Реферат: Теория государства и права
Термин «правовое государство»
ввел Роберт ф. Моль. Родоначальником доктрины и терминологии правового
государства признается И. Кант, однако ее отдельные положения разрабатывались
еще античными мыслителями (Аристотелем, Платоном («Государство» и «Закон»),
Цицероном), а также другими известными философами (Спинозой, Монтескье, Дидро,
Руссо, Джефферсоном, Гегелем, Джон Лок – основной теоретик права «Два трактата
о праве»). В доктрине воплощался идеал политико-правового устройства общества,
способного воплотить подлинное народовластие, утвердить в обществе
гуманистические начала и обеспечить реальность прав и свобод личности. Правовое
государство противопоставлялось полицейскому государству, в котором процветали
бюрократизм, пренебрежение правами и свободами человека, полицейская слежка и
произвол.
1949 г. конституция ФРГ –
социальное правовое государство.
1978 г. конституция Испании - без
слова «социальное».
1992 г. конституция Туркмении –
«светское, демократическое, правовое государство, с президентским правлением».
Следом все остальные республики СНГ.
Правовое государство не
насаждается сверху и не внедряется по чьей-то воле. П.Г. – это процесс
эволюционного развития демократического института власти. Идеального П.Г. –
нет, но ближе всего к этой категории подошли скандинавские и благополучные
европейские страны ( Австрия, Нидерланды, ФРГ, Швеция, Норвегия, Дания).
В современной политико-правовой
доктрине правовым государством признается демократическое государство, в
котором обеспечивается верховенство закона, последовательно проводится принцип
разделения властей, а также признаются и гарантируются права и свободы каждого
человека.
Верховенство закона как
необходимый принцип правового государства означает не только признание за
Конституцией и иными законодательными актами высшей юридической силы, их
способность устанавливать исходные, первичные нормы правового регулирования в
обществе, но и безусловное подчинение всех членов общества и государства в
целом действующему закону. В своей многогранной деятельности государство
действует не по собственному усмотрению или по произволу, а в строго
определенных рамках, установленных Конституцией и иными основополагающими
нормативно - правовыми актами. Сказанное в полной мере относится и к
законотворчеству. Законодательный процесс, как и любая иная деятельность
государства, детально регламентируется специальным законом. Его соблюдение
является необходимым условием признания каждого вновь принимаемого закона в
качестве регулятора общественных отношений.
Другим непременным признаком
правового государства является последовательное разделение властей на
законодательную, исполнительную и судебную. Все три ветви власти действуют
самостоятельно и независимо друг от друга таким образом, чтобы не позволять ни
одной из них доминировать над другими либо сосредоточить власть в руках одного
должностного лица, свободы человека, закрепленные общепризнанными нормами
международного права, а также законами и иными нормативно - правовыми актами.
Это свободы в сфере экономики, политики, культуры, науки, искусства, право на
жизнь, достоинство личности, личную неприкосновенность и др. В конечном счете
каждый член общества обладает равными правами и свободами независимо от пола,
расы, национальности, языка, имущественного и должностного положения, места
жительства, отношения к религии и принадлежности к общественным объединениям и
политическим партиям и других обстоятельств. При этом государство охраняет и
защищает права личности, равно как и личность не нарушает действующих в
обществе законов и не посягает на права и свободы других лиц.
13. Идея правового
государства и становление новой государственности в России.
Современное российское гос-во -
Российская Федерация - образовалось в результате демократических преобразований
в СССР, в 1985-1991 г.г., принятия Декларации о государственном суверенитете
Российской Федерации (1991 г.), напряженного политич. противостояния,
приведшего к вооруженному конфликту в октябре 1993 г., принятия в 1993 г.
Конституции Российской Федерации на референдуме и последующего конституционного
процесса.
Российская Федерация , в
соответствии с Конституцией РФ, есть демократическое федеративное правовое
гос-во (ст.1 КРФ). В соответствии с этим, демократический режим росс. гос-ва
является главным принципом его конституционного строя и последовательно
проводится через нормы КРФ о порядке формирования, устройства гос-х органов и
порядка их деятельности, права и свободы граждан, принципы правового гос-ва.
Так, носителем суверенитета и единственным источником власти в РФ
провозглашается ее многонациональный народ , который осуществляет свою власть
непосредственно, а также через органы гос. власти и органы местного
самоуправления (ст.3 КРФ). В РФ признается идеологическое, политическое,
многообразие, многопартийность (ст.13 КРФ). Гос-во гарантирует равенство прав и
свобод человека и гражданина (глава 2 КРФ), в том числе, право на свободу и
личную неприкосновенность, право участвовать в управлении делами гос-ва, право
на свободное получение, передачу и распространение информации, свободу мысли и
слова, право на объединение, право на собрания, митинги, шествия и
пикетирование, а также гарантируется свобода средств массовой информации.
Согласно КРФ, права и свободы человека и гражданина являются в РФ
непосредственно действующими, они определяют смысл, содержание и применение
законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного
самоуправления. Демократические принципы положены и в устройство
государственных органов: выборность представительных и законодательных органов
РФ и субъектов РФ, а также главы гос-ва - Президента РФ, принцип верховенства
закона, принцип разделения властей и другие принципы правового гос-ва. Особая
роль в реализации демократического потенциала российского гос-ва принадлежит
главе гос-ва - Президенту РФ, который наделен статусом гаранта Конституции РФ,
прав и свобод человека и гражданина (ст.80 КРФ), и имеет существенные
возможности влияния на политику гос-ва в целом, а также Конституционному Суду
РФ - судебному органу конституционного контроля, защищающему основы
конституционного строя, основные права и свободы человека и гражданина и
обеспечивающему верховенство КРФ на всей территории РФ. (Федеральный закон
"О Конституционном Суде Российской Федерации).
Одной из важных задач развития Д.
в РФ является создание правовых гарантий множественности, альтернативности,
открытости СМИ, а также препятствующих монопольному влиянию на них, что будет
способствовать большему контролю представительных учреждений и граждан за
деятельностью гос-х органов и должностных лиц, повышению эффективности всех
демократических институтов, совершенствованию правовой системы и устройства
гос-ва.
В России понятие «правовое
государство» связано с Радищевым и М.М. Сперанским (Ал.I
и Ник.I), кодекс Наполеона. В советское время понятие
п.г. использовалось только для критики зарубежного государства. Возвращение
П.Г. связано с XIX партконференцией, в 1989 году. В речи
Горбачева прозвучали идеи о правах, правовом государстве, разделении властей и
верховенстве закона. В 1991 году СССР – разрушена, идеи
социалистического П.Г. ушли, но идея П.Г. осталась.
Принципиально важным является
конституирование государства Российской Федерации в качестве правового. Далеко
не все конституции развитых буржуазных государств содержат подобные положения,
хотя идея связанности государства правом, законом в настоящее время получает
всеобщее признание.
Названные принципы
последовательно закреплены в Конституции. Однако они являются скорее задачей,
которую предстоит решить в ходе реформирования России, нежели свершившимся
фактом.
Россия продолжала жить в
разреженном правовом пространстве. Число законов, в которых нуждается страна,
многократно превышает количество принятых. Законодательный процесс нередко
подменяется политической борьбой. Не сложились новые правовые обычаи, низка
правовая культура. Важно сознавать, что уважение к праву в обществе укоренится
только тогда, когда право будет уважаться властью. Судебная система еще не стала
равноправной ветвью власти, по - настоящему независимой и авторитетной... почти
не реализуется принцип прямого действия Конституции.
Чтобы оперативно и
целенаправленно осуществить действенные меры по преодолению отмеченных
недостатков политико-правовой сферы и заложить реальные основы правового
государства, Указом Президента РФ от 6 июля 1995 г. N 673 "О разработке
концепции правовой реформы в Российской Федерации" было признано
необходимым силами научных и практических работников разработать концепцию правовой
реформы в Российской Федерации, ибо процесс построения правового государства не
менее сложен и труден, чем проведение экономических реформ, и успешно завершить
его можно лишь на строго научной основе, с учетом конкретно - исторических
условий и социально - правовых закономерностей. Словом, правовое государство
может стать реальностью в той мере, в какой общество, государство и каждый
гражданин будут способны покончить с остатками правового нигилизма, грубейшего
нарушения прав и свобод человека, а также создать эффективно действующее
законодательство и систему органов исполнительной власти, способную обеспечить
реальное действие законов.
14. Понятие права и его
признаки.
Право - #G01) система общеобязательных социальных норм,
охраняемых силой государственного принуждения, обеспечивающего юридическую
регламентацию общественных отношений в масштабе всего общества. Такое
определение П. (П. в объективном смысле) следует отличать от юридического права
(П. в субъективном смысле). П. как система дифференцировано по отраслям права,
каждая из которых имеет свой предмет регулирования и обладает специфическими
чертами (напр., #M12291 820000865Гражданское
право#S, Конституционное, Семейное право,
Трудовое право, Уголовное право). Не менее основополагающим является деление П.
на международное, создаваемое совместной волей двух и более государств (см. #M12291 820001931Международное право#S), и П. #M12291
820002127национальное#S, целиком
находящееся в #M12291 820001610компетенции#S одного государства. С научной точки зрения один
из важнейших принципов деления П. можно назвать "географическим". В
современное мире наибольшее распространение получили следующие правовые системы
(т.н. "семьи П."): континентальная (или романо-германская),
англо-саксонская (или англо-американская), мусульманская. Большинство
ученых-специалистов по сравнительному правоведению выделяют в отдельную систему
также право т.н. "социалистических государств". Российское П.
относится к континентальному; 2) имперaтив, стоящий нaд госудaрством и зaконом,
зaщищaющий спрaведливый порядок государства как формы сaмооргaнизaции обществa;
3) совокупность социaльных регуляторов, которaя может быть облеченa в
соответствующую #M12291 820001262зaконодaтельную#S форму, a может и не быть облеченa в нее.
Коллизия между правом и писаным законом в РФ рaзрешaется через Конституцию РФ.
Нормы #M12293 0 9004937 1540216064 77 63704707
328036464 2255788559 1265885411 77 77главы 1 "Основы
конституционного#S строя" выступают
высшей формой писaного прaвa и посредником между имперaтивом прaвa и писaным
зaконом. Никакие другие положения Конституции РФ не могут противоречить основам
конституционного строя РФ.
Право (общее определение) –
система общеобязательных правил поведения, которые устанавливаются и
обеспечиваются государством, выражают согласованную общественную волю и
направлены на регулирование интересов личности. Общества и государства в целом.
Признаки права:
1. нормативность –
нормативно-правовые акты, устанавливающие #G0общеобязательные
правила поведения, установленные или санкционированные государством и
обеспеченное его принудительной силой.
2. общая обязательность
(существует только у права).
3. мера свободы между может и
должен (права и обязанности, вытекающие из права).
4. формальная определенность –
фиксация в юридических документах (нормативных актах). Существуют определенные
атрибуты таких документов, порядок их опубликования и вступление в силу.
5. неперсонифицированность –
общий характер права, не обращенного к отдельной персоне.
6. системность права - #G0разделение единых по назначению в обществе,
внутренне согласованных, не противоречащих друг другу норм на определенные
части, называемые отраслями и #M12291 820001461институтами
права#S. Не терпит пробелов в праве.
7. процедурность – выполнение
норм права, по определенным процедурам.
15. Основные концепции
правопонимания (идеализм и реализм в праве).
Основные концепции правопонимания
(идеализм и реализм в праве):
а) идеалистический (религиозный и
светский идеализм) подход;
б) реалистический подход.
Общая суть заключается в том, что
существует универсальное и незыблемое, общее для всех народов, право.
Идеалистический подход:
Суть религиозного идеализма (РИ),
так называемая теологическая теория, состоит в том, что правовые нормы прямо
или косвенно проистекают от бога, от божественной власти. Бог определяет все на
земле и он же устанавливает порядок. Все люди наделяются правами, независимо от
того в каком государстве они живут.
Светский идеализм (СИ), наоборот
считает, что право есть создание самого человека, его натуры. Это результат
того, что человек является мыслящей структурой, и сам определяет свои права,
выполняет свои обязанности, происходящие из его положения в обществе.
РИ и СИ говорят о естественном
праве людей. Корни возникновения идеализма очень древние. Правовая теория
исходит из существования двух видов прав: естественные права (принадлежат
человеку) и позитивные права (принадлежат государства). В случае конфликта ЕП и
ПП предпочтение должно быть отдано естественному праву человека. Возрождение
школы ЕП произошло после 2 мировой войны, была создана ООН, одной из главных
целей которой является защита естественных прав человека.
1948 г. – принята всеобщая
декларация прав человека.
1998 г. – все мировые конституции
содержат нормы о соблюдении естественных прав человека.
Реалистический подход:
Право есть эмпирический
(практический) опыт развития человеческого общества. Существует несколько
направлений реализма в праве:
а) историческая школа права:
«Право подобно языку». Суть этого направления состоит в том, что все
историческое прошлое данного общества создает право. Корни права в истории, как
и языка; постоянное историческое развитие. У каждого общества существует
собственный язык и существует собственное право нет права универсального.
Возникло в Германии в 19 веке (Карл фон Савиньи). Критика: особая роль отдается
обычаям и традициям.
б) нормативисткое учение (самое
распространенное), в основе лежит нормативисткое учение – «законодатель всегда
прав». Основатель Ганс Кельзен, жил в Австрии до 1939 г., затем в США, работал
в юридической школе университета Беркли, шт. Калифорния. В своих работах
доказывал, что право определяет только государство и исходит из интересов
государства («чистое учение права»). Российские ученые в основном нормативисты.
в) социологическое направление
(социология права – изучает место права в реальной жизни) – «важна не буква, а
дух закона». Отстаивает положение о «живом» праве, о том, как оно
реформируется. Основатель Евгений Эрлих, ректор Черновицкого университета (г.
Черновцы). Основная роль правотворца отводится судье. Судья творит право, т.к.
знает жизнь. Особая роль отводится прецеденту.
г) психологическая теория права –
«очеловечивает» социологический подход. Автор – Леон Петражицкий, профессор
С-Петербургского университета, теоретик социологии. «Эмоции играют правом»: в
праве важны эмоции, право состоит из особых переживаний, которые имеют
определенный смысл. Суть подхода в отношении к праву, в том, как к нему
относятся субъекты.
д) классовое подход (марксистское
право) – возведенная в закон воля экономически господствующего класса. Данное
направление исходит из того, что и государство и право происходят из классовой
борьбы. Господство норм права класса, господствующего в экономике.
Существуют и другие направления и
течения, но главное заключается в том, что к правопониманию необходимо
подходить комплексно, только такой подход дает возможность увидеть право в
современном виде.
16. Принципы права.
Принципы права - руководящая
основа, определяющая содержание и направления правового регулирования:
1. Общие принципы - содержатся в
международно-правовых документах и закрепляются в конституциях: законности,
гуманности, справедливости, демократизма, юридического равенства, верховенства
закона, независисимости правосудия, презумпции невиновности и т.д.
2. Конкретно-исторические
принципы – определяют право в ту или иную историческую ситуацию. Например,
Россия – федерация, соседи – унитарные государства.
3. Отраслевые принципы –
определяют особенности отраслей права:
принцип императивности –
недопустимость исключений в уголовном праве;
принцип диспозитивности –
равенства сторон в гражданском праве.
4. Межотраслевые принципы:
принцип гласности, состязательности и т.д. Действуют в любой отрасли права.
17. Функции права.
Функции права:
1. Внутренние функции:
а) защита прав и свобод граждан
б) экономическая функция
в) социальная функция
г) фискальная функция
д) правоохранительная функция
е) экономическая функция
ж) культурная функция
2. Внешние функции:
а) оборонная (широкое толкование
– защита территориальной целостности, МО + ФСБ + ФПС + ГТК и т.д.)
б) международное сотрудничество с
другими государствами.
в) сотрудничество с
международными организациями (ООН, ЕС, СБиР, СНГ и т.д.).
3. В связи с субъектами власти:
законодательная, исполнительная и судебная функции права.
4. По времени: постоянные и
временные.
5. По отраслям права:
уголовно-правовая, гражданско-правовая и административно правовая функция.
Направления деятельности права:
1. Регулятивная деятельность –
связана с правомерным поведением и выполнением юридическим норм. Поощряет,
стимулирует, ограничивает такое поведение.
2. Охранительная деятельность –
связана с противоправным поведением. Устанавливает меры юридической защиты и
юридической ответственности: запрет определенной деятельности, применение
санкций и т.д.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11
|
|