рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Реферат: Теория государства и права рефераты

     1) Текстовое толкование начинается с осмысливания соответствующего текста нормативного акта. Необходимо установить основное значение отдельных слов, их смысловой оттенок в данном контексте, выяснить грамматическую форму (падеж, число, род, лицо и т.д.). Если в нормативном акте нет определения термина, ему дается общеупотребимое литературное значение. При толковании интернациональных и иностранных слов им придается то значение, какое они приобрели в родном для законодателя языке.

     Смысл исследуемого слова толкуется так, как понимал его законодатель в момент издания нормы. Основная лексическая база, используемая в нормативных актах, постоянна. Однако возможность изменения значения слов существует, и ее нельзя не учитывать при толковании.

     2) Вторая, не менее ответственная задача, стоящая перед интерпретатором, - установление смысловой и грамматической структуры текста, изучение взаимозависимости всех предложений, уточняющих, развивающих и конкретизирующих содержание и в совокупности составляющих норму права. Установление таких связей особенно важно в случае, когда норма складывается из нескольких статей одного акта или различных актов (внесение изменений и дополнений в статью, последующее ее распространение, отмена какой-либо части, помещение санкции в другой статье или ином акте и т.д.).

     3) Одновременно исследуются технико-юридические средства и приемы выражения воли законодателя в толкуемой норме (раскрытие содержания специальных юридических и технических терминов, особых правовых конструкций, анализ структуры рассматриваемой нормы, установление того, к какому виду норм права она относится, и т.д.).

     4) Любая норма представляет собой составную часть системы права и взаимодействует с множеством других правовых норм. Поэтому после анализа содержания нормы необходимо проследить и раскрыть все ее юридические связи и опосредования (систематическое толкование). Уяснить суть конкретной нормы можно лишь проанализировав другие нормы, близкие ей по содержанию, развивающие, детализирующие ее, а также нормы общей части соответствующей отрасли права, выяснив, в каком по значимости акте (законе, постановлении и т.д.) она сформулирована, какое место в этом акте занимает.

  Установление систематических связей толкуемой нормы с другими, близкими ей по содержанию, в одних случаях позволяет всесторонне рассмотреть первую норму без изменения ее содержания. В других случаях близкая норма может дополнять предписание исследуемой нормы, уточнять ее, ликвидировать возможность возникновения пробелов и недоразумений при ее применении. Связь норм проявляется также в том, что одна норма может установить определенные исключения из общего правила, сформулированного в другой норме, изменить в той или иной степени содержание другой нормы, ограничить или расширить объем ее действия.

     Установление систематических связей между нормами помогает правильно понять сферу их действия, круг лиц, которых они касаются, смысл того или иного термина и т.д. Это особенно важно, когда сравнивается изданная ранее норма с новой, которая в какой-то степени корректирует ее содержание. Систематическое толкование позволяет выявить противоречия и коллизии в законодательстве, нормы, которые хотя формально не отменены, на самом деле заменены другими и фактически не действуют. При необходимости применения аналогии закона (см.) этот прием толкования помогает найти наиболее близкую норму к конкретному подлежащему разрешению случаю.

    5)  Исследование социального значения нормы, ее цели, намерений законодателя, общественно-политической обстановки, обусловившей ее издание, составляет содержание историко-политического толкования. Важно использовать документы и материалы, опубликованные в средствах массовой информации, литературу, отражающую политику государства по рассматриваемому вопросу. Кроме того, интерпретатор изучает преамбулы и введения к толкуемым актам, их официальное и неофициальное толкование, тексты старых, отмененных актов по тому же вопросу, материалы обсуждения и принятия толкуемой нормы, а также учитывает социально-политическую обстановку, складывающуюся в момент самого процесса толкования. Естественно, что это толкование должно производиться лишь в рамках основного содержания исследуемого акта, не должно быть предлогом для отхода от его точного смысла.

     6) Историко-политическое толкование помогает выявить нормы, формально не отмененные, но фактически утратившие свое значение. Когда очевидно, что в жизни нет тех условий, к которым исследуемая норма может быть применена, когда эти условия изжили себя и сошли с исторической сцены, то можно сделать вывод, что такая норма уже не действует как устаревшая.

    7) В отдельных случаях, в результате толкования нормы обнаруживается, что она недостаточно ясна или вызывает сомнения. Неясность нормы может проявляться в расплывчатости формулировок, недостаточной точности того или иного термина или выражения, в двусмысленности, неполноте. Неясность может возникнуть также из-за противоречий внутри самой нормы в силу несовершенства законодательной техники. В таких случаях весьма важно использовать все то, что объединяется под условным наименованием "дополнительные материалы" к правовой норме: специальные разъяснения органа, издавшего толкуемую норму, акты Верховного и Высшего арбитражного суда и их коллегий, официальные разъяснения других государственных органов. Необходимо также использовать учебники по правовым дисциплинам, комментарии законодательства, монографическую литературу, мнения сведущих людей (например, разъяснения адвокатов, работников кодификационных бюро) и другие материалы.

     При обнаружении действительной неясности нормы наиболее верным является тот вариант толкования, который: 1) более полно и правильно отражает общие принципы права; 2) наиболее соответствует требованию охраны прав и законных интересов граждан; 3) оптимально, полно и всесторонне отражает цели принятия толкуемого акта, его назначение. При этом выводы, полученные с помощью использования дополнительных материалов, не должны устранять нормы за счет изменения или отмены ее положений.

     В результате толкования у интерпретатора должно появиться внутреннее убеждение в том, что полученные выводы верны, отвечают содержанию и цели толкуемой нормы. Внутреннее убеждение формулируется как уверенность в том, что все необходимое учтено при установлении ее содержания.

     На основании результатов текстуального анализа в совокупности с другими приемами толкования интерпретатор делает вывод: понимать ли словесное выражение нормы буквально либо сузить или расширить то содержание, которое вытекает из его буквального толкования. В данном случае речь идет об объеме словесной формулировки нормы, о возможности ее расширения либо сужения. Процесс толкования по объему является логическим продолжением и завершением уяснения норм права, одним из результатов использования всех приемов толкования в их совокупности.

48. Правомерное поведение: понятие, мотивы, виды.

#G0ПРАВОМЕРНОСТЬ - соответствие явлений социальной жизни (деятельности или результатов деятельности субъектов права) требованиям и дозволениям содержащейся в #M12291 820002211нормах права#S государственной воли. Воплощается не только непосредственно в поведении субъектов права, но и в таких юридических документах, как нормативные акты, акты применения права (напр., судебное решение или приговор). П. исключает какое бы то ни было отклонение от предписаний права, противоположность ее - противоправность.

 ПРАВОМЕРНОЕ ПОВЕДЕНИЕ - одна из разновидностей  социального поведения людей. В условиях существования правового государства и гражданского общества оно выступает как его ведущая разновидность, как подавляющая часть всей совокупности социально-значимых действий и поступков людей. Правомерное поведение является антиподом неправомерного или противоправного поведения.  Его главной особенностью считается строгое и неуклонное следование содержащимся в нормах права правовым требованиям и велениям. О правомерности или неправомерности поведения можно судить на основании того, согласуются ли действия или поступки людей с правовыми предписаниями или не согласуются. Это же касается и деятельности различных государственных и негосударственных органов и организаций, а также издаваемых ими различных юридических актов.

     Наряду с констатацией факта правомерности поведения есть все основания говорить также о различной степени его в отношении того или иного деяния. Критерием определения степени правомерности служит степень соответствия реальных действий и поступков людей заложенным в нормах права поведенческим моделям.

     Исходя из сказанного, П.п. можно определить как такое поведение людей, которое в полной мере согласуется со всеми требованиями норм права.  Если то или иное деяние хотя бы в незначительной степени нарушает существующие правовые предписания, его нельзя относить в разряд правомерных. Это же касается и правомерности действий государственных органов и должностных лиц. Они являются таковыми лишь в той мере, в какой согласуются с установленными законом их правовым статусом, компетенцией, процедурой принятия тех или иных решений, а также формой и характером этих решений. Все иные действия государственных органов и должностных лиц следует относить к разряду неправомерных.

     Важной особенностью П.п. является то, что оно выступает как общественно-необходимое и общественно-полезное поведение  Оно создаёт основу стабильности и организованности общества, формирует необходимые предпосылки для его дальнейшего развития и совершенствования. П.п. способствует укреплению законности и конституционности.

     Существуют различные виды П.п. Их классифицируют по разным основаниям. Например, в зависимости от характера внешнего проявления правомерное поведение может выступать или в виде активного действия или же, наоборот, в виде предусмотренного законом пассивного поведения - бездействия.  В зависимости от принадлежности норм к различным отраслям права, на основе которых совершаются правомерные деяния, последние подразделяются на гражданско-правовые, административно-правовые, трудовые и иные. П.п. может классифицироваться на различные виды также в зависимости от форм реализации правовых предписаний, содержащихся в нормах права, на П.п., выступающее в форме их соблюдения, исполнения, использования или применения. Возможны и иные критерии классификации правомерных деяний. Например, - в зависимости от сферы их осуществления (политические, экономические, социальные и др.); от субъекта правомерного поведения  правомерные деяния граждан, должностных лиц, государственных и общественных органов, различных объединений), и др.

     Выделение и изучение различных видов П.п. позволяет глубже понять их природу, мотивы, содержание, их роль в общественной и государственно-правовой жизни, их назначение.

49. Правонарушение: проступок и преступление.

#G0ПРАВОНАРУШЕНИЕ - родовое понятие, означающее любое деяние, нарушающее какие-либо #M12291 820002211нормы права#S. Подразделяются П. на: гражданские (причинение вреда личности, #M12291 820001403имуществу#S #M12291 820000853гражданина#S или организации) (см. Гражданское правонарушение), административные (например, нарушение правил дорожного движения), дисциплинарные проступки (прогул) и т.д. Наиболее опасным видом является преступление. За П. законом предусматривается соответственно гражданская, административная, дисциплинарная и уголовная ответственность.

#G0АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВОНАРУШЕНИЕ (проступок) - посягающее на государственный или общественный порядок, собственность, права и свободы #M12291 820000853граждан#S, на установленный порядок управления противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) действие либо бездействие, за которое #M12291 820001262законодательством#S предусмотрена #M12293 1 820000058 843532160 1028639298 309594262 1259 496336040 3467638809 656955140 4294967262административная ответственность#S.

Административная ответственность за А.п., предусмотренные Кодексом РСФСР об административных правонарушениях, наступает, если эти нарушения по своему характеру не влекут за собой в соответствии с действующим #M12291 820001262законодательством#S уголовной ответственности. А.п. признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия или бездействия, предвидело его вредные последствия и желало их или сознательно допускало наступление этих последствий. А.п. признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия либо бездействия, но легкомысленно рассчитывало на их предотвращение либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть. При малозначительности А.п. орган (#M12291 820001155должностное лицо#S), уполномоченный решать дело, может освободить нарушителя от #M12293 0 820000058 843532160 1028639298 309594262 1259 496336040 3467638809 656955140 4294967262административной ответственности#S и ограничиться устным замечанием.

  ПРЕСТУПЛЕНИЕ  - в части первой ст.14 УК РФ  определяется как "виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное настоящим Кодексом под угрозой наказания".

   Под П. понимается только деяние, то есть поведение человека, выраженное в определенной объективированной форме. Ни мысли, ни намерения или желания, которые не нашли своего внешнего выражения, не воплотились в общественно опасном поступке, - не могут признаваться П.  Деяние как акт человеческого поведения может выражаться в двух формах: действии (активное поведение  субъекта) или  бездействии (пассивное поведение, состоящее в несовершении лицом того действия, которое оно обязано было и могло совершить).

  Законодательное определение понятия П. исходит из того, что любое П. характеризуется совокупностью ряда обязательных признаков. Такими признаками являются: 1) общественная опасность, 2) уголовная противоправность, 3) виновность и 4) наказуемость деяния.

  Общественная опасность деяния - материальный признак П., раскрывающий его социальную сущность. Общественная опасность означает, что деяние - вредоносно для общества, иными словами, общественная опасность деяния состоит в том, что оно причиняет или создает угрозу причинения существенного вреда общественным отношениям.

  Общественная опасность как материальный признак понятия П. различается по характеру  и степени. Характер общественной опасности - показатель его качественной  характеристики. Она зависит от содержания общественных отношений, на которые посягают П., характера вредных последствий (материальный, физический, моральный вред), специфики способа посягательства (насильственные, корыстные), формы вины (умышленная, неосторожная), характера мотива и целей П.. Степень общественной опасности - это ее количественный показатель, количественное выражение. Она определяется сравнительной ценностью объектов, тяжестью причиненных последствий, опасностью способа совершения П., степенью вины (предумысел, аффектированный умысел, грубая неосторожность), степенью низменности мотивов и целей П., сравнительной опасностью П. в зависимости от специфики места и времени его совершения и другими обстоятельствами.

  Уголовная противоправность означает, что общественно опасное деяние предусмотрено уголовным законом в качестве П.. Деяние объявляется преступным и наказуемым по повелению уголовного закона. Уголовная противоправность  состоит в запрещенности П. соответствующей нормой Особенной части УК под угрозой применения к виновному наказания И поныне действует классический принцип "Nullum crimen sine lege" ("нет П. без указания на то в законе"). Применение уголовного закона по аналогии не допускается (ч.2 ст.3 УК РФ).

  Уголовная противоправность деяния является юридическим выражением его общественной опасности. Указанные два признака П. позволяют считать законодательное определение понятия П. формально-материальным.  Уголовная  противоправность - это формальный (нормативный) признак, общественная опасность - материальный признак. В то же время - это две неразрывные характеристики (социальная и юридическая) П..

   Третий важнейший признак  П. - виновность лица, совершившего общественно опасное и уголовно противоправное деяние. Виновность как конструктивный признак П. непосредственно вытекает из принципа  вины, закрепленного в ч.1 ст.5 УК РФ: "Лицо подлежит уголовной ответственности только за те общественно опасные действия (бездействие) и  наступившие общественно опасные последствия, в отношении которых установлена его вина". Российское уголовное законодательство последовательно основано на принципе субъективного вменения. Объективное вменение не допускается (ч.2 ст.5 УК РФ). Какие бы общественно опасные последствия ни были причинены деянием лица, как бы ни был опасен характер совершаемых им действий, лицо не может быть привлечено к уголовной ответственности, если совершило деяние невиновно.

  Виновным в совершении П. может быть признано только вменяемое лицо, достигшее возраста уголовной ответственности. Поэтому не могут рассматриваться в качестве П. действия малолетних, а также общественно опасные поступки невменяемых.

  Неотъемлемым, специфическим признаком П. является его наказуемость. Наказание - необходимое правовое последствие П.. Наказуемость выражается в угрозе, возможности применения наказания за деяния, предусмотренные уголовным законом.  Уголовно-правовая норма, содержащая описание конкретного вида П., всегда предусматривает определенное наказание за  его совершение.

  Таким образом, П. - это общественно опасное, уголовно противоправное, виновное и наказуемое деяние (действие или бездействие), совершенное лицом вменяемым и достигшим определенного возраста.

  Категоризация преступлений. это деление их на виды в зависимости от характера и степени общественной опасности. Законодательное выражение К. получила с помощью двух признаков - формы вины и наказания в виде лишения свободы, предусмотренного за данное преступление в санкции Особенной части УК. Ст. 15 УК выделяет четыре категории П.: небольшой тяжести, средней тяжести, тяжкие, особо тяжкие. Преступлениями небольшой тяжести признаются умышленные и неосторожные деяния, за совершение которых максимальное наказание, предусмотренное УК, не превышает двух лет лишения свободы. Преступлениями средней тяжести признаются умышленные и неосторожные деяния, за совершение которых максимальное наказание не превышает пяти лет лишения свободы. Тяжкими признаются умышленные и неосторожные деяния, за совершение которых максимальное наказание не превышает десяти лет лишения свободы. Особо тяжкими преступлениями признаются умышленные деяния, за совершение которых предусмотрено максимальное наказание в виде лишения свободы на срок свыше десяти лет или более строгое наказание. К. преступлений имеет очень большое правовое значение. Тяжесть преступления учитывается, в частности, при определении вида рецидива (простой, опасный, особо опасный - ст. 18 УК) при определении вида и размера наказания, решении вопросов освобождения от уголовной ответственности (ст.ст.75-78, 84 УК) или от наказания (ст.ст. 79-83, 85 УК) при исчислении сроков судимости (ст. 86 УК). Уголовная ответственность наступает за приготовление только к тяжкому или особо тяжкому преступлениям (ст. 30 УК). Только сплоченная организованная группа (организация), созданная для совершения тяжких или особо тяжких преступлений, может быть признана преступным сообществом (ст.ст. 35, 210 УК). Конфискация имущества может быть применена только при совершении корыстного тяжкого или особо тяжкого преступления (ст. 52 УК). Только при осуждении за тяжкое или особо тяжкое преступление суд может применить дополнительное наказание в виде лишения воинского, специального или почетного звания, а также классного чина или государственных наград (ст. 48 УК). Пожизненное лишение свободы как альтернатива смертной казни может быть применено за совершение особо тяжких преступлений, посягающих на жизнь (ст. 57 УК). При осуждении лица к лишению свободы вид исправительного учреждения назначается с учетом категории совершенного преступления (ст. 58 УК). К.п. непосредственно связано назначение наказания по совокупности преступлений (ст. 69 УК), применение принудительных мер воспитательного воздействия к несовершеннолетним (ст. 90 УК), освобождения их судимости (ст. 95 УК), привлечение к уголовной ответственности за укрывательство преступлений (ст. 316 УК).

#G0ПРЕСТУПЛЕНИЕ, СОВЕРШЕННОЕ УМЫШЛЕННО - по российскому уголовному праву (ст. 25 #M12291 9026913УК РФ#S) деяние, совершенное с прямым или #M12291 820001713косвенным#S умыслом. Преступление признается совершенным с прямым умыслом, если лицо осознавало #M12291 820002287общественную опасность#S своих действий (бездействия), предвидело возможность или неизбежность наступления общественно опасных последствий и желало их наступления.

Преступление признается совершенным с #M12291 820001713косвенным#S умыслом, если лицо осознавало #M12291 820002287общественную опасность#S своих действий (бездействия), предвидело возможность наступления общественно опасных последствий, не желало, но сознательно допускало эти последствия либо относилось к ним безразлично.

#G0ПРЕСТУПНОСТЬ - понятие #M12291 820001768криминологии#S, означающее совокупность всех фактически совершенных противоправных деяний, за каждое из которых предусмотрено уголовное #M12291 820002048наказание#S, а также массовое негативное социально-правовое явление, обладающее определенными закономерностями, количественными и качественными характеристиками.

50. Юридическая ответственность и наказание.

#G0ЮРИДИЧЕСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ - это предусмотренная #M12291 820002211нормами права#S обязанность субъекта правонарушения претерпевать неблагоприятные последствия. К принципам юридической ответственности относятся: 1. ответственность только за противоправное поведение, а не за мысли; 2. ответственность лишь при наличии вины в действиях правонарушителя; 3. #M12291 820001267законность#S; 4. справедливость; 5. целесообразность; 6. неотвратимость #M12291 820002048наказания#S.

Принцип ответственности только за противоправное деяние, а не мысли означает, что лицо может быть #M12291 820002048наказано#S за мысли лишь в том случае, если они получили внешнее выражение. Основанием же привлечения к юридической ответственности могут служить лишь поступки субъектов права. Ответственность лишь при наличии вины в действиях правонарушителя означает, что без нее беспредметно говорить о правонарушении. Принцип законности предполагает, что Ю.о. наступает лишь в случаях, предусмотренных правовыми предписаниями государства. Справедливость как принцип Ю.о. выражается в том, что мера этой ответственности должна быть соразмерна совершенному правонарушению, его тяжести. Справедливость также означает, что за одно правонарушение может быть назначено лишь одно юридическое #M12291 820002048наказание#S и не унижающее человеческое достоинство. Целесообразность ответственности - это соответствие избираемой в отношении правонарушителя меры государственного принуждения его социальным качествам. Исходя из личности нарушителя, его осознанного отношения к совершенному им противоправному деянию соответствующий орган правосудия применяет к нему #M12291 820001428индивидуальные#S карательные меры. #M12291 820001428Индивидуализация#S #M12291 820002048наказания#S - непременное условие его результативности. Неотвратимость Ю.о. означает, что ни одно правонарушение не должно оставаться безнаказанным. Это способствует повышению эффективности правоохранительной деятельности соответствующих #M12291 820002405органов государства#S; укреплению правопорядка и законности в обществе.

В зависимости от отраслевой принадлежности юридических норм, закрепляющих такую ответственность, различаются: уголовная, административная, гражданско-правовая и дисциплинарная ответственность.

#G0НАКАЗАНИЕ - по российскому уголовному праву (#M12293 16 9026913 4294967277 14 4294967292 14 24 27 25199 1034450117ст. 43 УК РФ#S) есть мера государственного принуждения, назначаемая по приговору суда. Н. применяется к лицу, признанному виновным в совершении преступления, и заключается в предусмотренных УК РФ лишении или ограничении прав и свобод этого лица. Н. применяется в целях восстановления социальной справедливости, а также в целях исправления осужденного и предупреждения совершения новых преступлений.

Видами наказаний являются: а) штраф; б) лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью; в) #M12293 15 820001857 1016015831 2025068205 2285584190 590326 3928017881 4292900552 1760112856 938лишение специального#S, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград; г) #M12293 14 820002325 1016015831 2025068205 2285584190 590326 3548207545 1380502709 4294967294 3559810888обязательные работы#S; д) #M12293 13 820001499 1016015831 2025068205 2285584190 590326 3548207545 3196484885 2822 403655170исправительные работы#S; е) #M12293 12 820002336 1016015831 2025068205 2285584190 590326 3548207545 1086890317 2920121850 43517700ограничение по военной службе#S; ж) #M12293 11 820001699 1016015831 2025068205 2285584190 590326 3928017881 2909904012 2130473021 3115529945конфискация имущества#S; з) #M12293 10 820002337 1016015831 2025068205 2285584190 590326 3548207545 606524109 4294967294 2606118512ограничение свободы#S; и) #M12293 9 820000215 1016015831 78 3464 1827316391 428885135 4224783003 4096 25514арест#S; к) содержание в дисциплинарной воинской части; л) #M12293 8 820001858 1016015831 2025068205 2285584190 590326 3548207545 4294967271 13 1545294541лишение свободы на определенный срок#S; м) пожизненное лишение свободы; н) смертная казнь.

#M12293 7 820002325 1016015831 2025068205 2285584190 590326 3548207545 1380502709 4294967294 3559810888Обязательные работы#S, #M12293 6 820001499 1016015831 2025068205 2285584190 590326 3548207545 3196484885 2822 403655170исправительные работы#S, #M12293 5 820002336 1016015831 2025068205 2285584190 590326 3548207545 1086890317 2920121850 43517700ограничение по военной службе#S, #M12293 4 820002337 1016015831 2025068205 2285584190 590326 3548207545 606524109 4294967294 2606118512ограничение свободы#S, #M12293 3 820000215 1016015831 78 3464 1827316391 428885135 4224783003 4096 25514арест#S, содержание в дисциплинарной воинской части, #M12293 2 820001858 1016015831 2025068205 2285584190 590326 3548207545 4294967271 13 1545294541лишение свободы на определенный срок#S, пожизненное лишение свободы, смертная казнь применяются только в качестве основных видов наказаний.

Штраф и лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью применяются в качестве как основных, так и дополнительных видов наказаний.

#M12293 1 820001857 1016015831 2025068205 2285584190 590326 3928017881 4292900552 1760112856 938Лишение специального#S, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград, а также #M12293 0 820001699 1016015831 2025068205 2285584190 590326 3928017881 2909904012 2130473021 3115529945конфискация имущества#S применяются только в качестве дополнительных видов наказаний.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11