Информационные технологии в деятельности военных комиссариатов субъектов РФ
Информационные технологии в деятельности военных комиссариатов субъектов РФ
ВОЕННЫЙ
ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
ДИПЛОМНАЯ
РАБОТА
слушателя подполковника
Приветкина Андрея Анатольевича
на тему Применение
информационных технологий в деятельности военных комиссариатов субъектов
Российской Федерации
Руководитель старший
преподаватель кафедры № 4
кандидат технических наук
подполковник Иванов Д.В.
Рецензент доцент
кафедры № 6
кандидат экономических
наук
полковник Коваль А.В.
"Допустить к
защите"
Начальник кафедры
№ 4
полковник А.Батьковский
Дата
"___" ____________ 2006 года
Москва -
2006
|
СОДЕРЖАНИЕ
|
|
|
Введение
|
3
|
Глава 1. Место и
роль военных комиссариатов субъектов Российской Федерации в структуре
Министерства обороны Российской Федерации
|
6
|
1.1 Роль и
основные задачи военных комиссариатов на современном этапе развития
Российского государства
|
7
|
1.2 Функции
военных комиссариатов субъектов Российской Федерации в сфере социального
обеспечения граждан, уволенных с военной службы
|
13
|
Глава 2. Практический
опыт и перспективы применения информационных технологий в деятельности
военных комиссариатов субъектов Российской Федерации
|
22
|
2.1 Информационные
технологии как основа оптимизации деятельности органов государственной власти
Российской Федерации
|
23
|
2.2 Основные
направления применения информационных технологий военными комиссариатами
субъектов Российской Федерации
|
29
|
2.3 Применение
информационных технологий военными комиссариатами субъектов Российской
Федерации для учета пенсионеров и назначения пенсий и пособий
|
39
|
Глава 3. Организация
интегрированной системы социального обеспечения граждан, уволенных с военной
службы, на базе военных комиссариатов субъектов Российской Федерации
|
49
|
3.1 Формирование
системы социального обеспечения граждан, уволенных с военной службы, на
основе современных информационных технологий
|
51
|
3.2 Возможные
проблемы практической разработки, внедрения и эксплуатации интегрированной
системы и пути их преодоления
|
58
|
Заключение
|
70
|
Приложения
|
73
|
Перечень принятых сокращений и терминов
|
78
|
Список литературы
|
80
|
|
|
ВВЕДЕНИЕ
В наш 21 век никто не представляет без компьютеров жизнь во
всех ее сферах: экономической, политической, социальной. Компьютерные игры,
банкоматы, Интернет - это только начало длинного перечня услуг, представляемых
обществом каждому из нас. Продолжается гонка за более совершенными компьютерами
и передовыми удобными программами, компьютеризация становится самоцелью при
этом, как правило, забывается, что компьютер - это только инструмент, средство,
упрощающее нам работу, выполняющее монотонные и трудоемкие операции: накопление,
систематизация, обработка больших массивов разрозненных данных, в конечном
итоге - представление в упорядоченном виде - необходимой информации.
Основой такого процесса являются информационные технологии.
Они для большинства людей как "черный ящик" - нет необходимости познания
изнутри процесса преобразования, достаточно знать входные параметры и характер
ожидаемых на выходе результаты. Типичный пример - всемирная паутина Интернет -
неизвестно, где хранятся данные, как они преобразуются и отображаются на экране
в доступном виде, но возможно получить практически любую информацию в
соответствии с запросом.
Ассоциация информационных технологий с компьютерами скрывает
то, что информационные технологии всегда существовали всегда и практически
использовались, например, финансы. Известно, что финансы - это экономические
отношения, связанные с формированием, распределением и использованием фондов
денежных средств в целях обеспечения выполнения функций государства и других
субъектов формирования этих фондов [38. стр.60]. При финансах происходит
независимое одностороннее безвозвратное движение денег [38. стр.61]. Финансы выполняют
две общепризнанные, единые для всех экономических школ, функции: распределительную
и контрольную [38. стр.66]. Если в отношении распределительной функции все
понятно: происходит непосредственное движение и распределение денежных средств
по фондам и направлениям использования. Но что же происходит при реализации контрольной
функции, движение чего осуществляется. Финансы количественно отражают воспроизводственный
процесс, сигнализирует о возникающих отклонениях в пропорциях распределения
внутреннего валового продукта и национального дохода, в своевременном и полном
образовании целевых денежных фондов, в обеспеченности необходимыми ресурсами
производственного процесса [38. стр.67]. Иными словами, происходит сбор,
систематизация и обобщение данных о состоянии различных объектов экономической,
социальной и политической жизни общества, представление необходимой для
реализации распределительной функции финансов информации. Сопоставление
сущности понятия "информационная технология" и содержания контрольной
функции финансов, можно сделать простой вывод: это "близнецы-братья".
Таким образом, постигнув тонкости информационных технологий
и овладев ими в процессе своей повседневной деятельности, можно повысить
эффективность управления финансами и контроля над ними.
Формируемые в процессе финансовых отношений фонды имеют
многоплановую направленность, в том числе являются основой социального
обеспечения, которое представляет собой систему распределительных отношений, в
процессе которых за счет части национального дохода образуются и используются
общественные фонды денежных средств для материального обеспечения и
обслуживания граждан [38. стр.234]. Следовательно, возможно совершенствование
системы социального обеспечения посредством внедрения информационных технологий
в этой сфере.
Целью
работы является формирование и обоснование организационной структуры, основных
элементов и взаимосвязей интегрированной системы социального обеспечения
граждан, уволенных с военной службы, основанной на широком и грамотном
применении информационных технологий. Для ее достижения последовательно
решаются задачи:
-
изучение и систематизация опыта
применения информационных технологий в военных комиссариатах субъектов
Российской Федерации и органах государственного управления;
-
выработка рекомендаций по реализации
современных информационных технологий военными комиссариатами субъектов
Российской Федерации в сфере социального обеспечения граждан, уволенных с военной
службы;
-
выявление проблем, с которыми можно
столкнуться при в процессе практической реализации, и выработка путей их
преодоления.
В работе не предусмотрено рассмотрение технической реализации и экономического
обоснования практической разработки и внедрения информационных технологий.
В данной
работе будут рассмотрены информационные технологии как основа повышения
эффективности деятельности военных комиссариатов субъектов Российской
Федерации, в первую очередь с точки зрения управления финансами и контроля над
ними. Этот выбор объясняется рядом причин. Во-первых, актуальностью
деятельности военных комиссариатов, в том числе в системе социального
обеспечения граждан, уволенных с военной службы. Во-вторых, финансы военных
комиссариатов субъектов Российской Федерации обладают двойственностью: они служат,
с одной стороны, для обеспечения служебной деятельности и выполнения
поставленных задач, обеспечения личного состава, с другой стороны, для
социального обеспечения граждан, уволенных с военной службы. В-третьих, в свете
тенденции перехода к межведомственной системе тылового обеспечения и к системе
территориальных финансово-экономических органов прослеживаются возможности и
предпосылки перехода к единой системе социального обеспечения граждан,
уволенных с военной и правоохранительной службы, технической основой которой
могут стать информационные технологии.
ГЛАВА I
МЕСТО И РОЛЬ ВОЕННЫХ КОМИССАРИАТОВ
СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СТРУКТУРЕ
МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Среди большого количества организаций и учреждений Министерства
обороны Российской Федерации военные комиссариаты занимают специфическое место,
поскольку являются посредником между гражданской и военной сферами общества,
решают важные задачи в области строительства Вооруженных Сил Российской
Федерации, накопления и подготовки военно-обученных ресурсов, мобилизационной
подготовки и мобилизации Вооруженных Сил Российской Федерации, социального
обеспечения граждан, уволенных с военной службы. В вопросах "постоянного
воспроизводства" Вооруженных Сил Российской Федерации им в обществе
отведена особая роль - военная жизнь гражданина начинается и заканчивается в
военном комиссариате: первоначальная постановка на воинский учет, призыв на
военную службу, призыв на военные сборы, набор на военную службу по контракту,
пенсионное обеспечение граждан, для которых военная служба была профессией.
Положением
о Министерстве обороны Российской Федерации определено, что одними из его
основных задач являются поддержание в необходимой готовности Вооруженных Сил,
осуществление мероприятий по строительству Вооруженных Сил, обеспечение
социальной защиты военнослужащих, лиц гражданского персонала Вооруженных Сил,
граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей [7. п.3], деятельность в
этих и других направлениях осуществляется непосредственно, через органы
управления военных округов, иные органы военного управления, территориальные
органы (военные комиссариаты) [7. п.5] во взаимодействии с федеральными
органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов
Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными
объединениями и организациями [7. п.6].
Участие
военных комиссариатов в выполнении задач, возложенных на Министерство обороны
Российской Федерации, влечет за собой возложение на них и исполнение ими
особого рода задач, отличных от задач других организаций и учреждений.
1.1 Роль и основные задачи военных комиссариатов
на современном этапе развития Российского
государства
Служебная деятельность военных
комиссариатов подчиняется общим с воинским частями и соединениями Вооруженных
Сил Российской Федерации правилам. Но имеются особенности, которые регламентируются
Положением о военных комиссариатах, утвержденным Указом Президента Российской
Федерации 1999 года № 1372. Военные комиссариаты являются территориальными
органами Министерства обороны Российской Федерации, создаются в субъектах
Российской Федерации и муниципальных образованиях, возможно создание одного
военного комиссариата для обслуживания нескольких муниципальных образований,
имеющих общую территорию [5. п.2].
Военные комиссариаты субъектов
Российской Федерации (республик, краев, областей, автономных округов)
осуществляют общее руководство и контроль во всех сферах служебной деятельности
военных комиссариатов районов, городов без районного деления, административных
округов, префектур, равных им административных образований (далее по тексту - военные комиссариаты муниципальных образований)
[5. п.14].
Основное предназначение военных
комиссариатов – решение совместно с органами исполнительной власти субъектов
Российской Федерации и органами местного самоуправления вопросов в области обороны
путем подготовки людских и транспортных ресурсов для призыва и направления в
Вооруженные Силы Российской Федерации (другие войска, воинские формирования и
органы). Положением о военных комиссариатах [5. п.12] и другими нормативными
правовыми актами определен круг основных задач, которые можно разделить по
направлениям (рис.1):
2 -
задачи в сфере мобилизационной
подготовки и мобилизации Вооруженных Сил;
3 -
задачи в сфере комплектования
Вооруженных Сил в мирное время;
4 -
задачи в сфере
морально-психологической подготовки и патриотического воспитания молодежи;
5 -
задачи в сфере социального
обеспечения граждан, уволенных с военной службы;
6 -
задачи в сфере ритуально-похоронного
обеспечения и увековечения памяти погибших военнослужащих.
В сфере мобилизационной
подготовки и мобилизации Вооруженных Сил основными задачами являются:
-
разработка планов проведения
мобилизации людских и транспортных ресурсов, предложений по удовлетворению
мобилизационных потребностей Вооруженных Сил за счет местных ресурсов и
совершенствованию базы мобилизационного развертывания;
-
реализация этих планов в период
мобилизации путем призыва и поставки мобилизационных ресурсов по нарядам штабов
военных округов, заявок командиров воинских частей, проведение подготовительных
и учебных мероприятий в мирное время;
-
организация работы по
морально-психологическому обеспечению мобилизации людских и транспортных
ресурсов на территориях субъектов Российской Федерации и муниципальных образований;
-
обеспечение круглосуточного приема
по средствам связи телеграммы "Мобилизационная", участие в разработке
порядка использования сетей связи при чрезвычайных ситуациях и на период мобилизации;
|