рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Реферат: Мотивация поведения военных рефераты

Основополагающая идея не мо­жет не быть национальной, так как влияние идей осуществляется на воинов не непосредственно, а через их духовный уклад, отража­ющий принадлежность к данному народу. Этот духовный уклад, включающий в себя сеть общих традиций, идей, чувств, верова­ний, способов известный соци­альный психолог Гюстав Лебон называет «душой народа». Само понятие «Отечество» в нынешнем его лексическом значении связы­вается им с образованием «нацио­нальной души».

Безусловно, это не означает, что мы должны отказываться от положительного опыта в идейном воспитании военнослужащих, ко­торый накоплен в армиях других государств. Но делать это необхо­димо творчески, критически, ибо всякие необдуманные попытки использования готовых загранич­ных идей приводят к копирова­нию лишь внешней, формальной стороны, без проникновения в их глубинную сущность.

Исходя из этого, в сознании во­еннослужащего должна жить прежде всего идея Родины. Обретение Родины у каждого человека происходит по-своему, оно не может быть внешне при­нудительным. Так называемый «казенный» патриотизм далеко не всегда пробуждает и воспиты­вает в душе чувство Родины. За­дача воспитателя заключается в том, чтобы пробудить, а не навя­зать настоящий патриотизм. Для этого он сам должен быть не только искренним и убежденным патриотом, но и профессионалом своего дела, чтобы уметь убеди­тельно показывать военнослужа­щим истинные достоинства Ро­дины, которые заслуживают любви и преклонения.

Обосновать идею Родины и чувство патриотизма - не значит банально показать их естествен­ные истоки в историческом разви­тии народов. Необходимо рас­крыть их государственное значе­ние и их священность для каждо­го гражданина. Прерванная по соображениям политической конъюнктуры, эта традиция была возрождена в го­ды Великой Отечественной вой­ны, когда вся страна в едином порыве объединилась для отпора врагу. 23 февраля 1943 года в списки части навечно был за­числен Александр Матросов, за­крывший грудью амбразуру. И вновь над строем гордо и вели­чественно раздавались слова, наиболее ярко выражавшие наи­высшие проявления самопо­жертвования: «Пал смертью хра­брых за свободу и независимость нашей Родины». Эта традиция жива и поныне. Приказом ми­нистра обороны РФ № 133 от 17 марта 2000 года зачислен навеч­но в списки 1-й роты Новоси­бирского военного института лейтенант Роман Сидоров, спас­ший ценой своей жизни подчи­ненных. Вечным, священным огнем будет гореть в наших сердцах подвиг 85 десантников 6-й парашютно-десантной роты Псковской воздушно-десантной дивизии, которые погибли, но не пропустили превосходящие силы бандитов.

Память об этих подвигах рож­дает патриотическое единение, которое является разновиднос­тью духовной консолидации. Она весьма важна с точки зре­ния военного могущества госу­дарства. Опираясь на историче­ский опыт военного строитель­ства в России, С. Л. Франк от­мечал, что «никакая самая суро­вая дисциплина не могла бы со­здать армию и заставить ее сра­жаться, если бы солдаты не бы­ли спаяны внутренним чувством солидарности, не сознавали ин­туитивно себя членами единой нации».

Любить свою Родину и верить в то, что она справится со всеми ис­торическими испытаниями, пре­одолеет все трудности, не значит закрывать глаза на ее несовершен­ство, на существовавшие и суще­ствующие в нашем обществе по­роки и слабости. Поэтому военные руководители должны уметь учить настоящих патриотов и на политических ошибках своего народа, и на недо­статках его характера и культуры, и на исторических крушениях, и на неудачах его хозяйственной де­ятельности.

Однако, говоря о недостатках нашей страны, воспитателю на­до всегда помнить, что есть разного рода критика. Есть критика ироническая, злобная, нигилистическая и разруши­тельная. Так критикуют недру­ги. Но есть критика творческая, воспитывающая, способствую­щая преодолению недостатков. Сегодня, когда Россия пережи­вает нелегкие времена, нельзя быть сторонним, злорадствую­щим наблюдателем, упрекаю­щим всех за то, что «не смогли создать такую страну, которая бы заслуживала моей любви».

К числу важнейших идей, со­ставляющих основу воинского воспитания, принадлежит идея государства. Исторические факты свиде­тельствуют, что внешнее разло­жение государства и вооружен­ных сил — это плод уже состо­явшегося внутреннего разложе­ния. Гражданин, который несет свою государственную принад­лежность против своей воли и без своего внутреннего согла­сия, представляет собой не только духовно нездоровое, но и политически опасное явле­ние. Незавидна судьба тех госу­дарств и их институтов, в рам­ках которых нет организаций и сил, деятельность которых была бы направлена на воспитание духовности, государственности и патриотизма. Именно поэто­му ведущие современные дер­жавы имеют в рядах своих Во­оруженных Сил мощные струк­туры, занимающиеся государст­венной пропагандой. Непонят­но, почему создание подобной структуры в рядах Вооружен­ных Сил РФ вызывает такую тревогу у некоторых россий­ских политиков и журналистов? Армия — это институт государ­ства, и поэтому она не может быть вне государственной по­литики. Печальный опыт 1917 года показал, что государство, утратившее политический кон­троль над вооруженными сила­ми обречено на крах. Исходя из этого, воспитанию государ­ственности необходимо уделять внимание командиров всех уровней. Вместо политичес­кой учебы, отражавшей партий­ные интересы, создана строй­ная система общественно-госу­дарственной подготовки, кото­рая сегодня является одной из ведущих форм воспитательной работы в Вооруженных Силах РФ. Основное предназначение ее - это разъяснение в войсках государственной политики. В течение последних двух лет при поддержке  Администрации Президента и Правительства Российской Федерации удалось издать массовыми тиражами учебные пособия по общест­венно-государственной подго­товке для солдат и сержантов «На службе Отечеству» и для офицеров и прапорщиков «Во имя России». В них в доступ­ной    неидеологизированной форме отлажены основные этапы становления российской государственности и вооруженных сил, показана их роль в жизни общества.

Обосновать идею государства – не значит убедить военнослужащих, что все государства, известные нам в истории России, были справедливыми и находились на высоте стоящих перед ними исторических задач. Речь идет, прежде всего, о том, что не разумно отвергать идею государства, отказываться от выполнения своих обязательств перед ним на том основании, что в нашей прошлой и настоящей государственности и в политике есть немало негативных явлений. Как свидетельствует опыт развития человеческой цивилизации, крушение государственности в силу утраты государственного инстинкта оборачивается неисчислимыми бедствиями для его граждан. Чтобы стать гражданином, человек должен соизмерять свои интересы с интересами государства.

Важное место в духовно-смысловой сфере воинской деятельности занимают ценности, ценностные ориентации.

В решении кардинальных задач строительства современной россий­ской армии все больше повышается роль ценностной ориентации и отно­сящихся к ней духовных ценностей военнослужащих. Духовные ценности военнослужащих можно представить как осознанные, социально значимые для духовного развития явления и процессы или их свойства и сто­роны, функционирующие в системе исторически определённых общественно-гражданских и военно-профессиональных отношений и связанные с про­явлением духовной культуры воинов, пониманием себя как личности и за­щитника Отечества.[36,120]

Военнослужащий российской армии как личность располагает ха­рактерной для него системой духовных ценностей, во многом отличающей­ся от содержания духовного мира других социальных групп. Все условно можно разделить на четыре подсистемы:

-    духовные ценности общечеловеческого характера;

-    духовные ценности, выражающие общие интересы и стремления граждан нашего общества (Российской Федерации);

-    духовные ценности, обусловленные службой в Вооруженных Силах РФ;   

-    духовные ценности индивидуально-личностного характера.

Поскольку жизнедеятельность военнослужащего характеризуется своеобразием отношений военной организации, спецификой целей и выполняемых задач, а также собственным духовным миром, особыми пред­ставлениями и отношением к товарищам и командирам, оружию и боевой технике, выполнению военной присяги, уставов и приказов, то и содержание духовных ценностей военнослужащих по-своему специфично. Каково же их содержание в современных условиях? Оно представляет единство элементов, отражающих жизнь военнослужащих в духовкой сфере общества и проявляющихся как их свойства и качества. Иными словами, содержание понятия "духовные ценности военнослужащих"   составляют те логические образы сознания, мировоззрения или духовного мира, которые являются устойчивым от­ражением  процессов практики, объективного мира и имеют ценностное значение.

Исходя из данной посылки, рассмотрим содержание  значи­мых духовных ценностей военнослужащих, оказывающих сегодня существенное влияние на формирование духовного облика воина российской ар­мии. Методологическими основаниями рассмотрения могут быть требования:

·     содержание духовных ценностей воинов перспективнее раскрывать в соответствии с единым основанием классификации;

·     содержание духовных ценностей воинов целесообразно рассматри­вать в соотнесении с общегражданскими духовными ценностями и на этой основе выделять наиболее значимые элементы этих ценностей;

·     содержание духовных ценностей воинов важно анализировать в единстве современного их состояния и прогнозируемого развития.

Поскольку духовные ценности военнослужащих функционируют, формируются и реализуются прежде всего в сфере воинской деятельности, рассмотрим их содержание по данному основанию. Духовные ценности военнослужащих условно можно разделить на две группы: а) военно-профессиональные; б) общего характера.

К первой группе относятся патриотизм, воинский долг, воинская честь воина, воинская дисциплина и дисциплинированность, героизм, мастерское владение военной техникой и оружием, боевые традиции и другие. Ко второй - гражданственность, гуманизм, обществен­ный долг, самоотверженность, трудолюбие, интеллект, свобода совести, забота о воспитании детей, художественно-эстетические ценности и другие.

Особым мотивом в деятельности военнослужащих является патриотизм. Не будучи патриотом, стать надежным защитником Родины невозможно. Истинный  патриот – это любовь к Родине в действии патриотизм-мотив, преобразующий и возвеличивающий отечество не на словах, а на деле. Рассматривая содержание таких духовных ценностей воинов как воинская честь и достоинство военнослужащего, необходимо подчеркнуть, что они тесно связаны по своему содержанию и являются нравственными явлениями. В них раскрываются отношение воина к самому себе и отноше­ние к нему со стороны общества, других лиц. Но вместе с тем, эти поня­тия не тождественны. Понятие воинской чести теснее чем понятие достоин­ства связано с особым общественным положением человека - вооруженно­го защитника Отечества, с социальным престижем воинской деятельности. Понятие же достоинства - более широкое, исходящее из идеи самоуваже­ния, равенства людей в моральном отношении. Чувство достоинства не­совместимо с самоунижением, с оскорблениями со стороны других людей. Чувства чести и собственного достоинства как духовные ценности высту­пают формой, с одной стороны, проявления нравственного самосознания и самоконтроля личности, их духовной культуры, а с другой - одним из каналов воздействия общества и государства на нравственный облик и поведение человека в обществе. В современном понимании воинская честь включает   следую­щие основные компоненты. Это, прежде всего, осознание воином содержа­ния своего воинского долга, необходимости его выполнения, сознательного и ответственного отношения к своему долгу и обязанностям. Это признание и оценка обществом, воинским коллективом действительных за­слуг воина, что находит выражение в одобрении, поощрениях, авторитете, моральной регуляции. И, наконец, это наличие у воинов постоянной го­товности и волевого настроя в любых условиях и в любое время до конца выполнять воинский долг, сохранить и не запятнать свою честь. Это-верность слову, высокое чувство гражданственности внутренняя привер­женность конструктивным традициям Вооруженных Сил как бывшего СССР, так и Российской Армии.

Основой воинской чести воина служит нравственная убежденность личности. Кодекс воинской чести, в особенности офицеров, всегда быть строгим и бескомпромиссным. Нравственные качества в нем стоят в одном ряду с боевой доблестью, безнравственность же тождественна трусости. Кодекс воинской чести рождается на нравственном достоинстве, доблести, благородстве, чистой совести. Соблюдать эти высшие ценности, к сожалению, далеко не просто. Это требует от вои­на честности, развитой общей и нравственной культуры, добросовестности, исполни­тельности, усердия в ратном труде. Принимая военную присягу, воин клянется защищать Отечество с достоинством и честью. Воинские уставы Вооруженных Сил РФ также обязывают воина соблюдать нравственные нормы, с достоинством и честью вести себя в любых условиях, способст­вовать защите чести и достоинства граждан, дорожить честью и боевой славой Вооруженных Сил, своей части и воинского звания.

Итак, во-первых, формирование духовных ценностей воинов проте­кает под воздействием разветвленной системы противоречий. Во-вторых, основным противоречием исследуемого процесса является несоответствие между содержанием сложившейся ранее системы духовных ценностей и не­обходимостью их обновления, формирования новых. В-третьих, сводить всю систему противоречий формирования духовных ценностей военно­служащих к одному из них, пусть даже основному, как и в любом процессе, не верно. В-четвертых, на определенном этапе форми­рования духовных ценностей воинов не только внутренние, но и внешние противоречия могут играть ведущую роль, что особенно важно иметь в виду субъектам управления.

Проблема смысла жизни человека в той или иной форме,  с раз­личной степенью  остроты  и  проблематичности встает перед каждым индивидом. Он может на время забыть о ней,  погружаясь в проблемы и заботы будней,  решая частные, ситуативные задачи, но исключить эту  проблему  навсегда из сферы сознания невозможно.  Стремление наполнить свою жизнь смыслом является неотъемлемым свойством лич­ности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.   Проблемы формирования военно-профессиональной направленности военнослужащих в современных условиях.

2.1. Состояние и тенденции изменений содержания мотивационно-смысловой сферы воинской деятельности.

На основе проведенного теоретического исследования содержания мотивационной сферы воинской деятельности можно приступить к анализу ее состояния и текущего развития в современной Российской армии. Реалии сегодняшнего дня свидетельствуют о серьезных деформациях в системе побудительных мотивов деятельности военных кадров.

Повседневная деятельность военнослужащих, на сегодняшних день окрашена достаточно писимистически: низкое денежное довольствие, отсутствие служебного жилья для младших офицеров и туманные перспективы на получение личной жилплощади, и многие другие социально-бытовые проблемы. Немалую роль в этом играет социальная неоднородность нашего общества. Это негативно сказывается на состоянии мотивационно – смысловой сферы деятельности военнослужащих. Поэтому государство в отношении армии вырабатывает механизм сглаживания социальных противоречий, в котором используются самые различные средства(социально-экономические, идеологические, психологические, политические, собственно социальные и др.).

В зависимости от того, как и насколько эффективно этот меха­низм действует а обществе (и не только по отношению к  военнослу­жащим)  а военнослужащие идентифицируют себя с тени или иными социальными слоями и группами в обществе, в том числе с экономичес­кими и политическими элитами,  с их интересами и готовы выполнить и выполняют свой воинский долг, настолько они и патриотичны.

Как часть общества,  государственный институт,  армия  также должна быть проникнута идеологией: любить свою страну, быть преданной своему Отечеству, своему народу. Логично предположить, что народ и военнослужащие, как часть народа, будут стоять горой за такое государство, доверять ему. Но это, скорее, теоре­тическая модель, должное. На практике всё происходит много слож­нее, противоречивее.

Народ почему-то не всегда чувствует любовь к нему со стороны государства, заботу о себе, и, более того, способен выражать не­доверие ему. Так, по данным Всероссийского мониторинга, проводимого Институтом социально-политических исследований РАН, в мае 1997 года только 3% опрошенных (выборка составила 1612 человек), считали, что власти заботятся о жизни простых людей, 64% полага­ли, что власти нет никакого дела до них, только 11% считали, что в стране соблюдаются права человека и граждане равны перед зако­ном, а 8% - что у них есть социальные гарантии. У 41%, опрошенных денег хватало только на приобретение продуктов питания, а 21% залезали постоянно в долги, чтобы их купить, и только у 3% опро­шенных денег было вполне достаточно, чтобы ни в чем себе не отка­зывать. Недоверие выразили: Президенту и правительству - 65% оп­рошенных, Совету Федерации – 59%, Государственной Думе - 61%, ар­мии – 49%.[7,2]

Аналогичным, как известно, является экономическое и социаль­ное положение армии, военнослужащих. Не случайно поэтому коли­чество молодых людей, отрицающих вообще какие-либо ценности воен­ной службы, составило в начале 1996 г. 17% от всего числа опрошенных, а среди различных категорий военнослужащих - от 11 до 31%.[7,3]

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10