рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Реферат: Наука в контексте культуры рефераты

сформулирован Бором в тридцатые годы и утверждает дополнительность двух противореча-

щих друг другу моделей объекта,  если его поведение подчиняется в одних случаях пер-

вой модели, а в других - второй.  Объект является  просто чем-то большим, чем каждая

из двух моделей по отдельности.  Так для египетского  ученого существовало несколько

ответов на вопросы,  каким образом  небо удерживается  над землей:  его поддерживают

столбы, или оно - корова, или - богиня, чьи руки и ноги касаются земли или оно поко-

ится на стенах. А истина - в объединении всех этих возможностей.

   Если теперь  обратить внимание  на процедуру культа,  то должна броситься в глаза

большая абстрактность египетских богов по сравнению с богами Междуречья. Боги Между-

речья ближе к греческим, которые обладали  всеми слабостями и пороками людей, только

были бессмертными, египетские боги ближе к абстрактному,  бесконечно далекому от лю-

дей богу Ветхого Завета.  Однако в египетском и месопотамском  культах много общего.

Так же как и Месопотамии,  в Древнем Египте  жрецы "кормили" богов,  в торжественные

праздники статуя бога  отправлялась к сыну или жене,  а в особых случаях  - в другие

города. Так всенародный праздник Амона Опет, на котором Амон в роскошной ладье пере-

мещался из Карнака  в Луксор и обратно,  продолжался почти целый месяц,  и весь этот

месяц народ пил, ел и веселился.  Однако если с месопотамским богом обращались как с

обычным человеком и основной культовой процедурой было там его кормление, то культо-

вые обязанности египетских жрецов  были гораздо насыщеннее.  Ночь и день,  например,

были разбиты на двенадцать часов,  связанных с прохождением Солнца по двенадцати об-

ластям подземного и небесного мира.  Каждый час имел  свое название.  Так первый час

дня назывался "блистающим", шестой - "часом подъема",  двенадцатый - "Ра сливается с

жизнью". Первый час ночи назывался часом "поражения врагов Ра", двенадцатый - часом,

который "видит красоту Ра".  Определенная категория  жрецов должна была сменять друг

друга  каждый час и  непрерывно  служить богам.  Такая служба  как бы поддерживала и

страховала путь бога Ра, бога Солнца.

   Переходя теперь ко второму пласту,  связанному с централизацией и уже затронотому

нами при изложении мемфисской космогонии, обратим внимание на роль и значение фарао-

на в цивилизации  Древнего Египта.  Как дистанция между богами  и смертными в Египте

больше чем в Месопотамии, точно так же больше дистанция между царем и его подданными.

Если в большинстве стран  Междуречья царь был лишь "первым среди равных",  то фараон

почитался как живой бог и дистанция между ним и его  слугами была бесконечно велика:

к фараону нельзя было даже обращаться, можно было лишь говорить "в его присутствии".

Отсюда вместо прямого обращения использовались  обходные пути - говорили "да услышит

твое величество" вместо "услышь" и "было приказано" вместо "он приказал".  Тем более

советнику невозможно было дать прямой совет фараону - это казалось грубейшим наруше-

нием этикета. Сначала необходимо было  восславить мудрость фараона, чьи мысли, посе-

тившие его ночью, с рассветом воплощаются в жизнь, а потом рассказать фараону о том,

какие же мысли посетили его ночью.

   Фараон считался богом,  точнее,  он имел  богочеловеческую природу.  Он был сыном

земной матери и бога Солнца - Ра (считалось,  что в момент зачатия Ра принимал облик

правящего царя).  Фараон был важнейшим символом  единства Египта.  Жители верхнего и

нижнего Египта с трудом  понимали друг друга, говоря на разных диалектах, фараон как

бы олицетворял целостность страны. Это отчетливо выражено, например, в наличии такой

божественной пары: фараон - сын Ра, Египет - дочь Ра.

   Другим ярким проявлением стремления к централизации и единобожию является религи-

озная реформа Эхнатона (Ахменотепа IV), фараона-фанатика, заменившего все традицион-

ные культы культом бога Атона, бога,  не имевшего ни антропоморфного, ни зооморфного

изображения, и обычно изображавшегося в виде солнечного диска,  "лучи которого окан-

чиваются кистями  человеческих рук,  держащих символ  власти и жизни".  И хотя столь

жестко введенный,  порывающий со всеми  традициями монотеизм просуществовал недолго,

реформа Эхнатона оказала большое  влияние на египетскую религию,  усилив в ней моно-

теистическую струю.

   Перейдем теперь к третьему пласту  религиозного сознания египтян,  обусловленному

понятиями "Ка" и "Имя".  Недавно была предложена очень интересная идей интерпретации

этих терминов. Для всех нас привычно  и не вызывает удивления свойство человеческого

сознания вспоминать  - иногда до фотографичности отчетливо - образ давно не встечае-

мых или уже умерших людей. Древний египтянин, не проводивший разделения между субъек-

тивным и объективным, постулировал, исходя из этого,  существование "Ка" - двойника,

точной копии человека, не умирающего с его смертью, а ведущего потом загробную жизнь.

Для появления этого двойника  существует два способа:  это либо создание изображения

человека, напоминающее о нем, вызывающее его "Ка" из глубин памяти, как вызывают ду-

хов, либо произнесение его имени. "Имя" в этом контексте является таким же двойником

человека, как и "Ка",  только порождаемым не зрительным, а звуковым способом. Отсюда,

видимо, и происходят все идеи  о животворящей силе имени:  достаточно произнести имя

человека и образ его возникает в нашем сознании.

   Понятие "Ка" объясняет многие особенности  заупокойного культа древних египтян, в

частности, наличие огромного числа изображений в гробницах,  являющихся как бы "две-

рями для Ка".  Каждая гробница представляла из себя маленький загробный мир, в кото-

ром ее владелец был  обеспечен всем  необходимым для жизни,  и этот мир  существовал

обособленно от миров других гробниц. Можно сказать, что в сознании египтянина времен

Старого царства загробный мир представлял из себя  множество локальных, не связанных

между собой мирков;  представление  о едином  загробном  мире и Осирисе  как судье в

Царстве мертвых - плод более поздних эпох.

   Те, кто был не в состоянии построить себе гробницу, пытались всеми правдами и не-

правдами проникнуть в гробницы других, подписывая свои имена под изображениями необ-

ходимых в хозяйстве чиновников и даже чернорабочих. Желание остаться в мире-двойнике

другого человека пересиливало в этом случае  даже воспитанную этикетом брезгливость.

   Интересным соединением идеи "Ка" с более архаичным культовыми напластованиями яв-

ляется практика бальзамирования тел,  которой египтяне уделяли очень много внимания.

На бальзамирование тела "по первому классу" уходило  порядка трех месяцев и при этом

использовалось пятнадцать различных веществ: пчелиный воск,  корица, хна, ягоды мож-

жевельника, пальмовое вино,  вар, гудрон и т.д.  Условиями спокойной загробной жизни

покойного считались молитвы и жертвы, приносимые за него его детьми и родственниками,

причем считалось, что иногда усопший недовольный уходом, может мстить за себя, насы-

лая на нерадивых  родственников беды.  Иногда это  приводило к  выяснениям отношений

между живыми и покойным,  напоминая выяснение отношений между  смертным и его личным

богом в месопотамской культуре. Так одному добродетельному мужу постоянно не везло с

тех пор, как он схоронил  свою жену.  Тогда он написал  ей дошедшее до нас письмо, в

котором, напоминая все, что сделал для нее до и после смерти, возмущался: "Какое зло

я содеял, чтобы попасть в положение, в котором я нахожусь ?  Что я содеял против те-

бя чтобы ты подняла на меня руку, хотя я не сделал тебе ничего плохого ?  Я взываю к

богам Запада словами из моих уст, и пусть они рассудят тебя с тем, что написано."

   Скажем, в заключение, несколько слов о быте древних египтян.  Они были очень чис-

топлотными и  использовали множество  косметических средств.  Правилом хорошего тона

было умывание по несколько раз в день: утром, до и после каждой трапезы. Были особые

мази, избавляющие от запаха пота,  мази для складок на теле,  мази, молодящие и очи-

щающие кожу, мази от пятен и прыщей на лице.  Мясо даже вельможи употребляли лишь по

праздникам, и не потому. что его было мало,  а потому,  что негде  было его хранить.

Зато они знали 15 видов хлеба,  из фруктов ели  виноград, фиги,  финики, из овощей -

лук, редис, чеснок, огурцы, бобы, салат.  Национальным напитком  египтян было пиво и

они любили пировать, слушая песни арфиста:

                 Боги, бывшие некогда,

                 Покоятся в своих пирамидах.

                 Благородные и славные люди

                 Тоже погребены в своих пирамидах.

                 Они строили дома -

                 Не сохранилось даже место, где они стояли,

                 Смотри, что случилось с ними.

                 Я слышал слова Имхотепа и Джеджефхора,

                 Слова, которые все повторяют.

                 А что с их гробницами ?

                 Стены обрушились,

                 Не сохранилось даже место, где они стояли,

                 Словно никогда их и не было.

                 Никто еще не приходил оттуда,

                 Чтоб рассказать, что там,

                 Чтоб поведать, чего им нужно,

                 И наши сердца успокоить,

                 Пока мы сами не достигнем места,

                 Куда они удалились.

                 А потому утешь свое сердце,

                 Пусть твое сердце забудет

                 О приготовленьях к твоему просветленью.

                 Следуй желаниям сердца,

                 Пока ты существуешь.

                 Умасти себя чудеснейшими благовоньями

                 Из жертв богов.

                 Умножай свое богатство.

                 Не давай обессилеть сердцу.

                 Следуй своим желаньям и себе на благо.

                 Свершай свои дела на земле

                 По велению своего сердца,

                 Пока к тебе не придет тот день оплакиванья.

                 Утомленный сердцем не слышит их криков и воплей,

                 Причитания никого не спасают от могилы.

                 А потому празднуй прекрасный день

                 И не изнуряй себя.

                 Видишь, никто не взял с собой своего достоянья.

                 Видишь, никто из ушедших не вернулся обратно.         

                      ЛЕКЦИЯ 6: НАУКА В КУЛЬТУРЕ ДРЕВНЕГО ЕГИПТА

   По установившейся традиции начнем разговор о египетской науке с анализа категорий

пространства и времени. Неоднородность пространственно-временного восприятия являет-

ся, по видимому, общим местом для культур древности,  и египетская культура здесь не

исключение. Остановимся сначала  на неоднородности и неизотропности пространства. Мы

уже писали раньше о днях как  "сгустках бытия", точно также можно сказать и о местах

как "сгустках бытия", т.е. местах, где жизнь наиболее интенсивна, наиболее значитель-

на и напряжена. Одним из таких мест,  обладавшим онтологическим значением был перво-

бытный холм, центр созидательных сил, начало разумной  упорядоченной жизни.  Лучшего

места для перехода в царство мертвых не существовало, поэтому гробницы фараонов соз-

давались в форме пирамид, являющихся стилизацией первобытного холма. Пирамида как бы

превращалась в первобытный холм по фундаментальным законам мифопоэтического мышления.

День и ночь связывали восток и запад с понятием  жизни и смерти - и сразу нарушалась

изотропность пространства.  Другим фактором,  задающим ценностную  шкалу ориентаций,

было выделение направления, в котором тек Нил - источник жизни Египта, его надежда и

спасение. Истинной, "нормальной" ориентацией была ориентация на юг,  к истокам Нила,

что очень отчетливо  отразилось в языке.  Название юга  совпадает с  названием лица,

слово для обозначения севера  близко слову "затылок",  одни и те же слова обозначают

"восток" и "лево", "запад" и "право".  Когда египтянин впервые увидел Ефрат, текущий

на юг, он назвал его "перевернутая река".

   Время египтян  так же неоднородно  как и пространство.  Все дни  египетского года

разделялись на три категории: счастливые, опасные и несчастливые, - связано это было

с событиями божественной драмы,  развертывающейся последовательно из года в год. Так

дни в конце третьего месяца половодья,  когда Гор и Сет прервали свою ужасную борьбу

и земле был дарован мир, считались счастливыми днями. Также счастливым был день, ко-

гда Ра могучими руками поднял небесный свод.  А день, на который приходилось великое

сражение Гора и Сета, был поистине несчастным. Оба бога приняли человеческий облик и

стали ломать друг другу ребра, потом превратились в гиппопотамов и так сражались три

дня и три ночи, пока богиня  Исида не образумила их, угрожая гарпуном. День рождения

Сета считался особенно несчастливым. Фараон в этот день не вел никаких дел и даже не

занимался собой.

   Простой египтянин тоже жил, сообразуясь с типом дня. В несчастливые дни он старал-

ся не выходить из дома. В такие дни нельзя было купаться, плавать на лодках, отправ-

ляться в дорогу, есть рыбу убивать козу или быка. Были дни, когда в доме запрещалось

зажигать огонь, петь веселые песни, произносить имя жестокого и коварного Сета. Были

дни, в которые мужчине запрещалось приближаться к женщине.  Вселенская драма превра-

щала хронотроп в величественное цветовое полотно, в котором присутствовал весь спектр

цветов и оттенков.

   Если говорить  о временном архитипе  древних египтян,  таким архитипом для них, в

отличие от жителей Междуречья, является циклическое время. Два основных цикла - пов-

торяемый из года в год разлив Нила и повторяемый из дня в день восход солнца - опре-

деляли временное мышление жителей древнего Египта. Как Осирис, погибая из года в год

от руки своего брата Сета,  снова возрождается к жизни своим сыном Гором, так же бог

солнца Ра, сражаясь каждую ночь в подземном мире с силами зла, выходит из этой битвы

победителем и утро снова появляется над горизонтом. Этот процесс вечен и неизменен.

   Обратимся теперь к хронологии древнего Египта.  В отличие от Месопотамии, где су-

ществовало  несколько эквивалентных  хронологических моделей,  египтяне использовали

лишь один подход:  счет лет  велся по годам  царствования фараона  и возобновлялся с

каждым  новым правлением.  Египтяне использовали солнечный календарь,  год в котором

состоял из 365 дней; три периода по четыре тридцатидневных месяца,  связанные с раз-

ливом Нила, и пять доплнительных дней в конце, посвященных Осирису, Сету, Исиде, Го-

ру и Нефтиде, составляли его. Новый год начинался в Египте 19 июля по юлианскому ка-

лендарю: в этот день  обычно начинался разлив  Нила в окрестностях  Мемфиса и звезда

Сириус появлялась на утреннем небе.

   Прежде чем говорить  о египетской науке,  мы остановимся на египетской иероглифи-

ческой системе письма, оказавшей, как считают,  непосредственное влияние на создание

алфавита. Иероглифическая система письма,  сохранившаяся сейчас, например, в китайс-

ком и японском языках, требует совсем иного типа мышления,  обладает совсем иной об-

разностью, чем традиционная  для нас алфавитная.  Идеограмма  (иероглиф или совокуп-

ность иероглифов) появилась из пиктограммы, первобытной картинки, пытающейся выразить

мысль с помощью рисунка. После превращения рисунка в схему мы из пиктограммы получа-

ем идеограмму. Несмотря на схематичность, иероглиф обладает гораздо большей степенью

выразительности, чем обычное слово,  что открывает простор новым художественным воз-

можностям. Так иероглиф, обозначающий звезду     , напоминает нам о звезде, слово же

"звезда" лишь этикетка,  никак не связанная с  обозначаемым ею предметом.  Интересно

отражается в иероглифах противопоставление  долины Нила другим землям.  Египет изоб-

ражался как плоская лепешка плодородной черной почвы,  - для "чужой страны", "горной

страны", и "пустыни"  использовался один  и тот же иероглиф,  напоминающий о безжиз-

ненной череде сморщенных песчанных гряд. Очень похожим знаком обозначалась гора    ,

т.к. горы окружающие Нил, тоже были чужими и пустынными.

   Знаки египетского иероглифического письма делятся на три части: идеограммы, фоно-

граммы и детерминативы. Идеограмма - знак, обозначающий определенный предмет. Напри-

мер,    - солнце,     - дом.  Примеры идеограмм  мы приводили  и выше.  Фонограмма -

знак, обозначающий звук  или сочетание звуков.  Детерменатив указывает  на смысловую

категорию, к которой относится  слово и  ставится обычно  прямо за  словом для того,

чтобы избавиться от омонимов.  Так рука с зажатой в кулак  палкой говорит о том, что

обозначаемое слово связано с понятием силы, детерминатив     ставится после глаголов

движения.  Причем необходимо отметить, что различные иероглифические знаки могли вы-

полнять как функцию идеограммы,  так и функции детерминатива и фонограммы.  Так знак

    , обозначающий дом (фонетически pr),  мог служить также  фонограммой в словах, в

которых встречается сочетание pr, словах,  никакого отношения к слову "дом" не имею-

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9