Реферат: Мотивация поведения военных
В то время как низшие потребности выступают как прямое,
безусловное побуждение, т. е. «толкают» поведение без посредника-мотива (попробуйте
не дышать, тут никакого особого внутреннего побуждения не требуется, человек
пыхтит себе и все), потребности высших уровней имеют множество вариантов
реализации, поэтому никак не обойтись, например, без понятия идеал. Здесь даже
определение почти совпадает: идеал это представление (может быть недостижимого)
будущего, побуждающее активность личности.
Для нормального социального
функционирования необходимо включение человека в деятельность, в которой он
находил бы смысл своего существования. Отсюда вытекает потребность в труде, в
труде творческом, в котором раскрывались бы основные способности человека.
Отсутствие этой фундаментальной человеческой потребности — основной показатель
социальной деформации личности.
Органические потребности человека возникают
без специального их формирования, тогда как все социальные потребности
возникают лишь в процессе специального их формирования, воспитания. Потребности
людей зависят от исторически сложившегося уровня производства и потребления,
от условий жизни человека, от традиций и господствующих вкусов в данной
социальной группе. Потребности закрепляются в процессе их удовлетворения. Удовлетворенная
потребность сначала исчезает, но затем возникает с большей интенсивностью.
Слабые потребности в процессе их многократного удовлетворения становятся более
стойкими.
Возникающие в результате деятельности
все новые и новые потребности являются основным стимулом как развития
отдельной личности, так и исторического прогресса общества в целом.
Потребность становится основой
поведенческого акта лишь в том случае, если для ее удовлетворения имеются или
могут быть созданы необходимые средства и условия (предмет деятельности, орудие
деятельности, знание и способы действия). Чем разнообразнее средства
удовлетворения данной потребности, тем прочнее они закрепляются.
Потребность, с нейрофизиологической
точки зрения, представляет собой образование доминанты, устойчивого возбуждения
определенных механизмов головного мозга, которые связаны с регулированием
необходимых поведенческих актов. Возникающая потребность вызывает мотивационное
возбуждение соответствующих нервных центров, побуждающее организм к определенному
виду деятельности. При этом оживляются все необходимые механизмы памяти,
обрабатываются данные о наличии внешних условий и на основе этого формируется
целенаправленное действие.
Следующим звеном в цепочке
побудительных мотивов человеческой деятельности выступает интерес, под
которым понимается реальная причина социальных действий, событий, свершений
стоящая за непосредственными побуждениями – мотивами, помыслами, идеями,
намерения и т.д. участвующих в этих действиях индивидов, социальных групп,
классов. [50,219].
Можно сказать и так: интерес –
это форма проявления потребности, ее более или менее отчетливое сознание. Из
такого определения интереса следует, что в отличие от потребности, которая
характерна для всего живого, интерес – феномен, присущий только людям. И
именно как осознание потребности интерес оказывается более непосредственной
причиной человеческих действий – индивидуальных и групповых. Поэтому вызывает
обоснованные, на наш взгляд, следующие утверждения, встречающиеся в научной литературе:
интерес – это просто инобытие потребности, но так же не мотив поведения. Коли
есть потребность в объекте, то проявляется и интерес к данному объекту, но
начнется ли активность по овладению объектом, зависит не от интереса, а только
от мотива: большинство старшеклассниц проявляют интерес к какому-нибудь певцу
Леонтию Разину, но побуждение к действию (письмо написать, у подъезда дожидаться)
при этом испытывают только отдельные, особо экзальтированные особы, которых
все нормальные люди воспринимают с оттенком недоумения, а то и хуже, отзываясь
о них в сопровождении такого характерного жеста, когда пальцем у виска покрутят.
Следовательно, включать интересы в
список мотиваторов поведения не только неверно, но и нецелесообразно, интерес
может быть, а может и не быть мотивом поведения. Это хорошо, что язык
допускает смысловые оттенки, усиливая выразительность речи, но, сказав о
наличии у кого-то «интереса к живописи», мы пока еще ничего не сказали конкретного
о мотивации данной деятельности, и это только уводит нас от понимания истинных
причин поведения.
Дело в том, что именно в этом звене
''интерес'' обнаруживает неразрывное единство объективной и субъективной сторон
мотивационной сферы деятельности. Субъективная потребность в интересе имеет как
положительную, так и отрицательную стороны. Последняя заключается в возможности
появления под воздействием определенных идей интересов мнимых, неистинных.
Достаточно вспомнить, как бредовые концепции типа ''Германия превыше всего''
вдалбливали в головы миллионов мысль о том, что их истинный интерес требует
''продвижения '' на Восток (да и на Запад тоже).
Интерес— избирательное отношение к
предметам и явлениям в результате понимания их значения и эмоционального
переживания значимых ситуаций. Интересы определяются доминирующей
направленностью личности. Интересы личности обусловлены ее принадлежностью к
определенной социальной группе. Интересы человека определяются системой его
потребностей, но связь интересов с потребностями не прямолинейна, а иногда она
и не осознается.
Интерес, как и все психические
состояния, существенно влияет на протекание психических процессов, активизирует
их. В соответствии с потребностями интересы подразделяются по содержанию (материальные
и духовные), по широте (ограниченные и разносторонние) и устойчивости
(кратковременные и устойчивые). Различаются также непосредственные и косвенные
интересы (так, например, проявленный следователем интерес к какому-либо
вещественному доказательству является интересом косвенным, тогда как прямым его
интересом является раскрытие всего преступления в целом). Интересы могут быть
положительными и отрицательными. Они не только стимулируют человека к деятельности,
но и сами формируются в ней.
Широта и глубина интересов человека
определяет полноценность его жизни. Узость круга интересов, их обусловленность
только материальными потребностями, отсутствие полноценных устойчивых
интересов нередко лежат в основе преступного поведения. Характеристика личности
включает в себя определение круга интересов данного человека.
С интересами человека тесно связаны
его желания. Желание — мотивационное состояние, при котором потребности
соотнесены с конкретным предметом их удовлетворения.
Если потребность не может быть
удовлетворена в данной ситуации, но эта ситуация может быть создана, то
направленность сознания на создание такой желаемой ситуации называется
стремлением. Стремление с отчетливым представлением необходимых средств и
способов действия является намерением.
Разновидностью стремления является страсть
— стойкое эмоциональное стремление к определенному объекту, потребность в
котором доминирует над всеми остальными потребностями и придает соответствующую
направленность всей деятельности человека. Состояние страсти остро и бурно
переживается. Но страсть в отличие от импульсивных действий регулируется
волей. Она направлена на достижение предварительно осознанной цели. Страсть может
быть положительной и отрицательной в зависимости от общественной ценности
того, к чему стремится человек. Многие отрицательные страсти (страсть к
стяжательству, к азартным играм и т.п.) ведут к деградации личности и нередко
являются предпосылкой преступного поведения.
Положительные страсти мобилизуют силы
человека на достижение социально значимых целей (например, страсть к искусству,
науке, к отдельным видам трудовой деятельности и т.п.). Полное отсутствие страстей,
если таковое могло быть достигнуто, привело бы к полному отупению, и человек
тем ближе к этому состоянию, чем он беспристрастнее. Действительно, страсти —
это небесный огонь, оживляющий нравственный мир, страстям наука и искусство
обязаны открытиями, а душа благородством. Однако низменные страсти, связанные
с гиперболизацией потребностей низшего уровня, ведут к личностной деформации,
к вовлечению в так называемый терочный круг (патологическая страсть к саморазрушению
посредством психотропных веществ).
Таким образом, интересы
— это преимущественная направленность человека на какие-то предметы,
деятельность, связанная с положительным эмоциональным отношением к ним. Наличие
определенных интересов у воина является благоприятной предпосылкой его
служебной деятельности, развития способностей, успешного обучения. У молодых
людей при подготовке их к призыву желательно развивать интерес к службе,
военной технике.
Сильным побудительным
мотивом к какой-либо деятельности является склонность. Человек с
выраженной склонностью к данной области всегда добьется больших успехов.
Развитие у будущих воинов склонности к военной технике, оружию—важнейшая предпосылка
успехов в учебе и службе. Для военнослужащих очень важно осознание и следование
общегосударственным интересам. «Национальные интересы, - отмечается в Концепции
национальной безопасности РФ, - заключаются в духовном обновлении общества,
сохранении его нравственных ценностей, утверждении в обществе идеалов высокой
нравственности, патриотизма и гуманизма, развитии многовековых духовных
традиций Отечества». В решении этой задачи заинтересованы все здоровые силы
общества. Военным руководителям важно уметь формировать у подчиненных истинные
интересы, направленные на свой профессиональный рост, на решение задач стоящих
перед подразделением.
Как непосредственное
ближайшее отражение интереса в сознании человека возникает стимул –
определенное побуждение к действию, которое по своей природе может быть либо
материальным, либо духовным, либо сочетанием того и другого. Правда, в сочетании
со словом ''стимул'', прилагательное ''духовный'' звучит несколько иронически,
ибо стимулом в Древнем Риме называлась заостренная палка, которой погоняют
быков. И тем не менее, значение стимулирования воинской деятельности трудно
переоценить. Следует активно использовать многолетний опыт работы в данном
направлении: чествовать передовиков, поощрять отличившихся в службе и т.д.,
используя различные формы и средства.
Дальнейшим осознанием
потребностей, интересов и стимулов выступает цель. Цель – один из
элементов поведения и сознательной деятельности человека, которая характеризует
предвосхищение в мышлении результата деятельности и пути его реализации с помощью
определенных средств.[57,731] То есть одним из важнейших компонентов мотивационной
сферы воинской деятельности является ее целеполагании. Известно, что под целью
понимается предвосхищение в мышление результата деятельности и пути его реализации
с помощью определенных средств. Цель выступает как способ интеграции различных
действий воина в некоторую последовательность или систему. Анализ воинской
деятельности как целенаправленной предполагает выявление несоответствия между
наличной служебной ситуации и цели. Следовательно, осуществление цели – это
процесс преодоления этого несоответствия.
Цель как один из элементов
деятельности военнослужащих обусловлена объективными факторами военного дела.
Она выступает как определенный механизм интеграции различных действий воинов в
следующую систему: цель, средство и результат. Цель – это проект действия,
определяющий характер и системную упорядоченность различных актов и операций.
Уяснению сути целеполагания воинской деятельности способствуют результаты
общетеоретических исследований данного социального феномена. Целеустремленность
отличает, в первую очередь, общественного человека как субъекта действия.
Придавая последней активный и направленный характер, цель как бы ''освящает''
и указывает ей путь, и ставит их фактором успешного преобразования человеком
действительности. Могущество разума есть своего рода идеальное выражение творческого
могущества реальной предметно - преобразующей деятельности субъекта.
Уже в органической
природе мы видим зачатки целеполагания в смысле целесообразной
приспособительной деятельности, направленности процессов эволюции. Специалисты
отмечают, что каждый значимый акт представляет собой решение (или попытку
решения) определенной задачи действия. Но задача действия, иными словами –
результат, которого организм стремится достигнуть, есть нечто такое, что должно
стать, но чего еще нет. Таким образом, задача действия есть закодированное так
или иначе в мозгу отображение или модель потребного будущего. Целеполагание,
следовательно, возникает из жизненной потребности субъекта (живого существа).
Такое забегание вперед, опережение событий, '' предустановка '' и составляет
сущность целеполагания (рефлексы идеального).
И.П. Павлов рассматривал
рефлекс цели в качестве основной формы жизненной энергии человека, стремящегося
к овладению необходимыми ему предметами. На пути достижения цели субъект
преодолевает все трудности и препятствия. Бесцельная жизнь пуста,
бессодержательна и нередко приводит к самоубийству. Поэтому цель – это драгоценнейшее
качество огромного жизненного значения. ''Рефлекс цели'', вместе с другими
рефлексами, образует ''рефлекс жизни''. Стремление к объекту, периодичность и
последовательность, определенный ритм и темп рефлекторной жизнедеятельности
является ее существенными чертами.
Целеполагание
представляет собой некоторое опережающее отражение действительности. Чем
актуальнее целевая функция, тем активнее и быстрее осуществляется процесс
развития социальных субъектов. Целесообразность – наиболее существенная черта рефлексии,
но, конечно же, не исчерпывает полностью содержание последней. В качестве
особого явления, рефлексия не тождественна целесообразным своим направлением.
Не все акты рефлексии носят непременно осмысленный, осознаваемый характер и
направлены на реализацию данной цели. Субъект способен предаваться бесцельному
время провождению, когда ни он, ни окружающие его люди не знают, чем он
займется в следующий временной интервал, какие поступки совершит и какой
уровень активности обнаружит. Такими чертами отличается поведение, например,
таких офицеров, которые ''засиделись'' длительное время на определенной
должности, в определенном воинском звании и, тем самым, утратили важный мотив
своей службы.
Существуют различные
основания для классификации целей воинской деятельности: по времени (близкие и
далекие), по значению (существенные и несущественные, личные и общественные),
по предметной области и т.д. Кроме того, целеполагание специфично на различных
стадиях профессионализма:
· На стадии выбора профессии
(поступление в то или иное военное учебное заведения);
· На этапе профессионального обучения
(окончить вуз с дипломом с отличием, либо довольствоваться удовлетворительными
оценками);
· На стадии практического овладения
профессией (стремление стать мастером своего дела, либо халатное выполнение
своих обязанностей);
· На этапе расцвета профессиональной
деятельности (получить, например, звание ''заслуженный летчик'', либо спокойно
ожидать увольнения в запас);
· В момент ухода из профессии
(самореализоваться в новых формах деятельности, либо довольствоваться
пенсионным обеспечением);
Система
целей, стоящих перед человеком, целей, которые он преследует своими действиями,
мотивов, в соответствии с которыми он действует, выражает его направленность.
Если знать направленность
человека, то можно точно предвидеть отдельные его поступки и жизненную линию в
целом. В условиях школы в процессе патриотического воспитания важно формировать
у будущих воинов военно-профессиональную направленность, что обеспечит в
дальнейшем их самоотверженное поведение в процессе прохождения службы.
Чтобы понять
направленность воспитуемого, надо разобраться в системе целей, которые он
перед собой ставит. Цели человек ставит перед собой не случайно. Выбор и постановка
целей — процесс, закономерно обусловленный. И эту закономерность важно
учитывать. Если у воина преобладают общественно значимые мотивы, то и цели у
него будут серьезные, содержательные. Служба у такого человека будет протекать
успешно. Молодой человек не всегда говорит о том, каких целей он хочет добиться
в жизни. Но педагог может узнать о них, если раскроет
свойственную учащемуся систему мотивов. А это можно сделать, наблюдая за
проявлением и удовлетворением его потребностей. Так через потребности и мотивы
раскрывается система личных целей, т. е. направленность молодого человека.
Зная его направленность, можно предвидеть его поступки и поведение в различных
ситуациях, а значит, и грамотно им руководить, и правильно его воспитывать.
Важное место в
мотивационно-смысловой сфере воинской деятельности занимают идеи и идеалы.
Идеал выражает основное направление личных устремлений человека и всегда
соответствует главным его наклонностям. Наличие идеалов свидетельствует о высоком
уровне развития личности. Идеал - очень сильный побудитель к действиям. Обычно
героические поступки совершают воины, следующие возвышенным идеалам.
Не меньшая роль
принадлежит и идеям, положенным в основу воспитательной работы в Вооруженных
силах. Исторический опыт, практика последних лет убеждают, что духовность армии
и флота не может существовать вне социально значимых идей, верований, ценностей,
традиций, которые должны всячески оберегаться и культивироваться общественными
институтами.
Духовные основы
воспитания выражаются, прежде всего, в идеях, идеалах. Единая общенародная идея
духовно цементирует общество и Вооруженные Силы, создает предпосылки их
целостности. Такая идея необязательно должна носить религиозный характер. В
истории хорошо известны случаи сплочения того или иного народа под сугубо секулярными
идеями (национального освобождения, модернизации общества и т. д.).
Но в любом варианте идея, сплачивающая
людей в единый народ, должна присутствовать в общественном сознании. В данном
случае под «идеей» подразумевается историческое существование и
историческое сознание народа, а также выражение его исторических задач. Влияние
идей всегда было весьма значительным в военном деле. Без идейного обоснования
невозможны не только победы на войне, но и само воинское воспитание,
предшествующее этим победам. Одна из главных причин успеха преобразовательной
деятельности и военных побед Петра I заключалась в том, что в
нищей, голодной стране, не выплачивавшей налогов, разбегавшейся от тяготы
повинностей, с ее бездорожьем, темнотой, дворяне сумели предложить большую,
красивую идею. Идею модернизации России, которая была положена в основу
воспитания военнослужащих.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10
|
|