рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Реферат: Общая психология рефераты

32.  Вилюнас В. К.  Психология эмоциональных явлений.  –  М.:  МГУ, 1976.

33.  Вудвортс Р.  Этапы творческого мышления. //Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления. – М.: МГУ, 1981.

34.  Выготский Л. С.  История развития высших психических  функций. //Собр. соч. в 6-ти т. – М., 1984.

35.  Выготский Л. С.  Мышление и речь. //Избр. психолог. исследования. – М.: Изд. АПН РСФСР, 1956.

36.  Выготский Л. С.  Развитие высших психических  функций.  –  М., 1960.

37.  Гальперин П. Я. Введение в психологию. – М.: МГУ, 1976.

38.  Гальперин П. Я. Развитие исследований по формированию умственных действий. //Психологическая наука в СССР. – М., 1959.

39.  Гальперин П. Я.,  Кабыльницкая С. Л. Экспериментальное формирование внимания. – М., 1974.

40.  Ганзен В. А. Системные описания в психологии. – Л.: ЛГУ, 1984.

Гибсон Дж.  Экологический подход к зрительному восприятию. – М., 1988.                 можно исследовать процессы научения, образования новых форм поведения, не вникая в его физиологические механизмы.

Американский психолог Дж. Уотсон на основании исследований И. П. Павлова сделал вывод, что сознание не играет никакой роли в научении. Ему нет места в психологии. Новые формы поведения следует рассматривать как условные рефлексы. В основе их лежит несколько врожденных, или безусловных, рефлексов. Уотсон и его сотрудники предложили теорию научения посредством проб и ошибок. В дальнейшем стало очевидно, что в промежутке между действием стимула и поведенческими реакциями происходит какая-то активная переработка поступающей информации, что это процессы, без учета которых не удается объяснить реакцию животного или человека на наличные стимулы. Так возникает необихевиоризм с его важнейшим понятием "привходящих, или промежуточных, переменных".

Бессознательное как предмет психологии

Согласно учению З. Фрейда, действия человека управляются глубинными побуждениями, ускользающими от ясного сознания. Эти глубинные побуждения и должны быть предметом психологической науки. Фрейд создал метод психоанализа, с помощью которого можно исследовать глубинные побуждения человека и управлять ими. Основой психоаналитического метода является анализ свободных ассоциаций, сновидений, описок, оговорок и т.д. Корни поведения человека – в его детстве. Основополагающая роль в процессе формирования, развития человека отводится сексуальным инстинктам и влечениям.

Ученик Фрейда А. Адлер считал, что в основе поведения каждой личности лежат не сексуальные влечения, а очень сильное чувство неполноценности, возникающее в детстве, когда сильна зависимость ребенка от родителей, от окружения.

В неофрейдистской концепции К. Хорни поведение определяется внутренне присущим каждому человеку "основным беспокойством" (или "базальной тревогой"), лежащим в основе внутриличностных конфликтов. Особое внимание Хорни обращает на противоречие между потребностями отдельного человека и возможностями их удовлетворения в существующей культуре. К. Г. Юнг считал, что психика формируется не только под влиянием конфликтов раннего детства, но наследует также образы предков, пришедшие из глубины веков. Поэтому необходимо при исследовании психики учитывать также понятие "коллективного бессознательного".

Процессы переработки информации
и результаты этих процессов как предмет психологии

Теории когнитивного направления акцентируют внимание на том, что знания человека не сводятся к простой сумме информации, получаемой мозгом из внешней среды или имеющейся в нем с момента рождения.

Гештальт-психология подчеркивает исходную запрограмированность определенных внутренних структур и их влияние на перцептивные и когнитивные процессы.

Конструктивисты полагают, что наследственно детерминированные интеллектуальные функции создают возможность для постепенного построения интеллекта в результате активных воздействий человека на среду.

Собственно когнитивная психология пытается выяснить способы совершенствования мыслительных процессов и других процессов переработки информации.

Личный опыт человека как предмет психологии

Гуманистическая психология отходит от научной психологии, отводя главную роль личному опыту человека. Человек, по мнению гуманистических психологов, способен к самооценке и может самостоятельно находить путь к развитию своей личности (самоактуализации). Субъективность этого подхода затрудняет установление разницы между мнением человека о себе и тем, что он есть на самом деле. Идеи этого подхода оказались полезными для психологической практики, но ничего не внесли в теорию психологии. Более того, предмет исследования в рамках этого направления почти исчез.

Развитие взглядов на предмет психологии
отечественных авторов

В начальный период становления советской психологии вопрос о ее предмете не привлекал особого внимания. После 1 Всесоюзного съезда по изучению поведения человека (1930 г.) в советской психологии установилось разъяснение предмета психологии в виде указания на хорошо знакомые каждому человеку по его собственному опыту                  

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ

1.         Адамар Ж. Исследование психологии процесса изобретения в области математики. – М., 1970.

2.         Ананьев Б. Г.  К постановке проблемы развития детского самосознания. //Избр. психол. труды. – М.: Педагогика, 1980.

3.         Ананьев  Б. Г.  О проблемах современного человекознания.  – М.: Наука, 1977.

4.         Ананьев Б. Г.  Проблема формирования характера. //Избр. психол. труды. – М.: Педагогика, 1980.

5.         Ананьев Б. Г.  Психология чувственного познания. – М.: Изд. АПН РСФСР, 1960.

6.         Ананьев Б. Г. Теория ощущений. – Л.: ЛГУ, 1961.

7.         Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. – Л.: ЛГУ, 1969.

8.         Ананьев Б. Г.,  Дворяшина М. Д.,  Кудрявцева Н. А. Индивидуальное развитие человека и константность восприятия. – М.: Просвещение, 1986.

9.         Анастази А. Психологическое тестирование. – Кн. 2, М., 1982.

10.       Анцыферова Л. И. Принцип связи психики и деятельности и методология психологии. //Методологические и теоретические проблемы психологии. /Под ред. Е. В. Шороховой. – М.: Наука, 1969.

11.       Арнхейм Р. Новые очерки по психологии искусства. – М., 1994.

12.       Арнхейм Р.  Образ и мысль. //Зрительные образы. Феноменология и эксперимент. – Душанбе, 1971.

13.       Арсеньев А. С. Размышления о работе С. Л. Рубинштейна "Человек и мир". //Вопросы философии.   – 1993. – №5.

14.       Асмолов А. Г. Принципы организации памяти человека. Системно-деятельностный подход к изучению познавательных процессов. – М., 1985.

15.       Асмолов А. Г. Психология личности. – М., 1990.

16.        Бауэр Г. Зрительный мир грудного ребенка. //Восприятие. Механизмы и модели. – М.: Мир, 1974.

17.        ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ

1.         О соотношении сознания и бессознательного в психике человека.

2.         Психические процессы: их взаимосвязь и взаимовлияние.

3.         Обзор представлений о побудительных силах поведения человека.

4.         Поведение и деятельность.

5.         Психические процессы, свойства, состояния.

6.         Познавательная деятельность человека.

7.         Эмоциональная жизнь человека.

8.         Способности. Одаренность. Талант.

9.         Воля и эмоции в обыденной жизни.

10.       Что такое психика.

11.       Темперамент и характер.

12.       О соотношении чувственного и рационального в познании.

13.       Что такое сознание.

14.       Мотивы познавательной деятельности.

15.       Мотивационная сфера личности.

16.       Мое понимание личности.

17.       Структура основных психологических понятий.

18.       Творческое мышление.

19.       Роль памяти и внимания в жизни человека.

20.       Особенности развития детского мышления.

21.       Структура мыслительной деятельности.

22.       Перцептивные образы, их особенности.

23.       Ощущения, их характеристика.

24.       Сравнительный анализ образов ощущений и восприятия.

25.       Первичные образы, их роль в жизни человека.

26.       Представление и воображение. Фантазия.

27.       Что такое интеллект.

Что такое установка.                        "наши ощущения, чувства, представления, мысли"1

По мнению П. Я. Гальперина, предметом психологии является ориентировочная деятельность. При этом в данное понятие включаются не только познавательные формы психической деятельности, но и потребности, чувства, воля. "Предмет психологии должен быть решительно ограничен. Психология не может и не должна изучать всю психическую деятельность и все стороны каждой из ее форм. Другие науки не менее психологии имеют право на их изучение. Претензии психологии оправданы лишь в том смысле, что процесс ориентировки составляет главную сторону каждой формы психической деятельности и всей психической жизни в целом: что именно эта функция оправдывает все другие ее стороны, которые поэтому практически подчинены этой функции 1

К. К. Платонов считает предметом психологии психические явления1 Это очень общее определение предмета психологии при его конкретизации не противоречит выше указанному подходу.

Выводы

Анализируя развитие взглядов на предмет психологии, можно сделать следующие выводы:

1.     В каждом из возникающих направлений подчеркивался какой-либо один из необходимых аспектов исследования. Поэтому можно утверждать, что все школы, направления психологии внесли свой вклад в формирование ее предмета.

2.     В настоящее время представляется целесообразным эклектическое объединение "рациональных зерен", содержащихся в разных теоретических направлениях, и их обобщение.

3.     В итоге можно считать, что предметом психологии являются психические процессы, свойства, состояния человека и закономерности его поведения. Существенным моментом при этом оказывается рассмотрение порождения сознания, его функционирования, развития и связи с поведением и деятельностью.

[1] Теплов Б. М. Психология. – М.: Учпедгиз, 1946. C. 3.

[1] Гальперин П. Я.,  Кабыльницкая С. Л. Экспериментальное формирование внимания. – М., 1974. С. 96.

[1] Платонов К. К. О системе психологии. – М.: Мысль, 1972. С.29.

Литература:

1.         Гальперин П. Я. Введение в психологию. – М.: МГУ, 1976.

2.         Годфруа Ж. Что такое психология.: В 2 т. – М.: Мир, 1992.

3.         Леонтьев А. Н.  Деятельность.  Сознание.  Личность. – М.: МГУ, 1975.

4.         Платонов К. К. О системе психологии. – М.: Мысль, 1972.

5.         Робер М. А.,  Тильман Ф.  Психология индивида и группы. – М.: Прогресс, 1988.

6.         Фейдимен Дж.,  Фрейгер Р. Личность и личностный рост. – Служебный перевод.

7.         Ярошевский М. Г. История психологии. – М.: Мысль, 1976.

Структура и функции психики

Основными функциями психики являются отражение и регулирование.

Эти функции взаимосвязаны и взаимообусловлены: отражение регулируется, а регулирование основано на информации, полученной в процессе отражения. "Единство психики как системы выражается в общей ее функции: являясь субъективным отражением объективной действительности, она выполняет функцию регуляции поведения"

Тесная взаимосвязь указанных функций обеспечивает целостность психики в норме, единство всех психических проявлений, интеграцию всей внутренней психической жизни. Эти же функции обеспечивают и непрерывное взаимодействие, взаимосвязь, интеграцию человека с окружающей средой. Человек – активная система, и в окружающем его мире также много активных объектов. Поэтому следует различать активное и реактивное отражение, активное и реактивное регулирование.

Тогда функциональная структура психики человека в общенаучных категориях выглядит так:

                            Литература по курсу

1.         Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. – Л., 1968.

2.         Брунер Дж. Психология познания. – М., 1977.

3.         Выготский Л. С. Исторический смысл психологического кризиса. Собр. соч. в 6 томах. – Т.1, М., 1982.

4.         Выготский Л. С. Мышление и речь. Собр. соч. в 6 томах. – Т. 2, М., 1982.

5.         Гилфорд Дж. Три стороны интеллекта. Психология мышления. – М., 1965.

6.         Годфруа Ж. Что такое психология. В 2-х т. – М.: Мир, 1992.

7.         Гостев А. А. Образная сфера человека. – М., 1992.

8.         Грановская Р. М. Элементы практической психологии. – Л.: ЛГУ, 1984.

9.         Гроф С. За пределами мозга. – М., 1993.

10.       Изард К. Эмоции человека. – М., 1980.

11.       Кречмер Э. Строение тела и характер. – М., 1924.

12.       Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. – М., 1975.

13.       Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М., 1969.

14.       Лурия А. Р. Язык и сознание. – М., 1979.

15.       Очерк теории темперамента. – Пермь, 1973.

16.       Пиаже Ж. Избранные психологические труды. – М., 1969.

17.       Платонов К. К. Система психологии и теории отражения. – М., 1982.

18.       Психология эмоций. Тексты. /Под ред. В. К. Вилюнаса, Ю. Б. Гиппенрейтер. – М., 1984.

19.       Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. (Любое издание).

20.       Сеченов И. М. Элементы мысли. – М., 1935.

21.       Симонов П. В. Теория отражения и психофизиология эмоций.- М., 1961.

22.       Теплов Б. М. Проблемы индивидуальных различий. – М., 1961.

23.       Фейдимен Дж., Фрейгер Р. Личность и личностный рост. – Служебный перевод.

24.       Хрестоматия по вниманию. /Под ред. А. Н. Леонтьева и др. – М.: МГУ, 1976.

25.       Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления. – М.: МГУ, 1981.

26.       Хрестоматия по ощущению и восприятию. /Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, М. Б. Михалевской. – М.: МГУ, 1975.

27.        Юнг К. Психологические типы. – М., 1928.

Характер формируется на основе темперамента под влиянием условий жизни. В характере черты темперамента содержатся в преобразованном виде. Они поняты и приняты либо не приняты человеком. Особое значение для формирования характера имеют первые годы жизни человека (см. З. Фрейд, А. Адлер, К. Хорни, Б. Г. Ананьев).

Структура характера

В структуре характера разные авторы выделяют различные свойства.

Так, Б. Г. Ананьев считает характер выражением и условием цельности личности и к основным его свойствам относит направленность, привычки, коммуникативные свойства, эмоционально-динамические проявления, сформированные на основе темперамента.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10