рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Реферат: Общая психология рефераты

Литература:

1.         Гальперин П. Я.,  Кабыльницкая С. Л. Экспериментальное формирование внимания. – М., 1974.

2.         Годфруа Ж. Что такое психология: В 2 т. – М.: Мир, 1992.

3.         Добрынин Н. Ф.  Основные вопросы психологии внимания. //Психологическая наука в СССР. – Т. 1, М.: Изд. АПН РСФСР, 1959.

Поварнин Н. И.  Внимание и его роль в  простейших  психических процессах.                         Л. М. Веккер считает, что волевое регулирование начинается там, где имеется как минимум двухуровневая иерархия программ деятельности, где необходимо соотнести уровни этих программ и выбрать среди них тот уровень, который отвечает критериям интеллектуальной, эмоционально-нравственной и общесоциальной ценности .

Примерно тот же смысл вкладывал в понятие воли И. М. Сеченов, когда писал, что воля – это деятельная сторона разума и моральных чувств. Волевое регулирование включает в себя следующие компоненты:

1)      когнитивный;

2)      эмоциональный;

3)      поведенческий (деятельный).

В структуру волевого акта включаются следующие составляющие:

1)      побуждение и осознание цели;

2)      борьба мотивов;

3)      акт принятия решения;

4)      исполнение.

Волевое действие связано с потребностями, но не вытекает из них непосредственно. Оно опосредовано осознанием побуждений к действию как мотивов и его результата как целей (С. Л. Рубинштейн).

Воля возникает, когда человек способен к рефлексии собственных влечений, может как-то отнестись к ним. Воля неразрывно связана с наличным планом действий. Посредством волевого действия человек планово осуществляет стоящую перед ним цель, подчиняя свои импульсы сознательному контролю и изменяя окружающую действительность в соответствии со своим замыслом.

Литература:

1.      Веккер Л. М. Психические процессы: В 3-х т. – Т. 3, Л.: ЛГУ, 1974-1981.

2.      Гоноболин Ф. Н. Воля, характер, деятельность. – Минск, 1966.

3.      Пуни А. Ц. Психологические основы волевой подготовки в спорте. – Л., 1977.

4.      Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. – М., 1940.

5.      Селиванов В. И. Психология волевой активности. – Рязань, 1974.

6.          Чхартишвили Ш. Н. Проблема воли в психологии. //Вопр. психол. – 1964. – № 4.

■     Рейковский Я.  Экспериментальная психология  эмоций.  –  М.: Прогресс, 1979.

■     Симонов П. В. Мотивированный мозг. – М.: Наука, 1987.

■    Тихомиров О. К.,  Виноградов Е. В.  Эмоции в функции эвристик. //Психол. исследования. – М., 1969.

Теории эмоций

Теории происхождения эмоций весьма многочисленны. Особенно интересными являются следующие:

■     моторная теория эмоций Джеймса-Ланге. См.:

Джеймс У. Психология. – Пг., 1922;

Ланге Г.  Душевные  движения.  Психофизиологический  этюд.  СПб., 1896;

■     психоаналитическая теория;

■     интеллектуалистическая;

■     когнитивная;

■     активационно-энергетическая;

■     мотивационная;

■     теория дифференциальных эмоций. См.: Изард К. Эмоции человека. – М.: МГУ, 1980.

Воля

 

Воля – высший уровень произвольной регуляции деятельности, обеспечивающий преодоление трудностей при достижении цели.

Среди уровней регуляции поведения выделяются следующие:

1.     Непроизвольная регуляция:

■     допсихические непроизвольные реакции;

■     образная (сенсорная и перцептивная) регуляция.

2.     Произвольная регуляция:

■     речемыслительный уровень регулирования.

3.      Волевая регуляция

.Специфика волевого регулирования

Традиционно считается, что главное для возникновения волевого регулирования – наличие преград, препятствий при достижении цели. См.:

1.          Краткий психологический словарь. /Под ред. А. В. Петровского. М.: Политиздат, 1985.

4.         2.          Практикум по общей психологии. /Под ред. А. И. Щербакова. – М.: Просвещение, 1979.            Розов А. Н.  К вопросу о теории внимания.  //Вопр.  психол. 1956. – № 6.

5.         Хрестоматия по вниманию. /Под ред. А. Н. Леонтьева и др. – М.: МГУ, 1976.

Интеллект

Существует огромное количество подходов к определению понятия "интеллект".

Для большинства психологов в настоящее время это понятие ассоциируется со способностью к обучаемости по прошлому опыту и приспособлению к жизненным условиям и ситуациям (В. Штерн). Эту же идею поддерживают Ж. Годфруа, А. Биш, Д. Векслер, Л. И. Термен, Э. Л. Торндайк.

Для Ж. Пиаже интеллект – общий регулятор поведения. Имеются и более конкретные определения интеллекта. Так, М. Шюрер считает, что интеллект – это "относительно постояная структура онтогенетически обусловленных способностей индивида постигать и создавать осмысленные или также функциональные связ

Для С. Л. Рубинштейна интеллект эквивалентен общей одаренности личности и представляет собой совокупность общих умственных способностей Эту позицию разделяет и Ч. Спирмен.

Оригинальныый подход к пониманию интеллекта предложил Б. Г. Ананьев. Он рассматривал интеллект как многоуровневую организацию познавательных сил, охватывающую психофизиологические процессы состояния и свойства личности. Эта организация связана “с нейродинамическими, вегетативными и метаболическими характеристиками человека. Они являются своеобразными эквивалентами интеллекта и определяют меру умственной работоспособности и цену интеллектуального напряжения, степень их полезности и вредности для здоровья человека..

Л. М. Веккер считает интеллект категорией, охватывающей целостно функционирующую совокупность познавательных процессов.

Согласно Дж. Гилфорду, интеллект – многомерное явление, некоторое сложное свойство, которое можно оценивать по трем измерениям: характеру, продукту и содержанию.

Умственная операция, включение в интеллектуальное действие, может быть:

■     по характеру: оценивание, синтез, анализ, запоминание, позна-ние;

■     по продукту: единица, класс, отношение, система, трансфор-мация, рассуждение;

■     по содержанию: действие с объектами, символами, преобразо-вание смыслов (семантические операции), поведение.

Модель интеллекта Дж. Гилфорда включает 120 различных интеллектуальных процессов – частных способностей. Они образуются как всевозможные сочетания операций, содержаний и мыслительной деятельности.

Для оценивания уровня развития интеллекта обычно применяются тесты интеллекта. Наиболее распространенными являются тесты Стенфорд-Бине и Векслера.

Отношение психологов к оценке интеллекта с помощью тестов не определилось до конца.

Литература:

1.         Анастази А. Психологическое тестирование. – Кн. 2, М., 1982.

2.         Блейхер В. М., Бурлачук Л. Ф. Психологическая диагностика интеллекта и личности. – Киев, 1978.

3.         Веккер Л. М. Психические процессы. В 3-х томах. – Т. 2. Мышление и интеллект. – Л., 1976.

4.         Гилфорд Дж.  Три стороны интеллекта. //Психология мышления. – М.: Прогресс, 1965.

5.         Кликс Ф. Пробуждающееся мышление. У истоков человеческого интеллекта. М., 1976.

6.         Пиаже Ж. Избранные психологические труды. Психология интеллекта. – М., 1969.

7.         Пиаже Ж. Психология интеллекта. //Избр. психол. труды. – М., 1969.

8.         Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии. – М.: Педагогика, 1973.

Речь и язык

Возникновение и развитие языка знаменует собой появление новой особой формы отражения действительности и управления ею. При помощи языка осуществляется отвлеченное мышление (то есть выход за пределы непосредственного отражения действительности), происходит                        

Факторы возникновения эмоций

На возникновение эмоций влияют следующие факторы:

¨   индивидуальные (типологические) особенности субъекта;

¨   фактор времени;

¨   характер потребностей;

¨   уровень умственного развития человека и его способность интегрировать различные элементы информации в целое (способность к целостной оценке ситуации) и т.д.

П. В. Симонов полагает, что эти и многие другие факторы лишь обеспечивают многообразие эмоций. Необходимыми и достаточными являются два фактора: (1) потребность и (2) вероятность ее удовлетворения. Э = f [П,(Ин – Ис),...] , где Э – эмоция, ее степень, качество и риск, П – сила и качество актуальной потребности, Ин – информация о средствах, прогностически необходимых для удовлетворения потребности, Ис – информация о средствах, которыми располагает субъект в данный момент, (Ин – Ис) – оценка вероятности удовлетворения потребности на основе врожденного и онтогенетического опыта. Низкая вероятность удовлетворения потребности ведет к возникновению отрицательных эмоций (Ин > Ис). При возрастании вероятности удовлетворения по сравнению с ранее имевшимся прогнозом (Ис > Ин) возникают положительные эмоции

 

Об информационной теории эмоций см.:

1.         Симонов  П. В.  Теория отражения и психофизиология эмоций.  – М., 1979.

2.         Симонов П. В. Эмоциональный мозг. – М., 1981.

Функции эмоций

Эмоции выполняют следующие функции:

¨   отражательно-оценочную; переключающую;

¨   подкрепляющую; компенсаторную (замещающую);

¨   побудительную; дезорганизующую;

¨   функцию "аварийного" разрешения ситуаций;

¨   предвосхищающую; эвристическую;

¨   функцию синтезирующей основы образа, целостности отражения;

¨   функцию активации и мобилизации организма; экспрессивную.

Подробнее о функциях эмоций см.:

1.         Вилюнас В. К.  Психология эмоциональных явлений.  –  М.:  МГУ, 1976.

Настроение – самое длительное эмоциональное состояние, окрашивающее все поведение человека.

Стресс – эмоциональное состояние, вызванное неожиданной и напряженной обстановкой. Для организма, находящегося в таком состоянии, характерен комплекс реакций для приспособления к новым условиям:

1)      реакция тревоги;

2)      сопротивление;

3)      истощение.

По мнению Г. Селье (см."Общий адаптационный синдром"), стресс – неотъемлемая составляющая жизни человека, его нельзя избежать. Для каждого человека есть оптимальный уровень стресса, при котором достигается наибольшая эффективность деятельности.

Все эмоциональные проявления характеризуются направленностью (положительной или отрицательной), степенью напряжения и уровнем обобщенности.

Эмоции зависят, с одной стороны, от потребностей человека, которые определяют его отношение к объекту эмоций, а с другой, – от его способности отразить и понять определенные свойства этого объекта.

Эмоции и познание

В отношении к познавательным процессам эмоции выступают не только в пассивной роли "ведомого" процесса. Эмоции являются важнейшим фактором регуляции процессов познания. Для интеллекта и эмоций характерны отношения взаимодополнения (В. К. Вилюнас).

Я. Рейковский на основе экспериментальных исследований формулирует следующие выводы относительно эмоций и познавательных процессов:

1.     Влияние эмоций на познавательные процессы в целом незначительно.

2.     Влияние эмоций состоит в избирательном акцентировании или подавлении определенных процессов.

              3.              Степень влияния эмоций зависит от их интенсивности, структурированности познавательных процессов, а также от устойчивых особенностей субъекта.

Л. М. Веккер, П. В. Симонов считают, что эмоции возникают при недостатке сведений, необходимых для достижения цели, они способствуют поиску новой информации и тем самым повышают вероятность достижения цели.                         накопление и передача опыта, знаний, умений. Язык является важнейшим инструментом взаимодействия между людьми и одним из важнейших средств развития человеческой психики.

Язык является сложной системой кодов, которая сформировалась в общественной истории. Основным элементом языка является слово. Слово является средством кодирования человеческого опыта (обозначает вещи, выделяет признаки, действия, отношения).

Происхождение и развитие слова

Слово как клеточка языка имеет не только аффективные корни. Выражением исключительно аффективных состояний является "язык" животных. Согласно Л. С. Выготскому и его последователям, слово как знак, обозначающий предмет, возникло из труда, из предметного действия. На первых этапах истории слово было вплетено в практику и носило симпраксический характер (то есть получало свое значение только из ситуации конкретной практической деятельности). "Дальнейшая история языка является историей эмансипации слова от практики, выделения речи как самостоятельной системы кодов, иначе говоря, – историей формирования языка в таком виде, когда он стал заключать в себе все необходимые средства для обозначения предмета и выражения мысли"

Семантическая структура и функция слова

Основной функцией слова является аннотативная (обозначающая) функция. В психологии эту функцию слова вслед за Л. С. Выготским принято обозначать как предметную отнесенность, как функцию представления, замещения предмета.

Благодаря языку происходит удвоение мира человека и появляется возможность иметь дело с предметами даже в их отсутствие.

Слово рождает не только указание на определенный предмет, но неизбежно вызывает дополнительные ассоциации. За каждым словом, таким образом, стоит свое "семантическое поле".

Существенную роль играет вторая важнейшая функция слова собственно значение (по Л. С. Выготскому). Значение слова включает не только предметную отнесенность и ассоциативное окружение, но и анализ предметов, абстрагирование и обобщение их признаков. Это означает, что слово является не только средством замещения вещи, представления, но и клеточкой мышления.

Помимо того, что слово является инструментом, средством мышления, оно является также средством общения.

В целом язык переводит познание человека в рациональный план.

Становление и развитие речи ребенка

Усвоение речи ребенком происходит только через общение.

Первая форма речи, возникающая у ребенка – это диалог, громкая внешняя речь. Затем развивается речь, сопровождающая действие. Это речь для себя, эгоцентрическая, хотя она и является громкой. Эгоцентрическая речь является переходным этапом от внешней речи к внутренней.

Становление речи происходит в течение нескольких периодов:

■     фонетический период (до 2-х лет, когда ребенок еще не способен правильно усвоить звуковой облик слова);

■     грамматический период (до 3-х лет, когда звуковой облик усвоен, но не усвоены структурные закономерности организации высказывания);

■     семантический период (после 3-х лет, когда происходит усвоение понятийной отнесенности).

Некоторые теории речевого развития

Интересной является гипотеза Н. Хомского, исходящая из существования глубинной грамматики. За поверхностными синтаксическими структурами, различными для разных языков, существует небольшое число глубинных структур, отражающих общие схемы построения мысли. Эта глубинная грамматика позволяет ребенку, используя ограниченное число правил, формулировать самые разные предложения. Таким образом, в основе развития познавательных процессов у ребенка лежит врожденная лингвистическая компетентность.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10