рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Основы банковского дела рефераты

Основные цели деятельности Банка России

1) Укрепление покупательной способности и курса рубля по отношению к иностранной валюте. Для достижения этой цели Банк России выполняет следующие функции:

- во взаимодействии с правительством разрабатывает и проводит государственную денежно-кредитную политику;

- осуществляет валютное регулирование, включая операции по покупке-продаже иностранной валюты; определяет порядок расчетов с иностранными государствами;

- организует и осуществляет валютный контроль;

- принимает участие в разработке прогноза платежного баланса;

- производит анализ состояния и прогнозирования развития экономики РФ.

2) Развитие и укрепление банковской системы страны. Для выполнения этой задачи Закон возлагает на Банк России следующие основные функции:

- осуществление государственной регистрации кредитных организаций (выдача и отзыв лицензий);

- надзор за деятельностью кредитных организаций;

- установление правил проведения банковских операций, бухгалтерского учета и отчетности для банковской системы.

3) Обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования системы расчетов. Основными функциями, направленными на ее достижение являются:

- установление правил осуществления расчетов РФ;

- монопольное осуществление эмиссии наличных денег и организация их обращения;

Таким образом, цели и задачи, поставленные перед ЦБ РФ реализуются через их функции и операции.


3.3 Организационная структура Банка России


 Структура Центрального Банка РФ построена таким образом, чтобы обеспечить выполнение возложенных на него функций с учетом государственного устройства России.

Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономных областей и автономных округов. На территории каждого субъекта функционирует соответствующее учреждение Банка России, но в целом банк представляет собой строго централизованную систему управления:

-    центральный аппарат ЦБ (22 департамента);

-    территориальные учреждения ЦБ, в т.ч. национальные банки республик;

-    расчетно-кассовые центры (РКЦ);

-    вычислительные центры;

-    полевые учреждения (организуются для обслуживания воинских частей);

-    учебные заведения.

По решению Совета директоров ЦБ РФ территориальные учреждения могут образовываться по экономическим районам, объединяющим территории нескольких субъектов РФ (в настоящее время это и осуществлено). Территориальные органы ЦБ не являются юридическими лицами, их права ограничены инструкциями и указаниями, едиными для всей России.

Высшим органом ЦБ РФ является Совет директоров, в его состав входят Председатель Банка России и 12 членов. Возглавляет Совет Председатель ЦБ РФ, который назначается Государственной Думой сроком на 4 года по представлению Президента России. Члены Совета директоров назначаются на должность по представлению Председателя ЦБ также на 4 года, они работают в ЦБ РФ на постоянной основе Члены Совета не могут быть депутатами Государственной Думы, членами Совета Федерации, других законодательных и представительных органов, членами правительства.

Основными функциями Совета директоров являются:

а) разработка и обеспечение выполнения основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики;

б) рассмотрение и утверждение сметы расходов ЦБ на отчетный год;

в) определение и утверждение структуры ЦБ РФ и его подразделений, порядка своей работы;

г) назначение главного аудитора ЦБ РФ;

д) принятие решения:

-    о создании и ликвидации учреждений ЦБ РФ;

-    о величине обязательных резервных требований, обязательных нормативов, учетной ставки ЦБ РФ;

-    о выпуске и изъятии банкнот и монет из обращения;

-    и другие.

Для координации работы Банка с другими органами, совершенствования денежно-кредитной системы при Совете директоров создан Национальный банковский совет. В его состав входят 15 членов, в т.ч. два представителя от Совета Федерации РФ, по 3 представителя от Президента РФ и Правительства РФ, а также министр Финансов РФ и министр экономики РФ. Остальные его члены назначаются Государственной Думой по представлению Председателя ЦБ РФ, который и возглавляет Национальный совет.

ЦБ РФ имеет уставный капитал, который служит обеспечением его обязательств, за счет прибыли он может создавать фонды различного назначения, резервы. Нормативы отчислений прибыли в эти фонды и порядок их расходования определяются Советом директоров.

До завершения отчетного года Государственная Дума принимает решение об аудите годового отчета ЦБ и назначает аудиторскую фирму, имеющую лицензию на осуществление банковского аудита на территории РФ.

ЦБ РФ подотчетен Государственной Думе. Председатель ЦБ ежегодно, не позднее 15 мая, представляет отчет за прошедший год на рассмотрение и утверждение в Государственную Думу.

По результатам рассмотрения годового отчета в Государственной Думе дается заключение, которое вместе с годовым отчетом направляется Правительству и Президенту.

Внутренний аудит ЦБ РФ осуществляется службой главного аудита, непосредственно подчиненной Председателю ЦБ РФ.

ЦБ РФ ежемесячно публикует свой баланс и данные о денежном обращении («Вестник Банка России», «Бюллетень банковской статистики», «Деньги и кредит» и другие издания).


3.4 Функции и операции Банка России


 Банк России выполняет следующие функции:

1) во взаимодействии с Правительством Российской Федерации разрабатывает и проводит единую государственную денежно - кредитную политику;

2) монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует наличное денежное обращение;

3) является кредитором последней инстанции для кредитных организаций, организует систему их рефинансирования;

4) устанавливает правила осуществления расчетов в Российской Федерации;

5) устанавливает правила проведения банковских операций;

6) осуществляет обслуживание счетов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, если иное не установлено федеральными законами, посредством проведения расчетов по поручению уполномоченных органов исполнительной власти и государственных внебюджетных фондов, на которые возлагаются организация исполнения и исполнение бюджетов;

7) осуществляет эффективное управление золотовалютными резервами Банка России;

8) принимает решение о государственной регистрации кредитных организаций, выдает кредитным организациям лицензии на осуществление банковских операций, приостанавливает их действие и отзывает их;

9) осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций и банковских групп (далее - банковский надзор);

10) регистрирует эмиссию ценных бумаг кредитными организациями в соответствии с федеральными законами;

11) осуществляет самостоятельно или по поручению Правительства Российской Федерации все виды банковских операций и иных сделок, необходимых для выполнения функций Банка России;

12) организует и осуществляет валютное регулирование и валютный контроль в соответствии с законодательством Российской Федерации;

13) определяет порядок осуществления расчетов с международными организациями, иностранными государствами, а также с юридическими и физическими лицами;

14) устанавливает правила бухгалтерского учета и отчетности для банковской системы Российской Федерации;

15) устанавливает и публикует официальные курсы иностранных валют по отношению к рублю;

16) принимает участие в разработке прогноза платежного баланса Российской Федерации и организует составление платежного баланса Российской Федерации;

17) устанавливает порядок и условия осуществления валютными биржами деятельности по организации проведения операций по покупке и продаже иностранной валюты, осуществляет выдачу, приостановление и отзыв разрешений валютным биржам на организацию проведения операций по покупке и продаже иностранной валюты;

18) проводит анализ и прогнозирование состояния экономики Российской Федерации в целом и по регионам, прежде всего денежно - кредитных, валютно-финансовых и ценовых отношений, публикует соответствующие материалы и статистические данные;

19) осуществляет иные функции в соответствии с федеральными законами.

Банк России имеет право осуществлять следующие банковские операции и сделки с российскими и иностранными кредитными организациями, Правительством Российской Федерации для достижения целей, предусмотренных настоящим Федеральным законом:

1) предоставлять кредиты на срок не более одного года под обеспечение ценными бумагами и другими активами, если иное не установлено федеральным законом о федеральном бюджете;

2) покупать и продавать государственные ценные бумаги на открытом рынке;

3) покупать и продавать облигации, эмитированные Банком России, и депозитные сертификаты;

4) покупать и продавать иностранную валюту, а также платежные документы и обязательства, номинированные в иностранной валюте, выставленные российскими и иностранными кредитными организациями;

5) покупать, хранить, продавать драгоценные металлы и иные виды валютных ценностей;

6) проводить расчетные, кассовые и депозитные операции, принимать на хранение и в управление ценные бумаги и другие активы;

7) выдавать поручительства и банковские гарантии;

8) осуществлять операции с финансовыми инструментами, используемыми для управления финансовыми рисками;

9) открывать счета в российских и иностранных кредитных организациях на территории Российской Федерации и территориях иностранных государств;

10) выставлять чеки и векселя в любой валюте;

11) осуществлять другие банковские операции и сделки от своего имени в соответствии с обычаями делового оборота, принятыми в международной банковской практике.

Банк России вправе осуществлять банковские операции и сделки на комиссионной основе, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.


3.5 Денежно-кредитная политика Банка России


Денежно-кредитная политика ЦБ РФ является составной частью государственного регулирования экономики.

Основные цели ее проведения:

-    достижение финансовой стабилизации;

-    снижение темпов инфляции;

-    укрепление курса национальной валюты;

-    обеспечение устойчивости платежного баланса страны;

-    создание условий для стимулирования экономического роста.

Денежно-кредитные методы регулирования применяются в России с 1991 года, после принятия Закона «О Центральном Банке».

Ежегодно, не позднее 1 декабря, ЦБ РФ представляет в Государственную Думу «Основные направления денежно-кредитной политики на предстоящий год», проект которых предварительно рассматривался в Государственной Думе и представлялся Президенту и Правительству.

Согласно «Закона о Центральном Банке РФ» (редакция: июль 2002 г.) данный документ должен содержать:

-    краткую характеристику состояния экономики России;

-    прогноз ожидаемого выполнения основных параметров денежно-кредитной политики в текущем году;

-    количественный анализ причин отклонения от целей денежно-кредитной политики, заявленные банком на текущий год;

-    сценарий (состоящий не менее чем из двух вариантов) прогноз развития экономики Российской Федерации на предстоящий год с указанием цен на нефть и другие товары российского экспорта, предусмотренные каждым вариантом;

-    прогноз основных показателей платежного баланса;

-    целевые ориентиры, характеризующие основные цели денежно-кредитной политики на предстоящий год; инструменты для достижения этих целей;

-    основные показатели денежной программы на предстоящий год.

После рассмотрения проекта основных направлений денежно-кредитной политики на предстоящий год он принимает силу закона.

В практике Банка России и Центральных банков других стран применяется два типа денежно-кредитной политики:

1. Рестрикционная – направлена на увеличение процентных ставок, ограничение объемов кредитных операций, увеличение налогов. Эти меры ЦБ отрицательно скажутся на развитии производства, но он вынужден проводить эту политику в периоды высоких темпов роста инфляции, т.к. в этот период на первый план выдвигается задача по ее снижению. Проведение вышеуказанных мероприятий приведет к сокращению объема денежной массы в обращении, что будет способствовать снижению инфляции.

2. Экспансионистская – проводится в периоды низких темпов инфляции, сопровождается:

-    расширением масштабов кредитования;

-    понижением уровня процентных ставок;

-    сокращением налоговых ставок;

-    ослаблением контроля за количеством денег в обращении.

Все вышеуказанные меры приведут к определенному увеличению денежной массы в обращении, но при низких темпах инфляции Банк России, проводя вышеуказанные мероприятия, на первое место ставит теперь другие задачи, в частности, стимулирование предприятий для расширения объемов производства товаров и в этом случае увеличение денежной массы будет оправдано.

В соответствующие периоды финансового состояния страны (или высоких или низких темпах инфляции) ЦБ РФ применяет или первый, или второй тип денежно-кредитной политики.


3.6 Инструменты и методы денежно-кредитной политики


Для поддержания объема денежной массы в заданных параметрах, влияния на рыночные процентные ставки, регулирования ликвидности коммерческих банков, укрепления национальной валюты, стимулирование роста производства, снижения уровня инфляции ЦБ РФ использует различные инструменты и методы денежно-кредитной политики.

Согласно Закона «О Центральном Банке» основными инструментами и методами денежно-кредитной политики являются:

1.      Процентные ставки по операциям Банка России.

2.      Нормативы обязательных резервов, депонируемых в Банке России.

3.      Операции на открытом рынке.

4.      Рефинансирование кредитных организаций.

5.      Валютные интервенции.

6.      Установление ориентиров роста денежной массы.

7.      Прямые количественные ограничения.

8.      Эмиссия облигаций от своего имени.

Процентные ставки по операциям Банка России

Банк России, регулируя общий объем выдаваемых им кредитов, устанавливает одну или несколько процентных ставок по различным видам операций или проводит процентную политику без фиксации процентных ставок.

Процентная политика используется БР для воздействия на рыночные процентные ставки, в частности на ставки по кредитам в коммерческих банках (хотя процент коммерческими банками устанавливается самостоятельно).

В практике Банка России ведущую роль играет ставка рефинансирования.

Под рефинансированием понимается кредитование Банком России других банков, включая учет и переучет векселей (по этим операциям может быть установлена обязательная ставка - учетная).

Уменьшая или увеличивая (регулируя) уровень ставки рефинансирования, ЦБ влияет на:

-    объем кредитных ресурсов коммерческих банков (увеличиваются или уменьшаются);

-    возможности предоставления кредитов клиентам банков (расширяются или сужаются);

-    процентные ставки по кредитам в коммерческих банках (повышаются или снижаются);

-    повышение или сокращение спроса клиентов банка на кредит;

-    возможности проводить расчетные операции предприятиями;

-    возможности расширения производства товаров (снижения);

-    приток (отток) иностранной валюты в страну (из страны);

-    другие показатели;

-    и, в конечном итоге, на величину денежной массы в обращении (увеличивается или сужается).

На протяжении 1991-2000 годах ЦБ РФ неоднократно изменял ставку рефинансирования в зависимости от условий, складывающихся на денежном рынке России. Начиная с 2000 г. ЦБ РФ понижает ставку рефинансирования. На сегодняшний день она составляет 13% (в промышленно развитых странах этот показатель составляет 6-8 % годовых).

Но следует отметить, что в настоящее время Банк России, изменяя ставку рефинансирования, не оказывает непосредственного влияния на рыночные процентные ставки, ставка рефинансирования для коммерческих банков является лишь ориентиром и индикатором, отражающим характер проводимой денежно-кредитной политики.

Нормативы обязательных резервов

Резервные требования представляют собой обязательные отчисления, производимые коммерческими банками от суммы привлеченных ими средств на специальный счет ЦБ РФ.

Эти средства используются для погашения обязательств кредитной организации перед вкладчиками при отзыве у коммерческого банка лицензии.

Депонируя часть привлеченных ресурсов на отдельном счете ЦБ РФ «замораживает» часть кредитных ресурсов коммерческого банка, т.е. происходит изъятие этой суммы из банка, со всеми исходящими из этого последствиями.

При высоких темпах инфляции ЦБ РФ вынужден был увеличивать размер отчислений в обязательные резервы (максимальный допустимый размер отчислений – 20 %). При благоприятной обстановке на денежном рынке России нормы отчислений снижаются. Последние годы данный метод регулирования ДКП Центральным банком не применяется, нормы отчислений не изменяются.

Операции на открытом рынке

Под этой операцией понимается купля-продажа Банком России на вторичном рынке казначейских векселей, государственных облигаций, облигаций Банка России, а также краткосрочные операции с указанными ценными бумагами с последующим совершением обратной сделки («РЭПО»).

Суть данной операции: на первичном рынке коммерческие банки купили государственные (или другие выше перечисленные) ценные бумаги, таким образом, их ресурсы уменьшились, ухудшилась ликвидность. С целью увеличения ресурсов, улучшения ликвидности банка он может продать ранее купленные ценные бумаги на вторичном рынке и, в данной ситуации с целью регулирования, подключается к торгам Центральный Банк России. Центральный Банк увеличивает (при покупке ценных бумаг) или уменьшает (при продаже ценных бумаг коммерческому банку) объем собственных ресурсов коммерческих банков (каждого банка и в целом банковской системы), что вызывает изменение процентной ставки за кредит, спроса на кредит со стороны заемщиков и в, конечном итоге, влияет на объем денежной массы в обращении (денежная масса или увеличивается или уменьшается); улучшается (или ухудшается) ликвидность коммерческих банков.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15