рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Реферат: Теория государства и права рефераты

#G0Союз - 1) гос. образование с единой верховной (центральной) властью, состоящее и нескольких объединившихся государств (напр., Союзная Республика Югославия) или колоний (напр., Австралийский Союз). 2) #M12291 820002291общественное объединение#S, организация (в этом смысле используется понятие "свобода союзов".

#G0Содружество наций#M12291 820002134#S - объединение независимых суверенных государств, возникших в результате распада британской колониальной империи, проводящих самостоятельную политику и сотрудничающих на почве ранее сложившихся общих #M12291 820001467интересов#S и в целях содействия международному взаимопониманию. Взаимоотношения государств-членов между собой и с Великобританией определены в Вестминстерском статуте 1931 года в качестве независимых и равноправных как во внутренней, так и во внешней политике. Декларация о принципах Содружества (Сингапур, 1971) подтвердила #M12291 820001074добровольный#S характер Содружества, действующего на принципах #M12291 820001639консенсуса#S. Содружество состоит из 30 республик и 21 #M12291 820002005монархии#S. 16 монархий признают в качестве #M12291 820000763главы государства#S британского короля, представленного в этих странах #M12291 820000733генерал-губернатором#S; пять #M12291 820002005монархий#S имеют собственных королей. Ежегодно в марте празднуется День Содружества.

Цель С.н. - содействие #M12291 820000390благополучию#S #M12291 820002089народов#S посредством неустанного воздействия на международное сообщество при строгом соблюдении этих принципов. К 1995 г. в Б.с.н. входило 51 государство. Науру и Тувалу имеют статус "особых членов". Эта форма членства, предназначенная для небольших стран, предусматривает освобождение от обязательных взносов при сохранении возможности #M12291 820001074добровольных#S взносов и участие в программах технической помощи при неучастии во встречах #M12291 820000763глав государств#S и правительств.

Структура С.н.: 1. Глава Содружества (британский #M12291 820002005монарх#S). 2. Конференция Содружества. 3. Встречи на уровне #M12291 820001988министров#S. 4. #M12291 820001590Комитет#S высших #M12291 820001155должностных лиц#S( разработка политической линии и стратегии согласно установкам Конференции). 5. Руководящие органы: Совет представителей Фонда технического сотрудничества Содружества, Научный совет Содружества, Совет Содружества по делам молодежи, Консультативная группа Содружества по управлению технологией (утверждение оперативных планов и их финансирования, общее политическое руководство). 6. Финансовый #M12291 820001590комитет#S, финансовый подкомитет (одобрение бюджета секретариата). 7. Комитеты (разработка проектов, финансовое и политическое планирование). 8. Секретариат.

Главой С.н. и ее символом является британский #M12291 820002005монарх#S, признанный в этом качестве главой Содружества. Конференция Содружества, состоящая из премьер-министров государств-членов, собирается раз в два года. Образованный в 1965 году Секретариат возглавляется генеральным секретарем. Он координирует деятельность Содружества. Деятельность Секретариата определяется "Стратегической рабочей программой" (до 1996 г.), 15 программ которой разделены на три основные группы: 1) консультации, контроль, планирование, менеджмент и #M12291 820001475информация#S; 2) мероприятия в сфере политического и экономического сотрудничества; З) программы помощи развитию.

#G0Содружество независимых государств (СНГ) - межгосударственное объединение, созданное на основе Соглашения о создании Содружества Независимых Государств, подписанного в Минске 8 декабря 1991 г. представителями трех республик СССР - РСФСР, Республики Беларусь и Украины. Соглашение ратифицировано 12 декабря 1991 г. постановлением Верховного Совета РСФСР. Устав СНГ, принятый в г. Минске 22 января 1993 г., ратифицирован Верховным Советом РФ 12 апреля 1993 г. В соответствии с указанным Соглашением и Уставом СНГ целями Содружества являются развитие равноправного и взаимовыгодного сотрудничества #M12291 820002089народов#S и государств в области политики, экономики, культуры, образования, здравоохранения, охраны окружающий среды, науки, торговли, в гуманитарной и иных областях, содействование широкому информационному обмену, #M12291 820001075добросовестное#S и неукоснительное соблюдение взаимных обязательств.

В Алмаатинской декларации, подписанной 21 декабря 1991 г. главами 11 государств-основателей СНГ провозглашалось, что "взаимодействие участников Содружества будет осуществляться на принципе равноправия через координирующие #M12291 820001460институты#S, формируемые на паритетной основе и действующие в порядке, определяемом соглашениями между участниками Содружества, которое не является ни государством, ни надгосударственным образованием. В целях обеспечения международной стратегической стабильности и безопасности будет сохранено объединенное командование военно-стратегическими силами и единый контроль над ядерным оружием; стороны будут уважать стремление друг друга к достижению статуса безъядерного и (или) нейтрального государства. Содружество Независимых Государств открыто с согласия всех его участников для присоединения к нему государств - членов бывшего Союза ССР, а также иных государств, разделяющих цели и принципы Содружества". Государства -участники Содружества гарантировали в соответствии со своими конституционными процедурами выполнение международных обязательств, вытекающих из #M12291 820001085договоров#S и соглашений бывшего Союза ССР.

На август 1996 г. в СНГ участвует 12 бывших республик СССР Российская Федерация, Украина, Республика Узбекистан, Республика Казахстан, Республика Беларусь, Азербайджанская Республика, Республика #M12291 820000875Грузия#S, Республика Таджикистан, Киргизская Республика, Республика Армения, Республика Молдова, Туркменистан (однако Украина так и не ратифицировала Соглашения и формально не стала участником Устава СНГ). Официальным местом пребывания межгосударственных органов СНГ является г. Минск. Основными #M12291 820001460институтами#S (консультативными и координирующими органами) СНГ являются: Совет #M12291 820000763глав государств#S Содружества, Совет #M12291 820000765глав правительств#S, #M12291 820001487Исполнительный#S секретариат СНГ, #M12291 820001915Межгосударственный экономический комитет#S, Экономический Суд СНГ, Межпарламентская ассамблея государств участников СНГ, Совет #M12291 820001988министров#S #M12291 820002263обороны#S, Межгосударственный совет по космосу, Постоянная консультативная комиссия по миротворческой деятельности при Совете #M12291 820001988министров#S иностранных дел государств членов СНГ, Консультативный совет по труду, миграции и социальной защите населения государств - участников СНГ, Совет по #M12291 820001772культурному#S сотрудничеству государств - участников СНГ, Совет руководителей государственных информационных агентств СНГ, межгосударственный совет по вопросам охраны промышленной собственности, Правовой консультативный совет государств - участников СНГ, Совет по сотрудничеству в области здравоохранения СНГ, Межгосударственная комиссия по военно-экономическому сотрудничеству государств-участников СНГ, Статистический #M12291 820001590комитет#S СНГ и др. В связи с расхождениями в оценке перспектив дальнейшего развития СНГ некоторые государства-участники Содружества пошли по пути создания в рамках СНГ более узких союзов: так, например, Россия и Беларусь подписали 2 апреля 1996 г. соглашение о создании Сообщества Суверенных Республик; учрежден также Таможенный союз в составе России, Беларуси, Казахстана и Кыргызстана.

10. Государственно-политический режим.

Государственно-политический режим#G0 - в науке #M12291 820001652конституционного права#S понятие, обозначающее систему приемов, методов, форм, способов осуществления политической (включая гос.) власти в обществе. Это функциональная характеристика власти. Легитимизация и функционирование власти определяется типом государства. Легитимизация – поддержка власти и режима народом, осуществляемая в виде выборов и референдума. Не существует единой типологии П.р. Определение режима зависит от того, на сколько сильно государственная власть формируется и контролируется народом (от демократии к тирании и тоталитаризму). Чаще всего наука #M12291 820001652конституционного права#S выделяет демократический, либеральный, #M12291 820000033авторитарный#S и тоталитарный П.р. Характер П.р. никогда прямо не указывается в конституциях государств (не считая весьма распространенных указаний на демократический характер государства), однако почти всегда самым непосредственным образом отражается на их содержании. Можно разделить на демократический, антидемократический и переходный.

Государственно-политический режим – это понятие, обозначающее систему приемов, методов, форм, способов осуществления государственной и политической власти в обществе. Это функциональная характеристика власти. Характер государственно-политичекого режима никогда прямо не указывается в конституциях государств (не считая распространенных указаний на демократический характер государства), однако почти всегда самым непосредственным образом отражается на их содержании.

Чаще всего современная теория государства различает следующие основные виды государственно-политических режимов: демократический, либеральный, авторитарный и тоталитарный. Эта классификация восходит еще к Платону, выделявшему, помимо «наилучшего государства», тимократию (господство благородных воинов), олигархию (правление богатых семей), демократию и тиранию. Последняя, если воспользоваться современной терминологией и есть тоталитаризм.

#G0Демократия (гр. demokratia - власть #M12291 820002089народа#S, от demos - народ и kratos - власть) - в совр. понимании форма гос. устройства, основанная на признании таких устоев конституционного строя, как #M12293 0 820002099 1710435908 4294967294 315 403454216 3922678796 1318887888 4090 2596531803нaродовлaстие#S и политический плюрaлизм, свобода и равенство #M12291 820000853граждан#S, #M12291 820002183неотчуждаемость#S прав человека. Формой ее реaлизaции выступaет республикaнское прaвление с рaзделением и взaимодействием влaстей, рaзвитой системой #M12291 820002093нaродного предстaвительствa#S. Д. как форма гос.-политического устройства возникла вместе с появлением гос.ва (древние Афины). В совр. обществе Д. означает власть большинства при защите прав меньшинства, осуществление выборности основных гос. органов, наличие прав и политических свобод #M12291 820000853граждан#S, их равноправие, верховенство закона, конституционализм, разделение властей. Различают непосредственную Д, (основные решения принимаются непосредственно всеми #M12291 820000853гражданами#S на референдумах, сходах и т.п.) и представительную Д. (решения принимаются выборными учреждениями парламентами и др.). #M12291 820001460Институты#S Д. наиболее полное развитие получают в правовом государстве.

#G0Авторитаризм (от лат. autoritas - власть) - система власти, характерная для антидемократических политических. режимов. Характеризуется сосредоточением всей гос. власти в руках одного лица или органа, отсутствием или ущемлением основных политических свобод (слова, печати), подавлением политической оппозиции. Обычно сочетается с личной диктатурой. В зависимости от сочетания методов правления может варьироваться от умеренно авторитарного режима с формальным сохранением атрибутов #M12291 820000971демократии#S до классической фашисткой диктатуры. Самой крайней формой А. является тоталитаризм.

#G0Тоталитаризм (от средневекового лат. totalis - весь, целый, полный) - 1) одна из форм господства (тоталитарное государство), характеризующаяся его полным (тотальным) контролем над всеми сферами жизни общества, фактической ликвидацией #M12291 820001652конституции прав#S и свобод, репрессиями в отношении оппозиции и инакомыслящих (например, различные формы Т. в фашисткой Италии, Германии, коммунистический режим в СССР, франкизм в Испании и др. - с конца 20-х гг. 20 в.).

2) Направление политической мысли, оправдывающее этатизм, #M12291 820000033авторитаризм#S. С 20-х гг. 20 в. Т. стал официальной идеологией фашисткой Германии и Италии.

11. Разделение властей в современном государстве.

Разделение властей – это важнейший принцип. Еще древние выступали за разделение труда. Властный труд также необходимо распределять и организовывать. Аристотель выдвинул идею о трех ветвях власти: законодательной, исполнительной и судебной.

XVII в. – период подготовки к буржуазной революции. «Два трактата о правлении» Джон Лон (1690) – критика и размышления о судьбе власти. Обосновал верховенство законодательной власти, т.к. ее формирует народ.

XVIII в. – Шарон де Монтескье «О духе законов» (1748) – изложил суть принципа разделения властей заключенный в процессе делегирования власти ее определенным субъектам, которые распределяют между собой функции управления государством. Власть не единоличная, а коллегиальная через субъектов: Англия – образование парламента – законодательного органа.

Наиболее полно принцип разделения властей закреплен в конституции США ст. 9 3 поправка посвящены разделению властей, системе здержек и противовесов, рычагам воздействия одной власти на другую: президент назначает премьер-министра и министров, у конгресса – возможность эмпичмента, у президента – право не подписать закон, у парламента – право переголосовать (2/3 + 1 голос).

#G0Законодательная власть - в соответствии с теорией разделения властей одна из трех уравновешивающих друг друга властей в государстве. З.В. – власть делегированная народом своим представителям, первичная власть. Представляет собой совокупность полномочий по изданию законов, а также систему гос. органов, осуществляющих эти полномочия. В демократических государствах З.в. может осуществляться не только специальными #M12291 820001262законодательными#S органами (парламентами, местными #M12291 820001262законодательными#S ассамблеями), но также и непосредственно #M12291 820001365избирательным корпусом#S (политически #M12291 820000934дееспособными гражданами#S) путем референдума, а в некоторых случаях и органами #M12291 820001487исполнительной#S власти - в порядке делегированного или чрезвычайного #M12291 820001262законодательствования#S. Конституции некоторых совр. государств содержат положения о том, что З.в. принадлежит совместно #M12291 820002005монарху#S и парламенту или палатам парламента и #M12291 820000763главе государства#S как составной части парламента. В #M12291 820000008абсолютных монархиях#S (Оман, Бруней, Саудовская Аравия) З.в. принадлежит исключительно монарху.

#G0Исполнительная власть - в соответствии с теорией разделения властей одна из самостоятельных и независимых публичных властей (наряду с #M12291 820001262законодательной#S и судебной) в государстве. Вторичная и подзаконная. Представляет собой совокупность полномочий по управлению гос. делами, включая полномочия подзаконодательного регулирования (административного нормотворчества), полномочия внешнеполитического представительства, полномочия по осуществлению различного рода административного контроля, а также иногда и #M12291 820001262законодательные#S полномочия (в порядке делегированного или чрезвычайного #M12291 820001262законодательствования#S), а также систему гос. органов, осуществляющих вышеперечисленные полномочия. Cовр. конституции формально наделяют И.в. #M12291 820000763главу государства#S (в парламентарных #M12291 820002005монархиях#S и республиках, в президентских республиках) или правительство (в республиках смешанного типа). Однако на деле в парламентарных #M12291 820002005монархиях#S и республиках вся И.в. целиком принадлежит правительству, в дуалистических #M12291 820002005монархиях#S - монарху совместно с правительством, а в республиках смешанного типа осуществление И.в. правительством, как пр., происходит под непосредственным руководством и контролем #M12291 820000763главы государства#S (президента). На региональном и местом уровне И.в. осуществляется различными органами #M12291 820001972местного управления#S и #M12291 820001971местного самоуправления#S (#M12293 0 820000894 3977019924 1754142632 3120048890 4 12 3844407738 1851530676 2836губернаторами#S, #M12291 820002034мэрами#S, префектами, старостами и подчиненным им аппаратом).

#G0Судебная власть - в сответствии с теорией разделения властей самостоятельная и независимая сфера публичной власти (наряду с #M12291 820001262законодательной#S и #M12291 820001487исполнительной#S). Представляет собой совокупность полномочий по осуществлению правосудия, т.е. полномочий по рассмотрению и разрешению уголовных, гражданских, административных и конституционных дел (споров) в порядке, установленном процессуальным законом, а иногда также полномочий по обязательному толкованию #M12291 820002211норм права#S (напр., Конституционный Суд РФ, #M12291 820000578Верховный Суд#S США), нормотворческих полномочий (создание судебных прецедентов судами в англо-саксонских странах), контрольных полномочий (напр., проверка законности #M12291 820000215ареста#S или задержания) и некоторых др. второстепенных полномочий (установление фактов, регистрация #M12291 820001708корпораций#S в некоторых странах и т.п.), а также систему гос. органов, осуществляющих вышеперечисленные полномочия. Полномочия С.в. подразделяются на основные (исключительные) - по осуществлению правосудия и вспомогательные. В совр. демократических гос.вах осуществление основных полномочий С.в. возлагается на суды различных категорий (обычные {общей #M12291 820001610компетенции#S и специализированные}, административные, конституционные), а также иногда на т.н. квазисудебные органы. В РФ основные полномочия С.в. осуществляются только судами (в т.ч. единолично судьями).

12. Правовое государство: понятие, принципы и основные признаки.

#G0Правовое государство – это демократическое государство, основанное на праве и верховенстве законов, которое осуществляет свою власть посредством ее разделения и при приоритете защиты прав человека. В основе п.г. лежит стремление оградить общество и его граждан от чрезмерной опеки государства. П.Г. в #M12291 820001652конституционном праве#S характеристика конституционно-правового статуса государства, предполагающая безусловное подчинение государства следующим принципам: #M12291 820002096народный суверенитет#S, нерушимость прав и свобод человека со стороны государства, связанность государства конституционным строем, верховенство конституции по отношению ко всем др. законам и подзаконным актам, разделение властей и #M12291 820001460институт#S ответственности власти как организационную основу правового государства, независимость суда, приоритет норм #M12291 820001931международного права#S над нормами #M12291 820002127национального#S права. РФ провозглашается П.г. в #M12293 0 9004937 1265885411 77 77 2697438627 2483551691 2836092415 32245312 2880545557ст.1 Конституции РФ#S 1993 г. П.г. является также одной из центральных категорий современных демократических теорий права. В США и Англии термин «господство права» = П.Г.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11