Реферат: Мотивация поведения военных
Физиологические потребности (в пище, питье, кислороде, в физической активности,
сне, защите от экстремальных температур и в стимуляции органов чувств)
являются основными, сильными, неотложными. Их удовлетворение дает возможность
биологической жизни, а значит, они должны быть удовлетворены на определенном,
специфичном для человека уровне. Недаром голодный человек в конце концов
теряет интерес к самой жизни, становится безразличным к собственно человеческому
удовлетворению других видов потребностей.
Потребности безопасности и защиты. После удовлетворения физиологических
потребностей актуальными становятся потребности безопасности и защиты. Это
потребности в организации, стабильности, в законе и порядке, в предсказуемости
событий, в свободе от таких угрожающих сил, как болезнь, страх и хаос, в
долговременном выживании. В интересах их удовлетворения государством
создаются, помимо всего прочего, вооруженные силы, органы внутренних дел и т.д.
Предпочтение хорошей и безопасной работы со стабильным
заработком, создание сберегательных счетов, приобретение страховки, знание
методов выживания, овладение воинским мастерством позволяют чувствовать себя в
относительной безопасности. Сюда же можно отнести стремление человека к созданию
определенных норм жизни. Условия для удовлетворения данных потребностей воинов
создаются путем реализации их прав и обязанностей, изложенных в общевоинских
уставах. Для воина защита Отечества и есть внешнее проявление личной безопасности.
Уникальность армии состоит в том, что функция защиты своего
народа, мира на земле призвана стоять выше, чем функция личной безопасности. На
это способна только зрелая личность, которая реализует себя в служении своему
народу.
Потребности принадлежности и любви. Это потребности в семье, дружбе,
любимых, друзьях. Кому не знакомы муки отвержения и, одиночества (достаточно
вспомнить курсанту период адаптации к армии). Каждый человек хочет жить в
атмосфере любви и заботы. Зрелая любовь подразумевает здоровье, нежные
взаимоотношения между двумя людьми, основанные на взаимном уважении, восхищении
и доверии. Быть любимым и признанным важно для здорового чувства
достоинства. Когда человека не любят, появляются пустота и враждебность
Принадлежность к воинскому коллективу
подразделения, включенность в дружеские отношения, готовность оказать
взаимопомощь - предпосылка психического здоровья военнослужащего в условиях
экстремального характера воинской службы.
Потребность в самоуважении. Выделяют два основных типа самоуважения
- собственно самоуважение к потребность в уважении другими. Самоуважение
обеспечивается компетентностью, уверенностью, достижениями, независимостью и
свободой. Военнослужащему важно знать, что он достойный человек, способный
успешно выполнять задачи воинской службы.
Уважение другими включает престиж,
признание, репутацию, статус, оценку и приятие. Для военнослужащего значимо признание
другими - командирами, друзьями, семьей - того, что он
делает. Хорошо, если его воинский труд признан престижным, дающим высокий статус
и у военного человека есть своя репутация как высокая оценка его личности.
Основой для формирования самоуважения и уважения другими является высокий
престиж воинской службы в обществе.
Удовлетворение потребности в
самоуважении порождает чувство уверенности в себе, достоинство и осознание
того, что вы полезны и необходимы. Это тем более важно для командира,
принимающего ответственные решения. Недостаточная удовлетворенность приводит к
чувству неполноценности, бессмысленности, слабости, пассивности и зависимости,
чувству пустоты и беспомощности при столкновений с жизненными ситуациями,
трудностями, требованиями воинской службы.
Здоровое самоуважение основывается на
заслуженном уважении другими тебя как личности и военного-профессионала.
Рискованно строить удовлетворение потребности в уважении на лести (что очень
просто в условиях единоначалия в армии), а не на собственных способностях и
достижениях, действительной значимости. Эти последние факторы зависят от нас,
а значит, нами контролируются.
Потребность в самоактуализации есть желание человека стать тем, кем
он может стать. Это предполагает полное использование своего таланта, способностей,
личности.
Люди нуждаются во внутреннем совершенствовании и ищут его.
Это естественно. Однако не все этого достигают. Причина в том, что многие не
знают своего потенциала и не понимают пользы от самосовершенствования. Есть
люди, склонные сомневаться и даже боящиеся своих способностей. Иногда военный
человек, стремясь удовлетворить общественное ожидание от него быть мужественным,
стойким, решительным, боится развить в себе сочувствие, доброту, нежность.
Поэтому можно сказать, что человек -
это в какой-то степени "желающее существо", жизнь его
полимотивирована, побуждается многими мотивами (потребностями). В силу этого он
постоянно находится в ситуации выбора и удовлетворения "самой
главной" потребности в создавшейся ситуации. Однако по мере ее
удовлетворения это место занимает "другая главная" и т.д. Желания его
бесконечны, так как он редко достигает полного, завершенного удовлетворения.
Рассмотренные потребности человека
врожденны и впоследствии "социализированы", организованы в системы. В
разных жизненных ситуациях в системах потребностей образуется своя система
доминирования, иерархии. Развитие личности есть преобразование потребностей от
физиологических до самоактуализации. Такое движение вверх по иерархии
потребностей создает индивидуальность. Чем выше человек находится на лестнице
потребностей, тем свободней он в созидании своей судьбы.
Чем, богаче потребности военного
человека, тем больше выбор вариантов поведения. Поэтому он стремится к
личностному росту, к вершине иерархии потребностей. Свобода и мотивация
взаимодействуют друг с другом. Стремление к профессионализму, свободе
военно-профессионального творчества связано со стремлением к развитию у
военнослужащего потребностей в принадлежности к армии, воинскому коллективу, в
товарищеских взаимоотношениях, в самоуважении и признании его товарищами по
службе, в самоактивизации в военной службе.
Развитие - есть актуализация,
развертывание потенциала быть личностью, воином. Психика "человека
самореализующегося" - есть единство сознательного и бессознательного,
при определяющей роли сознания. Личность представляет собой совокупность рационального
и иррационального. Но иррациональные процессы не являются доминирующими.
"Человек самореализующийся" - это человек, рационально принимающий
решения и стремящийся на основе этого актуализировать свой потенциал. Таким
самоактуализирующимся людям присущи следующие характеристики.
1.
Правильное и
беспристрастное восприятие мира, других людей. Они видят действительность
такой, какая она есть. Не позволяют страху повлиять на свою оценку. Без труда
обнаруживают фальшь и нечестность в военно-профессиональных и личностных
взаимоотношениях. Ожидания, тревоги, стереотипы, ложный оптимизм и пессимизм
не искажают их восприятия. Они не боятся проблем, которые не имеют однозначных
решений, приветствуют сомнения, неопределенность, поиск.
2.
Признание себя таким, каков есть.
Самоактуализирующиеся люди не сверхкритичны к своим недостаткам, включая свою
физиологическую природу. Воспринимают себя естественно. У них нет
непреодолимых потребностей поучать, информировать или контролировать. Они могут
переносить слабости других и не бояться их силы.
3.
Непосредственность,
простота и естественность У таких людей нет искусственности и желания
произвести сверхэффект .
4.
Центрированность
на проблеме. Эти
люди привержены какой-то задаче, долгу, призванию или любимой работе, полагая,
что она нужная и важная. Они ориентированы на проблемы, которые выше их
непосредственных потребностей и которые считают для себя жизненной миссией. В
этом смысле они, скорее, живут, чтобы работать, а не наоборот. Их в то же время
интересуют вопросы философии, психологии и этики.
5.
Независимость как потребность в уединении.
Самоактуалнзкрующиеся люди очень нуждаются в неприкосновенности внутренней
жизни и возможности одиночества. Во взаимоотношениях могут наслаждаться
богатством и полнотой дружбы. У них частая потребность общаться с самим собой.
Они сохраняют спокойствие и невозмутимость, когда их постигают личные несчастья
и неудачи. Стремятся иметь собственный взгляд на ситуацию, явления действительности.
6.
Автономность, опора на свой собственный потенциал
и внутренние источники роста и развития. Высокая система самоуправления и
"свободы воли".
7.
Свежесть
восприятия.
Рассматриваемая категория людей обладает способностью оценивать по достоинству
даже самые обычные события в жизни, при этом ощущая новизну. Они редко
жалуются на скуку, неинтересную жизнь. Каждый день жизни богат, это
захватывающее и волнующее событие в жизни.
8.
Вершинные
переживания. Это сильные волнения, моменты высокого напряжения, а также расслабления,
умиротворения, блаженства и толкования. Люди чувствуют большую гармонию с
миром, выходят за пределы своего "Я".
9.
Общественный
интерес, то есть
стремление помочь другим улучшить себя. Такие люди сострадают, симпатизируют и
любят человечество.
10.
Глубокие межличностные
отношения. Круг друзей невелик, но очень дружествен, проявляется особая
нежность к детям.
11.
Демократический
характер.
Самоактуализирующийся человек уважает всех людей, независимо от ранга, статуса,
с готовностью учится у других, не проявляя стремления к превосходству.
12.
Разграничение
средств и умений.
Такие люди придерживаются правовых и этических норм. Им часто нравится сам
процесс, чем достижение цели.
13.
Философское
доброжелательное чувство юмора, то есть юмора, высмеивающего глупость
человечества в целом.
14.
Способность к
творчеству как
естественный способ выражения потребностей личности к живому восприятию всего
нового.
15.
Сопротивление
насильственному окультуриванию.
Эти качества говорят не об ангельских чертах суперличностей,
а о том, что потенциал человека велик, гораздо больше достигаемого нами в повседневной
жизни. Цели нашего служебного роста, как правило, имеют отдаленную связь со
стремлением актуализировать наш потенциал и предполагают не столько увеличение
напряженности жизни, сколько расширение круга возможностей. Действительный
рост начинается только тогда, когда у человека реализуются новые потребности.
Представленные здесь, в довольно абстрактной форме, мотивы
самоактуализации в реальных жизненных ситуациях приобретают свои конкретные и
специфичные черты. Они легко могут замещать друг друга, если это диктует жизнь.
Можно выделить самые широкие мотивы роста: целостность, совершенство,
простоту, красоту, доброту, уникальность, честь и т.д. Все указанные потребности
важны в равной степени, у них нет иерархий.
В случае, если мотивы роста не получают своей реализации,
возможно возникновение значимых отклонений в психике. Это:
- неверие, цинизм, скептицизм;
- ненависть, антипатии, отвращения, расчет только на себя и
для себя;
- вульгарность, нетерпеливость, отсутствие вкуса,
бесцветность;
- дезинтеграция;
- утрата чувства собственного "Я" и
индивидуальности, ощущение себя постоянно меняющимся;
- безысходность, нежелание чего-либо добиваться;
-гнев, цинизм, неприятие законов,
тотальный эгоизм;
-мрачность, угрюмость, депрессии, отсутствие интереса к жизни;
- перекладывание ответственности на других и др.
Каков же путь к совершенствованию военнослужащего в образе "человека
самоактуализирующегося"? Этот путь можно проследить, сравнивая два типа
жизни.
В основе первого типа
главным образом лежит стремление удовлетворить существующий внутренний дефицит
или требования окружения. Это стиль жизни, интегрированный на снижение
напряжения, поддержание равновесия с окружающей средой. Выражение "Живи
сегодняшним днем, потому что завтра может не наступить" - девиз такого
образа жизни. Эго жизнь человека, реагирующего на стимулы - поощрения, наказания,
чрезвычайные обстоятельства, на боль и страх, на требования других людей, на
каждодневные события. Это жизнь, характеризующаяся рутиной и однообразием, отказом
относиться к чему-нибудь или кому-нибудь серьезно, стремлением заниматься вещами
несложными, но приятными. Такая жизнь сконцентрирована на поддержании своего
положения. Счастье - в ощущении безопасности и удовлетворения. Фактически эти
люди не переступают порога самоактуализации.
Второй тип жизни - это усиление или рывок, когда человек использует в полную силу все свои
способности. Такой человек более собран, непосредствен, открыт для переживаний.
Его образ жизни включает в себя наиболее счастливые и волнующие моменты человеческого
существования, моменты величайшей зрелости, индивидуальности и наполненности.
Это вершинные переживания жизни, вызывающие благоговение и восторг. Самоактуализирующийся
человек стремится ощутить эти переживания, и они часто бывают причиной важных перемен
в жизни.
Научная классификация потребностей позволяет
отдифференцировать данное понятие от мотивов. Отличие от потребностей и особое
место мотивов в психологии легко подтвердить тем, что одна и та же потребность
может быть реализована посредством множества совершенно разных мотивов.
Например, потребность в общении может быть
удовлетворена через мотив поговорить по телефону, или в нетерпеливом желании
пойти на свидание; или в намерении быстро одеться и пойти просто в любое людное
место; или в парадоксальном желании покинуть приятный круг общения с тем, чтобы
поспешить в гастроном и пригласить только что оставленных друзей на ужин - в
виде сюрприза; или раскрыть любимую книгу для продолжения воображаемой дискуссии
с постоянным другом-оппонентом и т.д., до бесконечности.
В то же время несколько различных
потребностей могут быть удовлетворены через один мотив: побуждение пойти на
дискотеку может сегодня возникнуть из потребности в самовыражении (освоен
новый танец и не терпится продемонстрировать его друзьям), завтра — из
потребности в общении (известно, что кто-то из одноклассников там будет и,
даже если танцевать, не хочется, человек идет все равно — ради общения),
послезавтра — повинуясь сексуальной потребности, на следующий день на первый
план может выйти эстетическая потребность, если популярная группа на гастроли
приезжает и т. д.
Итак, при всем внешнем сходстве и
даже родстве, потребность и мотив не одно и то же. Потребности — явление субъект-объектное,
они предопределены, заданы человеку социальными отношениями, тогда как мотив —
явление чисто субъективное, «мое» и ничье больше.
Потребности у всех людей одинаковы
(часто в литературе можно встретить противоположное мнение), отличаются люди
только по уровню развития универсального и единого комплекса базовых
потребностей, в котором одни для данного человека становятся доминирующими, а
другие, в зависимости от разных обстоятельств, «дремлют» словно в анабиозе.
Число базовых потребностей ограничено
(снова найдутся несогласные), тогда как мотивов — бесконечное множество, как
бесконечно количество человеческих предметов и необозримо число благ и
ценностей человеческой жизнедеятельности. Например, каждый человек испытывает
потребность в общении, каждый страдает от одиночества, но уникальность и
неповторимость личности определяется именно степенью и полнотой удовлетворения,
силой желания и активностью (интенсивностью) действий, богатством и разнообразием
способов удовлетворения — то есть непохожестью мотивации, возникающей из этой
одинаковой для всех потребности в общении.
Всякий человек имеет эстетическую потребность, но для одного
она ограничена и обеднена примитивной мотивацией оглохнуть от воя и грохота
так называемой рок музыки, а у другого эстетическая деятельность мотивирована
и живописью, и театром, и всем разнообразием эстетических ценностей природы и
общества.
Эти замечания, помимо раскрытия сущности понятия «мотив»,
потребовались еще и для того, чтобы обратить внимание на вред от неразборчивого
или просто небрежного употребления понятий. В учебнике психологии для пединститутов
говорится о потребности закрыть форточку, достать интересную книгу, купить
галстук модной расцветки и т. д. Но должно быть понятно, что нет, не бывает
таких потребностей, что названы мотивы, опосредствующие какое-то удовлетворение,
но никак не сами потребности.
Неряшливость словоупотребления проявляется и в том, что
существует тенденция включать в феномен мотивации самые разнообразные
психологические явления. Трудно даже просто перечислить все понятия,
используемые для обозначения мотивов поведения: влечение, желание, интерес,
диспозиция, цель, мечта, установка, убеждение. Да еще из англоязычной
психологии — драйв, импульс, эрг, трэйт, подкрепление, стимул. Только для
объяснения этих терминов потребуется не мало страниц. Кроме того, мотивировать
поведение могут такие личностные свойства как самооценка, уровень притязаний,
особая потребность в достижении, есть у человека привычки и стереотипы поведения,
по которым деятельность инициируется машинально, без раздумий и размышлизмов,
есть так называемые моральные принципы и т. д.
Привести в систему и понять взаимозависимости всего этого
многообразия психологических явлений, при данном состоянии науки не
представляется возможным, но в ограниченных пределах что-то сделать можно, —
если учитывать качественное различие потребностей, т. е. разную степень
социализации потребностей нижних «этажей» в сравнении с духовными
потребностями четвертого уровня. Если мы договорились, что мотивом будем
называть образ потребного будущего, инициирующий деятельность, то все приведенные
словеса — или всего лишь оттенки смысла, или отражение места какой-либо потребности
в общей иерархии. Например, есть потребности низших порядков, почти одинаковые
у нас с животными, здесь вполне уместно понятие «драйв». Стало быть, если вам
во время чтения встретится это слово, будет понятно, что речь идет о мотивации,
но вызванной не какой-нибудь, а только одной из нижерасположенных, примитивных
потребностей. Но если говорить, положим, о потребности смысла жизни, то слово
драйв не подходит принципиально.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10
|
|