Реферат: Государственное регулирование рынка труда
Вывод
Таким
образом, система "Содействие плюс", в частности, раздел
"Статистическая отчетность" упрощает получение информации о состоянии
рынка труда в городах и районах республики, позволяет проводить анализ
различных показателей и составлять прогнозные оценки на будущее.
III. ПРОЕКТНАЯ ЧАСТЬ
3.1.
Прогноз рынка труда Российской Федерации
на
1998 - 2000 годы
Положение рынка труда Российской Федерации в 1998 году будет определяться
социально-экономическим, политическим, демографическим положением в стране.
Предположительная численность регистрируемых безработных в 1998 году в
целом по России составит 2600 тыс.человек. Из них в: Северном районе 208,3;
Северо-Западном 138,9; Центральном 447,7; Волго-Вятском 197,2;
Центрально-Черноземном 95,9; Поволжском 285,7; Северо-Кавказском 238,4;
Уральском районах 358,8 тыс.человек.
В профессиональной структуре безработных будет преобладать спрос на
руководителей и специалистов в области управления
административно-производственного обеспечения, строителей, на рабочие специальности
(Приложение 6 ).
На территории Российской Федерации выделяется целая группа областей и
республик с критической ситуацией на рынке труда - это Республика Ингушетия,
Дагестан, Северная Осетия-Алания, где уровень безработицы может превысить 30%,
за ними будут следовать Республика Тыва, Бурятия, Калмыкия, Хакасия (более 22%).
Численность занятых в 2000г. по прогнозу составит 65,1 млн.чел. В
ближайшие годы ожидается оживление инвестиционной активности. Уже в 1998 году
объём капитальных вложений может превысить уровень 1997 года на 2%. В 1999 году
темп прироста капитальных вложений прогнозируется на уровне 4-6%, а в 2000 году
- 5-8%.
Однако, экономический подъем в стране будет сопровождаться резким ростом
безработицы. Армия "лишних людей" составит 10% трудоспособных граждан
- почти 7 млн.чел.
Главным источником безработицы станет оздоровление промышленных
предприятий и их переход на новые технологии. Из-за этого они будут активно
освобождаться от излишней рабочей силы. К тому же в ближайшие 3 года начнется
массовое увольнение военнослужащих (полмиллиона незанятых людей), освободятся
сотни тысяч шахтеров с закрываемых шахт. Сложна и демографическая ситуация: в
структуре населения получат преобладание люди самого трудоспособного возраста,
и поэтому обострение на рынке труда неизбежно.
Что же намерено делать государство? Правительство
России 12.03.98 г. рассмотрело и в основном одобрило проект целевой программы
"О содействии занятости населения на 1998-2000 годы" Программа
предусматривает более активную политику "игры на опережение". Будет
усилена работа по переобучению, профориентации и трудоустройству людей.
Правительство намерено поощрять создание новых рабочих мест через налоговую
политику и стимулирование малого бизнеса.
3.1.1.
Прогноз спроса на рабочую силу на рынке труда
Главная особенность в развитии занятости и рынка труда Российской
Федерации на период до 2000 года будет заключаться в переходе к позитивной
динамике основных количественных и качественных параметров трудовой сферы.
Начнет расти производительность труда в ряде отраслей и уменьшаться накопленный
потенциал скрытой безработицы, обозначатся прогрессивные сдвиги в профессиональной
структуре занятых, повысится мобильность рабочей силы, а безработица,
обусловленная кризисом производства, трансформируется в нормальную структурную
безработицу.
В прогнозируемом периоде следует ожидать определенной перегруппировки
спроса на рабочую силу в пользу отраслей непроизводственной сферы: доля занятых
в ней возрастет с 34% в 1997г. до 35% в 2000г. В отраслях материального
производства доля занятых сократится с 66% до 65%. При этом уменьшатся темпы
снижения численности занятых в промышленности. В предстоящие три года численность
занятых в промышленности сократится на 3%. Доля занятых в промышленности в
общей численности работников народного хозяйства уменьшится с 25% в 1997 г. до
24% в 2000 году.
Ожидаются позитивные сдвиги в сельском хозяйстве. Меры по поддержке
национального производителя, расширяющаяся конкуренция между государственным и
частным секторами создадут условия для стабилизации и роста численности
работников сельского хозяйства до 9,4 млн.чел. (на 0,2 млн.чел.) в основном за
счет занятых в личном подсобном хозяйстве, для которых этот вид деятельности
является первичной и единственной занятостью. Наибольшие темпы прироста рабочих
мест ожидаются в сфере финансов, страхования, кредитования и пенсионного
обеспечения (10% за период), и в здравоохранении, физической культуре и
социальном обеспечении (6,5%).
Одновременно прогнозируется достаточно устойчивый спрос на работников
организаций рыночной инфраструктуры, бытового и сервисного обслуживания
населения, транспорта, связи, образования, науке и научном обслуживании.
Значительная часть вакансий будет открываться в тех новых сферах
профессиональной деятельности, работа в которых требует длительной специальной
подготовки.
Предполагаемые положительные сдвиги в экономической конъюнктуре обусловят
увеличение численности занятых в экономике в 1998-2000 годах на 0,4 млн.чел.
Численность занятых в 2000 году составит 65,1 млн.чел.
3.1.2.
Отраслевые проблемы занятости
Продолжающийся в течение последних лет процесс "утяжеления"
структуры производства, т.е. её переориентации на сырьевые и добывающие отрасли
с низкой степенью переработки продукции, сохранится и в 1998-2000 годах.
Электроэнергетика, газовая, нефтедобывающая отрасли промышленности будут
характеризоваться относительно более высоким уровнем роста производства, чем промышленность
в целом. Сокращение спроса на рабочую силу произойдет, прежде всего, в
машиностроении (за исключением транспортного), нефтехимическом комплексе,
промышленности стройматериалов и текстильной промышленности. В то же время
возможен небольшой рост числа занятых в топливно-сырьевых отраслях.
Наиболее острая ситуация с занятостью в предстоящие три года будет
оставаться в легкой, особенно текстильной промышленности, машиностроении и
металлообработке, в нефтехимической и угольной промышленности, отраслях
оборонного комплекса.
По оценке ОАО "Рослегпром", в ближайшее время может быть высвобождено
около 150 тыс. работников легкой промышленности. За 1998-2000 г. из сферы
военного производства планируется высвободить более 131 тыс.человек. Кроме
того, свыше 290 тыс.человек будут временно незаняты.
В строительстве снижение численности занятых не превысит в 1998-2000
годах 2,5% ежегодно.
В предстоящие три года предполагается значительно сократить персонал
железнодорожного транспорта.
3.1.3.
Прогноз безработицы по регионам
В соответствии с прогнозом социально-экономического развития России на
1998-2000 годы рост общей безработицы не будет превышать 5% экономически активного
населения. Общая численность безработных составит в 1998г. - 2,6 млн. человек
(3,6% к экономически активному населению), в 1999 году - 2,8 млн.человек
(3,8%), 2000г. - 3,1 млн.человек (4,3%).
Доля официально зарегистрированных безработных в общей численности
безработных возрастет с 34,3% в 1997 году до 40,2% в 2000 году.
Наиболее значительный рост численности безработных прогнозируется в
Восточно-Сибирском, в Северо-Кавказском и Западно-Сибирском, Поволжском районах
(в 1,4 раза).
Таблица 3.1
(в среднем за
год, млн. человек)
|
1997 |
1998 |
1999 |
2000 |
Экономически активное население |
71,4 |
71,7 |
72,2 |
72,8 |
Спрос на рабочие места занятое население
(удовлетворенный спрос) |
64,7 |
64,7 |
64,8 |
65,1 |
Общая численность безработных (неудовлетворенный
спрос) |
6,7 |
7,0 |
7,4 |
7,7 |
в том числе: |
|
|
|
|
зарегистрированные в органах службы занятости безработные
(неудовлетворен-ный спрос) |
2,3 |
2,6 |
2,8 |
3,1 |
В наиболее
трудном положении окажутся районы, работающие на дальневосточном сырье и
топливе, и районы с повышенной концентрацией промышленных производителей ВПК.
Максимальное значение уровня безработицы (к экономически активному населению) в
2000г. прогнозируется в Северном экономическом районе (9,3%). За ним будет
следовать Восточно-Сибирский (6,7%) и Дальневосточный районы (6,1%). В них
ожидается наибольший прирост уровня безработицы. Выше среднероссийского
ожидается также уровень безработицы в Калининградской области (5,4%),
Северо-Западном и Волго-Вятском районах (5,2-5,4%).
Самый высокий уровень регистрируемой безработицы в 1998-2000гг. будет
отмечаться в 5 регионах России - Ингушской Республике - 17,1%, Ивановской
области - 11,5%, Республике Калмыкия - 8,6%, Владимирской области - 8,2% и
Республике Удмуртия - 8,1%.
В более благоприятном положении окажутся районы, располагающие ценными
сырьевыми ресурсами, пользующимися повышенным спросом на мировом рынке, а также
территории с развитым сельскохозяйственным производством. Наиболее низкий
уровень безработицы ожидается в Центральном и Центрально-Черноземном районах,
близким к среднероссийскому будет уровень безработицы на Урале, в Поволжье, на
Северном Кавказе. При этом в Центральном и Северо-Кавказском районах будет
наблюдаться значительная внутрирайонная дифференциация уровня безработицы: от
0,7% в г.Москве до 11,5% в Ивановской области и от 1,2% в Ростовской области до
17,1% в Ингушской Республике.
3.2. Прогноз рынка труда Республики Башкортостан на 1998
год
Положение на рынке труда в 1998 году по-прежнему будет определяться
социально-экономической обстановкой в республике.
По прогнозам Министерства экономики Республики Башкортостан, в 1998 году
ожидается, что объем валового внутреннего продукта составит 100,8% к уровню
1997 года. Намечается остановка спада промышленного производства. Опережающими
темпами прогнозируется развитие нефтеперерабатывающей и пищевой промышленности.
Однако даже в условиях роста объемов производства в 1998 году ожидается
увеличение числа безработных, так как на предприятиях имеются значительные
размеры избыточной численности работающих.
В 1998 году предложение рабочей силы на рынке труда может составить 435,8
тыс. человек.(Поиложение 7).
В органах службы занятости могут состоять на учете 184,8 тыс. граждан,
ищущих работу, из них 64,3 тыс. - на начало года.
Основной удельный вес (47%) на рынке труда будут составлять лица, уволенные
по собственному желанию.
Безработица останется серьезным фактором провоцирования
риска социальной напряженности. Она будет все более дифференцированной по
территории республики и неоднородной по составу, повысится доля “застойных”
безработных, будет наблюдаться опасность роста психологически неустойчивых
групп безработных с низкой адаптацией к условиям рынка.
По данным предприятий, учреждений и организаций, ожидается высвобождение
22,8 тыс.человек. Наибольшее сокращение численности персонала будет происходить
в промышленности (10,6 тыс. человек), в строительстве (3,4 тыс. человек), на
транспорте и в связи (более 3 тыс. человек), в торговле (1,8 тыс. человек), в
сельском хозяйстве (1,6 тыс. человек). Значительное сокращение численности
трудовых коллективов ожидается в городах Уфе (4,5 тыс. человек), Салавате (2 тыс. человек), Белорецке
(более 1 тыс. человек) и по 100-300 человек в каждом сельском районе республики.
Предполагается сокращение 1 тыс. работников на АО Белорецкий металлургический комбинат и 350 человек в Стерлитамакском АООТ “Стерлитамакстрой”,
по 200 человек на Ишимбайском машиностроительном
заводе, в Нефтекамских НГДУ “Арланнефть” и “Южарланнефть”,
Кумертауском АООТ “Искра”, АО “Акционерная компания
АПРИ” (город Октябрьский).
Напряженная ситуация на рынке труда сказывается в первую очередь на
молодежи. Численность выпускников учебных заведений на рынке труда может
составить 16,0 тыс. человек, из них 10 тыс. будут вынуждены обратиться за
содействием в трудоустройстве в органы службы занятости.
На территории республики выделяется целая группа городов и районов с
критической ситуацией на рынке труда, где уровень безработицы к концу 1998 года
может превысить 8% - это города Агидель, Белорецк, Ишимбай, Кумертау, Белорецкий и Гафурийский районы.
К концу года число безработных, без учета частично занятых, может
составить 118,3 тыс. человек, официальный уровень безработицы может достичь 4%.
В этих условиях политика на рынке труда республики должна быть направлена
на:
достижение сбалансированности предложения рабочей силы и числа рабочих
мест;
предупреждение массовой безработицы на местных рынках труда;
создание новых и повышение эффективности
существующих рабочих мест;
развитие кадрового потенциала путем совершенствования системы обучения,
переобучения, переподготовки и повышения квалификации кадров;
установление норматива (квоты) на привлечение иностранной рабочей силы в
Республику Башкортостан.
3.2.1.
Методика расчета
Социально-экономическая нестабильность предполагает, что прогноз должен
быть вариантным. В общем виде эти варианты могут быть сведены к двум:
- отражающий сложившееся изменение объемов производства;
- предусматривающий несколько более высокие темпы изменения объемов
производства.
Варианты прогноза должны разрабатываться совместно со специалистами
районных (городских) экономических служб и с обязательным привлечением (путем
опросов и другими возможными способами) руководителей предприятий разных
отраслей, форм собственности и размеров. Прогноз рынка труда по структуре состоит
из трех частей:
1) спрос на рабочую силу;
2) предложение рабочей силы на рынке труда;
3) распределение рабочей силы на рынке труда
Спрос на рабочую силу формируется из потребности на создаваемых
новых рабочих местах (в государственных и иных секторах); потребности в
работниках на замену выбывающих по собственному желанию; потребности в
работниках на замену выбывающих по причинам, предусмотренным законодательством
(уход на пенсию и т.п.).
Прежде всего необходимо оценить спрос на рабочую силу в текущем году.
Этот спрос складывается из двух частей. Первая из них касается в основном
крупных и средних предприятий, а также различных организаций и учреждений,
охватываемых ежемесячным учетом по труду, в котором ежеквартально даются
сведения о движении кадров и вакансиях. Вторая - малых предприятий, по которым
нет систематически собираемых сведений о движении рабочей силы.
Данные заполняются по сведениям отчетности. Затем производится оценка
выбытия и приема кадров на оставшийся период.
Во второй части основных показателеé
определения спроса выступает оценка численности занятых на малых предприятиях
по отношению к численности, отраженной учетом пo форме №l-Т. Эта оценка
ocyществляется по мере возможности по данным статистики, преимущественно в городах. Учитывая, что занятость на малых предприятиях имеет тенденцию
к росту, текущий их спрос на рабочую силу можно считать пропорциональным численности
занятых на них относительно средних и крупных предприятий. Завершение оценки спроса
на рабочую силу в текущем гoдy позволяет перейти к прогнозу на будущий год.
Ïðîãíîç
íà áóäóùèé
ãîä осуществляется
экспертно на основе оценки возможного выбытия и относительного (в % к выбытию)
его возмещения. При этом учитывается их динамика за предыдущие годы.
Îæèäàåìàÿ ÷èñëåííîñòü
âûñâîáîæäåííûõ â
òåêóùåì
ãîäó
ñêëàäûâàåòñÿ
èç äâóõ
÷àñòåé:
óâîëüíÿåìûå
ïî ñîêðàùåíèþ
øòàòîâ
ñ êðóïíûõ è
ñðåäíèõ
ïðåäïðèÿòèé è
âûáûâàþùèå ïî òîé
æå ïðè÷èíå
ñ ìàëûõ
ïðåäïðèÿòèé.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15
|