Реферат: Теория государства и права
#G0Союз
- 1) гос. образование с единой верховной (центральной) властью, состоящее и
нескольких объединившихся государств (напр., Союзная Республика Югославия) или
колоний (напр., Австралийский Союз). 2) #M12291
820002291общественное объединение#S,
организация (в этом смысле используется понятие "свобода союзов".
#G0Содружество
наций#M12291 820002134#S - объединение
независимых суверенных государств, возникших в результате распада британской
колониальной империи, проводящих самостоятельную политику и сотрудничающих на
почве ранее сложившихся общих #M12291 820001467интересов#S и в целях содействия международному
взаимопониманию. Взаимоотношения государств-членов между собой и с
Великобританией определены в Вестминстерском статуте 1931 года в качестве
независимых и равноправных как во внутренней, так и во внешней политике.
Декларация о принципах Содружества (Сингапур, 1971) подтвердила #M12291 820001074добровольный#S характер Содружества, действующего на принципах #M12291 820001639консенсуса#S. Содружество состоит из 30 республик и 21 #M12291 820002005монархии#S.
16 монархий признают в качестве #M12291 820000763главы
государства#S британского короля,
представленного в этих странах #M12291 820000733генерал-губернатором#S; пять #M12291
820002005монархий#S имеют собственных
королей. Ежегодно в марте празднуется День Содружества.
Цель С.н. - содействие #M12291 820000390благополучию#S #M12291 820002089народов#S посредством неустанного воздействия на
международное сообщество при строгом соблюдении этих принципов. К 1995 г. в
Б.с.н. входило 51 государство. Науру и Тувалу имеют статус "особых
членов". Эта форма членства, предназначенная для небольших стран, предусматривает
освобождение от обязательных взносов при сохранении возможности #M12291 820001074добровольных#S взносов и участие в программах технической
помощи при неучастии во встречах #M12291 820000763глав
государств#S и правительств.
Структура С.н.: 1. Глава
Содружества (британский #M12291 820002005монарх#S). 2. Конференция Содружества. 3. Встречи на
уровне #M12291 820001988министров#S. 4. #M12291 820001590Комитет#S высших #M12291
820001155должностных лиц#S( разработка
политической линии и стратегии согласно установкам Конференции). 5. Руководящие
органы: Совет представителей Фонда технического сотрудничества Содружества,
Научный совет Содружества, Совет Содружества по делам молодежи, Консультативная
группа Содружества по управлению технологией (утверждение оперативных планов и
их финансирования, общее политическое руководство). 6. Финансовый #M12291 820001590комитет#S,
финансовый подкомитет (одобрение бюджета секретариата). 7. Комитеты (разработка
проектов, финансовое и политическое планирование). 8. Секретариат.
Главой С.н. и ее символом
является британский #M12291 820002005монарх#S, признанный в этом качестве главой Содружества.
Конференция Содружества, состоящая из премьер-министров государств-членов,
собирается раз в два года. Образованный в 1965 году Секретариат возглавляется
генеральным секретарем. Он координирует деятельность Содружества. Деятельность
Секретариата определяется "Стратегической рабочей программой" (до
1996 г.), 15 программ которой разделены на три основные группы: 1)
консультации, контроль, планирование, менеджмент и #M12291
820001475информация#S; 2) мероприятия
в сфере политического и экономического сотрудничества; З) программы помощи
развитию.
#G0Содружество
независимых государств (СНГ) - межгосударственное объединение, созданное на
основе Соглашения о создании Содружества Независимых Государств, подписанного в
Минске 8 декабря 1991 г. представителями трех республик СССР - РСФСР,
Республики Беларусь и Украины. Соглашение ратифицировано 12 декабря 1991 г.
постановлением Верховного Совета РСФСР. Устав СНГ, принятый в г. Минске 22
января 1993 г., ратифицирован Верховным Советом РФ 12 апреля 1993 г. В
соответствии с указанным Соглашением и Уставом СНГ целями Содружества являются
развитие равноправного и взаимовыгодного сотрудничества #M12291 820002089народов#S и
государств в области политики, экономики, культуры, образования,
здравоохранения, охраны окружающий среды, науки, торговли, в гуманитарной и
иных областях, содействование широкому информационному обмену, #M12291 820001075добросовестное#S и неукоснительное соблюдение взаимных
обязательств.
В Алмаатинской декларации,
подписанной 21 декабря 1991 г. главами 11 государств-основателей СНГ
провозглашалось, что "взаимодействие участников Содружества будет
осуществляться на принципе равноправия через координирующие #M12291 820001460институты#S, формируемые на паритетной основе и действующие в порядке,
определяемом соглашениями между участниками Содружества, которое не является ни
государством, ни надгосударственным образованием. В целях обеспечения
международной стратегической стабильности и безопасности будет сохранено
объединенное командование военно-стратегическими силами и единый контроль над
ядерным оружием; стороны будут уважать стремление друг друга к достижению
статуса безъядерного и (или) нейтрального государства. Содружество Независимых
Государств открыто с согласия всех его участников для присоединения к нему
государств - членов бывшего Союза ССР, а также иных государств, разделяющих
цели и принципы Содружества". Государства -участники Содружества гарантировали
в соответствии со своими конституционными процедурами выполнение международных
обязательств, вытекающих из #M12291 820001085договоров#S и соглашений бывшего Союза ССР.
На август 1996 г. в СНГ участвует
12 бывших республик СССР Российская Федерация, Украина, Республика Узбекистан,
Республика Казахстан, Республика Беларусь, Азербайджанская Республика,
Республика #M12291 820000875Грузия#S, Республика Таджикистан, Киргизская Республика,
Республика Армения, Республика Молдова, Туркменистан (однако Украина так и не
ратифицировала Соглашения и формально не стала участником Устава СНГ).
Официальным местом пребывания межгосударственных органов СНГ является г. Минск.
Основными #M12291 820001460институтами#S (консультативными и координирующими органами)
СНГ являются: Совет #M12291 820000763глав
государств#S Содружества, Совет #M12291 820000765глав правительств#S, #M12291 820001487Исполнительный#S секретариат СНГ, #M12291
820001915Межгосударственный экономический комитет#S, Экономический Суд СНГ, Межпарламентская ассамблея государств
участников СНГ, Совет #M12291 820001988министров#S #M12291 820002263обороны#S, Межгосударственный совет по космосу, Постоянная
консультативная комиссия по миротворческой деятельности при Совете #M12291 820001988министров#S иностранных дел государств членов СНГ, Консультативный совет по
труду, миграции и социальной защите населения государств - участников СНГ,
Совет по #M12291 820001772культурному#S сотрудничеству государств - участников СНГ,
Совет руководителей государственных информационных агентств СНГ,
межгосударственный совет по вопросам охраны промышленной собственности,
Правовой консультативный совет государств - участников СНГ, Совет по
сотрудничеству в области здравоохранения СНГ, Межгосударственная комиссия по
военно-экономическому сотрудничеству государств-участников СНГ, Статистический #M12291 820001590комитет#S
СНГ и др. В связи с расхождениями в оценке перспектив дальнейшего развития СНГ
некоторые государства-участники Содружества пошли по пути создания в рамках СНГ
более узких союзов: так, например, Россия и Беларусь подписали 2 апреля 1996 г.
соглашение о создании Сообщества Суверенных Республик; учрежден также
Таможенный союз в составе России, Беларуси, Казахстана и Кыргызстана.
10.
Государственно-политический режим.
Государственно-политический режим#G0 - в науке #M12291
820001652конституционного права#S
понятие, обозначающее систему приемов, методов, форм, способов осуществления
политической (включая гос.) власти в обществе. Это функциональная
характеристика власти. Легитимизация и функционирование власти определяется
типом государства. Легитимизация – поддержка власти и режима народом,
осуществляемая в виде выборов и референдума. Не существует единой типологии
П.р. Определение режима зависит от того, на сколько сильно государственная
власть формируется и контролируется народом (от демократии к тирании и
тоталитаризму). Чаще всего наука #M12291 820001652конституционного
права#S выделяет демократический,
либеральный, #M12291 820000033авторитарный#S и тоталитарный П.р. Характер П.р. никогда прямо
не указывается в конституциях государств (не считая весьма распространенных
указаний на демократический характер государства), однако почти всегда самым
непосредственным образом отражается на их содержании. Можно разделить на демократический,
антидемократический и переходный.
Государственно-политический
режим – это понятие, обозначающее систему приемов, методов, форм, способов
осуществления государственной и политической власти в обществе. Это
функциональная характеристика власти. Характер государственно-политичекого
режима никогда прямо не указывается в конституциях государств (не считая
распространенных указаний на демократический характер государства), однако
почти всегда самым непосредственным образом отражается на их содержании.
Чаще всего современная теория государства различает
следующие основные виды государственно-политических режимов: демократический,
либеральный, авторитарный и тоталитарный. Эта классификация восходит еще к
Платону, выделявшему, помимо «наилучшего государства», тимократию (господство
благородных воинов), олигархию (правление богатых семей), демократию и тиранию.
Последняя, если воспользоваться современной терминологией и есть тоталитаризм.
#G0Демократия
(гр. demokratia - власть #M12291 820002089народа#S, от demos - народ и kratos - власть) - в совр.
понимании форма гос. устройства, основанная на признании таких устоев
конституционного строя, как #M12293 0 820002099
1710435908 4294967294 315 403454216 3922678796 1318887888 4090 2596531803нaродовлaстие#S и политический плюрaлизм, свобода и равенство #M12291 820000853граждан#S,
#M12291 820002183неотчуждаемость#S прав человека. Формой ее реaлизaции выступaет
республикaнское прaвление с рaзделением и взaимодействием влaстей, рaзвитой
системой #M12291 820002093нaродного
предстaвительствa#S. Д. как форма
гос.-политического устройства возникла вместе с появлением гос.ва (древние
Афины). В совр. обществе Д. означает власть большинства при защите прав
меньшинства, осуществление выборности основных гос. органов, наличие прав и
политических свобод #M12291 820000853граждан#S, их равноправие, верховенство закона,
конституционализм, разделение властей. Различают непосредственную Д, (основные
решения принимаются непосредственно всеми #M12291
820000853гражданами#S на референдумах,
сходах и т.п.) и представительную Д. (решения принимаются выборными
учреждениями парламентами и др.). #M12291 820001460Институты#S Д. наиболее полное развитие получают в правовом
государстве.
#G0Авторитаризм
(от лат. autoritas - власть) - система власти, характерная для
антидемократических политических. режимов. Характеризуется сосредоточением всей
гос. власти в руках одного лица или органа, отсутствием или ущемлением основных
политических свобод (слова, печати), подавлением политической оппозиции. Обычно
сочетается с личной диктатурой. В зависимости от сочетания методов правления
может варьироваться от умеренно авторитарного режима с формальным сохранением
атрибутов #M12291 820000971демократии#S до классической фашисткой диктатуры. Самой
крайней формой А. является тоталитаризм.
#G0Тоталитаризм
(от средневекового лат. totalis - весь, целый, полный) - 1) одна из форм
господства (тоталитарное государство), характеризующаяся его полным (тотальным)
контролем над всеми сферами жизни общества, фактической ликвидацией #M12291 820001652конституции прав#S и свобод, репрессиями в отношении оппозиции и
инакомыслящих (например, различные формы Т. в фашисткой Италии, Германии,
коммунистический режим в СССР, франкизм в Испании и др. - с конца 20-х гг. 20
в.).
2) Направление политической
мысли, оправдывающее этатизм, #M12291 820000033авторитаризм#S. С 20-х гг. 20 в. Т. стал официальной идеологией
фашисткой Германии и Италии.
11. Разделение властей в
современном государстве.
Разделение властей – это
важнейший принцип. Еще древние выступали за разделение труда. Властный труд
также необходимо распределять и организовывать. Аристотель выдвинул идею о трех
ветвях власти: законодательной, исполнительной и судебной.
XVII в. –
период подготовки к буржуазной революции. «Два трактата о правлении» Джон Лон
(1690) – критика и размышления о судьбе власти. Обосновал верховенство
законодательной власти, т.к. ее формирует народ.
XVIII в.
– Шарон де Монтескье «О духе законов» (1748) – изложил суть принципа разделения
властей заключенный в процессе делегирования власти ее определенным субъектам,
которые распределяют между собой функции управления государством. Власть не
единоличная, а коллегиальная через субъектов: Англия – образование парламента –
законодательного органа.
Наиболее полно принцип разделения
властей закреплен в конституции США ст. 9 3 поправка посвящены разделению
властей, системе здержек и противовесов, рычагам воздействия одной власти на
другую: президент назначает премьер-министра и министров, у конгресса –
возможность эмпичмента, у президента – право не подписать закон, у парламента –
право переголосовать (2/3 + 1 голос).
#G0Законодательная
власть - в соответствии с теорией разделения властей одна из трех
уравновешивающих друг друга властей в государстве. З.В. – власть делегированная
народом своим представителям, первичная власть. Представляет собой совокупность
полномочий по изданию законов, а также систему гос. органов, осуществляющих эти
полномочия. В демократических государствах З.в. может осуществляться не только
специальными #M12291 820001262законодательными#S органами (парламентами, местными #M12291 820001262законодательными#S ассамблеями), но также и непосредственно #M12291 820001365избирательным корпусом#S (политически #M12291
820000934дееспособными гражданами#S)
путем референдума, а в некоторых случаях и органами #M12291
820001487исполнительной#S власти - в
порядке делегированного или чрезвычайного #M12291
820001262законодательствования#S.
Конституции некоторых совр. государств содержат положения о том, что З.в.
принадлежит совместно #M12291 820002005монарху#S и парламенту или палатам парламента и #M12291 820000763главе государства#S как составной части парламента. В #M12291 820000008абсолютных монархиях#S (Оман, Бруней, Саудовская Аравия) З.в.
принадлежит исключительно монарху.
#G0Исполнительная
власть - в соответствии с теорией разделения властей одна из
самостоятельных и независимых публичных властей (наряду с #M12291 820001262законодательной#S и судебной) в государстве. Вторичная и
подзаконная. Представляет собой совокупность полномочий по управлению гос.
делами, включая полномочия подзаконодательного регулирования (административного
нормотворчества), полномочия внешнеполитического представительства, полномочия
по осуществлению различного рода административного контроля, а также иногда и #M12291 820001262законодательные#S полномочия (в порядке делегированного или
чрезвычайного #M12291 820001262законодательствования#S), а также систему гос. органов, осуществляющих
вышеперечисленные полномочия. Cовр. конституции формально наделяют И.в. #M12291 820000763главу государства#S (в парламентарных #M12291
820002005монархиях#S и республиках, в
президентских республиках) или правительство (в республиках смешанного типа).
Однако на деле в парламентарных #M12291 820002005монархиях#S и республиках вся И.в. целиком принадлежит
правительству, в дуалистических #M12291 820002005монархиях#S - монарху совместно с правительством, а в
республиках смешанного типа осуществление И.в. правительством, как пр.,
происходит под непосредственным руководством и контролем #M12291 820000763главы государства#S (президента). На региональном и местом уровне
И.в. осуществляется различными органами #M12291
820001972местного управления#S и #M12291 820001971местного самоуправления#S (#M12293 0 820000894
3977019924 1754142632 3120048890 4 12 3844407738 1851530676 2836губернаторами#S, #M12291 820002034мэрами#S, префектами, старостами и подчиненным им
аппаратом).
#G0Судебная
власть - в сответствии с теорией разделения властей самостоятельная и
независимая сфера публичной власти (наряду с #M12291
820001262законодательной#S и #M12291 820001487исполнительной#S). Представляет собой совокупность полномочий по
осуществлению правосудия, т.е. полномочий по рассмотрению и разрешению
уголовных, гражданских, административных и конституционных дел (споров) в
порядке, установленном процессуальным законом, а иногда также полномочий по
обязательному толкованию #M12291 820002211норм
права#S (напр., Конституционный Суд РФ, #M12291 820000578Верховный Суд#S США), нормотворческих полномочий (создание
судебных прецедентов судами в англо-саксонских странах), контрольных полномочий
(напр., проверка законности #M12291 820000215ареста#S или задержания) и некоторых др. второстепенных
полномочий (установление фактов, регистрация #M12291
820001708корпораций#S в некоторых
странах и т.п.), а также систему гос. органов, осуществляющих вышеперечисленные
полномочия. Полномочия С.в. подразделяются на основные (исключительные) - по
осуществлению правосудия и вспомогательные. В совр. демократических гос.вах
осуществление основных полномочий С.в. возлагается на суды различных категорий
(обычные {общей #M12291 820001610компетенции#S и специализированные}, административные,
конституционные), а также иногда на т.н. квазисудебные органы. В РФ основные
полномочия С.в. осуществляются только судами (в т.ч. единолично судьями).
12. Правовое государство:
понятие, принципы и основные признаки.
#G0Правовое
государство – это демократическое государство, основанное на праве и
верховенстве законов, которое осуществляет свою власть посредством ее
разделения и при приоритете защиты прав человека. В основе п.г. лежит
стремление оградить общество и его граждан от чрезмерной опеки государства.
П.Г. в #M12291 820001652конституционном праве#S характеристика конституционно-правового статуса
государства, предполагающая безусловное подчинение государства следующим
принципам: #M12291 820002096народный
суверенитет#S, нерушимость прав и свобод
человека со стороны государства, связанность государства конституционным
строем, верховенство конституции по отношению ко всем др. законам и подзаконным
актам, разделение властей и #M12291 820001460институт#S ответственности власти как организационную
основу правового государства, независимость суда, приоритет норм #M12291 820001931международного права#S над нормами #M12291
820002127национального#S права. РФ
провозглашается П.г. в #M12293 0 9004937 1265885411
77 77 2697438627 2483551691 2836092415 32245312 2880545557ст.1
Конституции РФ#S 1993 г. П.г. является также
одной из центральных категорий современных демократических теорий права. В США
и Англии термин «господство права» = П.Г.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11
|
|