Реферат: Мотивация поведения военных
Основополагающая
идея не может не быть национальной, так как влияние идей осуществляется на
воинов не непосредственно, а через их духовный уклад, отражающий
принадлежность к данному народу. Этот духовный уклад, включающий в себя сеть общих
традиций, идей, чувств, верований, способов известный социальный психолог
Гюстав Лебон называет «душой народа». Само понятие «Отечество» в нынешнем его
лексическом значении связывается им с образованием «национальной
души».
Безусловно,
это не означает, что мы должны отказываться от положительного опыта в идейном
воспитании военнослужащих, который накоплен в армиях других государств. Но
делать это необходимо творчески, критически, ибо всякие необдуманные
попытки использования готовых заграничных идей приводят к копированию лишь
внешней, формальной стороны, без проникновения в их глубинную сущность.
Исходя из этого, в
сознании военнослужащего должна жить прежде всего идея Родины. Обретение
Родины у каждого человека происходит по-своему, оно не может быть внешне принудительным.
Так называемый «казенный» патриотизм далеко не всегда пробуждает и воспитывает
в душе чувство Родины. Задача воспитателя заключается в том, чтобы пробудить,
а не навязать настоящий патриотизм. Для этого он сам должен быть не
только искренним и убежденным патриотом, но и профессионалом своего дела, чтобы
уметь убедительно показывать военнослужащим истинные достоинства Родины,
которые заслуживают любви и преклонения.
Обосновать идею Родины и
чувство патриотизма - не значит банально показать их естественные истоки в
историческом развитии народов. Необходимо раскрыть их государственное значение
и их священность для каждого гражданина. Прерванная по соображениям
политической конъюнктуры, эта традиция была возрождена в годы Великой
Отечественной войны, когда вся страна в едином порыве объединилась для отпора
врагу. 23 февраля 1943 года в списки части навечно был зачислен
Александр Матросов, закрывший грудью амбразуру. И вновь над строем гордо и
величественно раздавались слова, наиболее ярко выражавшие наивысшие
проявления самопожертвования: «Пал смертью храбрых за свободу и независимость
нашей Родины». Эта традиция жива и поныне. Приказом министра обороны РФ № 133
от 17 марта 2000 года зачислен навечно в списки 1-й роты Новосибирского
военного института лейтенант Роман Сидоров, спасший ценой своей жизни подчиненных.
Вечным, священным огнем будет гореть в наших сердцах подвиг 85 десантников 6-й
парашютно-десантной роты Псковской воздушно-десантной дивизии, которые погибли,
но не пропустили превосходящие силы бандитов.
Память об этих подвигах
рождает патриотическое единение, которое является разновидностью духовной
консолидации. Она весьма важна с точки зрения военного могущества государства.
Опираясь на исторический опыт военного строительства в России, С. Л.
Франк отмечал, что «никакая самая суровая дисциплина не могла бы создать
армию и заставить ее сражаться, если бы солдаты не были спаяны внутренним
чувством солидарности, не сознавали интуитивно себя членами единой нации».
Любить свою Родину и
верить в то, что она справится со всеми историческими испытаниями, преодолеет
все трудности, не значит закрывать глаза на ее несовершенство, на
существовавшие и существующие в нашем обществе пороки и слабости. Поэтому
военные руководители должны уметь учить настоящих патриотов и на политических
ошибках своего народа, и на недостатках его характера и культуры, и на
исторических крушениях, и на неудачах его хозяйственной деятельности.
Однако, говоря о
недостатках нашей страны, воспитателю надо всегда помнить, что есть разного
рода критика. Есть критика ироническая, злобная, нигилистическая и разрушительная.
Так критикуют недруги. Но есть критика творческая, воспитывающая, способствующая
преодолению недостатков. Сегодня, когда Россия переживает нелегкие времена,
нельзя быть сторонним, злорадствующим наблюдателем, упрекающим всех за то,
что «не смогли создать такую страну, которая бы заслуживала моей любви».
К числу важнейших идей,
составляющих основу воинского воспитания, принадлежит идея государства.
Исторические факты свидетельствуют, что внешнее разложение государства и
вооруженных сил — это плод уже состоявшегося внутреннего разложения.
Гражданин, который несет свою государственную принадлежность против своей воли
и без своего внутреннего согласия, представляет собой не только духовно
нездоровое, но и политически опасное явление. Незавидна судьба тех государств
и их институтов, в рамках которых нет организаций и сил, деятельность которых
была бы направлена на воспитание духовности, государственности и патриотизма.
Именно поэтому ведущие современные державы имеют в рядах своих Вооруженных
Сил мощные структуры, занимающиеся государственной пропагандой. Непонятно,
почему создание подобной структуры в рядах Вооруженных Сил РФ вызывает такую
тревогу у некоторых российских политиков и журналистов? Армия — это институт
государства, и поэтому она не может быть вне государственной политики.
Печальный опыт 1917 года показал, что государство, утратившее политический контроль
над вооруженными силами обречено на крах. Исходя из этого, воспитанию государственности
необходимо уделять внимание командиров всех уровней. Вместо политической
учебы, отражавшей партийные интересы, создана стройная система
общественно-государственной подготовки, которая сегодня является одной из ведущих
форм воспитательной работы в Вооруженных Силах РФ. Основное предназначение ее -
это разъяснение в войсках государственной политики. В течение последних двух
лет при поддержке Администрации Президента и Правительства Российской
Федерации удалось издать массовыми тиражами учебные пособия по общественно-государственной
подготовке для солдат и сержантов «На службе Отечеству» и для офицеров и
прапорщиков «Во имя России». В них в доступной неидеологизированной форме
отлажены основные этапы становления российской государственности и вооруженных
сил, показана их роль в жизни общества.
Обосновать идею
государства – не значит убедить военнослужащих, что все государства, известные
нам в истории России, были справедливыми и находились на высоте стоящих перед
ними исторических задач. Речь идет, прежде всего, о том, что не разумно
отвергать идею государства, отказываться от выполнения своих обязательств перед
ним на том основании, что в нашей прошлой и настоящей государственности и в
политике есть немало негативных явлений. Как свидетельствует опыт развития
человеческой цивилизации, крушение государственности в силу утраты
государственного инстинкта оборачивается неисчислимыми бедствиями для его
граждан. Чтобы стать гражданином, человек должен соизмерять свои интересы с
интересами государства.
Важное место в
духовно-смысловой сфере воинской деятельности занимают ценности, ценностные
ориентации.
В решении кардинальных
задач строительства современной российской армии все больше повышается роль
ценностной ориентации и относящихся к ней духовных ценностей
военнослужащих. Духовные ценности военнослужащих можно представить как осознанные,
социально значимые для духовного развития явления и процессы или их свойства и
стороны, функционирующие в системе исторически определённых
общественно-гражданских и военно-профессиональных отношений и связанные с проявлением
духовной культуры воинов, пониманием себя как личности и защитника Отечества.[36,120]
Военнослужащий российской армии
как личность располагает характерной для него системой духовных ценностей, во
многом отличающейся от содержания духовного мира других социальных групп. Все
условно можно разделить на четыре подсистемы:
- духовные ценности общечеловеческого
характера;
- духовные ценности, выражающие общие
интересы и стремления граждан нашего общества (Российской Федерации);
- духовные ценности, обусловленные
службой в Вооруженных Силах РФ;
- духовные ценности
индивидуально-личностного характера.
Поскольку жизнедеятельность
военнослужащего характеризуется своеобразием отношений военной организации,
спецификой целей и выполняемых задач, а также собственным духовным миром,
особыми представлениями и отношением к товарищам и командирам, оружию и боевой
технике, выполнению военной присяги, уставов и приказов, то и содержание
духовных ценностей военнослужащих по-своему специфично. Каково же их содержание
в современных условиях? Оно представляет единство элементов, отражающих жизнь
военнослужащих в духовкой сфере общества и проявляющихся как их свойства и
качества. Иными словами, содержание понятия "духовные ценности военнослужащих"
составляют те логические образы сознания, мировоззрения или духовного мира,
которые являются устойчивым отражением процессов практики, объективного мира
и имеют ценностное значение.
Исходя из данной посылки, рассмотрим
содержание значимых духовных ценностей военнослужащих, оказывающих сегодня
существенное влияние на формирование духовного облика воина российской армии.
Методологическими основаниями рассмотрения могут быть требования:
·
содержание
духовных ценностей воинов перспективнее раскрывать в соответствии с единым
основанием классификации;
·
содержание
духовных ценностей воинов целесообразно рассматривать в соотнесении с
общегражданскими духовными ценностями и на этой основе выделять наиболее значимые
элементы этих ценностей;
·
содержание
духовных ценностей воинов важно анализировать в единстве современного их
состояния и прогнозируемого развития.
Поскольку духовные ценности военнослужащих функционируют,
формируются и реализуются прежде всего в сфере воинской деятельности,
рассмотрим их содержание по данному основанию. Духовные ценности военнослужащих
условно можно разделить на две группы: а) военно-профессиональные; б) общего
характера.
К первой группе относятся патриотизм,
воинский долг, воинская честь воина, воинская дисциплина и
дисциплинированность, героизм, мастерское владение военной техникой и оружием,
боевые традиции и другие. Ко второй - гражданственность, гуманизм, общественный
долг, самоотверженность, трудолюбие, интеллект, свобода совести, забота о
воспитании детей, художественно-эстетические ценности и другие.
Особым мотивом в деятельности
военнослужащих является патриотизм. Не будучи патриотом, стать надежным
защитником Родины невозможно. Истинный патриот – это любовь к Родине в
действии патриотизм-мотив, преобразующий и возвеличивающий отечество не на
словах, а на деле. Рассматривая содержание таких духовных ценностей воинов как
воинская честь и достоинство военнослужащего, необходимо подчеркнуть, что они
тесно связаны по своему содержанию и являются нравственными явлениями. В них
раскрываются отношение воина к самому себе и отношение к нему со стороны
общества, других лиц. Но вместе с тем, эти понятия не тождественны. Понятие воинской
чести теснее чем понятие достоинства связано с особым общественным положением
человека - вооруженного защитника Отечества, с социальным престижем воинской
деятельности. Понятие же достоинства - более широкое, исходящее из идеи
самоуважения, равенства людей в моральном отношении. Чувство достоинства несовместимо
с самоунижением, с оскорблениями со стороны других людей. Чувства чести и
собственного достоинства как духовные ценности выступают формой, с одной
стороны, проявления нравственного самосознания и самоконтроля личности, их
духовной культуры, а с другой - одним из каналов воздействия общества и государства
на нравственный облик и поведение человека в обществе. В современном понимании
воинская честь включает следующие основные компоненты. Это, прежде
всего, осознание воином содержания своего воинского долга, необходимости его
выполнения, сознательного и ответственного отношения к своему долгу и обязанностям.
Это признание и оценка обществом, воинским коллективом действительных заслуг
воина, что находит выражение в одобрении, поощрениях, авторитете, моральной
регуляции. И, наконец, это наличие у воинов постоянной готовности и волевого
настроя в любых условиях и в любое время до конца выполнять воинский долг,
сохранить и не запятнать свою честь. Это-верность слову, высокое чувство
гражданственности внутренняя приверженность конструктивным традициям
Вооруженных Сил как бывшего СССР, так и Российской Армии.
Основой воинской чести воина служит
нравственная убежденность личности. Кодекс воинской чести, в особенности
офицеров, всегда быть строгим и бескомпромиссным. Нравственные качества в нем
стоят в одном ряду с боевой доблестью, безнравственность же тождественна
трусости. Кодекс воинской чести рождается на нравственном достоинстве,
доблести, благородстве, чистой совести. Соблюдать эти высшие ценности, к сожалению,
далеко не просто. Это требует от воина честности, развитой общей и
нравственной культуры, добросовестности, исполнительности, усердия в ратном
труде. Принимая военную присягу, воин клянется защищать Отечество с
достоинством и честью. Воинские уставы Вооруженных Сил РФ также обязывают воина
соблюдать нравственные нормы, с достоинством и честью вести себя в любых
условиях, способствовать защите чести и достоинства граждан, дорожить честью и
боевой славой Вооруженных Сил, своей части и воинского звания.
Итак, во-первых, формирование
духовных ценностей воинов протекает под воздействием разветвленной системы
противоречий. Во-вторых, основным противоречием исследуемого процесса является
несоответствие между содержанием сложившейся ранее системы духовных ценностей и
необходимостью их обновления, формирования новых. В-третьих, сводить всю
систему противоречий формирования духовных ценностей военнослужащих к одному
из них, пусть даже основному, как и в любом процессе, не верно. В-четвертых, на
определенном этапе формирования духовных ценностей воинов не только
внутренние, но и внешние противоречия могут играть ведущую роль, что особенно
важно иметь в виду субъектам управления.
Проблема смысла жизни человека в той
или иной форме, с различной степенью остроты и проблематичности встает
перед каждым индивидом. Он может на время забыть о ней, погружаясь в проблемы
и заботы будней, решая частные, ситуативные задачи, но исключить эту проблему
навсегда из сферы сознания невозможно. Стремление наполнить свою жизнь смыслом
является неотъемлемым свойством личности.
2. Проблемы формирования военно-профессиональной
направленности военнослужащих в современных условиях.
На основе
проведенного теоретического исследования содержания мотивационной сферы
воинской деятельности можно приступить к анализу ее состояния и текущего развития
в современной Российской армии. Реалии сегодняшнего дня свидетельствуют о серьезных
деформациях в системе побудительных мотивов деятельности военных кадров.
Повседневная деятельность
военнослужащих, на сегодняшних день окрашена достаточно писимистически: низкое
денежное довольствие, отсутствие служебного жилья для младших офицеров и
туманные перспективы на получение личной жилплощади, и многие другие
социально-бытовые проблемы. Немалую роль в этом играет социальная неоднородность
нашего общества. Это негативно сказывается на состоянии мотивационно –
смысловой сферы деятельности военнослужащих. Поэтому государство в отношении армии
вырабатывает механизм сглаживания социальных противоречий, в котором используются
самые различные средства(социально-экономические, идеологические, психологические,
политические, собственно социальные и др.).
В
зависимости от того, как и насколько эффективно этот механизм действует а обществе
(и не только по отношению к военнослужащим) а военнослужащие идентифицируют
себя с тени или иными социальными слоями и группами в обществе, в том числе с
экономическими и политическими элитами, с их интересами и готовы выполнить и
выполняют свой воинский долг, настолько они и патриотичны.
Как
часть общества, государственный институт, армия также должна быть проникнута
идеологией: любить свою страну, быть преданной своему Отечеству, своему народу.
Логично предположить, что народ и военнослужащие, как часть народа, будут
стоять горой за такое государство, доверять ему. Но это, скорее, теоретическая
модель, должное. На практике всё происходит много сложнее, противоречивее.
Народ почему-то не всегда
чувствует любовь к нему со стороны государства, заботу о себе, и, более того,
способен выражать недоверие ему. Так, по данным Всероссийского мониторинга,
проводимого Институтом социально-политических исследований РАН, в мае 1997 года
только 3% опрошенных (выборка составила 1612 человек), считали, что власти
заботятся о жизни простых людей, 64% полагали, что власти нет никакого дела до
них, только 11% считали, что в стране соблюдаются права человека и граждане
равны перед законом, а 8% - что у них есть социальные гарантии. У 41%,
опрошенных денег хватало только на приобретение продуктов питания, а 21%
залезали постоянно в долги, чтобы их купить, и только у 3% опрошенных денег
было вполне достаточно, чтобы ни в чем себе не отказывать. Недоверие выразили:
Президенту и правительству - 65% опрошенных, Совету Федерации – 59%,
Государственной Думе - 61%, армии – 49%.[7,2]
Аналогичным, как
известно, является экономическое и социальное положение армии, военнослужащих.
Не случайно поэтому количество молодых людей, отрицающих вообще какие-либо
ценности военной службы, составило в начале 1996 г. 17% от всего числа
опрошенных, а среди различных категорий военнослужащих - от 11 до 31%.[7,3]
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10
|
|