рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Реферат: Общая психология рефераты

Л. С. Выготский предвосхитил современные исследования в области глубинной грамматики. Он выделил стадии развития глубинного синтаксиса у детей.

На первой стадии используется только смысловой синтаксис. На второй появляются зачатки грамматики – это стадия семантического синтаксиса На третьей стадии правила семантического синтаксиса используются регулярно, а также появляется ряд правил "поверхностного" синтаксиса и служебные слова – предлоги и союзы.

                               

Литература:

1.         Ганзен В. А. Системные описания в психологии. – Л.: ЛГУ, 1984.

2.         Изард К. Эмоции человека. – М.: МГУ, 1980.

3.         Леонтьев А. Н.  Деятельность.  Сознание.  Личность. – М.: МГУ, 1975.

4.         Рейковский Я.  Экспериментальная психология  эмоций.  –  М.: Прогресс, 1979.

5.         Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. – М., 1940.

Эмоциональные явления

Разные авторы предлагают различные классификации эмоциональных явлений. Р. М. Грановская выделяет среди эмоциональных явлений аффекты, собственно эмоции, чувства, настроения, стресс.

Аффект – наиболее мощная эмоциональная реакция. Он полностью захватывает психику человека, предопределяя единую реакцию на ситуацию в целом. Отличительные черты аффекта: ситуативность, обобщенность, большая интенсивность, малая продолжительность.

Собственно эмоции – более длительные состояния. Они могут быть реакцией не только на свершившиеся события, но и на вероятные или вспоминаемые. Эмоции отражают события в форме обобщенной субъективной оценки и предвосхищают результат действия.

Чувства – еще более устойчивые психические состояния, имеющие четко выраженный предметный характер. В советской психологии распространенным является утверждение, что чувства отражают социальную природу человека и складываются как значимые отношения к окружающему миру. Нередко эмоцией называют только конкретную форму протекания переживаемого чувства. См.:

1.         Вилюнас В. К.  Психология эмоциональных явлений.  –  М.:  МГУ, 1976.

2.         Изард К. Эмоции человека. – М.: МГУ, 1980.

3.         Левитов Н. Д. О психических состояниях человека. – М.: Просвещение, 1964. С.103-152.

4.          Якобсон П. М. Психология чувств. – М.: Изд. АПН, 1956. С.20-173.

Эмоции

Эмоции – психические явления, отражающие в форме переживаний личную значимость и оценку внешних и внутренних ситуаций для жизнедеятельности человека. Эмоции служат для отражения субъективного отношения человека к самому себе и к окружающему его миру.

Наиболее существенной чертой эмоций является субъективность. Целостное определение эмоций должно принимать во внимание три аспекта:

а)       внутреннее переживание;

б)      физиологическую активацию (процессы, проходящие в нервной, эндокринной и других системах организма);

в)       поддающиеся наблюдению выразительные комплексы эмоций (внешнее выражение в поведении).

Различные авторы придают неодинаковое значение этим компонентам эмоций. Так, К. Изард выделяет в качестве основной составляющей эмоциональную экспрессию. С. Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев видят сущность эмоций в субъективном переживании. В субъективном переживании заключено отношение субъекта к объектам, явлениям, событиям. Подчеркивая приоритет компонента переживания, авторы акцентируют внимание на отражательном аспекте эмоций. Действительно, эмоция относится к процессам отражения, но отражения специфического.

Я. Рейковский, в частности, указывает на то, что эмоции отражают изменения, имеющие характер нарушения, и мобилизуют организм, чтобы он мог справиться со случившимся событием. Таким образом, данный автор делает акцент на регуляторной функции эмоций.

"Эмоциональный процесс это особый род процессов регуляции, которые актуализируются под влиянием событий, вызывающих изменение в состоянии организма или в его отношениях со средой, либо изменяющих актуальное состояние равновесия между субъектом и средой Представляется плодотворной позиция по этому вопросу В. А. Ганзена, считающего эмоцию формой психического регулирования, хотя оно и осуществляется на основе отражения.                          Сторонники бихевиоризма особую роль в развитии речи отводят среде, в которую помещен ребенок. При этом одни из них считают, что ребенок усваивает язык путем последовательных приближений под давлением социальной среды, в которой за одними звуками следует подкрепление, а за другими нет. Другие сторонники бихевиористского подхода особо подчеркивают роль подражания речи родителей.

Согласно конструктивистской теории Ж. Пиаже, развитие языка не отличается от развития других психических процессов (восприятия, памяти, мышления) и происходит при взаимодействии ребенка со средой. При этом язык не играет никакой роли в развитии мышления и интеллекта.

Литература:

1.         Выготский Л. С.  Мышление и речь. //Избр. психолог. исследования. – М.: Изд. АПН РСФСР, 1956.

2.         Жинкин Н. Н. Речь как проводник информации. – М., 1982.

3.         Леонтьев А. Н. Избранные психологические произведения: В 2-х т. – Т. 1, М., 1983. С. 65-75.

4.         Лурия А. Р. Язык и сознание. М.: МГУ, 1978.

5.         Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. – М.-Л., 1932.

6.         Ушакова Т. Н. и др. Речь человека в общении. – М., 1989.

7.         Хомский Н. Основы теории речевой деятельности. – М, 1974.

Хомский Н. Язык и мышление. – М., 1972.

ПРОЦЕССЫ ПСИХИЧЕСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

Как уже было сказано, любой психический процесс выполняет функции отражения и регулирования. Но можно выделить процессы с преобладающей функцией отражения (к ним относятся познавательные процессы) и психические процессы с преобладающей функцией регулирования (к ним относятся эмоции и воля).

                                                                                                                                                                                        

                                                                                                                                                                                        

                                                                                                                                                                                        

                                .

■                                                                                                                         

                               

                                                                                                                                                

■     Теплов Б. М. Психология музыкальных способностей. – М., 1947.

■     Тихомиров О. К. Психология мышления. – М., 1984.

■     Тихомиров О. К.,  Виноградов Е. В.  Эмоции в функции эвристик. //Психол. исследования. – М., 1969.

■     Турусова О. В. Психология в вопросах, задачах и упражнениях: В 3-х т. – Самара, 1994.

■     Узнадзе  Д. Н.  Психологические  исследования.  – М.:  Наука, 1966.

■     Узнадзе Д. Н.  Экспериментальные основы психологии установки. – Тбилиси: Изд. АПН Груз. ССР, 1961.

■     Ушакова Т. Н. и др. Речь человека в общении. – М., 1989.

■     Фейдимен Дж.,  Фрейгер Р. Личность и личностный рост. – Служебный перевод.

■     Фрейд З. Введение в психоанализ. Лекции. – М.: Наука, 1989.

■     Фрейд З.  Психопатология обыденной жизни. //Психология бессознательного. – М.: Просвещение, 1990.

■     Фрейд З. Я и Оно. //Психология бессознательного. – М.: Просвещение, 1990.

■     Хекхаузен Х.  Мотивации и деятельность.  –  М.:  Педагогика, 1986.

■     Хомский Н. Основы теории речевой деятельности. – М, 1974.

■     Хрестоматия по вниманию. /Под ред. А. Н. Леонтьева и др. – М.: МГУ, 1976.

■     Хрестоматия по общей психологии.  Психология мышления. – М.: МГУ, 1981.

■     Чеснокова  И. И.  Проблема  самосознания в психологии.  – М., 1977.

■     Чхартишвили Ш. Н. Проблема воли в психологии. //Вопр. психол. – 1964. – № 4.

■     Шванцара Й. Диагностика психического развития. – Прага: Авиценум, 1978.

■     Шемякин Ф. Н.  Ориентация в пространстве.  //Психол.  наука в СССР.- М., 1959.

■     Шерток Л. Непознанное в психике человека. – М., 1982.

■     Шостак В. И. Природа наших ощущений. – М.: Просвещение, 1983.

■     Эббингауз Г. Основы психологии. – СПб., 1890.

■     Юнг К. Г. Психологические типы. – М., 1928.

■     Якобсон П. М.  Психологические проблемы  мотивации  поведения человека. – М.: Просвещение, 1969.

■     Якобсон П. М. Психология чувств – М.: Изд. АПН, 1956.

■     Ярошевский М. Г. История психологии. – М.: Мысль, 1976.

■     Ярошевский М. Г. Психология в XX столетии. – М., 1974.

Eysenck H. I. Biological base of personality. London, 1968.                    

139.  Развитие творческой активности школьников. – М., 1991.

140.  Рейковский Я.  Экспериментальная психология  эмоций.  –  М.: Прогресс, 1979.

141.   Робер М. А.,  Тильман Ф.  Психология индивида и группы. – М.: Прогресс, 1988.

142. Розов А. Н.  К вопросу о теории внимания.  //Вопр.  психол. – 1956. – № 6.

■     Рок И. Введение в зрительное восприятие.: В 2 т. – М., 1980.

■     Рок И., Харрис Ч. Зрение и осязание. //Восприятие. Механизмы и модели. – М.: Мир, 1974.

■     Рубинштейн С. Л. Бытие и сознание. – М., 1957.

■     Рубинштейн С. Л.  О мышлении и путях его исследования.  – М.: Изд. АН СССР, 1958.

■     Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. – М., 1940.

■     Рубинштейн  С. Л.  Проблема деятельности и сознания в системе советской психологии.  //Ученые записки МГУ. Вып. 90. Психология. Движение и деятельность. – 1945.

■     Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии. – М.: Педагогика, 1973.

■     Сатпрем. Шри Ауробиндо, или путешествие сознания. – Спб., 1992.

■     Селиванов В. И. Психология волевой активности. – Рязань, 1974.

■     Селье Г. Стресс без дистресса. – М.: Прогресс, 1979.

■     Сеченов И. М.  О предметном мышлении с физиологической  точки зрения. //Иэбр. философ. и психол. произведения. – М., 1947.

■     Сеченов И. М. Элементы мысли. //Иэбр. философ. и психол. произведения. – М., 1947.

■     Симонов П. В. Мотивированный мозг. – М.: Наука, 1987.

■     Симонов  П. В.  Теория отражения и психофизиология эмоций.  – М., 1979.

■     Симонов П. В. Эмоциональный мозг. – М., 1981.

■     Смирнов С. Д. Общепсихологическая теория деятельности: перспективы и ограничения. //Вопросы психологии. – 1993. – № 4.

■     Соколова Е. Т. Самосознание и самооценка при аномалиях личности. – М., 1989.

■     Сорокун П. А. Формирование и развитие пространственных представлений у учащихся: Автореф. докт. дисс. – Л., 1968.

■     Сперлинг Дж.  Информация, получаемая при коротких зрительных предъявлениях. //Инженерная психология за рубежом. – М., 1967.

■     Стивенс С. С.  Экспериментальная психология.  – М.,  Изд. ИЛ, 1963.

■     Творчество и преодоление стереотипов. – СПб, 1994.

■     Теплов Б. М. Проблемы индивидуальных различий. – М., 1961.

■                                                                                                                          Теплов Б. М. Психология. – М.: Учпедгиз, 1946.

115.  Налимов В. В., Дрогалина Ж. А. Реальность нереального. Вероятностная модель бессознательного. – М., 1995.

116.  Небылицын В. Д.  Исследование взаимосвязи  между  чувствительностью и силой нервной системы. //Типологические особенности в нервной деятельности человека. – М.: Просвещение, 1969.

117.  Небылицын В. Д.  Основные свойства нервной системы человека. – М.: Просвещение, 1966.

118.  Небылицын В. Д. Психофизиологические исследования индивидуальных различий. – М.: Наука, 1976.

119.  Немов Р. С. Психология: В 2-х кн. – М.: Просвещение, 1994.

120.  Обуховский К.  Психология влечений человека.  – М.: Прогресс, 1972.

121.  Одаренные дети.  Пер.  с англ.  /Общ.  ред.  Г. В. Бурменской и В. М. Слуцкого. – М.: Прогресс, 1991.

122.  Осгуд Ч.  Перцептивная организация. //Хрестоматия по ощущению и восприятию. /Под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер, М. Б. Михалевской. – М.: МГУ, 1975.

123.  Пенфилд У.,  Джаспер Т.  Эпилепсия и функциональная  анатомия головного мозга. – М., 1958.

124.  Пиаже Ж. Избранные психологические труды. Психология интеллекта. – М., 1969.

125.  Пиаже Ж. Психология интеллекта. //Избр. психол. труды. – М., 1969.

126.  Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. – М.-Л., 1932.

127.  Пиаже Ж.  Роль действия в формировании мышления. //Вопр. психол. – 1966. – № 5.

128.  Пиаже Ж.,  Инельдер Б. Генезис элементарных логических структур. – М., 1963.

129.  Пирьов Г. Д. Экспериментальная психология. – София, 1968.

130.  Платонов К. К. О системе психологии. – М.: Мысль, 1972.

131.  Платонов  К. К.  Система психологии и теория отражения.  – М.: Наука, 1982.

132.  Платонов К. К. Проблемы способностей. – М.: Наука, 1972.

133.  Поварнин Н. И.  Внимание и его роль в  простейших  психических процессах.

134.  Поддьяков Н. Н. Мышление дошкольника. – М., 1977.

135.  Познавательные процессы и способности в обучении. – М., 1990.

136.  Практикум по общей психологии. /Под ред. А. И. Щербакова. – М.: Просвещение, 1979.

Психодиагностические методы (в комплексном лонгитюдном исследовании студентов). – Л.: ЛГУ, 1976.


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10