективное бытие человека.

   В социальных науках принята к рассмотрению оппозиция между понятием "социальная структура" (в дальнейшем - структура) и понятием "неструктурированная общность" (в дальнейшем - коммунитас). Наиболее разработано понятие структуры, которая определяется отчетливой расстановкой социальных позиций, статусов, ролей. Структура всегда возникает в естественном течении событий, когда группы людей (или отдельные индивиды) с теми или иными нуждами и возможностями взаимодействуют друг с другом.

   Коммунитас возникает там, где нет социальной структуры. Неструктурированная общность - это жизнь множества людей, но не рядом, а вместе. Коммунитас всегда принадлежит настоящему; структура коренится в прошлом и распространяется на будущее посредством языка, законов, обычаев.

   В коммунитас между людьми существует родовая связь и обусловленное ею чувство "принадлежности к человечеству". По существу, коммунитас - это гомогенное, неструктурированное состояние некоторой группы, которое определяется многообразными связями между конкретными историческими личностями, не разделенными по ролям и статусам; границы такой группы в идеале совпадают с границами рода человеческого.

   При этом мы не забываем, что для любого гражданского общества, где уже сам индивид есть самодовлеющее целое, ничему не желающее принадлежать, со своим собственным центром; он сам себе авторитет. Общность же, общественные условия - есть нечто вторичное, внешнее, вынужденное, с которым приходится считаться и сосуществовать. Именно в этих системах возможна практическая иллюзия, что самодостаточный, безразличный к миру "атом-индивид" и есть подлинный субъект.

   Психология имеет дело с социальными объединениями, существующими реально, т.е. исследует психологические особенности, закономерности реально существующих групп, в которых люди собраны вместе, объединены каким-то общим признаком, совместной деятельностью, помещены в идентичные условия и определенным образом осознают свою принадлежность к этому образованию. При этом подавляющее число исследований в социальной психологии выполнено на материале так называемых малых групп.

   Наибольшее распространение получило деление малых групп на:

- первичные и вторичные;

- формальные и неформальные;

- "группы членства" и "референтные группы".

   Деление малых групп на первичные и вторичные связано с наличием или отсутствием непосредственных контактов между членами группы. В первичных группах (семья, группа друзей, команда и т.п.) между людьми существуют непосредственные контакты.

   Вторичные группы - это группы, где непосредственных контактов между ее членами нет, а для общения используются различные "посредники", например в виде средств связи. Если студенческую группу можно рассматривать как первичную группу, то студенты Поморского университета составляют вторичное объединение.

   Деление малых групп на формальные и неформальные соответствует рассмотренной выше типологии социальных объединений. Согласно американскому психологу Э. Мэйо, впервые в психологии предложившему это деление, формальная группа отличается тем, что в ней четко определены статусы ее членов - они предписаны групповыми нормами. Соответственно в формальной группе так же строго распределены и роли всех членов группы, система лидерства и подчинения ("структура власти"). Примером формальной группы является любая группа, созданная в условиях конкретной деятельности: студенческая группа, следственная бригада, спортивная команда и т.д. При таком понимании существа формальной группы в ее определении в слове "формальный" не содержится каких-либо негативных оттенков (в частности, не имеется в виду формализм отношений). Точнее сказать, это оформленная группа.

   В отличие от формальных групп, Э. Мэйо обнаружил внутри них еще и "неформальные" группы, такие, которые складываются и возникают стихийно, где ни статусы, ни роли не предписаны, где нет заданной системы взаимоотношений по вертикали, т.е. отсутствует строгая структура "власти". Неформальная группа может образоваться внутри формальной, когда, например, в студенческой группе возникают более мелкие группировки, состоящие из близких друзей, объединенных каким-то общим интересом. Тогда внутри формальной группы переплетаются две структуры отношений: формальные и неформальные.

   Психологические исследования показывают, что в реальной действительности очень трудно вычленить формальные и строго неформальные группы. Особенно это свойственно неформальным группам, которые возникали в рамках формальных. Поэтому в психологии рассматривается структура формальных и неформальных отношений, когда различаются не группы, а тип и характер отношений внутри них.

   Различаются также между собой группы членства и референтные группы. Различение было введено американским психологом Г. Хайменом, который при исследовании студенческой группы установил, что часть ее членов разделяют нормы поведения, принятые не в этой группе, а в какой-то иной, на которую они ориентируются. Такие группы, в которые человек не включен реально, но нормы которой он принимает, Г. Хаймен назвал референтными.

   Как отмечает социальный психолог Г. М. Андреева, в настоящее время встречается двоякое употребление термина "референтная группа": иногда - как группа, противостоящая группе членства, иногда - как группа, возникающая внутри группы членства.

   Встречается и более расширенное толкование референтной группы, при котором она может включать в себя индивидов, реально не входящих в одну группу. Например, для подростка референтную группу могут составить отец, близкий друг, тренер, спортивный кумир, литературный герой и т.п.

   Конституирующими категориями любой человеческой общности являются понятия "связи" и "отношения". В современных гуманитарных науках "отношение" считается одним из основных логико-философских понятий, отражающих способ (род) бытия соотносимых субъектов. Понятие об отношении возникает как результат сравнения двух членов отношения по выбранному (или заданному) основанию. В свою очередь, "связь" - это вырожденное отношение, при котором изменение одних явлений есть причина изменений других; связь - это взаимозависимость (а не противопоставленность) явлений, далее неразличимых в пределах самой связи. В человеческих сообществах выделяют многообразные связи и отношения: деятельностные, социальные, психологические, субъективные, личные, духовные; функционально-ролевые, эмоционально-оценочные, личностно-смысловые и др.

   Позиция (позиционные общности) есть наиболее целостная, интегративная характеристика всего образа жизни человека, достигшего полной самоопределенности, самотождественности, ставшего в подлинном смысле слова субъектом собственной жизнедеятельности. Про такого человека и говорят: "Он нашел свое место в жизни" (т.е. свободно самоопределился во всей совокупности человеческих отношений, в культуре, в истории). Такое "место" определяет во всей полноте и мировоззрение, и принципы, и поступки человека.

   Но "построить позицию" невозможно раз и навсегда, обретение "места в жизни" - событие не одноразовое. Свободный и ответственный выбор места, образа действия и мыслей, определяющих позицию, совершается в каждой точке существования, ставящей человека перед проблемой выбора. "На том стою и не могу иначе!" - в этом афоризме Лютера сформулированы предельно заостренные, полностью и без остатка сфокусированные в позицию отношения человека и мира. Ясно, что речь идет об отношении, которое должно постоянно воссоздаваться, строиться, поддерживаться, выверяться, доопределяться.

   Статус (в сословном, кастовом или регламентированном обществе) - это "врожденная социальность": стереотипы образа действий и мыслей, соответствующих статусу, предписываются детально и безоговорочно, и человек в них врастает всем своим существом. "Стать истинным дворянином", "стать истинным офицером" - значит "отлиться по форме" заранее заготовленного, предуготованного образа жизни (понятий, действий, чувств) и совпасть с ним, сделать его своей второй натурой. Сейчас в нашей культуре статусных общностей в чистом виде практически не существует, ибо разрушены сами основания традиционных укладов жизни - не только сословных, но даже национальных и семейных.

   Самая общая психологическая характеристика внеситуативных и ситуативных общностей такова. Внеситуативные общности (позиционные и статусные) отличаются от ситуативных своей тотальностью; они пронизывают все сферы человеческого существования и часто пожизненны. Второе отличие внеситуативных общностей - их интегрированность (самотождественность): например, дворянин не может позволить себе одновременное состояние в дворянском статусе и вне его. Такое различение, обнаружение в себе не только сословного, полностью вписанного в статус, но и общечеловеческого начала сделало изгоем не одного дворянина (вспомним хотя бы царский указ о сумасшествии Чаадаева).

   Позиция и статус определяют действия, которые человек не может не совершать. Потеря или смена их всегда сопряжены с глубоким личностным кризисом, потерей или преобразованием себя. Смена ситуативных связей и отношений не предполагает столь необратимых изменений всего образа жизни. И социальные, и тем более игровые роли - это то, что человек может (или вынужден) делать, но (в других жизненных ситуациях) может и не делать. Себя в роли (игровой или социальной) и вне роли человек всегда способен различать в самосознании, практически без всякой угрозы болезненного раздвоения личности.

   Отличие общностей навязанных (статусных и социально-ролевых) от свободных (позиционных и игровых) ясно из самого названия: свободные отношения человек выбирает сам, в навязанные он попадает по воле случая, рождения, по выбору других людей, но не по собственной воле.

   Несамотождественность отличает социальную роль от статуса. Несвободность выбора различает социальную и игровую роль. Практически любой человеческий конгломерат стихийно структурируется именно в систему социальных ролей, подчеркивая и заостряя определенные индивидуально-характерные черты собранных вместе людей, и по этим чертам (зачастую малосущественным) типологизирует людей, системой социальных ожиданий выталкивая их в определенные социальные роли. Так, почти на каждом студенческом курсе существуют и исполняются роли "лидера", "умника", "шута", "козла отпущения", "дурочки", "красотки", "недотроги", "аутсайдера" и пр.

2. Малая группа - форма социальной организованности 

   Проблема групп, в которые объединяются люди в процессе своей жизнедеятельности, составляет основную область исследований социальной психологии. Реальность социальных связей и отношений всегда дана как реальность связей и отношений в группе и между социальными группами. Выше мы различили два типа человеческих сообществ: "социальную структуру" (организованность) и "коммунитас" (бытийную общность). Данное различение было воспроизведено в дифференциации групп на формальные и неформальные, на статусные и позиционные. Каждый тип общностей имеет свои социально-психологические особенности.

   Основной формой социальной организованности выступает группа, а точнее малая группа. В социальной психологии группой называют общность людей, объединенных на основании общих признаков, относящихся к осуществляемой ими совместной деятельности и общению.

   Малую группу определяют как малочисленную по своему составу совокупность людей, члены которой объединены общей деятельностью и находятся в устойчивом личном контакте друг с другом, что является основой для возникновения как эмоциональных отношений в группе (симпатии, антипатии, безразличия), так и особых групповых ценностей и норм поведения.

   Множество групп как социальную организованность можно первом приближении типологизировать следующим образом:

   Группа с лидером - это группа, связи и отношения в которой не структурированы и недифференцированы; задаются и обеспечиваются они только лидером, прежде всего - его личным авторитетом, который он вынужден постоянно подтверждать; в противном случае - неизбежна смена лидера.

   Команда с командиром - здесь достаточно отчетливо структурированы и формализованы отношения между подчиненными и руководителем, права которого определены заранее; организация задана принципом единоначалия.

   Отряд с предводителем - наиболее развитая статусная группа, с достаточно широким набором социальных ролей и у руководителя (появляются советники, помощники, заместители), и у подчиненных (в зависимости от сложности и расчлененности совместной деятельности).

   Коллектив с советом - хорошо структурированная и дифференцированная по связям и отношениям группа с коллегиальным принципом управления.

   Корпорация, партия с вождем - как правило, это объемная полиролевая система во главе либо с харизматическим лидером (Ленин, Сталин), либо с главным функционером-организатором; способ управления - на основе программы, вырабатываемой на конференциях, съездах.

   Ассоциация с президентом - наиболее свободное объединение людей, имеющих помимо общих целей еще и совокупность разделяемых ценностей и устремлений; ассоциация сорганизована на принципах самоуправления.

   Можно сказать, что все типы социальной организованности людей детерминированы целевыми ориентирами. Организованность всегда ориентирована на дело; и дело есть цель. Именно совместная, групповая деятельность является главным интегрирующим фактором; ее конкретный вид и характер определяют тип социальной организованности и ее структуру. Как правило, реализация дела, достижение цели "рассыпают" конкретную организованность, которая и существует ровно столько, сколько продолжается сама совместная деятельность.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26