рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Реферат: Мотивация поведения военных рефераты

Процесс формирования духовных ценностей воина является непре­рывным и характеризуется не всегда постоянным ростом качественных и количественных параметров, приобретением новых показателей. Духов­ные ценности военнослужащих формируются на основе уже приобретен­ной и сложившейся ранее системы духовных ценностей, которая может иметь как положительную, так и негативную направленность. На ее раз­витие непосредственное влияние оказывают также знания и опыт потреб­ления духовных ценностей, приобретенный в семье, школе, учебном заве­дении, трудовом коллективе.

Специфика формирования духовных ценностей военнослужащих российской армии в современных условиях, противоречивость данного процесса связана с рядом негативных сторон общественного сознания. Некоторые общественные объединения и средства массовой информации допускают искажение фактов реального положения идея в Вооруженных Силах и некорректные выпады в адрес военного руководства, абсолютизируют отдельные негативные явления, распространяя их на всю армию и флот, явно или скрытно призывают молодежь уклоняться от службы в ря­дах Вооруженных Сил. В результате резко упал престиж воинской служ­бы. Выполнять свой конституционный долг по защите Отечества стре­мятся очень немногие. Так, по результатам опроса допризывной молоде­жи в краевом военкомате г. Краснодара в мае 1996 г. более 64% опрошен­ных выразили нежелание служить в армии, почти 80% не верят в воз­можность возникновения войны [42].

Вышесказанное подводит к мысли о необходимости сделать некото­рые выводы из противоречивого формирования мотивов воинской деятельности. Действительно, выделение групп противоречий анализируемого процесса требует их классификации для использования в практической деятельности субъектов управления. При этом необходимо учитывать, что "живые противоречия" во много раз богаче, разностороннее, содержа­тельнее, чем они воспринимаются нашим сознанием. Но нужно не только констатировать наличие противоречий в процессе формирования профессиональной направленности воинов, но и анализировать их, объяснять происхождение и тенденции вызревания, искать наиболее оптимальные и своевременные способы их разрешения.

Итак, во-первых, формирование мотивационной сферы деятельности воинов протекает под воздействием разветвленной системы противоречий. Во-вторых, основным противоречием исследуемого процесса является несоответствие между содержанием сложившейся ранее системы мотивов и не­обходимостью их обновления, формирования новых. В-третьих, сводить всю систему противоречий формирования мотивации военно­служащих к одному из них, пусть даже основному, как и в любом процессе, не верно: в каждой конкретной ситуации та иди иная группа противоречий имеет свою доминантность. В-четвертых, на определенном этапе форми­рования профессиональной направленности воинов не только внутренние, но и внешние противоречия могут играть ведущую роль, что особенно важно иметь в виду субъектам управления.

Однако возникновение и разрешение противоречий еще не обеспечи­вает переход мотивационной сферы деятельности воинов к новому качеству. Противоре­чия могут быть налицо, но положительного развития на этом уровне не будет. Противоречия должны разрешаться оптимальными способами и позитивно. Иными словами, развитие есть там, где есть противоречия и их преодоление.

Преодоление противоречий процесса формирования системы мотивов  деятельности духовных цен­ностей воинов выступает для субъектов управления как цель или объект воздействия. Достигнутая цель в развитии объекта (зрелые, устойчивые потребности, интересы) становятся средством достижения новой цели. Диалек­тика цели и средства - одна из сторон процесса развития побудительных мотивов. Следует отметить: способы разрешения противоречий могут быть самыми разными, но при их выборе необходимо, чтобы, во-первых, со­блюдалась строгая субординация в зависимости от зрелости противоречив, их роли и места в жизни воинских коллективов; во-вторых, учитывалась специфика армейской среды в разрешении проблем воинов; в-третьих, имелось в виду, что единого, всеобщего универсального способа пре­одоления противоречий нет. Иногда на практике к таким "абсолютным" способам относят повышение требовательности к подчиненным, успеш­ное решение вопросов быта и досуга, организацию соревнования и т.д. Как показывают исследования, все перечисленные меры действительно способствуют решению возникающих в воинских коллективах проблем, но ни одна из них не может претендовать на звание "универсальной". Только комплексное их применение с акцентами на те меры, которые наиболее действенны в конкретной ситуации, могут привести к реальному разреше­нию противоречий.

Анализ противоречий процесса формирования мотивации  военнослужащих российской армии подводит к необходимости сделать следующие выводы.

1.Активность личности воина во всех сферах жизни войск создает ре­альные предпосылки разрешения противоречий исследуемого процесса, образования устойчивых, зрелых духовных ценностей военнослужащих современной российской армии.

2. Плановое начало организации жизнедеятельности воинских коллективов дает возможность гибкого реагирования субъектов управления на возникающие противоречия.

3. Процесс преодоления противоречий формирования профессиональной направленности военнослужащих  должен быть управляемым. Необходимость управляющего воздействия тем выше, чем острее противоречие, особен­но внешнее. Внутренние противоречия должны разрешаться в большей степени реализацией творческих потенциалов воинов, их социальной ак­тивностью, на развитие которых и должна быть направлена деятельность субъектов управления.

4. Специфика службы в Вооруженных Силах накладывает отпечаток на процессы преодоления противоречий в духовном мире личности воина, что требует разумного сочетания внешних воздействий с усилиями самих воинов, централизация управления жизни армии и флота.

5. Необходимо учитывать постоянные изменения условий и факторов, воздействующих на процесс формирования мотивационной сферы деятельности воинов и разрешения возникающих в нем противоречий. Поэтому акцентируется особое внимание на более строгом разграничении понятий "субъективное" и "объективное" при анализе условий и факторов жизнедеятельности воинов, формировании их мотивации. Игнорирование данного аспекта приводит порой к необоснованным требованиям и претензиям к военнослужащим в решении задач, стоящих перед ними. Ус­пешное выполнение их зависит далеко не от деятельности субъекта - воина российской армии, и как следствие возникает самоуспокоенность управ­ленческих кадров, деятельностью которых во многом определяется разви­тость социальной среды формирования духовных ценностей личности во­еннослужащего.

Динамика формирования мотивов поведения военнослужащих рос­сийской армии в современных условиях может быть рассмотрена через ряд связанных между собой этапов. Основанием предлагаемой модели этапов являются выделенные выше аспекты формирования мотивационной сферы деятельности.

 Первый этап (стадия) заключается в анализе состояния мотивационных регуляторов поведения военнослужащих и сравнение его с необходимыми требования­ми воинской деятельности. Его выделение правомерно уже потому, что он является не только стартом - исходной позицией формирования, но и в значительной степени фактом, определяющим наличные мотивы, степень их соответствия реальным воинским отношениям и деятельно­сти.

Содержание первого этапа составляет оценка и переоценка мотивов деятельности воинов: тех, которые были сформированы в недалеком прошлом и которые реально существуют сейчас в духовном мире воина; выявление мотивов, играющих значимую роль в жизнедея­тельности воина; а также поиск духовных ценностей, необходимых сфор­мировать в нынешних условиях применительно к специфике строительства Вооруженных Сил России. На первом плане данного этапа должен быть принцип преемственности в формировании мотивов воинской деятельности. Сущность данного принципа состоит в том, что деятельность военных кад­ров по духовному развитию военнослужащих и по их самостоятельному саморазвитию должна строиться с учетом всего позитивного опыта, нако­пленного в отечественной и мировой практике. Естественно этот опыт нуждается в критическом переосмыслении, известной "селекции", так как нельзя механически переносить на современную действительность (в том числе и деятельность российской армии) устаревшие или деформировавшиеся духовные ценности, не отражающие современного функционирова­ния Вооруженных Сил и российского общества.

Модель первого этапа формирования мотивов поведения воинов может быть выражена следующими положениями: оценка личностью воина социальных требований общества и армейской среды - оказание ему помощи в этом со стороны других военнослужащих и институтов, уяснение смысла и значения мотивации  для воинской деятельности и воина в современных условиях - формирование доминирующих смысложизненных ориентаций.

Данный этап является своего рода духовной предпосылкой для по­следующих действий по формированию профессиональной направленности военнослу­жащих.

Второй этап процесса формирования мотивационной сферы деятельности  военнослужащих включает в себя выбор средств формирования ценностей, учет факторов, влияющих на данный процесс, а также учет специфики самих мотивов общегражданского и военно-профессионального ха­рактера.

Остановимся на нем более подробно. Под средствами формирования мотивов поведения военнослужаще­го можно подразумевать предельно общую совокупность самых различ­ных образований и институтов. Их как правило объединяют в несколько групп:

1)   политико-правовая организация общества;

2)   материально-экономические институты;

3)   система нравственных отношений и деятельности субъектов;

4)   искусство;

5)   религия;

6)   средства массовой информа­ции;

7)   межличностные и другие формы общения и т.д.

Выяснение ха­рактера воздействия, особенностей и роли отдельных средств в процессе формирования мотивов поведения воинов представляет теоретический и практический интерес. В условиях армии и флота данные средства не яв­ляются какими-либо  "сверхмерами", а представляют собой применяемую командирами, культурно-просветительными учреждениями и обществен­ными институтами систему факторов, способов и приемов, реализуемых ежедневно в практике воспитательной работы с личным составом, во всех сферах жизни воинских коллективов. Многие проблемы их использования в Вооруженных Силах исследованы военными обществоведами.

Опираясь на проведенные исследования, рассмотрим место и роль средств массовой коммуникации как наиболее эффективного средства воспитательного воздействия в процессе формирования устойчивых потребностей, интересов и ценностей военнослужащих российской армии.

Глобальные преобразования в нашей стране и се Вооруженных Си­лах, процессы развития демократии и гласности оказывают воздействие как на коммуникационные средства, действующие в масштабе государства, так и в специфических условиях армии и флота, обусловливают проблема­тику их деятельности. Обозначим наиболее актуальные, требующие решения вопросы, связанные со средствами массовой коммуникации в ракурсе исследовательской задачи. На наш взгляд, это:

-     взаимосвязь  государственных средств массовой информации (радио, телевидение, кино, печать и т.д.) и специфических информацион­ных каналов, действующих в условиях Вооруженных Сил;

-     проблема обратной связи от армейской среды к средствам массовой коммуникации и субъектам управления, реализуемой в широком потоке устных и письменных предложений, жалоб, заявлений, высказываний, а также поведении воинов;

-     вопросы повышения эффективности деятельности средств массовой коммуникации, в том числе и штатных средств Вооруженных Сил, в ар­мейской среде, их оперативности, компетенции;

-     проблема самой военной аудитории - более полное удовлетворение ее потребностей в интересующей информации, реализация пожеланий и запросов воинов;

-     повышение информационной привлекательности актуальных про­блем жизни российского общества и его Вооруженных Сил, связанных с духовным развитием личности воина;

-     изучение стихийных, неофициальных каналов и форм циркулирования социальной информации в армейской среде.

Вместе с тем следует учитывать и то обстоятельство, что продолжа­ются попытки некоторых информационных источников проведения так называемой "антиармейской кампании". Используя различные каналы информационного воздействия, некоторые авторы, обыгрывая, а подчас искажая происходящие процессы в Вооруженных Силах (обустройство выведенных войск из стран Прибалтики и Западной Группы войск, недав­ние события по восстановлению конституционного строя в Чечне, соци­альная защищенность военнослужащих и др.), подрывают авторитет рос­сийской армии, поддерживают случаи отказа воинами служить в Воору­женных Силах и честно выполнять свой долг перед народом. Наряду с другими объективными причинами все это не могло не сказаться на со­стоянии мотивационной сферы деятельности  военнослужащих. Так, на сегодняшний день в войсках "нежелание служить в армии" стало "проблемой № 1".

Необходимо особо отметить, что такое отношение к службе в армии формируется у юношей далеко не только в условиях Вооруженных Сил, а в большинстве своем до призыва в армейский строй. Социологические исследования, проведенные среди тех, кто стоит на пороге военной службы, показывают, что почти каждый второй из числа опрошенных юношей убежден, что армия сегодня не нужна. 70% - против прохожде­ния действительной службы. За последние пять лет отношение к армии продолжает ухудшаться. Так считают более 65%. Если в 1988 г. лишь от 6% до 13% опрошенных говорили о том, что не видят смысла в службе в Вооруженных Силах, то в 1993-1994 гг. об этом заявил каждый второй призывник из числа опрошенных [41].

Выделенные аспекты тем более актуальны, что функционирующие в армейской среде штатные средства информационного воздействия не все­гда оперативно реагируют на постоянно растущие "информационные по­требности" воинов, не отличаются "информационной привлекательно­стью" в отражении существующих проблем. Так, в некоторых коллективах отмечается снижение доверия и престижа к "чисто армейским" каналам информации, в том числе к проводимым в ходе воспитательной работы "официальным" мероприятиям. Ясно, что данное обстоятельство побуж­дает воинов к обращению за "новой" информацией уже к другим источ­никам: слухам, "самиздату", зарубежным "радиоголосам" и т.п.

Все это убеждает в необходимости радикального изменения средств информационного воздействия на армейскую среду, относящихся к разря­ду "универсальных", практически не изменяющихся на протяжении многих лет и универсально применяемых к самым различным категориям военно­служащих и во времена "культа личности", и в "период застоя", и в на­стоящее время. "Цивилизаторские задачи", демократизация Вооружен­ных Сил, совершенствование воспитания воинов армии и флота переори­ентация их ценностно-духовного мира, - должны решаться достойными средствами. Пропаганда на радио и телевидении героического прошлого нашей страны, объективно-доброжелательная направленность их про­грамм для личного состава армии и флота, развитые средства неформаль­ного общения, организация досуга, учет мнений каждого, компьютери­зация процесса боевой учебы и подведения его итогов, использование ЭВМ при анализе эффективности этих средств и т.д. - все эхо необходимо в полной мере использовать для формирования профессиональной направленности воен­нослужащих.

Что же является необходимым в использовании имеющихся сегодня средств? Тот факт, что ни одна практическая ситуация не требует одновре­менного использования всего объема, побуждает напомнить о некоторых правилах выбора средств формирования мотивов поведения военнослужащих. К таковым следует отнести:

1)   их комплексное, как последова­тельное, так и параллельное использование и субординация;

2)   примене­ние в конкретных условиях разноуровневых средств;

3)   их знание, нали­чие умений и навыков в использовании;

4)   знание духовного состояния военнослужащих.

Выделенные "правила" являются общими в применении к любому процессу целесообразной деятельности. Поэтому обозначим те аспекты, от которых зависит эффективное использование среди формирования мотивационной сферы военной деятельности:

-     характеристика специфики конкретных воинских коллективов и личности каждого воина;

-     особенности объектов» обусловливающих процесс формирования; арсенал имеющихся у субъектов управления (командования, воспитательных ор­ганов) средств;

-     выделение специфики задач, решаемых подразделением в данный период времени, и целей, преследуемых командованием;

-     условия, обеспечивающие возможность формирования устойчивых потребностей, интересов, целей у военнослужащих.

Третий этап процесса формирования и функционирования профессиональной направленности военнослужащих связан с конкретной реализацией ее на практике. Он обусловлен предыдущими этапами и направлен на развитие у воинов устойчивых, зрелых потребностей, интересов, сообразно требовани­ям, предъявляемым нынешней ситуацией в обществе применительно к Воо­руженным Силам.

Данный этап включает в себя» во-первых, переосмысление информации о мотивации поведения и сравнение ее с состоянием личных мотивов, подкрепление их практикой служебной деятельности. Способ получения знаний о мотивах деятельности может быть как стихийным, так и целенаправленным, научно-организованным про­цессом приобщения воина к информации. Целенаправленная информаци­онная деятельность выполняет важную роль. С помощью научного потен­циала информационной деятельности в некоторой степени нейтрализуется стихийный характер воздействия социальной среды и повседневной служ­бы на духовный мир воина. Во-вторых» нейтрализация стихийного харак­тера восприятия информации, а также ее аналитическая переработка. Конкретная эмоционально-чувственная связь с определенным фрагментом духовного мира чаще все­го "скользит" по поверхности явления, подвержена воздействию случайно­стей и может исказить реальное положение дел. Поэтому она должна до­полняться абстрактно-логическим осмыслением потребностей, интересов, целей и ценностей.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10