рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Информационные технологии в деятельности военных комиссариатов субъектов РФ рефераты

Данные органы приведены в качестве примера, включение других организаций и учреждений возможно после согласования всех вопросов организации обмена информацией, распределения обязанностей и ответственности по ведению баз данных, определения порядка сопряжения различных компьютерных сетей и программного обеспечения (или путем интеграции, или путем оборудования абонентских терминалов (автоматизированных рабочих мест)).


3.2 Возможные проблемы практической разработки, внедрения и

эксплуатации интегрированной системы и пути их преодоления


Предлагаемая интегрированная система социального обеспечения граждан, уволенных с военной службы, является сложным образованием с множеством разнородных элементов и взаимосвязей между ними, ранее не разрабатывалась и практически не реализовывалась. Эти факторы вызовут большое количество проблем как на стадии разработки и внедрения, так и на стадии эксплуатации. На основе анализа современного состояния применения информационных технологий в военных комиссариатах и других органах военного управления существует возможность спрогнозировать и выявить большинство этих проблем, разработать и предложить пути их преодоления.

Рассмотрение проблем целесообразнее производить на стандартном уровне организации интегрированной системы, поскольку базовый уровень не подразумевает обмен денежными документами и может быть реализован на основе эксплуатируемой в настоящее время программы, а реализация расширенного уровня расширит имеющиеся связи без изменения принципов обмена информацией. Проблемы можно классифицировать по источникам возникновения: экономические, технические, правовые, организационные и безопасности информации. По способам решения проблемы разделяются на законодательные, ведомственные и межведомственные (рис. 11).


ПО ИСТОЧНИКАМ ВОЗНИКНОВЕНИЯ









технические



экономические



правовые





организационные






безопасности информации



ведомственные


межведомственные


законодательные







ПО СПОСОБАМ РЕШЕНИЯ


Рис. 11.   Проблемы практической разработки и внедрения интегрированной системы социального обеспечения граждан, уволенных с военной службы.


Благоприятным условием для решения всех этих проблем является назначение министра обороны Российской Федерации на должность Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации, что позволит организовать внесение соответствующего законопроекта, работу различных федеральных органов исполнительной власти и органов власти субъектов Российской Федерации по разработке и внедрению интегрированной системы или, в худшем случае, организовать взаимодействие в этом вопросе.


Экономические проблемы

Наиболее простыми являются экономические проблемы, которые могут быть решены на уровне Министерства обороны Российской Федерации посредством грамотной и научно обоснованной разработки и реализации ведомственной целевой программы на основе Концепции использования информационных технологий в деятельности федеральных органов государственной власти до 2010 года, которой определяются следующие приоритеты использования информационных технологий на среднесрочную перспективу:

"в бюджетной сфере: повышение эффективности и прозрачности бюджетного процесса, деятельности контрольно-счетных органов по предупреждению, обнаружению и расследованию финансовых нарушений на основе создания комплексной системы формирования и экспертизы проектов федерального бюджета, учета и анализа доходов и расходов, а также других параметров исполнения федерального бюджета, обеспечения государственного финансового контроля ...;

в сфере социальной защиты, адресной социальной помощи, трудоустройства, трудовых отношений и условий труда: ... повышение оперативности и эффективности проверки реальной нуждаемости получателей в социальной помощи и учета ее предоставления, обеспечение ее адресности, снижение количества выплат необоснованных пособий, а также улучшение обслуживания граждан на основе создания единой системы обеспечения занятости и социальной защиты населения;" [11. п.4]

Приоритетами использования информационных технологий в сфере государственного управления определены:

-            повышение эффективности единой системы сбора, обработки, регистрации и распространения нормативных правовых актов, анализа соответствия существующей нормативной правовой базы правоприменительной практике, системы обеспечения законодательной деятельности, обеспечивающей размещение электронных версий документов;

-            снижение операционных затрат на содержание государственного аппарата, повышение эффективности управления ресурсами федеральных органов государственной власти на основе создания и развития систем управления финансовыми, материально-техническими, кадровыми ресурсами и электронного документооборота на основе электронных административных регламентов;

-            совершенствование взаимодействия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления на основе создания единой телекоммуникационной инфраструктуры для государственных нужд, систем удостоверяющих центров в области электронной цифровой подписи и электронной среды взаимодействия [11. п.4].


Технические проблемы

Данные проблемы разрешимы на межведомственном уровне. В настоящее время все военные комиссариаты (или, по крайней мере, большинство) обеспечены компьютерами. Однако будет необходима дополнительная централизованная поставка в финансово-экономические управления военных округов и военные комиссариаты субъектов Российской Федерации серверов для создания устойчивой работы системы и дублирования баз данных. Возникает необходимость объединения их в единую сеть на основе двух вариантов: применение технологий Интернета или организации связи по телефонным каналам.

Реализация первого варианта затруднительна в отношении военных комиссариатов муниципальных образований, в местах дислокации которых отсутствуют провайдеры Интернет. При реализации второго варианта резко возрастут расходы на оплату междугородней телефонной связи. Поэтому необходимо создавать комбинированную многозвенную систему, в которой:

-            высшее звено (Главное финансово-экономическое управление и Военно-страховая компания) будет работать через Интернет и будет находиться в состоянии on-line круглосуточно, учитывая широкий диапазон часовых поясов на территории Российской Федерации;

-            оперативное звено (финансово-экономические управления военных округов) будет работать посредством Интернет в режиме on-line в течение рабочего дня, в целях обеспечения безопасности баз данных и ограниченности количества часовых поясов;

-            основное звено (военные комиссариаты субъектов Российской Федерации и учреждения Сберегательного банка Российской Федерации) будет работать посредством Интернет в режиме off-line в отношении с другими элементами интегрированной системы и в состоянии готовности терминального режима между собой, поскольку необходимо максимально защитить находящиеся у них разделы баз данных;

-            войсковое звено (военные комиссариаты муниципальных образований и территориальные органы Военно-мемориальной компании) будет работать в зависимости от возможностей поддержания связи, указанных выше: в состоянии готовности терминального режима или посредством Интернет в режиме on-line в течение всего рабочего дня.

Для разработки данных технологий необходимо привлечь организации, имеющие опыт создания коммерческих торговых или финансовых систем, выбор целесообразнее производить после анализа самих программ (например, торговых систем Quik или Transaq, обеспечивающих высокую степень оперативности и безопасности при участии в электронных торгах на финансовых биржах: Московская межбанковская валютная биржа и Российская торговая система).


Правовые проблемы

Данные проблемы разрешимы исключительно на законодательном уровне посредством разработки федеральных нормативных правовых актов по разработке системы, организации взаимодействия между различными органами, согласования работы банковской и социальной систем, распределения полномочий и другим вопросам.

Потребуется разработка формализованных документов Министерством финансов Российской Федерации, согласование их с Центральным банком Российской Федерации, Сберегательным банком Российской Федерации. Необходимо будет определить полномочный орган по выдаче сертификатов на электронные цифровые подписи различным учреждениям и должностным лицам.

Решение этих вопросов возможно только после полной и детальной разработки всей ведомственной целевой программы, согласования всех вопросов взаимодействия.


Организационные проблемы

Их решение возможно на ведомственном и межведомственном уровнях. Разработку ведомственной целевой программы необходимо возложить на Управление социального обеспечения Главного финансово-экономического управления. В процессе работы необходимо согласование отдельных вопросов со Сберегательным банком Российской Федерации, Военно-страховой компанией в направлении интеграции с действующими в этих организациях информационными технологиями путем создания автоматизированных рабочих мест или внесением изменений в эксплуатируемые в настоящее время программы.

Выше уже указывалось на необходимость создания специализированного на организации внедрения и эксплуатации интегрированной системы органа в составе Главного финансово-экономического управления, поскольку необходима оперативная поддержка военных комиссариатов и финансово-экономических управлений военных округов, вследствие особой важности поддержания работоспособности и безотказности системы.

Особую группу представляют военно-специальные проблемы, связанные с необходимостью обеспечения перехода на работу в условиях военного времени. Для их преодоления возможны три варианта:

-            ведение параллельно электронных и бумажных документов, что значительно снизить производительность системы, увеличит объем работы, но гарантирует быстрый переход на работу в условиях отсутствия электроэнергии и нарушения систем связи;

-            ведение картотеки пенсионных дел с оформлением и подшивкой  в дела документов на бумажных носителях на основе электронной базы данных в конце года, во всех случаях изъятия дела из картотеки действующих пенсионных дел и в период мобилизации, что создаст затруднения в работе в конце года и в период мобилизации;

-            ведение электронных пенсионных дел и картотеки пенсионных дел, в которые документы на бумажном носителе оформляются на основе электронной базы данных и подшиваются в период мобилизации, что значительно увеличит объем работы в этот период.

Однако при любом варианте необходимо будет проведение неплановых ревизий всех военных комиссариатов субъектов Российской Федерации по вопросам социального обеспечения и обеспечение бланками строго учета на бумажных носителях.

Проблемы безопасности информации

Данные проблемы могут быть решены только комплексным применением всех имеющихся средств на всех уровнях.

Угрозы безопасности информации, в зависимости от целей и последствий воздействия, подразделяются на три категории (рис. 12): ознакомление, искажение, разрушение [40. стр.15].


УГРОЗЫ БЕЗОПАСНОСТИ ИНФОРМАЦИИ









ОЗНАКОМЛЕНИЕ


ИСКАЖЕНИЕ


РАЗРУШЕНИЕ

противоправное действие: нарушение режима пользования

и доступа к данным


случайное или

противоправное

действие: частичное

изменение содержания


противоправное

действие: уничтожение

данных или изменение

связей и логики


Рис. 12.   Виды угроз безопасности информации.


Эти угрозы могут привести к таким последствиям, как нарушение конфиденциальности (разглашение, утечка и несанкционированный доступ), нарушение достоверности (фальсификация, подделка, мошенничество), нарушение целостности (искажение, ошибки, потери), нарушение доступности (нарушение связи, ограничение доступа) [40. стр.19].

Классифицировать угрозы можно по многим основаниям, но наиболее интересным является отношение к объекту угроз: внешние и внутренние. Интересно их соотношение: 82% угроз исходит от собственных сотрудников организации при их прямом или опосредованном участии, 17% угроз исходит от сознательного внешнего воздействия, 1% угроз исходит от случайных лиц [40. стр.21].

Действительно, штатные сотрудники представляют довольно серьезную угрозу, и не столько их противоправные действия, сколько по случайности вследствие неопытности и халатного отношения.

Вопросы защиты от внешнего воздействия и от случайных лиц довольно подробно освещены в различных источниках литературы, обеспечиваются техническими и организационными методами в процессе эксплуатации вычислительных систем, не отличаются от традиционно и широко используемых [40], мероприятия осуществляются в общей системе обеспечения информационной  системе информационной бжно еще раз подтвердить со ссылкой на Доктрину информационной безопасности: "зация этой систембезопасности Российской Федерации [6].

Больший интерес представляет обеспечение безопасности в процессе повседневной служебной деятельности штатного персонала.

Негативное воздействие штатного персонала на состояние информационных технологий и баз данных допустимо подразделить на три составные части: преднамеренное искажение, случайное разрушение и сознательное злоупотребление.

Предотвратить это негативное воздействие возможно простыми методами, исходя из следующих принципов:

-            дублирование информации на разных уровнях системы;

-            обеспечение защищенности сетей связи от внешнего воздействия при обмене данными;

-            предупреждение несанкционированного доступа к базе внутренними пользователями;

-            предупреждение произвольного изменения данных вследствие халатности и неосторожности;

-            обеспечение возможности комплексного контроля над осуществлением выплат и внесением изменений.

На основе их реализации и практического опыта безопасность информации можно обеспечить следующими методами.

1.        Разработать подробные инструкции по организации работы на автоматизированных рабочих местах интегрированной системы на основе практического опыта и тщательной пробной эксплуатации (например, эксплуатация на базе одного субъекта Российской Федерации). Осуществлять допуск вновь принятых должностных лиц к работе с системой после теоретического изучения и стажировки, после отпуска и длительного (более недели) отсутствия по другим причинам проводить инструктаж и прием зачета.

2.        Создать распределенные базы данных с дублированием их отдельных частей на различных уровнях интегрированной системы, соединение которых позволит восстановить утраченные или поврежденные данные (например, из частей базы данных, находящихся в военных комиссариатах муниципальных образований и в финансово-экономическом управлении военного округа, возможно восстановление базы данных в военном комиссариате субъекта Российской Федерации).

3.        Включить в состав отделов социального обеспечения финансово-экономических управлений военных округов должности специалистов, осуществляющих тестирование и наладку программ в процессе проведения ревизий по вопросам социального и пенсионного обеспечения военных комиссариатов субъектов Российской Федерации.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


 © 2010 Все права защищены.