Реферат: Бюджетный процесс в условиях перехода к рыночным отношениям на примере Хабаровского края
В налоговой системе страны после длительного
перерыва восстановлен налог с наследств, которым с 1 января 1992 г. облагается
имущество, переходящее гражданам в порядке наследования или дарения. Взимание
этого налога отражает изменение экономических условий жизни граждан и в
определенной мере - линию его поведения. Забота о последующих поколениях,
наследующих не только накопленное имущество, но и среду обитания, становится
одним из важнейших жизненных принципов трудовой деятельности человека.
В российской системе налогов наряду с
прямыми используются и косвенные, крупнейшим среди которых является налог на
добавленную стоимость. Он введен с января 1992 г. и количественно заменил
(вместе с акцизами) ранее действовавшие налог с оборота и налог с продаж.
Одновременно с налогом на добавленную
стоимость в системе косвенного обложения используются также различные акцизы,
устанавливаемые на отдельные виды и группы товаров. Их введение с 1992 г.
обусловлено отменой налога с оборота. В систему косвенного обложения включаются
и таможенные пошлины, ими облагаются товары и иные предметы, ввозимые на
территорию страны и вывозимые за ее пределы.
Право вводить налог на территории Российской
Федерации закреплено за Государственной Думой Российской Федерации; но она
может делегировать право установления и отмены отдельных видов налогов другим
законодательным и представительным органам власти.
Кроме налогов в бюджет поступают неналоговые
доходы. К ним относятся, с одной стороны, доходы от эксплуатации
государственной собственности, а в условиях перехода к рынку от ее продажи
юридическим и физическим лицам, а с другой - поступления от реализации
облигаций государственных займов и других ценных бумаг.
Доходы бюджета формируются за счет различных
источников, к которым может быть применима определенная классификация.
Источники доходов бюджета прежде всего подразделяются на внутренние и
внешние. К внутренним относятся все те
источники доходов, которые связаны с внутренним материальным производством и
сферой социального обслуживания. Внешние источники доходов - это заемные
средства, представляемые либо другими государствами, либо международными
организациями.
По составу доходная часть бюджета состоит из
закрепленных и регулирующих доходов. Кроме того, в бюджеты могут поступать
дотации и субвенции, а также заемные средства.
Если использование регулирующих доходов не позволило
сбалансировать бюджет, применяются дотации и субвенции, а также
заемные средства.
Уровень закрепленных доходов должен составлять не
менее 70% доходной части минимального бюджета соответствующего уровня, а при
отсутствии такой возможности в связи с недостаточностью закрепленных и
регулирующих доходов - не менее 70% доходной части без учета в ней дотаций и
субвенций.
Для достижения названых целей в процессе
бюджетного регулирования вышестоящие представительные органы власти закрепляют
за бюджетами нижестоящих уровней полностью или в твердо фиксированной доле (в
процентах) на долговременной основе (не менее чем на 5 лет) любые регулирующие
доходы, а также могут передавать в эти бюджеты свои закрепленные доходы. При
этом в случае увеличения минимального бюджета на следующий финансовый год
указанная фиксированная доля подлежит соответствующей корректировке сторону
увеличения.
Расходы государственного бюджета - это
экономические отношения, возникающие в связи с распределением фонда денежных
средств государства и его использованием по отраслевому, целевому и
территориальному назначению.
Для выяснения роли и значения многообразных
бюджетных расходов их обычно классифицируют по определенным признакам:
- по роли в воспроизводстве,
- по общественному назначению,
- по отраслям производства,
- по видам деятельность целевому назначению.
По роли в общественном производстве расходы
государственного бюджета подразделяются на две части: одна связана с развитием
материального производства, совершенствованием его отраслевой структуры, другая
используется на содержание и дальнейшее развитие непроизводственной сферы. С
помощью бюджетных расходов государство может регулировать распределение
денежных средства между материальным производством и непроизводственной сферой
в соответствии с потребностями общества в области экономического и социального
развития; стимулировать развитие принципиально новых отраслей экономики и видов
производств.
Экономическая группировка бюджетных расходов
по их общественному назначению связана с финансированием народного хозяйства,
социально-культурных мероприятий, обороны, управления.
Основу отраслевой группировки расходов
государственного бюджета составляет общепринятое деление экономики на отрасли и
виды деятельности. Исходя из него расходы в производственной сфере
подразделяются по отраслям народного хозяйства: на развитие промышленности,
сельского хозяйства, капитального строительства, транспорта, связи, торговли и
др.; в непроизводственной - по отраслям и видам общественной деятельности: на
народное образование, культуру, здравоохранение, социальное обеспечение,
государственное управление и т.д. Отраслевое деление расходов позволяет
выявлять пропорции в распределении бюджетных средств и, изменяя их, добиваться
нужных сдвигов в отраслевой структуре общественного производства.
В бюджете государства сохраняется пока
целевое назначение выделяемых ассигнований, отражающее конкретные виды затрат,
финансируемых государством. Так, в составе расходов на народное хозяйство
выделяются затраты на капитальные вложения, дотации, операционные расходы и
др.; по учреждениям и организациям непроизводственной сферы - затраты на
заработную плату, капитальный ремонт и др. Классификация расходов по целевому
назначению является необходимей базой для осуществления финансового контроля за
использованием бюджетных средств.
Одновременно с экономической классификацией
расходов бюджета государства используется и организационная их группировка, в
основе которой лежит распределение ассигнований по целевым программам и уровням
управления. Группировка расходов в разрезе целевых программ указывает на
конкретных получателей бюджетных средств, ответственных за эффективное
использование выделяемых бюджетных ресурсов. В соответствии с уровнем
государственного управления расходы бюджета государства России подразделяются
на федеральные, субъектов федерации и местные.
Расходы бюджета государства тесно
взаимосвязаны с его доходами. Эта взаимосвязь выражается в количественном
соответствии расходов доходам, а также в их влиянии друг на друга. Объем
расходов бюджета лимитируется жесткими рамками поступающих бюджетных доходов,
причем последние в свою очередь определяются экономическими возможностями
государства. Поэтому очень важно установить такой объем бюджетных расходов и
такие сроки использования бюджетных средств, которые обеспечивали бы решение
стоящих перед обществом социально-экономических задач при минимальных затратах
с максимальным народнохозяйственным эффектом.
В бюджете предусматриваются ассигнования и
на компенсацию потерь населения от роста цен в условиях их либерализации. Из
бюджета финансируются комплексные целевые программы по улучшению условий жизни
престарелых и инвалидов, по охране семьи, материнства и детства и т.п. Такая
поддержка исключительно ценна, ибо треть населения страны находится сегодня за
порогом бедности.
Часть бюджетных средств государство
направляет на оборону. Военные расходы довольно дорого обходятся
налогоплательщику - еще недавно на них использовалось от 25 до 30% валового
национального продукта.
Основное место в затратах на оборону
занимает закупка вооружений и военной техники; затем идут затраты по текущему
содержанию армии и флота, финансированию научно-исследовательских и
опытно-конструкторских работ остальное приходится на долю военного
строительства, пенсий военнослужащим и прочие расходы.
Объем расходов на оборону зависит прежде
всего от степени реальной угрозы военного нападения; при благоприятной
международной обстановке они сокращаются.
Расходы бюджета на управление обусловлены
выполнением государством хозяйственно-организаторской функции и связаны с
наличием специфической - управленческой - сферы деятельности.
Расходы на управление, являясь материально-финансовой
базой деятельности государственных органов, позволяют им осуществлять
руководство экономикой.
Разбалансированность отечественной
экономики, тяжелое финансовое положение страны выдвинули на первый двуединую
задачу - сокращение бюджетных расходов и одновременное повышение эффективности
использования бюджетных средств. Главная трудность в решении данной задачи
заключается в том, что на пути подчас неоправданного роста бюджетных расходов
еще не создано непреодолимых препятствий, а оценка бюджетных расходов с позиций
их народнохозяйственной и социальной эффективности затруднена в связи с
отсутствием необходимой нормативной базы. Существующая практика формирования
бюджета свидетельствует о том, что доступ к государственным финансовым ресурсам
все еще сравнительно свободен, что создает возможности для неэффективного
использования бюджетных ассигнований.
Необходима коренная перестройка бюджетных
отношений прежде всего в материальном производстве, где бюджетное
финансирование следует быстрее заменить системой субсидирования, при которой
обязательными условиями предоставления средств выступали бы конкурсная борьба
претендентов за сами субсидии и отбор более эффективных вариантов
инвестирования бюджетных средств на основе сопоставления проектно-сметной
документации и финансовых расчетов.
В непроизводственной сфере бюджетное
финансирование должно шире использоваться, с одной стороны, для поддержания
достигнутого уровня социально-культурного обслуживания населения, а с другой -
для достижения оптимальной структуры отраслей с учетах социальных приоритетов
Расходная часть бюджетов подразделяется на
расходы, включаемые в бюджет текущих расходов и бюджет развития.
К бюджету текущих расходов относятся
расходы на текущее содержание и капитальный ремонт ЖКХ, объектов охраны
окружающей среды, образовательных учреждений, учреждений здравоохранения и
социального обеспечения, науки, культуры, физической культуры и спорта, средств
массовой информации, органов государственной власти и управления, органов
местного самоуправления и иные расходы, не включенные в расходы развития.
К бюджету развития относятся ассигнования на инновационную и инвестиционную деятельность,
связанную с капитальными вложениями в социально-экономическое развитие
территорий, на собственные экологические программы и мероприятия по охране
окружающей среды, иные расходы на расширенное воспроизводство.
Важным условием бюджетно-финансовой
политики является сбалансированность бюджета, что означает равенство доходной
и расходной частей бюджета. превышение расходов над доходами составляет дефицит
бюджета. При наличие дефицита бюджета первоочередному финансированию
подлежат расходы, включаемые в бюджет текущих расходов.
1.2 Бюджетная система и бюджетный процесс РФ.
Построение
бюджетной системы страны определяется ее государственным устройством. Бюджетная
система представляет собой основанную на экономических отношениях и юридических
нормах совокупность бюджетов, существующих на территории страны.
Под бюджетным устройством понимается
организация бюджетной системы, принципы ее построения, взаимосвязь между
отдельными бюджетами и порядок распределения доходов и расходов между ними. Как
правило, рассматриваются две формы бюджетного устройства: бюджетное устройство
федеративных и унитарных государств. В соответствии с Конституцией РФ и
бюджетным законодательством в бюджетную систему как самостоятельные части
включаются:
- федеральный бюджет,
- бюджеты субъектов Федерации, к которым
относятся бюджеты Республик в составе Федерации, областной бюджет автономной
области, окружные бюджеты автономных округов, краевые бюджеты краев, областные
бюджеты областей, городские бюджеты г.г. Москвы и Санкт-Петербурга;
-
местные бюджеты административно-
территориальных образований.
Схема консолидированного бюджета РФ представлена в
приложении 2.
Бюджетное устройство основывается на таких
принципах, как единство, полнота, реальность, гласность и самостоятельность
всех бюджетов, входящих в бюджетную систему.
Единство бюджетной системы обеспечивается:
- единой правовой базой;
- использованием единых бюджетных
классификаций;
- единством формы бюджетной документации;
- общими принципами бюджетного процесса;
- единством денежной системы;
- взаимодействием бюджетов всех уровней;
- единством социально-экономической, в том
числе налоговой политики.
Принцип полноты бюджетного устройства
означает, что в каждом бюджете в каждой статье учитываются все затраты и
поступления.
Реальность бюджетной системы означает
правдивое отражение в бюджете характера доходов и расходов.
Самостоятельность бюджетов заключается в том,
что:
- их утверждают соответствующие
представительные органы власти;
- исполнение бюджетов осуществляется
соответствующими исполнительными органами власти;
- каждый бюджет имеет собственные источники
доходов, расходуемые в соответствии с целями конкретного региона.
Принцип гласности состоит в том, что
рассмотрение и утверждение бюджетов и отчетов об их исполнении производится
гласно.
Составляется также консолидированный бюджет,
что означает свод бюджетов нижестоящих территориальных уровней и бюджета
соответствующего национально-государственного или
административно-территориального образования, используемый для расчетов и
анализа.
Районные бюджеты районов в городе и
городские бюджеты города составляют консолидированный бюджет города, называемый
бюджетом города.
Бюджет района (консолидированный) включает в
себя бюджеты сельских администраций, поселков, городские бюджеты районных
городов, расположенных на территории района и районный бюджет района.
Консолидированный бюджет автономного округа
состоит из бюджетов районов и городов, расположенных на территории автономного
округа, и окружного бюджета автономного округа.
Консолидированный бюджет области
представляет собой свод бюджетов районов, областных городов, расположенных на
территории области, и областного бюджета области.
Бюджеты районов, краевых городов,
расположенных на территории края, краевой бюджет края составляют
консолидированный бюджет края (бюджет края).
Бюджетное планирование - важнейшая
составная часть финансового планирования; подчинено требованиям финансовой
политики государства. Экономическая сущность бюджетного планирования состоит в
централизованном распределении и перераспределении валового внутреннего
продукта (ВВП) и национального дохода между звеньями финансовой системы на
основе общенациональной социально-экономической программы развития страны в
процессе составления и исполнения бюджетов разного уровня.
Бюджетное планирование включает бюджетный
процесс как порядок составления и исполнения бюджета, его нормативно-правовую и
организационную основу, а также вопросы теории и методологии составления
бюджетов страны. Основы бюджетного планирования определяются Конституцией и
законами страны.
В соответствии с бюджетным
законодательством, бюджетный процесс представляет собой
регламентированную законом деятельность органов власти по составлению,
рассмотрению, утверждению и исполнению бюджетов. Составной частью бюджетного
процесса является бюджетное регулирование, представляющее собой частичное
перераспределение финансовых ресурсов между бюджетами разных уровней, о чем
говорилось выше.
Бюджетный процесс состоит из нескольких
стадий, складывающихся, в свою очередь, из ряда этапов.
На первой стадии бюджетного
процесса составляется проект бюджета. Данная стадия включает 4
этапа:
На первом этапе составления проекта бюджета
представительные и исполнительные органы власти и местного самоуправления
соответствующих территорий за 18 месяцев до начала соответствующего финансового
года получают от вышестоящих исполнительных органов власти информацию об
особенностях составления расчетов к проектам бюджетов на следующий финансовый
год.
Правительство РФ доводит такую информацию до
представительных и исполнительных органов власти субъектов Федерации, а
исполнительные органы власти субъектов Федерации - до органов местного
самоуправления нижестоящего уровня.
На втором этапе составления проекта бюджета
исполнительные органы власти административно-территориальных образований
представляют в вышестоящие исполнительные органы власти, а исполнительные
органы власти субъектов Федерации - в Правительство РФ расчеты для обоснования
размеров нормативов отчислений от регулирующих доходов, дотаций, субвенций,
перечня доходов и расходов, подлежащие передаче из вышестоящих бюджетов и т. д.
Эти данные сообщаются в том случае, если
доходы бюджета не балансируются с минимально необходимыми расходами.
На третьем этапе составления проекта бюджета
вышестоящие органы исполнительной власти сообщают нижестоящим органам
конкретные данные, необходимые для составления проекта бюджета:
- проектируемые нормативы (%) отчислений от
регулирующих доходов;
- о дотациях и субвенциях, намечаемых к
предоставлению из вышестоящего бюджета и их целевого назначения;
- перечень и фиксированные доли (в %) доходов,
закрепленные за бюджетами нижестоящих уровней;
- перечень расходов, передаваемых из вышестоящего
бюджета.
На четвертом этапе составления проекта
бюджета осуществляется непосредственное составление проекта бюджета
исполнительным органом власти в соответствии с планами развития конкретной
территории и сообщенными вышестоящими органами показателями.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16
|