Реферат: Наука в контексте культуры
В
более общем виде проблема построения лунного календаря сводитя к следующему:
необходимо
найти такой порядок следования простых и високосных годов лунных циклов,
при
котором начала календарных месяцев не отодвигались бы от новолуния. Для ее
реше-
ния
необходимо подобрать целое число лунных лет, за которое набегает какое-то целое
или
почти целое число вставных дней. Это найденое число вставных дней и
распределя-
ется
между отдельными годами внутри цикла. Конечно, т.к. величина лунного года равна
354.3670,
можно было бы вставлять 367 дней на протяжении 1000 лунных лет. Однако это
слишком
большой промежуток времени, с которым трудно работать. Хотелось бы заменить
эту
дробь дробью, близкой по значению, но с меньшим числителем и знаменателем.
Для
решения
задачи используется метод разложения рационального числа в цепную дробь.
Можно
доказать, что произвольное число можно представить в виде:
m 1
--- = a0 + ----------------------------------
n 1
a1 + ---------------------------
1
a2 + ------------------
a3 + ...
причем
цепочка имеет конечное количество элементов. Тогда последовательные приближе-
ния
данного числа и будут теми дробями, которые мы ищем. В рассматриваемом
случае
цепная
дробь имеет вид
367 1
K = ------ = ---------------------------------
1000 1
2 + ----------------------------
1
1
+ ----------------------
1
2 + ----------
1 + ...
а
последовательные приближения равны: К(i) = 1/2; 1/3; 3/8; 4/11; 7/19; 11/30...
Как мы увидим далее, при построении лунных календарей были использованы два
после-
довательных
приближения: К=3/8 и К=11/30. В первом случае ("турецкий цикл") на
про-
тяжении
восьми лет делается вставка из трех дней. Во втором ("арабский цикл")
на про-
межутке
в 30 лет 11 лет делаются високосными. Второй цикл дает ошибку в один день за
2500
лет.
В
теории лунно-солнечного календаря используются две величины: один тропический
год
= 365.2422 суток и один синодический месяц = 29.5305 суток. Легко
проверяется,
что
один тропический год = 12,3682 синодических месяца. Итак, в солнечном году
содер-
жится
12 полных лунных месяцев и еще примерно одна треть. Следовательно, год в лунно-
солнечном
календаре может состоять из 12 и 13 лунных месяцев. При этом необходимо,
чтобы
начало каждого календарного месяца располагалось как можно ближе к новолунию,
а
средняя на протяжении цикла продолжительность календарного года была близка к
про-
должительности
тропического года. Вставку 13-го месяца лучше производить так, чтобы
начало
календарного года располагалось как можно ближе к какому-то моменту астроно-
мического
солнечного года, например, к равноденствию. Разложим дробную часть отно-
шения
продолжительности тропического года к продолжительности синодического месяца в
цепную
дробь:
3682 1
K = ------ = ----------------------------------------------
10000 1
2 + -----------------------------------------
1
1 + ------------------------------------
1
2 + -------------------------------
1
1 + --------------------------
...
Последовательные приближения имеют вид: К=1/2; 1/3; 3/8; 4/11; 7/19 ...
Знаменатель дроби указывает на продолжительность цикла в годах, а числитель -
на
количество
вставных месяцев в цикле.
Созданные в древности календари соответствуют третьему (К=3/8) и пятому
(К=7/19)
приближениям.
Опишем первый из этих циклов, использовавшийся в Древнем Вавилоне и
независимо
от вавилонян открытый древними греками. В этом цикле сопоставляются две
величины:
8 тропических лет = 2921.9376 суток и 99 синодичестких месяцев = 2923.5284
суток.
Таким образом, восьмилетний календарный цикл состоит из 99 месяцев: 53 пол-
ных
и 46 пустых, т.к. 53*30+46*29=2924 (суток). Ошибка периода в отношении Луны
рав-
на
приблизительно половине суток, т.е. после двух таких циклов конкретная фаза
Луны
появляется
на один день раньше, чем в начале цикла, следовательно, календарные циклы
должны
содержать попеременно 2924 и 2923 суток. Но по отношению к Солнцу погрешность
составляет
1.53 суток за восемь лет или примерно трое суток за 16 лет. И если в на-
чале
цикла новолуние произошло в момент равноденствия, то через 16 лет оно произой-
дет
лишь трое суток спустя. Внутренняя структура цикла, т.е. распределение дней
по
месяцам,
такова: 2924 = ((8*354)+2)+(3*30) или 2924=8(6*30+6*29)+(3*30)
В
основе солнечного календаря лежит продолжительность тропического года -
365.2422
суток.
Отсюда сразу видно, что календарный год может состоять либо из 365 либо из 366
суток.
Теория должна указать порядок чередования простых и високосных годов в каком-
то
определенном цикле с тем, чтобы средняя продолжительность календарного года
за
цикл
была по возможности ближе к продолжительности тропического года. Разложение
дробной
части тропического года в цепную дробь имеет вид:
2422 1
K = ------- = -------------------------------------------------------
10000 1
4 + --------------------------------------------------
1
7 + ---------------------------------------------
1
1 + ----------------------------------------
1
3 + -----------------------------------
...
Соответствующие приближения равны: К =1/4; 7/29; 8/33; 31/128 ..7
Итак, наиболее простым является хорошо знакомый всем четырех летний цикл,
когда
на
протяжении четырех лет производится одна вставка. Такой цикл используется в
юли-
анском
(введенном Юлием Цезарем в 45 г. до н.э.) календаре. В среднем, продолжитель-
ность
такого календарного года на 0.0078 суток больше продолжительности тропического
года,
и эта разность за 128 лет составляет примерно сутки. Несколько более точным
является
григорианский календарь, принятый странами Западной Европы в 1582 г. Про-
должительность
календарного года здесь принята равной 365.2425 суток. Т.к. 0,2425 =
97/400,
в промежуток времени в 400 лет дополнительный 366-й день вставляется 97 раз,
т.е.
по сравнению с юлианским календарем здесь трое суток в 400 лет выбрасывается.
Для
удобства это делается в те вековые годы календаря, число сотен которых не
делит-
ся
без остатка на 4. Так, 1500, 1700, 1800,1900 годы считаются не високосными.
ВОПРОСЫ:
1.
Предложите проект солнечного календаря, основанного на третьем приближении (к
=
3/8). Постарайтесь рассчитать ошибку цикла.
2.
Попытайтесь создать лунно-солнечный календарь, исходя из трехлетнего цикла.
Рас-
считайте ошибки.
ЛЕКЦИЯ 3: КУЛЬТУРА ДРЕВНЕЙ МЕСОПОТАМИИ
Попытка диалога с культурой более чем трехтысячелетней давности - именно
диалога,
т.е.
разговора "на равных", а не "сверху вниз" - всегда
тяжелый труд, связанный с
напряженным
внутренним усилием. Простого желания понять здесь бывает недостаточно,
здесь
необходимо умение слышать и видеть, определенный слуховой и зрительный опыт.
Один
из современных исследователей пишет, что он совсем по-новому ощутил человека
древности
во время археологической экспедиции. "Несколько недель, проведенных в без-
людных
песках на руинах древнего города, создали то психологическое настроение, ко-
торое
заставляет особенно ярко представлять и воспринимать прошлое. Именно тогда ав-
тор
впервые почувствовал, насколько сознание обитателя безвестного поселения -
зем-
ледельца,
ремесленника, воина - должно отличаться от сознания людей нашей эпохи. Го-
рожанин,
попавший в столь необжитую местность, не может не поражаться тому, сколь
многое
из оказавшегося вдруг самым необходимым он не знает, и сколь многое из того,
что
он знает, оказыватся совершенно бесполезным" (И.С.Клочков "Духовная
культура Ва-
вилонии").
Без сопереживания опыту одиноко стоящего посреди бескрайней степи челове-
ка,
над головой которого бесконечное, не заслоняемое от него ни небоскребами,
ни
вершинами
деревьев небо, невозможно понять многие существенные стороны его отношения
к
миру. Когды житель Месопотамии говорит: "Бог, ужасный, как далекое небо,
как широ-
кое
море", - это очень далеко от ощущений нашего современника, развалившегося
в теп-
лый
солнечный день на лужайке и лениво наблюдающего за плывущими по небу
облаками.
Небо
было для человека древности неумолимой, часто безжалостной к людям силой, и та-
кое
восприятие не оставляло места ленивой, мечтательной созерцательности. Коварные,
непредсказуемо
разливающиеся Тигр и Ефрат, хлесткие ливни, превращающие в мессиво
землю
под ногами, сухие колючие ветры, уничтожающие посевы и несущие смерть, - все
это
лишало человека уверенности в своем "завтра" и не внушало ему
никаких иллюзий
относительно
значительности своего существования во вселенной. В отличие от древнего
египтянина,
значительно более устойчиво стоящего на земле и запечатлевшего эту ус-
тойчивость
в грандиозных пирамидах и величественных заупокойных храмах, житель древ-
ней
Месопотамии заботился, главным образом, о дне сегодняшнем и от созданной им
куль-
туры
почти не осталось монументальных сооружений, - на месте цветущих городов сейчас
лишь
огромные песчаные холмы. Источником наших знаний об этой культуре является гро-
мадное
количество заполненных клинописью глиняных табличек: к настоящему времени их
найдено
более полуторамиллионов. Эти таблички содержат экономические и юридические
документы,
молитвы и заклинания, гимны богам, эпос, астрологические и математические
тексты.
Однако, несмотря на обилие материала, составить из него связный рассказ о
судьбе
цивилизации достаточно сложно: группы текстов крайне неоднородно расположены
по
темам и эпохам, некоторые периоды вообще остаются в тени. Можно сказать, что
гро-
мадное
культурно-историческое полотно, которое называют древнемесопотамской цивили-
зацией,
распалось на множество клочков, и если кое-где соединенные вместе обрывки
воссоздают
участок картины, в большинстве случаев недостающие связи ученому прихо-
дится
домысливать самому. С этими оговорками мы перейдем к описанию контуров цивили-
зации
древней Месопотамии.
Название "Месопотамия" ("Междуречье") было дано
древнегреческими географами рав-
нинной
области между реками Тигр и Ефрат - сейчас на этой территории располагается
Ирак.
За более чем трехтысячелетнюю историю (3500-500 г. до н.э.) здесь существовало
и
сменяло друг друга несколько крупных и множество мелких государств: наиболее
зна-
чительными
из них являются Шумер, Аккад, Ассирия и Вавилония. Каждое из этих госу-
дарств
имело характерные, присущие только ему черты, эти государства разделяла гро-
мадная
пространственно-временная пропасть. Тем не менее за всеми различиями отчет-
ливо
различим единый каркас, единый тип восприятия, единый менталитет, позволяющий
говорить
о культуре древнего Междуречья как о целом.
Основным мотивом в многоголосии месопотамской цивилизации является, пожалуй,
тема
власти.
Измученные окружающих их природным хаосом и бессистемностью, жители этих
мест
тяготели к идее противостоящего хаосу порядка, ассоциирующегося в их сознании с
властью.
Власть воспринималась ими как сила, придающая устойчивые и осмысленные фор-
мы
неорганизованному хаосу, превращающая случайный набор элементов в единый организм,
сила,
подчиняющая себе фукционирование космоса и определяющая нормы жизни как для
богов,
так и для людей. Среди богов олицетворением этой силы был бог неба Ану, на
земле
его функции выполнял царь. Почитание богов и подчинению царю считалось одной
из
основных людских добродетелей, по этим признакам цивилизованный человек
отличался
от
варвара. В отличие от современного человека, стремящегося к максимальному
осво-
бождению
от каких бы ни было норм и часто возводящего анархию чуть ли не в принцип,
житель
Двуречья стремился к предельной ритуализации быта и мир его обладал ничтожным
количеством
"степеней свободы". Характерным проявлением такого подхода является
пре-
дставление
о "шимту" - судьбе, определяемой человеку при рождении всемогущими
богами
и
практически лишающее его всякой свободы выбора. Это приводит к вполне
определенно-
му
типу ориентации в мире: основной акцент делается не на активном творении
своей
судьбы,
как это происходит в современной цивилизации, где человек предоставлен само-
му
себе, а на выведывание, узнавание того, что тебе предназначено. Так
современный
человек,
собравшийся в другой город, может быть остановлен лишь объективными обсто-
ятельствами:
отсутствием билетов в кассах, волнениями, забастовкой и т.д. - житель
же
Междуречья прежде всего старался в такой ситуации с помощью гаданий или
каким-ни-
будь
другим способом выяснить вписывается ли эта поездка в определенный ему жизнен-
ный
путь. Здесь есть некоторая аналогия с мышлением ребенка, который тоже не
прини-
мает
решения сам, а спрашивает разрешения или узнает о планах на будущее у
родителей.
Понятно, какую роль при таком типе мышления должна была играть практика
гаданий.
И
действительно, достижения Месопотамии в этой области были очень значительными:
ее
астрология
и методика предсказания будущего оказали существенное влияние на другие
цивилизации.
Интересно, что в библиотеке последнего ассирийского царя Ашшурбанапала
(668-627
гг. до н.э.), не имеющий себе равных ни в Ассирии, ни в Вавилонии, большин-
ство
клинописных табличек представляло из себя не научные или экономические
трактаты,
не
фольклорные или эпические произвеления, не молитвы или гимны богам, а книги
пред-
сказаний,
охватывающие практически все бытовое пространство человека. Наиболее попу-
лярными
методами определения будущего считались наблюдения за маслом на воде (лекан-
томания),
дымом из курильницы (либаномания), гадание по печени жертвенного животного
(гепатоскопия)
и гадание по внутренностям жертвенного животного (экстиспиция). В ка-
честве
знамений рассматривались вещие сны, особенности тела человека (цвет волос,
форма
ногтей, характер и размещение родинок и пятен на коже и т.п.). Вера в знамения
считалась
в Месопотамии таким же признаком цивилизованного человека, как почитание
богов
и послушание царю. Как видно из анализа некоторых текстов, право поступать по
собственной
воле оставляется изгоям и животным, цивилизованный человек должен делать
то,
что предписано ему судьбой. Очень характерно, что ни в шумерском, ни в
аккадском
языке
не существовало понятия "свободный", "свобода"; характерное
для античной клас-
сики
противопоставление "свободный"-"раб" заменялось здесь
антиномией "господин" -
"раб".
Так любой человек был рабом богов. Знаменательна для этого история возникно-
вения
человека, изложенная в древнемесопотамском мифе "Эума элиш"
("Когда вверху").
Первое
время после возникновения мира богам приходилось выполнять обременительные
домашние
обязанности: добывать себе пищу, строить жилища, рыть каналы, орошать поля.
Для
того, чтобы избавиться от этих нудных забот и заниматься делами, более
достойны-
ми
их назначению, боги создали человека. Верховный бог Вавилона Мардук, являющийся
в
поэме
царем богов, перед созданием человека произнес следущие слова:
Я вяжу жилы, я плоть укреплю костями,
Я люллю создам, я назову его "человеком".
Воистину я сотворю человека, люллю.
Бремя богов на него возложу я,
Дабы они вздохнули свободно.
Итак, на человека в космическом государстве волей богов были возложены те
функции,
которые
обычно возлагаются на раба в государстве человеческом. Земля в представлении
жителей
Междуречья была родовым поместьем богов, где они жили в специально построен-
ных
святилищах, тщательно скрываемые от постороннего взгляда (считалось, что
божест-
во
не любит встечаться с людьми), где их кормили, развлекали и даже устраивали
им
охоты.
В соответвии с основными принципами мифопоэтического мышления божество счита-
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
|