Реферат: Сборник рефератов о конфликтах
Первый из них - этноограничениость
(т.е. нежелание идти на контакт за пределами своего этноса) - является наиболее
распространенным. проявляется в повышении интереса к созданию мононациональных
семей (происходит уменьшение доли смешанных браков), в предпочтении работать в
однонациональных коллективах, в монополизации руководящих постов уровней
представителями своего народа. Практически каждый из народов, особенно те,
которые имеют национально-государственную или национально-территориальную
автономию, охвачен этой болезнью, являющейся исходной, первоначальной базой для
разрушения межнационального согласия.
Второй уровень - этноэгоизм
(стремление к обеспечению преимуиществ своему народу за счет других народов) -
получает все большее распространение. До 30-40% коренного населения республик
считает ecтecтвeнным получение преимуществ перед другими народами, населяющими
республику. Стало уже почти правилом, что занятость русских превышает их долю в
населении лишь в промышленности и, отчасти, в науке здравоохранении,
просвещении. Во всех остальных сферах и отраслях включая органы
государственного и хозяйственного управления, состав студенчества, доля русских
ниже, чем их удельный вес в составе населения. В Татарии, например, де-факто
вводятся жесткие ограничения по национальному признаку на владение и
распоряжение природными ресурсами, вытесняются российские акционеры,
контрольными пакетами акций обеспечиваются представители татарского населения и
т.д. В Дагестане этноэгоизм проявляется в скрытом противостоянии лакцев и
кумыков (из-за кумыкских земель), в стремлении ногайцев добиться объединения
ногайских территорий, поделенных ныне между Дагестаном Ставропольским краем и
Чечней.
Этноэгоизм может перейти в третью
стадию - этнофобизм характеризующийся прямой враждебностью, непримиримотью по
отношению к иным, "не своим", чужим народам. Особенно он проявился в
известном осетино-ингушском конфликте, когда на межличностном уровне продолжает
бушевать пожар ненависти, непризнания и обвинений друг друга.
БЕЖЕНЦЫ И ВЫНУЖДЕННЫЕ
ПЕРЕСЕЛЕНЦЫ
1993 был годом постепенного перехода
почти всех партий к более четкому выражению своей позиции по отношению к
русским в ближнем зарубежье. Всего из 26 миллионов человек, оказавшихся за
рубежом осенью 1991 года, в Россию вернулось уже 2 млн. человек. Согласно
данным социальной статистики, в 1990-1992 гг. из Таджикистана и Азербайджана уехало
1/4 русских, из Грузии - 17%. Средняя Азия и Закавказье, дали 2/3 репатриантов
(хотя там проживает всего 16% русских из ближнего зарубежья). В целом ожидается
возвращение 6 млн. человек. Сложность решения проблем русских беженцев (в
политическом плане) заключается в том, что они представляют собой активную,
действующую и взрывоопасную группу в условиях России, склонную поддерживать
националистические силы, националистические организации. Вместе с тем, это
наиболее квалифицированная, наиболее организованная и творческая часть русского
зарубежья, которая своими знаниями, опытом, умением способна успешно решать
экономические и социальные проблемы, активно содействовать становлению новой
России. Наряду с продолжением эмиграции русского и русскоязычного населения
значительно увеличился поток людей других национальностей. покинувших свою
родную землю вследствие экономической и политической нестабильности в своих
регионах, межродовых и межплеменных столкновений, под угрозой физического и
морального уничтожения. Эперативный анализ потока переселенцев в Калужскую
область показывает, что, наряду с русскими беженцами, значительную долю
составляют вынужденные переселенцы из Молдовы, Армении, Таджикистана,
Азербайджана, республик Северного Кавказа. Помимо сложностей вживания в
иноязычную среду, это население несет в себе трудноразрешимые противоречия: - в
потоке беженцев преобладает городское население, в то время как, например,
Калужская область (как и большинство русских областей) в основном предлагает им
заняться трудом в сельском хозяйстве; - среди беженцев и переселенцев очень
высока доля интеллигенции, что в известном смысле затрудняет ее трудоустройство
из-за несоответствия квалификации имеющимся рабочим местам или из-за
насыщенности традиционных профессий. Следует также отметить, что поток
иноязычного населения на территорию России будет возрастать, ибо, наряду с
политическими, нарастает значение социально-экономических причин: растущая
незанятость (необеспеченность работой), особенно молодежи; проблемы воды и
земли.
Нерешенность вновь возникшей
проблемы - иноязычное население среди коренного русского населения - требует в
1999 и последующих годах повышенного внимания для того, чтобы предотвратить
появление этнической напряженности и конфликтов в Центральной части России.
БОЛЕВЫЕ ТОЧКИ
МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ
Сохраняющиеся тенденции усиления
регионального сепаратизма расширения межэтнических конфликтов, стремление
национальных элит к переделу территорий, к большему суверенитету, борьба за
власть представляют собой угрозу для территориальной целостности страны и
российской государственности вообще. Непосредственными источниками реальных
угроз в сфере межнациональных отношений являются: попытки формирования на
территории Российской Федерации анклавов по этническому принципу: углубление
социально-экономического неравенства различных народов, этнических групп; рост
этнических перемещений, миграция беженцев вынужденных переселенцев; массовые
нарушения гражданских прав и свобод в отдельных регионах . Регионы острых
кризисных ситуаций Наиболее взрывоопасной остается ситуация в зоне Северной
Осетии и Ингушетии. При положительной оценке официальными лицами этих
республик результатов достигнутого согласия, вместе с тем, выражается опасение,
экстремистские силы воспользуются ситуацией и подтолкнут ингушей на стихийное
переселение в указанные населенные пункты, негативные последствия которого
непредсказуемы. В Северной Осетии состоялись организованные оппозицией митинги
экстремистской направленности. Сессия Верховного Совета Северной Осетии
отказалась отменить свое прежнее решение о невозможности совместного проживания
ингушей и осетин. Распространяемая экстремистами информация о силовом
обеспечении переселения ингушей в местта прежнего проживания вновь усиливает
взаимную неприязнь. Другой точкой, олицетворяющей острую кризисную ситуацию,
до сих пор является Чечня Потенциальные острые кризисные ситуации К ним, прежде
всего, надо отнести напряженную этнополитическую ситуацию, складывающуюся в
республике Тыва (Тува). Начиная с 1990 года сепаратистский курс Народного
фронта Тувы спровоцировал массовый отъезд русскоязычного населения.
Напряженность усиливается действиями организаций бывших заключенных, в
частности, массовым захватом освободившихся квартир беженцев. На волне усиления
национализма, роста преступности, спада производства Верховный Совет Тувы в
ноябре 1993 года принял новую Конституцию, первая статья которой называет
Республику суверенным государством в составе России, имеющим право на полное
caмooпpeдeлeние путем всенародного референдума. Одновременно (29 ноября)
Верховный совет Тувы принял постановление о проведении референдума о пребывании
Тувы в Российской Федерации. Учитывая, что Тува была включена в состав СССР
только в 1944 году и тувинцы составляют в республике подавляющее большинство
(около 65 %) вероятность ее обособления от России в ближайшие годы очень велика
Население Тувы является ламаистами монгольского толка и культурно ориентировано
на своего прежнего сюзерена - Монгольское государство. Безработица и высокий
накал криминогенности способствует росту антирусских выступлений, не получающих
отпора со стороны официальных властей. Второй потенциально острой конфликтной
зоной является ставший многонациональным Краснодарский край. Анализ показывает
что он принадлежит к числу наиболее взрывоопасных в национальном отношении
районов. Концентрация конфликтогенных ситуаций происходила здесь давно
(особенно с конца 80-х годов) и продолжается в настоящее время Истоки
возникающих в крае подобных ситуаций различны. Одна из причин кроется в
многонациональности края, где наряду с 4-миллионным русским населением живут
представители 22 народов, в т.ч. украинцы, армяне, адыги, греки, грузины,
азербайджанцы, турки-месхетинцы и др. большинство их живет компактно и
представляет группы этнически достаточно сплоченные, сохраняющие родной язык,
традиции. Второй фактор межнациональной конфликтогенности в крае связан с
миграцией, главным образом, вынужденной, и потоками беженцев, чему
способствовал распад Союза, межнациональные конфликты, обострение
социально-экономической и национальной обстановки в ряде регионов. Новую волну
миграций вызвало изменившееся геополитическое положение Краснодарского края. Он
стал пограничным регионом России. Миграционные процессы в Краснодарском крае
происходили в 1970-1980 годы. Сюда переселялись крымские татары,
турки-месхетинцы, курды. Новая волна приезда месхетинцев была вызвана событиями
1989 года в Фергане. Приток армян в Краснодарский край возрос в связи с
землятрясением в Армении в 1988 году, а затем вспышкой геноцида в Сумгаите и
Баку, войной в Карабахе. Абхазо-грузинская война дала новый импульс вынужденным
миграциям - русских, армян, греков и др. беженцев Абхазии. Приток беженцев и
вынужденных мигрантов все более осложняет обстановку в крае. Часть их не
прописана, и поэтому не может быть трудоустроена. Особую остроту приобрели
межнациональные отношения между русскими и армянами, казаками и остальным
населением, адыгами и русскими. Последнее время неоднократно звучат требования
о выселении армян, турок-месхетинцев. Нередки случаи выселения мигрантов из
края. Согласно социологическому опросу, проведенному среди местных депутатов,
конфликтогенная ситуация в крае может ухудшиться, ибо 60% населения (по России
20-25%) допускают вероятность открытых конфликтов между отдельными
национальными группами. Районы (зоны) сильного сепаратиэма Особое место в
этнополитическом положении занимает Республика Татарстан. Республика находится
в центре Российской Федерации, и ее население почти наполовину состоит из
русских (43,3%). Наиболее многочисленные и влиятельные национальные партии
агитировали за выход из Российской Федерации и признание за Татарстаном равных
прав. В Татарстане удается сохранять спокойствие благодаря тому, что среди
сторонников независимости Татарстана, тяготеющих к постепенному разъединению с
Россией, нынешние руководители Татарстана. Все более популярными становятся
лозунги о тюркском единстве, хотя в целом идея создания парламента всего татарского
народа, выдвинутая на 1-ом Всетатарском съезде в феврале 1992 года вновь
образованным Милли Меджлисом (народным парламентом), глубокой поддержки в
обществе не получила. Появление Милли Меджлиса изменило расстановку
политических сил: возник орган, альтернативный официальному парламенту. В
случае политического кризиса в республике Татарстан не исключена возможно
превращения Милли Меджлиса в некое подобие общенационального конгресса и
перехода членов Милли Меджлиса на крайне жесткие позиции в отношении к
существующим органам власти. Подтверждением этого является совместное
заявление, в котором единственным законным органом власти татарского народа
признается Милли Меджлис и содержится призыв к сплочению под его флагом
татарского народа. Районы умеренного регионального сепаратизма Усложняется
политическая ситуация в Республике Коми. Созданная в январе 1991 года
организация "Коми котыр", выступившая инициатором консолидации коми
национального движения, образовала постоянный орган - Комитет возрождения коми народа.
Активная деятельность этого Комитета в Республике, тесное сотрудничество с
аналогичными организациями финно-угорских народов существенно повысили престиж
Комитета возрождения коми народа, его влияние на этнополитическую ситуацию в
Республике. Следует отметить, что в коми национальном движении появилась
тенденция срастания Комитета возрождения коми народа с конституционной системой
власти, превращения его в орган, представляющий коми народ на
внешнеэкономической арене. По требованию второго съезда коми народа (декабрь
1992 года) Верховный Совет Республики Коми принял закон о наделении
законодательной инициативой съездов национального движения коми. Третий съезд
коми народа (декабрь 1993 года) потребовал включения в Конституцию республики
статьи о том, что Коми является суверенной Республикой, наделенной правом
выхода из состава РФ. Были выдвинуты также требования о возвращении в состав
Республики Коми пяти районов, "преданных ранее" в состав
Архангельской области. К зонам умеренного сепаратизма можно отнести ситуацию,
сложившуюся в Якутии, Горном Алтае. Несмотря на заверения руководства республик о невыходе из состава России, уже сегодня
достаточно четко прослеживается линия их
законодательных и исполнительных органов власти на
договорные, а не только конституционные отношения с российским центром, что фактически ведет к установлению в
лучшем случае особой формы конфедеративных
отношений. И наконец, следует отметить группу регионов с наиболее низким
уровнем межнациональной напряженности, в которую
входят территории, населенные
малыми народами европейского севера, Сибири и Дальнего Востока, ряд республик Поволжья, Карелия, собственно
"русские" края и области, а также районы
компактного расселения народов, не имеющих национальной государственности или
автономии (вепсы, ижорцы, греки, корейцы, тофалары и др.)
Вместе с тем, могут стать объектами
политических обсуждений и спекуляций следующие проблемы, способные обострить и
подорвать межнациональное согласие:
Русская республика
Ряд общественных движений и
политических партий активно проводит мысль о возможности создания Русской
республики в России, основываясь на том, что русские не имеют
государственности, являясь самым многочисленным этносом. Россия характеризуется
ими как федерация без русских, и в этой связи ставится задача борьбы за
создание единого унитарного русского государства на территории России. Пока это
требование еще не находит поддержки в массовом сознании, однако не исключена
вероятность роста числа их сторонников. Сама идея, естественно, повышает статус
русских в России, но создание Русской республики привело бы к фактическому
демонтажу РФ, дезинтеграции России.
Русский национализм
Существует реальная опасность все
большего перерастания русской национальной идеи в воинствующую силу , в бытовой
шовинизм, когда в общественном сознании под влиянием экономической разрухи и политической
нестабильности сработает механизм национальной самозащиты с перерастанием в
агрессию поведения. Если сейчас не противостоять этому процессу, то национализм
большого народа по своим последствиям не сравним ни с какими социальными
катастрофами. Территориальные споры между Россией и странами ближнего зарубежья
и внутри России Хотя на государственном уровне никаких претензий между
республиками бывшего СССР не существует, фактически имеется ряд ситуаций,
могущих латентные (скрытые) процессы при определенных обстоятельствах превратить
в oткрытые. во-первых, это проявляется в позиции части русского населения (и
некоторых связанных с ними инонациональных групп) не мигрировать в Россию, а
перейти под юрисдикцию России совместно с той территорией, на которой они
проживают. Это касается Приднестровья, Крыма, района Кохтла-Ярве и Нарвы в
Эстонии, некоторых районов Северного Казахстана и Восточной Украины. во-вторых,
это стремление ряда автономий или ряда народов войти в состав Российской
Федерации - Абхазии, Южной Осетии или лезгин (37% которых в настоящее время
проживает в Азербайджане). в третьих, имеются территориальные притязания и
внутри республик, исходящие из того, что люди данной народности проживают на
смежных территориях. Это проявляется в притязаниях ряда политических деятелей
Татарстана на районы с преобладанием татарского населения в республике Марий-Эл
и Республике Башкортостан, Ульяновской и Самарской областях. Среди народа
активно пропагандируется мысль о воссоединении с коми-пермяками, имеющими свой
округ в составе Пермской области. аналогичная ситуация в Бурятии, где активно
поддерживается идея соединения с сородичами, имеющими свои национальные
образования в Иркутской и Читинской областях. Не исключено углубление претензии
Калмыкии по поводу "утраченных" районов и отошедших к Астраханской области.
И наконец, это стремление ряда народов, особенно ранее депотированных, а теперь
вернувшихся на свою Родину, получить все ранее принадлежавшие им территории -
ингушей, черкесов, кумыков, калмыков и др. Особое место занимает проблема
немцев Поволжья. И хотя многие требования пока выражены в форме пожеланий, это
не снимает опасности стремлений к пересмотру границ.
Вывод.
Малочисленные народы (национальные меньшинства) К крупнейшим народам России,
кроме русских (82%), относятся татары (3,7%). украинцы (3%), чуваши (1,2%).
башкиры (0.9%), народы Дагестана (1,2%). белорусы (0,7%). Эти восемь народов
образуют 93% населения. На остальные 7% приходится 110 народов, среди которых
только 26 насчитывают более 100 тысяч человек. Так, в Дагестане проживает в
настоящее время 29 основных народов (по переписи 1926 г. насчитывалась 81
этническая группа). В целом картина выглядит следующим образом: 16 национальных
групп (всего 7,8 млн. человек) представляют народы стран СНГ; 30 национальных
групп (1,3 млн. человек) представляют народы за пределами стран СНГ (англичане,
болгары, финны и т.д.): еще 30 национальных групп (173 тысячи человек)
представляют народы, нигде в мире не имеющие государственности (цыгане,
ассирийцы, уйгуры, курды и т.д.); еще 22 народа (116 тысяч), живущих в России и
не имеющих национально-территориальных образований и, наконец, 10 народов (67
тысяч человек не имеют никаких национальных территорий ни в РФ, ни в СНГ, ни в
третьих странах. Исходя их факта такой многочисленности народов, можно вывести
что основным средством развития для большинства из них является создание и укpепление
национально-культурной, а в ряде мест и национально - территориальной
автономии. В принципе, это самый прогрессивный подход для России, в которой в
силу исторических особенностей, национальные группы размещены как компактно,
так и дисперсно.
Используемая литература.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14
|
|