Реферат: Сборник рефератов о конфликтах
Нужна
конфликтная ситуация.
Нужны
конфликтные личности, партии, группы и др.
Нужен повод для начала конфликтов, т.е. некое внешнее событие,
которое вызывает схватку конфликтующих сторон. Чаще всего конфликты проявляются
в нестабильных политических системах общества, где ставится вопрос о смене типа
политической системы или замене ее элементов и отношений.
Конфликты подразделяются на 2 группы:
1.
конфликты с нулевой суммой;
2.
конфликты с ненулевой суммой.
Конфликты с нулевой суммой указывают на взаимоисключающий
характер конфликтующих. Их интересы и позиции диаметрально противоположны. Победа
одной стороны влечет поражение другой, как, например, в гражданской войне, в конкурентной
борьбе монополий и др.
Конфликты с ненулевой суммой - это такие конфликты, в которых
конфликтующие стороны находят как минимум один способ разрешения конфликта, при
котором интересы конфликтующих оказываются близкими или совместными в каком-то аспекте.
Здесь проявляется терпимость и способность идти на взаимные уступки и компромисс.
Конфликты с ненулевой суммой являются самыми распространенными в политических отношениях.
Конфликты
имеют собственные стадии развития:
Любое
внешнее событие, которое становится объектом конфликта.
Когда
участники конфликтов начинают привносить в объект конфликта свои эмоции, настроения,
стрессы, убеждения, интересы, не имеющие порой прямого отношения к объекту конфликтов.
Возникновение
антагонизма конфликтующих сторон.
Когда конфликтующие стороны начинают бороться за создание
новых соперничающих партий, организаций и движений с выдвижением их лидеров или
руководителей.
Когда в ход событий вовлекаются электронные средств информации
и печать, которые порой высказывают собственные оценки поведению конфликтующих сторон
и природе конфликта.
Когда первопричина конфликтов забывается конфликтующими
сторонами и начинается собственно политическая борьба партий, организаций и движений
за влияние в обществе, за борьбу за власть.
В конфликтах можно видеть психологию их развития и объективную
сторону развития. Под психологией развития конфликтов понимается тип поведения людей
и их партий в самом конфликте. Выделяются
4 типа поведения конфликтующих сторон:
1.
агрессивное поведение;
2.
поведение, склонное к компромиссам;
3.
поведение, склонное к подчинению;
4.
уход от конфликта, бегство от конфликта.
В политическом процессе лучшими типами поведения конфликтующих
считаются поведение, способное к компромиссам, поведение, уходящее от конфликтов,
и, в крайнем случае, поведение, способное пойти на подчинение. В конфликтах противоположные
стороны всегда ведут игру друг с другом. Они предвидят поступки друг друга и строят
свое поведение с учетом возможных действий противника.
Далее любой тип поведения конфликтующих сторон носит эмоциональный
характер. Нередко можно видеть как бы нелогичные поступки конфликтующих. Главное,
эмоции усиливают остроту конфликтов. Отсюда стороны стремятся к избирательности
своего поведения. Конфликтующие начинают искать разные точки опоры своего поведения:
среди сторонников, союзников, попутчиков, случайных субъектов.
Состав конфликтующих сторон
В итоге в конфликтах мы видим следующий состав: участники,
субъекты и посредники конфликтов.
Участником конфликтов может быть любой человек, любая организация,
партия, когда они участвуя в конфликтах, не отдают себе отчета о цели и задачах
конфликтов. Эти участники, не зная о смысле конфликтов, являются сторонними лицами,
случайными лицами.
Субъектом конфликтов являются люди, партии и т.д., которые
способны создавать конфликтные ситуации, влиять на ход развития конфликта в соответствии
со своими интересами и потребностями. Субъектами конфликтов могут быть и представители
государственных структур власти.
Посредники конфликтов. Ими, как правило, являются государство,
религиозные деятели, общественные организации, выдающиеся лица, ООН, группы депутатов
и др.
Чаще всего в роли посредников выступают различные представители
государственных структур власти. Это вызвано тем, что:
Правительство
располагает различными ресурсами и благами.
Государственные
органы обладают правом использовать насилие, экономические санкции, политическое
преследование, вооруженные силы и др.
Правительство
обладает монополией на достоверную информацию о ходе конфликтов и о конфликтующих
сторонах.
Это
традиции авторитета законной власти.
Подчинение требованиям правительства является политической
нормой и не вызывает со стороны конфликтующих сторон чувство неприязни и недружелюбия.
На ход развития и на длительность политических конфликтов
влияют тип политической системы общества, особенности культуры, степень развития
социально-экономических отношений, усвоение населением страны цивилизованных способов
разрешения конфликтов, особенностей правящей элиты и др.
Пути разрешения конфликтов
Конфликты
разрешаются по-разному:
Существует
индифферентный подход (безразличие, равнодушие, безучастность). В этом случае власть,
как правило, игнорирует наличие в обществе конфликтов, ничего не делает для их разрешения,
требования конфликтующих сторон забываются, остаются на бумаге. Такой подход характерен
для тоталитарных и авторитарных режимов.
Метод
подавления или принуждения всех или одной из конфликтующих сторон с применением
вооруженных сил, полиции, путем массовых увольнений участников конфликтов, незаконных
арестов и др.
Командный
или административный подход без серьезного экспертного анализа причин возникновения
конфликтов. Сами власти нередко увлекаются волюнтаризмом, эгоизмом, не подкрепляют
принятые решения необходимыми ресурсами (финансовыми, людскими, политическими,
энергетическими и др.).
Демократический
способ разрешения конфликтов посредством переговоров и достижения консенсуса. Консенсус
всегда направлен на положительный результат, он противоположен голосованию на основе
принципа большинства, когда в ходе голосования сохраняется напряженность, ибо победа
большинства ущемляет интересы меньшинства и одного субъекта. После голосования не
снимается напряженность между конфликтующими сторонами, она только принимает иную
форму выраженности и со временем может стать причиной новой вспышки, конфликта.
Консенсус же формирует уверенность в том, что интересы
всех будут учтены и будет проявляться справедливость в реализации нрав и свобод
конфликтующих сторон. Основным принципом консенсуса является признание чужих интересов
как гаранта для осуществления собственных интересов.
Есть мнение, что конфликты следует различать не по классовому
подходу, а с точки зрения защиты основных прав и свобод личности. Тогда конфликты можно классифицировать так:
1.
Конфликты интересов. Они чаще всего
проявляются в тех странах, где существует значительный уровень развития экономики
и благосостояния людей. Здесь есть значительные ресурсы для их распределения по
интересам конфликтующих сторон. Разрешение конфликта интересов порождает согласие
сторон и достижение относительного равновесия различных сил в обществе.
2.
Конфликты по ценностям: свободе, равенству,
справедливости, автономии, социальному страхованию и др. Такие конфликты чаще всего
бывают в тех странах, где не обеспечены основные права свободы личности и различных
субъектов политической системы общества. Это проявляется как в странах Азии, Африки
и Латинской Америки, так и в бывших социалистических странах.
3.
Конфликты идентификации кого-то с определенной
группой, этносом, а не с обществом и целом. Такие конфликты чаще всего проявляются в многонациональных
странах.
Правовые конфликты
Мы рассматриваем юридический конфликт как наиболее острую
форму противоречий, как последнюю стадию юридических коллизий, за которой следует
кризис и полное сокрушение государственно-правовых институтов. Юридический конфликт
можно определить как противоборство сторон - государств и их органов, общественных
объединений, граждан с целью изменения статуса и юридического
состояния
субъекта права.
Юридический конфликт - не одномерное явление, выражающееся
в одномоментном столкновении "правосущего" и "праводолжного"
Это сложное явление, со своими подвижными элементами. Причём, каждый из них выступает
в двух аспектах - как часть нормативно-правовой системы и правопорядка и как элемент
деформирующейся правовой системы и юридической деятельности. Во втором случае, их
нужно тщательно анализировать в тех последовательностях и связях, которые присущи
развивающемуся юридическому противоречию.
В качестве первого элемента юридического конфликта выделим
прежде всего различия в правопонимании как базовые для формирования массового правого
сознания.
Обострившийся спор между пониманием права как общечеловеческих
ценностей и как "писаного права", норм, законов и иных актов, приобрёл
очевидную практическую направленность.
Выделившиеся правовые конфликты переходят далее в стадию
юридического спора, когда можно рассчитывать на успех путём договорённости и соглашений,
посредством приостановления и отмены незаконных актов, проведения судебных разбирательств.
Окончательное решение может вести либо к восстановлению прежнего юридического состояния,
либо к формированию нового.
Юридический конфликт может быть причиной, а затем составной
частью другого конфликта - политического, социального, межнационального, экономического
и т. д. Выступать сначала как повод, как "спичка", а потом в качестве
элемента более общей конфликтной ситуации. Вычленение юридического конфликта на
первой фазе, при зарождении общего конфликта и на последующих этапах позволяет вовремя
погасить конфликт. Если же это не удаётся, то следует стремиться увеличить
"зону юридического конфликта" и всеми средствами переводить общий конфликт
с его "размытыми гранями" в юридический конфликт с присущими ему легальными
средствами и процедурами. Сделать это, конечно, довольно трудно. Но предвидеть и
вовремя "гасить" противоречия собственно внутри правовой системы, не давать
им возможности разрастания в зоне других конфликтов, и использовать правовые средства
для урегулирования любого конфликта - задача в современный период крайне важная.
Юридический конфликт, как и всякий иной конфликт, проходит свои фазы. Если юридическую
коллизию того или иного вида не удаётся преодолеть, то происходит обострение противоречий,
и нередко коллизионные ситуации одного типа перерастают в конфликтные ситуации другого,
подчас комплексные, с большим объёмом противоречий. А в них уже меняются намерения
и роли участников, их отношение к предмету спора. Своеобразие юридического конфликта
заключается в том, что он прорывает конституционную, правовую ткань государства
и общества. Конфликт наносит удар прежде всего по Конституции, а также конституционному
и административному законодательству. Это объясняется характером объекта юридического
конфликта, который касается преимущественно вопросов власти и управления.
Естественно, в конфликт может перерасти любая юридическая
коллизия. Например, в области трудовых отношений противостояние сторон нередко перемещается
с локального и ведомственного уровня на государственный уровень, а экономические
требования перерастают в политические забастовки. Забастовки по профессиям и регионам
в России и на Украине 1993- 1994 годах характеризовались именно такой трансформацией,
перерастания в требования проведения референдума о доверии президенту Украины, отставки
правительства России.
Экономические конфликты и кризисы, развиваясь по собственной
орбите, всегда сопрягаются с правом. Это касается соблюдения статуса хозяйствующих
субъектов, объёма экономических функций в центре и регионах и методов регулирования
экономических отношений. Но и здесь правовые средства могут помочь предотвратить
конфликт и выйти из него легальным, наиболее безболезненным путём.
Попытаемся определить наиболее характерные проявления юридических
конфликтов, имея в виду отмеченные выше их признаки. По нашему мнению, типичных,
часто встречающихся конфликтных ситуаций, возникающих в связи с определённым объектом
конфликта, может быть выделено шесть. Они могут "профилировать" конфликт,
как бы придавая ему ту или иную направленность. Нередко причины появления конфликтов
пересекаются и тогда возникает общий кризис государства и его институтов, всей правовой
системы. Этот кризис усугубляется экономическими, межнациональными и иными кризисами.
И всё-таки вычленим и дадим краткую характеристику собственно юридическим конфликтам.
Первая разновидность юридического конфликта - это конституционный кризис. Такие
кризисы - общие или частичные наблюдались в конце 50-х годов во Франции, в Италии,
в Канаде, Бельгии. В настоящее время наиболее острые конституционные кризисы происходят
в России на территориях бывших республик Союза, а также на территории Югославии.
Во всех случаях общим является ослабление конституционного строя, нарушение целостности
государства и подрыв его безопасности, создание не предусмотренных Конституцией
и законами структур власти, незаконных вооружённых формирований. Таков, например,
превентивно-запретительный смысл статьи 13 Конституции РФ, в которой вводится запрет
на создание и деятельность общественных объединений, ведущих к насильственному изменению
конституционного строя.
Анализ ситуации в России показывает, что конституционная
реформа, проводившаяся без чёткой программы, "рывками", явилась катализатором
конституционного кризиса из-за противостояния властей. Кризис охватил все ветви
власти, ослабляя их функционирование. Сепаратистские действия нарушают целостность
федерального устройства. Не обеспечивается реализация принципа народовластия из-за
неопределённой тенденции усиления исполнительной власти, бюрократизации и коррумпированности
аппарата. Не удаётся реально обеспечить конституционный статус граждан. Расшатываются
конституционные основы экономической системы, когда неустойчивость форм собственности
и режимов их использования не гарантирует рост производства и прочность хозяйственных
связей.
Ослабли
государственные границы, проникновение через них в любой форме не составляет труда.
Суверенитет Российской Федерации нуждается в серьёзной защите.
Противоборство законодательной и исполнительной властей
в России неизбежно вело к разрыву конституционных связей на всех уровнях государственной
организации. Критерии конституционности актов и действий стали рассматриваться как
относительные, не без влияния концепции "справедливое право выше закона".
Кульминацией явился указ президента Российской Федерации
от 21 сентября 1993 года "О поэтапной конституционной реформе в Российской
Федерации", который породил острые столкновения.
Политическое противоборство разных лидеров, партий, общественных
движений, окрашенное подчас цветами амбициозности и субъективизма привело к тому,
что собственно политический конфликт постепенно, по мере неуступчивости участников
приобретал антиконституционную направленность. Конституционный кризис выразился
в ослаблении многих государственно-правовых институтов и разрыве конституционных
связей в государстве и обществе. Был разогнан парламент, произошло распадение Советов
на местах.
Субъекты федерации произвольно меняли свой статус и отношения
с центром, была приостановлена деятельность конституционного суда, в "досудебном
порядке" была прекращена деятельность ряда партий, выпуск газет, введены цензурные
ограничения. Верховенству Конституции и закона нанесён удар "указным правом",
которым вводятся новые институты.
При всём разнообразии оценок происшедших событий антиконституционность
указов и действий президента очевидны. Сокрушение принципов правового государства
- тяжёлая расплата за неумение и нежелание предотвращать юридические конфликты и
конституционные кризисы. Принятие Конституции 12 декабря 1993 года даёт надежду
на уменьшение потенциала конфликтное в обществе.
Ещё одно проявление юридического конфликта связано с отчуждением
граждан, населения от государства и его институтов. Эту тенденцию не могут скрыть
временные "приливы" и "отливы" общественных симпатий к тем или
иным лидерам, программ, которые быстро меняются. Проблема участия граждан теперь
заменяется решением задачи общественной поддержки государственной власти, а она
иссякает при отсутствии видимых положительных результатов экономической и иных реформ.
Отметим в данной связи четыре разновидности отчуждения власти от масс.
В зарубежных странах не раз были открытые выступления против
властных структур (в Португалии, Греции в 70-х годах, Турции - в 1983 году.). Не
случайно в конституции Греции установлено, что всякий акт, узурпирующий народный
суверенитет и власть, преследуется законной властью. Примечательно: соблюдение Конституции
вверяется патриотизму греков, которые правомочны и обязаны оказывать сопротивление
всеми средствами всякой попытке отменить её путём насилия (статья 120). Видимо,
это повлияло на включение аналогичных положений новых Конституций России.
Открытые и одновременные выступления против властей и общественного
порядка являются уголовно наказуемыми деяниями. Статья 79 Уголовного Кодекса предусматривает
ответственность за массовые беспорядки, статья 190 пункт 3 - за организацию и активное
участие в групповых действиях, нарушающих общественный порядок.
Отчуждение от власти выражается в утрате ею общественного
доверия. Падение авторитета и престижа власти всегда является плохим симптомом,
а при массовом характере служит острым проявлением конфликта.
Болезненным противоречием является гражданское неповиновение,
известное в прошлом скорее по иллюстрациям из зарубежной жизни. Теперь нам пришлось
в этом самим убедиться, когда на лицо открытое игнорирование населением положений
Конституции, законов, указов и постановлений, непослушание властям, забастовки,
митинги и пикетирование. Это заметно на примере республики Татарстан, Чеченской
республики, население Северо-Кавказского региона, ряда областей.
Резкие массовые выступления под своими требованиями лиц
разных профессий, приостановление работ, оказание услуг, поставок продукции находятся
в ряду акций гражданского неповиновения.
К нежелательным последствиям приводит создание альтернативных
структур власти. Незаконное наделение теми или иными правами общественных объединении,
съездов, национальных конгрессов, формирование вооружённых отрядов служат свидетельством
недоверия официальным властям и стремления решать дела на основе собственного усмотрения.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14
|