рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Основы банковского дела рефераты

Метод распределения активов или консервации средств имеет широкое распространение в банковской практике. Он базируется на скорости обращения различных видов привлечения ресурсов. Управле­ние осуществляется одновременно пассивами и активами путем их ко­ординации по срокам и размерам. Метод приводит к созданию внутри банка относительно обособленных «центров ликвидности - прибыль­ности».

Управление активами по методу распределения активов

(конверсия средств)

 












При ориентации банка на более полное удовлетворение потреб­ностей клиентов оба метода имеют недостатки. Спрос на кредиты и предложение ресурсов могут не совпадать. Ориентируясь на средний уровень ликвидности, банки меньше думают о клиентах.

Метод научного управления активами или экономико-математический ориентируется на максимизацию прибыли при соблюдении

нормативов ликвидности и диверсификации рисков. Этот метод считается наиболее эффективным. В основе научного управления активами и пассивами лежат, так называемые, золотые банковские правила.

Показателем эффективности управления активами и пассивами любым из методов или их сочетанием является уровень доходности по активным операциям банка.

Золотые банковские правила

·  Краткосрочные пассивы размещаются в краткосрочные активы. Долгосрочные пассивы размещаются в долгосрочные активы.

·  Сумма краткосрочных и среднесрочных средств по активу должна превышать сумму краткосрочных и среднесрочных превышать обязательств по пассиву.

·  Сумма долгосрочных средств по активу может превышать сумму долгосрочных обязательств банка и его собственного капитала. Срок размещения не должен превышать срок привлечения.

·  Структура активов: чем ниже доля высокорисковых активов в ба­лансе банка, тем выше его ликвидность.

·  Структура пассивов: чем ниже доля вкладов до востребования и больше доля срочных вкладов, тем выше ликвидность.

3. Управление доходностью банка предполагает извлечение по активным операциям дохода, достаточно­го для покрытия:

·        издержек по привлечению средств; » операционных издержек;

·        издержек инфляции;

·        рисков по доходным операциям (премия за риск);

Риск – вероятность возникновения убытков при недополучении доходов по сравнению с прогнозируемым вариантом.

Управление банковскими рисками включает:

-          классификацию рисков по видам;

-          выявление взаимосвязей между различными группами рисков;

-          определение целей и принципов управления рисками;

-          выделение этапов управления рисками;

-          выбор способов снижения рисков.

Наиболее важную роль в деятельности кредитных организаций играют следующие риски:

·        кредитный;

·        портфельный (ценные бумаги);

·        риск ликвидности;

·        риск изменения процентных ставок;

·        валютный (риск изменения стоимости активов и пассивов в национальной валюте при изменении валютного курса).

Цели управления рисками:

·        избежать риска;

·        удержать риск за инвестором;

·        перевести риск на третье лицо.

Принципы управления рисками:

·        нельзя рисковать больше, чем может позволить собственный капи­тал;

·        тщательно просчитывать последствия риска;

·        нельзя рисковать многим ради малого.

Этапы управления риском:

·        определение сферы риска;

·        количественная оценка риска;

·        разработка программы мероприятий по снижению рисков;

·        мониторинг (отслеживание) рисков.

Основные способы снижения риска:

·  диверсификация (размещение в кредитном или инвестиционном портфеле различных по уровню доходности и степени риска акти­вов);

·  лимитирование - установление лимита (предельных сумм кредитования, расходов и т.п.);

·  самострахование - создание резервных и страховых фондов за счет кредитной организации;

·  страхование - перенесение части риска на страховую компанию, которая возмещает полностью или частично ущерб кредитору при возникновении страхового случая;

·  оценка кредитоспособности заемщика как способ снижения кредитного риска.


6.3 Особенности маркетинга в банковском деле


Маркетинг кратко характеризуется как «рыночная теория управления»:

Маркетинг в банковской сфере выполняет те же функции и строится на тех же принципах, что и маркетинг в других сферах экономики.

Специфика банковского маркетинга состоит в ориентации всей системы управления в банке на процессы, происходящие в кредитно-финансовой сфере. Объектом маркетинговых усилий в банке являются деньги.

Стратегия совершенного банковского маркетинга состоит в изучении рыночного спроса с целью более полного удовлетворения потребностей клиента.

Основная причина перехода банков к маркетинговой стратегии состоит в усилении конкуренции, как между банковскими банками, так и между банковскими и небанковскими кредитными организациями.

Содержание маркетинговой стратегии банков:

- удержать клиентуру путем повышения качества обслуживания и расширения приложения новых услуг и продуктов;

- привлечь новых клиентов, т.е. расширить свою долю на рынке;

- улучшение имиджа банка;

- освоение инструментов маркетинга.

Каждый банк должен определить стратегию конкурентной борьбы и способы захвата или удержания рынка сбыта банковских продуктов и услуг.

Анализ рынка банковского продукта включает несколько этапов, представляющих собой маркетинговый процесс:

1 этап: сбор информации о состоянии рынка, т.е. собирается информация о соотношении спроса и предложения на рынке банковских услуг, о возможностях самого банка, анализируется внешняя макросреда, экономические, политические, демографические факторы, влияющие на деятельность банка.

2 этап. Определение рыночной стратегии предполагает выбор такой линии поведения, которая приблизила бы потенциальные возможности банка к требованиям рынка. Для этого необходимо произвести сегментацию рынка, т.е. следует разделить рынок банковских услуг на отдельные группы потребителей. Например:


группа потребителей

 















Каждая группа разбивается на более мелкие сегменты в соответствии с определенными критериями, например по физическим лицам:

- на богатых и массовых клиентов;

- по возрасту;

- по социальному статусу и т.д.

И в зависимости от этих факторов разрабатывают виды вкладов, кредитов, других банковских продуктов.

3 этап. Реализация выбранной стратегии маркетинга, что включает в себя:

- планирование, определение ассортимента банковских услуг;

- разработка продукта (услуги), т.е. подготовка нормативных документов, обучение сотрудников, разработка технологии банковских операций, определение способа внедрения продукта, испытание качества нового продукта и т.д.

4 этап. Оценка результатов маркетинговой деятельности является основой проводимой работы, т.к. любая банковская услуга должна приносить банку прибыль, а не убыток.

Выделяют маркетинг кредитного рынка, маркетинг депозитного рынка, маркетинг рынка ценных бумаг и валютного рынка.

Основные задачи специалистов-маркетологов в банке в первую очередь состоят в правильной оценке целевых рынков банковских услуг по следующим критериям:

-                      текущая доходность;

-                      допустимая степень риска;

-                      перспективы роста активов банка;

-                      другие показатели.

От грамотно организованного маркетинга зависит финансовое состояние банка, его имидж, устойчивость в конкурентной борьбе.

Вопросы для самоконтроля по теме 6 «Основы банковского менеджмента и маркетинга»

1.                 Дайте определение банковского менеджмента.

2.                 Какие вы знаете виды банковского менеджмента?

3.                 Что предполагает управление капиталом банка?

4.                 Что понимается под управлением пассивами?

5.                 Что предполагает управление активами банка?

6.                 Какие методы управления активами вы знаете, их сущность?

7.                 Назовите «золотые банковские правила».

8.                 Цель, принципы, этапы управления риском.

9.                 В чем состоит специфика банковского маркетинга?

10.             Назовите и дайте характеристику этапов маркетингового процесса.

Тема 7. Организация банковского надзора и аудита


7.1 Организация банковского надзора за деятельностью кредитных

организаций


Центральный Банк России осуществляет регулирование деятельности кредитных организаций и надзор за их деятельностью.

Регулирование кредитно-банковских институтов – это система мер, посредством которых государство через Центральный банк обеспечивает стабильное и безопасное функционирование банков, предотвращает дестабилизирующие процессы в банковском секторе.

Под регулированием банковской деятельности подразумевается разработка ЦБР правил или инструкций, базирующихся на действующем законодательстве и определяющих структуру и способы осуществления банковского дела.

Банковский надзор преследует следующий основные цели:

-    защиту вкладчиков банка от возможных потерь;

-    поддержание стабильности банков на финансовом рынке посредством предотвращения системных рисков.

Банковский надзор, осуществляемый Банком России, подразделяется на:

-    пруденциальный надзор, проводимый Департаментом банковского надзора и соответствующими подразделениями территориальных управлений Банка России;

-    инспектирование, осуществляемое на местах;

-    контроль со стороны функциональных подразделений Банка России за организацией в банках бухгалтерского учета, кредитования расчетов, операций с ценными бумагами, валютой и т.д.

При осуществлении ЦБР проденциального надзора и контроля в его задачи входит:

-    контроль за лицензированием банковской деятельности;

-    проверка отчетности представляемой банками; анализ активов, пассивов, анализ их финансового положения;

-    разработка нормативов и контроль за соблюдением воздействия к банкам при необходимости.

Экономические нормативы для банков и кредитных организаций определены в Инструкции ЦБ РФ «О порядке регулирования деятельности банков» № 1.

Нормативы позволяют оценить состояние капитала, источники ресурсов и их соотношение с активами, уровень рисков деятельности банка, объем привлеченных ресурсов от населения, объемы вложений средств и инвестиционные направления и т.д. Контроль за соблюдение нормативов осуществляется на основании месячных балансов кредитной организации.

Анализ финансового состояния банка позволяет сделать вывод о деятельности банка, о системе управления его руководящего звена, о его дальнейшей деятельности. По результатам анализа даются рекомендации, принимаются соответствующие меры.

Инспектирование коммерческих банков одно из направлений деятельности ЦБ РФ рассматривается как важнейший компонент регулирования и контроля банковской деятельности.

Инспектированием банков занимается Департамент инспектирования кредитных организаций (ДНКО).




























Рисунок 7.1 Виды, формы и методы инспекционных проверок


Ревизии на местах позволяют ЦБР осуществить независимою проверку отдельных операций банка и его финансового положения в целом. Ревизия финансового состояния банка предполагает проверку всех сторон деятельности банка, однако, используется и выборочный подход. Основное внимание уделяется анализу банковских активов, в первую очередь кредитов и ценных бумаг.

Если в результате надзорной деятельности Банк России выявил нарушение коммерческим банком банковского законодательства или отдельных нормативов, он имеет право:

1)     взыскать с кредитной организации штраф;

2)     предъявить требования к кредитной организации, а именно:

а) осуществление мероприятий по финансовому оздоровлению;

б) замена руководителей;

в) реорганизация кредитной организации;

3)     изменение для кредитной организации обязательных нормативов (на срок до 6 месяцев);

4)     введение запрета на проведение отдельных банковских операций на срок до 1 года;

5)     назначение временной администрации;

6)     отзыв лицензии на проведение банковских операций.


7.2 Понятие и содержание банковского аудита


Аудит – это предпринимательская деятельность аудиторов (аудиторских фирм) по осуществлению независимых проверок бухгалтерской (финансовой) отчетности, платежно-расчетной документации, налоговых деклараций и т.д.

Особенности банковских операций и многообразие функций банков выделяют банковский аудит как специфический вид аудиторской деятельности.

Целью банковского аудита является установление достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности кредитных организаций и соответствия совершенных ими операций действующему законодательству Российской Федерации.

Различают внешний и внутренний аудит.

Внутренний аудит проводится внутри самого банка по требованию и инициативе его руководителей. В большинстве кредитных организаций работа служб внутреннего аудита нацелена на создание системы административного надзора, выявлении и устранении ошибок в деятельности банков, контрля за рисками.

Внешний аудит в банковской системе РФ – это независимый нейтральный контроль за деятельностью коммерческих банков. Он осуществляется специализированными аудиторскими предприятиями (организациями) – аудиторами, имеющими лицензию Центрального Банка России.

К аудиторам банковской деятельности предъявляются особые требования.

Определенной гарантией качества аудиторских проверок является соблюдение независимо от конкретных условий ряда обязательных принципов, использование общих подходов к проведению аудиторской проверки, выполнение единых требований к качеству и надежности независимого аудиторского заключения. Такие принципы, общие подходы и единые требования устанавливаются в общепринятых стандартах аудиторской деятельности, поэтому применение стандартов служит своеобразной гарантией обеспечения интересов пользователей отчетности. Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности (ФСАД) утвержденным Правительством РФ.

Объектом аудиторской проверки является годовой отчет кредитной организации, а также баланс и отчет о прибылях и убытках.

По результатам проверки аудитор составляет заключение, которое направляется в Банк России.

Мнение о достоверности бухгалтерской отчетности может быть выражено в форме «положительного», «положительного с оговорками», «отрицательного» аудиторских заключений.

Тема 8. Информатизация банковского дела


Данная тема предлагается для самостоятельного изучения. Студентам предлагается подготовить рефераты на следующие темы:

1.      Банковские электронные услуги.

2.      Автоматизированные системы обработки банковской информации.

3.      Автоматизированное рабочее место в банке.

4.      Электронные банковские услуги.

5.      Банковские электронные карточки.

6.      Банкомат как элемент электронной системы платежей.

7.      Система «Банк-клиент»

8.      Межбанковские электронные переводы.

9.      Защита банковских электронных документов.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15