рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Реферат: Бюджетный процесс в условиях перехода к рыночным отношениям на примере Хабаровского края рефераты

          В налоговой системе страны после длительного перерыва восстановлен налог с наследств, которым с 1 января 1992 г. облагается имущество, переходящее гражданам в порядке наследования или дарения. Взимание этого налога отражает изменение экономических условий жизни граждан и в определенной мере - линию его поведения. Забота о последующих поколениях, наследующих не только накопленное имущество, но и среду обитания, становится одним из важнейших жизненных принципов трудовой деятельности человека.

          В российской системе налогов наряду с прямыми используются и косвенные, крупнейшим среди которых является налог на добавленную стоимость. Он введен с января 1992 г. и количественно заменил (вместе с акцизами) ранее действовавшие налог с оборота и налог с продаж.

          Одновременно с налогом на добавленную стоимость в системе косвенного обложения используются также различные акцизы, устанавливаемые на отдельные виды и группы товаров. Их введение с 1992 г. обусловлено отменой налога с оборота. В систему косвенного обложения включаются и таможенные пошлины, ими облагаются товары и иные предметы, ввозимые на территорию страны и вывозимые за ее пределы.

          Право вводить налог на территории Российской Федерации закреплено за Государственной Думой Российской Федерации; но она может делегировать право установления и отмены отдельных видов налогов другим законодательным и представительным органам власти.

          Кроме налогов в бюджет поступают неналоговые доходы. К ним относятся, с одной стороны, доходы от эксплуатации государственной собственности, а в условиях перехода к рынку  от ее продажи юридическим и физическим лицам, а с другой - поступления от реализации облигаций государственных займов и других ценных бумаг.

          Доходы бюджета формируются за счет различных источников, к которым может быть применима определенная классификация. Источники доходов бюджета прежде всего подразделяются на внутренние и внешние. К внутренним относятся все те источники доходов, которые связаны с внутренним материальным производством и сферой социального обслуживания. Внешние источники доходов - это заемные средства, представляемые либо другими государствами, либо международными организациями.

По составу доходная часть бюджета состоит из закрепленных и регулирующих доходов. Кроме того, в бюджеты могут поступать дотации и субвенции, а также заемные средства.

Если использование регулирующих доходов не позволило сбалансировать бюджет, применяются дотации и субвенции, а также заемные средства.

Уровень закрепленных доходов должен составлять не менее 70% доходной части минимального бюджета соответствующего уровня, а при отсутствии такой возможности в связи с недостаточностью закрепленных и регулирующих доходов - не менее 70% доходной части без учета в ней дотаций и субвенций.

          Для достижения названых целей в процессе  бюджетного регулирования вышестоящие представительные органы власти закрепляют за бюджетами нижестоящих уровней полностью или в твердо фиксированной доле (в процентах) на долговременной основе  (не менее чем на 5 лет) любые регулирующие доходы, а также могут передавать в эти бюджеты свои закрепленные доходы. При этом в случае увеличения минимального бюджета на следующий финансовый год указанная фиксированная доля подлежит соответствующей корректировке сторону увеличения.

          Расходы государственного бюджета - это экономические отношения, возникающие в связи с распределением фонда денежных средств государства и его использованием по отраслевому, целевому и территориальному назначению.

          Для выяснения роли и значения многообразных бюджетных расходов их обычно классифицируют по определенным признакам:

 - по роли в воспроизводстве,

 - по  общественному назначению,

 - по  отраслям производства,

 - по  видам деятельность целевому назначению.

          По роли в общественном производстве расходы государственного бюджета подразделяются на две части: одна связана с развитием материального производства, совершенствованием его отраслевой структуры, другая используется на содержание и дальнейшее развитие непроизводственной сферы. С помощью бюджетных расходов государство может регулировать распределение денежных средства между материальным производством и непроизводственной сферой в соответствии с потребностями общества в области экономического и социального развития; стимулировать развитие принципиально новых отраслей экономики и видов производств.

          Экономическая группировка бюджетных расходов по их общественному назначению  связана с финансированием народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, обороны, управления.

          Основу отраслевой группировки расходов государственного бюджета составляет общепринятое деление экономики на отрасли и виды деятельности. Исходя из него расходы в производственной сфере подразделяются по отраслям народного хозяйства: на развитие промышленности, сельского хозяйства, капитального строительства, транспорта, связи, торговли и др.; в непроизводственной - по отраслям и видам общественной деятельности: на народное образование, культуру, здравоохранение, социальное обеспечение, государственное управление и т.д. Отраслевое деление расходов позволяет выявлять пропорции в распределении бюджетных средств и, изменяя их, добиваться нужных сдвигов в отраслевой структуре общественного производства.

          В бюджете государства  сохраняется пока целевое назначение выделяемых ассигнований, отражающее конкретные виды затрат, финансируемых государством. Так, в составе расходов на народное хозяйство выделяются затраты на капитальные вложения, дотации, операционные расходы и др.; по учреждениям и организациям непроизводственной сферы - затраты на заработную плату, капитальный ремонт и др. Классификация расходов по целевому назначению является необходимей базой для осуществления финансового контроля за использованием бюджетных средств.

          Одновременно с экономической классификацией расходов бюджета  государства используется и организационная их группировка, в основе которой лежит распределение ассигнований по целевым программам и уровням управления. Группировка расходов в разрезе целевых программ указывает на конкретных получателей бюджетных средств, ответственных за эффективное использование выделяемых бюджетных ресурсов. В соответствии с уровнем государственного управления расходы бюджета  государства России подразделяются на федеральные, субъектов федерации и местные.

          Расходы  бюджета государства тесно взаимосвязаны с его доходами. Эта взаимосвязь выражается в количественном соответствии расходов доходам, а также в их влиянии друг на друга. Объем расходов бюджета лимитируется жесткими рамками поступающих бюджетных доходов, причем последние в свою очередь определяются экономическими возможностями государства. Поэтому очень важно установить такой объем бюджетных расходов и такие сроки использования бюджетных средств, которые обеспечивали бы решение стоящих перед обществом социально-экономических задач при минимальных затратах с максимальным народнохозяйственным эффектом.

          В бюджете предусматриваются ассигнования и на компенсацию потерь населения от роста цен в условиях их либерализации. Из бюджета финансируются комплексные целевые программы по улучшению условий жизни престарелых и инвалидов, по охране семьи, материнства и детства и т.п. Такая поддержка исключительно ценна, ибо треть населения страны находится сегодня за порогом бедности.

          Часть бюджетных средств государство направляет на оборону. Военные расходы довольно дорого обходятся налогоплательщику - еще недавно на них использовалось от 25 до 30% валового национального продукта.

          Основное место в затратах на оборону занимает закупка вооружений и военной техники; затем идут затраты по текущему содержанию армии и флота, финансированию научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ остальное приходится на долю военного строительства, пенсий военнослужащим и прочие расходы.

          Объем расходов на оборону зависит прежде всего от степени реальной угрозы военного нападения; при благоприятной международной обстановке они сокращаются.

          Расходы бюджета на управление обусловлены выполнением государством хозяйственно-организаторской функции и связаны с наличием специфической - управленческой - сферы деятельности.

          Расходы на управление, являясь материально-финансовой базой деятельности государственных органов, позволяют им осуществлять руководство экономикой.

          Разбалансированность отечественной экономики, тяжелое финансовое положение страны выдвинули на первый двуединую задачу - сокращение бюджетных расходов и одновременное повышение эффективности использования бюджетных средств. Главная трудность в решении данной задачи заключается в том, что на пути подчас неоправданного роста бюджетных расходов еще не создано непреодолимых препятствий, а оценка бюджетных расходов с позиций их народнохозяйственной и социальной эффективности затруднена в связи с отсутствием необходимой нормативной базы. Существующая практика формирования бюджета свидетельствует о том, что доступ к государственным финансовым ресурсам все еще сравнительно свободен, что создает возможности для неэффективного использования бюджетных ассигнований.

          Необходима коренная перестройка бюджетных отношений прежде всего в материальном производстве, где бюджетное финансирование следует быстрее заменить системой субсидирования, при которой обязательными условиями предоставления средств выступали бы конкурсная борьба претендентов за сами субсидии и отбор более эффективных вариантов инвестирования бюджетных средств на основе сопоставления проектно-сметной документации и финансовых расчетов.

          В непроизводственной сфере бюджетное финансирование должно шире использоваться, с одной стороны, для поддержания достигнутого уровня социально-культурного обслуживания населения, а с другой - для достижения оптимальной структуры отраслей с учетах социальных приоритетов

          Расходная часть бюджетов подразделяется на расходы, включаемые в бюджет текущих расходов и бюджет развития.

                   К бюджету текущих расходов относятся расходы на текущее содержание и капитальный ремонт ЖКХ, объектов охраны окружающей среды, образовательных учреждений, учреждений здравоохранения  и социального обеспечения, науки, культуры, физической культуры и спорта, средств массовой информации, органов государственной власти и управления, органов местного самоуправления и иные расходы, не включенные в расходы развития.

                   К бюджету развития относятся ассигнования на инновационную и инвестиционную деятельность, связанную с капитальными вложениями в социально-экономическое развитие территорий, на собственные экологические программы и мероприятия по охране окружающей среды, иные расходы на расширенное воспроизводство.

                   Важным условием бюджетно-финансовой политики является сбалансированность бюджета, что означает  равенство доходной и расходной частей бюджета.  превышение  расходов над доходами составляет дефицит бюджета. При наличие дефицита бюджета первоочередному финансированию подлежат расходы, включаемые в бюджет текущих расходов.

1.2    Бюджетная система и бюджетный процесс РФ.

            Построение бюджетной системы страны определяется ее государственным устройством. Бюджетная система представляет собой основанную на экономических отношениях и юридических нормах совокупность бюджетов, существующих на территории страны.

          Под бюджетным устройством понимается организация бюджетной системы, принципы ее построения, взаимосвязь между отдельными бюджетами и порядок распределения доходов и расходов между ними. Как правило, рассматриваются две формы бюджетного устройства: бюджетное устройство федеративных и унитарных государств. В соответствии с Конституцией РФ и бюджетным законодательством в бюджетную систему как самостоятельные части включаются:

          -  федеральный бюджет,

          - бюджеты субъектов Федерации, к которым относятся бюджеты Республик в составе Федерации, областной бюджет автономной области, окружные бюджеты автономных округов, краевые бюджеты краев, областные бюджеты областей, городские бюджеты г.г. Москвы и Санкт-Петербурга;

-                 местные бюджеты административно- территориальных образований.

Схема консолидированного бюджета РФ представлена в приложении 2.

          Бюджетное устройство основывается на таких принципах, как  единство, полнота, реальность, гласность и самостоятельность всех бюджетов, входящих в бюджетную систему.

       Единство бюджетной системы обеспечивается:

         - единой правовой базой;

         - использованием единых бюджетных классификаций;

         - единством формы бюджетной документации;

         - общими принципами бюджетного процесса;

         - единством денежной системы;

         - взаимодействием бюджетов всех уровней;

         - единством социально-экономической, в том числе налоговой политики.

          Принцип полноты бюджетного устройства означает, что в каждом бюджете в каждой статье учитываются все затраты и поступления.

          Реальность бюджетной системы означает правдивое отражение в бюджете характера доходов и расходов.

       Самостоятельность бюджетов заключается в том, что:

        - их утверждают соответствующие представительные органы власти;

        - исполнение бюджетов   осуществляется     соответствующими исполнительными органами власти;

        - каждый бюджет имеет собственные источники доходов, расходуемые в соответствии с целями конкретного региона.

          Принцип гласности состоит в том, что рассмотрение и утверждение бюджетов и отчетов об их исполнении производится гласно. 

          Составляется также консолидированный бюджет, что означает свод бюджетов нижестоящих территориальных уровней  и бюджета соответствующего национально-государственного или административно-территориального образования, используемый для расчетов и анализа.             

          Районные бюджеты районов в городе и городские бюджеты города составляют консолидированный бюджет города, называемый бюджетом города.

          Бюджет района (консолидированный) включает в себя бюджеты сельских администраций, поселков, городские бюджеты районных городов, расположенных на территории района и районный бюджет района.

          Консолидированный бюджет автономного округа состоит из бюджетов районов и городов, расположенных на территории автономного округа, и окружного бюджета автономного округа.

          Консолидированный бюджет области представляет собой свод бюджетов районов, областных городов, расположенных на территории области, и областного бюджета области.

          Бюджеты районов, краевых городов, расположенных на территории края, краевой бюджет края составляют консолидированный бюджет края (бюджет края).

          Бюджетное планирование - важнейшая составная часть финансового планирования; подчинено требованиям финансовой политики государства. Экономическая сущность бюджетного планирования состоит в централизованном распределении и перераспределении валового внутреннего продукта (ВВП) и национального дохода между звеньями финансовой системы на основе общенациональной социально-экономической программы развития страны в процессе составления и исполнения бюджетов разного уровня.

          Бюджетное планирование включает бюджетный процесс как порядок составления и исполнения бюджета, его нормативно-правовую и организационную основу, а также вопросы теории и методологии составления бюджетов страны. Основы бюджетного планирования определяются Конституцией и законами страны.

          В соответствии с бюджетным законодательством, бюджетный процесс представляет собой регламентированную законом деятельность органов власти по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджетов. Составной частью бюджетного процесса является бюджетное регулирование, представляющее собой частичное перераспределение финансовых ресурсов между бюджетами разных уровней, о  чем говорилось выше.

          Бюджетный процесс состоит из нескольких стадий, складывающихся, в свою очередь, из ряда этапов.

          На первой стадии бюджетного процесса составляется проект бюджета. Данная стадия включает  4 этапа:

          На первом этапе составления проекта бюджета представительные и исполнительные органы власти и местного самоуправления соответствующих территорий за 18 месяцев до начала соответствующего финансового года получают от вышестоящих исполнительных органов власти информацию об особенностях составления расчетов к проектам бюджетов на следующий финансовый год.

          Правительство РФ доводит такую информацию до представительных и исполнительных органов власти субъектов Федерации, а исполнительные органы власти субъектов Федерации - до  органов местного самоуправления нижестоящего уровня.

          На втором этапе составления проекта бюджета исполнительные органы власти административно-территориальных образований представляют в вышестоящие исполнительные органы власти, а исполнительные органы власти субъектов Федерации - в Правительство РФ расчеты для обоснования размеров нормативов отчислений от регулирующих доходов, дотаций, субвенций, перечня доходов и расходов, подлежащие передаче из вышестоящих бюджетов и т. д.

          Эти данные сообщаются в том случае, если доходы бюджета не балансируются с минимально необходимыми расходами.

          На третьем этапе составления проекта бюджета вышестоящие органы исполнительной власти сообщают нижестоящим органам конкретные данные, необходимые для составления проекта бюджета:

   - проектируемые нормативы (%) отчислений от регулирующих доходов;

 - о дотациях и субвенциях, намечаемых к предоставлению из вышестоящего бюджета и их целевого назначения;

  - перечень и фиксированные доли (в %) доходов, закрепленные за бюджетами нижестоящих уровней;

   - перечень расходов, передаваемых из вышестоящего бюджета. 

          На четвертом этапе составления проекта бюджета осуществляется непосредственное составление проекта бюджета исполнительным органом власти в соответствии с планами развития конкретной территории и сообщенными вышестоящими органами показателями.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16