Реферат: Наука в контексте культуры
хотар,
читавший гимны, призванные умилостивить богов и привлечь их к участию в жерт-
ве;
удгатар, сопровождавший жертвоприношение песнопениями; адхварью,
непросредствен-
но
совершавший жертвенный акт и произносивший священные формулы; и брахман,
следив-
ший
за точным исполнением ритуала и тем самым предотвращавший зло, которое
могло
возникнуть
от каких-либо упущений или неправильных действий. При этом, как единодуш-
но
указывают ритуальные тексты, хотар должен был декламировать гимны (рич)
"Ригведы",
удгатар
- исполнять песнопения (саман) "Самаведы", ахварью - произносить
магические
формулы
(яджус) "Яджурведы", а брахман как верховный жрец - знать все три
веды и исп-
равлять
случайные ошибки в их чтении" ("История всемирной литературы",
т.1, М., 1983,
с.211).
Такова уже сложившаяся структура ритуала, в которой каждый жест значим, каж-
дый
жест несет большую магическую и онтологическую нагрузку (ведь, как
утверждается
в
брахманах, мир существует только благодаря жертвоприношениям и малейшая
ошибка в
ритуале
может привести к необратимым последствиям). Однако изначально это было не
так.
Сначала, когда канон "Ригведы" только формировался, гимн являлся
произведением
находящегося
в экстазе певца, что можно явно проследить по текстам. Однако поэтичес-
кое
вдохновение - великий дар, требующий от человека отказа от себя, от своей
конеч-
ности
и растворения в надличностных пространствах ноосферы, что очень точно отметил
в
"Ионе" Платон, утверждавший, что поэт не ведает, что творит, и не
знает, какая си-
ла
водит его рукой. При этом, как прекрасно осознавали творцы
"Ригведы", необходимо
очень
тщательно и аккуратно готовить свое ego к тому, чтобы вызвать действие этой
силы,
чтобы обрести желаемое вдохновение. Эта традиция и явилась, видимо, одним из
истоков
стремления практически всех индийских религиозно-философких школ
"растворить"
личность
в вечном и неизменном Брахмане, и одновременно очень раннего осознания
древнеиндийскокй
культурой самого понятия личности.
На этом моменте хотелось бы остановиться особо. В западноевропейской культуре
по-
нятие
"личность" появляется довольно поздно и является элементом
христианского миро-
ощущения.
Античность понятия личности практически не знала - Платон в своем знамени-
том
диалоге "Государство" рассматривает человека как частицу огромного
государствен-
ного
тела, частицу, для которой благо государства является высшим благом, и с кото-
рой
для достижения этого блага можно делать все, что угодно, даже не спрашивая
ее
согласия.
Осознание индийской традиции приходит в западноевропейскую культуру поздно
-
лишь в ХIX веке, когда многие писатели и философы находят в индийской культуре
ос-
нования
своего экзистенциального опыта. Нам думается, что такое различие в мировосп-
риятии
индийской и западноевропейской цивилизации связано с двумя типами взаимо-
действия
архаического человека с космосом: магией и религией. Если античная культура
религиозна
и делает акцент во взаимоотношениях человека и бога на боге, подчиняет
человека
воле богов, то индийская культура магична и позволяет человеку, постигшему
таинство
магических формул, воздействовать на мир по своей воле, дает ему в руки
власть
над миром.
ЛЕКЦИЯ 12: НАУКА В КУЛЬТУРЕ ДРЕВНЕЙ ИНДИИ
Лекцию о древнеиндийской науке мы начнем по традиции с изложения
древнеиндийского
восприятия
пространства и времени. Исходя из всего сказанного о типе индийской мен-
тальности
можно предположить, что индийскому мышлению присущ ярко выраженный цикли-
ческий
тип отношения ко времени. Линейность в этой череде циклов создает лишь усилие
человеческой
воли, прорывающейся сквозь цикличность сансары к вечному покою освобож-
дения.
Древнеиндийская хронологическая модель чем-то напоминает древнекитайскую: те
же
громадные цифры и то же тяготение к "циклу в цикле". "Единицей
измерения наимень-
шего
цикла является юга - "век". Юга предваряется и сопровождается
"зарей" и "сумер-
ками",
которые соединяют "века" между собой. Полный цикл, или махаюга,
состоит из
четырех
веков не равной продолжительности, причем начинается с самого длительного, а
заканчивается
самым коротким. Так, первый "век" - критаюга - длится 4000 лет,
плюс
"заря"
- более 400 лет, и "сумерки" столько же; затем идут третаюга - 3000
лет, два-
параюга
- 2000 лет, и калиюга - 1000 лет (плюс, соответственно, "зори" и
"сумерки").
Следовательно,
махаюга продолжается 12000 лет. Последовательному сокращению длитель-
ности
каждой новой юги соответствует сокращение длительности человеческой жизни, со-
провождающееся
падением нравов и ослаблением разума ... Переход от одной юги к дру-
гой
происходит, как мы уже видели, в "сумерках", которые знаменуют собой
декрещендо
даже
внутри каждой юги, каждая из которых заканчивается периодом теней. По мере при-
ближения
к концу цикла, то есть к четвертой, и последней, юге, "тени"
сгущаются.
Последняя
юга - та, в которой мы сейчас живем, - называется, кстати, калиюга - "век
тьмы".
Полный цикл заканчивается "распадом" - пралайя, - который повторяется
еще бо-
лее
радикальным образом - махапралайя ("великий распад") - в конце
тысячного цикла"
(Элиаде
М. "Космос и история", М., 1987, с.108-109). Позднее
"двенадцать тысяч лет
махаюги
стали считаться "божественными годами", каждый из которых длился 360
(обыч-
ных)
лет, что в сумме дает 4 320 000 лет одного космического цикла. Тысяча подобных
махаюг
составляют одну кальпу; четырнадцать кальп составляют одну манвантару. Одна
кальпа
равна одному дню жтзнт Брахмы, другая кальпа - одной ночи. Сто этих лет Брах-
мы
составляют его жизнь, но и столь большая продолжительность жизни Бхармы не
исчер-
пывает
времени, так как боги не вечны, а космические сотворения и разрушения продол-
жаются
до бесконечности" (Элиаде М. "Космос и история", М., 1987,
с.109).
Концепция времени в буддизме в общих чертах повторяет общеиндийскую. Но на
цикли-
ческую
модель здесь налагается еще линейная регрессивная модель, проявляющаяся, нап-
ример,
в последовательном сокращении времени человеческой жизни. "Так во
времена
первого
Будды, Випассиа ... человеческая жизнь продолжалась 80 000 лет, во времена
второго
Будды, Сикхи, ... - 70 000 лет и так далее. Седьмой Будда, Гаутама, появля-
ется
лишь тогда, когда жизнь человеческая сократилась до ста лет, то есть до крайне-
го
предела. (Мы найдем тот же мотив в иранских и христианских апокалипсисах)"
Если мы обратимся к древнеиндийским календарям, то здесь столкнемся с
достаточно
сложной
и неоднозначной ситуацией. В ведийскую эпоху в Индии было пять календарей:
календарь
со звездным годом из 324 дней - 12 месяцев по 27 дней каждый; календарь со
звездным
годом из 351 дня - 13 месяцев по 27 дней каждый; стандартный лунный кален-
дарь
- 6 месяцев по 30 дней и 6 месяцев по 29 дней; гражданский календарь с годом из
360
дней - 12 месяцев по 30 дней; календарь с годом 378 дней. Для приведения
этих
календарей
в соотвествие с реальностью между годами периодически делались вставки по
9,
12, 15, 18 дней. Большинство календарей служило нуждам культа, наиболее точным
был
гражданский
календарь со вставкой в 21 день каждые четыре года. Средняя продолжитель-
ность
года в такой модели равнялась 365,25 дня. Названия дней недели в древнеиндийс-
ких
календарях произошли от названия светил: "воскресенье - адитья-вара (день
Солн-
ца),
понедельник - сама-вара (день Луны), вторник - мангала-вара (день Марса), среда
-
будха-вара (день Меркурия), четверг - брихаспати-вара (день Юпитера),
пятница -
Шукра-вара
(день Венеры), суббота - шанайшчара-вара (день Сатутна)" (Г.М.Бонгард-Ле-
вин
"Древнеиндийская цивилизация")
Теперь уместно сказать несколько слов о древнеиндийской астрономии. Прежде
всего
бросается
в глаза практически полное отсутствие астрологических работ, столь харак-
терных
для древнекитайской культуры. Это связано с общим строем древнеиндийского ми-
роощущения:
человек в Древней Индии воспринимался не как пассивный свидетель мировой
драмы,
по косвенным признакам пытающийся догадаться о следующем акте, а как один из
творцов
этой драмы, активно влияющий на ее ход. Отсюда надобность в астрологических
предсказаниях
отпадала. Собственно же астрономия сформировалась в Индии достаточно
поздно
и несла на себе отчетливо выраженные следы греческого влияния.
Индийская математика в соответствии с общей установкой древнеиндийской
культуры
возникает
из нужд культа. "Алтари ориентировались по сторонам света: основания их
строились
по точно установленным фигурам, например равнобедренным трапециям с задан-
ными
соотношениями сторон. Между основаниями алтарей соблюдались соотношения двух
видов:
либо основания были подобны, а площади относились, как первые числа натураль-
ного
ряда, либо основаниями алтарей служили равновеликие по площади, по различные по
форме
многоугольники". При этом возникала потребность в решении различных
геометри-
ческих
задач: "построения прямого угла, квадрата, целочисленных прямоугольных
треу-
гольников,
получения из последних, удвоения, утроения данного квадрата, преобразова-
ние
квадрата площади (a) в квадрат площади (n*a), преобразования прямоугольника
в
равновеликий
квадрат и некоторых других. Была известна и теорема Пифагора". Однако
стиль
мышления древнеиндийской математики был не геометрическим, а, скорее, алгеб-
раическим.
Поэтому в отличие от греческой индийская математика спокойно относилась к
иррациональности
и вычисляла корень из 2 с точностью до шестого знака. Если совре-
менная
геометрия имеет свой исток в Древней Греции, то арифметика берет начало в Ин-
дии.
Столь привычная для нас десятичная позиционная система счисления индийского
происхождения.
Индийские математики также сделали первые шаги в создании символичес-
кой
алгебры, а также разработали некоторые чисто алгебраические методы решения
задач.
Интересной
особенностью индийских математических текстов является то, что многие из
них
писались стихами, так же, кстати, как и некоторые натурфилософские
сочинения
других
народов древности. Это связано с тем, что мышлению народов древности была
свойственна
некая целостность, которой иногда так недостает современной культуре,
разбившей
целое на множество осколков и занимающейся скрупулезным разглядыванием
каждого
из них. Для человека древних культур математика и поэзия не были разнесены
по
разные стороны пропасти, они говорили об одном, но каждая на своем языке.
Индийская медицина во многом близка китайской. Согласно ее представлениям,
чело-
веческий
организм состоит из сочетания трех первоэлементов: ветра (ваю), желчи (пит-
та)
и флегмы (капха). В соответствии с идеей изоморфизма микро- и макрокосма,
каждый
из
этих элементов воплощает свое начало: ветер - движение, желчь - огонь и флегма
-
размягчение.
Болезнь трактуется как нарушение равновесия между этими элементами и
чрезмерное
преобладание одного из них. При выборе способа лечения достаточно большое
внимание
уделялось наряду с прочими факторами и климату места, в котором жил больной,
и
смена места жительства рассматривалась как один из способов лечения. Здесь
тоже
можно
услышать отголоски китайских идей (вспомните о геомантии).
Особое место занимала в структуре древнеиндийской науки лингвистика. Связано
это
было
с глубоким пиететом перед устной речью, присущим древнеиндийской культуре. Как
вы
помните, в философской школе мимансиков утверждалось, что естественное
существо-
вание
мира поддерживается благодаря жертвоприношениям, что жертвоприношение является
как
бы фундаментом мира, мировой осью. В жертовоприношении же важнейшая роль
отводи-
лась
произнесению магических формул, священных текстов. Роль произносимого голосом
текста
отчетливо видна при обучении, в котором заучмвание составляло очень сущест-
венный
элемент. Недоверие к записанному слову является важной характеристикой древ-
неиндийской
ментальности. "Письменность, появившаяся в Индии около I тысячелетия до
н.э.,
долгое время использовалась лишь для хозяйственных и юридических целей. Вся
духовная
культура - религиозная поэзия, философия, литература и наука - передавались
устно.
Даже в более позднее время, когда письменность получила широкое распростране-
ние,
мнемоника продолжала быть главным средством хранения информации. Чтение по на-
писанному
тексту, например, считалось позорным как один из "шести недостойных спосо-
бов
чтения" (Культура Древней Индии, с. 373).
Из множества проблем, поставленных индийской лингвистикой, - хотелось бы
остано-
виться
на учении о спхоте. Индийская философская мысль достаточно хорошо понимала,
что
звуки сами по себе не могут вызвать значение, поэтому слово существует в
двух
ипостасях:
как носитель звуков и как носитель значения. Спхота - это звук как носи-
тель
значения. В отличие от совокупности звуков спхота не связана со временем и не-
делима.
"Спхота - это слово, помещенное в уме" (Культура Древней Индии,
с.377) -
утверждал
один из крупнейших лингвистов Индии Бхартрахари. Спхота чем-то напоминает
платоновскую
идею, являющуюся неделимой сущностью вещи. Позднее индийские лингвисты
выразили
эту связь еще более отчетливо, говоря о спхоте звука, спхоте предложения и
даже
спхоте целого текста.
ЛЕКЦИЯ 13: КУЛЬТУРА ДРЕВНЕЙ ЯПОНИИ
Мы упустим в разговоре о Востоке что-то очень существенное, если, обратившись
к
Индии
и Китаю, обойдем стороной японскую культуру, вызывающую сейчас настороженный и
даже
несколько болезненный интерес не только философов и культурологов, но также и
политологов,
экономистов, журналистов, бизнесменов, т.е. людей "сегодняшнего
дня".
Мы,
однако, будем говорить не о феноменальных экономических успехах Японии,
недающих
спокойно
спать деловому человеку Запада, а об общем строе японской культуры, типе
японской
ментальности, во многом определившим, кстати, и эти экономические успехи.
Некоторые
характерные особенности японской культуры неожиданным образом проясняются
при
обращении к культуре русской: два совершенно различных на первый взгляд
мироощу-
щения
оказываются обладающими важным сходством. Если такие культуры как китайская,
индийская,
египетская начинали с tabula rasa и преобразовывали хаос в космос, рас-
считывая
лишь на собственные силы, русская и японская культуры сформировались доста-
точно
поздно в уже освоенном другими культурном пространстве и были долгое время
старательными,
но одновременно и своенравными ученицами: Россия - Византии, Запада,
Азии;
Япония - Китая и Кореи. Отсюда такая чуткость обеих культур к инокультурному
многоголосию,
их предельная открытость, умение слушать и слышать. Я думаю, что имен-
но
эта черта русской ментальности позволила Достоевскому в знаменитой Пушкинской
ре-
чи
говорить о "вселенской миссии" русского народа, в культуре которого
голоса туман-
ного
Альбиона и томные напевы Бахчисарая органично сплелись с плавным течением рус-
ских
сказок. Однако для России, в отличие, например, от античности, характерно
стрем-
ление
делать своим чужое, чем навязывать свое. То же можно сказать и о Японии. Инте-
ресно,
что христианские миссионеры, хлынувшие в Японию в конце XVI века, встретили
настолько
доброжелательное отношение, христианство стало распространяться настолько
быстро
(через 30 лет после прибытия первых христианских проповедников в Японии нас-
читывалось
уже 150 тыс. христиан, 200 церковных храмов и две семинарии), что это
стало
грозить серьезным "потрясением основ" и японские императоры вынуждены
были за-
конодательно
запретить христианство и начать гонения на христиан. В Китае же усилия
миссионеров
встретили активное "сопротивление материала" и проповедь
христианства
там
практически не имела успеха. Однако при такой "легкости на
подъем" японская
культура
сохраняла и глубокую приверженность традиции: культурные интуиции других
народов
трансформировалась, на них надевался японский костюм и они превращались в
органическую
часть японского понимания мира. Такой свободе обращения в большой сте-
пени
способствовало и островное положение Японии, - море надежно защищало Страну во-
сходящего
солнца от внешней экспансии и давало возможность проводить желаемую внеш-
нюю
политику без особых последствий. Японская культура прошла несколько
совершенно
различных
стадий своего развития: утонченный эстетизм периода Хэйан - эпохи господс-
тва
родовой аристократии (IX - XII вв.) - сменился строгой религиозностью эпох
Кама-
кура
и Муромати - периода, в котором власть принадлежала суровому самурайскому сос-
ловию
(XII - XIX вв.), та, в свою очередь, уступила место рационализму приходящей к
власти
буржуазии. Однако черты, придающие японскому типу миросозерцания неповторимое
своеобразие,
оставались при этом неизменными, - просто в различные эпохи одни из них
прорисовывались
ярче других.
Если посмотреть, из каких составляющих складывается интонационное
богатство
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
|