рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Реферат: Мотивация поведения военных рефераты

В-третьих, полученная информация распределяется в структурах индивидуального сознания личности воина. На данном подэтапе происхо­дит ориентация внимания воина на ценностный смысл духовного явления по средством увеличения объема информации или ее акцентирования. И наконец, происходит закрепление полученных знаний. Это проявляется в том, что знания превращаются а убеждения и ценностные ориентации воина, реализуются в его действиях и поступках. Сформированные ранее мотивы поведения приобретают новое качество под воздействием целенаправленного воспитательного процесса, а также в результате самовоспи­тания. Как представляется, критерием зрелых потребностей, интересов и  ценностей воина выступает осознание каждым военнослужащим своей значимости как лич­ности, необходимости добросовестного выполнения воинского долга и превращение (закрепление) данного осознания в социальных свойствах воина.

Описанная модель и этапы формирования мотивов поведения воинов весьма условны и отражают только в общих чертах основные моменты этого диалектического процесса.

Таким образом, формирование мотивационной сферы воинской деятельности военнослужа­щих является сложным динамичным процессом, которому присущи восхождение от единичного к общему, от менее глубоко познанной к более глубокой сущности, переход мотивов в новое качество путем воздействия различных условий, факторов и средств формирования. Данный процесс осуществляется как стихийно, так и целенаправленно. В этой связи формирование направленности воинов может выступать соз­нательной, специально организуемой деятельностью различных органов, институтов государства и его Вооруженных Сил по созданию необходимых условий и факторов, обеспечивающих образование устойчивых, зре­лых потребностей, интересов и  ценностей как общегражданского, так и военно-профессионального характера и их активного функционирования в армейской среде.

На основе проведенного анализа мотивационной сферы воинской    деятельности военнослужащих российской армии сформулируем следующие выводы.

Первый. Мотивы поведения военнослужащих находятся в тесной взаимосвязи и во взаимопроникновении. Являясь ядром духовного мира воина, они имеют непосредственное влияние на формирование и содержа­ние духовной стороны жизнедеятельности воина, воинского коллектива и армии в целом. В содержании таких регуляторов поведения, как патрио­тизм, достоинство воина, воинский долг и воинская честь, дисциплини­рованность, свобода совести и дру­гих, играющих значимую роль в жизнедеятельности воина, наиболее предметно должен быть выражен деятельностный аспект, направленный на развитие духовного мира военнослужащего, на общение воинов и оп­тимизацию их практической деятельности. Содержание мотивов деятельности  военнослужащих изначально формируется и наличествует в сознании и мировоззрении. Затем оно закрепляется в социальных качествах и объ­ективируется в деятельности.

Второй. Применительно к воинской деятельности ее мотивационные основы имеют рельефно выраженную спе­цифику. Специфика воинской деятельности и вытекающие из нее особен­ности функционирования мотивационной сферы деятельности военнослужащих в совре­менных условиях требуют, чтобы содержание ее сочетало в себе преемст­венное наследование с формированием новых, учитывало процессы разви­тия и возрождения, было глубоко научным и вместе с тем чувственно-практическим, нацеливалось на выполнение задач, стоящих перед Вооруженными Силами России и каждым воином.

 Третий. Формирование побудительных мотивов деятельности военнослужащих пред­ставляется весьма сложным динамичным процессом, которому присущи восхождение от единичного к общему и от общего к частному, от менее глубокому познания к более глубокому осмыслению сущности духовности, переход мотивационной сферы в новое качество под воздействием различ­ных условий и факторов и средств формирования. Данный процесс осуществляется как совокупность различных, относительно обособленных и взаимосвязанных процессов. В нем можно выделить три этапа, выражающие основные характерные стадии развития сознания н мировоззрения воинов и их проявления: а) анализ состояния мотивов поведения военнослужащих и сравнение его с необходимыми требованиями воинской деятельности; б) выбор средств формирования мотивационной сферы, учет факторов и условий, а так же специфики самих мотивов в системе социальных свойств воина и проявление их на практике. Эти этапы качест­венно различны и характеризуются своими специфическими чертами. Кроме того, следует учитывать специфику периода службы (абитуриент, курсант, молодой офицер и т.д.).

Четвертый. Формирование новой мотивационной системы во­еннослужащих требует многостороннего, комплексного подхода, а глав­ное - знания и учета тенденций их формирования в новых, динамичных условиях, этапа переживаемого страной и российскими Вооруженными Силами. Реализация данных тенденций возможна только в их тесном единстве. В истории Отечества н Вооруженных Сил данные тенденции формирования профессиональной направленности военнослужащих проявлялись много­значно и не всегда с положительным результатом, что не могло не сказать­ся на зрелости духовных качеств личности воина. И сегодня у части воинов имеет место иллюзорная, неадекватная оценка многих явлений и фактов объективной реальности, своего выполнения воинского долга. Выявление и учет указанных тенденций в процессе строительства Вооруженных Сив России, выдвижение на первый план традиционно ценностных, а также но­вых идеалов, - важнейшая задача всех причастных к воспитанию воинов командиров, педагогических работников, представителей средств массовой информации, коллективов ученых и исследователей.


Заключение.

В ходе дипломной работы были достигнуты определенные теоретические результаты и выработаны некоторые практические рекомендации.

В условиях резкого ухудшения объективных основ воинской деятельности (кризисная ситуация в социально-экономической сфере, разрушение духовных скреп общества, проблемы в собственно-военной области и т.д.) актуализируется значение субъективного фактора. Перед обществом, руководителями всех уровней стоит задача по сохранению Вооруженных Сил и военных кадров. Престиж  воинской  службы в условиях современной России возможен лишь путем реализации комплекса мер и средств:

-         материально-финансовых – высокое денежное довольствие, создание комфортных социально-бытовых условий, продовольственное, вещевое и  иное обеспечение военнослужащих и т.д.;

-         идеологических – формирование в обществе уважения к военнослужащим, насаждение и пропаганда идеи служения Отечеству и соответствующих видов ценностей и т.д.; особая роль при этом отводится средствам массовой информации;

-         психологических – культивирование высокой мотивационной сферы воинской деятельности, представляющей собой совокупность определенных потребностей, интересов, стимулов, целей, идеалов и смыло жизненных ориентиров;

-         политических – создание высокопрофессиональной армии, являющейся по своему духу подлинно народной, готовой надежно защищать интересы  и безопасность Отечества;

-         собственно-социальных – закрепление и поддержание особого социального статуса военнослужащих, т.е. придание им особых прав и обязанностей, ответственности за страну и государство; использование армии в качестве социального «лифта» для подъема и вхождения в высшие слои общества, формирование ее из представлений элитных экономических, политических, социальных групп и др.

Реализация системы побудительных мотивов в процессе воинской службы, основывается на  формировании у личного состава Вооруженных Сил нового, по-настоящему заинтересованного отношения к воинской службе, обеспечении его готовности к достойному выполнению военного долга; на развитие и удовлетворение у различных категорий военнослужащих потребностей, интересов, целей и иных мотивов с учетом специфики военного труда; на улучшение качества их жизни, предоставлении каждому военнослужащему гарантированного государством минимума социально-правовых услуг по образованию, духовному и физическому развитию, охране здоровья, профессиональной подготовке и переподготовке, объем, виды и уровни которых должны обеспечивать полноценную жизнь в условиях воинской деятельности; на использование ее воспитательного потенциала в целях развития  у военнослужащих  достойных смысложизненных ориентиров.

Таким образом, одним из важнейших условий действенности воинского воспитания, ориентированного  на создание у каждого военнослужащего положительных мотивов в воинской службе и достойного выполнения воинского долга, является предоставление воинам возможностей для реализации их важнейших потребностей и интересов с учетом сил и средств, которыми располагает для этого общество и его воинская организация. Тем самым действенность и конечный результат воинского воспитания обеспечивается не только командирам и органами военного управления, но и обществом в целом, всей системой соответствующих государственных интересов.

Среди важнейших качеств военнослужащего, обусловленных социально-значительными ценностями, возвышенными  мотивами и идеалами, которые должны быть сформированы в процессе обучения и воспитания личного состава, выделяются следующие: любовь к Родине и Вооруженным Силам, верность конституционному строю, военной присяге, добросовестность и самоотверженность, гуманизм и оптимизм, трудолюбие и работоспособность, коллективизм и войсковое товарищество, выдержка и терпение, способность к преодолению трудностей, аскетизм.

Государство обязано обеспечить реализацию базовых, материальных потребностей военнослужащих, достойный уровень их жизни, как фундамент, на котором выстраиваются духовные потребности, интересы, идеалы и ценности. Вернуть офицеру, военнослужащему чувство собственного достоинства, авторитет и уважение в обществе, высокую духовность, которые были присуще в прежние времена человеку в мундире Российской Армии, - одна из важнейших задач формирования личности в обновленных Вооруженных Силах. 

В этом деле особо выделяются следующие направления:

-     профессионально-деятельностное – формулирование добросовестного и ответственного отношения к воинскому труду, связанному со служением Отечеству, стремления к активному проявлению профессионально-трудовых качеств в интересах успешного выполнения служебных обязанностей и поставленных задач. Оно включает мотивационную сферу: потребности, интересы, цели, ценностные ориентации самореализации личности профессиональные притязания и нацеленность на достижение высоких результатов деятельности, способность результативно, с высокой эффективностью выполнять служебные обязанности и достигать конкретных целей, умение прогнозировать и реализовывать планы своего прфессионального роста.

-     Психологическое – формирование у военнослужащих высокой психологической устойчивости, готовности к выполнении сложных и ответственных в новых условиях обстановки, способности преодолевать тяготы и лишения воинской службы, важнейших психологических качеств, необходимых для успешной жизнедеятельности в коллективе подразделения, части. Оно включает: изучение, управление и прогнозирование социально-психологических процессов в воинских коллективов; умелое воздействие на мотивационную сферу деятельности каждого военнослужащего; профилактику негативных явлений, снятие психологической напряженности, преодоление эмоционального упадка, формирование психологических качеств с учетом особенностей различных личного состава.

Управление мативационной сферой воинской деятельности должно осуществляться системно, с учетом специфики соответствующих этапов:

-     на этапе выбора профессии;

-     в период обучения в военно-учебном заведении;

-     на этапе первоначального профессионального становления;

-     в период обретения профессиональной зрелости.

Этапам социализации личности офицера, формирования побудительных мотивов его деятельности соответствуют следующие основные задачи, стоящие перед субъектами управления: этап поступления – отбор наиболее способных к обучению, т.е. наиболее предрасположенных; этап обучения – сохранения и развития военно-профессиональной предрасположенности, формирование военно-профессиональной направленности, как совокупности основных мотивов деятельности; этап службы – сохранение и развитие военно-профессиональной направленности, совершенствование мотивационной сферы деятельности военных кадров. Отсюда вытекают основные пути повышения эффективности повышения управления данным процессом, проявляющиеся в совершенствовании:

-     системы формирования контингента кандидатов на поступление в военно-учебные заведения;

-     компанентов системы профессиональной экспертизы при поступлении (профессиональный психологической отбор);

-     системы социально-психологического сопровождения в период обучения и в дальнейшей военной службе.

Практическая значимость дипломной работы состоит в том, что осуществленный в ней анализ может быть использован для дальнейшей разработки проблем социологии, психологии, профессиологии, связанных с профессионализацией, служебной деятельностью различных категорий военнослужащих, военным обучением, формированием военно-профессиональной направленности. Материалы исследования могут помочь в выработке концепции управления учебно-воспитательным процессом в ВУЗах Министерства Обороны РФ, в разработке документов, регламентирующих степень участия и статус должностных лиц, органов военного управления в формировании военно-професссиональнальной направленности военнослужащих.

В дальнейшем работа может быть продолжена в исследовании противоречия между процессом профессионализации армии, переходом на контрактную систему комплектования личного состава, которая требует беспрекословного выполнения требований любого приказа правящей государственной элиты, с одной стороны, а с другой, - гармонизацией мотивационно-смысловой сферы воинской деятельности, предполагающей свободный, осознанный выбор целей своей деятельности и средств их реализации.


Список литературы.

1.   Азаров В., Духовность современной армии  //Красная звезда, 2000, 20 июля;

2.   Актуальные проблемы развития военной социологии в условиях перестройки армии и флота. Материалы научно-практической конференции. /Под ред. Егорова Л.Г., Ксенофонтова О.Н., Сергеева В.П.-М.:ВПА.1990. – 172 с.;

3.   Альберт М., Мескон М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ.-М.:Дело-1992.- 927с.;

4.   Андреева Г.Д. Социальная психология. Учебник-М.: МГУ-1988.- 432с.;

5.   Андреева Г.М. Социальная психология. – М., Аспект Пресс, 1996. – 253с.;

6.    Березин Ф.Б., Мирошников М.П., Соколова Е.Д. Методика многостороннего исследования личности (структура, основы интерпретации, некоторые области применения).—М.: Фолиум, 1994.—175с.;

7.   Богатырев Е.Д, Социальные факторы формирования духовного потенциала Вооруженных Сил //Государственно-патриотическая идеология и духовный потенциал Российской Армии, Материалы научно-теоретической конференции М.: ВУ 1998г.-340с.;

8.   Военная доктрина, // Красная звезда 2000, 2 апреля;

9.   Волков С.В., Офицеры и русская культура. М.: 1998г. – 187с.;

10.  Вопросы воинского воспитания,  Сборник статей,  Москва. Воениздат - 1985г., - 178с.;

11.  Григорьев А.А. Прикладная социология и ее методы в управлении воинским летным трудом. Учебное пособие - Монино: ВВА-1989- 64с.;

12.  Громов Ф.  Никогда не жалей о выбранном пути  // Армия.-1993-  №10- с.6;

13.  Денисенко П.А. Современная религиозно-идеологическая ситуация в Российском обществе. //Государственно-патриотическая идеология и духовный потенциал Российской Армии, Матер. научн. конф. М.: ВУ- 1998- с.16;

14.  Еникеев М.И. Основы общей и юридической психологии. Учебник для Вузов. М.: Юрист. -  1996г. – 493с.;

15.  Золотарев О. В. ”Армия и культура”. М. 1990 г.;

16.  Зуев Ю.П.  Уставные взаимоотношения: как они формируются. М.:    Воениздат, 1986.;

17.  История  государства Российского,  Изд-во, "Пламя",1992г.- 410с.;

18.  Каверин С.Б. Мотивация труда, М.: изд-во Институт психологии РАН, 1998г. 341с.;

19.  Клямкин И.М. Советское и западное: Возможен ли синтез? /Политические исследования.-1994-№5 с.75-95;

20.  Ковалевский В.Ф. Методологические проблемы профессионального психологического отбора военнослужащих. Автореф. дис. Канд.псих.наук.-М.,-1972- 29с.;

21.  Коваленко С., Служить в таких условиях не желаю //Армия 1991 г. №19 с.18;

22.  Концепция национальной безопасности, //Красная звезда 20.01.2000г.;

23.  Корсновский А.А. ”История русской армии”. М.: 92 г.;

24.  Крохмалюк А., В Россию верую и в честь // Армия  1991 №22 с.5;

25.  Кузьменко Б.В. Социальные процессы в воинских коллективах. Учеб. пособие-М.: ВПА-1986;

26.  Кузнецова И.В. Психологический анализ подготовки и принятия решения. Автореф. дис. Канд.псих.наук.-М.,-1986- .28;

27.  Кулаков В.Ф. Морально-психологическое обеспечение: проблемы  и пути их решения //Военная мысль 1999г №6  21с.;

28.  Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. – М., 1972.;

29.  Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы и эмоции – М.: Наука, 1971 – 396с.;

30.  Ломов Б.Ф. Общение и социальная регуляция поведения индивида// Психологические проблемы социальной регуляции поведения, - М., 1976.;

31.  Лутовинов В.И. Патриотизм и его формирование в обществе и ВС // Военная мысль  1999 №4 с.40;

32.  Лушников В.П., Воинские традиции России - важнейший источник формирования патриотических ценностей у военнослужащих. //Государственно-патриотическая идеология и духовный потенциал Российской Армии, Материалы научно-теоретической конференции М.: Военный университет 1998г.;

33.  Марков М.С. Теория социального управления - Пер. с болг.-М.:Прогресс-1978- 477с.;

34.  Маркова А.К., Мотивация воинской деятельности: содержание и проблемы, - М.: Воениздат, 1994  - 374с.;

35.  Мелибруда Е. Я - ты - мы: Психологические возможности улучшения общения./ Пер. с полос. - М.: Прогресс,1986;

36.  Миронов В.И. Реформа военного образования: проблемы и пути реализации /Военная мысль-1993-№2- с.22-26;

37.  Немов Р.С. Психология. Книга 1: Основы общей психологии. – М., Просвещение, 1994.;

38.  О развитии системы военного образования ВС РФ: Пр. МО РФ от 13.04.94 №191-М.:1993;

39.  Общение и оптимизация совместной деятельности. Под ред. Андреевой Г.М. и Яноушека Я. М., МГУ, 1987.;

40.  Петрий П.В. Государственно-патриотическая идеология и духовные ценности воинов России. //Государственно-патриотическая идеология и духовный потенциал Российской Армии, Материалы научно-теоретической конф. М.: ВУ 1998г.;

41.  Петрий П.В. Духовные ценности.-М. ВУ.-1998. -49с.;

42.  Профилактика конфликтов на национальной  основе  (опыт, анализ, рекомендации). - М.: Воениздат,1991-126с.

43.  Психология и педагогика профессиональной деятельности офицера, Учебное пособие-М.: ВУ, 1998- 281с.;

44.  Розанов В.А. Психология управления, учебное пособие – М.: ЗАО Бизнес-школа Интел-Синзен – 1999г. –352с.;

45.  Розанова Н.М., Психология, учебное пособие -- М.: ЗАО Бизнес-школа Интел-Синзен – 1999г-273c.;

46.  Санжаревский И.И. О некоторых возможностях описания военно-профессиональной направленности абитуриентов авиационного училища летчиков при решении задач профессионального отбора: опыт социологического исследования в Тамбовском ВВАУЛ /Актуальные проблемы ВВУЗов ВВС. Межвузовский сборник-Иркутск: ИВВАИУ-1994-97с.;

47.  Санжаревский И.И. О некоторых возможностях описания и оценивания военно-профессиональной предрасположенности абитуриентов и курсантов ТВВАУЛ /Актуальные проблемы летного обучения. Тамбов.-Т.:ТВВАУЛ-1995-86с.;

48.  Серых В. Д. ”Воинские ритуалы”. М.: -Воениздат, 1986 –387с.

49.  Скотт Г Джинни. Конфликты: пути преодоления./ пер. с англ. - Киев: Издательское  Общество “Верзилин и К ЛТД”,1991;

50.  Скотт Г. Джинни. Способы разрешения конфликтов./ пер. с англ. - Киев: Издательское Общество “Верзилин и К ЛТД”,1991;

51.  Социальные процессы в воинских коллективах. Учеб. пособие-М.: ВПА-1986- с.247;

52.  Суходольский Г.В., Основы психологической теории деятельности, Ленинград, Изд-во Ленинградского университета 1988г. -341с.;

53.  Сухомлинский А.В. О воспитании. М.: Политиздат. 1985,-341с.;

54.  Федеральный закон ”О статусе Военнослужащих’’, -М.: Ось – 89. 1999 ,. 64с.;

55.  Философский энциклопедический словарь( Гл. редакция: Л.Ф. Ильичев, П. Н. Федосеев, С.М. Ковалев, В.Г. Паков) – М.: Советская энциклопедия, 1983 – 840с.;

56.  Философия: Учебник для курсантов – М.: Ву, 1998 - 251с.;

57.  Якобсон П.М., Психологические проблемы мотивации поведения человека – М.: Политиздат, 1969 – 471с.;


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10