рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Реферат: Общая психология рефераты

Важнейшей характеристикой мыслительного процесса является обратимость мыслительных операций. Мышление как процесс представляет собой непрерывный обратимый перевод информации с языка образов на язык символов. См.:

1.         Веккер Л. М. Психические процессы: В 3-х т. – Т. 2, Л.: ЛГУ, 1974-1981.

2.         Пиаже Ж. Психология интеллекта. //Избр. психол. труды. – М., 1969.

3.         Пиаже Ж.  Роль действия в формировании мышления. //Вопр. психол. – 1966. – № 5.

Характеристики мысли
как результата мыслительного процесса

Отдельной структурной единицей мысли является суждение. Речевым эквивалентом мысли служит трехчленное предложение, состоящее из подлежащего, сказуемого и связки. См.:

1.         Веккер Л. М. Психические процессы: В 3-х т. – Т. 2, Л.: ЛГУ, 1974-1981. С. 28-85.

2.         Сеченов И. М.  О предметном мышлении с физиологической  точки зрения. //Иэбр. философ. и психол. произведения. – М., 1947.

3.         Сеченов И. М. Элементы мысли. //Иэбр. философ. и психол. произведения. – М., 1947.

                                Главная функция самосознания – сделать доступными для человека мотивы и результаты его поступков и дать возможность понять, каков он есть на самом деле, оценить себя. Если оценка окажется неудовлетворительной, человек может заняться либо самосовершенствованием, либо при помощи защитных механизмов устранить из сознания эти неприятные сведения.

Литература:

1.         Ананьев Б. Г.  К постановке проблемы развития детского самосознания. //Избр. психол. труды. – М.: Педагогика, 1980.

2.         Зинченко В. П., Моргунов Е. Б. Человек развивающийся. Очерки российской психологии. – М., 1994.

3.         Соколова Е. Т. Самосознание и самооценка при аномалиях личности. – М., 1989.

4.         Чеснокова  И. И.  Проблема  самосознания в психологии.  – М., 1977.

Сознание и бессознательное

В зоне ясного сознания находят свое отражение лишь очень немногие сигналы из внутренней и внешней среды.Осознаются в данный момент времени те объекты, которые создают препятствия для нормального продолжения регулирования поведения или в силу других причин являются значимыми для человека. Возникшие затруднения или значимые раздражители привлекают внимание и, таким образом, осознаются. После нахождения нового способа регулирования или решения затруднительной ситуации управление снова передается подсознанию.

Таким образом, к сфере подсознания относятся так называемые вторичные автоматизмы (ходьба, бег, профессиональные навыки и т.д.). В сферу подсознания входят также психические явления, имеющие субъективный компонент, еще не ставший сознанием (психика младенцев, просоночное состояние взрослого, послеобморочное состояние и т.д.). Наиболее интересна та часть сферы подсознания, которая разработана в учении З. Фрейда. Фрейд считает, что бессознательное – это не столько те процессы, на которые не направляется внимание, сколько переживания, подавляемые сознанием, такие, против которых сознание воздвигает мощные барьеры.

Еще один вариант структуры сознания предлагается Ф. Е. Василюком.

Литература:

1.      Анцыферова Л. И. Принцип связи психики и деятельности и методология психологии. //Методологические и теоретические проблемы психологии. /Под ред. Е. В.Шороховой. – М.: Наука, 1969.

2.      Леонтьев А. Н.  Деятельность.  Сознание.  Личность. – М.: МГУ, 1975.

Сознание и самосознание

Самосознание, по мнению И. М. Сеченова, это отражение акта собственного сознания. Самосознание позволяет человеку не только отражать внешний мир, но, выделив себя в этом мире, познавать свой внутренний мир, переживать его и определенным образом относиться к себе.

Осознание себя в качестве некоего устойчивого объекта предполагает внутреннюю целостность, постоянство личности, которая независимо от меняющихся ситуаций способна оставаться сама собой.

Самосознание формируется в процессе взаимодействия с другими людьми и связано с оцениванием себя, зависящим от успешности деятельности человека.

                                Стадии развития мышления

В становлении мышления выделяются две стадии:

1)      допонятийное мышление;

2)      понятийное мышление.

Одновременно со становлением понятий происходит развитие операций мышления. Для допонятийного мышления характерна своя логика и организация. См.:

1.         Выготский Л. С.  Мышление и речь. //Избр. психолог. исследования. – М.: Изд. АПН РСФСР, 1956.

2.         Пенфилд У.,  Джаспер Т.  Эпилепсия и функциональная  анатомия головного мозга. – М., 1958.

Виды мышления

Разница между теоретическим и практическим видами мышления, по мнению Б. М. Теплова, состоит лишь в том, что "они по разному связаны с практикой… Работа практического мышления в основном направлена на разрешение частных конкретных задач…, тогда как работа теоретического мышления направлена в основном на нахождение общих закономерностей"

Подробнее о видах мышления см.:

1.         Брушлинский А. В. Продуктивное мышление и проблемное обучение. – М., 1983.

2.         Зак А. З. Развитие теоретического мышления у младших школьников. – М., 1984.

3.         Поддьяков Н. Н. Мышление дошкольника. – М., 1977.

4.         Тихомиров О. К. Психология мышления. – М., 1984.

5.          Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления. – М., 1981. С. 87-152.

Творческое мышление

По мнению Дж. Гилфорда, творческое мышление характеризуется четырьмя особенностями:

1.     Оригинальность, нетривиальность, необычность высказываемых идей, ярко выраженное стремление к интеллектуальной новизне.

2.     Семантическая гибкость, то есть способность видеть объект под новым углом зрения, обнаруживать его новое использование, расширять функциональное применение на практике.

3.     Образная адаптивная гибкость, то есть способность изменить восприятие объекта таким образом, чтобы видеть его новые, скрытые от наблюдения стороны.

4.     Семантическая спонтанная гибкость, то есть способность продуцировать разнообразные идеи в неопределенной ситуации, в частности, в такой, которая не содержит ориентиров для этих идей.

Препятствия на пути творческого мышления

1.     Склонность к конформизму (желание быть похожим на других).

2.     Внутренняя цензура (вызванная боязнью оказаться смешным, глупым, экстравагантным, а также боязнью возмездия со стороны других).

3.     Ригидность как приверженность старым знаниям и идеям, переоценка их значимости.

4.     Желание найти ответ немедленно.

Подробнее см.:

1.         Линдсей Г., Холл К., Томпсон Р. Творческое и критическое мышление. // Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления. – М., 1981.

Исследование творческого мышления в психологии ведется в четырех направлениях:

■     исследование процесса творческого мышления;

изучение продуктов творчества;                  Равновесность и гармония между ее компонентами непрерывно нарушается открытостью превращенной формы к среде, к влиянию других форм. Отсюда кризисы, взрывы, катастрофы (часто очистительные) в жизни человека, в его сознании и деятельности. На психологическом языке это чаще звучит как аффекты, драмы, трагедии. Даже когда равновесие сохраняется, оно не статично, оно не обладает устойчивостью, нарушается, имеет динамический характер… Наконец, каждая из превращенных форм имеет свои собственные законы развития, в том числе и спонтанного. Источником развития является гетерогенность как исходных натуральных форм (например, живого движения), так и возникающих на их основе превращенных форм. Понимание психического развития и развития человека как порождение превращенных форм – вызов современной психологии со стороны философии культуры и цивилизации"

О спонтанности сознания см.:

1.      Мамардашвили М. К. Как я понимаю философию. – М., 1980.

2.      Мамардашвили М. К. Сознание как философская проблема. //Вопросы философии – 1990. – № 10.

3.      Налимов В. В. Спонтанность сознания. – М., 1980.

Структура сознания

Л. Фейербах выдвинул идею о существовании сознания для сознания и сознания для бытия. Эта идея развивалась Л.С. Выготским.

А. Н. Леонтьев выделял три составляющих в структуре сознания:

■     чувственную ткань образа;

■     значение;

■     смысл.

В. П. Зинченко добавляет еще один компонент в эту структуру: биодинамическую ткань движения и действия. Тогда можно представить себе структуру сознания схематично следующим образом:

■     рефлексивная;

■     духовная;

Литература:

1.      Платонов К. К. О системе психологии. – М.: Мысль, 1972.

2.         Рубинштейн С. Л. Бытие и сознание. – М., 1957.

Принцип единства
сознания и деятельности

Принцип единства сознания и деятельности является одним из основополагающих принципов советской психологии. Впервые он был сформулирован С. Л. Рубинштейном в 1933 году: "...Психические свойства личности и ее поведение, сознание и деятельность человека включаются как звенья, как стороны в единый процесс, в котором причина и следствие непрерывно меняются местами. Таков для нас подлинный смысл положения о единстве сознания и деятельности".

В дальнейшем эта проблема разрабатывалась в трудах А. Н. Леонтьева, А. В. Запорожца, Б. Г. Ананьева и др. Согласно их исследованиям и выводам, психика и сознание представляют собой побудительную, регулирующую, ориентирующую и контролирующую часть деятельности; сама же деятельность есть единство двух компонентов психического: отражательно-побудительного (внутреннего) и исполнительного (внешнего).

В. П. Зинченко и Е. Б. Моргунов дают иную картину сложных взаимоотношений между сознанием и деятельностью: "Живое движение порождает действие, действие порождает самосознание, самосознание порождает деятельность, деятельность порождает сознание, сознание порождает свободное действие, свободное действие порождает личность, личность порождает новые виды деятельности, расширяет собственно сознание… В любом случае, когда превращенные формы входят в другие более широкие широкие структуры или выступают автономно, между ними имеются живые противоречия, выступающие одновременно и как точки роста, и как движущие силы развития. Их единство – это лишь моменты в их бытии. С этой точки зрения сколько-нибудь длительное единство сознания и деятельности – это смерть того и другого. Мы уже не говорим о том, что каждая из превращенных форм имеет и собственное сложное строение.

■                             изучение креативности как способности;

■     исследование особенностей творческих личностей.

Литература:

1.         Арнхейм Р. Новые очерки по психологии искусства. – М., 1994.

2.         Боно Э. Рождение новой идеи. О нешаблонности мышления. – М., 1976.

3.         Вертгеймер М. Продуктивное мышление. – М., 1987.

4.         Выготский Л. С.  Мышление и речь. //Избр. психолог. исследова-ния. – М.: Изд. АПН РСФСР, 1956.

5.         Лук А. Н. Аналитический обзор рефератов по творчеству. –

6.         Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. – М.-Л., 1932.

7.         Пиаже Ж.,  Инельдер Б. Генезис элементарных логических струк-тур. – М., 1963.

8.         Творчество и преодоление стереотипов. – СПб, 1994.

9.         Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления. – М., 1981.

Память

Память – это интегральная следовая форма отражения. Память лежит в основе любого психического процесса. Память является одной из основных форм организации психической жизни.

Один из видов памяти был рассмотрен выше (см. II.3.).

По длительности сохранения информации выделяются следующие уровни (стадии) памяти:

1.     Мгновенная память связана с инерционностью органов чувств. Эта память не поддается произвольному управлению. Образ в мгновенной памяти не обладает константностью – это образ ощущения, а не восприятия. Мгновенная память обеспечивает слитное восприятие мира. См.:

Зинченко В. П., Величковский Б. М., Вучетич Г. Г. Функциональная структура зрительной памяти. – М., 1980.

Сперлинг Дж.  Информация, получаемая при коротких зрительных предъявлениях. //Инженерная психология за рубежом. – М., 1967.

              2  .Кратковременная память. Здесь сохраняется информация, к  которой привлечено внимание. Информация сохраняется не в неизменном виде – она обрабатывается и интерпретируется. Для кратковременной памяти возможно произвольное управление с помощью повторения или символизации. Объем кратковременной памяти равен 7 ± 2 единиц (Г. Эббингауз, 1885). См.:

Грановская Р. М.  Элементы практической психологии. – Л.: ЛГУ, 1984. С. 75-81.

Грановская Р. М., Березная И. Я. Взаимодействие кратковременной и долговременной памяти при зрительном опознании.  //Труды Всесоюзного съезда психологов. – М., 1983.

3.          Промежуточная (буферная) память – промежуточная инстанция между кратковременной и долговременной памятью. Здесь информация сохраняется до возможности перевести ее в долговременную память. Очищение буферной памяти и категоризация информации, накопленной за день, происходит во время сна. См.:

Грановская Р. М. Восприятие и модели памяти. – Л., 1974.

Латаш Л. П.,  Манов Г. А. Связь дельта-сна и физического компонента "быстрого сна" с сохранением и воспроизведением заученного перед сном словесного материала. //Физиология человека. – 1975. – № 2.

4.         Долговременная память не ограничена по объему и времени сохранения информации. Но не всегда информация может быть вовремя извлечена. Доступность информации определяется организацией хранения. Имеется два типа хранения информации в долговременной памяти: с произвольным доступом к информации (информация непрерывно преобразуется) и без произвольного доступа (информация хранится в неизменном виде).

Скорость извлечения информации из долговременной памяти зависит от следующих факторов:

■     величины класса (количества альтернатив, из которых производится выбор);

■     ценности информации;

■     установки человека;

■     логической категоризации.

■     Факторы, определяющие сохранение информации в долговременной памяти:

■     привычность материала;

■     контекст;

■     принцип специфичности кодирования;

■     мотивация;     углубление в изучаемый материал

■     .

                                Свойства сознания

С. Л. Рубинштейн выделяет следующие свойства сознания:

■     построение отношений;

■     познание;

■     переживание.

Каждый акт сознания редко может быть либо только познанием, либо только переживанием, либо только отношением; чаще он включает эти три компонента. Однако степень выраженности каждого из этих компонентов весьма различна. Поэтому каждый акт сознания можно рассматривать как точку в системе координат этих трех важнейших психологических категорий. См.: Рубинштейн С. Л. Бытие и сознание. – М., 1957.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10