Реферат: Наука в контексте культуры
сформулирован
Бором в тридцатые годы и утверждает дополнительность двух противореча-
щих
друг другу моделей объекта, если его поведение подчиняется в одних случаях
пер-
вой
модели, а в других - второй. Объект является просто чем-то большим, чем
каждая
из
двух моделей по отдельности. Так для египетского ученого существовало
несколько
ответов
на вопросы, каким образом небо удерживается над землей: его поддерживают
столбы,
или оно - корова, или - богиня, чьи руки и ноги касаются земли или оно поко-
ится
на стенах. А истина - в объединении всех этих возможностей.
Если теперь обратить внимание на процедуру культа, то должна броситься в
глаза
большая
абстрактность египетских богов по сравнению с богами Междуречья. Боги Между-
речья
ближе к греческим, которые обладали всеми слабостями и пороками людей, только
были
бессмертными, египетские боги ближе к абстрактному, бесконечно далекому от лю-
дей
богу Ветхого Завета. Однако в египетском и месопотамском культах много
общего.
Так
же как и Месопотамии, в Древнем Египте жрецы "кормили" богов, в
торжественные
праздники
статуя бога отправлялась к сыну или жене, а в особых случаях - в другие
города.
Так всенародный праздник Амона Опет, на котором Амон в роскошной ладье пере-
мещался
из Карнака в Луксор и обратно, продолжался почти целый месяц, и весь этот
месяц
народ пил, ел и веселился. Однако если с месопотамским богом обращались как с
обычным
человеком и основной культовой процедурой было там его кормление, то культо-
вые
обязанности египетских жрецов были гораздо насыщеннее. Ночь и день,
например,
были
разбиты на двенадцать часов, связанных с прохождением Солнца по двенадцати об-
ластям
подземного и небесного мира. Каждый час имел свое название. Так первый час
дня
назывался "блистающим", шестой - "часом подъема",
двенадцатый - "Ра сливается с
жизнью".
Первый час ночи назывался часом "поражения врагов Ра", двенадцатый -
часом,
который
"видит красоту Ра". Определенная категория жрецов должна была
сменять друг
друга
каждый час и непрерывно служить богам. Такая служба как бы поддерживала и
страховала
путь бога Ра, бога Солнца.
Переходя теперь ко второму пласту, связанному с централизацией и уже
затронотому
нами
при изложении мемфисской космогонии, обратим внимание на роль и значение фарао-
на в
цивилизации Древнего Египта. Как дистанция между богами и смертными в Египте
больше
чем в Месопотамии, точно так же больше дистанция между царем и его подданными.
Если
в большинстве стран Междуречья царь был лишь "первым среди равных",
то фараон
почитался
как живой бог и дистанция между ним и его слугами была бесконечно велика:
к
фараону нельзя было даже обращаться, можно было лишь говорить "в его
присутствии".
Отсюда
вместо прямого обращения использовались обходные пути - говорили "да
услышит
твое
величество" вместо "услышь" и "было приказано" вместо
"он приказал". Тем более
советнику
невозможно было дать прямой совет фараону - это казалось грубейшим наруше-
нием
этикета. Сначала необходимо было восславить мудрость фараона, чьи мысли, посе-
тившие
его ночью, с рассветом воплощаются в жизнь, а потом рассказать фараону о том,
какие
же мысли посетили его ночью.
Фараон считался богом, точнее, он имел богочеловеческую природу. Он был
сыном
земной
матери и бога Солнца - Ра (считалось, что в момент зачатия Ра принимал облик
правящего
царя). Фараон был важнейшим символом единства Египта. Жители верхнего и
нижнего
Египта с трудом понимали друг друга, говоря на разных диалектах, фараон как
бы
олицетворял целостность страны. Это отчетливо выражено, например, в наличии
такой
божественной
пары: фараон - сын Ра, Египет - дочь Ра.
Другим ярким проявлением стремления к централизации и единобожию является
религи-
озная
реформа Эхнатона (Ахменотепа IV), фараона-фанатика, заменившего все традицион-
ные
культы культом бога Атона, бога, не имевшего ни антропоморфного, ни
зооморфного
изображения,
и обычно изображавшегося в виде солнечного диска, "лучи которого окан-
чиваются
кистями человеческих рук, держащих символ власти и жизни". И хотя
столь
жестко
введенный, порывающий со всеми традициями монотеизм просуществовал недолго,
реформа
Эхнатона оказала большое влияние на египетскую религию, усилив в ней моно-
теистическую
струю.
Перейдем теперь к третьему пласту религиозного сознания египтян,
обусловленному
понятиями
"Ка" и "Имя". Недавно была предложена очень интересная
идей интерпретации
этих
терминов. Для всех нас привычно и не вызывает удивления свойство человеческого
сознания
вспоминать - иногда до фотографичности отчетливо - образ давно не встечае-
мых
или уже умерших людей. Древний египтянин, не проводивший разделения между
субъек-
тивным
и объективным, постулировал, исходя из этого, существование "Ка" -
двойника,
точной
копии человека, не умирающего с его смертью, а ведущего потом загробную жизнь.
Для
появления этого двойника существует два способа: это либо создание
изображения
человека,
напоминающее о нем, вызывающее его "Ка" из глубин памяти, как
вызывают ду-
хов,
либо произнесение его имени. "Имя" в этом контексте является таким же
двойником
человека,
как и "Ка", только порождаемым не зрительным, а звуковым способом.
Отсюда,
видимо,
и происходят все идеи о животворящей силе имени: достаточно произнести имя
человека
и образ его возникает в нашем сознании.
Понятие "Ка" объясняет многие особенности заупокойного культа
древних египтян, в
частности,
наличие огромного числа изображений в гробницах, являющихся как бы "две-
рями
для Ка". Каждая гробница представляла из себя маленький загробный мир, в
кото-
ром
ее владелец был обеспечен всем необходимым для жизни, и этот мир
существовал
обособленно
от миров других гробниц. Можно сказать, что в сознании египтянина времен
Старого
царства загробный мир представлял из себя множество локальных, не связанных
между
собой мирков; представление о едином загробном мире и Осирисе как судье в
Царстве
мертвых - плод более поздних эпох.
Те, кто был не в состоянии построить себе гробницу, пытались всеми правдами и
не-
правдами
проникнуть в гробницы других, подписывая свои имена под изображениями необ-
ходимых
в хозяйстве чиновников и даже чернорабочих. Желание остаться в мире-двойнике
другого
человека пересиливало в этом случае даже воспитанную этикетом брезгливость.
Интересным соединением идеи "Ка" с более архаичным культовыми
напластованиями яв-
ляется
практика бальзамирования тел, которой египтяне уделяли очень много внимания.
На
бальзамирование тела "по первому классу" уходило порядка трех
месяцев и при этом
использовалось
пятнадцать различных веществ: пчелиный воск, корица, хна, ягоды мож-
жевельника,
пальмовое вино, вар, гудрон и т.д. Условиями спокойной загробной жизни
покойного
считались молитвы и жертвы, приносимые за него его детьми и родственниками,
причем
считалось, что иногда усопший недовольный уходом, может мстить за себя, насы-
лая
на нерадивых родственников беды. Иногда это приводило к выяснениям
отношений
между
живыми и покойным, напоминая выяснение отношений между смертным и его личным
богом
в месопотамской культуре. Так одному добродетельному мужу постоянно не везло с
тех
пор, как он схоронил свою жену. Тогда он написал ей дошедшее до нас письмо,
в
котором,
напоминая все, что сделал для нее до и после смерти, возмущался: "Какое
зло
я
содеял, чтобы попасть в положение, в котором я нахожусь ? Что я содеял против
те-
бя
чтобы ты подняла на меня руку, хотя я не сделал тебе ничего плохого ? Я взываю
к
богам
Запада словами из моих уст, и пусть они рассудят тебя с тем, что
написано."
Скажем, в заключение, несколько слов о быте древних египтян. Они были очень
чис-
топлотными
и использовали множество косметических средств. Правилом хорошего тона
было
умывание по несколько раз в день: утром, до и после каждой трапезы. Были особые
мази,
избавляющие от запаха пота, мази для складок на теле, мази, молодящие и очи-
щающие
кожу, мази от пятен и прыщей на лице. Мясо даже вельможи употребляли лишь по
праздникам,
и не потому. что его было мало, а потому, что негде было его хранить.
Зато
они знали 15 видов хлеба, из фруктов ели виноград, фиги, финики, из овощей -
лук,
редис, чеснок, огурцы, бобы, салат. Национальным напитком египтян было пиво и
они
любили пировать, слушая песни арфиста:
Боги, бывшие некогда,
Покоятся в своих пирамидах.
Благородные и славные люди
Тоже погребены в своих пирамидах.
Они строили дома -
Не сохранилось даже место, где они стояли,
Смотри, что случилось с ними.
Я слышал слова Имхотепа и Джеджефхора,
Слова, которые все повторяют.
А что с их гробницами ?
Стены обрушились,
Не сохранилось даже место, где они стояли,
Словно никогда их и не было.
Никто еще не приходил оттуда,
Чтоб рассказать, что там,
Чтоб поведать, чего им нужно,
И наши сердца успокоить,
Пока мы сами не достигнем места,
Куда они удалились.
А потому утешь свое сердце,
Пусть твое сердце забудет
О приготовленьях к твоему просветленью.
Следуй желаниям сердца,
Пока ты существуешь.
Умасти себя чудеснейшими благовоньями
Из жертв богов.
Умножай свое богатство.
Не давай обессилеть сердцу.
Следуй своим желаньям и себе на благо.
Свершай свои дела на земле
По велению своего сердца,
Пока к тебе не придет тот день оплакиванья.
Утомленный сердцем не слышит их криков и воплей,
Причитания никого не спасают от могилы.
А потому празднуй прекрасный день
И не изнуряй себя.
Видишь, никто не взял с собой своего достоянья.
Видишь, никто из ушедших не вернулся обратно.
ЛЕКЦИЯ 6: НАУКА В КУЛЬТУРЕ ДРЕВНЕГО ЕГИПТА
По установившейся традиции начнем разговор о египетской науке с анализа
категорий
пространства
и времени. Неоднородность пространственно-временного восприятия являет-
ся,
по видимому, общим местом для культур древности, и египетская культура здесь
не
исключение.
Остановимся сначала на неоднородности и неизотропности пространства. Мы
уже
писали раньше о днях как "сгустках бытия", точно также можно сказать
и о местах
как
"сгустках бытия", т.е. местах, где жизнь наиболее интенсивна,
наиболее значитель-
на и
напряжена. Одним из таких мест, обладавшим онтологическим значением был перво-
бытный
холм, центр созидательных сил, начало разумной упорядоченной жизни. Лучшего
места
для перехода в царство мертвых не существовало, поэтому гробницы фараонов соз-
давались
в форме пирамид, являющихся стилизацией первобытного холма. Пирамида как бы
превращалась
в первобытный холм по фундаментальным законам мифопоэтического мышления.
День
и ночь связывали восток и запад с понятием жизни и смерти - и сразу нарушалась
изотропность
пространства. Другим фактором, задающим ценностную шкалу ориентаций,
было
выделение направления, в котором тек Нил - источник жизни Египта, его надежда и
спасение.
Истинной, "нормальной" ориентацией была ориентация на юг, к истокам
Нила,
что
очень отчетливо отразилось в языке. Название юга совпадает с названием
лица,
слово
для обозначения севера близко слову "затылок", одни и те же слова
обозначают
"восток"
и "лево", "запад" и "право". Когда египтянин
впервые увидел Ефрат, текущий
на
юг, он назвал его "перевернутая река".
Время египтян так же неоднородно как и пространство. Все дни египетского
года
разделялись
на три категории: счастливые, опасные и несчастливые, - связано это было
с
событиями божественной драмы, развертывающейся последовательно из года в год.
Так
дни
в конце третьего месяца половодья, когда Гор и Сет прервали свою ужасную
борьбу
и
земле был дарован мир, считались счастливыми днями. Также счастливым был день,
ко-
гда
Ра могучими руками поднял небесный свод. А день, на который приходилось
великое
сражение
Гора и Сета, был поистине несчастным. Оба бога приняли человеческий облик и
стали
ломать друг другу ребра, потом превратились в гиппопотамов и так сражались три
дня
и три ночи, пока богиня Исида не образумила их, угрожая гарпуном. День
рождения
Сета
считался особенно несчастливым. Фараон в этот день не вел никаких дел и даже не
занимался
собой.
Простой египтянин тоже жил, сообразуясь с типом дня. В несчастливые дни он
старал-
ся
не выходить из дома. В такие дни нельзя было купаться, плавать на лодках,
отправ-
ляться
в дорогу, есть рыбу убивать козу или быка. Были дни, когда в доме запрещалось
зажигать
огонь, петь веселые песни, произносить имя жестокого и коварного Сета. Были
дни,
в которые мужчине запрещалось приближаться к женщине. Вселенская драма превра-
щала
хронотроп в величественное цветовое полотно, в котором присутствовал весь
спектр
цветов
и оттенков.
Если говорить о временном архитипе древних египтян, таким архитипом для них,
в
отличие
от жителей Междуречья, является циклическое время. Два основных цикла - пов-
торяемый
из года в год разлив Нила и повторяемый из дня в день восход солнца - опре-
деляли
временное мышление жителей древнего Египта. Как Осирис, погибая из года в год
от
руки своего брата Сета, снова возрождается к жизни своим сыном Гором, так же
бог
солнца
Ра, сражаясь каждую ночь в подземном мире с силами зла, выходит из этой битвы
победителем
и утро снова появляется над горизонтом. Этот процесс вечен и неизменен.
Обратимся теперь к хронологии древнего Египта. В отличие от Месопотамии, где
су-
ществовало
несколько эквивалентных хронологических моделей, египтяне использовали
лишь
один подход: счет лет велся по годам царствования фараона и возобновлялся с
каждым
новым правлением. Египтяне использовали солнечный календарь, год в котором
состоял
из 365 дней; три периода по четыре тридцатидневных месяца, связанные с раз-
ливом
Нила, и пять доплнительных дней в конце, посвященных Осирису, Сету, Исиде, Го-
ру и
Нефтиде, составляли его. Новый год начинался в Египте 19 июля по юлианскому ка-
лендарю:
в этот день обычно начинался разлив Нила в окрестностях Мемфиса и звезда
Сириус
появлялась на утреннем небе.
Прежде чем говорить о египетской науке, мы остановимся на египетской
иероглифи-
ческой
системе письма, оказавшей, как считают, непосредственное влияние на создание
алфавита.
Иероглифическая система письма, сохранившаяся сейчас, например, в китайс-
ком
и японском языках, требует совсем иного типа мышления, обладает совсем иной
об-
разностью,
чем традиционная для нас алфавитная. Идеограмма (иероглиф или совокуп-
ность
иероглифов) появилась из пиктограммы, первобытной картинки, пытающейся выразить
мысль
с помощью рисунка. После превращения рисунка в схему мы из пиктограммы получа-
ем
идеограмму. Несмотря на схематичность, иероглиф обладает гораздо большей
степенью
выразительности,
чем обычное слово, что открывает простор новым художественным воз-
можностям.
Так иероглиф, обозначающий звезду , напоминает нам о звезде, слово же
"звезда"
лишь этикетка, никак не связанная с обозначаемым ею предметом. Интересно
отражается
в иероглифах противопоставление долины Нила другим землям. Египет изоб-
ражался
как плоская лепешка плодородной черной почвы, - для "чужой страны",
"горной
страны",
и "пустыни" использовался один и тот же иероглиф, напоминающий о
безжиз-
ненной
череде сморщенных песчанных гряд. Очень похожим знаком обозначалась гора ,
т.к.
горы окружающие Нил, тоже были чужими и пустынными.
Знаки египетского иероглифического письма делятся на три части: идеограммы,
фоно-
граммы
и детерминативы. Идеограмма - знак, обозначающий определенный предмет. Напри-
мер,
- солнце, - дом. Примеры идеограмм мы приводили и выше. Фонограмма -
знак,
обозначающий звук или сочетание звуков. Детерменатив указывает на смысловую
категорию,
к которой относится слово и ставится обычно прямо за словом для того,
чтобы
избавиться от омонимов. Так рука с зажатой в кулак палкой говорит о том, что
обозначаемое
слово связано с понятием силы, детерминатив ставится после глаголов
движения.
Причем необходимо отметить, что различные иероглифические знаки могли вы-
полнять
как функцию идеограммы, так и функции детерминатива и фонограммы. Так знак
, обозначающий дом (фонетически pr), мог служить также фонограммой в словах,
в
которых
встречается сочетание pr, словах, никакого отношения к слову "дом"
не имею-
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
|