рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Ответы на билеты по курсу "национальная безопастность" рефераты

Ответы на билеты по курсу "национальная безопастность"

Билеты к итоговому экзамену

по программе профессиональной переподготовки

«Государственное управление и национальная безопасность»

Билет №1

1.  Конституция Российской Федерации: структура и основные принци
пы.

1. Конституция (К) РФ: структура и основные принципы (К. РФ от 1993 года)

К. - это правовой акт высшей юр. силы, признак государственности, юр. фундамент госуд-ной и общ-ной жизни, главный источник национальной системы права. К на высшем уровне регулирует общ. отношения, связанные с организацией власти, правами и свободами, обязанностями человека и гражданина, формами правления и государственного устройства.

Конституция 1993г. содержит преамбулу и состоит из двух разделов и глав, первый содержит главы (1-9) второй - заключительные и переходные положения.

СТРУКТУРА: Преамбула - провозглашаются основные устремления народа и его нравственные идеалы. Подчеркивается преемственность российской государственности, необходимость сохранения исторически сложившегося государственного единства, преемственность демократического строя. В преамбуле отражены нравственные ценности - гуманизм, стремление к счастью, добру, благополучию и процветанию России, гражданский мир, согласие, свободы, права человека. Преамбула провозглашается от имени народа России, осознающего себя как единое целое. Подчеркивается ценность патриотизма, любви к Отечеству, памяти предков.

Раздел № 1 - можно условно назвать по наименованию первой главы - "Основы конституционного строя " и состоит из девяти глав: 1.Основы конст-нного строя; 2. Права и свободы человека и гражданина; 3. Федеративное устройство; 4. Президент РФ; 5. Федеральное Собрание; 6, Правительство РФ; 7. Судебная власть; 8. Местное самоуправление; 9. Конституционные поправки и пересмотр К.

Раздел № 2 - составляют заключит-е и переходные положения, обеспечивающие процедуру реализации отд-х конституционных установлений,

Шесть основополагающих ПРИНЦИПОВ К.: 1. утверждение прав и свобод человека; 2. утверждение гражданского мира и согласия в РФ; 3.сохранение исторически сложившегося государственного единства; 4. возрождение суверенной государственности России; 5. утверждение незыблемости демократических основ Российского государства; 6. обеспечение благополучия и процветания России.

К. - обязательный признак правового гос-ва, основанного на господстве права, отрицании произвола власти и бесправия подвластных.

Основные черты и юридические свойства К. отражают её особое место в системе права, специфику механизма конституционного регулирования общественных отношений. К числу этих характеристик можно отнести 1. Легитимность, 2. Итоговый характер предписаний, 3. Перспективность, 4. Преемственность, 5. Реальность, 6.верховенство, 7. Стабильность, 8 фундамент системы права.


2.              Внутренняя геополитика России.

Геополитические факторы обеспечения национальной безопасности России.
Геополитический фактор безопасности - совокупность географических параметров, предопределяющих соответствующее направление в политике гос-ва по обеспеч. его жизненно важ-х интересов на определен, этапе его развития, К геопараметрам являющимся параметром геополитики относятся: размеры террит. страны, протяж-ть границ, климат, рельеф мест-ти, флора и фауна, кояфессионные отнош-я, общ-политич. строй, политич. и социаль. структуры , экономии факторы и др. Только в совокупности они представл, как геоподитич. факторы.
Размеры и освоенность территории страны, протяженность и состояние государственных границ, характер отношений с сопредельными гос-ми, геостратегическая инфраструктура составляют группу геополитических факторов внутренней безопасности РФ,
Россия в 21-й век вошла со слабыми позициями: границы открыты, территория уменьшена, выходы к морям сужены, армия в кризисе, нац. конфликты на Северо-Кавказе. Вокруг новые гос-ва с неопределенной внешнеполитич.ориентац. Россия унаследовала от СССР 75% территории, 51% насел., 60% основ, фондов, 90% добычи нефти, 73% газа, 63% электроэнергии. На долю России прих-ся 3% населения планеты и 35% запасов природ, сырья.
Распад СССР: снизились транспорт. Коммуникации, изоляция на Черном море и Балтике, затруднен выход к странам Восточ. Европы, единой системе космич. Связи (станции на тер. Укр. и Казахстана), региональная обособленность (Даль. Востока и Южной России), присутствие Китая на Дальнем Востоке (опасность раскола на европейскую и азиатскую части). Россия окружена экономически мощ. гос-ми - СЕЛА (с севера), зап.евр. (с зап.), Японией (с вост.) Китая с юга. Проблемы отношений с Украиной, в Средней Азии (исламизм), нет единства взглядов в вопросах интеграции стран СНГ.

Билет №2

1.  Государственная служба: понятие, основные элементы, цели, задачи и
основные направления реформирования.

ПОНЯТИЕ: ГС в РФ - это профессиональная деятельность по обеспечению исполнения полномочий государственных органов.

Направленность деятельности госслужащих - обслуживание населения. ГС является комплексным правовым институтом и регулируется не только нормами административного права, но и нормами ряда других отраслей (трудового, финансового, социального и др.).

ЭЛЕМЕНТЫ: ГС включает в себя: 1. федеральную ГС, находящуюся в ведении РФ; 2, ГС субъектов РФ, находящуюся в их ведении,

ГС функционирует в управлении следующими сферами жизнедеятельности госуд-ва и общества: а) социально-культурной (образованием, здравоохранением, наукой, социальной защитой населения); б) экономикой (промышленностью, сельским хозяйством, использованием и охраной природных ресурсов, торговлей, финансами, внешнеэкономической деятельностью); в) административно-политической (обороной, безопасностью, внутренними и иностранными делами, юстицией).

Основными целями и задачами ГС являются: охрана конституционного строя, создание условий для развития открытого общества, защита прав человека и гражданина; обеспечение эффективной деятельности государственных органов в соответствии с их полномочиями и компетенцией путем предоставления профессиональных управленческих услуг политическому руководству этих органов и общественности.

Основная задача реформы ГС состоит в повышении эффективности государственной службы и преодоления недоверия между институтами государственной службы и гражданами.

Направления реформы ГС; 1. существенное увеличение денежного содержания госслужащим; 2, усиление роли законов в действиях чиновников, в том числе разграничение компетенции чиновников и сокращения сферы действия "личного усмотрения"; 3. установление жесткого порядка взаимодействия чиновников и граждан, при котором гражданам хорошо известны как их права, так и обязанности чиновников; 4. ужесточение контроля над госслужащими и ответственности за отклонения от предписанного законами поведения; 5.повышение престижа ГС; 6, поддержка институтов гражданского общества; 7. повышение внимания к вопросам административной этики.


2.              Россия и коалиционная геостратегия НАТО.

Организация Северо-атлантического Договора - военно-политическая организация, НАТО образовано 4 апреля 1949 г. представителями 12 стран: Бельгия, Канада, Дания, Франция, Исландия, Италия, Люксембург, Нидерланды, Норвегия, Португалия, Великобритания и Соединенные Штаты Америки. Греция и Турция присоединились в 1952 г; Федеративная Республика Германии в 1955; Испания в 1982. С принятием в НАТО в 1999 г. Венгрии, Польши и Чешской Республики число - 19. март 2004 г.- вступление нов. членов — Болгарии, Эстонии, Латвии, Литвы, Румынии, Словакии и Словении. Т.о., входит 26 стран. Соглашение носит бессрочный характер, но предусмотрена возможность выхода из него любого участника по истечении 20-летнего срока и спустя год после его заявления о денонсации договора. В 1966 г. из воен. орг-ции блока вышла Франция, в дек. 1995 г. она возобновила свое членство в воен. орг. НАТО. В 1974 г. о выходе из военной орг. блока объявила Греция, сохранив свое представительство в ряде ее органов. После образования НАТО в основу коалиционной стратегии этого союза были положены взгляды военно-политического руководства США. В соответствии с основными положениями военной доктрины НАТО в то время на США были возложены задачи по нанесению по противнику стратегических ядерных ударов. ВМС США и Великобритании должны были проводить важнейшие морские операции, а основу боевой мощи на сухопутных театрах обеспечивали другие страны Европы, входящие в НАТО
В целом, в начале 90-х гг. коалиционная стратегия НАТО претерпела изменения, связанные с новыми политическими реальностями в мире. «Новая стратегическая концепция НАТО, принятом в Риме в ноябре 1991 г. Политическая сторона доктрины была дополнена принципом «сотрудничества», который предполагает развитие связей со странами Восточной Европы и государствами, возникшими на территории бывшего СССР. НАТО отказывается от толкования «угрозы с Востока» как главного дестабилизирующего фактора, Термин «угроза» заменен понятием «риск», который признан многогранным по природе и имеющим различные направления. Концепция «передовой обороны» трансформируется в концепцию «сокращенного передового присутствия». Ядерное оружие предусматривается применять в качестве «крайнего средства;». В то же время доктринальные установки НАТО еще не свободны от идеи «устрашения», опирающейся на сочетание ядерных и обычных вооружений. Остается неизменной стратегическая линия на сохранение влияния блока на военно-политическую обстановку в Европе и в мире. Одной из приоритетных функций НАТО признан контроль за кризисами. Контроль допускает и предполагает возможность расширения зоны ответственности блока. Высшим рук. орг. НАТО - Североатлантический Совет, состоящий из постоянных представителей всех государств-членов организации в ранге послов. Совет проводит свои заседания не реже 1 р. в нед. под председ. Ген. секр. НАТО. В рамках Североатлантического Совета по мере необходимости проводятся встречи на уровне мин, иностранных дел, глав государств и правительств. Решение Совета принимается единогласно. Высшим органом военной организации блока с декабря 1966 г. явл. Комитет воен.плзниров., состоящий из постояв представителей, 2 р. в год проводит сессии на уровне министров обороны. Решение вопросов, связанных с ядерным оруж.. с 1967 г. осуществляет Группа ядерного планирования. Заседания проводятся 2 раза в год на уровне министров обороны под председательством Генерального секретаря НАТО. В них также участвуют постоянные представители в совета НАТО в ранге послов и начальники генеральных штабов. Важным органом НАТО является Военный комитет, состоящий из начальников генеральных штабов государств -членов НАТО и гражданского представителя Исландии, не имеющей вооруженных сил. Военный комитет собирается не реже 2-х раз в год. Ему подчиняется командование 2-х зон: Европы и Атлантики.
Штаб-квартира НАТО до 1968 г, находилась в Париже, в настоящее время - находится в Брюсселе (Бельгия). Отношения России с НАТО осуществляется как на многосторонней (в рамках ССАС и программы "Партнерство во имя мира"), так и на двусторонней основе. В целях, сотрудничества в рамках программы "Партнерство во имя мира" Россией была подготовлена и введена в действие 31 мая 1995 г. Программа сотрудничества Россия - НАТО, которой предусматривалось сотрудничество по следующим основным направлениям; участие в работе Координационной ячейки партнерства; участие в заседаниях различных комитетов НАТО, в консультациях, семинарах, конференциях и симпозиумах; участие российских наблюдателей и подразделений миротворцев России в полевых, командно-штабных тренировках, проводимых по планам НАТО и других партнеров по программе ''Партнерство во имя мира", а также направление российских офицеров на курсы в школы НАТО и подготовка в России военных наблюдателей и офицеров штабов ООН.В настоящее время стоит вопрос о возможном приеме в НАТО новых членов - Польши, Венгрии, Чехии и Словакии.В Российской Федерации Указом Президента РФ от 2.11.1993 приняты одобренные Советом безопасности РФ «Основные положения военной доктрины Российской Федерации». Военная доктрина России разработана на основе действующей Конституции, федеральных законов, указов Президента РВ и др. Нормативных актов в области обороны и без опасности, Военная доктрина РФ определяет задачи государства и его ВС из того, что непосредственная угроза развязывания прямой агрессии против России значительно снизилась. Вместе с тем, как указывается в Доктрине, военная опасность сохраняется. Ее порождают социально-политические, экономические, территориальные, религиозные, национально-этнические и другие противоречия, стремление определенных государств и политических сил к их разрешению с использованием средств вооруженной борьбы.

Билет №3

1.  Организация государственного управления в субъектах Российской
Федерации.

Федеративный характер Российского государства предполагает, что госвласть в нем осуществляют как федеральные органы, так и органы субъектов Федерации. Госвласть в субъекте РФ осуществляют образуемые им органы государственной власти. Госвласть в субъекте РФ строится на разделении законодательной, исполнительной и судебной властей, а также на основе самостоятельности этих органов.

Конституции и уставы закрепляют в качестве основ конституционного строя систему органов государственной власти, в число которых входят президент республики (глава государства, глава республики) или губернатор (глава администрации) других субъектов РФ (в некоторых республиках единоличного главы государства нет), законодательный (представительный) орган (с разными названиями), правительство (кабинет, администрация) и судебные органы.

Законодательные органы в субъекте РФ олицетворяют народное представительство и осуществляют, главным образом, законодательные функции, принимая конституции (уставы), законы и другие правовые акты, утверждая бюджет (Гос. Совет, Гос. Собрание, Народное Собрание, Законодательное Собрание, Парламент. Некоторые республики именуют свои представительные органы с учетом национальной терминологии (Народный Хурал в Бурятии и Калмыкии).

Исполнительная власть в субъекте РФ занимает ведущее место в системе органов государственной власти. Конституционный принцип равноправия субъектов Федерации не исключает разнообразия форм организации госвласти. Организационные формы органов исполнительной власти различаются в каждом регионе. Конституции республик утверждают пост главы государства, именуемого главой республики. Пост президента учрежден в Адыгее, Башкортостане, Бурятии. Калмыкии, Кабардино-Балкарии и др. В Коми функции главы государства выполняет лицо, именуемое Главой Республики, а в Карелии и Хакасии - избираемый населением Председатель Правительства. Конституции определяют срок полномочий главы государства в 4-5 лет. Он избирается 1ражданами своей республики на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Обычно устанавливается, что главой государства может стать гражданин данной республики в возрасте не моложе 35 лет, а иногда и не старше 60-65 лет. Запрещается избрание одного и того же лица на пост президента более двух сроков подряд (в многонац-льном Дагестане представитель одной и той же национальности не может быть избран Председателем Гос. Собрания два срока подряд). В организации исполнительной власти и ее соотношений с полномочиями главы государства (республики) можно выделить несколько основных разновидностей: 1, Правительство является органом исполнительной власти, подотчетным президенту республики (главе республики), хотя ответственно и перед парламентом (Татарстан, Башкортостан, Чувашия). 2. Глава государства возглавляет систему исполнительной власти и является председателем правительства (Коми, Бурятия), В этой группе республик имеет место прямое слияние функции главы государства и главы правительства в одном лице. 3. Формирование правительства и организация исполнительной власти осуществляются коллегиальными органами (Дагестан, Удмуртия).

Субъекты РФ самостоятельно формируют систему органов исполнительной власти на своей территории. Функции исполнительной власти осуществляет админ-ция, возглавляемая главой админ-ции (губернатором). Как и президенты республик, главы администраций избираются населением на основе всеобщего равного прямого избирательного права при тайном голосовании. Следует отметить, что в ряде в областей (Ленингр-ской. Курганской), в краях (Ставропольском), городе федер-го значения Москве термин «администрация» заменен на термин «правительство», что отражает стремление этих субъектов РФ к уравнению своих государственно-правовых форм с республиканскими.

Судебная власть. Федер-е суды, конституционные (уставные) суды и мировые судьи субъектов РФ составляют единую судебную систему РФ. К федер-ым судам, действующим на территории субъектов РФ, относятся верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федер-го значения, суды автономной области и автономных округов; районные суды; федер-е арбитражные суды округов; арбитражные суды субъектов РФ. К судам субъектов РФ относятся конституционные (уставные) суды субъектов РФ, мировые судьи, являющиеся судьями общей юрисдикции субъектов РФ.


2.              Баланс сил и баланс интересов в международных отношениях.

Общая угроза создает альянсы. Альянсы создаются для того чтобы, чтобы собрать военную мощь для отражения угрозы. В этой системе ни одно государство не обладает преимуществами. Ни одно государство не может выиграть войну, находясь под контролем. Если одно государство приобретает большую мощь, то более слабые объединяются для установления баланса сил,
Основные моменты теории: ограниченные цели, т.е. государства должны сохранять статус-кво; гибкие отношения (нет постоянных партнеров и постоянных врагов); инструменты балансирования, гл. образом политические и дипломатические, редко - военные. Теория баланса сил показывает, каким будет поведение государств в том случае, когда одно или коалиция нескольких из них достигнут мощи, значительно превосходящей мощь остальных. Дисбаланс сил появляется, если в системе одно государство или коалиция обладает значительно большей силой, чем другое сильнейшее государства или коалиция этой системы. В ответ на подобную ситуацию остальные государства системы начинают наращивать свою силу и/или заключают друг с другом союз, направленный против усиливающего государства (коалиции), т.е. стремятся уравновесить возросшую силу одного совокупной силой коалиции. Др. словами они реагируют прежде всего на силу, которая включает военные и экономические возможности, природные ресурсы., население. Баланс сил нельзя  рассматривать как абсолютное равенство противостоящих систем, Следует помнить, что государство сильное в одной сфере (например, военной и т.д.) может оказаться слабым в др. (экономика, энергетика, торговля). Поэтому оценка действительной силы предполагает учет не только преимуществ, но и сферы уязвимости. Концепция интереса государства определяется с точки зрения мощи государства. Главная задача государства - сохранить мощь, умножить ее и продемонстрировать. Составляющий мощи: вооруженные силы, размер территории государства, природа границ, размер населения, наличие (отсутствие) природных ресурсов, экономика, политическая стабиданость, национальный дух Н-искусство дипломатия. Главный "интерес" государства как явления состоит в том, чтобы сохранить целостность общества и обеспечить функционирование общества. Классификация государственных "интересов"С точки зрения носителей того или иного интереса различаются интересы государственные (одного государства) ;интересы групповые (нескольких государств, в том числе государств одного цивилизационного типа);интересы международного сообщества в целом (общечеловеческие).Соответственно интересы государственные можно подразделить на: интересы внутреннего развития (внутренние); интересы государства как субъекта МО (внешние). При этом следует принимать во внимание: 1) условность самой классификации; 2) возможность трансформации интересов из одного вида в другой; 3) существующие зачастую различия между объективным интересом и тем, как он понят, осознан, сформулирован и подается вовне; 4) одновременное присутствие многих видов интересов в каждой практической (даже очень узкой) сфере отношений.
Национальный интерес-осознание и отражение в деятельности лидеров потребностей государства, В основе понятия нац-государ, интереса лежат географические, культурные, политические и экономические факторы. Составные элементы нац-государ. интереса: военная безопасность-защита гос-го суверенитета, конституц-го строя и системы ценностей; благосостояние страны и его населения- экономическое процветание; безопасное и благоприятное международное окружение, т.е. военные, экономические, политические, территориальные, духовные. За каждым государством стоит совокупность самых разнообразных интересов, вся сфера межгосударственного общения предстает как столкновение, поглощение, состыковка и переплетение интересов. Сегодня многие государства начинают осознавать, что их внутренние и внешние государственные интересы становятся неотделимыми от общечеловеческих интересов, (пример в экологической сфере). Идет осознание не только национальных интересов, но и общих интересов международного сообщества (чему способствуют также и глобальные проблемы человечества).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12