рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Реферат: Наука в контексте культуры рефераты

   В более общем виде проблема  построения лунного  календаря сводитя  к следующему:

необходимо найти такой порядок следования простых и  високосных годов лунных циклов,

при котором начала календарных месяцев не отодвигались бы от новолуния. Для ее реше-

ния необходимо подобрать целое число лунных лет, за которое набегает какое-то целое

или почти целое число вставных дней.  Это найденое число вставных дней и распределя-

ется между отдельными годами внутри цикла. Конечно, т.к. величина лунного года равна

354.3670, можно было бы вставлять 367 дней на протяжении 1000 лунных лет. Однако это

слишком большой промежуток времени,  с которым трудно работать. Хотелось бы заменить

эту дробь дробью, близкой по значению,  но с меньшим числителем и  знаменателем. Для

решения задачи  используется метод  разложения  рационального числа в  цепную дробь.

Можно доказать, что произвольное число можно представить в виде:

              m                            1

             --- = a0 + ----------------------------------

              n                            1

                         a1 +  ---------------------------  

                                           1

                                a2 +    ------------------

                                         a3 + ...

причем цепочка имеет конечное количество элементов. Тогда последовательные приближе-

ния данного числа и будут теми дробями,  которые мы ищем.  В рассматриваемом  случае

цепная дробь имеет вид

                 367                    1

            K = ------ = ---------------------------------

                 1000                   1

                          2 + ----------------------------

                                              1

                                1 + ----------------------

                                              1

                                      2 + ----------

                                           1 + ...

а последовательные приближения равны:  К(i) = 1/2; 1/3; 3/8; 4/11; 7/19; 11/30...

   Как мы увидим далее, при построении лунных календарей были использованы два после-

довательных приближения: К=3/8 и К=11/30.  В первом случае ("турецкий цикл") на про-

тяжении восьми лет делается вставка из трех дней. Во втором ("арабский цикл") на про-

межутке в 30 лет 11 лет делаются високосными. Второй цикл дает ошибку в один день за

2500 лет.

   В теории лунно-солнечного календаря  используются две величины:  один тропический

год = 365.2422 суток и один  синодический месяц = 29.5305 суток.  Легко проверяется,

что один тропический год = 12,3682 синодических месяца. Итак, в солнечном году содер-

жится 12 полных лунных месяцев и еще примерно одна треть. Следовательно, год в лунно-

солнечном календаре может состоять  из 12 и 13 лунных месяцев.  При этом необходимо,

чтобы начало каждого календарного месяца располагалось  как можно ближе к новолунию,

а средняя на протяжении цикла продолжительность календарного года была близка к про-

должительности тропического года.  Вставку 13-го месяца лучше производить так, чтобы

начало календарного года располагалось как можно ближе к  какому-то моменту астроно-

мического солнечного года,  например, к равноденствию.  Разложим дробную часть отно-

шения продолжительности тропического года к продолжительности синодического месяца в

цепную дробь:

             3682                          1

        K = ------ = ----------------------------------------------

            10000          1

                      2 + -----------------------------------------

                                1

                           1 + ------------------------------------

                                     1

                                2 + -------------------------------

                                          1

                                     1 + --------------------------

                                          ...

    Последовательные приближения имеют вид: К=1/2; 1/3; 3/8; 4/11; 7/19 ...

   Знаменатель дроби указывает на продолжительность цикла в годах,  а числитель - на

количество вставных месяцев в цикле.

   Созданные в древности календари соответствуют  третьему (К=3/8) и пятому (К=7/19)

приближениям.  Опишем первый из этих циклов,  использовавшийся в  Древнем Вавилоне и

независимо от вавилонян открытый  древними греками.  В этом цикле сопоставляются две

величины: 8 тропических лет = 2921.9376 суток и 99 синодичестких месяцев = 2923.5284

суток.  Таким  образом, восьмилетний календарный цикл состоит из 99 месяцев: 53 пол-

ных и 46 пустых, т.к. 53*30+46*29=2924 (суток). Ошибка периода в отношении Луны рав-

на приблизительно половине суток,  т.е. после двух таких циклов конкретная фаза Луны

появляется на один день раньше, чем в начале цикла, следовательно, календарные циклы

должны содержать попеременно 2924 и 2923 суток. Но по отношению к Солнцу погрешность

составляет 1.53 суток за восемь лет или примерно трое суток за 16 лет.  И если в на-

чале цикла новолуние  произошло в момент равноденствия, то через 16 лет оно произой-

дет лишь трое суток спустя.  Внутренняя структура цикла,  т.е. распределение дней по

месяцам, такова: 2924 = ((8*354)+2)+(3*30) или 2924=8(6*30+6*29)+(3*30)

   В основе солнечного календаря лежит продолжительность тропического года - 365.2422

суток. Отсюда сразу видно, что календарный год может состоять либо из 365 либо из 366

суток. Теория должна указать порядок чередования простых и високосных годов в каком-

то определенном цикле с тем,  чтобы средняя  продолжительность  календарного года за

цикл была по  возможности ближе  к продолжительности  тропического года.  Разложение

дробной части тропического года в цепную дробь имеет вид:

          2422     1

    K = ------- = -------------------------------------------------------

         10000          1

                   4 + --------------------------------------------------

                             1

                        7 + ---------------------------------------------

                                  1

                             1 + ----------------------------------------

                                       1

                                  3 + -----------------------------------

                                       ...

   Соответствующие приближения равны: К =1/4; 7/29; 8/33; 31/128 ..7

   Итак, наиболее простым является  хорошо знакомый всем четырех  летний цикл, когда

на протяжении четырех лет производится одна вставка.  Такой цикл используется в юли-

анском (введенном Юлием Цезарем в 45 г. до н.э.) календаре. В среднем, продолжитель-

ность такого календарного года на 0.0078 суток больше продолжительности тропического

года,  и эта разность за 128 лет составляет  примерно сутки.  Несколько более точным

является  григорианский календарь,  принятый странами Западной Европы в 1582 г. Про-

должительность календарного года здесь принята равной 365.2425 суток.  Т.к. 0,2425 =

97/400, в промежуток времени в 400 лет дополнительный 366-й день вставляется 97 раз,

т.е. по сравнению с юлианским  календарем здесь трое суток в  400 лет выбрасывается.

Для удобства это делается в те вековые годы календаря, число сотен которых не делит-

ся без остатка на 4. Так, 1500, 1700, 1800,1900 годы считаются не високосными.

                                           ВОПРОСЫ:

                                                                                               

1. Предложите проект солнечного календаря,  основанного на третьем  приближении (к =

   3/8). Постарайтесь рассчитать ошибку цикла.

2. Попытайтесь создать лунно-солнечный календарь,  исходя из трехлетнего цикла. Рас-

   считайте ошибки.

                       ЛЕКЦИЯ 3: КУЛЬТУРА ДРЕВНЕЙ МЕСОПОТАМИИ

 

   Попытка диалога с культурой более чем трехтысячелетней давности - именно диалога,

т.е. разговора "на равных",  а не "сверху вниз"  - всегда тяжелый труд,  связанный с

напряженным внутренним усилием.  Простого желания понять здесь  бывает недостаточно,

здесь необходимо умение слышать и видеть,  определенный слуховой  и зрительный опыт.

Один из современных  исследователей пишет,  что он совсем  по-новому ощутил человека

древности во время археологической экспедиции. "Несколько недель, проведенных в без-

людных песках на руинах древнего города,  создали то психологическое настроение, ко-

торое заставляет особенно ярко представлять и воспринимать прошлое. Именно тогда ав-

тор впервые почувствовал,  насколько сознание обитателя безвестного поселения - зем-

ледельца, ремесленника, воина - должно отличаться от сознания людей нашей эпохи. Го-

рожанин, попавший в столь  необжитую местность,  не может не поражаться тому,  сколь

многое из оказавшегося вдруг самым необходимым он не знает,  и сколь многое из того,

что он знает, оказыватся совершенно бесполезным" (И.С.Клочков "Духовная культура Ва-

вилонии"). Без сопереживания опыту одиноко стоящего посреди бескрайней степи челове-

ка, над головой  которого бесконечное,  не заслоняемое от  него ни  небоскребами, ни

вершинами деревьев небо, невозможно понять многие существенные стороны его отношения

к миру. Когды житель Месопотамии говорит: "Бог, ужасный, как далекое небо, как широ-

кое море", - это очень далеко от ощущений нашего современника, развалившегося в теп-

лый солнечный день на лужайке и  лениво наблюдающего за  плывущими по небу облаками.

Небо было для человека древности неумолимой, часто безжалостной к людям силой, и та-

кое восприятие не оставляло места ленивой, мечтательной созерцательности.  Коварные,

непредсказуемо разливающиеся  Тигр и Ефрат,  хлесткие ливни,  превращающие в мессиво

землю под ногами, сухие колючие ветры,  уничтожающие  посевы и несущие смерть, - все

это лишало человека уверенности в своем  "завтра"  и не внушало ему  никаких иллюзий

относительно значительности своего существования во вселенной. В отличие от древнего

египтянина, значительно более устойчиво  стоящего на земле  и запечатлевшего эту ус-

тойчивость в грандиозных пирамидах и величественных заупокойных храмах, житель древ-

ней Месопотамии заботился, главным образом, о дне сегодняшнем и от созданной им куль-

туры почти не осталось монументальных сооружений, - на месте цветущих городов сейчас

лишь огромные песчаные холмы. Источником наших знаний об этой культуре является гро-

мадное количество заполненных клинописью глиняных табличек:  к настоящему времени их

найдено более полуторамиллионов.  Эти таблички содержат экономические  и юридические

документы, молитвы и заклинания, гимны богам, эпос, астрологические и математические

тексты.  Однако, несмотря на обилие материала,  составить из него  связный рассказ о

судьбе цивилизации достаточно сложно:  группы текстов крайне неоднородно расположены

по темам и эпохам, некоторые периоды вообще остаются в тени. Можно сказать, что гро-

мадное культурно-историческое полотно,  которое называют древнемесопотамской цивили-

зацией, распалось на  множество клочков,  и если кое-где соединенные  вместе обрывки

воссоздают участок картины,  в большинстве случаев недостающие  связи ученому прихо-

дится домысливать самому. С этими оговорками мы перейдем к описанию контуров цивили-

зации древней Месопотамии.

   Название "Месопотамия"  ("Междуречье") было дано древнегреческими географами рав-

нинной области между реками Тигр и Ефрат  - сейчас на этой территории  располагается

Ирак. За более чем трехтысячелетнюю историю (3500-500 г. до н.э.) здесь существовало

и сменяло друг друга несколько крупных и множество мелких государств:  наиболее зна-

чительными из них являются Шумер,  Аккад, Ассирия и Вавилония.  Каждое из этих госу-

дарств имело характерные,  присущие только ему черты, эти государства разделяла гро-

мадная пространственно-временная пропасть.  Тем не менее за всеми  различиями отчет-

ливо различим единый каркас,  единый тип восприятия, единый менталитет,  позволяющий

говорить о культуре древнего Междуречья как о целом.

   Основным мотивом в многоголосии месопотамской цивилизации является, пожалуй, тема

власти.  Измученные окружающих их  природным хаосом  и бессистемностью,  жители этих

мест тяготели к идее противостоящего хаосу порядка, ассоциирующегося в их сознании с

властью. Власть воспринималась ими как сила, придающая устойчивые и осмысленные фор-

мы неорганизованному хаосу, превращающая случайный набор элементов в единый организм,

сила, подчиняющая себе  фукционирование космоса и  определяющая нормы жизни  как для

богов, так и для людей.  Среди богов олицетворением этой  силы был бог неба  Ану, на

земле его функции выполнял царь.  Почитание богов и подчинению царю  считалось одной

из основных людских добродетелей, по этим признакам цивилизованный человек отличался

от варвара.  В отличие от современного человека,  стремящегося к максимальному осво-

бождению от каких бы ни было  норм и часто возводящего анархию чуть ли не в принцип,

житель Двуречья стремился к предельной ритуализации быта и мир его обладал ничтожным

количеством "степеней свободы". Характерным проявлением такого подхода является пре-

дставление о "шимту" - судьбе, определяемой человеку при рождении всемогущими богами

и практически лишающее его всякой свободы выбора. Это приводит к вполне определенно-

му типу ориентации в мире:  основной акцент  делается не на активном  творении своей

судьбы, как это происходит в современной цивилизации, где человек предоставлен само-

му себе, а на выведывание, узнавание того, что тебе предназначено.  Так современный

человек, собравшийся в другой город,  может быть остановлен лишь объективными обсто-

ятельствами:  отсутствием билетов в кассах, волнениями,  забастовкой и т.д. - житель

же Междуречья прежде всего старался в такой ситуации с помощью гаданий или каким-ни-

будь другим способом выяснить  вписывается ли эта поездка в определенный ему жизнен-

ный путь.  Здесь есть некоторая аналогия с мышлением ребенка, который тоже не прини-

мает решения сам, а спрашивает разрешения или узнает о планах на будущее у родителей.

   Понятно, какую роль при таком типе мышления  должна была играть практика гаданий.

И действительно, достижения Месопотамии в этой области были  очень значительными: ее

астрология и методика предсказания  будущего оказали существенное  влияние на другие

цивилизации.  Интересно, что в библиотеке последнего ассирийского царя Ашшурбанапала

(668-627 гг. до н.э.), не имеющий себе равных ни в Ассирии, ни в Вавилонии, большин-

ство клинописных табличек представляло из себя не научные или экономические трактаты,

не фольклорные или эпические произвеления, не молитвы или гимны богам, а книги пред-

сказаний, охватывающие практически все бытовое пространство человека. Наиболее попу-

лярными методами определения будущего считались наблюдения за маслом на воде (лекан-

томания), дымом из курильницы (либаномания), гадание по печени жертвенного животного

(гепатоскопия) и гадание по внутренностям жертвенного животного (экстиспиция). В ка-

честве знамений  рассматривались вещие сны,  особенности тела человека  (цвет волос,

форма ногтей, характер и размещение родинок и пятен на коже и т.п.). Вера в знамения

считалась в Месопотамии таким же  признаком цивилизованного человека,  как почитание

богов и послушание царю. Как видно из анализа некоторых текстов,  право поступать по

собственной воле оставляется изгоям и животным, цивилизованный человек должен делать

то, что предписано ему судьбой. Очень характерно, что ни в шумерском, ни в аккадском

языке не существовало понятия "свободный", "свобода"; характерное для античной клас-

сики противопоставление  "свободный"-"раб" заменялось здесь  антиномией "господин" -

"раб".  Так любой человек был рабом богов. Знаменательна для этого история возникно-

вения человека, изложенная в древнемесопотамском мифе "Эума элиш" ("Когда вверху"). 

Первое время  после возникновения  мира богам приходилось  выполнять обременительные

домашние обязанности: добывать себе пищу, строить жилища, рыть каналы, орошать поля.

Для того, чтобы избавиться от этих нудных забот и заниматься делами, более достойны-

ми их назначению, боги создали человека. Верховный бог Вавилона Мардук, являющийся в

поэме царем богов, перед созданием человека произнес следущие слова:

                        Я вяжу жилы, я плоть укреплю костями,

                        Я люллю создам, я назову его "человеком".

                        Воистину я сотворю человека, люллю.

                        Бремя богов на него возложу я,

                        Дабы они вздохнули свободно.

  Итак, на человека в космическом государстве волей богов были возложены те функции,

которые обычно возлагаются на раба в государстве человеческом. Земля в представлении

жителей Междуречья была родовым поместьем богов, где они жили в специально построен-

ных святилищах, тщательно скрываемые от постороннего взгляда (считалось, что божест-

во не любит встечаться с людьми),  где их кормили,  развлекали и даже  устраивали им

охоты. В соответвии с основными принципами мифопоэтического мышления божество счита-

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9