рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Ответы на билеты по курсу "национальная безопастность" рефераты

Билет №4

1.  Управленческие решения: виды, порядок подготовки и принятия.

Управленческое решение - директивный акт направляющий, организующий коллективные действия людей направленный на цели и задачи.

Упр. Решен.: стратегические, тактические, активные

Детерминированные, не детерминированные,

Дерективные, рекомендательные, организующие

Индивидуальные, коллегиальные, корпоративные

Административные, демократические,

Осторожные, уравновешенные

Порядок подготовки управленческого решения и принятия

1.       Определение миссии организации (какие потребности мы удовлетворяем, какие спросы)

2.       Цели (чему привержена организация    госуд. или религия или бизнес)

3.       Оценка внешней среды

4.       Оценка собственных ресурсов

5.       Стратегическая альтернатива

6.       Выбор стратегии

7.       Контроль исполнения

8.       Корректирование по ходу,


2.             Геополитические  основы  обеспечения  национальной  безопасности
России.

Геополитический фактор безопасности - совокупность географических параметров, предопределяющих соответствующее направление в политике гос-ва по обеспеч. его жизненно важ-х интересов на определен, этапе его развития, К геопараметрам являющимся параметром геополитики относятся: размеры террит. страны, протяж-ть границ, климат, рельеф мест-ти, флора и фауна, кояфессионные отнош-я, общ-политич. строй, политич. и социаль. структуры , экономии факторы и др. Только в совокупности они представл, как геоподитич. факторы.
Размеры и освоенность территории страны, протяженность и состояние государственных границ, характер отношений с сопредельными гос-ми, геостратегическая инфраструктура составляют группу геополитических факторов внутренней безопасности РФ,
Россия в 21-й век вошла со слабыми позициями: границы открыты, территория уменьшена, выходы к морям сужены, армия в кризисе, нац. конфликты на Северо-Кавказе. Вокруг новые гос-ва с неопределенной внешнеполитич.ориентац. Россия унаследовала от СССР 75% территории, 51% насел., 60% основ, фондов, 90% добычи нефти, 73% газа, 63% электроэнергии. На долю России прих-ся 3% населения планеты и 35% запасов природ, сырья.
Распад СССР: снизились транспорт. Коммуникации, изоляция на Черном море и Балтике, затруднен выход к странам Восточ. Европы, единой системе космич. Связи (станции на тер. Укр. и Казахстана), региональная обособленность (Даль. Востока и Южной России), присутствие Китая на Дальнем Востоке (опасность раскола на европейскую и азиатскую части). Россия окружена экономически мощ. гос-ми - СЕЛА (с севера), зап.евр. (с зап.), Японией (с вост.) Китая с юга. Проблемы отношений с Украиной, в Средней Азии (исламизм), нет единства взглядов в вопросах интеграции стран СНГ.

Билет №5

1.  Контроль в системе управления.

Контроль - это целенаправленные практические действия, которые позволяю убедиться в
правильности чего - либо. Контроль - это всегда власть. Контроль обеспечивает исполнение
управленческих решений.
Сердцевина контроля- обратная связь.
Контроль предусматривает: - соответствие делу, - своевременность, - стратегический характер, -
ориентация на результат, - гибкость, простота,
- экономичность.
Контроль органически не отделим от ответственности
В теории управления контроль - это специфический вид управленческих отношений ( деятельности).
Контроль за органами и государственными учреждениями должен носит гласный характер с допущением разумной и законом обусловленной секретности. Государственный механизм должен предусматривать определенные меры по контролю над исполнительной властью - в условиях парламентской формы правления - это прямой парламентский контроль над правительством, в президентской республике контроль обеспечивается главой государства с допущением в определенной мере контроля со стороны парламента (Федеральное Собрание). Сказать: Специфика судов, «Горячие линии», телемосты с Президентом (4 раза уже было). Задачи контроля в гос. службе:
- соблюдение законов и др. нормативн. Актов (гос. Управление)
- повышение ответственности должностных лиц и эффективности гос. Управления,
- эффективное использование системы делопроизводства В итоге контроль - это борьба с коррупцией
- саморегуляция внутри бюрократических структур- открытость и коллективная ответственность.

2.               Национальная и международная безопасность.

Нац. безопасность (НБ) - состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства во всех сферах их жизнедеятельности от- внутренних и внешних опасностей и угроз, характеризующееся таким положением страны, при котором обеспечивается ее целостность и внутренняя стабильность, суверенное и прогрессивное развитие, возможность выступать самостоятельным и полноправным объектом международных отношений.

НБ - система знаний о национальных интересах и угрозах этим интересам.

Жизненно важные интересы (ЖВИ) - совокупность потребностей; удовлетворение которых надежно обеспечивает существование и возможности развития личности, общества, государства.

Угроза - совокупность условий и факторов, создающая опасность ЖВИ личности, общества, государства. Угрозы бывают: потенциальные, реальные, мнимые. Внутренние и внешние,

Интерес - осознанная потребность.

Национальный интерес - совокупность ЖВИ личности, общества, государства.

Нация (по Прохожеву АА.) - общность, принадлежащая к определенному государству, состоящая из 3-х компонентов: личности, общества, и самого государства как совокупности институтов управления.

Безопасность - состояние и мера защищенности субъекта от угроз, вреда, ущерба и зла.

- Главные составное части НБ ~ 1)безопасность личности (Личность - устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида как члена общества или общности) состоит в формировании комплекса правовых и нравственных норм, общественных институтов и организаций, которые позволили бы ей развивать и реализовывать социально значимые способности и потребности, не испытывая противодействия государства и общества. 2) безопасность общества (Общество - совокупность социальных связей и отношений людей) предполагает наличие общественных групп населения и противостоять действиям, ведущим к расколу общества (в том числе со стороны государства).

институтов, норм, развитых форм общественного сознания, позволяющих реализовать права и свободы всех 3) безопасность государства (Государство - форма политической организации общества) достигается наличием механизма управления и координации деятельности политических сил и общественных групп, а также действенных институтов их защиты.

В соответствии с принципом всеобъемлющей безопасности, в зависимости от вид угроз, масштабов и средств их воздействия на объекты национальной безопасности рассматриваются политическая, экономическая, военная, оборонная, техногенная, информационная, экологическая, генетическая и др, виды безопасности,

НБ подразделяется на: 1) внешнюю безопасность - защищенность национальных интересов, национальных ценностей и образа жизни от угроз, исходящих извне РФ. 2) внутреннюю безопасность - защищенность национальных интересов, национальных ценностей и образа жизни от угроз, исходящих от процессов, организаций, лиц и объектов, находящихся под управлением Российского государства или на его территории.

Международная безопасность - это такое состояние международных отношений, при котором исключено нарушение всеобщего мира, гарантированно устойчивое и стабильное развитие мирового сообщества в экономической, социально - политической и духовных областях, созданы условия для предотвращения конфронтации, военных конфликтов и войн между государствами. Степень НБ находится в прямой зависимости от международной безопасности. В свою очередь, межд безоп., наряду с национальной и региональной категориями, включает также всемирные (глобальные).


Билет №б


1.  Административная реформа: цели, задачи, механизмы реализации.

В 2004 г. начата крупная реформа системы федеральных органов государе геенной власти 2004 г. Основные цели: построение новой структуры федеральных органов исполнительной власти; перераспределение между ними функций и полномочий федеральных органов исполнительной власти; сокращение ряда полномочий и функций (особенно разрешительных и регистрационных в области экономки); централизация управления. Особенностью прежней системы было то, что: 1. Она не была не упорядочена и не соответствовала и не соответствовала мировой практике (слишком много органов с похожими функциями, отсутствие иерархии между ними, подчиненность слишком большого количества структур непосредственно Председателю Правительства РФ); 2. Полномочия ряда федеральных органов государственной власти фактически дублировались; Федеральных органов было более 60 и они не были подчинены друг другу (конкурирующие руководители большого числа органов подчинялись Председателю Правительства РФ (некоторые - Президенту РФ).

Суть реформы: сокращено количество видов федеральных органов исполнительной власти -вместо шести их осталось три: 1. федеральные министерства; 2, федеральные службы; 3, федеральные агентства.

Между органами установлена иерархия - большинство служб и агентств было передано в ведение министерств; укрупнены министерства (ликвидированы, объединены).

Но реально получилось, что структура укрупнилась (федеральных органов и чиновников в высших эшелонах власти - руководителей стало больше. Инициаторами явились силовые структуры. Ровно через год остальные службы).


2.              Угрозы национальной безопасности России: сущность, особенности.

В основе безопасности лежит защищенность жизненно-важных интересов личности, об-ва, гос-ва.

Под угрозами НБ РФ понимается совокупность условий и факторов, наносящих ущерб реализации ЖВИ личности, об-ву, гос-ву.

Источниками угроз НБ могут быть - зарубежные гос-ва, группировки лиц, отдельные лица, процессы, явления в экономике, экологии, информации и т.д.

При классификации угроз, кроме внешних и внутренних (из-за границы РФ или внутри РФ) различают и другие виды их-

по отношению к человеческой деятельности (объективные и субъективные)

по масштабу действия (глобальные, государственные, локальные, группам, лицам).

по сферам общественной жизни и человеческой деятельности.

по вероятности реализации (реальные, потенциальные, мнимые)

Реальные угрозы-которые осуществляются или могут осуществиться в любой момент времени.

Потенциальные угрозы-которые могут  быть реализованы при определенных условиях.

Вышеперечисленные угрозы возникают из политических угроз, экономических, военных, социальных, экологических, информационных, технических, этнонациональных.

Таким образом, потенциальная угроза представляет собой зарождение опасности, формирование предпосылок возможности нанесения вреда.

Реальная угроза-это окончательно сформировавшееся явление, когда для нанесения вреда не хватает одного или нескольких факторов или условий.

Такое разделение угроз позволяет проводить деятельность по программированию и предупреждению возможности нанесения вреда на самых ранних стадиях формирования угрозы.

При появлении же реальной угрозы перед системой обеспечения НБ возникает задача создания таких условий, которые позволили бы снизить остроту угрозы и перевести ее в потенциальную.


Билет №7

1.  Федеральный закон "О государственной гражданской службе Россий­
ской Федерации" и реформирование государственной службы в Рос­
сии.

ФЗ - опубликован 31.07.04 в "Российской газете", вступил в силу 01.02.05г. и является законодательным актом для всей государственной службы (ГС). ФЗ закрепляет разделение ГС на. государственную гражданскую службу (ГГС), военную службу (ВС) и правоохранительную службу (ПС); содержит общие условия ГС; устанавливает систему управления ГС. Несколько основных положений Закона, а также новые постулаты, не сформулированные в ранее действующих законодательных актах - см. ниже.

В соответствии с ФЗ выделяются государственные должности и должности гражданской службы. Последние в свою очередь подразделяются на четыре категории: руководители, помощники (советники), специалисты и обеспечивающие специалисты. Должности различных категорий относятся к разным группам, для их занятия установлены различные квалификационные требования. ФЗ предусматривает замену квалификационных разрядов на классные чины, выполняющие ту же функцию. Данный шаг является возвратом к законодательству о ГС в дореволюционной России, которое предусматривало 14 классных чинов ГС различных видов. ФЗ закрепляет общие квалификационные требования к должностям гражданской службы - требования к яйцу, занимающему или претендующему на занятие данной должности. Их можно разделить на три группы: 1. требования к уровню профессионального образования; 2. требования к стажу гражданской службы (государственной службы иных видов) или стажу (опыту) работы по специальности; 3. требований к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей. Новый ФЗ не содержит каких-либо требований к высшему профессиональному образованию гражданских служащих, но предполагает наличие у них среднего специального уровня подготовки.

Граждане, имеющие двойное гражданство или не имеющие гражданстве Российской Федерации, не могут быть гражданскими государственными служащими.

В ФЗ финансирование федеральной гражданской службы и гражданской службы субъектов РФ осуществляется за счет средств, соответственно, федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ. Предусмотрена необходимость обязательной государственной дактилоскопической регистрации гражданских служащих, в случаях и порядке, установленных ФЗ. Закон устанавливает однозначный приоритет специального законодательства о государственной службе над нормами трудового права.

Закон предусматривает учет стажа правоохранительной и военной службы при переходе на гражданскую службу. Принятие настоящего Закона диктует необходимость в ближайшем будущем государственным органам различного уровня приведение их законодательств в соответствие с ФЗ.

Усилия в области модернизации и реформировании института госслужбы в РФ концентрируются на снижении продолжительности административных процессов, на "диалоге" с гражданами, на проектном менеджменте, предполагающем обязательство управления качественно выполнять определенную задачу в ограниченный промежуток времени. Предполагается, что основным критерием работы госслужащего шляется не столько его образовательный ценз и опыт работ, но и достигнутые результаты

Обязанность гражданского служащего также направлена на повышение доверия общества к государственным институтам, обеспечение условий для добросовестного и эффективного исполнения служащими должностных (служебных) обязанностей, исключение злоупотреблений на госслужбе.

ФЗ предусматривает рад мер, направленных на реализацию принципа открытости ГГС. ГГС не противопоставляется гражданскому обществу, а тесно взаимодействует с ним. На это и направлен принцип взаимодействия с общественными объединениями и гражданами.

На повышение профессионализма и компетентности государственных гражданских служащих направлены программы по профессиональной переподготовке, повышению квалификации и стажировке служащих.

Принцип стабильности ГГС является необходимым условием функционирования данного института. Только тогда государственный гражданский служащий может эффективно исполнять свои функции. На это направлена внедряемая ныне программа реформ-я ГС в РФ.


3.      Информационно-психологическая безопасность.

Безопасность - состояние, при котором не угрожает опасность, есть защита от опасности.

«Концепция НБ РФ» от 10.01.2000 года утверждена Указом Президента РФ № 24.

ИПБ - защита ЖВИ личности, общества, государства от информационно-психологического воздействия противника. Это стремление противников нанести друг другу информационный ущерб путем воздействия на психику людей, общественное сознание в интересах достижения политических целей. ИПБорьба - часть информационной борьбы. ИПБорьба предполагает воздействие (ИПВ) и защиту (ИПЗ).

Защита от ИПВ противника обеспечивается:

-выявлением и пресечением распространения дезинформации и нейтрализация сил и средств псих, операции,

- нейтрализация       влияния       информационно-психологических,        психофизиологических, энергоинформационных средств,

- псих-я подготовка населения, ВС, разъяснительная работа,

- введение в СМИ ограничений, цензуры.

Цель ИПЗ - предотвращение нанесения ИПУщерба войскам и населению, недопущение их морально-психологического подавления, разложения, поражения.

Силы ИПБорьбы: ВС РФ, ФСБ, МИД, СМИ; на тактическом уровне в ВС РФ: командиры, штабы, органы воспитательной работы, РЭБ, связисты, тыл, мед. служба.

Средства ИПБорьбы: печатные, радио, телевидение, кино, видео, звуковещание, Интернет, синтезаторы, генераторы, звуковые эффекты, галографические изображения.

Методы ИПБорьбы : внушение, убеждение, инсцинирование, изматывание, формирование стереотипов, отвлечение внимания, устрашение, ограничение функций, дискридетаця, шантаж, провоцирование.

Способы: военно-политическая агитация, контрпропаганда, морально-псих-е подавление, псих-я коррекция, псих-я реабилитация, профилактика, цензура, регулирование деятельности СМИ.

Инструментарий: листовки, громкоговорители, радиовещание, слухи, общение лицом к лицу.

Билет №8

1.  Государственная должность. Социально-правовой статус и ответственность государственных служащих.

Должности различных категорий государственных служащих относятся к разным группам, для их занятия установлены различные квалификационные требования. Государственный гражданский служащий -олицетворение службы, ее носитель, субъект и реализатор служебных полномочий. Особенность социального и правового статуса служащего заключается в том, что он занимает должность, посредством которой определяются содержание и границы воздействия служащего на указанные объекты в процессе труда. Понятие "государственная должность" тесно связано с понятием "государственный орган". Государственная должность является структурообразующим элементом органов государственной власти. Государственным служащим является гражданин РФ, исполняющий в порядке, установленном фед-м законом, обязанности по государ-ной должности государ-ной службы за денежное вознаграждение, выплачиваемое за счет средств федер-го бюджета или средств бюджета соответствующего субъекта РФ. Особенностями и ключевыми понятиями в определении становятся: 1. исполнение обязанностей именно по государственной должности государственной службы (а значит, только в государственных органах); 2. порядок финансирования Федеральный или бюджет субъекта РФ); 3. наличие гражданства. В настоящее время понятие "правовой статус" означает "совокупность прав и обязанностей, определяющих юридическое положение лиц, государственного органа или международной организации". Каждый гражданин, без какой бы то ни было дискриминации (в отношении расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений национального или социального происхождения, имущественного положения, рождения или иного обстоятельства) и без необоснованных ограничений должен иметь право и возможность допускаться в своей стране к государственной службе. Это означает равное право всех граждан Российской Федерации на занятие должности государственной службы в соответствии со своими способностями и профессиональной подготовкой. Правовой статус должности гражданской службы является неотъемлемой частью законодательного регулирования государственной службы и основой для разработки должностного регламента, других документов. Служащий, состоящий на должности в любом виде службы, всю свою служебную деятельность может вести только на основе тех прав, которые ему предоставлены, и обязанностей, которые на него возложены; их комплекс - полномочия служащего - определяют содержание и границы его деятельности. Карьера государственного служащего имеет две формы - продвижение по классным чинам и продвижение по должности. Конкретизация ответственности по должностям государственной службы производится в административных регламентах государственных органов и в должностных регламентах. Должностные обязанности возлагаются на государственных служащих для выполнения задач и функций государственных органов. Поэтому недобросовестное исполнение обязанностей или превышение предоставленных прав могут повлечь ответственность (за дисциплинарный проступок, административное правонарушение или преступление). Невыполнение должностных обязанностей, либо ненадлежащее их исполнение квалифицируется как дисциплинарный проступок. Административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. Использование должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы, если это деяние совершено из корыстной или личной заинтересованности и повлекло существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства, образует состав преступления. Гражданский служащий несет ответственность за поддержание уровня квалификации, необходимого для надлежащего исполнения должностных обязанностей.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12