Реферат: Мотивация поведения военных
Процесс
формирования духовных ценностей воина является непрерывным и характеризуется
не всегда постоянным ростом качественных и количественных параметров, приобретением
новых показателей. Духовные ценности военнослужащих формируются на основе уже
приобретенной и сложившейся ранее системы духовных ценностей, которая может
иметь как положительную, так и негативную направленность. На ее развитие непосредственное
влияние оказывают также знания и опыт потребления духовных ценностей,
приобретенный в семье, школе, учебном заведении, трудовом коллективе.
Специфика
формирования духовных ценностей военнослужащих российской армии в современных
условиях, противоречивость данного процесса связана с рядом негативных сторон
общественного сознания. Некоторые общественные объединения и средства массовой
информации допускают искажение фактов реального положения идея в Вооруженных
Силах и некорректные выпады в адрес военного руководства, абсолютизируют отдельные
негативные явления, распространяя их на всю армию и флот, явно или скрытно
призывают молодежь уклоняться от службы в рядах Вооруженных Сил. В результате
резко упал престиж воинской службы. Выполнять свой конституционный долг по
защите Отечества стремятся очень немногие. Так, по результатам опроса
допризывной молодежи в краевом военкомате г. Краснодара в мае 1996 г. более
64% опрошенных выразили нежелание служить в армии, почти 80% не верят в возможность
возникновения войны [42].
Вышесказанное
подводит к мысли о необходимости сделать некоторые выводы из противоречивого
формирования мотивов воинской деятельности. Действительно, выделение групп
противоречий анализируемого процесса требует их классификации для использования
в практической деятельности субъектов управления. При этом необходимо
учитывать, что "живые противоречия" во много раз богаче,
разностороннее, содержательнее, чем они воспринимаются нашим сознанием. Но
нужно не только констатировать наличие противоречий в процессе формирования
профессиональной направленности воинов, но и анализировать их, объяснять
происхождение и тенденции вызревания, искать наиболее оптимальные и
своевременные способы их разрешения.
Итак,
во-первых, формирование мотивационной сферы деятельности воинов протекает под
воздействием разветвленной системы противоречий. Во-вторых, основным противоречием
исследуемого процесса является несоответствие между содержанием сложившейся
ранее системы мотивов и необходимостью их обновления, формирования новых.
В-третьих, сводить всю систему противоречий формирования мотивации военнослужащих
к одному из них, пусть даже основному, как и в любом процессе, не верно: в
каждой конкретной ситуации та иди иная группа противоречий имеет свою
доминантность. В-четвертых, на определенном этапе формирования
профессиональной направленности воинов не только внутренние, но и внешние
противоречия могут играть ведущую роль, что особенно важно иметь в виду
субъектам управления.
Однако
возникновение и разрешение противоречий еще не обеспечивает переход мотивационной
сферы деятельности воинов к новому качеству. Противоречия могут быть налицо,
но положительного развития на этом уровне не будет. Противоречия должны
разрешаться оптимальными способами и позитивно. Иными словами, развитие есть
там, где есть противоречия и их преодоление.
Преодоление
противоречий процесса формирования системы мотивов деятельности духовных ценностей
воинов выступает для субъектов управления как цель или объект воздействия.
Достигнутая цель в развитии объекта (зрелые, устойчивые потребности, интересы)
становятся средством достижения новой цели. Диалектика цели и средства - одна
из сторон процесса развития побудительных мотивов. Следует отметить: способы
разрешения противоречий могут быть самыми разными, но при их выборе необходимо,
чтобы, во-первых, соблюдалась строгая субординация в зависимости от зрелости
противоречив, их роли и места в жизни воинских коллективов; во-вторых,
учитывалась специфика армейской среды в разрешении проблем воинов; в-третьих,
имелось в виду, что единого, всеобщего универсального способа преодоления
противоречий нет. Иногда на практике к таким "абсолютным" способам
относят повышение требовательности к подчиненным, успешное решение вопросов
быта и досуга, организацию соревнования и т.д. Как показывают исследования, все
перечисленные меры действительно способствуют решению возникающих в воинских
коллективах проблем, но ни одна из них не может претендовать на звание
"универсальной". Только комплексное их применение с акцентами на те
меры, которые наиболее действенны в конкретной ситуации, могут привести к
реальному разрешению противоречий.
Анализ
противоречий процесса формирования мотивации военнослужащих российской армии
подводит к необходимости сделать следующие выводы.
1.Активность личности воина во всех
сферах жизни войск создает реальные предпосылки разрешения противоречий
исследуемого процесса, образования устойчивых, зрелых духовных ценностей
военнослужащих современной российской армии.
2. Плановое начало организации
жизнедеятельности воинских коллективов дает возможность гибкого реагирования
субъектов управления на возникающие противоречия.
3. Процесс преодоления противоречий
формирования профессиональной направленности военнослужащих должен быть
управляемым. Необходимость управляющего воздействия тем выше, чем острее
противоречие, особенно внешнее. Внутренние противоречия должны разрешаться в
большей степени реализацией творческих потенциалов воинов, их социальной активностью,
на развитие которых и должна быть направлена деятельность субъектов управления.
4. Специфика службы в Вооруженных
Силах накладывает отпечаток на процессы преодоления противоречий в духовном
мире личности воина, что требует разумного сочетания внешних воздействий с
усилиями самих воинов, централизация управления жизни армии и флота.
5. Необходимо учитывать постоянные
изменения условий и факторов, воздействующих на процесс формирования
мотивационной сферы деятельности воинов и разрешения возникающих в нем
противоречий. Поэтому акцентируется особое внимание на более строгом
разграничении понятий "субъективное" и "объективное" при
анализе условий и факторов жизнедеятельности воинов, формировании их мотивации.
Игнорирование данного аспекта приводит порой к необоснованным требованиям и
претензиям к военнослужащим в решении задач, стоящих перед ними. Успешное
выполнение их зависит далеко не от деятельности субъекта - воина российской
армии, и как следствие возникает самоуспокоенность управленческих кадров,
деятельностью которых во многом определяется развитость социальной среды
формирования духовных ценностей личности военнослужащего.
Динамика
формирования мотивов поведения военнослужащих российской армии в современных
условиях может быть рассмотрена через ряд связанных между собой этапов.
Основанием предлагаемой модели этапов являются выделенные выше аспекты формирования
мотивационной сферы деятельности.
Первый этап
(стадия) заключается в анализе состояния мотивационных регуляторов поведения
военнослужащих и сравнение его с необходимыми требованиями воинской деятельности.
Его выделение правомерно уже потому, что он является не только стартом -
исходной позицией формирования, но и в значительной степени фактом,
определяющим наличные мотивы, степень их соответствия реальным воинским
отношениям и деятельности.
Содержание
первого этапа составляет оценка и переоценка мотивов деятельности воинов: тех,
которые были сформированы в недалеком прошлом и которые реально существуют
сейчас в духовном мире воина; выявление мотивов, играющих значимую роль в
жизнедеятельности воина; а также поиск духовных ценностей, необходимых сформировать
в нынешних условиях применительно к специфике строительства Вооруженных Сил
России. На первом плане данного этапа должен быть принцип преемственности в
формировании мотивов воинской деятельности. Сущность данного принципа состоит в
том, что деятельность военных кадров по духовному развитию военнослужащих и по
их самостоятельному саморазвитию должна строиться с учетом всего позитивного
опыта, накопленного в отечественной и мировой практике. Естественно этот опыт
нуждается в критическом переосмыслении, известной "селекции", так как
нельзя механически переносить на современную действительность (в том числе и
деятельность российской армии) устаревшие или деформировавшиеся духовные ценности,
не отражающие современного функционирования Вооруженных Сил и российского
общества.
Модель
первого этапа формирования мотивов поведения воинов может быть выражена
следующими положениями: оценка личностью воина социальных требований общества и
армейской среды - оказание ему помощи в этом со стороны других военнослужащих и
институтов, уяснение смысла и значения мотивации для воинской деятельности и
воина в современных условиях - формирование доминирующих смысложизненных
ориентаций.
Данный этап
является своего рода духовной предпосылкой для последующих действий по
формированию профессиональной направленности военнослужащих.
Второй этап
процесса формирования мотивационной сферы деятельности военнослужащих включает
в себя выбор средств формирования ценностей, учет факторов, влияющих на данный
процесс, а также учет специфики самих мотивов общегражданского и военно-профессионального
характера.
Остановимся
на нем более подробно. Под средствами формирования мотивов поведения
военнослужащего можно подразумевать предельно общую совокупность самых различных
образований и институтов. Их как правило объединяют в несколько групп:
1) политико-правовая организация
общества;
2) материально-экономические институты;
3) система нравственных отношений и
деятельности субъектов;
4) искусство;
5) религия;
6) средства массовой информации;
7) межличностные и другие формы общения
и т.д.
Выяснение характера
воздействия, особенностей и роли отдельных средств в процессе формирования
мотивов поведения воинов представляет теоретический и практический интерес. В
условиях армии и флота данные средства не являются какими-либо "сверхмерами",
а представляют собой применяемую командирами, культурно-просветительными
учреждениями и общественными институтами систему факторов, способов и приемов,
реализуемых ежедневно в практике воспитательной работы с личным составом, во
всех сферах жизни воинских коллективов. Многие проблемы их использования в
Вооруженных Силах исследованы военными обществоведами.
Опираясь на
проведенные исследования, рассмотрим место и роль средств массовой коммуникации
как наиболее эффективного средства воспитательного воздействия в процессе
формирования устойчивых потребностей, интересов и ценностей военнослужащих
российской армии.
Глобальные
преобразования в нашей стране и се Вооруженных Силах, процессы развития
демократии и гласности оказывают воздействие как на коммуникационные средства,
действующие в масштабе государства, так и в специфических условиях армии и флота,
обусловливают проблематику их деятельности. Обозначим наиболее актуальные, требующие
решения вопросы, связанные со средствами массовой коммуникации в ракурсе
исследовательской задачи. На наш взгляд, это:
-
взаимосвязь
государственных средств массовой информации (радио, телевидение, кино, печать и
т.д.) и специфических информационных каналов, действующих в условиях Вооруженных
Сил;
-
проблема обратной
связи от армейской среды к средствам массовой коммуникации и субъектам
управления, реализуемой в широком потоке устных и письменных предложений,
жалоб, заявлений, высказываний, а также поведении воинов;
-
вопросы повышения
эффективности деятельности средств массовой коммуникации, в том числе и штатных
средств Вооруженных Сил, в армейской среде, их оперативности, компетенции;
-
проблема самой
военной аудитории - более полное удовлетворение ее потребностей в интересующей
информации, реализация пожеланий и запросов воинов;
-
повышение
информационной привлекательности актуальных проблем жизни российского общества
и его Вооруженных Сил, связанных с духовным развитием личности воина;
-
изучение
стихийных, неофициальных каналов и форм циркулирования социальной информации в
армейской среде.
Вместе с тем
следует учитывать и то обстоятельство, что продолжаются попытки некоторых
информационных источников проведения так называемой "антиармейской кампании".
Используя различные каналы информационного воздействия, некоторые авторы,
обыгрывая, а подчас искажая происходящие процессы в Вооруженных Силах (обустройство
выведенных войск из стран Прибалтики и Западной Группы войск, недавние события
по восстановлению конституционного строя в Чечне, социальная защищенность
военнослужащих и др.), подрывают авторитет российской армии, поддерживают
случаи отказа воинами служить в Вооруженных Силах и честно выполнять свой долг
перед народом. Наряду с другими объективными причинами все это не могло не
сказаться на состоянии мотивационной сферы деятельности военнослужащих. Так,
на сегодняшний день в войсках "нежелание служить в армии" стало
"проблемой № 1".
Необходимо
особо отметить, что такое отношение к службе в армии формируется у юношей
далеко не только в условиях Вооруженных Сил, а в большинстве своем до призыва в
армейский строй. Социологические исследования, проведенные среди тех, кто стоит
на пороге военной службы, показывают, что почти каждый второй из числа опрошенных
юношей убежден, что армия сегодня не нужна. 70% - против прохождения действительной
службы. За последние пять лет отношение к армии продолжает ухудшаться. Так
считают более 65%. Если в 1988 г. лишь от 6% до 13% опрошенных говорили о том,
что не видят смысла в службе в Вооруженных Силах, то в 1993-1994 гг. об этом
заявил каждый второй призывник из числа опрошенных [41].
Выделенные
аспекты тем более актуальны, что функционирующие в армейской среде штатные
средства информационного воздействия не всегда оперативно реагируют на постоянно
растущие "информационные потребности" воинов, не отличаются
"информационной привлекательностью" в отражении существующих
проблем. Так, в некоторых коллективах отмечается снижение доверия и престижа к
"чисто армейским" каналам информации, в том числе к проводимым в ходе
воспитательной работы "официальным" мероприятиям. Ясно, что данное
обстоятельство побуждает воинов к обращению за "новой" информацией
уже к другим источникам: слухам, "самиздату", зарубежным "радиоголосам"
и т.п.
Все это
убеждает в необходимости радикального изменения средств информационного
воздействия на армейскую среду, относящихся к разряду "универсальных",
практически не изменяющихся на протяжении многих лет и универсально применяемых
к самым различным категориям военнослужащих и во времена "культа
личности", и в "период застоя", и в настоящее время.
"Цивилизаторские задачи", демократизация Вооруженных Сил,
совершенствование воспитания воинов армии и флота переориентация их
ценностно-духовного мира, - должны решаться достойными средствами. Пропаганда
на радио и телевидении героического прошлого нашей страны,
объективно-доброжелательная направленность их программ для личного состава
армии и флота, развитые средства неформального общения, организация досуга,
учет мнений каждого, компьютеризация процесса боевой учебы и подведения его
итогов, использование ЭВМ при анализе эффективности этих средств и т.д. - все
эхо необходимо в полной мере использовать для формирования профессиональной направленности
военнослужащих.
Что же
является необходимым в использовании имеющихся сегодня средств? Тот факт, что
ни одна практическая ситуация не требует одновременного использования всего
объема, побуждает напомнить о некоторых правилах выбора средств формирования мотивов
поведения военнослужащих. К таковым следует отнести:
1) их комплексное, как последовательное,
так и параллельное использование и субординация;
2) применение в конкретных условиях
разноуровневых средств;
3) их знание, наличие умений и навыков
в использовании;
4) знание духовного состояния военнослужащих.
Выделенные "правила" являются общими в
применении к любому процессу целесообразной деятельности. Поэтому обозначим те
аспекты, от которых зависит эффективное использование среди формирования мотивационной
сферы военной деятельности:
-
характеристика
специфики конкретных воинских коллективов и личности каждого воина;
-
особенности
объектов» обусловливающих процесс формирования; арсенал имеющихся у субъектов
управления (командования, воспитательных органов) средств;
-
выделение
специфики задач, решаемых подразделением в данный период времени, и целей,
преследуемых командованием;
-
условия,
обеспечивающие возможность формирования устойчивых потребностей, интересов,
целей у военнослужащих.
Третий этап
процесса формирования и функционирования профессиональной направленности
военнослужащих связан с конкретной реализацией ее на практике. Он обусловлен
предыдущими этапами и направлен на развитие у воинов устойчивых, зрелых потребностей,
интересов, сообразно требованиям, предъявляемым нынешней ситуацией в обществе
применительно к Вооруженным Силам.
Данный этап
включает в себя» во-первых, переосмысление информации о мотивации поведения и
сравнение ее с состоянием личных мотивов, подкрепление их практикой служебной
деятельности. Способ получения знаний о мотивах деятельности может быть как
стихийным, так и целенаправленным, научно-организованным процессом приобщения
воина к информации. Целенаправленная информационная деятельность выполняет важную
роль. С помощью научного потенциала информационной деятельности в некоторой
степени нейтрализуется стихийный характер воздействия социальной среды и
повседневной службы на духовный мир воина. Во-вторых» нейтрализация стихийного
характера восприятия информации, а также ее аналитическая переработка.
Конкретная эмоционально-чувственная связь с определенным фрагментом духовного
мира чаще всего "скользит" по поверхности явления, подвержена
воздействию случайностей и может исказить реальное положение дел. Поэтому она
должна дополняться абстрактно-логическим осмыслением потребностей, интересов,
целей и ценностей.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10
|