рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Реферат: Государственное регулирование рынка труда рефераты

расширение деятельности бизнес-центров в городах Дюртюли, Кумертау, Сибае (в Республике Башкортостан);

сотрудничество на договорной основе с организациями, содействующими развитию малого предпринимательства, для подготовки незанятых граждан к организации собственного дела;

согласованные действия органов службы занятости и других заинтересованных организаций по всем программам и видам деятельности, способствующим самозанятости граждан и развитию предпринимательства.

Содействие занятости молодежи

Одной из наиболее острых и важных остается проблема занятости молодежи, о чем свидетельствует ежегодное увеличение количества молодых людей, обратившихся в службу занятости. Это обусловлено увеличением количества выпускников учебных заведений, получающих свободное распределение, несоответствием полученной специальности потребностям рынка труда, а также низким профессиональным и квалификационным уровнем подготовки значительной части молодежи.

Рынок труда Республики Башкортостан могут пополнить с целью поиска работы 16 тыс. выпускников учебных заведений и 9 тыс. человек, отчисленных из них.

Создание условий для трудоустройства молодежи, впервые вступающей в трудовую жизнь, и сокращение периода поиска работы для остальной части безработной молодежи являются первоочередными задачами. Для их выполнения намечается:

создание молодежной биржи труда;

организация временных ученических мест для безработной молодежи с целью дальнейшего трудоустройства в рамках программы “Молодежная практика”;

преимущественное привлечение молодежи к участию в общественных работах;

трудоустройство в счет квот, установленных органами местной власти, не менее тысячи юношей и девушек (в Республике Башкортостан);

корректировка перечня профессий и специальностей, по которым осуществляется подготовка молодежи в учреждениях высшего, среднего и начального профессионального образования, и количества выпускаемых специалистов с учетом спроса на рынке труда;

разработка и внедрение системы содействия трудоустройству выпускников высших учебных заведений;

информирование выпускников общеобразовательных учреждений о возможности обучения в учреждениях профессионального образования, получения дополнительной профессии (специальности) для последующего трудоустройства; проведение для молодежи ярмарок учебных мест.

Профессиональное обучение и профессиональная ориентация безработных граждан и незанятого населения

Приоритетное направление политики в области профессионального обучения безработных граждан - сближение профессионально - квалификационной структуры рабочей силы с потребностями рынка труда.

В 1998 году в Республике Башкортостан  предполагается направить на профессиональную подготовку, повышение квалификации, переподготовку по 70 рабочим профессиям, 30 специальностям служащих и инженерно-технических работников 6,7 тыс. безработных граждан.

Профориентационными услугами будут охвачены 120 тыс. человек. Расходы Фонда занятости на эти цели составят 21 млн. рублей (в том числе 20,4 млн. рублей - на профобучение безработных).

Для развертывания системы профессионального обучения безработных граждан, профессиональной ориентации и психологической поддержки незанятого населения предусматривается:

совершенствование нормативно-правовой и материально-технической базы профессионального обучения безработных граждан;

определение потребности в профессиональном обучении на основе анализа профессионально - квалификационного состава безработных, текущего и перспективного спроса работодателей;

использование преемственности профессионального обучения и имеющегося у граждан образовательного потенциала;

усиление взаимодействия органов службы занятости с образовательными структурами и работодателями по организации профессионального обучения безработных граждан и их последующего трудоустройства;

расширение и совершенствование курсовой учебной сети по профессиональному обучению безработных граждан, проведение в этих целях конкурсного отбора образовательных учреждений всех уровней;

оптимизация сроков и стоимости обучения, использование в этих целях дополнительных источников финансирования;

согласование объемов и профилей подготовки рабочих и специалистов в образовательных учреждениях профессионального образования всех уровней с учетом потребностей рынка труда;

обеспечение приоритетности профессионального обучения граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске подходящей работы (молодежи, инвалидов, граждан, уволенных с военной службы, беженцев и вынужденных переселенцев, женщин);

совершенствование методического, информационного обеспечения профессионального обучения безработных граждан и профессиональной ориентации незанятого населения;

сотрудничество органов службы занятости с заинтересованными структурами (образовательными, здравоохранения, социальной защиты, по делам молодежи, кадровыми службами предприятий) в части профориентации и социально-психологической адаптации выпускников общеобразовательных школ, инвалидов и других слабозащищенных категорий незанятого населения;

создание кабинетов профессиональной ориентации и психологической поддержки безработных;

создание клубов ищущих работу при органах службы занятости городов, совершенствование деятельности действующих клубов, курсов “Новый старт”, “Старт в профессию” и групп психологической поддержки безработных;

внедрение в практику работы органов службы занятости единой технологии оказания профессиональных консультационных услуг.

Содействие занятости населения в городах и районах с напряженной ситуацией на рынке труда

В целях содействия занятости населения в городах и районах с напряженной ситуацией на рынке труда предполагается:

приостановление администрациями городов и районов процессов массового высвобождения работников или обеспечение их поэтапного проведения;

обеспечение первоочередного оказания финансовой помощи предприятиям, создающим и сохраняющим рабочие места на указанных территориях;

развитие мелкотоварного уклада, стимулирование малого предпринимательства в агропромышленном комплексе и сфере услуг;

обеспечение приоритета при распределении государственных заказов (особенно оборонных);

оказание первоочередной помощи населению указанных территорий в переселении в другие районы республики;

предупреждение органами службы занятости последствий массовых высвобождений на предприятиях (консультирование, участие в работе комиссий экстренной помощи и т.д.);

организация работы групп быстрого реагирования, временных филиалов органов службы занятости на предприятиях в случаях массового высвобождения работников;

участие органов службы занятости в работе с предприятиями при применении к ним организационных или ликвидационных процедур;

проведение мониторинга ситуации на рынке труда городов и районов;

Материальная поддержка безработных

В части поддержки доходов безработных граждан и членов их семей предусматривается реализовать следующие меры:

выплату пособий по безра6отице в Российской Федерации   8,7-10,2 млн.руб., в том числе в 1998г. - 2,9 млн.человек, в том числе доплату на лиц, находящихся на содержании безработных. Суммарные расходы на эти цели могут составить 4,5-7,1 млрд.руб. ежегодно в Российской Федерации, 128,0 млн. рублей â Ðåñïóáëèêå Áàøêîðòîñòàí);

оказание материальной и иной помощи безработным и членам их семей, общие расходы в Российской Федерации могут составить 15-20 млн.рублей, а в Республике Башкортостан  1,0 млн. рублей в ежегодно. Преимущественным правом на получение средств будут пользоваться безработные женщины, воспитывающие детей дошкольного возраста, детей - инвалидов, одинокие и многодетные родители;

досрочный выход на пенсию безработных граждан: такой возможностью ежегодно в Российской Федерации воспользуются îêîëî 160-170 òûñ.÷åëîâåê, â òîì ÷èñëå â 1998ã. - 55 òûñ.÷åëîâåê, à â Ðåñïóáëèêè Áàøêîðòîñòàí - 1,6 тыс. человек; расходы на эти цели могут составить â Ðîññèéñêîé Ôåäåðàöèè - 230 òûñ.ðóáëåé â ãîä, à â Ðåñïóáëèêå Áàøêîðòîñòàí  - 12,64 млн. рублей.

оплата периода временной нетрудоспособности граждан предусматривается в Российской Федерации для 700-780 тыс.человек, в том числе в 1998г. - 235-260 тыс.чел. С общими расходами на эти цели - 42-46 млн.руб. в год.

Кроме того, в Российской Федерации  предусматривается:

1.  Поддержка граждан с ограниченной трудоспособностью. Будет трудоустроено 30 тыс. инвалидов, в том числе в 1998г. - 10 тыс.человек; расходы составят 86,5 млн.руб.

2.  Поддержка граждан, уволенных с военной службы и членов их семей. Финансовые затраты в 1998-2000г.г. составят 171,5 млн.рублей.

3.  Поддержка длительно безработных граждан. Разработка - специальных программ содействия занятости населения "Организация занятости длительно безработных граждан" ("Клуб ищущих работу" и "Новый страт"), которые позволят охватить за период 1998-2000гг. более 150 тыс.человек, в том числе в 1998г. - около 45 тыс.человек. Расходы в 1998г. составят 80 млн.рублей.

4.  Содействие занятости выпускников учебных заведений. В 1998-2000гг. реализация программы "Молодежная практика". Намечается трудоустроить 50 тыс.выпускников различных учебных заведений. Расходы в 1998г. составят 105 млн.руб.

Содействие занятости женщин. Общая численность безработных женщин (с учетом полной и неполной занятости) к началу 1998г.  составит 7-8 млн.человек. При этом в период 1998-2000гг. прирост численности женщин, ищущих работу, будет снижаться и не превысит 0,2 млн. женщин в год.


ВЫВОД

В обобщенном виде основные направления, основные задачи политики в сфере занятости, в период становления рыночных отношений можно представить, исходя из проведенной работы, в следующем виде (в порядке значимости): 1. анализ динамики занятости и контроль за процессами массового высвобождения работников, 2. предотвращение массовых увольнений работников, создание новых или сохранение существующих экономически целесообразных рабочих мест, осуществление опережающей переподготовки кадров; 3. предотвращение организационно и финансово неподготовленного массового высвобождения работников с неэффективных предприятий, разработка и реализация программ по государственной поддержке депрессивных территорий и реструктуризации кризисных отраслей; 4. минимизация отрицательных последствий массовой безработицы в "очаговых" районах; 5. содействие (организационное и финансовое) развитию самозанятости всех видов; 6. повышение роли местных органов власти при решении специфических региональных проблем рынка труда; 7. приоритетное финансирование из средств республиканского бюджета и социальных внебюджетных фондов социальных и экономических программ в городах и районах с высоким уровнем безработицы 8. диверсификация источников и средств для улучшения положения в сфере занятости; 9. совершенствование информации о рынке труда, особенно для потенциальных мигрантов внутри региона; 10. материальная поддержка безработных и рациональной миграции, повышение обоснованности и дифференцированности материальной поддержки безработных; 11. обеспечение защиты трудовых прав работников несостоятельных предприятий, эффективной поддержки граждан, потерявших работу, их профессиональной ориентации.


IV. ЮРИДИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ


4.1. Перечень законов

При написании данной работы использовались следующие законы:

- Конституция Республики Башкортостан, принятая Верховным Советом Республики Башкортостан 24 декабря 1993 года;

- Закон Республики Башкортостан о внесении изменений и дополнений в Закон Республики Башкортостан “О занятости населения Республики Башкортостан”, принятая Законодательной Палатой Государственного Собрания Республики Башкортостан 11 июня 1996 года, одобренный Палатой Представителей Государственного Собрания Республики Башкортостан 30 июля 1996 года;

- Трудовой Кодекс Республики Башкортостан, принятый Верховным Советом Республики Башкортостан 21 декабря 1994 года.

4.2. Содержание законов

Конституция Республики Башкортостан является основным законом Республики Башкортостан, определяющая общественное и государственное устройство, порядок и принципы представителей органов власти, избирательную систему, основные права и обязанности граждан.

Глава IV “Экономические, социальные и культурные права и свободы”, статья 45 Конституции Республики Башкортостан говорит:

“Труд свободен. Граждане Республики Башкортостан имеют право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.

Принудительный труд запрещен.


Граждане Республики Башкортостан имеют право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение на труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже минимального размера оплаты труда, установленного законом в соответствии с прожиточным минимумом, а также право на защиту от безработицы.

Республика Башкортостан содействует полной занятости населения, осуществляет программы профессионального обучения и подготовки работников с учетом социальных потребностей и их личных способностей, гарантирует выплату пособий по безработице.

Признается право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных законом Республики Башкортостан способов их разрешения, включая право на забастовку.”

Трудовой Кодекс Республики Башкортостан определяет основы государственной политики Республики Башкортостан в сфере трудовых отношений, устанавливает государственные гарантии трудовых прав граждан, обеспечивает соблюдение им интересов работников, работодателей и государства.

Он провозглашает главной целью государственной политики Республики Башкортостан в сфере трудовых отношений создание условий, позволяющих работнику своим трудом обеспечить достойную жизнь себе и своей семье, защиту прав, установленных Коституцией Республики Башкортостан.

Глава V “Обеспечение занятости и гарантии реализации права граждан на труд” Трудового Кодекса Республики Башкортостан говорит:

Работники могут быть высвобождены с предприятия в связи с их ликвидацией, осуществлением мероприятий по сокращению численности  или штата. О предстоящем высвобождении работники предупреждаются персонально под расписку не менее чем за два месяца. Работодатель своевременно, не менее чем за три месяца, обязан предоставить представительному органу работников информацию о возможном массовом высвобождении работников.

При высвобождении работников в связи с сокращением численности или штата учитывается преимущественное право на оставление на работе. (Преимущественное право на оставление на работе предоставляется работникам с более высокой производительностью труда и квалификацией. При равной производительности труда и квалификации предпочтение в оставлении на работе отдается: семейным - при наличии двух или более иждивенцев; лицам, в семье которых нет других работников с самостоятельным заработком; работникам, имеющим длительный стаж непрерывной работы на данном предприятии; работникам, получившим на данном предприятии трудовое увечье или профессиональное заболевание; работникам, повышающим свою квалификацию без отрыва от производства в высших и средних специальных учебных заведениях; инвалидам войны и членам семей военнослужащих и партизан, погибших или пропавших без вести при защите Отечества; погибших в результате несчастного случая на производстве; изобретателям; работникам из числа уволенных в запас или отставку военнослужащих сверхсрочной службы; участникам ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы в зоне отчуждения в 1986-1990г.г., а также лицам, эвакуированным из отселения, другим приравненным к ним лицам).

Работодатель не позднее, чем за два месяца, обязан довести до сведения местного органа службы занятости данные о предстоящем высвобождении каждого конкретного работника с указанием его профессии, специальности, квалификации, должности и размера оплаты труда.

Работникам, высвобождаемым с предприятий при расторжении трудового договора в связи с осуществлением мероприятий по сокращению численности или штата:

1)  выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка;

2)  сохраняется средняя заработная плата на период трудоустройства, но не свыше двух месяцев со дня увольнения с учетом выплаты выходного пособия;

3)  сохраняется средняя заработная плата на период трудоустройства, в порядке исключения, в течение третьего месяца со дня увольнения по решению службы занятости при условии, если работник заблаговременно (в двухнедельный срок после увольнения) обратился в этот орган и не был им трудоустроен.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15