Реферат: Государственное регулирование рынка труда
расширение деятельности бизнес-центров в городах Дюртюли,
Кумертау, Сибае (в Республике
Башкортостан);
сотрудничество на договорной основе с организациями, содействующими
развитию малого предпринимательства, для подготовки незанятых граждан к
организации собственного дела;
согласованные действия органов службы занятости и
других заинтересованных организаций по всем программам и видам деятельности,
способствующим самозанятости граждан и развитию предпринимательства.
Содействие
занятости молодежи
Одной из наиболее острых и важных остается проблема занятости молодежи, о
чем свидетельствует ежегодное увеличение количества молодых людей, обратившихся
в службу занятости. Это обусловлено увеличением количества выпускников учебных
заведений, получающих свободное распределение, несоответствием полученной
специальности потребностям рынка труда, а также низким профессиональным и
квалификационным уровнем подготовки значительной части молодежи.
Рынок труда Республики Башкортостан могут
пополнить с целью поиска работы 16 тыс. выпускников учебных заведений и 9 тыс.
человек, отчисленных из них.
Создание условий для трудоустройства молодежи, впервые вступающей в
трудовую жизнь, и сокращение периода поиска работы для остальной части
безработной молодежи являются первоочередными задачами. Для их выполнения
намечается:
создание молодежной биржи труда;
организация временных ученических мест для безработной молодежи с целью
дальнейшего трудоустройства в рамках программы “Молодежная практика”;
преимущественное привлечение молодежи к участию в общественных работах;
трудоустройство в счет квот, установленных органами местной власти, не
менее тысячи юношей и девушек (в Республике Башкортостан);
корректировка перечня профессий и специальностей, по которым
осуществляется подготовка молодежи в учреждениях высшего, среднего и начального
профессионального образования, и количества выпускаемых специалистов с учетом
спроса на рынке труда;
разработка и внедрение системы содействия
трудоустройству выпускников высших учебных
заведений;
информирование выпускников общеобразовательных учреждений о возможности
обучения в учреждениях профессионального образования,
получения дополнительной профессии (специальности) для последующего
трудоустройства; проведение для молодежи ярмарок учебных мест.
Профессиональное обучение и профессиональная ориентация
безработных граждан и незанятого населения
Приоритетное направление политики в области профессионального обучения
безработных граждан - сближение профессионально - квалификационной структуры
рабочей силы с потребностями рынка труда.
В 1998 году в
Республике Башкортостан предполагается направить на профессиональную
подготовку, повышение квалификации, переподготовку
по 70 рабочим профессиям, 30 специальностям служащих и инженерно-технических
работников 6,7 тыс. безработных граждан.
Профориентационными услугами будут охвачены
120 тыс. человек. Расходы Фонда занятости на эти
цели составят 21 млн. рублей (в том числе 20,4 млн. рублей - на профобучение безработных).
Для развертывания системы профессионального
обучения безработных граждан, профессиональной ориентации и психологической
поддержки незанятого населения предусматривается:
совершенствование нормативно-правовой и материально-технической базы
профессионального обучения безработных граждан;
определение потребности в профессиональном обучении на основе анализа
профессионально - квалификационного состава безработных, текущего и
перспективного спроса работодателей;
использование преемственности профессионального обучения и имеющегося у
граждан образовательного потенциала;
усиление взаимодействия органов службы занятости с образовательными структурами
и работодателями по организации профессионального
обучения безработных граждан и их последующего трудоустройства;
расширение и совершенствование курсовой
учебной сети по профессиональному обучению
безработных граждан, проведение в этих целях конкурсного отбора образовательных
учреждений всех уровней;
оптимизация сроков и стоимости обучения, использование в этих целях
дополнительных источников финансирования;
согласование объемов и профилей подготовки рабочих и специалистов в
образовательных учреждениях профессионального образования всех уровней с учетом
потребностей рынка труда;
обеспечение приоритетности профессионального обучения граждан, особо
нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске подходящей
работы (молодежи, инвалидов, граждан, уволенных с военной службы, беженцев и
вынужденных переселенцев, женщин);
совершенствование методического, информационного обеспечения
профессионального обучения безработных граждан и профессиональной ориентации
незанятого населения;
сотрудничество органов службы занятости с заинтересованными
структурами (образовательными, здравоохранения, социальной защиты, по делам
молодежи, кадровыми службами предприятий) в части профориентации
и социально-психологической адаптации выпускников общеобразовательных школ,
инвалидов и других слабозащищенных категорий незанятого населения;
создание кабинетов профессиональной ориентации и психологической
поддержки безработных;
создание клубов ищущих работу при органах службы занятости городов,
совершенствование деятельности действующих клубов, курсов “Новый старт”, “Старт
в профессию” и групп психологической поддержки безработных;
внедрение в практику работы органов службы занятости единой технологии
оказания профессиональных консультационных услуг.
Содействие
занятости населения в городах и районах с напряженной ситуацией на рынке труда
В целях содействия занятости населения в городах и районах с напряженной
ситуацией на рынке труда предполагается:
приостановление администрациями городов и районов процессов массового
высвобождения работников или обеспечение их поэтапного проведения;
обеспечение первоочередного оказания финансовой помощи предприятиям,
создающим и сохраняющим рабочие места на указанных территориях;
развитие мелкотоварного уклада, стимулирование малого предпринимательства
в агропромышленном комплексе и сфере услуг;
обеспечение приоритета при распределении государственных заказов
(особенно оборонных);
оказание первоочередной помощи населению указанных территорий в
переселении в другие районы республики;
предупреждение органами службы занятости последствий массовых
высвобождений на предприятиях (консультирование, участие в работе комиссий
экстренной помощи и т.д.);
организация работы групп быстрого реагирования, временных филиалов
органов службы занятости на предприятиях в случаях массового высвобождения
работников;
участие органов службы занятости в работе с предприятиями при применении
к ним организационных или ликвидационных процедур;
проведение мониторинга ситуации на рынке труда городов и районов;
Материальная
поддержка безработных
В части поддержки доходов безработных граждан и членов их семей
предусматривается реализовать следующие меры:
выплату пособий по безра6отице в Российской
Федерации 8,7-10,2 млн.руб., в том числе в 1998г. - 2,9 млн.человек, в том числе доплату на лиц,
находящихся на содержании безработных. Суммарные расходы на эти цели могут составить 4,5-7,1
млрд.руб. ежегодно в Российской Федерации, 128,0 млн. рублей â
Ðåñïóáëèêå
Áàøêîðòîñòàí);
оказание материальной и иной помощи безработным и членам их семей, общие расходы в Российской Федерации могут составить 15-20
млн.рублей, а в Республике Башкортостан 1,0 млн. рублей
в ежегодно. Преимущественным правом на получение средств будут пользоваться
безработные женщины, воспитывающие детей дошкольного возраста, детей - инвалидов, одинокие и многодетные родители;
досрочный выход на пенсию безработных граждан: такой возможностью ежегодно в Российской Федерации воспользуются îêîëî 160-170
òûñ.÷åëîâåê,
â òîì ÷èñëå â
1998ã. - 55 òûñ.÷åëîâåê,
à â
Ðåñïóáëèêè
Áàøêîðòîñòàí
- 1,6 тыс. человек; расходы на эти цели могут составить â
Ðîññèéñêîé
Ôåäåðàöèè - 230
òûñ.ðóáëåé â
ãîä, à â
Ðåñïóáëèêå
Áàøêîðòîñòàí
- 12,64 млн. рублей.
оплата периода временной нетрудоспособности граждан предусматривается в
Российской Федерации для 700-780 тыс.человек, в том числе в 1998г. - 235-260
тыс.чел. С общими расходами на эти цели - 42-46 млн.руб. в год.
Кроме того, в Российской Федерации предусматривается:
1. Поддержка
граждан с ограниченной трудоспособностью. Будет трудоустроено 30 тыс.
инвалидов, в том числе в 1998г. - 10 тыс.человек; расходы составят 86,5
млн.руб.
2. Поддержка
граждан, уволенных с военной службы и членов их семей. Финансовые затраты в
1998-2000г.г. составят 171,5 млн.рублей.
3. Поддержка
длительно безработных граждан. Разработка - специальных программ содействия
занятости населения "Организация занятости длительно безработных
граждан" ("Клуб ищущих работу" и "Новый страт"),
которые позволят охватить за период 1998-2000гг. более 150 тыс.человек, в том
числе в 1998г. - около 45 тыс.человек. Расходы в 1998г. составят 80 млн.рублей.
4. Содействие
занятости выпускников учебных заведений. В 1998-2000гг. реализация программы
"Молодежная практика". Намечается трудоустроить 50 тыс.выпускников
различных учебных заведений. Расходы в 1998г. составят 105 млн.руб.
Содействие занятости женщин. Общая численность безработных женщин (с
учетом полной и неполной занятости) к началу 1998г. составит 7-8 млн.человек.
При этом в период 1998-2000гг. прирост численности женщин, ищущих работу, будет
снижаться и не превысит 0,2 млн. женщин в год.
ВЫВОД
В
обобщенном виде основные направления, основные задачи политики в сфере
занятости, в период
становления рыночных отношений можно представить, исходя из проведенной работы, в следующем виде (в порядке
значимости): 1. анализ динамики занятости и контроль за процессами массового
высвобождения работников, 2. предотвращение массовых увольнений работников,
создание новых или сохранение существующих экономически целесообразных рабочих
мест, осуществление опережающей переподготовки кадров; 3. предотвращение
организационно и финансово неподготовленного массового высвобождения работников
с неэффективных предприятий, разработка и реализация программ по
государственной поддержке депрессивных территорий и реструктуризации кризисных
отраслей; 4. минимизация отрицательных последствий массовой безработицы в
"очаговых" районах; 5. содействие (организационное и финансовое) развитию
самозанятости всех видов; 6. повышение роли местных органов власти при решении
специфических региональных проблем рынка труда; 7. приоритетное финансирование
из средств республиканского бюджета и социальных внебюджетных фондов социальных
и экономических программ в городах и районах с высоким уровнем безработицы 8. диверсификация
источников и средств для улучшения положения в сфере занятости; 9. совершенствование
информации о рынке труда, особенно для потенциальных мигрантов внутри региона;
10. материальная поддержка безработных и рациональной миграции, повышение
обоснованности и дифференцированности материальной поддержки безработных; 11.
обеспечение защиты трудовых прав работников несостоятельных предприятий,
эффективной поддержки граждан, потерявших работу, их профессиональной ориентации.
IV. ЮРИДИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
4.1. Перечень законов
При написании данной работы использовались следующие законы:
- Конституция
Республики Башкортостан, принятая Верховным Советом Республики Башкортостан 24
декабря 1993 года;
- Закон Республики
Башкортостан о внесении изменений и дополнений в Закон Республики Башкортостан
“О занятости населения Республики Башкортостан”, принятая Законодательной
Палатой Государственного Собрания Республики Башкортостан 11 июня 1996 года,
одобренный Палатой Представителей Государственного Собрания Республики Башкортостан
30 июля 1996 года;
- Трудовой Кодекс
Республики Башкортостан, принятый Верховным Советом Республики Башкортостан 21
декабря 1994 года.
4.2. Содержание законов
Конституция Республики Башкортостан является основным законом Республики
Башкортостан, определяющая общественное и государственное устройство, порядок и
принципы представителей органов власти, избирательную систему, основные права и
обязанности граждан.
Глава IV “Экономические, социальные и культурные права и свободы”, статья
45 Конституции Республики Башкортостан говорит:
“Труд свободен. Граждане Республики Башкортостан имеют право свободно
распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и
профессию.
Принудительный труд запрещен.
Граждане Республики Башкортостан имеют право на труд в условиях,
отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение на труд без
какой бы то ни было дискриминации и не ниже минимального размера оплаты труда,
установленного законом в соответствии с прожиточным минимумом, а также право на
защиту от безработицы.
Республика Башкортостан содействует полной занятости населения,
осуществляет программы профессионального обучения и подготовки работников с
учетом социальных потребностей и их личных способностей, гарантирует выплату
пособий по безработице.
Признается право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с
использованием установленных законом Республики Башкортостан способов их
разрешения, включая право на забастовку.”
Трудовой Кодекс Республики Башкортостан определяет основы государственной
политики Республики Башкортостан в сфере трудовых отношений, устанавливает
государственные гарантии трудовых прав граждан, обеспечивает соблюдение им
интересов работников, работодателей и государства.
Он провозглашает главной целью государственной политики Республики
Башкортостан в сфере трудовых отношений создание условий, позволяющих работнику
своим трудом обеспечить достойную жизнь себе и своей семье, защиту прав,
установленных Коституцией Республики Башкортостан.
Глава V “Обеспечение занятости и гарантии реализации права граждан на
труд” Трудового Кодекса Республики Башкортостан говорит:
Работники могут быть высвобождены с предприятия в связи с их ликвидацией,
осуществлением мероприятий по сокращению численности или штата. О предстоящем
высвобождении работники предупреждаются персонально под расписку не менее чем
за два месяца. Работодатель своевременно, не менее чем за три месяца, обязан
предоставить представительному органу работников информацию о возможном
массовом высвобождении работников.
При высвобождении работников в связи с сокращением численности или штата
учитывается преимущественное право на оставление на работе. (Преимущественное
право на оставление на работе предоставляется работникам с более высокой
производительностью труда и квалификацией. При равной производительности труда
и квалификации предпочтение в оставлении на работе отдается: семейным - при
наличии двух или более иждивенцев; лицам, в семье которых нет других работников
с самостоятельным заработком; работникам, имеющим длительный стаж непрерывной
работы на данном предприятии; работникам, получившим на данном предприятии трудовое
увечье или профессиональное заболевание; работникам, повышающим свою
квалификацию без отрыва от производства в высших и средних специальных учебных
заведениях; инвалидам войны и членам семей военнослужащих и партизан, погибших
или пропавших без вести при защите Отечества; погибших в результате несчастного
случая на производстве; изобретателям; работникам из числа уволенных в запас
или отставку военнослужащих сверхсрочной службы; участникам ликвидации
последствий Чернобыльской катастрофы в зоне отчуждения в 1986-1990г.г., а также
лицам, эвакуированным из отселения, другим приравненным к ним лицам).
Работодатель не позднее, чем за два месяца, обязан довести до сведения
местного органа службы занятости данные о предстоящем высвобождении каждого
конкретного работника с указанием его профессии, специальности, квалификации,
должности и размера оплаты труда.
Работникам, высвобождаемым с предприятий при расторжении трудового
договора в связи с осуществлением мероприятий по сокращению численности или
штата:
1) выплачивается
выходное пособие в размере среднего месячного заработка;
2) сохраняется
средняя заработная плата на период трудоустройства, но не свыше двух месяцев со
дня увольнения с учетом выплаты выходного пособия;
3) сохраняется
средняя заработная плата на период трудоустройства, в порядке исключения, в
течение третьего месяца со дня увольнения по решению службы занятости при
условии, если работник заблаговременно (в двухнедельный срок после увольнения)
обратился в этот орган и не был им трудоустроен.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15
|