рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Ответы на билеты по курсу "национальная безопастность" рефераты

Теория стимулирования эк. роста. Важнейший фактор - объем инвестиций. Основная цель роста гос. расходов -увеличение эффективного спроса со стороны самого гос-ва и создание благоприятных условий для частных капиталовложений. Важнейшее направление - научные исследования, образование, здравоохранение. Принцип мультапликацни- цепная реакция: отрасли получают первоначальный толчок, это способствует расширению сырьевых отраслей и смежных производств, ведет к росту занятости, повышению спроса на потребительские товары, в конечном счете рост нац. дохода.

3.  Институциональная теория (Ф.Перу, Я. Тинберген, Г, Мюрдаль). Теория индикативного планирования - идея согласованного хозяйства (план рекомендательный, указывающий). При этом свобода выбора в принятии решения, сохраняется конкуренция, возможность конфликтов, отсутствие ответственности за невыполнение:

- прогнозирование; составление программ; определение средств реализации плана (кредиты, субсидии, налоговые льготы); выработка эк., политич., администр. мер; механизм реализации): перманентная корректировка планов. После 2 Миров, войны планы составляли Все страны Европы, Япония.

Теория Французскского государственного дирижизма. Для преодоления отставания и конкурентноспособности на мировом рынке - более заметное воздействие гос-ва на экономику. В стране сложился значительный гос. сектор. Привилегированными точками применения силы стали тяжелая пром-тъ, химическая, нефтепереработка, общее машиностроение. России в 90-е годы больше бы подошел фр. дирижизм и теория стимулирования производства, но в моде была теория монетаризма, которая так и не прижилась.

2.              Закон о безопасности - теоретическая и правовая база системы нацио­
нальной безопасности.

Настоящий Закон «О безопасности» принятый 05.03.1992 г.№2446-1 закрепляет правовые основы обеспечения безопасности личности, общества и государства, определяет систему безопасности и ее функции, устанавливает порядок организации и финансирования органов обеспечения безопасности, а также контроля и надзора за законностью их деятельности.

Раздел 1, Общие положения раскрывают:   Понятие безопасности и ее объекты

Безопасность - состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз.

Жизненно важные интересы - совокупность потребностей, удовлетворение которых надежно обеспечивает существование и возможности прогрессивного развития личности, общества и государства.

К основным объектам безопасности относятся: личность - ее права и свободы, общество - его материальные и духовные ценности; государство - его конституционный строй, суверенитет и территориальная целостность.

Субъекты обеспечения безопасности — государство (через органы законодательной, исполнительной и судебной властей), граждане, общественные и иные организации и объединения.

Угроза безопасности - совокупность условий и факторов, создающих опасность жизненно важным интересам личности, общества и государства.

Реальная и потенциальная угроза объектам безопасности, исходящая от внутренних я внешних источников опасности, определяет содержание деятельности по обеспечению внутренней и внешней безопасности.

Обеспечение безопасности - достигается проведением единой государственной политики в области обеспечения безопасности, системой мер экономического, политического, организационного и иного характера, адекватных угрозам жизненно важным интересам" личности, общества и государства.

Принципы обеспечения безопасности (законность; соблюдение баланса жизненно важных интересов личности, общества и государства; взаимная ответственность личности, общества и государства по обеспечению безопасности; интеграция с международными системами безопасности).

Законодательные основы обеспечения безопасности

Соблюдение прав и свобод граждан при обеспечении безопасности законодательством.

Систему безопасности образуют органы законодательной, исполнительной и судебной властей, государственные, общественные и иные организации и объединения, граждане, принимающие участие в обеспечении безопасности в соответствии с законом, а также законодательство, регламентирующее отношения в сфере безопасности

Определяет основные функции системы безопасности.

Разграничение полномочий органов власти в системе безопасности

Руководство государственными органами обеспечения безопасности

Статус Совета безопасности Российской Федерации, его состав Федерации и порядок его формирования, основные задачи, порядок принятия решений, межведомственные комиссии.

Раздел IV. Финансирование деятельности по обеспечению безопасности (в зависимости от содержания и масштабов программ, характера чрезвычайных ситуаций и их последствий) осуществляется за счет средств республиканского бюджета РФ, бюджетов республик в составе РФ, краев и областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга, а также внебюджетных средств.

Раздел V. Контроль и надзор за деятельностью по обеспечению безопасности

Органы государственной власти и управления Российской Федерации в пределах своей компетенции осуществляют контроль за деятельностью министерств и ведомств, предприятий, учреждений и организаций по обеспечению безопасности.

Надзор за законностью деятельности органов обеспечения безопасности осуществляет Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры.

Билет №20

1.  Экономические функции государства в рыночной экономике.

Экономические функции (ЭФ) гос-ва зависят от многих факторов, условий и целей государственного вмешательства в экономику каждой страны (типа экономической системы, цели развития экономики данной страны, экономического потенциала и системы отношений собственности, степени развития рыночных отношений и т.д.

Причины для государственного вмешательства в экономику: - отсутствие в реальности совершенной конкуренции, - недоступность для рыночных субъектов всей информации, - неспособность рынка достичь полного равновесия, - необходимость общественного перераспределения благ в соответствии с факторами неподвластными рынку, - неразвитость некоторых видов рынков (страхового), - наличие внешних факторов, требующих компенсационных действий (защита окружающей среды, ликвидация катастроф, стихийных бедствий), -существование сфер, связанных с потреблением общественных благ (оборона, фундаментальная наука).

Национальные особенности экономических отношений образуют разнообразные модели (североамериканская, германская, японская и др.), что также определяет набор экономических функций государства, формы реализации их реализации.

Примером особенности формирования системы экономических функций государств служит и Россия. Специфика развития российской экономики, связанная со сменой экономической системы, переход от централизованно регулируемой экономики к становлению и развитию рыночных отношений, от государственной формы собственности и к ее многообразию и др. обусловила появл. новых факторов, определяющих ЭФ государства

Можно выделить следующие экономические функции государства

1-я группа ЭФ обеспечивающие рыночный механизм хозяйствования

-     создание   условий   для   развития   и   упрочнение   рыночных   отношений,   рыночной   инфраструктуры, поддержание малого и среднего бизнеса,

-    антимонопольное регулирование и развитие конкуренции,

2-я группа ЭФ связана с обеспечением стабильного экономического развития, экономического равновесия:

-    правовое обеспечение функционирования смешанной экономики, определяющих условия хозяйствования,

-    проведение политики макроэкономической стабилизации,

-    рациональное перераспределение ресурсов и доходов на федеральном и региональном уровне, например, перераспределение доходов в обществе (в том числе для обеспечения его стабильности, устойчивости).

-    наращивание национального интеллектуального потенциала,

-     обеспечение условий развития регионов страны. Проведение региональной экономической и социальной политики, отвечающей коренным интересам  страны в целом и  населения ее территорий,     -  обеспечение национальных интересов в мировом хозяйстве,

-    охрана окружающей среды, управление государственной собственностью.

3-я группа ЭФ, связанные с решением социальных задач и проблем:

-    организация производства общественных товаров и услуг, которые призваны удовлетворять коллективные потребности (дороги, коммуникации, поддержку науки, образования и т.д.),  - обеспечение функционирования социальной сферы, механизма социальной защиты населения,

поддержка оптимального уровня занятости, минимизация безработицы.

Практическая реализация функций гос-ва зависит от необходимости и степени государственного вмешательства, от реальных экономических возможностей гос-ва. Государственное воздействие на социально-экономические процессы осуществляется и законодательными актами, и правительственными решениями, многое будет зависеть от того, как будут выполняться законы b др.

Конкретизация функций государства осуществляется каждой страной в зависимости от национальных особенностей, этапа ее развития и в соответствии с избранной политикой.

Особенно специфичен набор государственных функций в странах с переходной экономикой, к которым относится Россия.

2.              Национальная безопасность РФ: основные понятия, сущность.

Нац. безопасность (НБ) - защищенность жизненно важных интересов личности, общества и государства во всех сферах их жизнедеятельности от внутренних и внешних опасностей и угроз, характеризующееся таким положением страны, при котором обеспечивается ее целостность и внутренняя стабильность, суверенное и прогрессивное развитие, возможность выступать самостоятельным и полноправным объектом международных отношений.

НБ - система знаний о национальных интересах и угрозах этим интересам.

Жизненно важные интересы (ЖВИ) - совокупность потребностей, удовлетворение которых надежно обеспечивает существование и возможности развития личности, общества, государства.

Угроза - совокупность условий и факторов, создающая опасность ЖВИ личности, общества, государства. Угрозы бывают: потенциальные, реальные, мнимые. Внутренние и внешние.

Интерес - осознанная потребность.


Национальный интерес - совокупность ЖВИ личности, общества, государства.

Нация (по Прохожеву А.А.) - общность, принадлежащая к определенному государству, состоящая из 3-х компонентов: личности, общества, и самого государства как совокупности институтов управления.

Безопасность - состояние и мера защищенности субъекта от угроз, вреда, ущерба и зла.

Главные составные части НБ - 1)безопасность личности (Личность - устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида как члена общества или общности) состоит в формировании комплекса правовых и нравственных норм, общественных институтов и организаций, которые позволили бы ей развивать и реализовывать социально значимые способности и потребности, не испытывая противодействия государства и общества. 2) безопасность общества (Общество - совокупность социальных связей и отношений людей) предполагает наличие общественных институтов, норм, развитых форм общественного сознания, позволяющих реализовать права и свободы всех групп населения и противостоять действиям, ведущим к расколу общества (в том числе со стороны государства). 3) безопасность государства (Государство - форма политической организации общества) достигается наличием механизма управления и координации деятельности политических сил и общественных групп, а также действенных институтов их защиты.

В соответствии с принципом всеобъемлющей безопасности, в зависимости от вид угроз, масштабов и средств их воздействия на объекты национальной безопасности рассматриваются политическая, экономическая, военная, оборонная, техногенная, информационная, экологическая, генетическая и др. виды безопасности.

НБ подразделяется на: 1) внешнюю безопасность - защищенность национальных интересов, национальных ценностей и образа жизни от угроз, исходящих извне РФ. 2) внутреннюю безопасность - защищенность национальных интересов, национальных ценностей и образа жизни от угроз, исходящих от процессов, организаций, лиц и объектов, находящихся под управлением Российского государства или на его территории.

Билет №21

1.  Методы и формы государственного регулирования экономики.

На формы и методы гос. регулирования экономики влияют особенности развития рыночной экономики в России:

- Россию отличают сложные природно-климатические условия для хозяйственной деятельности на большей территории страны.

- Крайне не развита рыночная инфраструктура.

-  Устойчивость исторических традиций, поддерживающих склонность  к централизованном) управлению процессами в стране.

-   В   России   сложилась   смешанная  экономика,   где  частное   предпринимательство   сочетается  с   государственным регулированием.

Россия сообразно принятой в мире классификации относится к группе стран с переходной экономикой. В России совершается переход от некогда мощной централизованно-плановой экономики к экономике либерально-рыночной. Переход к рынку нельзя отдавать на откуп самому рынку.

Применение правомочными гос. органами учреждениями системы мер законодательного исполнительного и контролирующего характера, направленной на достижение определенных социально-экономических целей представляет собой гос. регулирование экономики.

Госрегулирование экономики непосредственно связано с экономической политикой и направлено на ее реализацию. Гос-во для реализации целей своей экономической политики использует- различные формы и методы, которые образуют инструментарий гос. регулирования экономики. Гос-во использует методы прямого и косвенного воздействия на экономику. Их использование предполагает применение характерных для них приемов и средств. Метод прямого воздействия реализуется средствами административного и экономического влияния. Косвенный метод регулирования реализуется только экономическими средствами. Конкретное выражение этих приемов или средств регулирования представляет собой их формы.

Формы и методы: Прямые - Административные:

- Принятие законодательных, актов нормативных документов, положений

- Управление гос. собственностью в том числе: 1. управление предприятиями госсектора, 2. организация производства и труда;    3.    госзаказ;    4.    гос.    инвестиции;    5.    госкредиты;    6.    субсидии,    7.    Лицензирование    и    квотирование 8. Применение санкций; 9. Охрана окружающей среды

Экономические:- Формирование и использование бюджета, Формирование налоговой политики. Формирование амортизационной политики Определение нормы банковского резерва, Установление минимальной заработной платы, Регулирование цен на некоторые виды товаров и услуг; Антимонопольная политика, защита конкуренции

Косвенные экономические: Индикативное планирование, Целевое программирование. Регулирование налоговой системы

-  Кредитно-денежные инструменты: - регулирование денежной массы, - антиинфляционные меры; - регулирование процентной   ставки   по   операциям   ЦБ;   -   рефинансирование   коммерческих   банкой;   -   регулирование   нормативов обязательных резервов коммерческих банков; - операции на рынке ценных бумаг;

-  Валютные рычаги: - стабилизация нац. валюты; - операции на открытом валютном рынке; - привлечение иностр. капитала; - создание совмес. предприятий

-  социальная политика: -соц. Программы обеспечение занятости населения; - соц. Защита населения; - регулирование доходов; - контроль за динамикой цен и зарплаты, - налоги; - трансфертные платежи; - деятельность в сфере образования, здравоохранении и культуре

Внешнеэкономические формы воздействия: - регулирование в экономической деятельности: -таможенные тарифы; -валютное регулирование; -налоги; - субсидия,

2.              Безопасность как социальное явление и категория общей теории на­
циональной безопасности.

«Безопасность - отсутствие опасности; сохранность, надежность» В.Даль

Безопасность не существует сама по себе, изолированно от общей человеческой жизнедеятельности. Она тесно связана со всеми сторонами жизни общества, коренной задачей которого является самосохранение и развитие,

Развитие - необратимое, направленное, закономерное изменение конкретных материальных объектов, ведущее к возникновению или качественно новых состояний, или принципиально новых объектов как целостных своеобразных систем.

Социальная форма развития представляет собой высший, наиболее сложный способ развития объективной реальности, отличающийся целенаправленностью, единствам объективного (материального) и субъективного(идеального) развития. Социальная форма развития в наиболее отчетливой форме показывает, что развитие есть интегративный процесс роста сложности и богатства содержания как на уровне общественной жизни в целом, так и на уровне развития отдельной личности.

Важнейшей особенностью социальной формы развития является тесная взаимозависимость между развитием и безопасностью. Еще Цицерону принадлежат слова; «..прежде всего каждому виду живых существ природа даровала стремление защищаться, защищать свою жизнь, избегать всего того, что кажется вредоносным, и приобретать, и добывать себе все необходимое для жизни». По большому счету люди придумали само государство кА форму своей организации с главной целью - обеспечить свою безопасность. Как видим, современный подход к безопасности как защите интересов людей и общества имеет давнюю историю. Однако по сути и содержанию задачи развития и обеспечения безопасности всегда имеют прямо противоположную направленность. Развитие органически требует постоянного расширения, обновления, инноваций в тех или иных сферах деятельности общества. Безопасность же требует стабильности существующего положения ограничения всякого рода новаций, особенно рискованных. Конечная реальная взаимосвязь между развитием и безопасностью носит более сложный диалектический характер, поскольку эти две важнейшие функции жизнедеятельности общества тесно взаимосвязаны между собой и раздельно осуществляться в принципе не могут, являясь как бы двумя сторонами одной медали. Безопасность не может выступать в качестве какого-то обособленного объекта изучения, она может являться только особым специфическим подходом к изучению различных сторон состояния и развития общества. Т.о. понятие «безопасность» как сложнейшее многогранное социально-политическое явление объективно носит конкретно-исторический характер и тесно связано со всеми формами и направлениями взаимодействия в системе природа-человек-общество. Советскому периоду соответствует узкая трактовка безопасности, под которой понималась исключительно государственная безопасность. В настоящее время в программу высшего и среднего образования введена специальная дисциплина «безопасность жизнедеятельности». Это понятие наиболее общее с точки зрения практических потребностей.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12