Реферат: Психология
В психологии принят тезис о взаимосвязи, единстве общения и деятельности. Он
вытекает из понимания общения как реальности человеческих отношений. Любые
формы общения есть специфические формы совместной деятельности людей: люди не
просто "общаются" в процессе выполнения ими различных общественных
функций, но они всегда общаются в некоторой деятельности, даже в процессе
"недеяния". Таким образом, общается всегда деятельный человек: его
деятельность неизбежно пересекается с деятельностью других людей. Но именно это
пересечение деятельностей и создает определенное отношение этого деятельного
человека не только к предмету своей деятельности, но и к другим людям.
Факт связи общения с деятельностью констатируется психологами. Однако характер
этой связи понимается по-разному. Иногда деятельность и общение рассматриваются
не как параллельно существующие взаимосвязанные процессы, а как две стороны
социального бытия человека, его образа жизни. В других случаях общение
понимается как определенная сторона деятельности: оно включено в любую
деятельность, есть ее элемент. В то же время саму деятельность можно
рассматривать как условие и основание общения.
В психологии установлено, что общение представляет собой сложный и многогранный
процесс, оно есть образование, в котором можно выделить отдельные стороны, т.е.
описать его структуру. При характеристике структуры общения в ней выделяют три
взаимосвязанные стороны:
-
коммуникативную;
-
интерактивную;
-
перцептивную.
Эти стороны общения определяются в качестве функций, которые общение реализует
в совместной жизнедеятельности людей.
Коммуникативная сторона общения, или коммуникация, состоит в обмене информацией
между общающимися индивидами. Интерактивная сторона заключается в организации
взаимодействия между общающимися индивидами, т.е. в обмене не только знаниями,
идеями, но и действиями. Перцептивная сторона общения означает процесс
восприятия друг друга партнерами по общению и установления на этой основе
взаимопонимания.
В реальной действительности каждая из этих сторон не существует изолированно от
других и выделение их возможно лишь при анализе. Все обозначенные здесь стороны
общения выделяются и проявляются в случаях организации общения в малых группах,
т.е. в условиях непосредственного контакта между людьми.
В психологии отсутствует общепринятое определение общения. Как правило,
используется описательное определение, указывающее на основные стороны
(функции) общения. Общение - это "сложный и многогранный процесс, который
может выступать в одно и то же время и как процесс взаимодействия индивидов, и
как информационный процесс, и как отношение людей друг к другу, и как процесс
их взаимовлияния друг на друга, и как процесс сопереживания и взаимного
понимания друг друга".
4.Человек
как субъект общения
Когда говорят о коммуникации в узком смысле слова, то прежде всего имеют в виду
тот факт, что в ходе совместной деятельности люди обмениваются между собой
различными представлениями, идеями, интересами, настроениями, чувствами. Но
общение не может быть приравнено ни к передаче сообщений, ни даже к обмену
информацией. Информация в процессе общения не только передается, но и
формируется, уточняется, развивается. Поэтому коммуникативное сообщение - это
всегда процесс выработки новой информации, общей для общающихся людей и
рождающей их общность.
Исходной предпосылкой общения является прежде всего факт наличия индивидов,
которые оказываются в состоянии наладить между собой какой-то контакт.
Исследование психологических особенностей общения можно проводить, ориентируясь
на предложенную модель, посредством изучения выделенных элементов общения. С этих
позиций может быть проанализировано и юридическое общение. Эффективность
юридического общения невозможно понять вне особенностей коммуникатора, т.е.
юриста: его авторитета, компетентности, способов построения общения и т.п. С
другой стороны, важны особенности аудитории: возрастные,
социально-психологические, индивидуально-психологические. Соединяющим оба
полюса является содержание общения (сообщение, текст и др.). В свою очередь,
для оценки каждого из выделенных элементов можно предложить свои критерии и
показатели.
Передача любой информации возможна посредством знаковых систем. В психологии
выделяют вербальную коммуникацию (в качестве знаковой системы используется
речь) и невербальную коммуникацию, использующую различные неречевые знаковые
системы.
Речь является самым универсальным средством коммуникации. Речь есть процесс
общения человека с другими людьми посредством естественного языка.
Язык общественно - историчен и социален. Разные общественные условия, разные
пути развития порождают разную лексику, разный строй языка. Поэтому
эффективность общения предполагает общий для общающихся язык. Важны и такие
факторы, как образование, общая культура и культура речи.
В психологии и психолингвистике речь разделяют на внешнюю, ориентированную на
других, и внутреннюю, предназначенную для самого себя. В свою очередь, внешняя
речь может быть устной и письменной. Устная речь разделяется на монологическую
и диалогическую. Монологическая речь существует в форме оперативного доклада,
свидетельских показаний и т.д. Каждый из выделенных видов речи имеет свои
социально-психологические особенности.
Важнейшим способом общения является диалогическая речь, т.е. разговор,
поддерживаемый собеседниками, совместно обсуждающими и разрешающими какие-либо
вопросы. Диалог предполагает и включает: уникальность и равенство партнеров;
различие и оригинальность их точек зрения; ориентацию каждого на понимание и на
активную интерпретацию его точек зрения партнером; ожидание ответа и его
предвосхищение в собственном высказывании; взаимодополнение позиций участников
общения, соотнесение которых и является целью диалога. Например, деловые
переговоры по заключению гражданско-правового договора.
Развернутость, полнота и расчлененность диалогической речи могут быть
различными. Речь может быть сокращена настолько, что разговаривающие могут
понимать друг друга буквально "с полуслова". Это определяется тем,
насколько они представляют то, о чем идет речь, насколько это ясно из того, что
сказано раньше, что происходит сейчас; тем, как много общего между
собеседниками, как велико их стремление понять друг друга. Напротив, отсутствие
внутреннего контакта между собеседниками, различие в отношении к предмету речи
может создавать трудности в понимании истинного смысла речи и требует более полного
и развернутого построения речи.
В процессе общения наиболее часто встречаются фатический, информационный,
дискуссионный и исповедальный типы диалогов.
Фатический диалог - это обмен речевыми высказываниями единственно для
поддержания диалога, разговора. В некоторых культурах фатическое общение имеет
характер ритуала, ибо создает индивиду ощущение сопричастности своим
соплеменникам.
Информационный диалог - это обмен информацией самого различного свойства. Часто
имеет место в юриспруденции (в форме сообщения, выступления и последующего
обсуждения).
Дискуссионный тип диалога возникает при столкновении различных точек зрения, в
случае, когда проявляются различия в интерпретации тех или иных фактов, событий
и т.п. Дискутанты особым способом воздействуют друг на друга, убеждают друг
друга, стремятся достичь определенного изменения поведения. Дискуссионный
диалог сопутствует общению во всех сферах жизнедеятельности, так как
взаимодействие в каждой из них обычно требует согласования индивидуальных усилий
партнеров, что, как правило, происходит в процессе дискуссии.
Исповедальный диалог - самое доверительное общение - происходит в том случае,
когда человек стремится выразить и разделить свои глубокие чувства и
переживания. Это интимное общение, основанное на взаимопринятии индивидов, на
разделении ими общих смыслов и ценностей жизни.
Хотя вербальная речь и является универсальным средством общения, она
дополняется употреблением неречевых, или невербальных, средств
общения.
В психологии выделяют четыре формы невербального общения: кинесику,
паралингвистику, проксемику, визуальное общение. Каждая из форм общения
использует свою знаковую систему.
Кинесика - это система средств общения, включающая в себя жесты, мимику,
пантомимику. Кинетическая система предстает как отчетливо воспринимаемое
свойство общей моторики, различных частей тела (рук - жестикуляция; лица -
мимика; позы - пантомимика). Эта общая моторика различных частей тела
отображает эмоциональные реакции человека. Включение оптико-кинетической
системы в ситуацию коммуникации придает общению нюансы. Эти нюансы оказываются
неоднозначными при употреблении одних и тех же жестов в различных национальных
культурах. Например, кивок головы у русских и болгар имеет прямо
противоположное значение: согласие у русских и отрицание у болгар.
Выразительные движения представляют своего рода "подтекст" к
некоторому тексту, который необходимо знать, чтобы правильно раскрыть смысл
происходящего. Язык движения раскрывает внутреннее содержание во внешнем
действии. "Этот язык, - писал С. Л. Рубинштейн, - располагает
утонченнейшими средствами речи. Наши выразительные движения - это сплошь и
рядом метафоры. Когда человек горделиво выпрямляется, стараясь возвысится над
остальными, либо наоборот, почтительно, униженно или подобострастно склоняется
перед другими людьми и т.п., он собственной персоной изображает образ, которому
придается переносное значение. Выразительное движение перестает быть просто
органической реакцией; в процессе общения оно само становится действием и
притом общественным действием, существеннейшим актом воздействия на
людей".
Паралингвистическая и экстралингвистическая системы знаков представляют собой
также "добавки" к вербальной коммуникации. Паралингвистическая
система - это система вокализации, т.е. качество голоса, его диапазон,
тональность. Экстралингвистическая система - включение в речь пауз, других
вкраплений, например покашливаний, плача, смеха, сам темп речи.
Проксемика - особая область психологии, занимающаяся нормами пространственной и
временной организации общения. Пространство и время организации процесса
выступают в качестве особой знаковой системы, несут смысловую нагрузку,
являются компонентами коммуникативных ситуаций. Так, размещение партнеров лицом
друг к другу способствует возникновению контакта, символизирует внимание к
говорящему; окрик в спину может иметь значение отрицательного порядка.
Экспериментально доказано преимущество некоторых пространственных форм
организации общения как для двух партнеров по общению, так и в массовых
аудиториях. Точно так же некоторые нормативы, разработанные в различных
культурах, относительно временных характеристик общения выступают как своего
рода дополнения к семантически значимой информации.
Ряд исследований в этой области связан с изучением специфических наборов
пространственных и временных констант коммуникативных ситуаций. Эти вычлененные
наборы получили название "хронотопов". Описаны, например, такие
хронотопы, как хронотоп "вагонного попутчика" и др. Специфика
ситуации общения создает здесь иногда неожиданные эффекты воздействия:
например, не всегда объяснимую откровенность по отношению к первому встречному,
если это "вагонный попутчик".
Визуальное общение - это контакт глазами, первоначальное изучение которого
связывали с интимным общением. Однако сейчас спектр таких исследований стал
значительно шире: знаки, представляемые движением глаз, включаются в более
широкий диапазон ситуаций общения. Такое общение имеет важное значение в работе
юристов, что мы будем обсуждать на семинарских занятиях.
5.
Общение как взаимодействие
Интерактивная сторона общения чаще всего проявляется при организации совместной
деятельности людей. Обмен знаниями и идеями по поводу этой деятельности
неизбежно предполагает, что достигнутое взаимопонимание реализуется в новых
попытках развить совместную деятельность, организовать ее. Участие одновременно
многих людей в этой деятельности означает, что каждый должен внести свой особый
вклад в нее. Это и позволяет интерпретировать взаимодействие как организацию
совместной деятельности.
В психологии все возможные виды взаимодействия разделяются на два
противоположных вида: кооперацию (сотрудничество) и конкуренцию (конфликт).
Кооперация представляет собой взаимодействие, способствующее организации
совместной деятельности, достижению групповой цели. Конфликт - это столкновение
противоположно направленных целей, интересов, позиций, взглядов субъектов
взаимодействия. Традиционно конфликт рассматривался как негативный тип
взаимодействия. В настоящее время в психологии проведено много исследований,
обнаруживающих позитивные стороны конфликта. Их общий лозунг: "Конфликт -
какая прекрасная возможность!"
Описывает несколько типов конфликтов в профессиональной деятельности юриста:
1. Конфликты, обусловленные многообразием профессиональных обязанностей юриста.
Осознание невозможности одинаково хорошо выполнить все свои дела может привести
добросовестного юриста к внутреннему конфликту, к потере уверенности в себе,
разочарованию в профессии. Такой конфликт является следствием плохой
организации труда юриста; его преодоление возможно на путях выбора главных, но
в то же время реальных и посильных задач и рациональных средств и методов их
решения.
2. Конфликты, возникающие из-за различных ожиданий тех людей, кто оказывает
влияние на исполнение профессиональных обязанностей юриста. Адвокат, работники
прокуратуры, коллеги могут оспаривать выбор следователем (процессуально
допустимых) средств, методов, форм работы и т.д. Наличие позиции, высокая
профессиональная культура помогут юристу психологически грамотно преодолевать
подобные конфликты.
3. Конфликты, возникающие из-за низкого престижа отдельных видов юридической
деятельности. Правовую статистику, право социального обеспечения иногда относят
к "второстепенным" видам деятельности, что является следствием
преобладания сциентистской установки. В то же время престиж любого вида
юридической деятельности зависит в конечном счете от личности юриста и качества
его работы.
4. Конфликты, связанные с чрезмерной зависимостью поведения юриста от различных
директивных предписаний, правовых норм, оставляющих мало пространства для
самодеятельности. При этом деятельность юриста находится под пристальным
вниманием и контролем руководства, прокуратуры и общественности.
5. Конфликты, в основе которых лежит противоречие между многогранными
обязанностями и стремлением к профессиональной карьере. В условиях
провинциального РОВД юрист имеет мало возможностей сделать блестящую служебную
карьеру - не каждый выпускник юридического факультета, поднимающийся по
служебной лестнице в органах МВД занимает пост начальника РОВД и его
заместителей. Вместе с тем у юриста неограниченные возможности
профессионального роста и личной самореализации.
6. Конфликты, обусловленные несовпадением ценностей, которые пропагандирует
юрист на предприятии (различных форм собственности) с ценностями, которые
наблюдают сотрудники вне его стен. Юристу важно быть психологически готовым к
проявлению эгоистичности, грубости, бездуховности в социуме и на предприятии,
чтобы отстоять свою профессиональную позицию.
Конфликтная ситуация при выполнении процессуальных действий (обыск, допрос и
т.д. описываются нами в курсе юридической психологии).
В ходе познания другого человека одновременно осуществляется несколько процессов:
эмоциональная оценка другого, попытка понять мотивы его поступков, основанная
на этом стратегия изменения его поведения, построение стратегии собственного
поведения и т.п. Однако в эти процессы включены как минимум два человека и
каждый из них является активным субъектом. Следовательно, сопоставление себя с
другим осуществляется как бы с двух сторон: каждый из партнеров уподобляет себя
другому. Значит, при построении стратегии взаимодействия каждому приходится
принимать в расчет не только потребности, мотивы, установки другого, но и то,
как этот другой понимает потребности, мотивы, установки своего собеседника.
Иными словами, восприятие человека человеком предполагает особые процессы:
идентификацию и рефлексию.
Термин "идентификация" буквально означает уподобление другому. Это
один из самых простых способов понимания другого человека. В реальных ситуациях
взаимодействия люди пользуются таким приемом, когда предположение о внутреннем
состоянии партнера по общению строится на основе попытки поставить себя на его
место. И в этом плане идентификация выступает в качестве одного из механизмов
познания и понимания другого человека.
Близким по значению к идентификации выступает другой механизм познания другого
- эмпатия. В отличие от идентификации при эмпатии происходит не рациональное
осмысление проблем другого человека, а скорее стремление эмоционально
откликнуться на его проблемы. Эмпатия - это эмоциональное понимание другого.
Эмоциональная природа эмпатии проявляется в том, что ситуация другого человека,
партнера по общению, не столько "продумывается", сколько
"прочувствуется".
При характеристике общения как познания особое значении имеет и другой механизм
- рефлексия. В социальной психологии под рефлексией понимается осознание
индивидом того, как он воспринимается партнером по общению. Это уже не просто
знание другого или понимание его, но и знание того, как этот другой понимает
тебя.
В процессе восприятия и понимания человека человеком важную роль играют
установки, приводящие к возникновению различных социально-психологических
эффектов. Более всего исследованы три из них: эффект ореола, эффект новизны
(или первичности), эффект стереотипизации.
Эффект ореола заключается в том, что информация, получаемая о каком-то
человеке, "прочитывается" определенным образом, она накладывается на
то представление о нем, которое было создано заранее. Ранее выработанное
представление выполняет роль ореола, мешающего видеть действительные черты и
проявления объекта восприятия. Эффект ореола ярко проявляется при формировании
первого впечатления о человеке: общее благоприятное впечатление о нем приводит
к позитивным оценкам и его неизвестных качеств. И наоборот, общее
неблагоприятное впечатление способствует преобладанию негативных оценок.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26
|
|