рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Реферат: Наука в контексте культуры рефераты

щих. Здесь полная аналогия с нашим ребусом, только если в современной культуре ребус

является искусственно придуманным развлечением, то у египтян он составлял саму ткань

языка. Одновременно этот же знак использовался как детерминатив в словах, обозначаю-

щих  какое-либо здание или  помещение:  "комната",  "интерьер",  "канцелярия"  и др.

Иероглиф, обозначающий сидящего мужчину, мог быть как идеограммой, обозначающей мес-

тоимение первого лица  единственного числа  "я",  "мой", так и  детерминативом после

слов, обозначающих какого-либо человека: "сын", "делающий", "придворный"и т.д.

   Важной особенностью египетского письма является его безгласность. Эта особенность

отличает также древние семитские системы письма  (финикийское, древнееврейское, ара-

мейское), что связано с  особой ролью  согласных в них.  Выразителем понятия  в этих

системах является только согласный корень,  гласные звуки характеризуют лишь грамма-

тическую форму. Рассмотрим следующий пример.  Арабский корень fsm является носителем

понятия "отделять":  fasema - "он отделил",  yefasm - "отдели",  "пусть он отделит";

fasemo - "отделение".  Как видно,  носителем понятия  являются только три согласные,

гласные же несут грамматическую нагрузку. В египетском языке наблюдается аналогичная

ситуация, а т.к. каждая идеограмма  выражает вполне определенное понятие,  в гласных

звуках не возникает необходимости.

   Обратимся теперь непосредственно к египетской науке. Пожалуй, наибольших достиже-

ний в ней добилась медицина, которая пользовалась широким признанием в ойкумене. При

дворе владыки той или иной соседней с Египтом страны  часто можно встретить египетс-

кого медика. По словам Геродота,  персидский царь Кир просил у фараона Амасиса "луч-

шего в целом Египте" глазного врача.  К V в. до н.э. в  египетской медицине уже при-

сутствует строгая специализация:  каждый врач лечит только одну болезнь.  Египетская

медицина соединила практический опыт многих поколений  врачей с детально разработан-

ной магической практикой. Считалось, что причиной болезни являются злые демоны, про-

никающие в сердце человека. Для того, чтобы избавиться от них, использовались лекар-

ства и заклинания.  Основными медицинскими текстами Древнего Египта были большой ме-

дицинский папирус Эберса и хирургический папирус Эдвина Смита (папирусы названы име-

нами ученых, которые первыми начали их изучать).  Папирус Эберса,  датируемый XVI в. 

до н.э., имеет 20.5 м. в длину и составлен из 108 листов, склеенных вместе.  Трактат

включает в себя выдержки более  чем из 40 медицинских текстов.  Наряду со средствами

лечения самых разнообразных болезней папирус содержит советы, как спастись от укусов

насекомых и крупных животных,  в нем имеется косметический раздел, в котором излага-

ются способы избавиться от морщин, изменить цвет кожи, удалить родинки, окрасить во-

лосы, усилить их рост и т.д. Там приводятся также рецепты различных лекарств, делаю-

щихся обычно в виде настоев на молоке,  меде, пиве.  В некоторые лекарства входят до

37 различных частей.  Иногда их состав вызывает сильное недоумение и даже омерзение:

1/32 часть хвоста мыши с медом, человеческий мозг с медом, протухшее мясо, испорчен-

ный жир, выделения из свиных ушей и т.д.  Смысл использования  таких лекарств объяс-

нялся магией. Считалось,  что зловонные вещества должны были удалить поселившегося в

теле человека демона болезни.  Не случайно в одном из медицинских папирусов есть та-

кая строка: "Ступай  прочь из  моего тела,  или я заставлю  тебя есть  экскременты".

Сладкие же и пахучие вещества должны  были привлекать  добрых духов в тело больного.

Одним из наивысших достижений египетской медицины  было приведенное в конце папируса

Эберса учение о кровеносных  сосудах,  пульсе и сердце.  В тексте указывалось, с чем

связан каждый из 22 сосудов,  отходящих от сердца, и какова его роль в различных бо-

лезнях.

   Египетская система счисления более примитивна, чем у вавилонян, и напоминает рим-

скую. Это чисто десятичная система. Приведем несколько примеров:

   Сложение таких чисел не представляет трудности, так же как и удвоение, являющееся

частным случаем сложения.  Но умножение натуральных чисел производится по достаточно

любопытной схеме:  множитель представляется в виде совокупности последовательных уд-

воений, проделанных нужное число раз. В одном из папирусов приводится следующая про-

цедура умножения 12 на 12:  сначала 12*2=24,  потом 24*2=48  (т.е.  12*4=48),  потом

48*2=96 (12*8=96), а потом 12*12=94+48=144, т.е. 12*12=12*2*2+12*2*2*2. Такой способ

умножения стал основой всего  египетского счета и даже в греческих школах эллинисти-

ческого времени назывался  "египетским счетом".  Деление египтяне  рассматривали как

умножение в обратном направлении.  Так,  например,  требование разделить  1120 на 80

звучало так: умножай 80, пока не получишь 1120. Вообще, египетская математика оказа-

лась, видимо, менее развитой, чем вавилонская и ее, так же как и вавилонскую, нельзя

назвать наукой в строгом смысле слова:  это, скорее, была система практических навы-

ков, приводящая к правильным результатам.  Египетский писец действовал по освященной

веками схеме и именно этот  освященный древностью опыт,  а не рациональные критерии,

придавали ей статус истинности.

   Египетская астрономия, в отличие от вавилонской,  была тесно связанной с культом.

Путешествие бога Ра в подземном царстве длилось двенадцать часов и каждый час харак-

теризовался положением звездного неба,  которые были высшими достижениями египетской

астрономии.

                                    ОРИЕНТИРЫ:

1. Умножьте 10 на 6 в египетской системе счета.

2. С течением времени путем  отпадения неустойчивых форм в  египетском языке выдели-

   лись так называемые "алфавитные иероглифы", в которых одному иероглифу соответст-

   вовал только один звук.  Почему же египтяне не  оставили только их,  отбросив все

   остальное,  почему египтяне,  стоя на порогое  открытия алфавита,  не переступили

   этот порог ?

                    ЛЕКЦИЯ 8: НАУКА В КУЛЬТУРЕ ДРЕВНЕГО КИТАЯ

 

   Наука древнего  и средневекового Китая  так же необычна  для европейца, как и вся

древнекитайская культура.  Однако если,  ведя разговор о  Месопотамии или Египте, мы

могли говорить лишь о "преднауке",  "протонауке",  т.е. об обрывках полуэмпирических

знаний в различных областях,  не объединенных  в единую систему,  то китайскую науку

можно уже рассматривать как науку в полном смысле этого слова, т.е. как четко струк-

турированную систему знаний, подчиняющуюся единой методологии. Интересно сопоставить

структуру древнекитайской науки со структурой науки  средневековой Европы. Средневе-

ковье, следуя античной  традиции,  выделяло семь научных дисциплин,  семь "свободных

искусств": гуманитарный "тривиум", состоящий из грамматики, диалектики и риторики, и

математический "квадривиум", включающий в себя арифметику,  музыку, геометрию и аст-

рономию (Интересно, что музыка в средневековье относилась к математическим дисципли-

нам, и подлинным музыкантом считался не тот,  кто умел играть на  каком-либо инстру-

менте, а тот, кто мог связать законы  музыкальной гармонии с числовыми закономернос-

тями). Методом, превращающим все эти дисциплины в единое целое,  была формальная ло-

гика, созданная Аристотелем и транспортированная на средневековое сознание.  Науки в

древнем Китае подчинялись несколько иной классификации. Они подразделялись на качес-

твенные и количественные. К качественным наукам относились медицина, алхимия, являю-

щаяся в своей основе наукой о бессмертии, астрология, объясняющая социальные явления

исходя из космических процессов,  геомантия,  связывающая благоприятное расположение

жилищ и могил с особенностями ландшафта,  и физика, напоминающая античную натурфило-

софию и использующая магические схемы, а также идею соответствия микро- и макрокосма

для анализа природных явлений. К количественным наукам относилась математика, носив-

шая, в отличие от античности, не геометрический,  а алгебраический характер, матема-

тическая гармоника - наука пифагорейского типа,  исследующая числовые закономерности

строения музыкальных ладов, и математическая астрономия,  также подчиняющая астроно-

мические явления определенным числовым соответствиям.  Стержнем, связывающим все эти

науки в единое целое, была для китайской культуры очень необычная дисциплина - нуме-

рология, заменившая в этом статусе аристотелевскую логику. Формальная логика как нау-

ка в культуре древнего Китая  практически отсутствовала  -  это было связано с явным

предпочтением, отдаваемым идее сходства по  отношению к идее различия и с вытекающей

отсюда не любовью к строгим определениям, к фиксации четких границ понятия.  Принцип

всеобщей взаимосвязи, качественной эквивалентности всех вещей приводил в этой облас-

ти  иногда даже к парадоксам,  воспринимаемым новоевропейским сознанием как курьезы.

Так Хуэй Ши (IV в. до н.э.) утверждал, что "у курицы три ноги": две физические и еще

понятие "нога", - не проводя качественного отличия между понятием и самим предметом,

материализуя идеальное и внося идеальное начало в материальное.  Другим примером не-

развитости формально-логического мышления является парадокс,  приводимый Гунсунь Лу-

ном: "Лошадь" без белого  означает "лошадь".  "Белое" без "лошади" означает "белое".

Соединяя "белое"  с "лошадью",  получаем сложное  имя "белая лошадь".  Это составное

(белая лошадь) именовать  посредством несоставного (лошадь) недопустимо". Интересным

в данном рассуждении является то,  что автор счел неравенство объемов понятий доста-

точным условием для их противопоставления, видимо,  не подозревая об отношении вклю-

чения.

   Еще одной интересной особенностью китайского  мышления является ситуация в языке,

когда один и тот же термин  характеризует  и элемент  совокупности,  и общее понятие

обозначающее эту совокупность.  "Например: "небо" (тянь)  - это и элемент космологи-

ческой триады "небо,  земля,  человек"  (тянь, жень, ди), и обозначение ее в целом в

значении "природа"; ... "фигура (телесная форма)" (син) - один из элементов пятерич-

ного набора чувственных качеств вещей,  "вид, облик,  фигура, звучание,  цвет" (мао,

сян, син, шан, сэ), и обозначение суммы всех этих элементов ... "мажорный лад" (люй)

- элемент пары "минорный (инь) и мажорный  (ян) лады" (люй, люй) и общее обозначение

всех ладов и т.д."  Отмеченный факт имеет достаточно простую интерпретацию: из сово-

купности элементов выделяется главный - Х, а потом с ним отождествляется все осталь-

ные: А = Х, В = Х, С = Х и т.д. - а после этого и сам класс. Такой процесс отождест-

вления главного и общего назван нашими  синологами генерализацией.  Проявлений этому

достаточно много: так "царь", например, часто выступает как синоним слова "общество",

иероглиф гун имеет значения как "публичный, общий",  так и "правительственный, глав-

ный", термин "дао" поясняется в одном из трактатов с помощью числа 10000 - в китайс-

кой системе счета предельное число, высшая точка, "тьма" (вань).  Последний факт мо-

жет быть пояснен следующим образом: любое число, большее единицы,  можно представить

и как точку на числовой прямой и как множество.  В конечном множестве  из 10000 эле-

ментов 10000 может рассматриваться и как наибольший элемент множества ("Великий Пре-

дел") и как совокупность всех элементов ("дао"). Интересно, что в китайском языке не

различаются количественные и порядковые числительные. Отмеченная закономерность име-

ет два аспекта: арифметический,  когда обобщающий член соотносится с наибольшим чис-

лом в ряду членов, которые он обобщает, и геометрический, когда обощающий член соот-

носится с центральной  позицией симметричной  геометрической фигуры.  Из таких фигур

характерны линейные: троица, пятерица, а также двумерные:  пятеричный "крест", девя-

теричный "квадарат" (3*3), пятнадцатиричный прямоугольник (3*5). Центральным позици-

ям в этих фигурах соответствуют числа 3,5,9,15,  а их эквивалентам в центральных по-

зициях являются обобщающие понятия.

   В этом моменте уже проявляется "нумерологическое" восприятие бытия, когда процес-

сы функционирования микро- и макрокосма определяются мистикой числовых соответствий.

Здесь опять можно указать на прямую  аналогию с пифагорейством,  однако спекуляции с

числами находились на переферии античной мысли,  а в Китае они заняли  место в самом

центре. Это объяснимо. Если доминантой мировозрения является идея о взаимосвязи всех

вещей, необходим принцип, который пронизывал бы все бытие в целом, не оставляя лакун

и пустот. Различные виды числовых закономерностей и представляют собой вариации это-

го принципа. Действительно, числовым законам подчиняется все в надлунном и подлунном

мире: астрономические явления, процессы в человеческом организме, музыкальная гармо-

ния и т.д. Числа присутствуют в любой области бытия являясь как бы универсальным эк-

вивалентом всех вещей, своеобразной "валютой" космического мира.  Другим видом такой

"валюты" являются символы,  рассматриваемые как зрительно  данные геометризированные

образы, абстрагированные формы вещей. Отсюда и проистекает та взаимосвязь "арифмети-

ческого" и "геометрического" подходов, о которой мы уже упоминали выше. Каждому зна-

чительному процессу в микро- и макрокосме ставится в соответствие определенное число

и геометрирческий образ. Так небесным явлениям соответствуют круг и троичность, зем-

ным - квадрат и двоичность.  Связь тройки с кругом и четверки с квадратом поясняется

тем, что длина окружности приблизительно  равна трем диаметрам, а периметр круга че-

тырем (т.е. двум в квадрате) сторонам.  Желание связать  все наблюдаемые  процессы с

априорно заданными числовыми  закономерностями будет отчетливо  видно при более под-

робном анализе каждой  конкретной науки,  но это явственно  проступает и при анализе

структуры древнекитайских текстов, подчиняющихся вполне определенным числовым и гео-

метрическим закономерностям,  задаваемым пространственным расположением иероглифов в

тексте.

   Наиболее ярким примером нумерологической ориентации  китайского мышления является

трактат "Ицзин" или "Книга Перемен" - книга, оказавшая громадное влияние на всю дре-

внекитайскую культуру,  породившая громадное количество  интерпритаций  и толкований

и являющаяся для китайской культуры чем-то вроде канонических текстов Священного пи-

сания. Основой "Книги Перемен" являются 64 гексаграммы, описывающие все многообразие

космической жизни и представляюшие из себя  одновременно и философские символы и ма-

териал для гаданий.  Каждая гексаграмма состоит из шести расположенных одна под дру-

гой горизонтальных черт. Черты бывают двух типов: длинные (-----), характеризующиеся

терминами "ян",  "световые", "напряженные", "девятки" и прерывистые (- - -), обозна-

чаемые как "инь", "теневые",  "податливые", "шестерки".  Нечетные позиции  (1, 3, 5)

считаются позициями света (ян), четные - позициями тьмы (инь). "По теории "Книги Пе-

ремен" весь мировой процесс представляет собой чередование ситуаций, происходящее от

взаимодействия и  борьбы света и тьмы,  напряжения и податливости"  (Ю.К.Шуцкий "Ки-

тайская классическая  "Книга Перемен", М., 1960, с. 22),  и каждая из таких ситуаций

символически выражается  одной из  гексаграмм.  Если "световая"  черта  находится на

"световой" позиции или "теневая" - на "теневой", такое расположение называется "уме-

стностью черт" и обычно рассматривается как благоприятное  - сила света и  сила тьмы

обретают здесь свое место.  Приведем схемы, соответствующие полной неуместности черт

      и полной уместности      . Кроме этого, черты объединяются в группы, каждая из

которых несет свою смысловую нагрузку.  Так три верхние черты характеризуют внешнее,

отступление, разрушение, три нижние - внутреннее, наступление, созидание.  Пары черт

связаны с тремя космическими потенциями:  верхняя пара характеризует небо, средняя -

землю, а нижняя - человека.  Существует своя символика и у каждой из отдельных пози-

ций. Приведем эту символику для общества, тела человека и тела животного:

   позиция         общество          тело человека         тело животного

      6      совершенный человек         голова                 голова

      5             царь                  плечи             передние ноги

      4          придворный             туловище       передняя часть туловища

      3           вельможа                бедра         задняя часть туловища

      2           служилый               голени              заднии ноги

      1          простолюдин             ступни                  хвост

   В заключение приведем одну из гексаграмм и соответствующие ей гадательлные симво-

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9