рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Реферат: Коррупция как объект математического моделирования рефераты

Реферат: Коррупция как объект математического моделирования

Министерство Образования Украины

Национальный Технический Университет Украины

Реферат

по курсу "Моделирование экономики переходного периода "

на тему "Коррупция как объект матеметического моделирования"

Выполнили: Проверил:

студенты группы КА-53

Иванов А.В.

Явдощук В.Е.

Бидюк П.И.

Киев 1999


Оглавление

1. КОРРУПЦИЯ - СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ЯВЛЕНИЕ.............................................................. 3

1.1 Что такое "коррупция"................................................................................................................... 3

1.2 Причины коррупции и ситуации, в которых она возникает............................................................. 4

1.3 Вариации степени коррумпированности........................................................................................ 5

1.4 Последствия коррупции................................................................................................................. 6

1.5 Мораль и коррупция...................................................................................................................... 7

1.6 Меры борьбы с коррупцией........................................................................................................... 7

1.6.1 Модель хозяин-исполнитель-клиент....................................................................................... 8

2. ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К МОДЕЛИРОВАНИЮ КОРРУПЦИИ............................................................ 8

2.1 Классификация направлении исследования коррупции................................................................. 8

2.2 Классификация математических моделей коррупции по некоторым характерным првзнакам...... 10

2.3 Трудности, возникающие при моделировании коррупции............................................................ 10

3. БАЗОВАЯ МОДЕЛЬ КОРРУПЦИИ И НЕКОТОРЫЕ ЕЕ ВАРИАЦИИ.................................................. 11

3.1 Модели экономики коррупции...................................................................................................... 11

3.1.1 Краткое описание модели.................................................................................................... 11

3.1.2 Основные выводы................................................................................................................ 13

3.2 Модель распределения ресурсов в экономике с коррупцией...................................................... 14

3.3 МОДЕЛИ КОРРУПЦИИ В НАЛОГОВЫХ ОРГАНАХ....................................................................... 16

3.3.1 Равновесие в модели коррупции в налоговых органах........................................................ 19

3.3.2 Основные выводы................................................................................................................ 20

4. МОДЕЛИ С ИЕРАРХИЧЕСКОЙ СТРУКТУРОЙ.................................................................................. 21

4.1 Общественные издержки от взяток в бюрократии с иерархической структурой.......................... 21

4.1.1 Основные положения и краткое описание модели................................................................ 21

4.2 Борьба с коррупцией в бюрократии с иерархической структурой............................................... 22

4.2.1 Основные положения и краткое описание модели................................................................ 23

4.2.2 ОСНОВНЫЕ ВЫВОДЫ......................................................................................................... 23

5. МНОЖЕСТВЕННЫЕ КОРРУПЦИОННЫЕ РАВНОВЕСИЯ.................................................................. 24

5.1 Модель ограничения коррупции................................................................................................... 25

5.1.1 Краткое описание модели и выводы..................................................................................... 25

5.2 Модель обмена популярности на взятку...................................................................................... 28

5.3 Модель коллективной репутации................................................................................................. 29

5.4 Модель "эволюция и революция"................................................................................................ 30

5.4.1 Основные положения модели............................................................................................... 31

5.4.2 Основные выводы................................................................................................................ 32

6. ЗАКЛЮЧЕНИЕ................................................................................................................................. 32

7. ЛИТЕРАТУРА................................................................................................................................... 34


КОРРУПЦИЯ КАК ОБЪЕКТ МАТЕМАТИЧЕСКОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ

Рассматриваются проблемы моделирования коррупции как социально-эконо­мического и политического явления, дается обзор существующих направлений подходов к моделированию и феномена коррупции. Изложены подходы к ис­следованию основных категорий и понятий, связанных с коррупцией. Предпринята попытка классификации математических моделей коррупции, освещаются базовая модель коррупции и ее модификации.

1. КОРРУПЦИЯ - СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ЯВЛЕНИЕ

Все вопросы, связанные с коррупцией, - начиная с того, что такое "коррупция", где она появляется и почему, и завершая тем, каковы последствия этого явления для общества,- канонических ответов в настоящее время не имеют. Само понятие "коррупция" долгое время являлось предметом многочисленных дискуссий в среде экономистов, политологов, социологов и других обществоведов. Если взяточничество государственного чиновника можно отнести к понятию "коррупция" (и определить законом соответствующее наказание), то что можно сказать (тем более - как нака­зать), к примеру, о приемах и фуршетах для прессы и потенциальных партнеров по бизнесу какой-либо фирмы? Чаще всего авторы работ, посвященных коррупции, рас­сматривают ее "традиционный" вид - государственную (а именно бюрократическую и политическую) коррупцию, которая [1] считается такой же старой, как сама история государственной власти, и включает среди прочего торговлю лицензиями, голосами избирателей, административными и судебными решениями, казенными должностями.

1.1 Что такое "коррупция".

Государственная коррупция определяется в [2] как продажа государственными служащими государственной собственности в частных целях. Например, государственные служащие часто берут взятки при выдаче лицен­зий, разрешений на прохождение таможни или взятки за предотвращение входа на рынок конкурентов фирмы-взяткодателя. В этих случаях они лично назначают част­ным агентам (private agents) плату за товары, официальным владельцем которых яв­ляется государство.

Коррупция (согласно [1])- общий термин, обозначающий корыстное использо­вание своего положения в обществе в личных целях. Это может быть бюро­кратическая или политическая коррупция. За предоставляемую услугу коррупционер получает взятку. Как отмечено в работе С. Роз-Аккерман [13], лицо, прини­мающее взятку, должно являться агентом, исполнителем (agent) другого лица или организации, так как цель взятки - побудить его поставить свои интересы выше целей организации, на которую он работает. Чтобы представлять субъект подкупа, подку­паемый должен обладать некой властью, которую он может получить либо из-за несовершенства рынка, либо благодаря своей институциональной позиции. Взятка, разумеется, не обязательно является денежной: это может быть "подарок" или предоставление занятости, благосклонность к родственникам и т.п. Если при этом речь идет о частной, а не государственной фирме, то такое явление тоже может быть названо коррупцией. Хотя, как отмечалось в [1], в бизнесе нет единообразия в самой трактовке такого рода платежа, как взятка. Одним это кажется "обычной", "нормальной" оплатой услуги. Другие считают взятку "сомнительным" (но лишь с моральной точки зрения) актом. Третьи склонны трактовать ее как поступок, заслуживающий порицания с позиции профессиональной этики свободного рынка. Четвертые однозначно говорят о преступлении, которое должно подлежать неот­вратимой каре по закону (цитировалось по [1]). Но, согласно [З], коррупция на частном рынке обычно не регулируется законодательством и представитель одной фирмы может подкупать представителя другой, хотя сами фирмы вправе увольнять провинившихся служащих.

Выделяются различные типы коррупции, причем такую типологизацию можно проводить на разных уровнях.

1.   На уровне отдельных актов здесь можно выделить три вида коррупции. С. Рот-тенберг в [4] определил ее как набор личных "тарифов", назначаемых за выполнение того, что официальные правила требуют выполнять без оплаты (например, плата за формально бесплатную визу может быть рассмотрена как "тариф"), или же набор личных "тарифов", назначаемых за невыполнение того, что правила требуют вы­полнять (так, взятка за сокрытие аудитором важной информации - это тоже "тариф"). Или это могут быть "тарифы" за действия, впрямую нарушающие законы (например, налоговый инспектор за взятку - "тариф" может представить неверный отчет о доходах подкупающего его налогоплательщика).

2.   Коррупция может быть внутренней и внешней. Внутренняя возникает между членами одной организации, внешняя коррупция - подкуп члена организации кем-либо со стороны (Дж.Тирол, согласно [5], определил внешнюю коррупцию как независимое и личное нарушение долга, а внутреннюю как организованное преступление).

3.   Коррупция может быть государственной (бюрократической или политической), если речь идет о государственной организации, или коррупцией в частном секторе.

4.   Говоря о государственной коррупции, связанной со структурой различных госу­дарств. воспользуемся разделением С. Роз-Аккерман а [6]. Она выделяет два приз­нака, по которым можно различать коррумпированные общества:

1.   по типу получа­телей взяток:

-   клептократии, в которых коррупция организована в верхушке прави­тельства,

-   государства, где коррупция является сферой деятельности большого числа бюрократов;

2.   по типу "рынка" взяток:

-   существует небольшое число основ­ных частных коррупционных действующих лиц.

-   выплаты взяток децентра­лизованы.

Эти два признака соответствуют четырем категориям коррумпированных государств: клептократии, конкурентному рынку, двойственной монополии и очень слабому государству, контролируемому мафией.

3.   И наконец, коррупция может проявляться на надгосударственном. межнацио­нальном уровне. В мировом сообществе коррупция в сфере международного бизнеса является особенной проблемой. Устранить такую проблему пытаются путем заклю­чения интернациональных соглашений между взаимодействующими странами.

1.2 Причины коррупции и ситуации, в которых она возникает.

     Что же является причиной возникновения коррупции? Вот простой ответ, который дают большинство исследователей коррупции: причиной коррупции является государство, т.е. различные ограничения, регулирующие и контролирующие правила, налагаемые на свободных экономических агентов. Следуя экономическому подходу, т.е. предполагая что каж­дый максимизирует свою прибыль, можно прийти к выводу, что коррупция - естест­венное экономическое явление, связанное с наличием государства. Государство, приз­ванное исправить неэффективность и "провалы" рынка (market failures), само может вызвать коррупцию и неэффективность.

     С экономической точки зрения коррупция является способом проявления пове­дения тех, кто "ищет выгоды" (rent-seeking behaviour). Такое поведение сопровождает процессы конкуренции за государственный контракт, за квоту на экспорт или на импорт, но может быть результатом желания частной фирмы освободиться от некоторого налога (тогда коррупция является теневым аналогом налогообложения -и это показано в работе А. Шляйфера и Р.В. Вишни [2]).

Как следует из доклада [б], существует шесть наиболее общих ситуаций, которые создают мотивы для коррупции – иными словами, для привнесения рыночного правила "поиска выгоды" в государственное регулирование.

1.   Правительство может предписывать распределение дефицитной ренты (rent) большому числу частных лиц и фирм, используя формальные критерии, а не желание заплатить за распределяемую ренту. Взятки очищают рынок.

2.   Бюрократы в общественном секторе могут быть слабо мотивированы хорошо исполнять свою работу из-за низкой зарплаты и низкого уровня внутреннего контроля. Здесь взятки выполняют роль премий.

3.   Частные фирмы и лица пытаются понизить издержки, налагаемые на них прав” тельством в форме налогов, потребительских правил и регулирований. Взятки пони­жают издержки у тех, кто их заплатил.

4.   Правительство часто передает большие финансовые прибыли частным фирмам через контракты, приватизации и присуждение концессий. Взятки влияют на уровень монопольных рент и их разделение между частными инвесторами и общественными чиновниками.

5.   Взятки могут замещать законные формы политического влияния. Подкупая политиков, покупается их влияние, а подкуп политиками — покупка голосов.

6.   Правосудие имеет власть налагать издержки и перераспределять ресурсы между сторонами. Взятки могут перекрывать законные нормы.

Итак, вмешательство государства создает ограничения для частного рынка и, сле­довательно, мотивы нарушить эти ограничения, поэтому сами экономические агенты часто заинтересованы в подкупе чиновника. Такой метод регулирования рынка государством, как, например, выдача разрешения или лицензии, приводит к тому, что монополист – чиновник, владеющий правом на выдачу разрешения, имеет возмож­ность воспользоваться своим положением в личных целях. Таким образом, чиновник, так же как и агент, имеет мотив нарушить свои обязательства перед государством.

Когда же такое обоюдное или одностороннее желание приводит к коррупционной сделке? Согласно Р. Клитгаарду [7). условное уравнение коррупции может быть та­ким: коррупция = монополия + свобода действий - подотчетность. Монополия бюро­крата на нужную для фирмы услугу и одновременно отсутствие контроля над бюро­кратом приводят к сделке. Эта мысль подтверждается в работах [2, 8]. В государ­ственной (часто, следовательно, монопольной) организации некоторая нечеткость инструкций является обычной практикой. Такая нечеткость приводит к ситуациям, когда руки бюрократов оказываются "развязанными". Такого же рода монополизм в частной фирме приводит к аналогичным последствиям. Но, согласно работе Э.К. Банфилда [9], в которой подробно рассматривается разница между коммерчес­кой (business organization) и государственной организацией и возможности коррупции в них, в последней такие возможности гораздо шире. Это связано с сильной раз­дробленностью власти в государственной организации. Кроме того, в связи с нечет­костью границ полномочий бюрократа нет возможности контролировать правиль­ность выполнения его решений, поскольку почти всему может быть дано разумное и правдоподобное объяснение. Вместе с тем служащий государственной организации кроме денежной выгоды может преследовать другие цели, например, переизбрание на новый срок. В этом случае отказ от взяток и даже демонстрирование такого отказа может считаться некоторым эквивалентом самой взятки, как это показано Дж. Фехтингером и Ф. Уирлом [8]. Интересное различие этих двух видов организаций

состоит в следующем; считается, что коррупцию в государственной организации необходимо уничтожать любыми средствами, тогда как в отношении коммерческой организации целью является не минимизация, а оптимизация уровня коррупции, т.е. затраты на меры по предотвращению и уменьшению коррупции соизмеряются с получаемой от этих мер прибылью.

В литературе по коррупции изучаются ситуации, когда ее причиной является государственное регулирование, направленное на две, можно сказать, противопо­ложные цели. Во-первых, предполагается, что государственное регулирование опти­мально и направлено на ликвидацию действительно существенных "провалов" рынка (например, загрязнение окружающей среды, что исследуется в работе Д. Мукхерьи, И.И. Пнг [10]). И, во-вторых, рассматриваются случаи, когда государственное регули­рование неоптимально в принципе.

Как следует из анализа модели, предложенной в работе Д. Акемолгу и Т. Вердье [11], даже при оптимальном устройстве общества в нем будут присутствовать ренты (завышенные зарплаты) для государственных бюрократов, некоторая доля коррупции и ненаилучшее распределение индивидуальных талантов. Кроме того, в работе этих же авторов [12] доказывается, что все эти последствия (присутствие коррумпиро­ванных бюрократов, рент в общественном секторе и ненаилучшее распределение талантов) все же не являются достаточным доказательством того, что общество должно избегать вмешательства государства, поскольку описанные выше "провалы" государства все же лучше, чем "провалы" рынка, которые государство пытается ликвидировать.

Любопытным фактом является то, что государственное регулирование может изначально быть направлено на извлечение взяток. Согласно [1], многие специалисты считают главной причиной коррупции разрастающуюся армию чиновничества, бюро­кратизацию общественной жизни, неоправданное расширение роли государства. Как упоминалось в работе Л. Хиллмана и Э. Каца [13], еще Г. Таллок в 1965 г. заметил, что поскольку прибыль бюрократов растет с числом подчиненных, это способствует увеличению бюрократической иерархии без сопутствующего роста общественной прибыли. В. Танци [14] анализирует феномен коррупции и утверждает, что для ее уменьшения необходимо радикально снизить роль государства в экономике и сократить размер общественного сектора. С.Н.С. Чёнг [15] утверждает, что посколь­ку каждый политик и чиновник максимизирует собственную прибыль, то боль­шинство правил, квот, и т.п. созданы специально для того, чтобы повысить доход этих чиновников с помощью поступающих взяток.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9