рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Реферат: Разработка демонстрационных программ для применения в процессе преподавания физики рефераты

Реферат: Разработка демонстрационных программ для применения в процессе преподавания физики

 ш2.0

                              - 1 -

                           ОГЛАВЛЕНИЕ

                                                              ст.

    1. Введение.................................................3

        а) Актуальность темы дипломной работы...................3

        б) Цели работы..........................................4

        в) Научная новизна результатов дипломной работы.........4

        г) Научная и практическая ценность......................5

        д) Вклад автора.........................................5

        е) Реализация...........................................5

        ж) Апробация и публикации...............................6

        з) Краткое содержание  и структура......................6

    Глава 1. Физические основы исследуемых процессов............8

        _ 1.1 Электрический колебательный контур................8

        _ 1.2 Опыт Милликена...................................11

        _ 1.3 Скин-эффект в цилиндрической геометрии...........16

        _ 1.4 Скин-эффект в плоской геометрии..................26

    Глава 2.  Математические  методы исследования физических

              процессов........................................31

        _ 2.1 Типы задач для обыкновенных дифференциальных

              уравнений........................................31

        _ 2.2 Задача Коши.(Метод Рунге-Кутты 2-го порядка).....34

        _ 2.3 Метод Рунге-Кутты 4 порядка......................37

        _ 2.4 Краткие сведения о функциях Бесселя..............42

        _ 2.5 Краткие сведения о функциях Кельвина.............46


                              - 2 -

    Глава 3. Использование ЭВМ в учебном процессе..............48

        _ 3.1 Роль ЭВМ в обучении физики.......................48

        _ 3.2 Методы использования ЭВМ в обучении..............51

        _ 3.3 Моделирование физических процессов на ЭВМ........53

        _ 3.4 Краткое описание программ........................55

    Заключение.................................................56

    Приложения.................................................57

    Литература.................................................66


 ш2.0

                              - 3 -

                             2Введение

     _ 1Актуальность темы дипломной работы

    Дипломная работа посвящена разработке демонстрационных  прог-

рамм для применения в процессе преподавания физики как в школах и

среднеспециальных  учебных заведениях, так и в высших учебных за-

ведениях.

    Насыщенность школ современной вычислительной техникой еще  не

приводит к большим переменам в образовании,  если учитель не под-

готовлен ни психологически,  ни профессионально к внедрению ЭВМ в

его жизнь.

    В настоящее время накоплен большой опыт  применения  вычисли-

тельной техники в физических исследованиях,  выработаны общие ме-

тодические подходы решения основных физических  проблем  и  можно

констатировать факт,  что сложился новый предмет - вычислительная

физика, которая составной частью современной физики наряду с  об-

щей физикой и теоретической физикой и входит в стандарт образова-

ния по физики.

    Основным методом  исследования вычислительной физики является

компьютерный эксперимент, теоретической базой которого служит ма-

тематическое моделирование, а экспериментальной базой - ЭВМ.

    Компьютерное моделирование интегрирует  такие  предметы,  как

теоретическая физика, численный анализ и программирование.

    На сегодняшний день в процессе преподавания физики очень мно-

гие  важные  явления и опыты не могут быть реализованы в виде де-

монстраций в силу их сложности, а их объяснение требует от препо-

давателя  больших  "художественных возможностей".  Именно поэтому


                              - 4 -

появилась тенденция создания компьютерных программ для  моделиро-

вания подобных процессов [1-7]. Теперь преподаватель, заранее по-

добрав исходные данные,  может по ходу объяснения демонстрировать

все возможные варианты развития процесса не затрачивая массу вре-

мени на приемлемое изображение  установки,  самого  эксперимента,

сопутствующих графиков.

    Кроме того,  такие программы могут быть также 2  0 использованы в

лабораторном практикуме с дополнительными заданиями разного уров-

ня сложности,  а в совокупности с прилагаемыми описаниями  и  для

самостоятельного изучения материала.

     _ 1Целями дипломной работы являлись

    - исследование моделируемых процессов  на  предмет  получения

конечных аналитических решений,  пригодных для создания на их ос-

нове демонстрационных программ, а в случае их отсутствия построе-

ние алгоритмов решения на основе численных методов;

    - создание демонстрационных программ на основе полученных ре-

шений;

    - создания лабораторных работ на основе  разработанных  прог-

рамм и ряда разноуровневых заданий к ним;

    - апробация созданных лабораторных работ  2  0на 2  0 физическом  фа-

культете ТГПУ  им.  Л. Н. Толстого в курсе  методики преподавания

физики;

     _ 1Научная новизна результатов дипломной работы

    В работе впервые:

    - Созданы демонстрационные программы для  моделирования: про-

цессов в  электрическом  колебательном контуре,  опыта Милликена,


                              - 5 -

скин-эффекта;

    - Для скин-эффекта получено решение в виде комбинации функций

Кельвина;

    - Показана роль фазового дополнительного слагаемого в решении

для скин-эффекта;

    - Показано, что в электрическом колебательном контуре на гра-

фике зависимости энергии от времени существуют  плато,  соответс-

твующее  нулевому току и проведена аналогия с механическими коле-

баниями;

     _ 1Научная и практическая ценность

    В работе проведен теоретический анализ исследуемых  процессов

и создан ряд моделирующих программ.

    Как теоретические результаты,  так и  компьютерные  программы

дипломной работы  могут быть использованы в процессе преподавания

физики в различных учебных заведениях и при самостоятельном  изу-

чении данного материала.

     _ 1Вклад автора

    В работах, результаты которых выносятся на защиту и выполнен-

ных совместно  с  научным  руководителем,  автором внесен должный

вклад в постановку задач, выбор методов исследования, теоретичес-

кий анализ, выбор методов реализации и интерпретацию результатов.

     _ 1Реализация результатов работы

    Полученные в  результате теоретического анализа аналитические

решения были реализованы автором в виде демонстрационных программ

для машин класса IBM PC/AT и совместимых, работающих под управле-


                              - 6 -

нием:

       - MS-DOC версии 5.0 и последующих;

       - MS-WINDOWS версий 3.1 и 3.11 (RUS).

    Программы реализованы с помощью компиляторов:

       - Turbo Pascal 6.0;

       - Turbo Pascal 7.0;

    и при  использовании графических пакетов:

       - BGI (Borland International)

       - Дизайнер.

       Демонстрационные программы используются в курсе преподава-

ния физики на физическом факультете ТГПУ им. Л.Н.Толстого и могут

быть использованы в других учебных заведениях.

     _ 1Апробация и публикации . 0

    Основные результаты докладывались опубликованы в тезисах док-

ладов 3  Всероссийского (с участием стран СНГ) совещания-семинара

"Применение средств вычислительной техники в учебном процессе", изд-во

УГТУ, Ульяновск 1995 г. [23]

    Материалы работы докладывались и обсуждались также на студен-

ческих научных конференциях в ТГПУ [24].

     _ 1Краткое содержание и структура

    Структура. Дипломная  работа состоит из введения,  трех глав,

приложения, заключения, содержит 55 страниц машинописного текста,

12 рисунков, список цитируемой  литературы включает 24 наименова-

ния.

    Во  _Введении . обосновывается актуальность работы, формулируется

ее цель,  излагается краткое содержание работы по главам и  пере-


                              - 7 -

числяются результаты,  являющиеся новыми.  Кроме того говорится о

реализации и апробации проделанной работы.

     _Глава 1 . дипломной работы посвящена теоретическому  исследова-

нию моделируемых процессов.

     _Глава 2 . посвящена описанию математических методов,  необходи-

мых для теоретического исследования и моделирования.

    В _ Главе 3 . рассматриваются  методические  вопросы,  касающиеся

как  применения  ЭВМ в учебном процессе в целом,  так и конкретно

применение разработанных программ.

     _Заключение . посвящено подведению итогов проделанной работы.

    В _ Приложении . приводятся необходимые схемы, рисунки и графики.


 ш2.0

                              - 8 -

                              _ 2Глава 1

              1Физические основы исследуемых процессов

     1_ 0  11.1 0  1Электрический колебательный контур.

    Рассмотрим электрический колебательный контур,  состоящий,  в

общем случае, из конденсатора C, катушки индуктивности L и сопро-

тивления нагрузки R (см.  рис. 1). Процессы происходящие  в такой

системе описываются дифференциальным уравнением вида:

 Ф-

 ш1.0

                    d 52 0q      7   0 dq

                   ───── + 2 7d  0──── + 7 w 40 52 0q = 0             (1.1.1)

                    dt 52 0      7   0 dt

где

                    R           1            dq

              2 7d  0= 7  0─── ; 7 w 40 52 0 = ──── ; I = - ──── .

                    L           LC           dt

    Начальные условия:  q│   =q 40 0 ; I│   =I 40 0.

                         │t=0      4  0 │t=0

    Энергия колебательного контура определяется выражением:

                             q 52 0     LI 52

                        W = ──── + ─────.                 (1.1.2)

                             2C      2

 ш2.0

 Ф+

    Это обыкновенное линейное дифференциальное уравнение  второго

порядка с постоянными коэффициентами.  Колебания, описываемые ли-

нейными дифференциальными уравнениями, называются   линейными ко-

лебаниями,  а  соответствующие  колебательные системы - линейными


                              - 9 -

 ш1.0

системами. Уравнение (1.1.1) имеет следующие решения[18]:

 Ф-

 ш1.0

                  7|\\\\\\\\\

1) 7 w 40 0 >  7d 4 , 7 W 0 =  7? w 40 52 7  0+  7d 52 0  - слабое затухание

              4- 7в 4t 7                        0            7d

        q = e  4   0(A Cos( 7W 0t) + B Sin( 7W 0t)); A=q 40 0;B= ─── q 40;

                                                   7W

         4- 7в 4t 0                           4- 7в 4t

 q'= - 7d 0e  4   0(A Cos( 7W 0t) + B Sin( 7W 0t))+ e  4   0(A 7W 0Cos( 7W 0t) + B 7W 0Sin( 7W 0t))

                        7|\\\\\\\\

                       7/ 0     7d 52 4     - 7в 4t

                q=q 40 7 / 0 1+ ────   e 7    0Cos( 7W 0t- 7f 40 0);          (1.1.3)

                     7? 0       7W 52

                  7d

    где  tg 7f 40 0 = ─── - сдвиг фаз;

                  7W

                         7(    0   7d 52 0  7)   4- 7в 4t

                  I = q 40 7* 01 + 7  0──── 78 0  7W 0e 7    0Sin( 7W 0t)           (1.1.4)

                         79    0   7W 52 0  70

    Частный случай: R=0 и  7d 0=0  (гармонические колебания)

                         q = q 40 0Cos( 7w 40 0t)                   (1.1.5)

                        I = q 40 7w 40 0Sin( 7w 40 0t)                  (1.1.6)

2) Критический режим: 7 цw 40 0= 7d

                   1      R 52 0                4L

                 ──── = ───── 5  ═════ 0> R 52 0 = ────

                  LC     4L 52 0                 C

                               4- 7в 4t

                       q = q 40 0e 7    0( 7d 0t + 1)                 (1.1.7)

                                  4- 7в 4t

                          I = q 40 0e 7   d 52 0t                   (1.1.8)


                             - 10 -

 ш1.0

3) Сильное затухание:

               q 52 7  (   0      7  0(- 7d 0+ 7W 0)t    7   0      7  0(- 7d 0- 7W 0)t 7)

          q = ──── 7 * 0( 7W 0 +  7d 0)e 7   0   7  0   + ( 7W 0 -  7d 0)e 7   0   7  0  7 8 0    (1.1.9)

               2 7W  9     0                              70

                     q 52 7w 40 52 0   7(  0(- 7d 0+ 7W 0)t    7  0(- 7d 0- 7W 0)t 7)

                I = ─────── 7 * 0e 7   0   7  0   + e 7   0   7  0  7 8 0        (1.1.10)

                      2 7W  0    79     0                70

 ш2.0

    На рис.  12 показаны зависимости q(t),  I(t), W(t), причем на

последней хорошо заметно  _плато .,  соответствующие  нулевому  току,

при котором в системе не происходит потерь энергии.


 ш2.0

                             - 11 -

     1_ 0  11.2 Опыт Милликена по определению заряда электрона.

    Роберт Эндрюс  Милликен  (1868-1953)  - американский физик (с

1924 года член-корреспондент АН СССР).  Получил  широкую  извест-

ность  за  ряд опытов,  направленных на установление дискретности

электрического заряда и определение заряда  электрона  с  высокой

точностью. За эту работу в 1923 году удостоен Нобелевской премии.

Также известны  его  работы,  направленные  на  экспериментальное

подтверждение  квантовой  теории фотоэффекта А.Эйнштейна и работы

по определению численного значения постоянной Планка.

    Классические опыты Милликена направлены на прямое доказатель-

ство дискретности электрического заряда и определение  элементар-

ного электрического заряда.

    Экспериментальный метод , примененный Милликеном , заключался

в  непосредственном измерении заряда очень маленьких капелек мас-

ла[14,19].Представим себе такую капельку между  обкладками  гори-

зонтально  расположенного  конденсатора(рис.2).Если  к  пластинам

конденсатора не приложено напряжение ,  то капля  будет  свободно

падать. Вследствие малых размеров капля будет падать равномерно ,

так как ее вес уравновешивается силой сопротивления воздуха , оп-

ределяемой законом Стокса , и силой Архимеда.

 Ф-

 ш1.0

                           76   6 6

                          F 4st 0+G+F 4арх 0=0                    (1.2.1)

                           F 4st 0=G-F 4арх 0                     (1.2.2)

                           F 4st 0=6 7ph 0aV 4G 0,                    (1.2.3)

                       G-F 4aрх 0=3 7p 0a 53 0( 7r 4k 0- 7r 0)g/4,              (1.2.4)

 ш2.0

 Ф+

где a-радиус капли,  7h 0-вязкость газа, V 4G 0-скорость свободного паде-

ния капли, 7r 4k 0-плотность капли,  7r 0-плотность газа.


                             - 12 -

     Представим себе теперь , что к пластинам конденсатора прило-

жено напряжение,  величина и знак которого подобраны  так,  чтобы

капелька под действием электрического поля поднималась вверх. Ес-

ли через V 4Е  0обозначить скорость этого подъема, то можно записать:

 Ф-

                          Еq-mg=6 7ph 0aV 4E 0                    (1.2.5)

 Ф+

где Е - напряженность поля внутри конденсатора.  Ионизируя воздух

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7