рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Реферат: Теория государства и права рефераты

Термин «правовое государство» ввел Роберт ф. Моль. Родоначальником доктрины и терминологии правового государства признается И. Кант, однако ее отдельные положения разрабатывались еще античными мыслителями (Аристотелем, Платоном («Государство» и «Закон»), Цицероном), а также другими известными философами (Спинозой, Монтескье, Дидро, Руссо, Джефферсоном, Гегелем, Джон Лок – основной теоретик права «Два трактата о праве»). В доктрине воплощался идеал политико-правового устройства общества, способного воплотить подлинное народовластие, утвердить в обществе гуманистические начала и обеспечить реальность прав и свобод личности. Правовое государство противопоставлялось полицейскому государству, в котором процветали бюрократизм, пренебрежение правами и свободами человека, полицейская слежка и произвол.

1949 г. конституция ФРГ – социальное правовое государство.

1978 г. конституция Испании - без слова «социальное».

1992 г. конституция Туркмении – «светское, демократическое, правовое государство, с президентским правлением». Следом все остальные республики СНГ.

Правовое государство не насаждается сверху и не внедряется по чьей-то воле. П.Г. – это процесс эволюционного развития демократического института власти. Идеального П.Г. – нет, но ближе всего к этой категории подошли скандинавские и благополучные европейские страны ( Австрия, Нидерланды, ФРГ, Швеция, Норвегия, Дания).

В современной политико-правовой доктрине правовым государством признается демократическое государство, в котором обеспечивается верховенство закона, последовательно проводится принцип разделения властей, а также признаются и гарантируются права и свободы каждого человека.

Верховенство закона как необходимый принцип правового государства означает не только признание за Конституцией и иными законодательными актами высшей юридической силы, их способность устанавливать исходные, первичные нормы правового регулирования в обществе, но и безусловное подчинение всех членов общества и государства в целом действующему закону. В своей многогранной деятельности государство действует не по собственному усмотрению или по произволу, а в строго определенных рамках, установленных Конституцией и иными основополагающими нормативно - правовыми актами. Сказанное в полной мере относится и к законотворчеству. Законодательный процесс, как и любая иная деятельность государства, детально регламентируется специальным законом. Его соблюдение является необходимым условием признания каждого вновь принимаемого закона в качестве регулятора общественных отношений.

Другим непременным признаком правового государства является последовательное разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную. Все три ветви власти действуют самостоятельно и независимо друг от друга таким образом, чтобы не позволять ни одной из них доминировать над другими либо сосредоточить власть в руках одного должностного лица, свободы человека, закрепленные общепризнанными нормами международного права, а также законами и иными нормативно - правовыми актами. Это свободы в сфере экономики, политики, культуры, науки, искусства, право на жизнь, достоинство личности, личную неприкосновенность и др. В конечном счете каждый член общества обладает равными правами и свободами независимо от пола, расы, национальности, языка, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии и принадлежности к общественным объединениям и политическим партиям и других обстоятельств. При этом государство охраняет и защищает права личности, равно как и личность не нарушает действующих в обществе законов и не посягает на права и свободы других лиц.

13. Идея правового государства и становление новой государственности в России.

Современное российское гос-во - Российская Федерация - образовалось в результате демократических преобразований в СССР, в 1985-1991 г.г., принятия Декларации о государственном суверенитете Российской Федерации (1991 г.), напряженного политич. противостояния, приведшего к вооруженному конфликту в октябре 1993 г., принятия в 1993 г. Конституции Российской Федерации на референдуме и последующего конституционного процесса.

Российская Федерация , в соответствии с Конституцией РФ, есть демократическое федеративное правовое гос-во (ст.1 КРФ). В соответствии с этим, демократический режим росс. гос-ва является главным принципом его конституционного строя и последовательно проводится через нормы КРФ о порядке формирования, устройства гос-х органов и порядка их деятельности, права и свободы граждан, принципы правового гос-ва. Так, носителем суверенитета и единственным источником власти в РФ провозглашается ее многонациональный народ , который осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы гос. власти и органы местного самоуправления (ст.3 КРФ).  В РФ признается идеологическое, политическое, многообразие, многопартийность (ст.13 КРФ). Гос-во гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина (глава 2 КРФ), в том числе, право на свободу и личную неприкосновенность, право участвовать в управлении делами гос-ва, право на свободное получение, передачу и распространение информации, свободу мысли и слова,  право на объединение, право на собрания, митинги, шествия и пикетирование, а также гарантируется свобода средств массовой информации. Согласно КРФ, права и свободы человека и гражданина являются в РФ непосредственно действующими, они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления. Демократические принципы положены и в устройство государственных органов: выборность представительных и законодательных органов РФ и субъектов РФ, а также главы гос-ва - Президента РФ, принцип верховенства закона, принцип разделения властей и другие принципы правового гос-ва. Особая роль в реализации демократического потенциала российского гос-ва принадлежит главе гос-ва - Президенту РФ, который наделен статусом гаранта Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина (ст.80 КРФ), и имеет существенные возможности влияния на политику гос-ва в целом, а также Конституционному Суду РФ - судебному органу конституционного контроля, защищающему основы конституционного строя, основные права и свободы человека и гражданина и обеспечивающему верховенство КРФ на всей территории РФ. (Федеральный закон "О Конституционном Суде Российской Федерации).

Одной из важных задач развития Д. в РФ является создание правовых гарантий множественности, альтернативности, открытости СМИ, а также препятствующих монопольному влиянию на них, что будет способствовать большему контролю представительных учреждений и граждан за деятельностью гос-х органов и должностных лиц, повышению эффективности всех демократических институтов, совершенствованию правовой системы и устройства гос-ва.

В России понятие «правовое государство» связано с Радищевым и М.М. Сперанским (Ал.I и Ник.I), кодекс Наполеона. В советское время понятие п.г. использовалось только для критики зарубежного государства. Возвращение П.Г. связано с XIX партконференцией, в 1989 году. В речи Горбачева прозвучали идеи о правах, правовом государстве, разделении властей и верховенстве закона. В 1991 году СССР – разрушена, идеи социалистического П.Г. ушли, но идея П.Г. осталась.

Принципиально важным является конституирование государства Российской Федерации в качестве правового. Далеко не все конституции развитых буржуазных государств содержат подобные положения, хотя идея связанности государства правом, законом в настоящее время получает всеобщее признание.

Названные принципы последовательно закреплены в Конституции. Однако они являются скорее задачей, которую предстоит решить в ходе реформирования России, нежели свершившимся фактом.

Россия продолжала жить в разреженном правовом пространстве. Число законов, в которых нуждается страна, многократно превышает количество принятых. Законодательный процесс нередко подменяется политической борьбой. Не сложились новые правовые обычаи, низка правовая культура. Важно сознавать, что уважение к праву в обществе укоренится только тогда, когда право будет уважаться властью. Судебная система еще не стала равноправной ветвью власти, по - настоящему независимой и авторитетной... почти не реализуется принцип прямого действия Конституции.

Чтобы оперативно и целенаправленно осуществить действенные меры по преодолению отмеченных недостатков политико-правовой сферы и заложить реальные основы правового государства, Указом Президента РФ от 6 июля 1995 г. N 673 "О разработке концепции правовой реформы в Российской Федерации" было признано необходимым силами научных и практических работников разработать концепцию правовой реформы в Российской Федерации, ибо процесс построения правового государства не менее сложен и труден, чем проведение экономических реформ, и успешно завершить его можно лишь на строго научной основе, с учетом конкретно - исторических условий и социально - правовых закономерностей. Словом, правовое государство может стать реальностью в той мере, в какой общество, государство и каждый гражданин будут способны покончить с остатками правового нигилизма, грубейшего нарушения прав и свобод человека, а также создать эффективно действующее законодательство и систему органов исполнительной власти, способную обеспечить реальное действие законов.

14. Понятие права и его признаки.

Право - #G01) система общеобязательных социальных норм, охраняемых силой государственного принуждения, обеспечивающего юридическую регламентацию общественных отношений в масштабе всего общества. Такое определение П. (П. в объективном смысле) следует отличать от юридического права (П. в субъективном смысле). П. как система дифференцировано по отраслям права, каждая из которых имеет свой предмет регулирования и обладает специфическими чертами (напр., #M12291 820000865Гражданское право#S, Конституционное, Семейное право, Трудовое право, Уголовное право). Не менее основополагающим является деление П. на международное, создаваемое совместной волей двух и более государств (см. #M12291 820001931Международное право#S), и П. #M12291 820002127национальное#S, целиком находящееся в #M12291 820001610компетенции#S одного государства. С научной точки зрения один из важнейших принципов деления П. можно назвать "географическим". В современное мире наибольшее распространение получили следующие правовые системы (т.н. "семьи П."): континентальная (или романо-германская), англо-саксонская (или англо-американская), мусульманская. Большинство ученых-специалистов по сравнительному правоведению выделяют в отдельную систему также право т.н. "социалистических государств". Российское П. относится к континентальному; 2) имперaтив, стоящий нaд госудaрством и зaконом, зaщищaющий спрaведливый порядок государства как формы сaмооргaнизaции обществa; 3) совокупность социaльных регуляторов, которaя может быть облеченa в соответствующую #M12291 820001262зaконодaтельную#S форму, a может и не быть облеченa в нее. Коллизия между правом и писаным законом в РФ рaзрешaется через Конституцию РФ. Нормы #M12293 0 9004937 1540216064 77 63704707 328036464 2255788559 1265885411 77 77главы 1 "Основы конституционного#S строя" выступают высшей формой писaного прaвa и посредником между имперaтивом прaвa и писaным зaконом. Никакие другие положения Конституции РФ не могут противоречить основам конституционного строя РФ.

Право (общее определение) – система общеобязательных правил поведения, которые устанавливаются и обеспечиваются государством, выражают согласованную общественную волю и направлены на регулирование интересов личности. Общества и государства в целом.

Признаки права:

1. нормативность – нормативно-правовые акты, устанавливающие #G0общеобязательные правила поведения, установленные или санкционированные государством и обеспеченное его принудительной силой.

2. общая обязательность (существует только у права).

3. мера свободы между может и должен (права и обязанности, вытекающие из права).

4. формальная определенность – фиксация в юридических документах (нормативных актах). Существуют определенные атрибуты таких документов, порядок их опубликования и вступление в силу.

5. неперсонифицированность – общий характер права, не обращенного к отдельной персоне.

6. системность права - #G0разделение единых по назначению в обществе, внутренне согласованных, не противоречащих друг другу норм на определенные части, называемые отраслями и #M12291 820001461институтами права#S. Не терпит пробелов в праве.

7. процедурность – выполнение норм права, по определенным процедурам.

15. Основные концепции правопонимания (идеализм и реализм в праве).

Основные концепции правопонимания (идеализм и реализм в праве):

а) идеалистический (религиозный и светский идеализм) подход;

б) реалистический подход.

Общая суть заключается в том, что существует универсальное и незыблемое, общее для всех народов, право.

Идеалистический подход:

Суть религиозного идеализма (РИ), так называемая теологическая теория, состоит в том, что правовые нормы прямо или косвенно проистекают от бога, от божественной власти. Бог определяет все на земле и он же устанавливает порядок. Все люди наделяются правами, независимо от того в каком государстве они живут.

Светский идеализм (СИ), наоборот считает, что право есть создание самого человека, его натуры. Это результат того, что человек является мыслящей структурой, и сам определяет свои права, выполняет свои обязанности, происходящие из его положения в обществе.

РИ и СИ говорят о естественном праве людей. Корни возникновения идеализма очень древние. Правовая теория исходит из существования двух видов прав: естественные права (принадлежат человеку) и позитивные права (принадлежат государства). В случае конфликта ЕП и ПП предпочтение должно быть отдано естественному праву человека. Возрождение школы ЕП произошло после 2 мировой войны, была создана ООН, одной из главных целей которой является защита естественных прав человека.

1948 г. – принята всеобщая декларация прав человека.

1998 г. – все мировые конституции содержат нормы о соблюдении естественных прав человека.

Реалистический подход:

Право есть эмпирический (практический) опыт развития человеческого общества. Существует несколько направлений реализма в праве:

а) историческая школа права: «Право подобно языку». Суть этого направления состоит в том, что все историческое прошлое данного общества создает право. Корни права в истории, как и языка; постоянное историческое развитие. У каждого общества существует собственный язык и существует собственное право нет права универсального. Возникло в Германии в 19 веке (Карл фон Савиньи). Критика: особая роль отдается обычаям и традициям.

б) нормативисткое учение (самое распространенное), в основе лежит нормативисткое учение – «законодатель всегда прав». Основатель Ганс Кельзен, жил в Австрии до 1939 г., затем в США, работал в юридической школе университета Беркли, шт. Калифорния. В своих работах доказывал, что право определяет только государство и исходит из интересов государства («чистое учение права»). Российские ученые в основном нормативисты.

в) социологическое направление (социология права – изучает место права в реальной жизни) – «важна не буква, а дух закона». Отстаивает положение о «живом» праве, о том, как оно реформируется. Основатель Евгений Эрлих, ректор Черновицкого университета (г. Черновцы). Основная роль правотворца отводится судье. Судья творит право, т.к. знает жизнь. Особая роль отводится прецеденту.

г) психологическая теория права – «очеловечивает» социологический подход. Автор – Леон Петражицкий, профессор С-Петербургского университета, теоретик социологии. «Эмоции играют правом»: в праве важны эмоции, право состоит из особых переживаний, которые имеют определенный смысл. Суть подхода в отношении к праву, в том, как к нему относятся субъекты.

д) классовое подход (марксистское право) – возведенная в закон воля экономически господствующего класса. Данное направление исходит из того, что и государство и право происходят из классовой борьбы. Господство норм права класса, господствующего в экономике.

Существуют и другие направления и течения, но главное заключается в том, что к правопониманию необходимо подходить комплексно, только такой подход дает возможность увидеть право в современном виде.

16. Принципы права.

Принципы права - руководящая основа, определяющая содержание и направления правового регулирования:

1. Общие принципы - содержатся в международно-правовых документах и закрепляются в конституциях: законности, гуманности, справедливости, демократизма, юридического равенства, верховенства закона, независисимости правосудия, презумпции невиновности и т.д.

2. Конкретно-исторические принципы – определяют право в ту или иную историческую ситуацию. Например, Россия – федерация, соседи – унитарные государства.

3. Отраслевые принципы – определяют особенности отраслей права:

принцип императивности – недопустимость исключений в уголовном праве;

принцип диспозитивности – равенства сторон в гражданском праве.

4. Межотраслевые принципы: принцип гласности, состязательности и т.д. Действуют в любой отрасли права.

17. Функции права.

Функции права:

1. Внутренние функции:

а) защита прав и свобод граждан

б) экономическая функция

в) социальная функция

г) фискальная функция

д) правоохранительная функция

е) экономическая функция

ж) культурная функция

2. Внешние функции:

а) оборонная (широкое толкование – защита территориальной целостности, МО + ФСБ + ФПС + ГТК и т.д.)

б) международное сотрудничество с другими государствами.

в) сотрудничество с международными организациями (ООН, ЕС, СБиР, СНГ и т.д.).

3. В связи с субъектами власти: законодательная, исполнительная и судебная функции права.

4. По времени: постоянные и временные.

5. По отраслям права: уголовно-правовая, гражданско-правовая и административно правовая функция.

Направления деятельности права:

1. Регулятивная деятельность – связана с правомерным поведением и выполнением юридическим норм. Поощряет, стимулирует, ограничивает такое поведение.

2. Охранительная деятельность – связана с противоправным поведением. Устанавливает меры юридической защиты и юридической ответственности: запрет определенной деятельности, применение санкций и т.д.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11