рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Информационные технологии в деятельности военных комиссариатов субъектов РФ рефераты

Действия должны выполняться каким-либо персоналом, если пользователь является заказчиком и не выполняет определенные действия по обработке данных. В случае, если пользователь самостоятельно выполняет что-либо, то все равно он выполняет функции оператора. Таким образом, кто бы ни исполнял функции непосредственной работы с данными, в структуру информационной технологии включается оператор - человек, непосредственно осуществляющий техническую работу.

Подводя итог всему вышесказанному, можно окончательно сформулировать определение понятия "информационная технология" - это установленная нормативными документами система действий и средств (инструментов) по преобразованию данных о лицах, явлениях, объектах, событиях и процессах в соответствии с определенными требованиями заинтересованных потребителей информации. С этой точки зрения, можно уверенно заявить, что информационные технологии являются основой оптимизации работы любого общественного организма в силу своей четкости строения и появления эмерджентности и синергизма.

Понимание этого нашло отражение в Концепции использования информационных технологий в деятельности федеральных органов государственной власти до 2010 года, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации 2004 года № 1244-р:

"Основной целью использования информационных технологий в деятельности федеральных органов государственной власти является повышение эффективности механизмов государственного управления на основе создания общей информационно-технологической инфраструктуры, включающей государственные информационные системы и ресурсы, а также средства, обеспечивающие их функционирование, взаимодействие между собой, населением и организациями в рамках предоставления государственных услуг" [11. п.1].

Отмечено, что "Государственная политика в сфере использования информационных технологий в государственном управлении призвана обеспечить координацию деятельности федеральных органов государственной власти по созданию государственных информационных систем и повышение эффективности бюджетных расходов в этой сфере" [11. п.1].

В результате реализации этой Концепции ожидается формирование эффективной системы предоставления государственных услуг на основе использования информационных технологий, названное "электронное правительство" [11. п.1].

Информационные технологии с применением современной электронно-вычислительной техники и средств связи полномасштабно используются многими органами государственной власти, связывая между собой центральные и территориальные органы. Стимулом к расширению применения информационных технологий во всех сферах деятельности нашего общества стало принятие Федерального закона № 1-ФЗ "Об электронной цифровой подписи" в 2002 году.

Ярким и достойным подражания примером является Федеральная налоговая служба Российской Федерации. Этой организацией и ее предшественниками разработан целый ряд находящихся во взаимосвязи нормативных документов, регулирующих применение информационных технологий различного направления в системе налогообложения, оптимизирующих работу налоговых органов и взаимоотношения с налогоплательщиками:

-            с 2002 года организована, функционирует и постоянно совершенствуется система взаимодействия с налогоплательщиками и другими организациями, представления налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи с применением электронной цифровой подписи [13,14,16,20,22,23];

-            с 2003 года организовано тесное взаимодействие с Фондом социального страхования Российской Федерации при государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в электронном виде [15];

-            с 2004 года организовано представление сведений, включенных в записи Единого государственного реестра юридических лиц и в записи Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, для формирования соответствующих баз данных по субъектам Российской Федерации и по Российской Федерации в целом на базе применения современных информационных технологий [17];

-            с 2004 года осуществляется полномасштабный обмен документами в электронном виде между территориальными и центральными органами Министерства по налогам и сборам Российской Федерации [18];

-            с 2005 года организовано взаимодействие и взаимный информационный обмен с Федеральной регистрационной службой в электронном виде [19];

-            с 2005 года внедряется система информирования населения по вопросам налогообложения с использованием средств массовой информации и web-технологий [21].

В представленных для анализа нормативных документах, разработанных налоговыми органами Российской Федерации, прослеживается заинтересованность руководства в создании полной и всеобъемлющей системы, удобной как для работы самих налоговых органов, так и налогоплательщиков, интеграции в мировую информационную среду, оперативного управления центральными и территориальными налоговыми органами.

Аналогичная работа проводится другими министерствами, ведомствами и государственными организациями Российской Федерации. В 2000 году приказом Министерства юстиции Российской Федерации 2000 года № 10 утверждена Концепция информатизации Министерства юстиции Российской Федерации [24]. В 2005 году в Федеральном фонде обязательного медицинского страхования приказом Федерального фонда обязательного медицинского страхования 2005 года № 101 введен в промышленную эксплуатацию Программный комплекс централизованной технической поддержки пользователей в территориальных фондах обязательного медицинского страхования на основе Web-технологий [25].

Активно используется с 2004 года электронный документооборот с применением электронной цифровой подписи, как средство повышения оперативности и эффективности управления органами государственной власти Москвы [33].


2.2 Основные направления применения

информационных технологий военными комиссариатами

субъектов Российской Федерации


Министерство обороны Российской Федерации, как и другие федеральные органы исполнительной власти, интенсивно внедряет информационные технологии по основным направлениям своей деятельности, например генерал армии А.Московский в статье "АСУ только для Минобороны" подчеркнул возрастающую роль автоматизации и информатизации в Вооруженных Силах Российской Федерации: "Анализ современного мирового опыта военных операций показывает, что их успешное проведение требует своевременного комплексного информационного обеспечения боевых действий ... пункты управления оснащаются локальными информационными сетями, средствами вычислительной техники" [43]. Однако увлечение компьютеризацией привело к проблеме: "нарастания негативных тенденций, которые в значительной степени стали тормозить дальнейшее эффективное развитие и использование современных информационных технологий … накопилось неоправданно большое разнообразие программных средств, программного обеспечения, информационных технологий в основном зарубежного производства".

Автором отмечено, что в настоящее время используется около 60 типов операционных систем, около 50 типов систем управления базами данных, более 100 протоколов информационного обмена, большинство из этих программных средств не имеют необходимых средств защиты. Причиной этого названо отсутствие единой программно-технической платформы, проведение сотен дублирующих разработок программно-технических комплексов и автоматизированных систем различного назначения. Следствием такой бессистемной политики стало многократное увеличение финансовых затрат и времени на дублирующие разработки, разрыв информационного пространства Вооруженных Сил Российской Федерации на большое количество несовместимых фрагментов, снижение его защищенности, что в конечном счете привело к потенциальной уязвимости в информационном противоборстве [43].

Положение с применением информационных технологий в военных комиссариатах субъектов Российской Федерации в полной мере соответствует общей ситуации в Вооруженных Силах Российской Федерации: отсутствует единый подход к разработке и внедрению проектов (все зависит от финансовых возможностей органов государственной власти субъектов Российской Федерации, которые раньше являлись основным "спонсором" военных комиссариатов), используются не имеющие общей платформы, разрозненные, малосвязанные и несовместимые между собой программы и аппаратно-программные комплексы, которые не позволяют построить общую картину состояния дел в военном комиссариате субъекта Российской Федерации и в подчиненных военных комиссариатах муниципальных образований.

На вооружении военных комиссариатов субъектов Российской Федерации находятся несколько информационных систем постоянного применения. Особое значение отводиться информационным системам специального назначения. К ним относятся системы военного назначения, создаваемые под эгидой Министерства обороны Российской Федерации. Важную роль играют также общие информационные системы, в которых военные комиссариаты находятся в постоянном взаимодействии с органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями и учреждениям. Например, в военном комиссариате Смоленской области совместно со Смоленским государственным педагогическим университетом и администрацией области создана Электронная книга памяти, программная оболочка которой была продемонстрирована на выставке-семинаре "Компьютерные и телекоммуникационные технологии в сфере управления и образования" [42].

В работе не рассматриваются общепринятые информационные системы обработки цифровой и текстовой информации, например, пакет Microsoft Office, и информационно-справочные правовые системы "Гарант" и "КонсультантПлюс", однако следует отметить последовательность и целостность применяемых в них информационных технологий, позволяющих пользователям эффективно использовать эти программы в практической деятельности.

Анализ применяемых в военных комиссариатах субъектов Российской Федерации информационных технологий можно провести по направлениям: воинский учет и предназначение мобилизационных ресурсов, организация связи между военными комиссариатами, организация работы финансово-экономических органов, учет пенсионеров и назначение пенсий. Выбор направлений осуществлен по следующим основаниям: охвачены практически все направления служебной деятельности военных комиссариатов; применяемые информационные технологии наиболее развиты и применяются, как правило, большинством военных комиссариатов.


Воинский учет и предназначение мобилизационных ресурсов

Раздел удален

Организация оповещения и связи между военными комиссариатами

На более высоком организационном и техническом уровне находится система оповещения и связи между военными комиссариатами. В первую очередь это можно объяснить тем, что используются системы, разработанные или эксплуатируемые органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Однако они различаются между собой (по крайней мере, в рассматриваемых в данной работе военных комиссариатах субъектов Российской Федерации).

Раздел удален

Организация работы финансово-экономических органов

Раздел удален

Таким образом, в военных комиссариатах субъектов Российской Федерации широко и многопланово реализованы информационные технологии в работе информационных систем по различным направлениям служебной деятельности. Их внедрение и эксплуатация осуществляется в тесном взаимодействии с органами государственной власти субъектов Российской Федерации, территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, организациями и учреждениями.


2.3 Применение информационных технологий

военными комиссариатами субъектов Российской Федерации

для учета пенсионеров и назначения пенсий и пособий


Данное направление применения информационных технологий будет рассмотрено отдельно и более полно вследствие особой значимости социальной защиты граждан, уволенных с военной службы.

В настоящее время для обеспечения автоматизированного учета по вопросам пенсионного обеспечения и социального обслуживания граждан, уволенных с военной службы Министерством обороны была разработана и внедрена в служебную деятельность отделов социального и финансового обеспечения (с 1 января 2004 года - центров (отделов) социального обеспечения) военных комиссариатов субъектов Российской Федерации программа "Пенсионное обеспечение лиц, проходивших военную службу, и членов их семей", позволяющая автоматизировать весь процесс назначения (перерасчета) пенсий, выплаты денежных компенсаций, пособий, материальной помощи, печати расчетов на пенсию, оформлять необходимые распорядительные (разрешение на выплату пенсии, поручения на единовременную выплату, распоряжения) и отчетные документы, распечатывать списки пенсионеров, осуществлять учет пенсионеров Министерства обороны Российской Федерации, вести учетные и алфавитные карточки. Внедрение данной программы позволяет в кратчайшие сроки вносить любые изменения в расчеты по начислению пенсий и пособий.

Технической основой работы программы в центрах (отделах) социального обеспечения военных комиссариатов субъектов Российской Федерации являются локальные вычислительные сети, как правило, с выделенным сервером.

Программа позволяет вести и оперативно уточнять следующие базы данных [31. стр.61]:

-            реестр пенсионных дел;

-            действующих пенсионных дел;

-            прекращенных (отправленных, уничтоженных) пенсионных дел;

-            иждивенцев (членов семей) пенсионеров;

-            выплат пенсий, пособий, компенсаций;

-            учета бланков строгой отчетности (разрешений на выплату пенсии, поручений на единовременную выплату);

-            адресов пенсионеров;

-            архивов перерасчетов пенсий;

-            выписок из лицевых счетов пенсионеров, выдачи санаторно-курортных путевок.

Должностными лицами военных комиссариатов муниципальных образований, ответственными за социальную работу, ведутся базы данных, которые не имеют связи с общей базой данных [31. стр.62]:

-            действующих пенсионных дел;

-            иждивенцев (членов семей) пенсионеров;

-            адресов пенсионеров.

Приказом военного комиссара субъекта Российской Федерации назначаются ответственные за программное обеспечение должностные лица. Для обеспечения возможности восстановления работоспособности системы у этих должностных лиц находятся на хранении эталонный вариант программы. Для обеспечения сохранности баз данных производится их периодическое (как правило, ежемесячное) копирование на съемные магнитные носители (дискеты, флэш-карты, лазерные диски) или отдельном каталоге жесткого диска одного или нескольких компьютеров. Все эталонные базы данных учитываются ответственным должностным лицом в книге учета. Съемные магнитные носители с резервными копиями баз данных хранятся в сейфе ответственного должностного лица или начальника центра (отдела) социального обеспечения.

В целях создания единой базы данных в финансово-экономическом управлении военного округа и Главном финансово-экономическом управлении военные комиссариаты субъектов Российской Федерации ежеквартально к 15 числу следующего за отчетным кварталом месяца передают на магнитных носителях или по каналам связи передают базы данных по состоянию на 1 января, 1 апреля, 1 июля и 1 октября.

Однако при всем своем удобстве в работе программа не позволяет построить интегрированную систему в настоящих условиях в силу ограниченности ее возможностей, например, таких как:

-            отсутствия оперативной связи между военным комиссариатом субъекта Российской Федерации и военными комиссариатами муниципальных образований, вследствие чего возникает необходимость ведения объемной служебной переписки;

-            отсутствия взаимодействия между центром (отделом) социального обеспечения и другими структурными подразделениями военного комиссариата субъекта Российской Федерации;

-            отсутствия возможности осуществления электронного документооборота между военным комиссариатом субъекта Российской Федерации и организациями, с которыми происходит взаимодействие;

-            отсутствия возможности оперативного контроля за полнотой и правильностью выплат, производимых учреждениями Сберегательного банка Российской Федерации.

Но, несмотря на такую ситуацию, программа является отличным помощником в работе: удобный и простой интерфейс, простота работы, доступность в обучении, удобство настроек и большой перечень функций, практически полностью охватывающий объем выполняемых работ. К программе приложена компактная и простая, но полная Инструкция [32]. В процессе работы из любого места программы доступна простая справка, описывающая все операции, функции и настройки. Оценивая удобство и простоту этой программы, можно сделать вывод, что разработка программы осуществлялась в тесном взаимодействии с грамотными специалистов в сфере социального обеспечения граждан, уволенных с военной службы. Положительной чертой является регулярное обновление программы в соответствии с изменениями законодательства.

Основное меню программы имеет семь пунктов и показано на рис.8, раскрытые функции пунктов меню в порядке их следования представлены на рис.9.

Рисунок 8 Рабочее окно программы "Пенсионное обеспечение лиц, проходивших военную службу, и членов их семей"

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8