рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Ответы на билеты по курсу "национальная безопастность" рефераты

2.             Военная безопасность государства: сущность, структура и пути обес­
печения в постконфронтационную эпоху.

Военная безопасность (ВБ) - это защищенность    ЖВИ личности, общества, государства в оборонной сфере от

внутренних и внешних угроз. Обеспечение ВБ (ОВБ) РФ является важнейшим направлением деятельности гос-ва. Главные цели ОВБ - предотвращение, локализация и нейтрализация воен. угроз РФ. Нац. интересы РФ в военной сфере заключаются в защите независимости России, ее суверенитета, гос. и территор. целостности, в предотвращении военной агрессии против РФ, ее союзников, в обеспечении условий для мирного, демократического развития гос-ва. Стратегическая цель ОВБ - создание и поддерживание такого политического, международного и военно-стратегического положения страны, которое бы исключало возможность любого гос-ва ослабить роль и значение РФ как субъекта международных отношений, изменит вектор ее социально-экономического развития, нанести ущерб ее национальным интересам. Военная опасность - состояние, характеризующееся существование потенциальной возможности применения венной силы против гос-ва для достижения политических и иных целей. Военная угроза - реально обозначившееся намерение одной из сторон применит военную силу. Для достижения стратегической цели ОВБ РФ, прежде всего, требуется определить критерии безопасности и РФ и их пороговые значения. Основные направления ОВБ: - создание благоприятных внешнеполитических условий для обороны страны; - определение приоритетных национ. интересов; разведывательная и контрразведывательная дея-ть; - создание нормативно-правовой базы; - подготовка территории страны к обороне и др. Система ОВБ - это механизм, преобразующий принятую гос-м стратегию в области военной безопасности в скоординированную деятельность конкретных ведомств, организаций, общественных объединений и граждан на основе действующего законодательства. Её роль - жестко увязывать нац. интересы, ценности и цели РФ с полит.курсом гос-ва, различного рода угрозам военного характера, а также их реализации военными и полит, методами. Основу системы составляет военная организация гос-ва (войска, силы и средства силовых министерств и ведомств РФ, гарантирующие возможность и способность нейтрализовать угрозы в воен.сфере). Элементы системы: 1.Управленчнский компонент (высшие органы го-го и военного управления Президент, его администрация, Совет Безопасности и др.). 2.Силовой компонент (ВС РФ, другие войска и воинские формирования и органы). 3.Обеспечивающий компонент (промышленный и научный комплекс страны., военная инфраструктура, система нормативно-правового и финансово-экономического обеспечения, структуры внешнеполитического и внутриполитического обеспечения).

Пути обеспечения: а) разработка и последовательное проведение реалистического военно-политического курса, б) повышение уровня социально-экономического развития, в) укрепление военной организации гос-ва исходя из военных угроз его национальным интересам. Этому будет способствовать: 1. Совершенствование деятельности органов и структур гос. власти по ОББ РФ (создание эф. механизма по анализу военно-полит. обстановки в мире и вокруг РФ, анализ уровня возможных военных опасностей и угроз и выработка практических мер по их предотвращению, определение пороговых значений военной безопасности и др.). 2.Совершенствование законодательной базы (ускорить принятие закона «О ВС РФ», изменения в УК РФ, ГК РФ и др.) 3. Ре формирование ВС РФ (создание высокооснащ,, обладающих достаточным потенциалом сдерживания, отвечающих современным требованиям профессиональной и морально-психологической подготовки, боеготовых. компактных и мобильных ВС оптимального состава, структуры и численности). Деление армии на два компонента: 1-Стратегические ядерные силы - «Силы сдерживания» (ракетные войска стратегического назначения, морские стратегические ядерные силы и авиационные стратегические ядерные силы). 2. «Силы общего назначения» (вы с око мобильные соединения и части постоянной готовности, укомплектованные на контрактной основе, оснащенные эффективным оружием и военной техникой),

Билет №15

1.  Проблемы приоритетов во внешней политике России.

Значимым направлением международной политики на протяжении десятилетий является разоружение. РФ внесла огромный вклад в поддержание стратегической стабильности в мире. Между тем на фоне такой острейшей угрозы, как международный терроризм, ключевые вопросы разоруженческой тематики фактически выпали из глобальной повестки, в то время как говорить о конце гонки вооружений преждевременно. До сих пор не обеспечены гарантии не вывода оружия, в том числе и ядерного, в космос Существует потенциальная угроза создания и распространения ядерных зарядов малой мощности Кроме того, в средствах массовой информации, в экспертных кругах уже обсуждаются планы использования межконтинентальных баллистических ракет с неядерными боеголовками. Пуск такой ракеты может спровоцировать неадекватную реакцию со стороны ядерных держав, включая полномасштабный ответный удар с использованием стратегических ядерных сил, Современная российская внешняя политика опирается на принципы прагматизма, предсказуемости и верховенства международного права. Россия заинтересованно работает над вопросами реформирования СНГ, Очевидно, что Содружество помогло без особых потерь пройти период становления партнерских отношении между вновь образованными молодыми государствами, сыграло свою позитивную роль в сдерживании региональных конфликтов на постсоветском пространстве Из опыта СНГ выросло и несколько продуктивных инициатив экономического сотрудничества (Союзное государство с Белоруссией, ЕврАзЭС, Единое экономическое пространство). Содружество стало хорошей основой и для формирования Организации Договора о коллективной безопасности. В эту структуру вошли страны, по-настоящему заинтересованные в тесном военно-политическом взаимодействии. В качестве перспективного проекта выделяется укрепление общего гуманитарного пространства. Оно имеет не только богатую историческую и человеческую основу, но теперь уже и новые социально-экономические предпосылки. На пространстве СНГ" идет непростой, но активный поиск оптимальных моделей взаимодействия. И Россия готова прямо и ясно заявить о желательном для нас конечном результате такого поиска: это создание оптимальной экономической системы, которая обеспечивала бы эффективное развитие каждого из ее участников, Отношения с нашими ближайшими соседями были и остаются важнейшим направлением внешней политики Российской Федерации.

Взаимодействие с другими партнерами. Крупнейший из них - Европейский союз, Наш постоянный диалог, с ЕС создает благоприятные условия для взаимовыгодных экономических связей и расширения научных, гуманитарных и иных обменов. Совместная реализация концепции общих пространств является важным элементом всего общеевропейского развития. Особое значение для РФ и для всей международной системы имеют отношения России с Соединенными Штатами Америки, с Китайской Народной Республикой, с Индией, а также с быстро набирающими силу странами Азиатско-Тихоокеанского региона, Латинской Америки и Африки.. И мы готовы предпринимать все новые шаги для расширения рамок и сфер взаимодействия с этими государствами, а также укреплять сотрудничество в обеспечении глобальной и региональной стабильности, наращивать объемы взаимной торговли, инвестиций, развивать гуманитарные связи. Кроме того, в условиях глобализации, когда определяется новая международная архитектура, кардинально возрастает и роль Организации Объединенных Наций. Это самый представительный и универсальный мировой форум, и он продолжает оставаться несущей конструкцией современного мирового порядка. Очевидно, что основы этой всемирной организации закладывались совсем в другую эпоху, и ей, безусловно, нужна реформа. Для России, активно участвующей в такой работе, принципиальное значение имеют два момента. Первое - реформа должна повысить эффективность деятельности ООН, И второе - реформа должна получить максимально широкую поддержку членов этой организации. Без согласия в ООН трудно обеспечить и согласие в мире. И система Организации должна стать тем регулятором, который позволит совместно вырабатывать новый свод правил поведения на мировой арене, правил, адекватных вызовам нашего времени и столь необходимых сегодня в условиях глобализации.


2.              Совет безопасности Российской Федерации как важнейший орган го­
сударственной системы обеспечения национальной безопасности.

Правовую основу деятельности Совета Безопасности составляет Закон РФ «О безопасности» от 5 марта 1992 года и Указ Президента РФ от 2 августа 1999 года «Об утверждении Положения о Совете Безопасности РФ» (в ред. от 07.06.2004).

СБ является одним из основных органов подготовки и принятия решения Президентом РФ. Это конституционный орган института президентства, который осуществляет подготовку решений Президента РФ по вопросам стратегии развития РФ, обеспечения безопасности ЖВИ ЛОГ от внеш. и внут. угроз, проведения единой государственной политики в области обеспечения НБ


Задачи СБ: - обеспечение условий для реализации Президентом РФ его конституц. полномочий по защите прав и свобод человека я гражданина, охране суверенитета РФ, ее независимости и гос. целостности, организации взаимодействия органов гос. власти, определению основных направлений внешней и внутренней политики гос-ва; определение ЖВИ Л.О.Г. как основных объектов обеспечения НБ; выявления внеш. и внутр. угроз, безопасности этих субъектов; разработка основных направлений стратегии развитии государства, обеспечения НБ и конкурентоспособности РФ; подготовка предложений Президенту РФ для принятия решений по вопросам внутренней и внешней политики РФ в области обеспечения НБ: подготовка предложений по нейтрализации внутр. и внеш, угроз безоп. Л.О.Г.; подготовка оперативных решений и предложений по вопросам Чрезвычайных ситуаций, введении, продлении или отмене чрезвычайного положения; подготовка предложений по реформированию и созданию новых органов обеспечения НБ,

Основные функции СБ РФ: стратегическое планир., определение приоритетов нац. развития, формулир, средне- и долгосрочных целей, путей и средств обеспечения НБ страны; подготовка принципиальных реш. Президента РФ по ключевым вопросам текущей политики в области обеспечения НБ;

координация действий министерств и ведомств по выполнению решений Президента в области обеспечения НБ; анализ информации о функционировании системы обеспечения НБ; рассмотрение законопроектов и подготовка указов Президента РФ по вопросам НБ; вопросы деятельности межведомственных комиссий СБ и научного совета при СБ.

СБ состоит: Председатель СБ {Президент РФ); Постоянные члены СБ (Председатель Правительства РФ, директор ФСБ, министр иностранных дел, министр обороны, Секретарь Совета Безопасности); члены СБ (могут являться руководители федеральных министерств и ведомств, а также иные лица, назначаемые Президентом РФ), Межведомственные комиссии и аппаратСБ

Секретарь СБ назначается Президентом РФ, подотчетен только ему, организует работ;' СБ, руководит деятельностью аппарата СБ.

Заседания проводятся на регулярной основе, ко не реже одного раза в квартал. В случае необходимости могут проводиться внеочередные заседания СБ. Делегирование членами СБ своих полномочий др. лицам не допускается, Постоянные члены СБ обладают равными правами при принятии решений. Члены СБ принимают участие в его работе с правом совещательного голоса. Решение принимается простым большинством голосов постоянных членов СБ.

В выработке решений Президента участвуют межведомственные комиссии СБ, образуемые на функциональной или региональной основе. В пределах своей компетенции комиссии осуществляют предварительную межведомственную проработку и согласование, рассмотрение вопросов, после чего они могут выносится на рассмотрение СБ и утверждаются Президентом.

Аппарат СБ РФ является самостоятельным подразделением Администрации Президента РФ и имеет статус управления. Аппарат осуществляет организационно-техническое и информационно-аналитическое обеспечение деятельности СБ по реализации его полномочии в области безопасности личности, общества и гос-ва. Непосредственное руководство аппаратом СБ осуществляет Секретарь СБ. Сотрудники аппарата СБ назначаются на должность и освобождаются от должности руководителем Администрации Президента РФ по представлению Секретаря СБ.

Недостаток СБ РФ. в отличие от СНБ США не имеет координирующих и направляющих функций, а является чисто совещательным органом. Положительное: осуществляет функцию определения ЖВИ личности, общества, государства.

Билет №16

1.  Стратегия и приоритеты социальной политики в Российской Федера­
ции.

Стратегия социальной политики(ГП) определена в Конституции РФ в Статье 7.:

1.  РФ - социальное государство, политика которого направлено на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

2.  В РФ охраняются труд и здоровье людей, устанавливается минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Приоритеты СП в РФ исходят из системы государственных приоритетов, в настоящее время можно выделить следующие направления:

1.сфера труда и распределения доходов, 2.пенсионная система. 3.социальное страхование; 4.реформирование системы социальных услуг (образование, здравоохранение, жилищно-коммунальная сфера и др); 5.социальная помощь, 6.демографическая политика.

Для реализации приоритетных направлений СП РФ необходимо обозначить основной круг функций (то есть главных общественных задач, направлений) социальной политики,

Первая - обеспечение социальной устойчивости общества, социальной безопасности общества. Социальная структура может быть равной в разных обществах, она может качественно меняться в истории одного и того же общества в результате революций и революционных реформ. Но она должна обладать свойствами устойчивости и самовозобновляемости (динамичности), иначе данное общество разрушается, приходит в упадок, перестаёт существовать. Социальная структура должна быть настолько устойчивой, чтобы выдержать как внутренние, так и внешние опасности её разрушения и вместе с тем выносить в себе перспективу и потенциал качественного обновления путём реформ и революций. « Общество может более или менее полно удовлетворить притязания всех граждан на приличную жизнь лишь тогда, когда оно возлагает обязанность заботиться об этом на государство, лучше сказать, на социальное государство. »В.Брандт. Вторая - обеспечить политическую устойчивость власти. Такая устойчивость по разному достигается в обществах разного типа и в разных конкретных исторических, но суть всегда сводится к такому распределению реального участия социальных групп (и классов) в политических решениях, которое удерживало бы доминирующее влияние во власти того же самого господствующего класса. В противном случае меняется классовый тип власти и становятся неизбежными революционные преобразования. Среди этих преобразований опять таки приоритетным становится обеспечение политической устойчивости, но уже новой власти.

Третья - обеспечение такого распределения власти в хозяйстве (собственности), которое признавалось бы большинством справедливым, не требующим борьбы за передел. Президент России В.В.Путин обозначил свою политику по вопросам собственности. Нового передела собственности не будет - вот суть современной государственной социальной политики по данному вопросу. Оппозиционные силы, разумеется, отстаивают иную точку зрения, иначе понимают справедливость.

Четвёртая - налаживание такой системы распределения экономических ресурсов и экономического эффекта, которая более или менее устраивает подавляющее большинство населения. От распределения экономических ресурсов в решающей мере зависят материальные условия жизни людей в обществе, возможности решения проблем разных социальных групп. Инвестиции и их структура, уровень и дифференциация доходов, совокупный размер и структура ежегодных социальных расходов, условия и размеры социальной помощи и поддержки - эти и иные экономические параметры имеют социальный смысл и социальное предназначение.

Пятая - обеспечение обществом и государством необходимого и. достаточного уровня экологической безопасности.

Шестая - обеспечение обществом и государством необходимого и достаточного уровня социальной защищённости как населения в целом, так и каждой из его социальной групп.Социальная защищённость - одна из общественных ценностей, объективная положительная социально-психологическая оценка социальными субъектами данного конкретно-исторического общества как жизненной среды. Чувство социальной защищённости возникает и бывает устойчивым, если социальная группа или население в целом осознают, что социальные риски целенаправленно понижаются обществом и государством до степени, когда они не могут существенно нарушить нормальное общественное положение.

2.              Основные компоненты государственной системы обеспечения безо­
пасности в России.

Система обеспечения НБ РФ (СОНБ) - широкий комплекс различных государственных и негосударственных институтов, образований, органов и организаций, действующих в интересах обеспечения необходимого уровня его социально-политической, экономической, оборонной, информационной, технологической, экологической и других сфер безопасности. СОНБ создается в целях реализации жизненно важных интересов личности, общества и государства с учетом и на основе взаимозависимости социальных, экономических, политических, экологических, технологических, информационных, военных, культурных и других факторов, на соответствующих им потенциалах.

Президент РФ разрабатывает общие принципы и направления политики НБ на основе предоставленных ему законом полномочий и формулирует их в ежегодных посланиях Фед. Собранию, Президент формирует и возглавляет Совет Безоп. РФ; утверждает военную доктрину, назначает и отзывает представителей России в иностранных государствах и международных организациях. Он возглавляет всю СОНБ РФ. Президент через основные органы обеспечения НБ осуществляет руководство повседневной деятельность по обеспечению НБ.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12