Реферат: Мотивация поведения военных
В-третьих,
полученная информация распределяется в структурах индивидуального сознания
личности воина. На данном подэтапе происходит ориентация внимания воина на ценностный
смысл духовного явления по средством увеличения объема информации или ее
акцентирования. И наконец, происходит закрепление полученных знаний. Это проявляется
в том, что знания превращаются а убеждения и ценностные ориентации воина, реализуются
в его действиях и поступках. Сформированные ранее мотивы поведения приобретают
новое качество под воздействием целенаправленного воспитательного процесса, а
также в результате самовоспитания. Как представляется, критерием зрелых
потребностей, интересов и ценностей воина выступает осознание каждым
военнослужащим своей значимости как личности, необходимости добросовестного
выполнения воинского долга и превращение (закрепление) данного осознания в
социальных свойствах воина.
Описанная
модель и этапы формирования мотивов поведения воинов весьма условны и отражают
только в общих чертах основные моменты этого диалектического процесса.
Таким
образом, формирование мотивационной сферы воинской деятельности военнослужащих
является сложным динамичным процессом, которому присущи восхождение от
единичного к общему, от менее глубоко познанной к более глубокой сущности,
переход мотивов в новое качество путем воздействия различных условий, факторов
и средств формирования. Данный процесс осуществляется как стихийно, так и целенаправленно.
В этой связи формирование направленности воинов может выступать сознательной,
специально организуемой деятельностью различных органов, институтов государства
и его Вооруженных Сил по созданию необходимых условий и факторов,
обеспечивающих образование устойчивых, зрелых потребностей, интересов и
ценностей как общегражданского, так и военно-профессионального характера и их
активного функционирования в армейской среде.
На основе проведенного
анализа мотивационной сферы воинской деятельности военнослужащих российской
армии сформулируем следующие выводы.
Первый.
Мотивы поведения военнослужащих находятся в тесной взаимосвязи и во
взаимопроникновении. Являясь ядром духовного мира воина, они имеют непосредственное
влияние на формирование и содержание духовной стороны жизнедеятельности воина,
воинского коллектива и армии в целом. В содержании таких регуляторов поведения,
как патриотизм, достоинство воина, воинский долг и воинская честь, дисциплинированность,
свобода совести и других, играющих значимую роль в жизнедеятельности воина,
наиболее предметно должен быть выражен деятельностный аспект, направленный на
развитие духовного мира военнослужащего, на общение воинов и оптимизацию их
практической деятельности. Содержание мотивов деятельности военнослужащих
изначально формируется и наличествует в сознании и мировоззрении. Затем оно
закрепляется в социальных качествах и объективируется в деятельности.
Второй.
Применительно к воинской деятельности ее мотивационные основы имеют рельефно
выраженную специфику. Специфика воинской деятельности и вытекающие из нее
особенности функционирования мотивационной сферы деятельности военнослужащих в
современных условиях требуют, чтобы содержание ее сочетало в себе преемственное
наследование с формированием новых, учитывало процессы развития и возрождения,
было глубоко научным и вместе с тем чувственно-практическим, нацеливалось на
выполнение задач, стоящих перед Вооруженными Силами России и каждым воином.
Третий.
Формирование побудительных мотивов деятельности военнослужащих представляется
весьма сложным динамичным процессом, которому присущи восхождение от единичного
к общему и от общего к частному, от менее глубокому познания к более глубокому
осмыслению сущности духовности, переход мотивационной сферы в новое качество
под воздействием различных условий и факторов и средств формирования. Данный
процесс осуществляется как совокупность различных, относительно обособленных и
взаимосвязанных процессов. В нем можно выделить три этапа, выражающие основные
характерные стадии развития сознания н мировоззрения воинов и их проявления: а)
анализ состояния мотивов поведения военнослужащих и сравнение его с необходимыми
требованиями воинской деятельности; б) выбор средств формирования мотивационной
сферы, учет факторов и условий, а так же специфики самих мотивов в системе
социальных свойств воина и проявление их на практике. Эти этапы качественно
различны и характеризуются своими специфическими чертами. Кроме того, следует
учитывать специфику периода службы (абитуриент, курсант, молодой офицер и
т.д.).
Четвертый.
Формирование новой мотивационной системы военнослужащих требует
многостороннего, комплексного подхода, а главное - знания и учета тенденций их
формирования в новых, динамичных условиях, этапа переживаемого страной и
российскими Вооруженными Силами. Реализация данных тенденций возможна только в
их тесном единстве. В истории Отечества н Вооруженных Сил данные тенденции
формирования профессиональной направленности военнослужащих проявлялись многозначно
и не всегда с положительным результатом, что не могло не сказаться на зрелости
духовных качеств личности воина. И сегодня у части воинов имеет место
иллюзорная, неадекватная оценка многих явлений и фактов объективной реальности,
своего выполнения воинского долга. Выявление и учет указанных тенденций в
процессе строительства Вооруженных Сив России, выдвижение на первый план
традиционно ценностных, а также новых идеалов, - важнейшая задача всех
причастных к воспитанию воинов командиров, педагогических работников,
представителей средств массовой информации, коллективов ученых и
исследователей.
Заключение.
В ходе дипломной работы были
достигнуты определенные теоретические результаты и выработаны некоторые
практические рекомендации.
В условиях резкого
ухудшения объективных основ воинской деятельности (кризисная ситуация в
социально-экономической сфере, разрушение духовных скреп общества, проблемы в
собственно-военной области и т.д.) актуализируется значение субъективного фактора.
Перед обществом, руководителями всех уровней стоит задача по сохранению Вооруженных
Сил и военных кадров. Престиж воинской службы в условиях современной России
возможен лишь путем реализации комплекса мер и средств:
-
материально-финансовых
– высокое денежное довольствие, создание комфортных социально-бытовых условий,
продовольственное, вещевое и иное обеспечение военнослужащих и т.д.;
-
идеологических –
формирование в обществе уважения к военнослужащим, насаждение и пропаганда идеи
служения Отечеству и соответствующих видов ценностей и т.д.; особая роль при
этом отводится средствам массовой информации;
-
психологических –
культивирование высокой мотивационной сферы воинской деятельности,
представляющей собой совокупность определенных потребностей, интересов,
стимулов, целей, идеалов и смыло жизненных ориентиров;
-
политических –
создание высокопрофессиональной армии, являющейся по своему духу подлинно
народной, готовой надежно защищать интересы и безопасность Отечества;
-
собственно-социальных
– закрепление и поддержание особого социального статуса военнослужащих, т.е.
придание им особых прав и обязанностей, ответственности за страну и
государство; использование армии в качестве социального «лифта» для подъема и
вхождения в высшие слои общества, формирование ее из представлений элитных
экономических, политических, социальных групп и др.
Реализация системы
побудительных мотивов в процессе воинской службы, основывается на формировании
у личного состава Вооруженных Сил нового, по-настоящему заинтересованного
отношения к воинской службе, обеспечении его готовности к достойному выполнению
военного долга; на развитие и удовлетворение у различных категорий
военнослужащих потребностей, интересов, целей и иных мотивов с учетом специфики
военного труда; на улучшение качества их жизни, предоставлении каждому военнослужащему
гарантированного государством минимума социально-правовых услуг по образованию,
духовному и физическому развитию, охране здоровья, профессиональной подготовке
и переподготовке, объем, виды и уровни которых должны обеспечивать полноценную
жизнь в условиях воинской деятельности; на использование ее воспитательного потенциала
в целях развития у военнослужащих достойных смысложизненных ориентиров.
Таким образом, одним из
важнейших условий действенности воинского воспитания, ориентированного на
создание у каждого военнослужащего положительных мотивов в воинской службе и
достойного выполнения воинского долга, является предоставление воинам
возможностей для реализации их важнейших потребностей и интересов с учетом сил
и средств, которыми располагает для этого общество и его воинская организация.
Тем самым действенность и конечный результат воинского воспитания
обеспечивается не только командирам и органами военного управления, но и
обществом в целом, всей системой соответствующих государственных интересов.
Среди важнейших качеств
военнослужащего, обусловленных социально-значительными ценностями,
возвышенными мотивами и идеалами, которые должны быть сформированы в процессе
обучения и воспитания личного состава, выделяются следующие: любовь к Родине и
Вооруженным Силам, верность конституционному строю, военной присяге,
добросовестность и самоотверженность, гуманизм и оптимизм, трудолюбие и
работоспособность, коллективизм и войсковое товарищество, выдержка и терпение,
способность к преодолению трудностей, аскетизм.
Государство обязано
обеспечить реализацию базовых, материальных потребностей военнослужащих,
достойный уровень их жизни, как фундамент, на котором выстраиваются духовные
потребности, интересы, идеалы и ценности. Вернуть офицеру, военнослужащему
чувство собственного достоинства, авторитет и уважение в обществе, высокую
духовность, которые были присуще в прежние времена человеку в мундире
Российской Армии, - одна из важнейших задач формирования личности в обновленных
Вооруженных Силах.
В этом деле особо
выделяются следующие направления:
-
профессионально-деятельностное
– формулирование добросовестного и ответственного отношения к воинскому труду,
связанному со служением Отечеству, стремления к активному проявлению
профессионально-трудовых качеств в интересах успешного выполнения служебных
обязанностей и поставленных задач. Оно включает мотивационную сферу: потребности,
интересы, цели, ценностные ориентации самореализации личности профессиональные
притязания и нацеленность на достижение высоких результатов деятельности,
способность результативно, с высокой эффективностью выполнять служебные
обязанности и достигать конкретных целей, умение прогнозировать и реализовывать
планы своего прфессионального роста.
-
Психологическое –
формирование у военнослужащих высокой психологической устойчивости, готовности
к выполнении сложных и ответственных в новых условиях обстановки, способности
преодолевать тяготы и лишения воинской службы, важнейших психологических
качеств, необходимых для успешной жизнедеятельности в коллективе подразделения,
части. Оно включает: изучение, управление и прогнозирование
социально-психологических процессов в воинских коллективов; умелое воздействие
на мотивационную сферу деятельности каждого военнослужащего; профилактику
негативных явлений, снятие психологической напряженности, преодоление
эмоционального упадка, формирование психологических качеств с учетом
особенностей различных личного состава.
Управление мативационной
сферой воинской деятельности должно осуществляться системно, с учетом специфики
соответствующих этапов:
-
на этапе выбора
профессии;
-
в период обучения
в военно-учебном заведении;
-
на этапе
первоначального профессионального становления;
-
в период
обретения профессиональной зрелости.
Этапам
социализации личности офицера, формирования побудительных мотивов его деятельности
соответствуют следующие основные задачи, стоящие перед субъектами управления:
этап поступления – отбор наиболее способных к обучению, т.е. наиболее предрасположенных;
этап обучения – сохранения и развития военно-профессиональной предрасположенности,
формирование военно-профессиональной направленности, как совокупности основных
мотивов деятельности; этап службы – сохранение и развитие
военно-профессиональной направленности, совершенствование мотивационной сферы
деятельности военных кадров. Отсюда вытекают основные пути повышения
эффективности повышения управления данным процессом, проявляющиеся в
совершенствовании:
-
системы
формирования контингента кандидатов на поступление в военно-учебные заведения;
-
компанентов
системы профессиональной экспертизы при поступлении (профессиональный
психологической отбор);
-
системы
социально-психологического сопровождения в период обучения и в дальнейшей
военной службе.
Практическая значимость дипломной работы состоит в том, что осуществленный
в ней анализ может быть использован для дальнейшей разработки проблем
социологии, психологии, профессиологии, связанных с профессионализацией,
служебной деятельностью различных категорий военнослужащих, военным обучением,
формированием военно-профессиональной направленности. Материалы исследования
могут помочь в выработке концепции управления учебно-воспитательным процессом в
ВУЗах Министерства Обороны РФ, в разработке документов, регламентирующих
степень участия и статус должностных лиц, органов военного управления в
формировании военно-професссиональнальной направленности военнослужащих.
В дальнейшем
работа может быть продолжена в исследовании противоречия между процессом
профессионализации армии, переходом на контрактную систему комплектования
личного состава, которая требует беспрекословного выполнения требований любого
приказа правящей государственной элиты, с одной стороны, а с другой, -
гармонизацией мотивационно-смысловой сферы воинской деятельности,
предполагающей свободный, осознанный выбор целей своей деятельности и средств
их реализации.
Список литературы.
1. Азаров В., Духовность современной
армии //Красная звезда, 2000, 20 июля;
2. Актуальные проблемы развития военной
социологии в условиях перестройки армии и флота. Материалы научно-практической
конференции. /Под ред. Егорова Л.Г., Ксенофонтова О.Н., Сергеева
В.П.-М.:ВПА.1990. – 172 с.;
3. Альберт М., Мескон М., Хедоури Ф.
Основы менеджмента: Пер. с англ.-М.:Дело-1992.- 927с.;
4. Андреева Г.Д. Социальная психология.
Учебник-М.: МГУ-1988.- 432с.;
5. Андреева Г.М. Социальная психология.
– М., Аспект Пресс, 1996. – 253с.;
6. Березин Ф.Б., Мирошников М.П.,
Соколова Е.Д. Методика многостороннего исследования личности (структура, основы
интерпретации, некоторые области применения).—М.: Фолиум, 1994.—175с.;
7. Богатырев Е.Д, Социальные факторы
формирования духовного потенциала Вооруженных Сил
//Государственно-патриотическая идеология и духовный потенциал Российской
Армии, Материалы научно-теоретической конференции М.: ВУ 1998г.-340с.;
8. Военная доктрина, // Красная звезда
2000, 2 апреля;
9. Волков С.В., Офицеры и русская
культура. М.: 1998г. – 187с.;
10. Вопросы воинского воспитания,
Сборник статей, Москва. Воениздат - 1985г., - 178с.;
11. Григорьев А.А. Прикладная социология
и ее методы в управлении воинским летным трудом. Учебное пособие - Монино:
ВВА-1989- 64с.;
12. Громов Ф. Никогда не жалей о
выбранном пути // Армия.-1993- №10- с.6;
13. Денисенко П.А. Современная
религиозно-идеологическая ситуация в Российском обществе.
//Государственно-патриотическая идеология и духовный потенциал Российской
Армии, Матер. научн. конф. М.: ВУ- 1998- с.16;
14. Еникеев М.И. Основы общей и
юридической психологии. Учебник для Вузов. М.: Юрист. - 1996г. – 493с.;
15. Золотарев О. В. ”Армия и культура”.
М. 1990 г.;
16. Зуев Ю.П. Уставные взаимоотношения:
как они формируются. М.: Воениздат, 1986.;
17. История государства Российского,
Изд-во, "Пламя",1992г.- 410с.;
18. Каверин С.Б. Мотивация труда, М.:
изд-во Институт психологии РАН, 1998г. 341с.;
19. Клямкин И.М. Советское и западное:
Возможен ли синтез? /Политические исследования.-1994-№5 с.75-95;
20. Ковалевский В.Ф. Методологические
проблемы профессионального психологического отбора военнослужащих. Автореф.
дис. Канд.псих.наук.-М.,-1972- 29с.;
21. Коваленко С., Служить в таких
условиях не желаю //Армия 1991 г. №19 с.18;
22. Концепция национальной безопасности,
//Красная звезда 20.01.2000г.;
23. Корсновский А.А. ”История русской
армии”. М.: 92 г.;
24. Крохмалюк А., В Россию верую и в
честь // Армия 1991 №22 с.5;
25. Кузьменко Б.В. Социальные процессы в
воинских коллективах. Учеб. пособие-М.: ВПА-1986;
26. Кузнецова И.В. Психологический анализ
подготовки и принятия решения. Автореф. дис. Канд.псих.наук.-М.,-1986- .28;
27. Кулаков В.Ф. Морально-психологическое
обеспечение: проблемы и пути их решения //Военная мысль 1999г №6 21с.;
28. Леонтьев А.Н. Проблемы развития
психики. – М., 1972.;
29. Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы и
эмоции – М.: Наука, 1971 – 396с.;
30. Ломов Б.Ф. Общение и социальная
регуляция поведения индивида// Психологические проблемы социальной регуляции
поведения, - М., 1976.;
31. Лутовинов В.И. Патриотизм и его
формирование в обществе и ВС // Военная мысль 1999 №4 с.40;
32. Лушников В.П., Воинские традиции
России - важнейший источник формирования патриотических ценностей у военнослужащих.
//Государственно-патриотическая идеология и духовный потенциал Российской
Армии, Материалы научно-теоретической конференции М.: Военный университет
1998г.;
33. Марков М.С. Теория социального
управления - Пер. с болг.-М.:Прогресс-1978- 477с.;
34. Маркова А.К., Мотивация воинской
деятельности: содержание и проблемы, - М.: Воениздат, 1994 - 374с.;
35. Мелибруда Е. Я - ты - мы:
Психологические возможности улучшения общения./ Пер. с полос. - М.:
Прогресс,1986;
36. Миронов В.И. Реформа военного
образования: проблемы и пути реализации /Военная мысль-1993-№2- с.22-26;
37. Немов Р.С. Психология. Книга 1:
Основы общей психологии. – М., Просвещение, 1994.;
38. О развитии системы военного
образования ВС РФ: Пр. МО РФ от 13.04.94 №191-М.:1993;
39. Общение и оптимизация совместной
деятельности. Под ред. Андреевой Г.М. и Яноушека Я. М., МГУ, 1987.;
40. Петрий П.В.
Государственно-патриотическая идеология и духовные ценности воинов России.
//Государственно-патриотическая идеология и духовный потенциал Российской
Армии, Материалы научно-теоретической конф. М.: ВУ 1998г.;
41. Петрий П.В. Духовные ценности.-М. ВУ.-1998.
-49с.;
42. Профилактика конфликтов на
национальной основе (опыт, анализ, рекомендации). - М.: Воениздат,1991-126с.
43. Психология и педагогика
профессиональной деятельности офицера, Учебное пособие-М.: ВУ, 1998- 281с.;
44. Розанов В.А. Психология управления,
учебное пособие – М.: ЗАО Бизнес-школа Интел-Синзен – 1999г. –352с.;
45. Розанова Н.М., Психология, учебное
пособие -- М.: ЗАО Бизнес-школа Интел-Синзен –
1999г-273c.;
46. Санжаревский И.И. О некоторых
возможностях описания военно-профессиональной направленности абитуриентов
авиационного училища летчиков при решении задач профессионального отбора: опыт
социологического исследования в Тамбовском ВВАУЛ /Актуальные проблемы ВВУЗов
ВВС. Межвузовский сборник-Иркутск: ИВВАИУ-1994-97с.;
47. Санжаревский И.И. О некоторых возможностях
описания и оценивания военно-профессиональной предрасположенности абитуриентов
и курсантов ТВВАУЛ /Актуальные проблемы летного обучения.
Тамбов.-Т.:ТВВАУЛ-1995-86с.;
48. Серых В. Д. ”Воинские ритуалы”. М.:
-Воениздат, 1986 –387с.
49. Скотт Г Джинни. Конфликты: пути
преодоления./ пер. с англ. - Киев: Издательское Общество “Верзилин и К
ЛТД”,1991;
50. Скотт Г. Джинни. Способы разрешения
конфликтов./ пер. с англ. - Киев: Издательское Общество “Верзилин и К
ЛТД”,1991;
51. Социальные процессы в воинских
коллективах. Учеб. пособие-М.: ВПА-1986- с.247;
52. Суходольский Г.В., Основы
психологической теории деятельности, Ленинград, Изд-во Ленинградского
университета 1988г. -341с.;
53. Сухомлинский А.В. О воспитании. М.:
Политиздат. 1985,-341с.;
54. Федеральный закон ”О статусе Военнослужащих’’,
-М.: Ось – 89. 1999 ,. 64с.;
55. Философский энциклопедический
словарь( Гл. редакция: Л.Ф. Ильичев, П. Н. Федосеев, С.М. Ковалев, В.Г. Паков)
– М.: Советская энциклопедия, 1983 – 840с.;
56. Философия: Учебник для курсантов –
М.: Ву, 1998 - 251с.;
57. Якобсон П.М., Психологические
проблемы мотивации поведения человека – М.: Политиздат, 1969 – 471с.;
|