Основы банковского дела
Денежная наличность от организаций-владельцев счетов сдается в кассу
Банка по объявлению на взнос наличных и приходного кассового ордера.
Выдачу наличных денег с расчетных счетов Банк осуществляет:
-
на оплату
труда (согласно графика выдачи заработной платы составляемого банком, в других
случаях, согласно законодательства – по заявке клиента);
-
текущие
хозяйственные расходы;
-
командировочные
расходы.
- и другие цели в пределах остатка денежных средств на счете Клиента.
Выдача наличных денег осуществляется по денежным чекам, которые могут
быть приняты Банком к исполнению в течение 10 дней после выписки, без
исправления даты выписки.
Чеки должны быть четко заполнены, без исправлений, помарок, заверены
печатью предприятия и подписями должностных лиц. Выдача денежных чеков
производится банком по заявлению Клиента.
Расчеты между юридическими лицами наличными деньгами осуществляется с
соблюдением установленных предельных сумм. В настоящее время предельный размер
расчетов юридических лиц наличными деньгами по одной сделке установлен ЦБ РФ в
размере 50 тыс. руб. (в отдельных случаях допускается увеличение данной суммы
органами исполнительной власти).
Вопросы для самоконтроля к вопросам № 4.7-4.12.
1. Дайте определение депозитов до востребования, назовите основные счета
до востребования юридических и физических лиц.
2. Дайте определение срочных депозитов, назовите их основные виды.
3. Какие счета открываются в банках для юридических лиц?
4. Кому открываются расчетные счета в банке?
5. Какие документы подаются в банк юридическим лицом при открытии
расчетного счета?
6. Каким образом присваиваются номера лицевых счетов в банке юридическим
лицам?
7. Что отражается в «Дебете» и «Кредите» расчетного счета (согласно
выписке банка)?
8. В какой очередности производится списание сумм с расчетных счетов при
недостаточности средств для исполнения расчетных документов?
9. Что отражают прогнозы кассовых оборотов?
10. Имеет ли право предприятие
иметь в кассе сверхлимитные остатки денежных средств и в каких случаях?
11. На основании какого
документа и на какие цели банки могут получить наличные деньги в банке?
4.13 Основные принципы организации
безналичных расчетов, их
классификация
Большая часть денежного оборота совершается в безналичной форме (без
участия наличных денег, путем записи на счетах) и приходится на платежи
предприятий, организаций, кооперативов и фермерских хозяйств. Безналичный
денежный оборот играет важную роль в экономике т.к.:
-
способствует
более рациональной организации денежного оборота;
-
сокращает
расходы, связанные с издержками за счет сокращения потребности в наличных
деньгах;
-
создает
возможность осуществления банковского контроля за обоснованностью платежей и
налогового контроля за полнотой учета выручки от реализации;
-
обеспечивает
лучшую сохранность денежных средств;
-
способствует
ускорению платежей и другие преимущества.
В течение многих лет на долю безналичного оборота приходится около 90%
всего денежного оборота, в настоящее время появилась негативная тенденция
увеличения объемов налично-денежных расчетов.
Принципы организации безналичных расчетов:
1) правовой режим осуществления расчетов и платежей. Главным регулирующим
органом платежной системы является – Банк России, он устанавливает правила,
сроки и стандарты осуществления расчетов и применяемые при этом документы;
2) осуществление расчетов по банковским счетам;
3) поддержание ликвидности участников расчетов на уровне обеспечивающем
бесперебойное осуществление платежей;
4) наличие акцепта (согласия) плательщика на платеж (за исключением
отдельных, установленных законодательством случаев бесспорного списания
средств);
5) срочность платежа;
6) контроль всех участников за правильностью совершения расчетов.
Согласно «Положения о безналичных расчетах в Российской Федерации» каждое
предприятие вправе само выбрать и предусмотреть в договоре для расчетов любую
из следующих основных форм безналичных расчетов:
а) расчеты платежными поручениями;
б) расчеты по инкассо;
в) расчеты аккредитивами;
г) расчеты чеками.
Выбор той или иной формы безналичных расчетов должен учитывать конкретные
условия деятельности предприятия, степень доверия к его партнерам, удаленность,
условия и время транспортировки груза, место осуществления платежа и т.д.
В дополнение к понятию форм безналичных расчетов следует различать
способы платежа – порядок его осуществления, определяющий последовательность и
характер перечисления средств с одного счета на другой в процессе расчетов.
В данном курсе хотелось бы обратить внимание на такие способы расчетов
как:
-
расчеты
путем зачета взаимных требований – клиринг;
-
расчеты
плановыми платежами.
Безусловно, ускорение расчетов – это важное преимущество клиринга.
Клиринговые операции классифицируются по двум признакам:
-
по
периодичности их проведения (разовый и постоянно действующий);
-
по
составу участников (осуществляется между двумя юридическими или физическими
лицами или их группой).
Клиринг возможен, если на базе хозяйственных связей образуется
последовательная цепь денежных расчетов. Операции должны проходить в такой
последовательности:
-
определяется
центр («Бюро взаимных расчетов; коммерческий банк»), условия и участники зачета
взаимных расчетов, оформляется договор (соглашение);
-
на
каждого участника открывается «счет по зачету взаимных требований»;
-
по дебету
данного счета отражаются обязательства участника зачета (его кредиторская
задолженность), т.е. сумма, на которую получено товаров;
-
по
кредиту – требования (дебиторская задолженность), т.е. сумма, на которую
отгружено товаров;
-
в сроки,
оговоренные в соглашении, подсчитывается сальдо по зачету взаимных требований и
производятся окончательные расчеты.
Данный способ расчетов в настоящее время применяется, к сожалению, крайне
редко.
Расчеты в порядке плановых платежей используются при постоянных,
устойчивых взаимоотношениях между предприятием и хозяйственными организациями
за продукцию и услуги (например, колхозом и молококомбинатом). Суть данного
способа расчетов состоит в том, что между участниками расчетов заключается
договор, где оговаривается плановая сумма платежа (от плательщика к получателю
средств), сроки перечисления плановых платежей, сроки перерасчета
задолженности. По истечении указанного срока сравнивается: на какую сумму
фактически поставлено продукции и какая сумма за этот период была перечислена
покупателем в форме плановых платежей. По результатам между поставщиком и
покупателем продукции производятся окончательные расчеты.
4.14 Виды расчетных документов, основные требования к их
заполнению
Согласно «Положения о безналичных расчетах» при осуществлении основных
форм безналичных расчетов используются следующие расчетные документы:
а) платежное поручение;
б) платежное требование;
в) инкассовое поручение;
г) аккредитив;
д) чеки.
Расчетные документы на бумажных носителях оформляются на бланках
определенного формата, изготавливаются в типографии или с использованием
электронно-вычислительных машин, к их заполнению предъявляются следующие
требования:
а) заполняются с применением пишущих машин (или
электронно-вычислительных), шрифтом черного цвета, за исключением чеков,
которые заполняются ручкой с пастой черного, синего или фиолетового цвета
(допускается заполнение чека на машинке, шрифтом черного цвета);
б) подписи на документах проставляются ручкой с пастой (или чернилами)
черного, синего или фиолетового цвета;
в) оттиск печати и оттиск штампа банка на расчетных документах должны
быть четкими;
г) при заполнении расчетных документов не допускается выход текстовых и
цифровых значений реквизитов за пределы полей (размеры полей оговорены в
«Положении о безналичных расчетах»);
д) подписи, печати и штампы должны быть поставлены в строго отведенном
месте;
е) все реквизиты, предусмотренные «Положением о безналичных расчетах»
должны быть указаны на расчетном документе (см. бланк платежного поручения);
ж) исправления, помарки, подчистки, а также использование корректирующей
жидкости в документах не допускается;
з) на первом экземпляре платежного документа (кроме чеков) должны
присутствовать подписи должностных лиц (первой и второй или одной) имеющих на
то право, а также оттиск печати предприятия (т.к. списания денежные
производятся на основании первого экземпляра).
Расчетные документы, оформленные с нарушением установленных правил приему
не подлежат и возвращаются клиенту (предварительно перечеркиваются).
4.15 Общая характеристика различных форм
безналичных
расчетов
Согласно
«Положения о безналичных расчетах в РФ» основными формами безналичных расчетов
являются:
а)
расчеты платежными поручениями;
б)
расчеты аккредитивами;
в)
расчеты по инкассо;
г) расчеты
чеками.
Платежным
поручением является распоряжение владельца счета (плательщика) обслуживающему
его банку, оформленное платежным документом, перевести определенную денежную
сумму на счет получателя средств, открытый в этом или другом банке.
Около 90 %
платежного оборота осуществляется с применением данной формы расчетов, более
экономичной, удобной, способствующей более быстрому документообороту по
сравнению с другими формами расчетов.
Платежными
поручениями могут производиться перечисления денежных средств:
-
за товары и услуги;
-
в бюджеты всех уровней и
внебюджетные фонды;
-
в погашение кредитов,
займов, депозитов;
-
других платежей согласно
законодательства.
|