Ответы на билеты по курсу "национальная безопастность"
Теория
стимулирования эк. роста. Важнейший фактор - объем инвестиций. Основная
цель роста гос. расходов -увеличение эффективного спроса со стороны самого
гос-ва и создание благоприятных условий для частных капиталовложений. Важнейшее
направление - научные исследования, образование, здравоохранение. Принцип
мультапликацни- цепная реакция: отрасли получают первоначальный толчок, это
способствует расширению сырьевых отраслей и смежных производств, ведет к росту
занятости, повышению спроса на потребительские товары, в конечном счете рост
нац. дохода.
3. Институциональная
теория (Ф.Перу, Я. Тинберген, Г, Мюрдаль). Теория индикативного
планирования - идея согласованного хозяйства (план рекомендательный,
указывающий). При этом свобода выбора в принятии решения, сохраняется
конкуренция, возможность конфликтов, отсутствие ответственности за
невыполнение:
- прогнозирование;
составление программ; определение средств реализации плана (кредиты, субсидии, налоговые
льготы); выработка эк., политич., администр. мер; механизм реализации):
перманентная корректировка планов. После 2 Миров, войны планы составляли Все
страны Европы, Япония.
Теория
Французскского государственного дирижизма. Для преодоления
отставания и конкурентноспособности на мировом рынке - более заметное
воздействие гос-ва на экономику. В стране сложился значительный гос. сектор.
Привилегированными точками применения силы стали тяжелая пром-тъ, химическая,
нефтепереработка, общее машиностроение. России в 90-е годы больше бы подошел
фр. дирижизм и теория стимулирования производства, но в моде была теория
монетаризма, которая так и не прижилась.
2.
Закон о безопасности - теоретическая и
правовая база системы нацио
нальной безопасности.
Настоящий Закон «О
безопасности» принятый 05.03.1992 г.№2446-1 закрепляет правовые основы
обеспечения безопасности личности, общества и государства, определяет систему
безопасности и ее функции, устанавливает порядок организации и финансирования
органов обеспечения безопасности, а также контроля и надзора за законностью их
деятельности.
Раздел 1, Общие
положения раскрывают: Понятие безопасности и ее объекты
Безопасность - состояние
защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от
внутренних и внешних угроз.
Жизненно важные
интересы - совокупность потребностей, удовлетворение которых надежно
обеспечивает существование и возможности прогрессивного развития личности,
общества и государства.
К основным
объектам безопасности относятся: личность - ее права и свободы,
общество - его материальные и духовные ценности; государство - его
конституционный строй, суверенитет и территориальная целостность.
Субъекты обеспечения
безопасности — государство (через органы законодательной, исполнительной
и судебной властей), граждане, общественные и иные организации и объединения.
Угроза
безопасности - совокупность условий и факторов, создающих опасность жизненно
важным интересам личности, общества и государства.
Реальная и
потенциальная угроза объектам безопасности, исходящая от внутренних я внешних
источников опасности, определяет содержание деятельности по обеспечению
внутренней и внешней безопасности.
Обеспечение
безопасности - достигается проведением единой государственной политики в
области обеспечения безопасности, системой мер экономического, политического,
организационного и иного характера, адекватных угрозам жизненно важным
интересам" личности, общества и государства.
Принципы обеспечения
безопасности (законность; соблюдение баланса жизненно важных интересов
личности, общества и государства; взаимная ответственность личности, общества и
государства по обеспечению безопасности; интеграция с международными системами
безопасности).
Законодательные основы
обеспечения безопасности
Соблюдение прав и
свобод граждан при обеспечении безопасности законодательством.
Систему безопасности
образуют органы законодательной, исполнительной и судебной властей,
государственные, общественные и иные организации и объединения, граждане,
принимающие участие в обеспечении безопасности в соответствии с законом, а
также законодательство, регламентирующее отношения в сфере безопасности
Определяет основные
функции системы безопасности.
Разграничение
полномочий органов власти в системе безопасности
Руководство
государственными органами обеспечения безопасности
Статус Совета
безопасности Российской Федерации, его состав Федерации и порядок его
формирования, основные задачи, порядок принятия решений, межведомственные
комиссии.
Раздел IV.
Финансирование деятельности по обеспечению безопасности (в зависимости
от содержания и масштабов программ, характера чрезвычайных ситуаций и их
последствий) осуществляется за счет средств республиканского бюджета РФ,
бюджетов республик в составе РФ, краев и областей, автономной области,
автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга, а также внебюджетных
средств.
Раздел V. Контроль и надзор
за деятельностью по обеспечению безопасности
Органы государственной
власти и управления Российской Федерации в пределах своей компетенции
осуществляют контроль за деятельностью министерств и ведомств, предприятий,
учреждений и организаций по обеспечению безопасности.
Надзор за законностью
деятельности органов обеспечения безопасности осуществляет Генеральный прокурор
РФ и подчиненные ему прокуроры.
Билет №20
1.
Экономические функции государства в рыночной
экономике.
Экономические
функции (ЭФ) гос-ва зависят от многих факторов, условий и
целей государственного вмешательства в экономику каждой страны (типа
экономической системы, цели развития экономики данной страны, экономического
потенциала и системы отношений собственности, степени развития рыночных
отношений и т.д.
Причины для
государственного вмешательства в экономику: - отсутствие в реальности
совершенной конкуренции, - недоступность для рыночных субъектов всей информации,
- неспособность рынка достичь полного равновесия, - необходимость общественного
перераспределения благ в соответствии с факторами неподвластными рынку, -
неразвитость некоторых видов рынков (страхового), - наличие внешних факторов,
требующих компенсационных действий (защита окружающей среды, ликвидация
катастроф, стихийных бедствий), -существование сфер, связанных с потреблением
общественных благ (оборона, фундаментальная наука).
Национальные
особенности экономических отношений образуют разнообразные модели
(североамериканская, германская, японская и др.), что также определяет набор
экономических функций государства, формы реализации их реализации.
Примером особенности
формирования системы экономических функций государств служит и Россия.
Специфика развития российской экономики, связанная со сменой экономической
системы, переход от централизованно регулируемой экономики к становлению и
развитию рыночных отношений, от государственной формы собственности и к ее
многообразию и др. обусловила появл. новых факторов, определяющих ЭФ
государства
Можно выделить
следующие экономические функции государства
1-я группа ЭФ обеспечивающие
рыночный механизм хозяйствования
- создание
условий для развития и упрочнение рыночных отношений, рыночной
инфраструктуры, поддержание малого и среднего бизнеса,
- антимонопольное
регулирование и развитие конкуренции,
2-я группа ЭФ связана с
обеспечением стабильного экономического развития, экономического равновесия:
- правовое
обеспечение функционирования смешанной экономики, определяющих условия
хозяйствования,
- проведение
политики макроэкономической стабилизации,
- рациональное
перераспределение ресурсов и доходов на федеральном и региональном уровне,
например, перераспределение доходов в обществе (в том числе для обеспечения его
стабильности, устойчивости).
- наращивание
национального интеллектуального потенциала,
- обеспечение
условий развития регионов страны. Проведение региональной экономической и
социальной политики, отвечающей коренным интересам страны в целом и населения
ее территорий, - обеспечение национальных интересов в мировом хозяйстве,
- охрана окружающей
среды, управление государственной собственностью.
3-я группа ЭФ, связанные
с решением социальных задач и проблем:
- организация
производства общественных товаров и услуг, которые призваны удовлетворять
коллективные потребности (дороги, коммуникации, поддержку науки, образования и
т.д.), - обеспечение функционирования социальной сферы, механизма социальной
защиты населения,
поддержка оптимального
уровня занятости, минимизация безработицы.
Практическая реализация
функций гос-ва зависит от необходимости и степени государственного
вмешательства, от реальных экономических возможностей гос-ва. Государственное
воздействие на социально-экономические процессы осуществляется и
законодательными актами, и правительственными решениями, многое будет зависеть
от того, как будут выполняться законы b др.
Конкретизация функций
государства осуществляется каждой страной в зависимости от национальных
особенностей, этапа ее развития и в соответствии с избранной политикой.
Особенно специфичен
набор государственных функций в странах с переходной экономикой, к которым
относится Россия.
2.
Национальная безопасность РФ: основные понятия, сущность.
Нац. безопасность
(НБ) - защищенность жизненно важных интересов личности, общества и
государства во всех сферах их жизнедеятельности от внутренних и внешних
опасностей и угроз, характеризующееся таким положением страны, при котором
обеспечивается ее целостность и внутренняя стабильность, суверенное и
прогрессивное развитие, возможность выступать самостоятельным и полноправным
объектом международных отношений.
НБ - система знаний
о национальных интересах и угрозах этим интересам.
Жизненно важные
интересы (ЖВИ) - совокупность потребностей,
удовлетворение которых надежно обеспечивает существование и возможности
развития личности, общества, государства.
Угроза - совокупность
условий и факторов, создающая опасность ЖВИ личности, общества, государства.
Угрозы бывают: потенциальные, реальные, мнимые. Внутренние и внешние.
Интерес - осознанная
потребность.
Национальный
интерес - совокупность ЖВИ личности, общества,
государства.
Нация (по Прохожеву
А.А.) - общность, принадлежащая к определенному государству, состоящая из 3-х
компонентов: личности, общества, и самого государства как совокупности
институтов управления.
Безопасность - состояние и
мера защищенности субъекта от угроз, вреда, ущерба и зла.
Главные
составные части НБ - 1)безопасность личности (Личность - устойчивая
система социально значимых черт, характеризующих индивида как члена общества
или общности) состоит в формировании комплекса правовых и нравственных норм,
общественных институтов и организаций, которые позволили бы ей развивать и
реализовывать социально значимые способности и потребности, не испытывая
противодействия государства и общества. 2) безопасность общества (Общество -
совокупность социальных связей и отношений людей) предполагает наличие
общественных институтов, норм, развитых форм общественного сознания,
позволяющих реализовать права и свободы всех групп населения и противостоять
действиям, ведущим к расколу общества (в том числе со стороны государства). 3)
безопасность государства (Государство - форма политической организации
общества) достигается наличием механизма управления и координации деятельности
политических сил и общественных групп, а также действенных институтов их
защиты.
В соответствии с
принципом всеобъемлющей безопасности, в зависимости от вид угроз, масштабов и
средств их воздействия на объекты национальной безопасности рассматриваются
политическая, экономическая, военная, оборонная, техногенная, информационная,
экологическая, генетическая и др. виды безопасности.
НБ подразделяется на:
1) внешнюю безопасность - защищенность национальных интересов,
национальных ценностей и образа жизни от угроз, исходящих извне РФ. 2) внутреннюю
безопасность - защищенность национальных интересов, национальных
ценностей и образа жизни от угроз, исходящих от процессов, организаций, лиц и
объектов, находящихся под управлением Российского государства или на его
территории.
Билет №21
1.
Методы и формы государственного регулирования экономики.
На формы и методы гос.
регулирования экономики влияют особенности развития рыночной экономики в
России:
- Россию отличают
сложные природно-климатические условия для хозяйственной деятельности на
большей территории страны.
- Крайне не развита
рыночная инфраструктура.
- Устойчивость
исторических традиций, поддерживающих склонность к централизованном)
управлению процессами в стране.
- В России
сложилась смешанная экономика, где частное предпринимательство
сочетается с государственным регулированием.
Россия сообразно
принятой в мире классификации относится к группе стран с переходной экономикой.
В России совершается переход от некогда мощной централизованно-плановой
экономики к экономике либерально-рыночной. Переход к рынку нельзя отдавать на
откуп самому рынку.
Применение правомочными
гос. органами учреждениями системы мер законодательного исполнительного и
контролирующего характера, направленной на достижение определенных
социально-экономических целей представляет собой гос. регулирование экономики.
Госрегулирование
экономики непосредственно связано с экономической политикой и направлено на
ее реализацию. Гос-во для реализации целей своей экономической политики
использует- различные формы и методы, которые образуют инструментарий гос.
регулирования экономики. Гос-во использует методы прямого и косвенного
воздействия на экономику. Их использование предполагает применение характерных
для них приемов и средств. Метод прямого воздействия реализуется средствами
административного и экономического влияния. Косвенный метод регулирования
реализуется только экономическими средствами. Конкретное выражение этих приемов
или средств регулирования представляет собой их формы.
Формы и методы:
Прямые
- Административные:
- Принятие
законодательных, актов нормативных документов, положений
- Управление гос.
собственностью в том числе: 1. управление предприятиями госсектора, 2.
организация производства и труда; 3. госзаказ; 4. гос.
инвестиции; 5. госкредиты; 6. субсидии, 7. Лицензирование
и квотирование 8. Применение санкций; 9. Охрана окружающей среды
Экономические:- Формирование и
использование бюджета, Формирование налоговой политики. Формирование
амортизационной политики Определение нормы банковского резерва, Установление
минимальной заработной платы, Регулирование цен на некоторые виды товаров и
услуг; Антимонопольная политика, защита конкуренции
Косвенные экономические: Индикативное
планирование, Целевое программирование. Регулирование налоговой системы
- Кредитно-денежные
инструменты: - регулирование денежной массы, - антиинфляционные меры; -
регулирование процентной ставки по операциям ЦБ; -
рефинансирование коммерческих банкой; - регулирование нормативов
обязательных резервов коммерческих банков; - операции на рынке ценных бумаг;
- Валютные рычаги: -
стабилизация нац. валюты; - операции на открытом валютном рынке; - привлечение
иностр. капитала; - создание совмес. предприятий
- социальная политика:
-соц. Программы обеспечение занятости населения; - соц. Защита населения; -
регулирование доходов; - контроль за динамикой цен и зарплаты, - налоги; -
трансфертные платежи; - деятельность в сфере образования, здравоохранении и
культуре
Внешнеэкономические
формы воздействия: - регулирование в экономической деятельности:
-таможенные тарифы; -валютное регулирование; -налоги; - субсидия,
2.
Безопасность как социальное явление и
категория общей теории на
циональной безопасности.
«Безопасность -
отсутствие опасности; сохранность, надежность» В.Даль
Безопасность не
существует сама по себе, изолированно от общей человеческой жизнедеятельности.
Она тесно связана со всеми сторонами жизни общества, коренной задачей которого
является самосохранение и развитие,
Развитие - необратимое,
направленное, закономерное изменение конкретных материальных объектов, ведущее
к возникновению или качественно новых состояний, или принципиально новых
объектов как целостных своеобразных систем.
Социальная форма
развития представляет собой высший, наиболее сложный способ развития
объективной реальности, отличающийся целенаправленностью, единствам
объективного (материального) и субъективного(идеального) развития. Социальная
форма развития в наиболее отчетливой форме показывает, что развитие есть
интегративный процесс роста сложности и богатства содержания как на уровне
общественной жизни в целом, так и на уровне развития отдельной личности.
Важнейшей особенностью
социальной формы развития является тесная взаимозависимость между развитием и
безопасностью. Еще Цицерону принадлежат слова; «..прежде всего каждому виду
живых существ природа даровала стремление защищаться, защищать свою жизнь,
избегать всего того, что кажется вредоносным, и приобретать, и добывать себе
все необходимое для жизни». По большому счету люди придумали само государство
кА форму своей организации с главной целью - обеспечить свою
безопасность. Как видим, современный подход к безопасности как защите интересов
людей и общества имеет давнюю историю. Однако по сути и содержанию задачи
развития и обеспечения безопасности всегда имеют прямо противоположную
направленность. Развитие органически требует постоянного расширения,
обновления, инноваций в тех или иных сферах деятельности общества. Безопасность
же требует стабильности существующего положения ограничения всякого рода
новаций, особенно рискованных. Конечная реальная взаимосвязь между развитием и
безопасностью носит более сложный диалектический характер, поскольку эти две
важнейшие функции жизнедеятельности общества тесно взаимосвязаны между собой и
раздельно осуществляться в принципе не могут, являясь как бы двумя сторонами
одной медали. Безопасность не может выступать в качестве какого-то обособленного
объекта изучения, она может являться только особым специфическим подходом к
изучению различных сторон состояния и развития общества. Т.о. понятие
«безопасность» как сложнейшее многогранное социально-политическое явление
объективно носит конкретно-исторический характер и тесно связано со всеми
формами и направлениями взаимодействия в системе природа-человек-общество.
Советскому периоду соответствует узкая трактовка безопасности, под которой
понималась исключительно государственная безопасность. В настоящее время в
программу высшего и среднего образования введена специальная дисциплина
«безопасность жизнедеятельности». Это понятие наиболее общее с точки зрения
практических потребностей.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12
|