рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Реферат: Сборник рефератов о конфликтах рефераты

этот тип постепенно приспосабливается к реальностям новой жизни. Данному типу свойственна примирительная ориентация, попытка сосуществовать мирно;

рационально-оптимальный тип. Принадлежащие к этому типу люди стремятся использовать новую экономическую ситуацию с целью перераспределения тех капиталов, которые зарабатывают толстосумы, в интересах малообеспеченных групп.

Типология отношения населения к прослойке предпринимателей может быть такова:

Образ «врага-коммерсанта» в глазах малоимущего населения с которым соотносится образ «врага массового потребителя» в лице малообеспеченной категории населения. Основная стратегия бизнесмена в такой ситуации - как бы половчее обмануть покупателя, что свидетельствует о дикости нецивилизованного отечественного рынка и его «героев». Это самый жесткий, наиболее конфликтогеннью тип расхождения представления сторон и целях, замыслах, мотивах поступков по отношению друг к другу.

Образ «врага-коммерсанта», когда бизнесменов считают «мироедами», а они напротив, видят в массе малоимущего населения своего партнера по процессу «продажа-купля». На одной стороне конфронтация, на другой - стратегия сглаживания острых углов, щадящих цен. Здесь складываются отношения средней степени конфликтности, развитие или нормализация которых будет зависеть от последовательной «позиции терпимости» со стороны бизнесмена.

Образ «цивилизованного коммерсанта» у населения и образ «цивилизованного покупателя» в среде бизнесменов. Здесь тоже существуют определенные расхождения в представлении, но они существуют в силу различия социально-профессиональных субъектов рынка, а также воспитанного коммунистической идеологией предрассудка, что «частник всегда жулик и обманщик».

Задача бизнесменов в этой ситуации для снятия ее напряженности состоит в профессионально грамотной коммерческой деятельности и внесении корректив в групповое сознание массового потребителя путем преодоления негативных стереотипов.

Образ «цивилизованного коммерсанта» среди той части населения, которая понимает необходимость развития рыночной экономики. Этой позиции противостоит образ потребителя как источника максимальной прибыли. Конфликтогенность подобного соотношения установок заключается в том, что оно не может быть устойчиво, ибо строится не на «правилах честной игры», а на примитивном обмане, который уже привел к серьезной дискредитации имиджа российских коммерсантов в глазах покупающего народа.

С учетом данной типологии возникает задача определения степени распространенности выделенных типов взаимодействия «малоимущее населения - бизнесмены» в реальных социальных группах потребителей. Массивная социальная группа потребителей поддается содержательной дифференциации.

«Бывшие осужденные», недавно вышедшие из мест заключения, склонны решать жизненные проблемы преимущественно путем насилия, испытывают отвращение к труду. «Городские люмпены», не имеющие определенной профессии и специального образования, не хотят или не умеют преодолевать трудности, требующие значительных усилий, многие болеют алкоголизмом, наркоманией. Члены этой общности крайне враждебно относятся к преуспевшим бизнесменам, основную часть которых в промышленных центрах страны составляют так называемые «лимитчики». Далеко не все из них обеспечили себе и семье желательный уровень материального благосостояния, а в переходный период к рыночной экономике над ними серьезно нависла угроза безработицы.

Наряду с этими группами сформировался слой «социальных оптимистов», которые вложили свои ресурсы, прибыли, профессиональный потенциал, политическую веру в те властные структуры, которые взяли на себя ответственность за осуществление «демократического прорыва России».

Исходя из выше сказанного, реальные стратегии поведения субъектов частного сектора экономики в современных условиях могут быть классифицированы как:

Стратегия, направленная на преодоление агрессивного, конфронтационного настроя, который присущ сегодня многим бизнесменам.

Компромиссно-консенсусная стратегия.

Стратегия избежания конфликтов. Она основывается на уклонении от тех конфликтов, в которых вообще не нужно участвовать, и на поиске разумного выхода из имеющихся конфликтов.

Наиболее эффективна и в самой малой степени задействована стратегия сотрудничества.

Российским капиталистам уже сейчас необходимо начать создание новой системы профессионализации, которая дает возможность получения перспективной профессии, повышая конкурентоспособность индивида на рынке рабочей силы. Такая система предполагает не только формирование нового профессионального работника, но и целенаправленное развитие «чувства собственника», которое совершенно отсутствовало у всех предыдущих советских людей.

Классификация проблем и методов решения конфликтов

Один из путей категоризации конфликтных явлений - обращение к категориям социального уровня, уровня социальности участников конфликта. Этот подход предполагает, что человеческое поведение как бы различно на этих разных уровнях. Так, например, Джон Бертон выделил три идеальных категории - «споры», «конфликты» и «проблемы управления». Для этих трех явлений предлагаются различные виды и типы процессов из преодоления. Споры решаются с использованием властных полномочий на основе юридических и социальных норм, с учетом того, что в подобных ситуациях нет столкновения таких человеческих потребностей, как потребность в развитии, самоопределении, автономии групп и индивидов. Для разрешения конфликтов предлагаются проблемно-ориентированные аналитические методы. Для решения проблемы управления предлагаются процессы проведения дискуссий, доказательства и аргументации в выборе альтернатив и связанные с этим вопросы коммуникации.

Адисциплинарный подход

Этот подход строится на гипотезах, что все люди имеют ряд универсальных потребностей, которые в принципе неустранимы. К таким потребностям обычно относятся - потребность в пище, воде; потребность в своей самобытности или национально-этнической идентичности; потребность в независимости принятия решений; потребность в участии и признании; потребность в самореализации и развитии собственного социокультурного потенциала.

Если люди и группы не удовлетворяют свои потребности социального существо­вания в рамках существующих социальных институтов, то они будут искать их удовлетворе­ния вне этих рамок. Это и есть глобальная причина всех конфликтов и нестабильности в обществе.

Гражданская дипломатия

Широко известен подход, основанный на положении, что конфликты между общностями и группами главным образом возникают из-за взаимного непонимания и ошибочного восприятия друг друга, возможно из-за культурных различий. Поэтому рекомендуется организация и проведение различных неформальных контактов на междугороднем и региональном уровнях для улучшения взаимопонимания и формирования доверия друг к другу.

Т - групповой подход

Другой подход основан на положении, что для достижения взаимопонимания и более эффективного разрешения проблем необходим более глубокий опыт научения. Процедурно Т - групповые методы представляют из себя серии семинаров для представителей конфликтующих сторон, которые проводятся на нейтральной территории группами посредников, СОСТОЯЩИМИ ИЗ ПСИХОЛОГОВ, СОЦИОЛОГОВ Т ПОЛИТОЛОГОВ

Дипломатия второго пути

Дальнейшее развитие практики разрешения конфликтов связано с методами получившими название «дипломатии второго пути». Он основан на положении, что многие ограничения, накладываемые на процесс официальных переговоров, могут быть сняты при неформальном взаимодействии между конфликтующими сторонами при помощи авторитетных посредников. Как правило, этот процесс осуществляется параллельно с официальными переговорами.

Проблемно-ориентированный подход к разрешению конфликтов

Процессы аналитического проблемно-ориентированного разрешения конфликтов опираются на общие теории поведения и стремятся вобрать в себя любые общие достижения, способствующие проникновению в понимание первопричин явления и проблем. Это в определенной мере «точка прорыва» в изучении проблемы разрешения конфликта - на первое место ставится объяснительный потенциал человеческих потребностей. Но в этом подходе при учете психологических перемен признается, что существуют и другие источники возникновения проблем: проблемы окружающей среды, социальные, экономические, политические и институциональные проблемы.


ПЛАН.

1.   АКТУАЛЬНЫЕ И ОСТРЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗРАБОТКИ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ.

2.   НОВОЕ В ПОНИМАНИИ ФЕДЕРАЦИИ.

3.   ФОРМЫ НАЦИОНАЛЬНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА.

4.   УРОВНИ НАПРЯЖЕННОСТИ.

5.   БЕЖЕНЦЫ И ВЫНУЖДЕННЫЕ ПЕРЕСЕЛЕНЦЫ.

6.   БОЛЕВЫЕ ТОЧКИ МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ.

7.   ВЫВОД.


 АКТУАЛЬНЫЕ И ОСТРЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗРАБОТКИ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ

  Специфика переживаемого периода такова, что в современных условиях основная угроза для национальной безопасности России исходит не столько от внешних сил, сколько от различных деструктивных сил внутри страны. К наиболее опасным факторам, наряду с затяжным и глубоким экономическим и социальным кризисом, относится и кризис национальной политики государства в целом. Отсутствие единой концепции национальной политики, по сути дела не позволило локализовать ни один из межнациональных конфликтов возникших как в период распада СССР, так и после него, вскрыть основные причины их возникновения, выработать механизм по раннему предупреждению и оперативному реагированию на кризисные ситуации.


   НОВОЕ В ПОНИМАНИИ ФЕДЕРАЦИИ

    Когда существовал Советский Союз как федеративное государство, то преобладало следующее понимание федерации: а) непременно в связи с такими особенностями, как право наций на самоопределение вплоть до отделения, выхода из ссср;

б) сведение субъектов Федерации лишь к  национально-государственным образованиям и др.

   В настоящее время в трактовке Федеративных отношений произошли существенные изменения.

   Во-первых, по-иному стал трактоваться суверенитет. Раньше главным гарантом выступало право сецессии, т. е. право выхода. Подобный подход нельзя признать конструктивным, и не случайно право отделения, выхода из федеративного государства не зафиксировано в конституциях такого рода государств (кроме бывшего СССР). Национальное самоопределение не правомерно отождествлять с государственным суверенитетом. Оно трактуется более глубоко и, вместе с тем, более гибко как свободное самоуправление, все более полная самоорганизация данного вопроса в интересах развития своей самобытности. Именно так понимаются сегодня процессы этнонациональной консолидации нерусского населения, прежде всего, автохтонов - коренных жителей бывших автономий, т. е. как процессы, происходящие на базе их дальнейшего самоопределения.

   Во-вторых, понятие "субъекты федерации" расширилось, включив в себя не только национально-государственные и национально-территориальные образования, но и области, края, города Федерального значения.

   В-третьих, все без исключения субъекты Федерации считаются равноправными. При этом речь идет не об абсолютном равенстве, не о тождестве, к примеру, административных единиц (краев, областей) и таких национально-государственных образований, как республики, а о равноправии их как субъектов РФ во взаимоотношениях с органами центральной (Федеральной) власти и между собой. Наконец, права личности рассматриваются как приоритетные, в том числе по отношению к правам нации.


ФОРМЫ НАЦИОНАЛЬНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА

   Национально-осударственная, национально-территориальная и национально культурная автономия) Четырехчленное (союзная, автономная республики, автономная область, национальный округ) устройство СССР было очень грубой формой учета многообразия национальной жизни.

   Его ограниченность заключалась:

   Во-первых, в том, что это было отступлением от реальной практики первых лет Советской власти, когда творчеством народов были рождены такие формы национального строительства, как национальный район, национальный сельсовет, а также многонациональные территориальные образования.

   Во-вторых, из этой системы были исключены возможности реализовать свое право на культурную автономию малочисленными народами и нацменьшинствами (а их было около 100, не имеющих административно-гоосударственного или территориального устройства).

   В-третьих, это было иерархическое устройство, по которому строились другие сферы общественной жизни, когда выявлялись главные-неглавные компоненты, важные - не совсем важные, нужные-ненужные и т.д.  Для решения проблем национального строительства должен быть использован принцип не иерархии, а асимметрии, который предполагает многозначное, а не однопорядковое решение национального вопроса, что более верно отражает многообразие интересов, учитывает разно-направленность стремлений и намерений различных национальных групп. Особое значение приобретает национально-культурная автономия, когда даже представители ряда больших народов (например 60% татар), живут вне своей национально-государственной автономии. В целях сохранения целостности России, а также с учетом полиэтнического расселения и стремления к предотвращению межнациональных конфликтов в настоящее время необходимо сохранить существующий принцип государственного устройства, дополнив его новыми формами национальных и региональных образований. Дополнения к государственному устройству России имеют принципиальный характер. Они свидетельствуют о том, что идет поиск форм национального устройства, адекватного принципам демократизации общественной жизни. Становление демократического общества закономерно ведет к разгосударствлению и деполитизации сферы межнациональных отношений, формированию самоуправляемых национальных структур. Перенос акцентов в сфере национальной политики с национально-государственного и национально-территориального на национально-культурный принцип организации общественной жизни означает, что в дополнение к существующей системе  национально-государственного устройства все нации России могут получить самые широкие права для реализации своих этнокультурных интересов и потребностей независимо от характера расселения, величины этноса, развитости экономики и культуры. При таком подходе расширяется понятие национального самоопределения. Кроме традиционных национально-государственного и национально-территориального самоопределений, возникает реальная возможность (экстерриториального) национального самоопределения, которым считается национально-культурная автономия.   Национально-культурная автономия (НКА) - это образование самоуправляющегося национального союза (общества) по желанию национального меньшинства. НКА как показатель демократического самоуправления народов ориентирует национальную политику на то, что субъектом федерации являются не только коренные (титульные) нации в республиках, краях и областях. Она позволяет объединиться на личностной основе людям, принадлежащим к этническим группам, независимо от места жительства и от того, являются ли они региональным большинством, или же распылены по территории государства. Таким образом, национально-культурная автономия воплощает право на свободное развитие национальных культур без диктата и контроля со стороны государственных органов через культурные центры, общества и Ее можно рассматривать в качестве экстерриториального управления национального меньшинства, действующего в сфере культуры. образования, использования родного языка, сохранения этноса как такового поддержания жизненного уклада, религиозной самобытности и т. д.


УРОВНИ НАПРЯЖЕННОСТИ

    В 1993 году продолжал сохраняться достаточно высокий уровень межнациональной напряженности. Он является таковым и в действительности: ответы около половины опрошенных представителей различных групп свидетельствуют о неблагополучных отношениях между народами, а четверть из них допускают возможность возникновения конфликтов на национальной почве. Экспериментальные исследования, анализ конфликтов позволяют сделать вывод, что в настоящее время сложились три уровня напряженности межнациональных отношениях.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14