Реферат: Государственное регулирование рынка труда
×èñëî
âûáûâàþùèõ
ïî
ñîêðàùåíèþ
÷èñëåííîñòè
ñ ìàëûõ ïðåäïðèÿòèé
îïðåäåëÿåòñÿ
ýêñïåðòíûì
ïóò¸ì. Ïðè
ýòîì
ó÷èòûâàåòñÿ,
÷òî на этих
предприятиях, как правило, значительно ниже уровень
делопроизводства и соблюдения КЗОТа.
Для прогнозирования высвобождения в будущем году важное значение имеет оценка излишней численности, осуществляемая
на основе данных предприятий о переводе работников на
неполное рабочее время и
предоставлении им отпусков по инициативе администрации в связи с сокращением объема производства (работ). Эти сведения фактически
отражают лишь часть излишней занятости. Однако важно, что эта часть официально
признается самими предприятиями и поэтому может считаться реальным источником
высвобождения в ближайшем будущем.
В основу первого варианта прогноза высвобождения на будущий год берутся тенденции, складывающиеся в
высвобождении на момент составления прогноза и
которые соответственно уже заложены в оценке высвобождения до конца текущего
года. Если в текущем году поквартальное высвобождение, например, относительно устойчиво, то эта тенденция
распространяется и на будущий год. Если же высвобождение нарастает, то тенденция нарастания сохраняется и в
прогнозе.
Во втором варианте к величине возможного высвобождения в будущем году, принятой по первому варианту
прогноза, добавляется определенный процент излишней численности в годовом
исчислении.
Наличие общей численности высвобожденных
позволяет перейти к следующему шагу - определению, сколько из них могут выйти
на рынок труда. Главный отсеивающий фактор - доля среди
высвобождаемых пенсионеров. Эта доля определяется экспертно на основе данных
обследуемых предприятий и с поправкой для будущего года, исходя из возможного
изменения поло-возрастной структуры высвобождаемых, при различных по вариантам
масштабам высвобождения. Другой фактор, который
следует принимать во внимание, касается масштабов и
динамики в районе (городе) неофициальной экономики.
Выходящие на рынок труда, высвобожденные работники, распределяются по двум каналам: ищущие работу самостоятельно и обращающиеся
в службу занятости.
Для расчета численности уволенных по собственному æåëàíèþ
âàæíû òðè
ìîìåíòà.
Во-первых, оценка возможного числа уволенных по этой причине по совокупности
средних и крупных предприятий
до конца года.
Во-вторых, оценка численности уволенных в
текущем году по собственному желанию с малых предприятий.
В-третьих, оценка численности той части уволенных по собственному желанию, которые
найдут новую работу до увольнения.
В результате проведения предполагаемых
расчетов определяется численность уволенных по
собственному желанию, которые окажутся незанятыми. Это базовая величина для
прогноза аналогичной численности на будущий год.
Данный прогноз осуществляется экспертно, исходя из
характера процессов, ожидаемых по выделенным
вариантам на рынке труда, и в тесной связи с возможными масштабами высвобождения работающих
с предприятий и организаций. Если численность
высвобождаемых прогнозируется
на уровне, близком к ожидаемому в текущем году, то число незанятых по причине текучести может и возрасти, особенно когда велика вероятность, что в сфере
производства заметных сдвигов к лучшему не будет.
Если же по второму варианту предполагается существенный рост увольнений по сокращению численности, то число незанятых из-за текучести должно
сократиться. При этом суммарная численность
высвобожденных и оказавшихся без работы будет
несколько выше, чем аналогичная суммарная численность в текущем году.
Основным источником информации äëÿ оценки
численности молодежи, окончившей дневные учебные заведения èëè прекратившей обучение в них, которая может в
текущем и будущем годах
оказаться на рынке труда, служат сведения органов системы образования.
Общая численность уволенных из Вооруженных Сил для текущего и будущего года
устанавливается по данным военкомата. Она включает обычные ежегодные увольнения
лиц срочной службы и возможные увольнения, обусловленные сокращением
численности Вооруженных сил. Масштабы выхода среди общей численности уволенных
из армии на рынок труда и обращений в службу занятости определяется экспертно с
помощью данных первичного учета в службах занятости.
Общая численность и примерная доля выходящих
на рынок труда в текущем и будущем году освобожденных
из учреждений, исполняющих наказание по решению суда, устанавливается
по данным органов внутренних дел.
Данные о механическом приросте трудоспособного населения
в трудоспособном возрасте берутся в статорганах. При этом его величина определяется как
сальдо притока и оттока данной группы населения. Если ожидается в текущем году
или прогнозируется в будущем году, что выбытие превысит прибытие, то
соответственно уменьшается нагрузка на рынок труда и численность показывается
со знаком "-".
Если же величина миграции положительная, то нагрузка
на рынок труда возрастает. Конкретные их величины берутся
за последние годы и
возможный прирост определяется с учетом сложившейся тенденции.
Расчет возможного числа беженцев и вынужденных переселенцев в трудоспособном
возрасте производится совместно с отделами по труду с использованием данных
прошедшего периода.
Выход на рынок занятых в домашнем и личном подсобном хозяйстве
можно оценивать совместно с отделом по труду на основе данных баланса трудовых
ресурсов.
Незанятое трудоспособное население в трудоспособном возрасте определяется
как сумма лиц, занятых в домашнем личном подсобном
хозяйстве, и лиц,
зарегистрированных в службе занятости на начало
прогнозируемого периода.
Оценка трудоустройства и безработицы в текущем году, аналогичный вариантный прогноз на будущий год выполняются в разделе
"Распределение рабочей силы на рынке труда".
Этот раздел состоит из двух частей. Первая из них
позволяет знать, сколько всего людей нуждаются в трудоустройстве. Вторая - сколько из них свои потребности в работе удовлетворят и что станет с
остальными.
Нереализованный спрос на рабочую
силу (незаполненные вакансии) определяется как разность между спросом
(всего) (раздел I) и нашедшими работу (раздел III).
×ècëeííocòü
занятых на конец года (оценка и прогноз) определяются совместно с отделом по труду
и органами статистики. Расчеты завершаются определением уровня безработицы.
3.2.2. Ïðîãíîç
ñïðîñà,
ïðåäëîæåíèÿ
è
ðàñïðåäåëåíèÿ
ðàáî÷åé
ñèëû íà
ðûíêå òðóäà
Íà
îñíîâå
àíàëèçà
òåíäåíöèé
ðàçâèòèÿ ðûíêà
òðóäà,
ðåçóëüòàòîâ
ïðîâåäåííîãî
ìîíèòîðèíãà
çàíÿòîñòè â
ãîðîäàõ è
ðàéîíàõ ðåñïóáëèêè
áûëè
ðàçðàáîòàíû
äâà âàðèàíòà
ïðîãíîçà
ñïðîñà è
ïðåäëîæåíèÿ
ðàáî÷åé ñèëû
(Ïðèëîæåíèå 8 ).
Ïî
ïåðâîìó
âàðèàíòó
ïðåäóñìàòðèâàåòñÿ,
÷òî
òåíäåíöèè,
ñëîæèâøèåñÿ
íà ðûíêå òðóäà
â 1997 ãîäó,
ïðàêòè÷åñêè
íå
èçìåíÿòñÿ.
Ñîãëàñíî
âòîðîãî
âàðèàíòà
áåçðàáîòèöà
áóäåò
ðàçâèâàòüñÿ
íàðàñòàþùèìè
òåìïàìè. Åå
óðîâåíü ê
êîíöó 1998ã.
ìîæåò
äîñòè÷ü 5,4%. ðàñ÷åò
ýòîãî
âàðèàíòà
îñíîâàí íà
àêòèâèçàöèè
ïðîöåññîâ âûñâîáîæäåíèÿ
ðàáîòíèêîâ,
áàíêðîòñòâ
ïðåäïðèÿòèé,
ñîêðàùåíèÿ
÷èñëåííîñòè
ðàáîòàþùèõ.
Ïåðâûé
âàðèàíò
ïðîãíîçà
ïðåäñòàâëÿåòñÿ
íàèáîëåå
âåðîÿòíûì è
ÿâëÿåòñÿ
áàçîâûì äëÿ
ðàçðàáîòêè
ìåðîïðèÿòèé
ïî
ñîäåéñòâèþ
çàíÿòîñòè
íàñåëåíèÿ
ðåñïóáëèêè.
Ïðåäïîëàãàåòñÿ,
÷òî
ïîòðåáíîñòü
íàðîäíîãî
õîçÿéñòâà áóäåò
ñêëàäûâàòüñÿ
èç äâóõ
ïîêàçàòåëåé:
èìåþùèõñÿ
ðàáî÷èõ
ìåñò è
äîïîëíèòåëüíûõ,
ïðåäóñìîòðåííûõ
ê ââîäó â 1998
ãîäó.
Íà
âåëè÷èíó
ïåðâîãî èç
íèõ
îêàçûâàþò
âëèÿíèå
âûáûòèå
ðàáîòíèêîâ
ïî ïðè÷èíàì,
ïðåäóñìîòðåííûì
çàêîíîäàòåëüñòâîì
(ó÷åáà,
ïåíñèÿ,
ïðèçûâ â ðÿäû
Âîîðóæåííûõ
Ñèë è äðóãèå),
à òàêæå ïî
ïðè÷èíàì
òåêó÷åñòè è
åñòåñòâåííîé
óáûëè. Âñåãî
ïî
óêàçàííûì
ïðè÷èíàì
äîëæíî
îñâîáîäèòüñÿ
250,5
òûñ.ðàáî÷èõ
ìåñò. Ïðåäóñìîòðåííûå
ê ââîäó
ðàáî÷èå
ìåñòà îöåíèâàþòñÿ
â 7,5 òûñÿ÷è.
Òàêèì
îáðàçîì,
ñïðîñ íà
ðàáî÷óþ
ñèëó ñîñòàâèò
258,0
òûñ.÷åëîâåê.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15
|