Реферат: Наука в контексте культуры
щих.
Здесь полная аналогия с нашим ребусом, только если в современной культуре ребус
является
искусственно придуманным развлечением, то у египтян он составлял саму ткань
языка.
Одновременно этот же знак использовался как детерминатив в словах, обозначаю-
щих
какое-либо здание или помещение: "комната", "интерьер",
"канцелярия" и др.
Иероглиф,
обозначающий сидящего мужчину, мог быть как идеограммой, обозначающей мес-
тоимение
первого лица единственного числа "я", "мой", так и
детерминативом после
слов,
обозначающих какого-либо человека: "сын", "делающий",
"придворный"и т.д.
Важной особенностью египетского письма является его безгласность. Эта
особенность
отличает
также древние семитские системы письма (финикийское, древнееврейское, ара-
мейское),
что связано с особой ролью согласных в них. Выразителем понятия в этих
системах
является только согласный корень, гласные звуки характеризуют лишь грамма-
тическую
форму. Рассмотрим следующий пример. Арабский корень fsm является носителем
понятия
"отделять": fasema - "он отделил", yefasm -
"отдели", "пусть он отделит";
fasemo
- "отделение". Как видно, носителем понятия являются только три
согласные,
гласные
же несут грамматическую нагрузку. В египетском языке наблюдается аналогичная
ситуация,
а т.к. каждая идеограмма выражает вполне определенное понятие, в гласных
звуках
не возникает необходимости.
Обратимся теперь непосредственно к египетской науке. Пожалуй, наибольших
достиже-
ний
в ней добилась медицина, которая пользовалась широким признанием в ойкумене.
При
дворе
владыки той или иной соседней с Египтом страны часто можно встретить египетс-
кого
медика. По словам Геродота, персидский царь Кир просил у фараона Амасиса
"луч-
шего
в целом Египте" глазного врача. К V в. до н.э. в египетской медицине уже
при-
сутствует
строгая специализация: каждый врач лечит только одну болезнь. Египетская
медицина
соединила практический опыт многих поколений врачей с детально разработан-
ной
магической практикой. Считалось, что причиной болезни являются злые демоны,
про-
никающие
в сердце человека. Для того, чтобы избавиться от них, использовались лекар-
ства
и заклинания. Основными медицинскими текстами Древнего Египта были большой ме-
дицинский
папирус Эберса и хирургический папирус Эдвина Смита (папирусы названы име-
нами
ученых, которые первыми начали их изучать). Папирус Эберса, датируемый XVI
в.
до
н.э., имеет 20.5 м. в длину и составлен из 108 листов, склеенных вместе.
Трактат
включает
в себя выдержки более чем из 40 медицинских текстов. Наряду со средствами
лечения
самых разнообразных болезней папирус содержит советы, как спастись от укусов
насекомых
и крупных животных, в нем имеется косметический раздел, в котором излага-
ются
способы избавиться от морщин, изменить цвет кожи, удалить родинки, окрасить во-
лосы,
усилить их рост и т.д. Там приводятся также рецепты различных лекарств, делаю-
щихся
обычно в виде настоев на молоке, меде, пиве. В некоторые лекарства входят до
37
различных частей. Иногда их состав вызывает сильное недоумение и даже
омерзение:
1/32
часть хвоста мыши с медом, человеческий мозг с медом, протухшее мясо, испорчен-
ный
жир, выделения из свиных ушей и т.д. Смысл использования таких лекарств
объяс-
нялся
магией. Считалось, что зловонные вещества должны были удалить поселившегося в
теле
человека демона болезни. Не случайно в одном из медицинских папирусов есть та-
кая
строка: "Ступай прочь из моего тела, или я заставлю тебя есть
экскременты".
Сладкие
же и пахучие вещества должны были привлекать добрых духов в тело больного.
Одним
из наивысших достижений египетской медицины было приведенное в конце папируса
Эберса
учение о кровеносных сосудах, пульсе и сердце. В тексте указывалось, с чем
связан
каждый из 22 сосудов, отходящих от сердца, и какова его роль в различных бо-
лезнях.
Египетская система счисления более примитивна, чем у вавилонян, и напоминает
рим-
скую.
Это чисто десятичная система. Приведем несколько примеров:
Сложение таких чисел не представляет трудности, так же как и удвоение,
являющееся
частным
случаем сложения. Но умножение натуральных чисел производится по достаточно
любопытной
схеме: множитель представляется в виде совокупности последовательных уд-
воений,
проделанных нужное число раз. В одном из папирусов приводится следующая про-
цедура
умножения 12 на 12: сначала 12*2=24, потом 24*2=48 (т.е. 12*4=48), потом
48*2=96
(12*8=96), а потом 12*12=94+48=144, т.е. 12*12=12*2*2+12*2*2*2. Такой способ
умножения
стал основой всего египетского счета и даже в греческих школах эллинисти-
ческого
времени назывался "египетским счетом". Деление египтяне
рассматривали как
умножение
в обратном направлении. Так, например, требование разделить 1120 на 80
звучало
так: умножай 80, пока не получишь 1120. Вообще, египетская математика оказа-
лась,
видимо, менее развитой, чем вавилонская и ее, так же как и вавилонскую, нельзя
назвать
наукой в строгом смысле слова: это, скорее, была система практических навы-
ков,
приводящая к правильным результатам. Египетский писец действовал по освященной
веками
схеме и именно этот освященный древностью опыт, а не рациональные критерии,
придавали
ей статус истинности.
Египетская астрономия, в отличие от вавилонской, была тесно связанной с
культом.
Путешествие
бога Ра в подземном царстве длилось двенадцать часов и каждый час харак-
теризовался
положением звездного неба, которые были высшими достижениями египетской
астрономии.
ОРИЕНТИРЫ:
1.
Умножьте 10 на 6 в египетской системе счета.
2. С
течением времени путем отпадения неустойчивых форм в египетском языке выдели-
лись так называемые "алфавитные иероглифы", в которых одному
иероглифу соответст-
вовал только один звук. Почему же египтяне не оставили только их, отбросив
все
остальное, почему египтяне, стоя на порогое открытия алфавита, не
переступили
этот порог ?
ЛЕКЦИЯ 8: НАУКА В КУЛЬТУРЕ ДРЕВНЕГО КИТАЯ
Наука древнего и средневекового Китая так же необычна для европейца, как и
вся
древнекитайская
культура. Однако если, ведя разговор о Месопотамии или Египте, мы
могли
говорить лишь о "преднауке", "протонауке", т.е. об
обрывках полуэмпирических
знаний
в различных областях, не объединенных в единую систему, то китайскую науку
можно
уже рассматривать как науку в полном смысле этого слова, т.е. как четко струк-
турированную
систему знаний, подчиняющуюся единой методологии. Интересно сопоставить
структуру
древнекитайской науки со структурой науки средневековой Европы. Средневе-
ковье,
следуя античной традиции, выделяло семь научных дисциплин, семь
"свободных
искусств":
гуманитарный "тривиум", состоящий из грамматики, диалектики и
риторики, и
математический
"квадривиум", включающий в себя арифметику, музыку, геометрию и аст-
рономию
(Интересно, что музыка в средневековье относилась к математическим дисципли-
нам,
и подлинным музыкантом считался не тот, кто умел играть на каком-либо инстру-
менте,
а тот, кто мог связать законы музыкальной гармонии с числовыми закономернос-
тями).
Методом, превращающим все эти дисциплины в единое целое, была формальная ло-
гика,
созданная Аристотелем и транспортированная на средневековое сознание. Науки в
древнем
Китае подчинялись несколько иной классификации. Они подразделялись на качес-
твенные
и количественные. К качественным наукам относились медицина, алхимия, являю-
щаяся
в своей основе наукой о бессмертии, астрология, объясняющая социальные явления
исходя
из космических процессов, геомантия, связывающая благоприятное расположение
жилищ
и могил с особенностями ландшафта, и физика, напоминающая античную натурфило-
софию
и использующая магические схемы, а также идею соответствия микро- и макрокосма
для
анализа природных явлений. К количественным наукам относилась математика, носив-
шая,
в отличие от античности, не геометрический, а алгебраический характер, матема-
тическая
гармоника - наука пифагорейского типа, исследующая числовые закономерности
строения
музыкальных ладов, и математическая астрономия, также подчиняющая астроно-
мические
явления определенным числовым соответствиям. Стержнем, связывающим все эти
науки
в единое целое, была для китайской культуры очень необычная дисциплина - нуме-
рология,
заменившая в этом статусе аристотелевскую логику. Формальная логика как нау-
ка в
культуре древнего Китая практически отсутствовала - это было связано с явным
предпочтением,
отдаваемым идее сходства по отношению к идее различия и с вытекающей
отсюда
не любовью к строгим определениям, к фиксации четких границ понятия. Принцип
всеобщей
взаимосвязи, качественной эквивалентности всех вещей приводил в этой облас-
ти
иногда даже к парадоксам, воспринимаемым новоевропейским сознанием как
курьезы.
Так
Хуэй Ши (IV в. до н.э.) утверждал, что "у курицы три ноги": две
физические и еще
понятие
"нога", - не проводя качественного отличия между понятием и самим
предметом,
материализуя
идеальное и внося идеальное начало в материальное. Другим примером не-
развитости
формально-логического мышления является парадокс, приводимый Гунсунь Лу-
ном:
"Лошадь" без белого означает "лошадь". "Белое"
без "лошади" означает "белое".
Соединяя
"белое" с "лошадью", получаем сложное имя "белая
лошадь". Это составное
(белая
лошадь) именовать посредством несоставного (лошадь) недопустимо". Интересным
в
данном рассуждении является то, что автор счел неравенство объемов понятий
доста-
точным
условием для их противопоставления, видимо, не подозревая об отношении вклю-
чения.
Еще одной интересной особенностью китайского мышления является ситуация в
языке,
когда
один и тот же термин характеризует и элемент совокупности, и общее понятие
обозначающее
эту совокупность. "Например: "небо" (тянь) - это и элемент
космологи-
ческой
триады "небо, земля, человек" (тянь, жень, ди), и обозначение ее в
целом в
значении
"природа"; ... "фигура (телесная форма)" (син) - один из
элементов пятерич-
ного
набора чувственных качеств вещей, "вид, облик, фигура, звучание,
цвет" (мао,
сян,
син, шан, сэ), и обозначение суммы всех этих элементов ... "мажорный
лад" (люй)
-
элемент пары "минорный (инь) и мажорный (ян) лады" (люй, люй) и
общее обозначение
всех
ладов и т.д." Отмеченный факт имеет достаточно простую интерпретацию: из
сово-
купности
элементов выделяется главный - Х, а потом с ним отождествляется все осталь-
ные:
А = Х, В = Х, С = Х и т.д. - а после этого и сам класс. Такой процесс отождест-
вления
главного и общего назван нашими синологами генерализацией. Проявлений этому
достаточно
много: так "царь", например, часто выступает как синоним слова
"общество",
иероглиф
гун имеет значения как "публичный, общий", так и
"правительственный, глав-
ный",
термин "дао" поясняется в одном из трактатов с помощью числа 10000 -
в китайс-
кой
системе счета предельное число, высшая точка, "тьма" (вань). Последний
факт мо-
жет
быть пояснен следующим образом: любое число, большее единицы, можно
представить
и
как точку на числовой прямой и как множество. В конечном множестве из 10000
эле-
ментов
10000 может рассматриваться и как наибольший элемент множества ("Великий
Пре-
дел")
и как совокупность всех элементов ("дао"). Интересно, что в китайском
языке не
различаются
количественные и порядковые числительные. Отмеченная закономерность име-
ет
два аспекта: арифметический, когда обобщающий член соотносится с наибольшим
чис-
лом
в ряду членов, которые он обобщает, и геометрический, когда обощающий член
соот-
носится
с центральной позицией симметричной геометрической фигуры. Из таких фигур
характерны
линейные: троица, пятерица, а также двумерные: пятеричный "крест",
девя-
теричный
"квадарат" (3*3), пятнадцатиричный прямоугольник (3*5). Центральным
позици-
ям в
этих фигурах соответствуют числа 3,5,9,15, а их эквивалентам в центральных по-
зициях
являются обобщающие понятия.
В
этом моменте уже проявляется "нумерологическое" восприятие бытия,
когда процес-
сы
функционирования микро- и макрокосма определяются мистикой числовых
соответствий.
Здесь
опять можно указать на прямую аналогию с пифагорейством, однако спекуляции с
числами
находились на переферии античной мысли, а в Китае они заняли место в самом
центре.
Это объяснимо. Если доминантой мировозрения является идея о взаимосвязи всех
вещей,
необходим принцип, который пронизывал бы все бытие в целом, не оставляя лакун
и
пустот. Различные виды числовых закономерностей и представляют собой вариации
это-
го
принципа. Действительно, числовым законам подчиняется все в надлунном и
подлунном
мире:
астрономические явления, процессы в человеческом организме, музыкальная гармо-
ния
и т.д. Числа присутствуют в любой области бытия являясь как бы универсальным
эк-
вивалентом
всех вещей, своеобразной "валютой" космического мира. Другим видом
такой
"валюты"
являются символы, рассматриваемые как зрительно данные геометризированные
образы,
абстрагированные формы вещей. Отсюда и проистекает та взаимосвязь
"арифмети-
ческого"
и "геометрического" подходов, о которой мы уже упоминали выше.
Каждому зна-
чительному
процессу в микро- и макрокосме ставится в соответствие определенное число
и
геометрирческий образ. Так небесным явлениям соответствуют круг и троичность,
зем-
ным
- квадрат и двоичность. Связь тройки с кругом и четверки с квадратом
поясняется
тем,
что длина окружности приблизительно равна трем диаметрам, а периметр круга че-
тырем
(т.е. двум в квадрате) сторонам. Желание связать все наблюдаемые процессы с
априорно
заданными числовыми закономерностями будет отчетливо видно при более под-
робном
анализе каждой конкретной науки, но это явственно проступает и при анализе
структуры
древнекитайских текстов, подчиняющихся вполне определенным числовым и гео-
метрическим
закономерностям, задаваемым пространственным расположением иероглифов в
тексте.
Наиболее ярким примером нумерологической ориентации китайского мышления
является
трактат
"Ицзин" или "Книга Перемен" - книга, оказавшая громадное
влияние на всю дре-
внекитайскую
культуру, породившая громадное количество интерпритаций и толкований
и
являющаяся для китайской культуры чем-то вроде канонических текстов Священного
пи-
сания.
Основой "Книги Перемен" являются 64 гексаграммы, описывающие все
многообразие
космической
жизни и представляюшие из себя одновременно и философские символы и ма-
териал
для гаданий. Каждая гексаграмма состоит из шести расположенных одна под дру-
гой
горизонтальных черт. Черты бывают двух типов: длинные (-----),
характеризующиеся
терминами
"ян", "световые", "напряженные",
"девятки" и прерывистые (- - -), обозна-
чаемые
как "инь", "теневые", "податливые",
"шестерки". Нечетные позиции (1, 3, 5)
считаются
позициями света (ян), четные - позициями тьмы (инь). "По теории
"Книги Пе-
ремен"
весь мировой процесс представляет собой чередование ситуаций, происходящее от
взаимодействия
и борьбы света и тьмы, напряжения и податливости" (Ю.К.Шуцкий "Ки-
тайская
классическая "Книга Перемен", М., 1960, с. 22), и каждая из таких
ситуаций
символически
выражается одной из гексаграмм. Если "световая" черта находится
на
"световой"
позиции или "теневая" - на "теневой", такое расположение
называется "уме-
стностью
черт" и обычно рассматривается как благоприятное - сила света и сила
тьмы
обретают
здесь свое место. Приведем схемы, соответствующие полной неуместности черт
и полной уместности . Кроме этого, черты объединяются в группы, каждая из
которых
несет свою смысловую нагрузку. Так три верхние черты характеризуют внешнее,
отступление,
разрушение, три нижние - внутреннее, наступление, созидание. Пары черт
связаны
с тремя космическими потенциями: верхняя пара характеризует небо, средняя -
землю,
а нижняя - человека. Существует своя символика и у каждой из отдельных пози-
ций.
Приведем эту символику для общества, тела человека и тела животного:
позиция общество тело человека тело животного
6 совершенный человек голова голова
5 царь плечи передние ноги
4 придворный туловище передняя часть туловища
3 вельможа бедра задняя часть туловища
2 служилый голени заднии ноги
1 простолюдин ступни хвост
В
заключение приведем одну из гексаграмм и соответствующие ей гадательлные симво-
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
|