Реферат: Мотивация поведения военных
Воинская деятельность, как особый вид
человеческой деятельности, выполняет важные социальные функции. В руках
определенных общественных сил воинская деятельность выступает средством
насилия. В этих условиях она реализуется в форме войны или вооруженной борьбы.
Война как продолжение политической деятельности иными, а именно
насильственными средствами является частью политики. Вот почему воинская
деятельность используется в политике как средство насилия.
Воинская деятельность как мирного,
так и военного времени непосредственным образом служит интересам политики в
целом и военной политики в частности. Она представляет собой специфическое
средство изменения путем насилия политических отношений в обществе.
Политические цели войны и интересы обеспечения безопасности общества определяют
в нем характер воинской деятельности. Вооруженная борьба, в процессе которой
противоборствующие стороны добиваются поставленных целей, изменяет характер
жизнедеятельности всего общества.
Воинская деятельность выступает
средством защиты общества от вооруженного вторжения извне, угрожающего его
суверенитету и целостности, то есть выполняет функцию защиты общества. Вместе с
тем в процессе воинской деятельности военного времени нередко происходит
разрушение старого и созидание нового общественно-политического строя в том
или ином обществе.
Воспитательная функция воинской
деятельности проявляется в том, что она осуществляет воспитательное воздействие
на людей. С одной стороны, ее результатами являются страдание и смерть. Этим
воспитывается негативное отношение к воинской деятельности в цивилизованном
обществе. С другой стороны, воинская деятельность выступает нередко
единственным средством освобождения и зашиты тех или иных народов. Все это
накладывает отпечаток на сознание людей, их поведение в условиях подготовки
государства к войне и в ходе ее проведения. И наконец, воинская деятельность
выступает в качестве средства получения знаний о войне и военном строительстве.
Но это уже деятельность особая - военно-познавательная, исследовательская.
Функционирование армии как
общественной составляющей реализуется посредством определенных видов ее
деятельности. Они нацелены на регулирование конкретных функциональных
отношений. Важнейшими видами воинской деятельности, с помощью которых армия
реализует свое историческое предназначение, являются: непосредственное использование
оружия и боевой техники в вооруженной борьбе; опосредованное применение насилия
и оружия в нем при различных социально-политических ситуациях; участие
подсистем, элементов армии в экономической, социальной, политической и духовной
сферах жизнедеятельности общества.
Степень участия армии в общественной
жизни, в решении общих задач государства ограничена социальным характером
общественно-политического строя и осуществляется лишь настолько, насколько в
них заинтересована публичная власть. Она обусловлена, с одной стороны, уровнем
сознательности военнослужащих, палитрой побудительных мотивов деятельности, их
политической зрелостью и ответственностью за развитие общества; способностью
армии выступить организованной и хорошо технически оснащенной силой, содействующей
преодолению трудностей; культурой и образованностью военных специалистов;
моральным авторитетом и дисциплинированностью как необходимыми предпосылками
для успешного решения задач, стоящих перед армией, и другими качествами ее
элементов; уровнем развития общества, его потенциальными возможностями,
трудностями развития. Эти факторы и определяют характер воинской деятельности.
Наиболее эффективной и общезначимой она становится тогда, когда армия является
неотъемлемой и необходимой частью общества, государства, политической системы и
понимается как таковая. Знание философии воинской деятельности имеет
мировоззренческое и методологическое значение. Она помогает военнослужащим
понять сущность и содержание их профессиональной деятельности, ее смысл и
значение, а также способствует формированию у них научного мировоззрения,
высоких морально-психологических качеств, военно-профессиональной
компетентности и направленности.
Профессионализм офицера представляет
собой довольно сложное психологическое образование, обусловленное прежде всего
фактором опасности как необходимой составной части выполнения служебного долга
в любых условиях деятельности (как в мирное, так и в военное время). По мнению
специалистов, профессионализм в сфере опасных профессий, к которым относится и
профессия офицера, есть категория человеческого бытия, представляющая собой
системную совокупность личностных, мировоззренческих, деловых, профессиональных
и нравственных качеств человека. Стержнем нравственного императива является
мораль подвижничества, в котором самосохранение находится не на первом плане.
Профессионализм - это структурная реорганизация военнослужащего в ратном труде.
Базисными основаниями профессионализма
в сфере опасных профессий являются:
-
принятие на себя
ответственности за самоличное решение;
-
высочайшая
организованность;
-
личное мужество;
-
самокритичность;
-
социологизированность
мотивов поступков.
Побуждающим мотивом активности такого
профессионала в экстремальной ситуации выступает не столько сострадание,
сколько совесть. Образ духовной жизни представителя опасной профессии состоит в
том, что он призван совершить добро, трансформировав опасность в совесть, а
мужество превратив в профессиональность поступков.
Свое непосредственное выражение
стремление субъекта деятельности к самовыражению находит в мотивационной сфере
профессионализма.
Мотивация к труду не исчерпывает всей
мотивации личности, так как личностное пространство значительно шире
профессионального. Вместе с тем именно трудовая деятельность человека во многом
определяет смысл . существования человека на земле. Поэтому в труде человек
реализует не только свои профессиональные мотивы, но и более широкие
побуждения, связанные с самовыражением, саморазвитием, общественным признанием
и другими социальными притязаниями.
Психологами разработана целостная
система представления мотивационной сферы профессиональной деятельности.
Так, по мнению специалистов (А.К.Маркова) [35], мотивация к профессиональной
деятельности включает такие структурные элементы, как:
- профессиональное призвание -
влечение к какой-либо профессии, опирающееся на знание о ее предназначении;
- профессиональные намерения -
осознанное отношение к определенному виду профессиональной деятельности;
- ценностные ориентации в
профессиональной деятельности - выработанные обществом и принятые личностью
основания для оценки назначения труда, его сторон, системы духовных ценностей,
профессиональных менталитетов, правил профессиональной этики:
- мотивы профессиональной
деятельности, внутренние побуждения, определяющие направленность активности
человека в профессиональном поведении в целом и ориентации человека на разные
стороны самой профессиональной деятельности;
- профессиональные притязания -
стремление достичь результата определенного уровня профессиональной
деятельности, который выбирает сам человек, зная свои предыдущие результаты;
- профессиональные ожидания -
мысленные представления о своих возможных успехах, об отношениях с коллегами и
др.[ 44,224]
Все указанные и другие побуждения к
деятельности находятся в сложном отношении между собой, что и обусловливает
противоречивость профессиональных устремлений специалиста. Например, могут
иметь место высокие притязания при недостаточной мотивации и искаженных
ценностных ориентациях.
Для специалиста в сфере опасных
профессий путь к профессии предполагает в качестве основной мотивационной
компоненты наличие потребности в добровольном выборе своей судьбы, который
предполагает стремление преодолеть себя, пойти на риск в интересах других.
Совесть, свобода, жизнелюбие и воля - вот первые нравственные ступени
восхождения военнослужащего к вершинам моральных ценностей - защитить чужую
жизнь.
Наряду с содержательными
характеристиками профессиональные мотивы обладают и определенными
динамическими параметрами. Можно назвать следующие свойства:
-
устойчивость как
длительность сохранения мотивов через некоторое время и в разных ситуациях, в
том числе в сложных и экстремальных условиях;
-
интенсивность как
сила выраженности побуждений;
-
длительность как
распространяемость на большие промежутки времени;
-
переключаемость
как легкость перехода от одного побуждения к другому;
-
широта как
распространенность, на разное количество объектов, сторон труда;
-
эмоциональная
окраска положительной или отрицательной модальности.
Представления о мотивационной основе
профессионального развития позволяют каждому специалисту задуматься на тем,
что побуждает его к такого рода труду, ради чего он стремится работать лучше,
реалистичны ли его цели, подлинными ли ценностями и смыслами он руководствуется.
Мотивационная сфера профессиональной
деятельности не одинакова на различных стадиях профессионализации. Так, на стадии выбора профессии
складываются интерес к содержанию будущей деятельности, понимание ее значимости,
происходит осознание профессионального призвания, возникает стремление войти в
определенную профессиональную общность и определенные профессиональные
ожидания.
На стадии профессионального обучения начинается адаптация как приспособление
личности к профессии, происходит уточнение своих профессиональных притязаний,
возможно охлаждение интереса к избранной профессии. намечается принятие роли
профессионала.
На стадии практического овладения
профессией углубляется
адаптация. идет корректировка профессиональных мотивов и целей, упрочиваются
мотивы овладения высокими нормами и образцами профессионального мастерства, появляется
первая удовлетворенность трудом, возникают мотивы самореализации личности в
труде, возрастает число побуждений в мотивационной сфере, усложняется их
иерархия.
На стадии расцвета профессиональной
деятельности
укрепляются мотивы индивидуального вклада в профессию и профессионального
творчества, усиливается смыслотворчество в профессии как поиск все новых
смыслов профессии для себя, упрочивается преобладание конструктивной
мотивационной тенденции, ориентирующей человека на созидание.
На стадии ухода из профессии может наблюдаться мотив самореализации
личности в новых формах деятельности, либо проявляются защитная мотивация
избегания неприятностей, противопоставление профессиональным интересам
молодежи, регресс.
Источником изменений в мотивационной
сфере являются перестраивание общественных отношений человека, условий
профессионального труда, логика саморазвития человека, неравномерность развития
и рассогласование между уровнями профессиональной деятельности и
профессионального общения, а также рассогласования между отдельными сторонами
в самой мотивационной сфере.
Изменения в мотивационной сфере могут
происходить по механизму «сверху вниз» (через осознание человеком желательных
для общества эталонов мотивов) и «снизу вверх» (через включение человека в
разные виды реальной деятельности, в ходе которой во взаимодействии с другими
людьми практически осваиваются и изменяются мотивы и цели труда человека). В
этом плане становится понятной та роль профессионального сообщества и профессионального
общения, которую они могут сыграть в становлении и развитии профессиональной
мотивации специалиста.
Для уяснения содержания мотивационной
сферы военно-профессиональной деятельности остановимся на уточнении ее
сущности.
Мотивы (от латинского moveo – двигаю) – то, что побуждает деятельность
человека, ради чего она совершается [57,389] . В современной психологии термин
«мотив» применяется для обозначения различных явлений и состояний, вызывающих
активность субъекта. К основным мотивам относятся потребности, интересы,
влечения и эмоции, цели и установки, идеалы и ценности, смысложизненная
ориентация.
Мотивам посвящены многочисленные работы представителей бихевиоризма и глубинной
психологии, социологии и специалистов по управлению. Бихевиористы обычно
понимают под мотивами любые стимулы, как внешние, так и внутренние («мотивационные
переменные»), способные вызывать или активизировать поведение. В глубинной психологии
роль главных мотивов приписывается заложенным в человеке биологическим
инстинктам и влечениям, которые под влиянием социальных условий, отчасти,
подавляются и выступают в своих непрямых, символичных формах (психоанализ З.
Фрейда и т.д.). Важным вкладом в развитие учения о мотивах была разработка идей
о субъективно-объективной природе мотивов (понятие о «побудительной силе» вещей
Левина), о независимости мотивов человека от элементарных биологических потребностей
(Олпорт) и об «идеаторном», осознанном характере мотивов, выражающих систему жизненных
ценностей человека (Нюттен) [57,390]
В отечественной психологии проблема мотивов разрабатывается в связи с
исследованием структуры человеческой деятельности и сознания. В мотивах
конкретизируются, «опредмечиваются» потребности, которые не только определяют
собой мотивы, но, в свою очередь, изменяются и обогащаются вместе с изменением
и расширением круга объектов, служащих их удовлетворению и соответствующих способов.
Представление о предметной и социальной природе мотивов противостоят как
теориям, ставящим человеческие мотивы в зависимость от «глубинных»
инстинктивных влечений, так и теориям, приписывающим побудительную силу
субъективным эмоциональным переживаниям. Дело в том, что не эмоции определяют
мотивационно – смысловую сферу деятельности человека, а, наоборот, развитие
мотивов обогащает и перестраивает сами эмоции и чувства. Это необходимо
учитывать в своей воспитательной работе с подчиненными командирам всех уровней.
Мотивация, процесс побуждения человека к совершению тех или иных действий
или поступков, часто представляет собой сложный акт, требующий анализа и оценки
альтернатив, выбора и принятия решений. Мотивы, как известно, часто
сопоставляют с деятельностью в целом, а цели — с отдельными действиями. Хотя
такое однозначное сопоставление и неверно, оно тем не менее отражает большую
общность мотива по сравнению с целью. Цель конкретнее мотива, в связи с одним
мотивом формируются разные цели, мотив соотносится с потребностью, а цель — с
предметом. Но при этом направленность на цель, вектор «мотив — цель» определяет
конкретные действия субъекта и организует их. Сказанное позволяет трактовать
мотивы как субъективно предвидимые обобщенные полезные результаты, а цели —
как субъективно предвидимые конкретные полезные результаты деятельности. Такая
трактовка не противоречит психологическим традициям и вносит кое-что новое.
Во-первых, оказывается возможным
конкретизировать понятия мотивов и целей. Сегодня в общей психологии изучают
мотивы и цели «вообще», а в психологии труда — трудовые мотивы и цели. Но
профессиональные мотивы и цели при изучении конкретного труда подменяются
мотивами и целями к труду вообще, что, очевидно, некорректно.
Любой мотив, как известно, есть
определенным образом опредмеченное побуждение, которое опосредствует
потребность и совокупность действий, направленную на удовлетворение этой потребности,
и которое, будучи осознано, обосновывает выбор целей действий и сами действия.
Специфика потребностей и «опредмечивающих» предметов и средств для
удовлетворения потребностей должна по сути различать трудовую и профессиональную
мотивацию, хотя обе они суть «слои» мотивационной сферы личности.
Действительно, «сплав» известных
органических и социально усвоенных потребностей общего, неспецифического типа
(быть гражданином, иметь авторитет, заработать и т. п.), опредмечиваемый в
любой трудовой (а иногда и нетрудовой) деятельности, формирует трудовую (или,
наоборот, нетрудовую) мотивацию, для которой предметы и функции деятельности,
ее конкретные цели и результаты в сущности безразличны, а важны только общие
социальные функции и социальные или личные цели (приносить пользу обществу,
выполнять план, зарабатывать и т. д.). Профессиональная мотивация есть особая
конкретизация мотивации трудовой, обусловленная специализацией в данной
профессиональной области и формирующаяся по мере приобретения личного
профессионального опыта. Профессиональная мотивация не только не безразлична к
предметам и функциям, конкретным результатам и целям, но наоборот, она их профессиональной
спецификой полностью и определяется. Профессиональный мотив обосновывает
профессиональные действия, которые направлены на удовлетворение какой-либо из
социальных потребностей в данной деятельности или из собственных потребностей
этой деятельности, усвоенных профессионалом и превратившихся в его личные
профессиональные потребности.
Профессиональные мотивы суть, таким
образом, конкретизации трудовых мотивов, причем множественные: каждый трудовой
мотив может конкретизироваться в нескольких профессиональных мотивах. Например,
трудовой мотив «заработать» может быть конкретизирован шофером в нескольких
направлениях: перевыполнить план перевозок, сэкономить горючее, сберечь
автомашину, подработать на стороне и т. п. Мотив военнослужащего – продвинуться
по служебной лестнице – может быть реализован также в различных формах, как положительных,
так и отрицательных(карьеризм). Следовательно, профессиональных мотивов больше,
чем трудовых, и, вообще говоря, каждый трудовой мотив потенциально
конкретизуют во всех профессиях, где может актуализироваться в виде нескольких
профессиональных мотивов.
В свою очередь, каждый
профессиональный мотив, очевидно, должен иметь возможность конкретизироваться
во множестве конкретных целей, которые в отличие от общетрудовых следует
назвать профессиональными целями. Эти цели отражают профессиональную специфику
конкретных полезных результатов деятельности, предвидимых специалистом, и
выражают смысл его профессиональных действий. Умение ставить и достигать
профессиональными способами профессиональные цели в конкретных условиях
деятельности я отличает профессионала и непрофессионала.
Таким образом, применительно к
профессиональной деятельности потребности и результаты, функции, мотивы и цели
конкретизируются до профессиональных, выражающих и отражающих технологическую
специфику и содержание деятельностей.
Учитывая нарастающую множественность
этих реалий (результатов больше, чем функций и потребностей, целей — чем мотивов),
целесообразно, применительно к любой деятельности, выделять ведущий мотив (или
подмножество таких мотивов), который можно конструктивно представить в виде
образно-понятийной модели реализации основной функции деятельности. Но это не
значит, что в изучении профессиональной (или иной) мотивации можно ограничиваться
ведущими мотивами.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10
|
|