рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Реферат: Государственное регулирование рынка труда рефераты

×èñëî âûáûâàþùèõ ïî ñîêðàùåíèþ ÷èñëåííîñòè ñ ìàëûõ ïðåäïðèÿòèé îïðåäåëÿåòñÿ ýêñïåðòíûì ïóò¸ì. Ïðè ýòîì ó÷èòûâàåòñÿ, ÷òî на этих предприятиях, как правило, значительно ниже уровень делопроизводства и соблюдения КЗОТа.

Для прогнозирования высвобождения в будущем году важное значение имеет оценка излишней численности, осуществляемая на основе данных предприятий о переводе работников на неполное рабочее время и предоставлении им отпусков по инициативе администрации в связи с сокращением объема производства (работ). Эти сведения фактически отражают лишь часть излишней занятости. Однако важно, что эта часть официально признается самими предприятиями и поэтому может считаться реальным источником высвобождения в ближайшем будущем.

В основу первого варианта прогноза высвобождения на будущий год берутся тенденции, складывающиеся в высвобождении на момент составления прогноза и которые соответственно уже заложены в оценке высвобождения до конца текущего года. Если в текущем году поквартальное высвобождение, например, относительно устойчиво, то эта тенденция распространяется и на будущий год. Если же высвобождение нарастает, то тенденция нарастания сохраняется и в прогнозе.

Во втором варианте к величине возможного высвобождения в будущем году, принятой по первому варианту прогноза, добавляется определенный процент излишней численности в годовом исчислении.

Наличие общей численности высвобожденных позволяет перейти к следующему шагу - определению, сколько из них могут выйти на рынок труда. Главный отсеивающий фактор - доля среди высвобождаемых пенсионеров. Эта доля определяется экспертно на основе данных обследуемых предприятий и с поправкой для будущего года, исходя из возможного изменения поло-возрастной структуры высвобождаемых, при различных по вариантам масштабам высвобождения. Другой фактор, который следует принимать во внимание, касается масштабов и динамики в районе (городе) неофициальной экономики.

Выходящие на рынок труда, высвобожденные работники, распределяются по двум каналам: ищущие работу самостоятельно и обращающиеся в службу занятости.

Для расчета численности уволенных по собственному æåëàíèþ âàæíû òðè ìîìåíòà.

Во-первых, оценка возможного числа уволенных по этой причине по совокупности средних и крупных предприятий до конца года.

Во-вторых, оценка численности уволенных в текущем году по собственному желанию с малых предприятий.

В-третьих, оценка численности той части уволенных по собственному желанию, которые найдут новую работу до увольнения.

В результате проведения предполагаемых расчетов определяется численность уволенных по собственному желанию, которые окажутся незанятыми.  Это базовая величина для прогноза аналогичной численности на будущий год.

Данный прогноз осуществляется экспертно, исходя из характера процессов, ожидаемых по выделенным вариантам на рынке труда, и в тесной связи с возможными масштабами высвобождения работающих с предприятий и организаций. Если численность высвобождаемых прогнозируется на уровне, близком к ожидаемому в текущем году, то число незанятых по причине текучести может и возрасти, особенно когда велика вероятность, что в сфере производства заметных сдвигов к лучшему не будет. Если же по второму варианту предполагается существенный рост увольнений по сокращению численности, то число незанятых из-за текучести должно сократиться. При этом суммарная численность высвобожденных и оказавшихся без работы будет несколько выше, чем аналогичная суммарная численность в текущем году.

Основным источником информации äëÿ оценки численности молодежи, окончившей дневные учебные заведения èëè прекратившей обучение в них, которая может в текущем и будущем годах оказаться на рынке труда, служат сведения органов системы образования.

Общая численность уволенных из Вооруженных Сил для текущего и будущего года устанавливается по данным военкомата. Она включает обычные ежегодные увольнения лиц срочной службы и возможные увольнения, обусловленные сокращением численности Вооруженных сил. Масштабы выхода среди общей численности уволенных из армии на рынок труда и обращений в службу занятости определяется экспертно с помощью данных первичного учета в службах занятости.

Общая численность и примерная доля выходящих на рынок труда в текущем и будущем году освобожденных из учреждений, исполняющих наказание по решению суда, устанавливается по данным органов внутренних дел.

Данные о механическом приросте трудоспособного населения в трудоспособном возрасте берутся в статорганах. При этом его величина определяется как сальдо притока и оттока данной группы населения. Если ожидается в текущем году или прогнозируется в будущем году, что выбытие превысит прибытие, то соответственно уменьшается нагрузка на рынок труда и численность показывается со знаком "-". Если же величина миграции положительная, то нагрузка на рынок труда возрастает. Конкретные их величины берутся за последние годы и возможный прирост определяется с учетом сложившейся тенденции.

Расчет возможного числа беженцев и вынужденных переселенцев в трудоспособном возрасте производится совместно с отделами по труду с использованием данных прошедшего периода.

Выход на рынок занятых в домашнем и личном подсобном хозяйстве можно оценивать совместно с отделом по труду на основе данных баланса трудовых ресурсов.

Незанятое трудоспособное население в трудоспособном возрасте определяется как сумма лиц, занятых в домашнем личном подсобном хозяйстве, и лиц, зарегистрированных в службе занятости на начало прогнозируемого периода.

Оценка трудоустройства и безработицы в текущем году, аналогичный вариантный прогноз на будущий год выполняются в разделе "Распределение рабочей силы на рынке труда". Этот раздел состоит из двух частей. Первая из них позволяет знать, сколько всего людей нуждаются в трудоустройстве. Вторая  - сколько из них свои потребности в работе удовлетворят и что станет с остальными.

Нереализованный спрос на рабочую силу (незаполненные вакансии) определяется как разность между спросом (всего) (раздел I) и нашедшими работу (раздел III).

×ècëeííocòü занятых на конец года (оценка и прогноз) определяются совместно с отделом по труду и органами статистики. Расчеты завершаются определением уровня безработицы.


3.2.2. Ïðîãíîç ñïðîñà, ïðåäëîæåíèÿ è ðàñïðåäåëåíèÿ ðàáî÷åé ñèëû íà ðûíêå òðóäà

Íà îñíîâå àíàëèçà òåíäåíöèé ðàçâèòèÿ ðûíêà òðóäà, ðåçóëüòàòîâ ïðîâåäåííîãî ìîíèòîðèíãà çàíÿòîñòè â ãîðîäàõ è ðàéîíàõ ðåñïóáëèêè áûëè ðàçðàáîòàíû äâà âàðèàíòà ïðîãíîçà ñïðîñà è ïðåäëîæåíèÿ ðàáî÷åé ñèëû (Ïðèëîæåíèå  8 ).

Ïî ïåðâîìó âàðèàíòó ïðåäóñìàòðèâàåòñÿ, ÷òî òåíäåíöèè, ñëîæèâøèåñÿ íà ðûíêå òðóäà â 1997 ãîäó, ïðàêòè÷åñêè íå èçìåíÿòñÿ.

Ñîãëàñíî âòîðîãî âàðèàíòà áåçðàáîòèöà áóäåò ðàçâèâàòüñÿ íàðàñòàþùèìè òåìïàìè. Åå óðîâåíü ê êîíöó 1998ã. ìîæåò äîñòè÷ü 5,4%. ðàñ÷åò ýòîãî âàðèàíòà îñíîâàí íà àêòèâèçàöèè ïðîöåññîâ âûñâîáîæäåíèÿ ðàáîòíèêîâ, áàíêðîòñòâ ïðåäïðèÿòèé, ñîêðàùåíèÿ ÷èñëåííîñòè ðàáîòàþùèõ.

Ïåðâûé âàðèàíò ïðîãíîçà ïðåäñòàâëÿåòñÿ íàèáîëåå âåðîÿòíûì è ÿâëÿåòñÿ áàçîâûì äëÿ ðàçðàáîòêè ìåðîïðèÿòèé ïî ñîäåéñòâèþ çàíÿòîñòè íàñåëåíèÿ ðåñïóáëèêè.

Ïðåäïîëàãàåòñÿ, ÷òî ïîòðåáíîñòü íàðîäíîãî õîçÿéñòâà áóäåò ñêëàäûâàòüñÿ èç äâóõ ïîêàçàòåëåé: èìåþùèõñÿ ðàáî÷èõ ìåñò è äîïîëíèòåëüíûõ, ïðåäóñìîòðåííûõ ê ââîäó â 1998 ãîäó.

Íà âåëè÷èíó ïåðâîãî èç íèõ îêàçûâàþò âëèÿíèå âûáûòèå ðàáîòíèêîâ ïî ïðè÷èíàì, ïðåäóñìîòðåííûì çàêîíîäàòåëüñòâîì (ó÷åáà, ïåíñèÿ, ïðèçûâ â ðÿäû Âîîðóæåííûõ Ñèë è äðóãèå), à òàêæå ïî ïðè÷èíàì òåêó÷åñòè è åñòåñòâåííîé óáûëè. Âñåãî ïî óêàçàííûì ïðè÷èíàì äîëæíî îñâîáîäèòüñÿ 250,5 òûñ.ðàáî÷èõ ìåñò. Ïðåäóñìîòðåííûå ê ââîäó ðàáî÷èå ìåñòà îöåíèâàþòñÿ â 7,5 òûñÿ÷è. Òàêèì îáðàçîì, ñïðîñ íà ðàáî÷óþ ñèëó ñîñòàâèò 258,0 òûñ.÷åëîâåê.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15